Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объективная сторона преступления выражается в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста. Способом воспрепятствования является принуждение к распространению информации либо к отказу от распространения информации.
Второй комментарий к Ст. 144 УК РФ
1. Объектом преступления, предусмотренного ст. 144 УК, является свобода массовой информации, являющейся одной из форм гарантированных Конституцией РФ прав граждан на свободу мысли, слова, мнений и убеждений, а также права поиска, получения и передачи, производства, распространения информации любым законным способом (ст. 29).
2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 144 УК, выражается в действиях, характеризующихся воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо отказу от распространения информации.
Под воспрепятствованием понимается противодействие законной профессиональной деятельности журналистов, т.е. лиц, занимающихся сбором, созданием, редактированием или подготовкой материалов для средств массовой информации.
Под принуждением как способом воспрепятствования понимается физическое или психическое воздействие в отношении журналиста. Физическое воздействие выражается в умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ) или в побоях (ст. 116 УК РФ); психическое воздействие ― в угрозе насилием над журналистом или его близкими, повреждением или уничтожением их имущества, распространением о них позорящих сведений.
3. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 144 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо.
4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 144 УК, характеризуется прямым умыслом.
5. Часть 2 статьи 144 УК устанавливает повышенную ответственность, если преступление совершено с использованием виновным своего служебного положения.
6. Часть 3 ст. 144 УК предусматривает состав данного преступления при особо квалифицирующих обстоятельствах: деяния, предусмотренные чч. 1 или 2 ст. 144 УК, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия.
В данной статье рассказывается про ст 144 ч 3 УК РФ. Что это за статья и какие могут быть последствия. Статья 144 ч 3 УК РФ поможет рассмотреть любое воспрепятствование законной деятельности журналистики, где может быть использовано принуждение и дальнейшее распространение неправомерной информации.
Любое воспрепятствование журналистской деятельности, где со стороны виновного может быть совершено принуждение к дальнейшему распространению незаконно добытой информации, всегда наказывается лишением свободы или же штрафными санкциями. В этом же случае виновнику судом присужден штраф в объеме 80 000 рублей. Или же изъятие определенной суммы из заработной платы. При нахождении осужденного в местах лишения свободы, то с его основного дохода взиматься вся его сумма на протяжении 6 мес. Также назначаются обязательные работы в специализированных местах общим сроком до 360 часов (ст. 144 ч 3 УК РФ). Не исключаются и исправительные работы до 12 мес.
Некоторые преступные деяния, которые были предусмотрены в данной статье и в каждой части, то они были соединены или даже выявлены после того, как было совершено насилия по отношению журналиста или его родственников. Где было также причинено ему урон и были повреждены, возможно, и полностью уничтожены все их оборудования, все это согласно законодательству будет приравниваться угрозе использования насильственного действия (ст. 144 ч 3 УК РФ). Каждое преступное деяние несет наказание, которые могут быть назначенными только после решения суда. Возможно, это будут принудительные работы общим сроком до 5 лет, где виновник также может быть лишен свободы до 72 мес. Но практически в каждом случае рассматриваться лишение права в дальнейшем занимать специальную должность или вообще заниматься им.
В чем заключается препятствование
Согласно статье 144 Уголовного Кодекса РФ, это одна из разновидностей преступного деяния. Пример подобных действий – когда журналистов принуждают к распространению каких-либо сведений, либо насильно заставляют отказаться от выполнения такой работы.
Порядок профессиональной деятельности журналистов в этом случае становится главным объектом для преступления. В законе перечисляют широкий перечень действий, которые относят к нарушениям в этом направлении. Но именно уголовная ответственность предусматривается за принуждение специалистов к распространению, либо отказ соглашаться на определённые требования.
Потерпевшим будет признано лицо, имеющее соответствующий профессиональный статус:
- Штатных сотрудников, которые собирают информацию для различных средств массовой информации. При этом продукция распространяется исключительно в рамках одного предприятия.
- Авторов, которые признаются внештатными сотрудниками, могут получать от администрации какие-либо поручения.
