Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какой целью в России в 1863 году провели финансовую реформу?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Финансовая реформа Александра 2 (1860-1864 годов) частично централизовала систему управления финансами и сумела найти дополнительные средства для проведения последующих реформ. При этом говорить об эффективности и высокой продуктивности реформы не приходится. В России по-прежнему сохранялась налоговая система, заложенная еще Петром 1. Менялись некоторые детали, но суть в целом оставалась прежней. Например, основная часть налоговых доходов бюджета поступала за счет Подушной подати, которую вводил еще Петр. Александр 2 отменил эту подать, но только для мещан, заменив ее налогом на недвижимость. Это приносило казне дополнительные деньги, но по-прежнему основная тяжесть налогового бремени ложилась на податные слои населения. Окончательно система подушной подати была ликвидирована в России только в 1882 году.
Основные мероприятия реформы
Началась денежная реформа 1860-1864 годов с создания Государственного банка. Соответствующий указ был подписан Александром 2 в мае 1860 года. Этот банк заменял прежнюю счетную палату, а также заемные и коммерческие банки. Вклады этих учреждений переходили под управление Госбанка. Главный итог этого этапа реформы — появился единый финансовый центр, который на привилегированных основаниях занимался кредитованием промышленности и сельского хозяйства. Также Госбанк получил значительные льготы в государственных программах.
Дата | Событие | Значение |
---|---|---|
май 1860 | Создание Государственного банка | Заменял банки, в том числе и созданные по реформе Канкрина. Госбанк получил привилегии на государственные программы, на кредитование сельского хозяйства и промышленности. |
сентябрь 1860 | Отмена системы откупов | Отменена система, при которой частное лицо могло выкупить у государства право сбора косвенных налогов. |
1862 | Бюджет передан Министерству финансов | До 1862 года централизованной системы распределения средств из бюджета не было. После 1862 года Министерство финансов отвечало как за доходы, так и за расходы бюджета. |
1863 | Отмена подушной подати | Мещане (достаточно богатые люди) были освобождены от уплаты подушной подати. Взамен они платили налог на недвижимость. Также была введена акцизная система на косвенные налоги, |
1864 | Создание счетных палат | Создавались независимые счетные палаты, которые функционировали в каждой губернии и контролировали эффективность расходования бюджетных средств. |
Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства
- Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
- Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
- Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
- Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
- Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
- Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги
Денежные реформы классифицированы по признакам в зависимости от:
- времени осуществления обменных операций;
- порядка замены денежных знаков;
- масштаба изменений денежной системы;
- метода по осуществлению денежной реформы.
В зависимости от времени осуществления обменных операций:
- однообразные, при которых обмен старых денег на новые происходит в течение 7-10 дней;
- параллельные, при которых обе денежные единицы в течение определенного длительного периода находятся в обращении одновременно.
В зависимости от порядка замены денежных знаков:
- Конфискационного типа, предусматривающие проведение обмена старых денег на новые в пропорциях, дифференцированных в зависимости от количества предъявленных для обмена купюр. Такие реформы могут предусматривать: установление лимита на обмен банкнот, замораживание всех или части депозитов, прекращение валютообменных операций.
- Неконфискационного типа, предусматривающие осуществление обмена денег по единому соотношению для всех субъектов рынка вне зависимости от размера обмениваемой суммы и ее видов – наличных и безналичных.
- полные;
- частичные.
В качестве объектов такого изменения могут выступать: порядок эмиссии денежных единиц, название денежных единиц, масштаб цен, функции органов денежного регулирования.
При полной денежной реформе создается новая денежная система. Она проводится в одном из случаев:
- при изменении форм денег;
- при создании новых государств;
- при создании наднациональных денежных систем.
Валериан Татаринов – главный финансовый реформатор при Александре II
Главным финансовым реформатором страны в правительстве выбрали государственного контролера Валериана Алексеевича Татаринова, который не только хотел преобразовать государственный финансовый аппарат, но и упорядочить его работу. Он посетил ведущие страны Европы, где знакомился с их методами финансового управления государством.
Валериан Алексеевич планировал преобразовать некоторые ведомства, где особенно злоупотребляли казенными деньгами. Кроме того, он работал над уничтожением хозяйственного произвола в ряде министерств со средствами, курсировавшими из одного отдела в другой, а по пути «бесследно пропадавшими» из-за сложности их учета.
Проводить реформу Татаринова в России начали в мае 1862 года с введения Правил по составлению, рассмотрению и исполнению финансовых смет и государственной росписи в главных управлениях и министерствах. Вводилось ежегодное составление смет. Для этого была разработана специальная форма с разными параграфами по расходным статьям.
