Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое муниципальный контракт? Правильное заключение муниципального контракта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.
Сроки подписания госконтракта
Таблица 1
Когда подрядчик должен подписать государственный контракт
№ | Способ, которым был определен поставщик | Граничные сроки подписания поставщиком |
---|---|---|
Конкурс | С момента размещения протокола | |
1 | Открытый конкурс | 10 дней |
2 | Конкурс с ограниченным участием | 10 дней |
3 | Конкурс в два этапа | 10 дней |
4 | Закрытый конкурс | 10 дней |
5 | Закрытый конкурс с с ограниченным участием | 10 дней |
6 | Закрытый конкурс в два этапа | 10 дней |
Аукцион | С даты размещения протокола или проекта контракта | |
1 | Электронный аукцион | 5 дней |
2 | Открытый аукцион | 10 дней |
Запрос котировок | Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса) | |
Запрос предложений | Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола |
Обязательные условия контракта
Часть условий контракта вносится в него ещё на этапе формирования проекта. Поэтому в Проекте контракта (договора) можно найти следующие условия:
- о неизменности цены, кроме случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула её расчёта: например, для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию;
- об ответственности сторон за невыполнение своих обязанностей по контракту;
- касающиеся оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе;
- о приёмке результатов исполнения контракта — порядок и срок её проведения;
- об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.
Необязательные условия контракта
Контракт включает в себя множество различных условий. Часть из них — существенные требования к предмету закупки и поставщику, часть — не слишком важны. К существенным относится описание предмета контракта — его характеристики, параметры, свойства. Также в контракт иногда включаются:
- условия о гарантии;
- условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
- условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
- условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
- иные условия, не противоречащие законодательству.
Законодательная основа
Посредством пункта второго статьи 72 российского Бюджетного кодекса муниципальным образованиям предписывается заполнять образец муниципального контракта строго в рамках ограничений бюджетных обязательств. Так, приведенная норма гарантирует наличие в местном (муниципальном) бюджете средств, которые необходимы для оплаты товарной продукции, работ или услуг в соответствии с муниципальным контрактом.
На базе данного норматива в случае заключения муниципального контракта можно хранить абсолютную уверенность в том, что государственные власти местного назначения не преминут обязательно оплатить собственный заказ. Однако подобный расклад уместен лишь в теории. На практике сроки муниципального контракта могут несколько сдвигаться. Так, зачастую случаются «опоздания» в плане оплаты муниципального заказа по причине несвоевременности в пополнении государственного местного бюджета.
Условия муниципального контракта
На сегодняшний день муниципальным контрактом предполагаются следующие условия:
- Бесплатная заявка на участие в конкурсе. Важно отметить, что заказчик имеет право потребовать внесение от исполнителя денежного обеспечения заявки в сумме, не превышающей 5 % максимальной (начальной) цены контракта, именуемой зачастую ценой лота. Данное требование относится к абсолютно всем участникам, а также указывается в конкурсных документах. Тогда, когда у исполнителя нет необходимой денежной суммы для обеспечения заявки, он может воспользоваться таким механизмом, как тендерное кредитование.
- Конкурсная комиссия или заказчик не наделены правом вступления в переговоры непосредственно с участниками торгов. В случае нарушения данного требования конкурс может признаваться недействительным в соответствии с иском заинтересованного лица.
- Не меньше чем за тридцать дней до момента вскрытия конвертов с актуальными заявками или открытия доступа к электронной документации специализированная структура или отдельный заказчик должны осуществить публикацию извещения по поводу проведения муниципального конкурса в официальных средствах массовой информации муниципального формирования. Помимо этого, они обязаны разместить данное извещение на собственном официальном ресурсе.
- Участник торгов наделен полным правом на изменение своей заявки или ее отзыва в любое время непосредственно до того, как конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие либо открывает доступ к заявкам, которые были поданы в форме электронной документации.