Внимание! Ответственность возрастает для тех, кто пользуется служебным положением при совершении преступления.
Дополнительные рекомендации
Трактовка некоторых вопросов, связанных с деятельностью средств массовой информации, может отличаться в зависимости от самого конкретного случая и других подобных обстоятельств.
При этом до сих пор не существует единого понятия, которое было бы связано напрямую с объектом преступления. Квалифицирующие признаки состава нарушений не прописаны достаточно чётко, из-за чего и возникают проблемы. Судебных прецедентов пока тоже накопилось недостаточно много. Но есть и одна общая направленность, которую выделяют в этом случае.
Из-за неё легко прийти к мысли, что главный объект для правонарушений – свобода печати и других средств массовой информации. К дополнительному объекту относят права с интересами каждого отдельно взятого журналиста. Это факультативный признак, которым пользуются законодатели для выделения специфических свойств, присущих преступлению.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Формы ущемления свободы
О том, каким образом может быть ограничена свобода мысли и слова, сказано в Федеральном законе («О СМИ»). Это может быть и прямое или косвенное вмешательство в профессиональную жизнь журналиста, и незаконное прекращение деятельности СМИ. Юридическую ответственность за посягательство на свободную деятельность представителей прессы устанавливает 144 статья. Административное законодательство предусматривает конкретизацию этих положений.
Следует сказать, что запрет на цензуру имеет и негативное влияние на общество. В СМИ еще несколько лет назад значительно чаще, чем сегодня, встречались материалы порнографического или экстремистского характера. Но распространение подобной информации благодаря поправкам в УК также уголовно наказуемо. В этом и заключается специфика преступления, о котором идет речь в этой статье. Журналисту препятствовать нельзя, однако лишь в том случае, если он действует законно.
Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия, – наказываются принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов
Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142 УК). Объект преступления аналогичен основному объекту деяния, предусмотренного ст. 141 УК. Предмет посягательства — избирательные документы и документы референдума. К ним относятся списки избирателей, избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, подписные листы и другие, перечень, форма и порядок оформления которых устанавливается законом.
Объективная сторона состоит в совершении одного из перечисленных в диспозиции ст. 142 УК действий:
а) фальсификация избирательных документов;
б) фальсификация документов референдума;
в) неправильный подсчет голосов;
г) неправильное установление результатов выборов, референдума;
д) нарушение тайны голосования.
Фальсификация документов предполагает внесение в них заведомо ложных сведений, изготовление поддельных документов, внесение в них исправлений, составление их от имени вымышленных лиц и т.д.
Неправильный подсчет голосов означает искажение результатов голосования, т.е. заведомо неверное определение количества голосов, поданных «за» или «против».
Неправильное установление результатов выборов, референдума — это заведомо неверный вывод об итогах выборов, референдума.
Нарушение тайны голосования —это совершение деяния, в результате которого создается возможность ознакомления соответствующих лиц с волеизъявлением избирателя или гражданина, участвовавшего в референдуме. Например, отсутствие кабин для голосования на избирательном участке, наблюдение за действиями граждан в избирательных кабинах, опрос голосующих или участвующих в референдуме.
Состав преступления формальный, т.е. оно является оконченным в момент совершения одного из вышеперечисленных деяний.
Субъективная сторона — прямой умысел. Субъект специальный: члены избирательных комиссий, инициативных групп или комиссий по проведению референдума.
В чем заключается препятствование
Согласно статье 144 Уголовного Кодекса РФ, это одна из разновидностей преступного деяния. Пример подобных действий – когда журналистов принуждают к распространению каких-либо сведений, либо насильно заставляют отказаться от выполнения такой работы.
Порядок профессиональной деятельности журналистов в этом случае становится главным объектом для преступления. В законе перечисляют широкий перечень действий, которые относят к нарушениям в этом направлении. Но именно уголовная ответственность предусматривается за принуждение специалистов к распространению, либо отказ соглашаться на определённые требования.