Общегосударственную смету составляло министерство финансов, после чего ее утверждал государственный совет, а в конце – император. В итоге она становилась официальным законом и публиковалась в газетах.
Значение финансовой реформы
В государстве появилась эффективная и прозрачная финансовая система со строгим учетом средств, которые не расходовались на приобретение ненужных вещей. На чиновников была возложена ответственность за потраченные средства. Финансовый кризис в России пошел на убыль. Это стало возможным благодаря снижению негативных последствий крестьянской реформы 1861 года.
Позже из-за непоследовательных действий некоторых высоких чиновников финансовая реформа забуксовала. Хоть в стране и существовал строгий контроль над расходованием средств, но Россия до сих пор не избавилась от подушной подати, а под государственным контролем находились далеко не все ведомства. Запланированную денежную реформу в стране не провели из-за нехватки серебра и золота, которыми собирались заменить бумажные деньги.
Оставшись на должности «из чувства долга», Рейтерн предпринял все возможные меры к организации бесперебойного финансового обеспечения армии. Расходы на подготовку и ведение войны в 1876–1878 гг. составили 888 млн руб. Большая часть этих расходов была покрыта благодаря решению Рейтерна взимать таможенные пошлины золотом, что было равносильно их повышению на четверть или даже на треть. Также благодаря неурожаю зерновых в Европе в 1877 г. экспорт зерна принес российской казне дополнительные доходы более чем на 160 млн руб.
Относительно благополучное в финансовом отношении окончание Турецкой войны можно было воспринимать как тактическую победу Рейтерна на экономическом фронте. Однако стратегической победы в виде кардинальной перестройки структуры государственных доходов и расходов и установления последовательного курса на укрепление экономики ему достичь не удалось. В 1878 г., немногим менее чем через полгода после заключения Сан-Стефанского мира с Портой, император Александр II принял отставку Михаила Христофоровича Рейтерна. После отставки с поста министра финансов Рейтерн продолжал длительное время участвовать в политической жизни: он оставался членом Государственного совета.
Несмотря на некоторую противоречивость оценок результатов деятельности Рейтерна как министра, его современники оставили вполне единодушные характеристики. Рейтерн был исключительно скромен в быту, не выезжал на светские приемы, не давал обедов, продал роскошный министерский дом на Дворцовой набережной и поселился в казенной квартире в здании министерства финансов. Рейтерн прожил всю жизнь холостым, но его дом всегда был гостеприимно открыт для его братьев, сестер и их детей. Правда, несмотря на гостеприимство и радушие, он оставался всегда верен однажды заведенному распорядку дня и соблюдал его неукоснительно все годы своего управления министерством.
Блестящий управленец своей эпохи, один из самых успешных чиновников, один из лучших министров финансов Российской империи, Рейтерн так и не смог создать устойчивую и развитую экономику, основанную на постоянном промышленном росте, но смог добиться значимых результатов в стабилизации финансов и не допустить экономического спада. Интересная деталь: своему преемнику на посту министра С. А. Грейгу Рейтерн вручил «Финансовое духовное завещание», в котором предлагал не стремиться к ускорению темпов роста промышленного производства и железнодорожного строительства, но сосредоточиться на закреплении достигнутых позиций.
Итоги, плюсы и минусы
Разработанный комплекс мер предоставил возможность обустроить эффективную государственную систему управления финансами с открытой и прозрачной работой. Принимается решение внедрить жестких контроль за учетом расходов средств из бюджета с одновременным снижением уровня коррупции. Впервые чиновники несут прямую ответственность з каждый потраченный рубль. В результате наблюдается стремительное развитие экономических показателей по всей территории России.
Из недостатков выделяют отсутствие последовательности в утвержденных реформах. Поэтому можно говорить о малоэффективности. Это подтверждается действие устаревшей налоговой системой. Вскоре принимается решение отказаться от денежной реформы, что обусловлено отсутствием достаточных объемов серебра и золота.
Значение финансовой реформы 1862 г.
Финансовые реформы 1860-х годов являлись буржуазными реформами и ставили перед собой цель преобразования финансовой системы России для вступления ее на путь капитализма.
Рисунок 2. Финансовая реформа 1862 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все государственные ведомства обязаны были составлять сметы, для чего была специально установленная форма, в разных параграфах которой надо было подробно указывать все статьи расходов.
Все доходы государства сосредотачивались в кассах государственного казначейства, которое подчинялось Министерству финансов.
Средства с заранее согласованными сметами и кассовыми расписаниями из касс расходились по разным ведомствам и шли в оплату расходов.
В течение 1865 г органы государственного финансового контроля создавались и на местах – это были контрольные палаты.
Изменения коснулись и торговли – винный откуп заменялся акцизными марками, а налогообложение делилось на косвенные и прямые налоги.