- Победитель конкурса обязуется заключить с заказчиком муниципальный контракт. Если же он отказывается от этого, заказчик наделен правом принуждения его в порядке суда осуществить приведенное мероприятие. Кстати, в случае уместности подобных обстоятельств заказчик должен возместить все убытки, которые были причинены по причине уклонения победителя конкурса от заключения контракта.
Правила заключения государственных и муниципальных контрактов
Заключение госконтракта обычно состоит из нескольких этапов:
- 1. Определение потребностей (нужд) государственного или муниципального заказчика в тех или иных товарах, работах и услугах, которые с 01.01.2015 г. осуществляются в соответствии с планом закупок и планом-графиком.
- 2. Размещение государственной и муниципальной закупки c использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений или закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), занимающих доминирующее положение на рынке соответствующих товаров (монополистов), заключение муниципального контракта обязательно.
- 3. Проект контракта, как правило, разрабатывается заказчиком.
- 4. Срок заключения госконтракта зависит от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Сторона, получившая проект договора, должна подписать его в течение 30 дней или составить в этот же срок протокол разногласий, а затем – отправить документы другой стороне. Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, обязана в течение 30 дней принять меры по их согласованию и либо подписать соглашение, либо отклонить его (ст. 528 ГК РФ).
Разобравшись с тем, как заключить государственный или муниципальный контракт, вы можете приступить к оформлению соглашения. Подходящие для данной ситуации шаблоны представлены в разделе «
По итогам проведения закупок заключается государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор. Существует несколько определений понятия государственного контракта, которые дают различные нормативно-правовые источники. Так, согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ № 94 под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения. ГК РФ содержит несколько иное определение государственного или муниципального контракта, характеризующее его в большей степени с гражданско-правовой позиции. Так, ст. 526 ГК РФ содержит |
положение, в соответствии с которым под государственным или муниципальным контрактом понимается контракт, по которому поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Определение контракта, содержащееся в ГК, несколько неполно отражает сущность понятия, поскольку предметом контракта, помимо товаров, в соответствии с ФЗ № 44 также выступают услуги и работы.
Несмотря на существующие трактовки, ни одно из определений в полной мере не объясняет сущность контракта, только в совокупности они формируют полноценное понятие.
Особенности заключения госконтракта
Отношения сторон при заключении госконтракта на поставку товаров регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ), а также общими нормами о договоре поставки с учетом специфики, определенной параграфом 4 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» гл. 30 ГК РФ.
Однако в связи с тем что такой договор поставки имеет ряд особенностей, вызванных участием в нем государства, ГК РФ выделяет его из общего ряда договоров купли-продажи в самостоятельный вид хозяйственного договора посредством установления ряда специальных норм, указанных в данном параграфе.
Особенности государственного и муниципального контракта, его структуры и исполнения
закупка конкурс государственный электронный
Государственный или муниципальный контракт — договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Главной отличительной чертой государственного контракта является особая цель использования товаров (работ, услуг), а именно их закупка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в государственный резерв.
Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности Российской Федерации в продукции (работах, услугах), необходимой для решения задач жизнеобеспечения организаций и учреждений, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ.
Специфика предмета видов государственного контракта, в свою очередь, обуславливает и особый состав его участников, структуру договорных связей, порядок заключения и исполнения.
Проект государственного контракта определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с государственным заказчиком при выполнении контракта.
Также проектом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.
В отношении подряда для государственных и муниципальных нужд для контракта устанавливается специальный правовой режим, в частности, связанный со строительными, проектными и изыскательскими работами, направленными на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей и финансирующимися за счет государственных и муниципальных средств.
Важной особенностью государственных контрактов является порядок его заключения — государственный контракт или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Из приведенного в Законе о гос. закупках и Гражданского кодекса РФ определения государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд следует, что он является консенсуальным, возмездным и взаимным.
В соответствии с Законом о гос.