Потерпевшим будет признано лицо, имеющее соответствующий профессиональный статус:
- Штатных сотрудников, которые собирают информацию для различных средств массовой информации. При этом продукция распространяется исключительно в рамках одного предприятия.
- Авторов, которые признаются внештатными сотрудниками, могут получать от администрации какие-либо поручения.
Внимание! Ответственность возрастает для тех, кто пользуется служебным положением при совершении преступления.
Дополнительные рекомендации
Трактовка некоторых вопросов, связанных с деятельностью средств массовой информации, может отличаться в зависимости от самого конкретного случая и других подобных обстоятельств.
При этом до сих пор не существует единого понятия, которое было бы связано напрямую с объектом преступления. Квалифицирующие признаки состава нарушений не прописаны достаточно чётко, из-за чего и возникают проблемы. Судебных прецедентов пока тоже накопилось недостаточно много. Но есть и одна общая направленность, которую выделяют в этом случае.
Из-за неё легко прийти к мысли, что главный объект для правонарушений – свобода печати и других средств массовой информации. К дополнительному объекту относят права с интересами каждого отдельно взятого журналиста. Это факультативный признак, которым пользуются законодатели для выделения специфических свойств, присущих преступлению.
Правовые основы деятельности средств массовой информации
Эффективное расследование и раскрытие воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов невозможно, на наш взгляд, при отсутствии четкого представления о правовых основах деятельности российских средств массовой информации и отечественной журналистики. Мы считаем, что и следователь, которому поручено следствие по делу, и суд, выносящий по нему приговор, должны разбираться хотя бы в основных понятиях и принципах, на которых строится журналистская деятельность в России, а также быть в курсе ее актуальных проблем. Тому есть немало причин, в частности, большие сложности на практике связаны с терминологическим аппаратом, которые ниже будут нами рассмотрены. Поскольку работа журналиста всегда неразрывно связана с деятельностью того или иного средства массовой информации, необходимо рассмотреть нормативное регулирование такой деятельности.
Конституция Российской Федерации впервые без всяких условий (в отличие от прежних редакций Основного закона государства1), провозглашает свободу массовой информации, свободу мысли, слова, выражения своего мнения, свободу информации и запрещает цензуру1. Данные принципы развиваются в российском отраслевом законодательстве.
Отметим, что вся система российского законодательства о средствах массовой информации с момента принятия в 1991 году Закона РФ «О средствах массовой информации» переживает процесс бурного развития, незавершенность которого выражается уже в том, что непосредственно в самом Законе о СМИ говорится о необходимости его дополнения специальными нормами, регулирующими иные аспекты деятельности СМИ в России, в том числе, непосредственно касающиеся темы нашего исследования: защиту чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества журналиста (ч.4 ст. 49); конкретизацию мер ответственности за ущемление свободы массовой информации (ст. 58); основания и порядок привлечения к ответственности за злоупотребление свободой массовой информации (ст. 59); ответственность за иные нарушения законодательства о СМИ (ст. 60 Закона о СМИ).
При этом, по мнению авторитетных ученых, развитие отечественной системы законодательства о СМИ имеет тенденцию к дальнейшему ограничению свободы массовой информации и укреплению государственного контроля в этой области3. За последние десять лет был также принят целый ряд нормативных актов, регулирующих как правовой режим информации , так и отдельные аспекты деятельности средств массовой информации5.
Среди первоочередных, но так и не реализованных задач законодателя -принятие закона о телерадиовещании, о доступе к информации, о персональных данных, о коммерческой тайне и многих других. В то же время, среди «избыточных», на наш взгляд, нормативных актов, пытающихся регулировать те общественные отношения, которые в этом не нуждаются, можно обнаружить законопроекты: «О Высшем Совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации», «О государственном регулировании и контроле оборота продукции сексуального характера», «О государственном управлении и поддержке Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании» и др.1. По нашему мнению, эти законопроекты основаны на смешении правовых и этических норм, и во многом противоречат Европейской Конвенции о защите прав человека и Конституции России.