Денежная реформа 1862 г была отложена, потому что для размена бумажных денег у государства не хватило золотых и серебряных запасов.
Сама финансовая система, созданная В.А. Татариновым, вплоть до Октябрьской революции не претерпела каких-либо существенных изменений.
Финансовая реформа суть результат
Следующие важные события в реформы произошли в 1862 году, когда на должность Министра финансов был назначен М.Рейтерн (в должности в 1862 по 1878 годы). Это не имеет никакого отношения к действительности. Правительство крайне болезненно относилось к любым проявлениям политизации университетской среды и ставило своей целью борьбу с такими явлениями.
Проведенные реформы были направлены на формирование всеобщего образования. Однако, реальные результаты были достигнуты только в сфере начального образования. Для большей части населения среднее и высшее образование оставалось недоступным, в связи с высокой платой за обучение.
В военной сфере реформы представляли собой систему мер, направленную на укрепление боеспособности российской армии и флота. Результаты Крымской войны показали несостоятельность армейской организации в целом. Проведением преобразований в этой отрасли занимался военный министр Д.
Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
Значимой стала реорганизация системы военного образования. Были ликвидированы кадетские корпуса. Созданы были военные гимназии с улучшенной учебной программой. Их выпускники могли в дальнейшем продолжить обучение в различных учебных организациях.
В 1861 году в Российской империи провели крестьянскую реформу, после чего экономика страны начала развиваться бурными темпами. В то время России были остро необходимы крупные кредиты, чтобы проводить выкупные операции. Напомним, что раскрепощенным крестьянам предоставляли земельные наделы. Но в стране для этого отсутствовали необходимые золотовалютные запасы.
Была сделана попытка усовершенствовать налоговую систему. Для улучшения сбора косвенных налогов была проведена отмена откупной системы. С 1863 г. вместо нее вводилась акцизная система, что означало свободную продажу вина при условии выплаты акцизного сбора, который взимался специально созданными государственными акцизными учреждениями [6, с. 603].
Главным финансовым реформатором страны в правительстве выбрали государственного контролера Валериана Алексеевича Татаринова, который не только хотел преобразовать государственный финансовый аппарат, но и упорядочить его работу. Он посетил ведущие страны Европы, где знакомился с их методами финансового управления государством.
Основные мероприятия реформы
Денежная реформа 1860-1864 годов началась с учреждения Государственного банка. Соответствующий указ был подписан Александром 2 в мае 1860 года. Этот банк заменил бывшую Счетную палату, а также кредитные и коммерческие банки. Депозиты этих учреждений перешли в ведение Государственного банка. Самым важным результатом этого этапа реформ стало создание единого финансового центра, который занимался в основном кредитованием промышленности и сельского хозяйства. Госбанк также получил значительные выгоды от государственных программ.
Дата | Событие | Значение |
---|---|---|
май 1860 года | Учреждение Государственного банка | Заменены банки, в том числе созданные в рамках реформы Канкрина. Государственному банку были предоставлены привилегии для реализации правительственных программ, кредитования сельского хозяйства и промышленности. |
сентябрь 1860 года | Отмена системы откупов. | Была отменена система, при которой частное лицо могло получить право взимать косвенные налоги с государства. |
1862 | Бюджет был передан в ведение Министерства финансов. | До 1862 года не существовало централизованной системы распределения бюджетных средств. После 1862 года Казначейство отвечало как за доходы, так и за расходы бюджета. |
1863 | Отмена подушного налога | Мелкая буржуазия (относительно богатые люди) была освобождена от уплаты подушного налога. Взамен они платили налог на землю. Для косвенных налогов также была введена система акцизов, |
1864 | Создание счетных домов | Были созданы независимые аудиторские палаты, которые действовали в каждой провинции и проверяли эффективность расходования бюджетных средств. |
Очень важное событие произошло в сентябре 1860 года, когда был подписан указ об отмене частного налогообложения. Позже, в 1863 году, эта система была заменена акцизными сборами. Система выкупа — это модель, при которой государство передает право взимать косвенные налоги третьим лицам. Они выкупили это право у государства и поэтому назывались «откупщиками». Конечно, платежи были намного меньше той суммы денег, которую плательщики затем собирали с населения. Александр 2 положил конец этой системе и значительно увеличил поступления в бюджет.
Для подготовки реформы 1980-х годов министр финансов Н.Х. Бунге и его преемник И.А. Вышнеградский проделали огромную работу. Целью подготовки было заменить инфляционное обращение неразменных бумажных банкнот системой золотого стандарта. Необходимо было не только вернуться к металлическому обращению вместо бумажных денег, но и изменить основу денежной системы: от серебряного стандарта к золотому.
