Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в экологическом законодательстве в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мы рассмотрели лучшие программы для редактирования PDF файлов: одни можно скачать бесплатно, но функционал в них будет средним, другие стоят денег, но предлагают куда больше возможностей. Также крупные программы, как Adobe Acrobat и LibreOffice Draw надёжнее защищают ваши персональные данные, в то время как онлайн-сервисам не всегда стоит доверять важные документы или свою подпись.
Если вы сталкиваетесь с электронной документацией ежедневно и имеете достаточно средств и времени на изучение — взгляните в сторону более дорогих и сложных редакторов, вроде Master PDF или PDF XChange Editor.
Однако стоит принимать во внимание, что немногие будут пользоваться программами для работы с PDF на постоянной основе — большинство прибегает к ним по необходимости. Поэтому важно, чтобы софт для массового пользователя был простым и понятным, но между тем имел все нужные функции и не требовал англо-русского словаря для работы. Сюда отлично вписывается PDF Commander — вы сможете эффективно работать с ним с первого же запуска и не чувствовать нехватку в функциях.
Кому необходимо получение проекта нормативов допустимых выбросов?
Обязанность разработки Проекта ПДВ/НДВ ложится на объекты, оказывающие вредное воздействие на экологию, а именно имеющие стационарные источники загрязнения атмосферы.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года, данные предприятия обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Пакет документов Проекта НДВ в обязательном порядке понадобится организациям (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), относящимся к 1 – 3 категории по воздействию на окружающую среду (значительно загрязняющие атмосферу).
- Предприятия добычи нефти и горных пород
- Предприятия производства нефтепродуктов и их аналогов
- Предприятия производства керамики, стекловолокна, извести и т.д.
- Металлургические предприятия
- Химические предприятия
- Объекты обезвреживания и захоронения отходов
- Мясокомбинаты
- Предприятия производства агрохимических продуктов
В результате выполненной работы Вы получаете оригиналы следующих документов:
- Протоколы количественного химического анализа атмосферного воздуха, если замеры были проведены;
- Экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»;
- Санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора;
- Проект нормативов предельно-допустимых выбросов;
- Нормативы выбросов загрязняющих веществ;
- План мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (план НМУ), либо письмо об отсутствии необходимости разработки такого плана.
Унифицированные формы электронных документов в 2023 году
Разработка и утверждение новых форматов электронных документов — одно из основных направлений развития ЭДО. Федеральная налоговая служба продолжает активную работу по разработке унифицированных форм электронных документов. К концу 2022 года перечень электронной документации, для которой уже разработан и утверждён формат, включал в себя 21 документ в электронном виде. В их числе:
- счёт-фактура;
- универсальный передаточный документ (УПД);
- универсальный корректировочный документ (УКТ);
- корректировочный счёт-фактура;
- товарная накладная;
- транспортная накладная;
- заказ-наряд;
- сопроводительная ведомость;
- договор (PDF/A-3);
- машиночитаемая доверенность и другие документы.
Формат машиночитаемой доверенности ещё планируется обновить, поэтому речи об обязательном использовании МЧД пока что нет. Однако уже известен срок, когда все компании должны будут иметь МЧД на сотрудников, подписывающих документы от лица организации, — 1 сентября 2023 года.
В 2023 году, помимо формата МЧД, ожидается обновление и формализация 10 типов документов. В частности, планируется выпустить 7 новых форматов и обновить уже существующие 3 формата.
Обновлённые форматы получат УКД, УПД И МЧД. Новые унифицированные форматы разработают для:
- авансовых отчётов
- отчёта комиссионера (агента)
- счёта на оплату
- гарантийного письма
- прейскуранта
- реестра оказанных услуг по ДМС
- отчёта о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Когда за побочные продукты производства нужно вносить плату за НВОС?
Напомним, что в настоящее время плата взимается за следующие виды НВОС
(ст. 16 Закона № 7-ФЗ):
• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
• размещение отходов (хранение, захоронение отходов производства и потребления).
За побочные продукты, образовавшиеся при ведении деятельности юрлицом или ИП, плату за НВОС вносить не нужно.
Однако если побочные продукты признаются отходами, тогда возникает обязанность внести плату за НВОС за них как за размещение отходов (п. 3 ст. 2 Закона № 268-ФЗ).
Вопрос №1.
У нашего предприятия идет превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) у двух веществ в составе выбросов. Как нам следует поступить в данной ситуации?
Если у вас на предприятии присутствуют канцерогенные факторы, то паспорт вам нужен.
В данной ситуации необходимо разработать аналогичный проект ПДВ, но есть некоторые различия. Во-первых, в случае превышения ПДК разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдается на срок не более 1 года. Во-вторых, обязательным условием является разработка и согласование плана мероприятий по сокращению (снижению) выбросов и сдача отчета по выполнению этого плана. В случае невыполнения утвержденного плана предусмотрены повышающие коэффициенты при платежах за негативное воздействие на окружающую среду — в 100 раз.
