Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Езда без тахографа и карты водителя в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нормативы об обязательном оснащении автомобилей бортовыми тахографами принимались и внедрялись в первую очередь для снижения аварийности из-за переутомления водителей. Именно поэтому при вождении в гнезде прибора должна находиться личная карта того человека, который управляет автомобилем. Еще один уровень контроля — обязательная активация карты с помощью пин-кода, которая исключает непреднамеренное использования чужого цифрового ключа.
Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2023 году
Эксплуатация транспорта в коммерческих целях предусматривает установку специального оборудования. Отсутствие тахографа, а также просроченная карта или ее отсутствие чревато наложением штрафа как на физическое лицо, так и на ИП. Поскольку представитель ИП — должностное лицо, то размер взыскания для него будет несколько больше, чем для простого водителя:
Нарушение | Физическое лицо | ИП |
---|---|---|
Отсутствие оборудования | 1000-3000 | 5000-10000 |
Тахограф в нерабочем состоянии | 1000-3000 | 5000-10000 |
Нарушен режим работы и отдыха | 1000-3000 | 5000-10000 |
Отсутствие у водителя активной карты или использование чужой карты при эксплуатации ТС | 1000-3000 | 5000-10000 |
По-прежнему, тахографами должны быть оснащены следующие транспортные средства юридических и физических лиц:
M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т |
M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т |
N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т |
N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т |
Зачем использовать личную карту тахографа?
Это правило действует даже в том случае, если экипаж состоит из двух человек:
- Если они меняются в ходе смены, то перед ее началом обе карты нужно установить в соседние гнезда приборов и активировать.
- Если управление ведется поочередно, то карты также можно использовать по очереди.
- Просто поменяться местами без смены карты нельзя: если представитель проверяющей организации зафиксирует это, на виновника будет наложен штраф до 3 тыс. рублей.
Нормативная база, обязанность по установке в 2021 году
Наличие пишущего устройства на автомобиле предусмотрено ст. 20 ФЗ-196 от 10.12.1995. В законе указано, что конкретные требования разрабатываются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ №1213 от 23.11.2012 эти полномочия переданы Минтрансу. В Приказе Минтранса № 36 от 12.03.2013 приведены основные требования к тахографу и перечень лиц, обязанных его устанавливать. В соответствии с приложением № 2 к Приказу, устройством оснащаются все транспортные средства, используемые в коммерческих целях, с массой от 3,5 до 12 тонн. В эту категорию попадают, в частности, следующие группы ТС:
- предназначенные для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 (массой до 5 тонн и более);
- грузовые автомобили с массой от 3,5 до 12 тонн и более 12 тонн.
Таким образом, ответственность за отсутствие карты предприятия для тахографа предусмотрена законодательством только для лиц, использующих технику в коммерческих целях для извлечения прибыли.
В Приказе предусмотрен и внушительный перечень исключений — список транспортных средств, на которые прибор не устанавливают: например, на троллейбусы, автомобили для обучения вождению, бетономешалки, автокраны, машины скорой помощи и многие другие.
Наказание за езду без тахографа и карты водителя
Важно понимать, что передвижение без данного устройства грозит определенными шщтрафными санкциями:
Нарушение | Лицо, в отношении которого выносится взыскание | Сумма штрафа и статья, регламентирующая его размер |
---|---|---|
Управление ТС с отсутствующим или неисправным оборудованием | водитель, должностное лицо | 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Блокирование устройства с целью скрыть данные тахографа | Водитель должностное лицо | 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Фальсификация данных тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Самовольная модификация аппарата | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Корректировка данных тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Эксплуатация Тс при помощи чуждой карты или наличие собственной просроченной карты для тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Нарушение режима труда и отдыха | Водитель | 1000-3000 Ч2 |
Отсутствие тахографа | Юридическое лицо | 10000-30000 |
Можно ли обжаловать штраф за тахограф?
Да, можно.
Но для обжалования штрафа за тахограф у вас должны быть веские аргументы. Право на оспаривание наказания доступно как водителям, так и подвергнутым санкции ИП или юридическим лицам.
Приведём пример:
ИДПС остановил фуру для проверки документов. Требование распечатать данные с тахографа водитель выполнить не смог – по его словам, он потерял ленту. Сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю, а заодно должностному лицу и транспортной компании – за то, что те допустили нарушения в эксплуатации контрольного прибора. Однако ни механик, организация не согласились с наказанием. Они оспорили выписанные штрафы, а в жалобах указали, что лента для тахопринтера была утеряна из-за невнимательности самого водителя, а до выпуска фуры на линию комплектующие устройства были проверены (о чем имеется опись). Аргументы заслуживают внимания. Суд обязан отменить оба штрафа должностному лицу и транспортной компании. А штраф водителю обоснован.