закупках государственный и муниципальный контракты являются одной из важнейших составляющих комплекта документации и любая ошибка, закравшаяся в этот документ, может привести к снижению эффективности использования выделенных для закупки бюджетных средств, а также к срыву исполнения самого контракта. Данные контракты заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений упомянутого Закона.
Договор (контракт) считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Государственный и муниципальный контракт
Согласно п.8 ст.3 Закона №44-ФЗ государственный контракт и муниципальный контракт – это гражданско-правовой договор, заключенный между заказчиком и поставщиком.
Госконтракт заключается с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Для успешного заключения госконтракта потенциальному поставщику необходимо знать его ключевые особенности и положения.
Особенности заключения государственных и муниципальных контрактов на торгах
Поставщик должен знать, что согласно п.2 ст.34 закона №44-ФЗ цена госконтракта является твердой и установлена на весь срок его исполнения. Однако законом определены случаи при которых допускается изменение условий государственного контракта.
Стоить обратить внимание на ключевые особенности заключения государственных и муниципальных контрактов на торгах.
• При проведении закупки в форме электронного аукциона по 44-ФЗ контракт заключается между заказчиком и поставщиком путем подписания электронной подписью на торговой площадке;
• В муниципальном контракте, устанавливается обязательное условие ответственности сторон за его ненадлежащее неисполнение;
• Следует обратить внимание на размер пени и штрафов, которые установлены ЦБ и Правительством РФ;
• Обязательно необходимо предварительно определить сроки выполнения контракта на соответствие техническому заданию;
• Если начальная цена контракта составляет более 100 млн. рублей и срок выполнения контракта государственного контракта более 3 лет, то в контракт включается график его исполнения;
• В извещении может быть включено условия о возможности одностороннего отказа от исполнения;
• Заказчик может включить дополнительные условия не имеющие отношения к предмету самого контракта. Эту информацию надо проверять в документации закупки;
• Заказчик, по согласованию, с участником закупки может увеличить количество поставляемого товара, но на сумму, не превышающую разницу между начальной ценой контракта и ценой, предложенной поставщиком;
• В обязательном порядке в контракт должны быть прописаны сроки возврата денежных средств поставщика, внесенных в качестве обеспечения заявки;
Процедура заключения контракта
Заключение муниципального контракта включает следующие этапы:
План муниципальных закупок, как правило, утверждается дольше аналогичных федеральных планов – дополнительное время требуется на согласование источников финансирования будущих муниципальных контрактов, а также условий предоставления федеральных субсидий.
Если целевые муниципальные субсидии выделены конкретному региону, то перед утверждением плана закупок региональные власти могут провести мини-конкурс среди муниципалитетов на право федерального финансирования своих закупок. В таком случае победивший муниципалитет прописывает во всех муниципальных контрактах детальные условия, на которых используются федеральные средства.
Если победивший участник муниципальной закупки не согласен с условиями проекта контракта, то он подает заказчику возражение через систему ЕИС в течение 5 дней, и у заказчика есть ещё 5 дней, чтобы внести коррективы в проект контракта и опубликовать итоговый вариант в ЕИС.
Подписанный муниципальный контракт считается вступившим в силу. Возврат суммы обеспечения производится после исполнения.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015)
- Балакин В.В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики: дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 152.
- Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 9.
- Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом» (25 апреля 2017 года, г. Москва) / А.Г. Ананьев, В.К. Андреев, А.В. Белицкая и др.; под ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой. М.: РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Юридический факультет им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности, Юстицинформ, 2017. 484 с.
- Чиркова Е.В. Понятие и квалифицирующие признаки контракта на выполнение подрядных работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, №3, 2015.
- Шевченко Л.И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики: дис. … д-ра юрид. наук. Кемерово, 2001. С. 268.
Порядок заключения муниципального контракта
Для муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом. Для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом и при условии, что муниципальному заказчику будут возмещены все убытки, которые могут быть ему причинены в связи с выполнением муниципального контракта.
В отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответствии с законом заключается муниципальный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения муниципального контракта, не применяется условие о возмещении убытков в случае заведомого занижения предлагаемой цены муниципального контракта.
Порядок заключения муниципального контракта содержится в статьях 528-529 Гражданского кодекса РФ.
Заключение контрактов по ФЗ № 44: основные нововведения
В числе наиболее примечательных нововведений по ФЗ № 44 — необходимость учреждения в госструктурах специальных служб, обеспечивающих законность заключения рассматриваемых соглашений. В состав данных служб должны входить компетентные специалисты в области госзакупок, которые способны выстраивать соответствующие правоотношения с контрагентом по закону, содействовать лучшему пониманию их специфики со стороны партнеров. ФЗ № 44 предписывает государственным и муниципальным структурам учреждать службы, о которых идет речь, если цена государственного контракта составляет более 100 млн рублей.
Следующее нововведение по ФЗ № 44 заключается в установлении обязательства для органов власти, которое заключается в осуществлении долгосрочного планирования закупок. ФЗ № 94 предписывал составлять годовые планы. Новый закон обязывает заказчика формировать также дополнительные планы на 3 года.
Что касается действующих графиков закупок, то они должны в соответствии с ФЗ № 44 публиковаться в Единой информационной системе или ЕИС, и это еще одно нововведение по рассматриваемому федеральному закону. Данная инфраструктура предназначена, прежде всего, для организации тендеров. Но посредством ЕИС можно также ознакомиться с планами закупок, данными по исполнению действующих контрактов, динамикой по ценам, предложениями от различных участников рынка.
Порядок заключения государственного контракта
Заключение государственного или муниципального контракта является завершающим этапом процедуры определения поставщика. Чтобы избежать ошибок на стадии подписания контракта с заказчиком, поставщику необходимо знать порядок заключения государственного контракта.
Заказчик должен составить проект контракт, путем внесения реквизитов и окончательного предложения участника закупки. Заключение государственного контракта в электронном аукционе не должно быть оформлено ранее 10 дней и не позднее 13 дней со дня публикации протоколов подведения итогов. В конкурсе эти сроки установлены 10 и 20 днями соответственно, а в запросе предложений – 7 и 20 дней.Победитель может быть признан уклонившимся от заключения контракта в ряде случаев:
1. Если не предоставил заказчику в срок подписанные контракт
2. Если не предоставил заказчику обеспечение исполнения контракта.(внесение денежных средств или банковская гарантия)
В этих случаях заказчик обязан внести такого участника в реестр недобросовестных поставщиков. А также подать в суд на возмещение понесенных убытков.
Как Вы видите, данный этап не лишен своих сложностей, поэтому наша компания готова оказать Вам услуги по сопровождению процедуры согласования и заключения государственного и муниципального контракта.
Порядок заключения контракта победителем закупки детально регламентируется законом о контрактной системе. Предусмотрены жёсткие сроки заключения контракта и серьёзные последствия их нарушения. Если вы активно участвуете в тендерах, будет не лишним узнать всё что касается заключения государственного контракта: на какие его положения следует обратить внимание, каков порядок заключения контракта по 44-фз и типичные ошибки при его подписании, последствия уклонения победителя от заключения контракта.
Законодательное регулирование госконтрактов: ФЗ № 44
Следующий важнейший источник права, определяющий то, каким образом осуществляется заключение государственного контракта — ФЗ № 44. Рассматриваемый закон вступил в силу с 1 января 2014 года. До этого госзакупки регулировались другим источником права — ФЗ № 94, принятый 21.07.2005. Различия между соответствующими законами существенные.
Так, можно отметить, что в новом федеральном законе используется термин «контракт», как отмечают некоторые юристы, в качестве основного, как альтернативный понятию «договор». Госконтракт в соответствии с ФЗ № 44 определяется как договор, который заключен от имени РФ, государственного или муниципального субъекта для обеспечения тех или иных нужд. Собственно, данное определение мы уже рассмотрели в начале статьи.