Формирование данных для расчета ПДВ
Раздел II Методики подробно расписывает, какие данные нужны для проекта ПДВ, и где их взять. Есть даже перечень разделов проектной документации, в которых может найтись полезная информация.
Данные включают:
- Результаты анализа гигиенических и экологических нормативов. Эти показатели берем в СанПиН 1.2.3685-21.
- Географические, климатические, метеорологические характеристики района расположения объекта. Здесь учитываем требования приказа № 273, а результаты оформляем в таблице 1 приложения 1 к Методике.
- Данные о фоновом загрязнении атмосферного воздуха. Их получаем в Росгидромете.
- Сведения о расположении объекта и прилегающей территории, которые подтверждают картой-схемой и ситуационным планом. Требования к ним смотрите в п. 17 Методики.
- Сведения об объекте, его воздействии на атмосферный воздух с учетом перспектив развития. Фактически это раздел годового производственного отчета, в котором описывают виды и результаты деятельности, инвестиционные программы.
- Данные об инвентаризации выбросов для действующих объектов. Оформляем по образцу таблиц 2 и 3 приложения 1 к Методике.
- Данные о стационарных источниках и выбросах из проектной документации.
Формирование данных для расчета ПДВ
Раздел II Методики подробно расписывает, какие данные нужны для проекта ПДВ, и где их взять. Есть даже перечень разделов проектной документации, в которых может найтись полезная информация.
Данные включают:
- Результаты анализа гигиенических и экологических нормативов. Эти показатели берем в СанПиН 1.2.3685-21.
- Географические, климатические, метеорологические характеристики района расположения объекта. Здесь учитываем требования приказа № 273, а результаты оформляем в таблице 1 приложения 1 к Методике.
- Данные о фоновом загрязнении атмосферного воздуха. Их получаем в Росгидромете.
- Сведения о расположении объекта и прилегающей территории, которые подтверждают картой-схемой и ситуационным планом. Требования к ним смотрите в п. 17 Методики.
- Сведения об объекте, его воздействии на атмосферный воздух с учетом перспектив развития. Фактически это раздел годового производственного отчета, в котором описывают виды и результаты деятельности, инвестиционные программы.
- Данные об инвентаризации выбросов для действующих объектов. Оформляем по образцу таблиц 2 и 3 приложения 1 к Методике.
- Данные о стационарных источниках и выбросах из проектной документации.
Этапы разработки и согласования проекта ПДВ
Основные этапы по разработке и согласовании проекта ПДВ:
1) Первичная консультация, в процессе которой наш специалист уточняют информацию о вашей организации, а именно: сфера деятельности, количество объектов и источников, местоположение их, наличие разрешения на выброс загрязняющих веществ и предыдущего проекта. Если у вас имеется предыдущий проект, то необходимо уточнить какие изменения произошли в течение действия данного проекта.
2) Оценка стоимости, составление договора и оплата счета.
3) Сбор информации для выезда.
4) Выезд специалистов в целях проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
5) Проведение лабораторных замеров выбросов и предварительный расчет рассеивания.
6) Разработка проекта ПДВ и получение справки в отделе экологических расчетов и справок УГМС о климатических характеристиках и фоновых концентрациях загрязняющих веществ района расположения предприятия.
7) Окончательное оформление проекта и утверждение заказчиком.
Что будет, если не разработать проект ПДВ?
Инспекция проверяет предприятия по плану раз в 3 года, а внепланово — в случае, если поступила информация о возможных нарушениях природоохранного законодательства.
Если ваше предприятие относится к 1, 2 или 3 категории НВОС, и вы не сможете предоставить инспектору проект ПДВ с экспертным и санитарно-эпидемическими заключениями, он применит штрафные санкции.
Для юридических лиц штраф составляет от 180 000 до 250 000 рублей. В качестве крайней мере инспекция вправе даже приостановить деятельность предприятия на срок до 90 дней. Штраф угрожает и ответственным за экологию на предприятии — от 40 000 до 50 000 рублей.
Компания Centrika поможет вам разработать проект ПДВ и согласовать его с Роспотребнадзором максимально быстро и без лишних усилий. Наши инженеры опишут источники выбросов, помогут пронормировать их и обосновать безопасность перед контролирующими органами.
Разработка и этапы разработки проекта ПДВ
Работа над проектом состоит из 5 этапов и занимает обычно от 6 и до 9 месяцев.
1 этап. Инвентаризация площадок, загрязняющих воздух вредными составляющими.
Она состоит из:
• Инвентаризации таких объектов. • Лабораторного химического анализа воздуха и находящихся в нём загрязнений. • Получение справки из центрального Управления гидрометеорологической службы об особенностях климата и данных о фоне загрязнённости в районе изучаемого предприятия.
По сути, на этом этапе производится вся подготовительная работа по проекту.