Жалоба подаётся в течение 10 дней с момента получения постановления. Обращение нужно адресовать либо вышестоящему начальнику сотрудника ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения. Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД читайте в другой нашей статье.
Требования к тахографам
Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.
Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении.
Современные тахографы имеют следующие функции:
- определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС;
- регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин;
- определять координаты нахождения и регистрировать их;
- определять пройденное расстояние (пробег).
Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию:
- наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи;
- сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца;
- срок действия карты (три года от даты выдачи).
Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров:
- соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов;
- соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами;
- иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку (организация должна иметь на это аккредитацию);
- иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД;
- быть исправным в момент выезда на маршрут.
Законом предусмотрена проверка аппарата представителями правоохранительных органов, т.е. сотрудниками ГИБДД. Она осуществляется в части:
- наличия тахографа в транспортном средстве;
- работоспособности аппарата путем запроса распечатки показаний с него;
- наличия карточки водителя и соответствия ее фактическим данным.
При этом водитель не вправе отказать инспектору в требовании допустить его в транспортное средство для проверки его наличия, а также иных мероприятий, направленных на уточнение сведений с прибора и водительских данных. В случае отказа инспектор составляет протокол о нарушении, который влечет за собой штраф.
Штраф за тахограф юридическому лицу
Размеры взысканий с юридических лиц и ИП за некорректное использование тахографа также регулируются статьей 11.23 КоАП.
Примеры:
- На транспортном средстве нет тахографа — штраф от 3 до 5 тысяч рублей;
- Нарушена инструкция использования тахографа — штраф от 3 до 5 тысяч рублей;
- Выпущенный на линию автомобиль не оснащен тахографом — должностному лицу полагается штраф в размере 7-10 тысяч рублей, ИП — от 15 до 25 тысяч, юрлицу — от 20 до 50 тысяч рублей.
- Водитель нарушил режим отдыха и труда. Размер штрафа за нарушение отдыха по тахографу следующий: водителю — от 1,5 до 2 тысяч рублей, должностному лицу — от 7 до 10 тысяч рублей, индивидуальному предпринимателю — от 15 до 25 тысяч, юридическому лицу — от 20 до 50 тысяч рублей.
Таблица штрафов за отсутствие или неправильное использование тахографа
Нарушение | Ответственный | Размер штрафа |
Штраф за нарушение отдыха по тахографу | Водитель | 1,5-2 тыс. руб. |
Должностное лицо | 7-10 тыс. руб. | |
ИП | 15-25 тыс. руб. | |
Юр. лицо | 20-50 тыс. руб. | |
Штраф за неисправный тахограф | Водитель | 3-5 тыс. руб. |
Должностное лицо | 7-10 тыс. руб. | |
Юр. лицо | 20-50 тыс. руб. | |
ИП | 15-25 тыс. руб. | |
Штраф за отсутствие тахографа | Водитель | 3-5 тыс. руб. |
ИП и ООО | до 50 тыс. руб. | |
Штраф за тахограф на физическое лицо | Водитель | 1,5-2 тыс. руб. за нарушение режима труда и отдыха; |
3-5 тыс. руб. за отсутствие или нарушение требований; | ||
Штраф за тахограф юридическому лицу | ИП | 15-25 тыс. руб. |
Юридическое лицо | 20-50 тыс. руб. | |
Штраф за езду без карты тахографа | Частное лицо | 1-3 тыс. руб. |
Юр. лицо | 10-30 тыс. руб. |
Согласно законам, передвижение некоторых автомобилей без работающего тахографа запрещено. Нарушение может повлечь за собой серьезное взыскание в виде крупного штрафа. Причем отвечать придется не только водителю, но и юридическим и должностным лицам, допустившим выпуск транспортного средства компании на дороги без тахографа. Привлечь к ответственности могут даже за нарушение режима труда – длительная работа без отдыха запрещена соответствующим Приказом №15, изданным Минтрансом.
Использование тахографов регулируется несколькими нормативными актами и законами. Они регулярно дополняются, из-за чего некоторые водители невольно становятся нарушителями, т. к. случайно нарушают новые требования. Несмотря на незнание законодательных правок, понести разные виды ответственности им все равно придется.