В новый КоАП РФ включены положения, касающиеся деятельности средств массовой информации (ст. ст. 5.5., 5.6., 5.17., 5.25, 13.21., 13.22), в том числе ст. 13.15. «Злоупотребление свободой массовой информации» и 13.16. «Воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации». В российском уголовном законе закреплена норма, предусматривающая ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста ст. 144 УК РФ (преемница ст. 140.1 УК РСФСР).
На уровне субъектов федерации также принимаются соответствующие нормативные акты: законы (Кабардино-Балкария, ХМАО, Чувашская Республика) и даже кодексы о средствах массовой информации
(Башкортостан). Зачастую, в сравнении с федеральным законодательством, они неправомерно сужают комплекс прав журналистов и в той или иной мере способствуют ущемлению свободы массовой информации. Кроме этого, подписан и ряд соответствующих договоров между субъектами Российской Федерации, к примеру, Соглашение о сотрудничестве в области СМИ, издательской деятельности, книгораспространения и полиграфии, подписанное 15.06.1995 представителями восемнадцати субъектов РФ.
По вопросам деятельности СМИ имеется и ряд актов, изданных Президентом России1. Среди актов Верховного Суда наиболее важное значение имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 18.08.1992 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц». Необходимо упомянуть Постановление Пленума Верховного Суда № 5 от 27.04.1993 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону» и № 10 от 20.12.1994 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда».
Другой комментарий к статье 144 УК РФ
1. Объективная сторона преступления выражается в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста. Способом воспрепятствования является принуждение к распространению информации либо к отказу от распространения информации.
Принуждение может быть выражено в указаниях, угрозах распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам журналиста или его близких, в совершении действий, намеренно препятствующих реализации профессиональных планов (увольнение, отстранение от работы и проч.).
2. Преступление является оконченным с момента совершения действий, препятствующих законной профессиональной деятельности журналиста.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Более строгое наказание предусмотрено за совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 144 УК).
5. Особо квалифицирующее значение имеет воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, совершенное с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия.
При поступлении сообщения о преступлении должностное лицо оценивает качество сведений. При этом ему следует ответить на вопросы:
- Выступает ли источник данных с заявлением либо сообщением по существу и по форме.
- Являются ли факты и события реальными, а информация достоверной.
- Имеет ли деяние, о котором сообщается, признаки преступления, можно ли его квалифицировать по какой-нибудь статье Уголовного кодекса.
- Необходимо ли проведение мероприятий для предотвращения, пресечения неправомерного поведения, закрепления следов, выяснения информации о пострадавших, оказания им помощи.
- Нужно ли выполнять проверочные действия для обнаружения сведений, которые указывают на признаки преступления.
- Есть ли сведения о деянии, которое не представляет собой угрозу обществу в силу своей малозначительности.
- Относится ли разрешение сообщения, заявления к компетенции органов дознания (либо его следует передать по предметной/территориальной подсудности/подследственности).
В качестве центрального вопроса при рассмотрении сообщения по норме 144 УПК РФ выступает выявление оснований для возбуждения уголовного производства.
В статье 144 УПК РФ определен порядок рассмотрения поступающей информации. В частности, отражены следующие вопросы об алгоритме рассмотрения поступающих сообщений о правонарушениях:
- список уполномоченных лиц, которые принимают информацию о любых преступлениях и рассматривают их;
- срок, в течение которого должна быть осуществлена проверка – трое суток по ч. 1 статьи УПК;
- действия лица, получившего сообщение о преступлении;
- необходимость неразглашения сведений и обеспечение безопасности участника процессуальных действий;
- возможность использования полученных данных в качестве доказательств по делу;
- регулирование вопроса распространения СМИ сведений о преступлении (передача материалов следствию);
- ситуации, когда возможно увеличить срок рассмотрения заявки о правонарушении.
Статья 145 УПК описывает возможные решения, принимаемые по итогу проверки поступившего сообщения.
Комментарий к статье 144 УК РФ
1. Статьей 29 Конституции гарантированы свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации. Реализация этого права во многом сопряжена с профессиональной деятельностью журналистов.
Потерпевшим от этого преступления является журналист, выполняющий свой профессиональный долг.