Необходимо было добиться положительного платежного баланса и накопить золотой запас (путем увеличения экспорта, ограничения импорта, протекционистских мер и заимствований за рубежом). Ликвидация дефицита бюджета. Стабилизация обменного курса.
Целенаправленная экономическая и финансовая политика привела к тому, что золотой запас России на 1 января 1897 года достиг 814 миллионов рублей.
После вступления в должность министра финансов С.Й. Витте положил конец спекулятивной финансовой игре с кредитным рублем, которая практиковалась при И.А. Вышнеградском. Государственный банк использовал валютные резервы Казначейства и Фонда для удовлетворения потребностей в иностранной валюте. Его предшественники, экономисты Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградский, пытались рационализировать денежную систему, главным недостатком которой было чрезмерное предложение кредита и бумаги, девальвация рубля и его крайняя неустойчивость.
В результате спекуляция снизилась. Стабилизация рыночного курса кредитного рубля в 1893-1895 годах создала условия для проведения денежной реформы: фиксации валютного курса путем обмена кредитного рубля на золото в соответствии с реальным соотношением между ними.
Условиями для проведения денежной реформы были: Золотой запас, стабилизированный обменный курс, активный торговый баланс, сбалансированный бюджет, невмешательство царя и Государственного совета в работу Министерства финансов и Государственного банка.
Финансовая реформа: Государственный банк
Как показывает история мирового капитализма, все буржуазные революции, начиная с Английской, ознаменовались созданием центральных банков, которые имели большее значение для дальнейшего развития страны победившей буржуазной революции, нежели парламенты и конституции. Как видим, Россия ничем не отличалась от других государств, вступивших на путь капитализма. И хотя Госбанк находился в ведении Министерства финансов, т.е., в отличие от современного Банка России, был правительственным органом, выполнял и задачи контроля за быстро растущей частной банковской деятельностью. Кроме того, он выдавал краткосрочные и среднесрочные кредиты, в том числе и соло-вексельные, поддерживал государственные Дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки, кредитовал государственное казначейство.
Некоммерческие заботы Государственного банка
Государственному банку вменялось в обязанность кредитовать коммерческие предприятия и банки, которые стали быстро множиться. Кроме того, необходимо было завершать ликвидацию дореформенных банков, на что Госбанк вынужден был направлять собственную прибыль, вследствие бюджетных дефицитов и неспособности казначейства профинансировать эту операцию. С второй половины 1870-х годов на борьбу с биржевой спекуляцией и на поддержание курса рубля и русских ценных бумаг стали направляться государственные средства. Во дворе Государственного банка периодически проводилось торжественное публичное сжигание лишних кредитных билетов. С 1886 г. Госбанк занимался кредитованием Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков, хотя ипотечное кредитование было ему противопоказано. Чисто коммерческие интересы отступали перед задачами сословной политики государства, однако, в отличие от других либеральных реформ, финансовая политика не подверглась серьезной ревизии после гибели Александра II и воцарения консервативно настроенного императора Александра III.
Министр финансов Рейтерн
Об этом свидетельствует смена лиц на посту министра финансов. После непопулярного в обществе и бюрократических кругах и вообще не подходившего на роль руководителя экономической политики Петра Федоровича Брока (министр финансов 1852-1858 гг.) и старательного ветерана финансового ведомства еще со времен Канкрина, но не справившегося со сложной экономической ситуацией и не проявившего должной решительности в вопросах стабилизации курса Александра Максимовича Княжевича (министр финансов 1858-1862 гг.), на посту министра финансов «воцарился» на шестнадцать лет Михаил Христофорович Рейтерн. Он был на две головы выше своих предшественников и считался лучшим специалистом финансового дела. Он был из «константиновских орлов» — сподвижников великого князя Константина Николаевича, горячего сторонника либеральных реформ, стажировался в Америке и по возвращении сразу же удостоился звания статс-секретаря.
Экономическая политика
Отмена крепостного права, не смогла стимулировать экономику России в больших масштабах. Правительство, однако, признало необходимость дальнейших мер. И во время правления Александра были проведены финансовые реформы, которые действительно способствовали экономическому росту.
В 1862 году был введен государственный бюджет. А в 1863 году была установлена система государственных акцизов. Однако ни одна из этих мер не смогла улучшить финансовое положение правительства. И до одной трети его годовых расходов приходилось на долги.
Строительство железных дорог, финансируемое через растущее число кредитных организаций, было ключевым элементом экономической политики. Развитие железных дорог помогло связать районы производства зерна с крупными городами и портами. Тем самым способствуя продвижению экспорта. Правительство сыграло ключевую роль в создании этого бума в экономике.