Первые законы о тахографах приняли в 1990-х годах. А серьезный интерес к таким приборам со стороны власти возник лишь в 2009 году.
С тех пор приняли множество постановлений и законов, среди которых:
- Федеральные законы № 184 и 196;
- Постановления № 273, 470, 720 и 1213;
- Приказ Минтранса № 36 и 277.
Достоинства и недостатки
В использовании тахографов есть свои плюсы и минусы. Изначально со стороны государства основной целью их обязательного применения было снижение аварийности на дорогах. Результат был оправдан, т. к. количество ДТП и правда снизилось. Большим плюсом также стал поток дополнительных денежных средств, который положительно сказался на бюджете страны.
Но применение тахографов имеет и другие преимущества:
- Защита интересов водителя и работодателя – исключение недобросовестных действий обеих сторон;
- Возможность выявить ранее совершенные нарушения водителем при осмотре оборудования инспектором.
Сферы применения тахографа
Тахограф – специальный прибор, ведущий комплексный учет показателей, напрямую влияющих на безопасность передвижения транспортного средства. Среди них:
-
скорость движения;
-
пробег;
-
маршрут следования;
-
время работы и отдыха водителя.
Устройство позволяет разрешать спорные ситуации с сотрудниками ГИБДД по поводу соблюдения правил дорожного движения, а владельцы автотранспортных предприятий с его помощью могут контролировать работу персонала и оценивать производительность.
Категории ТС, на которых в обязательном порядке устанавливаются средства тахографического контроля, утверждены приказом Минтранса № 36 от 13.02.2013 г., в который позднее вносилось несколько дополнений.
В перечень входят:
-
ТС для перевозки пассажиров с максимальной массой до 5 тонн и количеством сидячих мест (кроме водительского) свыше 8 (категория М2).
-
Пассажирские ТС с максимальной массой более 5 тонн и количеством сидячих мест свыше 8 (категория М3).
-
Грузовой автотранспорт с максимальной массой от 3,5 до 12 тонн (категория N2).
-
Грузовой автотранспорт с максимальной массой свыше 12 тонн (категория N3).
Законодательство дает четкое определение понятию тахограф, и согласно пункту 9 части 1 статьи 20 Федерального Закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», это техническое устройство, позволяющее осуществлять беспрерывную и некорректируемую регистрацию информации относительно:
- скорости;
- пройденному пути;
- режима труда и отдыха водителя транспортного средства.
Тахограф включает в себя:
- само устройство, монтируемое в кабине транспортного средства;
- датчик фиксации передвижения;
- устройство приема сигналов систем спутниковой навигации;
- устройство передачи сигнала;
- вспомогательное оборудование для монтажа устройства.
Требования к тахографам устанавливаются в специальном нормативном правовом акте — Приказе Министерства транспорта РФ №36 от 13.02.2013 года.
Преимущества и недостатки использования
Главной целью введения тахографов является попытка государства повлиять на аварийность на дорогах. Подобный опыт был заимствован у европейских коллег. Учитывая, что обязательность использование такого оборудования была введена недавно, говорить о результативности такого нововведения еще рано.
С другой стороны, государственный бюджет стал получать дополнительные отчисления в виде штрафов и налогов. Если говорить о водителях, то теперь работодатель не вправе заставить работать сверх установленных норм труда. Интересы последнего также защищены. С помощью тахографа становится реальным выявить любые попытки водителя недобросовестно исполнить свою работу, а также выполнять «левые» рейсы, в обход официального маршрутного листа.
Самый главный недостаток системы — существенные затраты на установку оборудования.
Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха
В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:
- Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
- Автобусы, принадлежащие физлицам.
- Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
- Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.
В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.
Понятие «карта тахографа для водителя» и ее назначение
Карта тахографа представляет собой микрочип с определенной информацией, который при взаимодействии с тахографом (бортовым самописцем) дает возможность осуществлять дистанционный контроль за действиями водителя в период работы на маршруте (в рейсе) и фиксировать нарушения условий работы и перемещения.
Назначением карты контрольного устройства является:
- непрерывная фиксация данных о ходе осуществления маршрута. Показания прибора будут фиксировать, в том числе и нарушения соблюдения режима труда и отдыха, скоростных ограничений и отклонения от маршрута;
- идентификация водителя, занятого в коммерческих грузоперевозках;
- фиксация условий работы водителя.