Под профессиональной деятельностью журналистов понимаются редактирование, создание, сбор или подготовка сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ на основе трудовых или иных договорных отношений журналиста с редакцией зарегистрированного СМИ либо по ее уполномочию (см. ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации») (в ред. от 14.06.2011) .
———————————
Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300; СЗ РФ. 2011. N 25. Ст. 3535.
Профессиональная деятельность журналистов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации».
2. Объективная сторона преступления выражается в деянии в форме воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста, а также характеризуется способом воспрепятствования — принуждением к распространению либо к отказу от распространения информации.
Воспрепятствование — это противодействие со стороны других лиц путем принуждения журналистов к распространению информации. Принуждение может быть осуществлено как путем воздействия на орган массовой информации: угроза прекращения или приостановления его деятельности, уничтожение тиража или его части и иные подобные деяния, так и путем воздействия на самого журналиста. В частности, принуждение может выразиться в применении к самому журналисту или его близким насилия, в угрозе его применения, в уничтожении или угрозе уничтожения имущества, угрозе увольнением, понижения в должности, шантаже, т.е. угрозе разглашения нежелательных сведений и других действиях, нарушающих законные права и интересы журналиста (распространения сведений, порочащих журналиста и его близких), и т.д.
Причинение вреда иным объектам при воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов потребует квалификации по совокупности преступлений.
Под распространением информации понимается любая форма доведения ее до неопределенно большого круга лиц, массового потребителя: опубликование, выступление по радио, по телевидению и т.п.
3. Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения самого деяния независимо от того, удалось ли добиться от журналиста распространения или отказа от распространения той или иной информации.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
5. Субъект основного состава преступления — общий. Им является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. В квалифицированном составе субъект специальный — должностное лицо СМИ, где работает журналист, или любое иное лицо, обладающее служебным положением, которое используется для воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста.
6. Частью 3 комментируемой статьи предусмотрен особо квалифицированный состав воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов. К особо квалифицирующим признакам рассматриваемого преступления законодатель отнес применение насилия к журналисту или его близким либо повреждение или уничтожение их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия.
Применение насилия в данном случае охватывает насилие любого характера и причинение легкого вреда здоровью и вреда здоровью средней тяжести. Причинение тяжкого вреда здоровью при совершении деяния требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК.
По ч. 3 комментируемой статьи следует квалифицировать деяние не только в тех случаях, где насилие реально применено, но и тогда, когда имело место угроза применения насилия.
Под уничтожением имущества следует понимать приведение его в полную негодность для использования по целевому назначению при невозможности восстановления имущества. Повреждение же предполагает приведение имущества в частичную негодность или полную негодность, но при возможности восстановления.
В чём заключается воспрепятствование деятельности репортёров согласно закону?
В статье № 29 Конституции РФ сообщается, что каждому гражданину предоставлено право на сбор, получение, передачу, производство и распространение различных сведений любым доступным методом в рамках закона, не считая сведений, которые расцениваются как государственная тайна. Также граждане имеют конституционное право на свободу массовой информации.
Такая свобода может быть реализована различными способами:
- при помощи письма;
- используя устную речь;
- посредством СМИ;
- с привлечением других законных методов.
Наиболее популярным способом для реализации прав, закреплённых 29 статьёй основного документа государства, выступают средства массовой информации.
Препятствование нормальной работе прессы встречается очень часто и касается как газетчиков, так и работников телерадиовещания.
Так, свобода слова репортёров может быть ущемлена следующими способами:
- Установка цензуры.
- Осуществление прекращения работы СМИ незаконным путём.
- Вторжение в работу и помеха профессиональной независимости редакций.
- Принуждение представителя прессы к распространению или отказу от распространения каких-либо сведений.
Несмотря на то, что в создание помех СМИ в осуществлении их непосредственной работы рассматривается в Уголовных и Административных правовых нормах, криминальную ответственность за ущемление свободной деятельности средств масс-медиа предусматривает лишь 144 статья Уголовного кодекса РФ.