2 этап. Разработка проекта с нормативами выбросов. Занимает до 20 дней, что зависит от числа точек выбросов. На этом этапе выполняются расчёты и подготавливается сам проект, который подаётся на утверждение заказчику.
Возможно совмещение двух этапов: инвентаризации и работ над проектом, что значительно сократит время на утверждение последнего и материальные затраты.
3 этап. Согласование проекта с экспертами соответствующих госорганов
Проект согласуется:
• С федеральным Центром гигиены и эпидемиологии в течение 1 месяца с вручением итогового заключения. • С Управлениями Роспотребнадзора в срок от 2 недель до месяца с выдачей результативного документа. • Для предприятий 1 категории в течение месяца с территориальным Департаментом Роспотребнадзора, чтобы получить приказ на утверждение нормативов выбросов в атмосферу.
После утверждения остаётся пройти два не менее важных этапа:
4 этап. Планирование действий и мероприятий, позволяющих уменьшить загрязнение окружающей среды в период неблагоприятных метеоусловий, согласовываемых с государственными структурами по природопользованию в срок до месяца.
5 этап. Для предприятий 1 категории предоставление проекта в Росприроднадзор и получение разрешения на выбросы. Для всех остальных категорий согласование заканчивается после утверждения документации в Роспотребнадзоре.
Методика установления нормативов допустимых выбросов
Вычисляем фоновые концентрации
Когда анализ расчета рассеивания ЗВ на предыдущем шаге показывает, что уровень приземных концентраций в некоторых расчетных точках превышает 0,1ПДК по каким-либо ингредиентам, требуется рассчитать рассеивание загрязняющих веществ с учетом фоновых концентраций в районе расположения организации. На территории проживания людей гигиенический критерий качества воздуха составляет 1ПДВ (ОБУВ); для зон массового отдыха – 0,8ПДК.
Под фоновой концентрацией
Сф для отдельного источника понимается загрязнение атмосферы в городе или другом населенном пункте, созданное другими источниками, за исключением рассматриваемого.
Расчет рассеивания вместе с фоновой концентрацией по веществам вычисляется на базе запрошенных в Росгидромете данных о фоновой концентрации интересующих нас ЗВ и расчета рассеивания в УПРЗА. В соответствии с Методическим пособием при отсутствии официальных данных по фоновым концентрациям учет фона в расчетах не выполняется или делается вручную. ОНД-86 предлагает формулы для вычислений.
Значение фоновых концентраций загрязняющих веществ рассчитываются методом интерполяции данных согласно Руководящему документу «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» (РД 52.04.186-89) на основании наблюдений, полученных из Росгидромета. По результатам расчета выясняется максимальная приземная концентрация с учетом фона.
Внесение изменений в природоохранную разрешительную документацию
Одновременно с актуализацией необходимо начать разработку нового проекта ПДВ, если он необходим для данного объекта ОНВ по закону. Например, проект ПДВ может быть необходим для объектов I категории до получения ими КЭР. Если проекта ПДВ нет, то при появлении новых источников выбросов нужно внести изменения в соответствующую природоохранную разрешительную документацию для:
- I категории – комплексное экологическое разрешение,
- II категории – декларация о воздействии на окружающую среду,
- III категории – расчет НДВ,
- IV категории – только корректировка инвентаризации источников выбросов и актуализация постановки на учет объекта.
Кроме того, не следует забывать, что на основе данных инвентаризации составляется программа производственного экологического контроля. Программа ПЭК разрабатывается в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 лицами, эксплуатирующими объекты ОНВ с первой по третью категорию. В данном приказе говорится, что программу ПЭК необходимо скорректировать в случаях:
- Изменения технологических процессов,
- Замены оборудования и сырья, приводящих к изменениям негативного воздействия на окружающую среду, а также к изменению объемов выбросов ЗВ более чем на 10%.
Формирование данных для расчета ПДВ
Раздел II Методики подробно расписывает, какие данные нужны для проекта ПДВ, и где их взять. Есть даже перечень разделов проектной документации, в которых может найтись полезная информация.
Данные включают:
- Результаты анализа гигиенических и экологических нормативов. Эти показатели берем в СанПиН 1.2.3685-21.
- Географические, климатические, метеорологические характеристики района расположения объекта. Здесь учитываем требования приказа № 273, а результаты оформляем в таблице 1 приложения 1 к Методике.
- Данные о фоновом загрязнении атмосферного воздуха. Их получаем в Росгидромете.
- Сведения о расположении объекта и прилегающей территории, которые подтверждают картой-схемой и ситуационным планом. Требования к ним смотрите в п. 17 Методики.
- Сведения об объекте, его воздействии на атмосферный воздух с учетом перспектив развития. Фактически это раздел годового производственного отчета, в котором описывают виды и результаты деятельности, инвестиционные программы.
- Данные об инвентаризации выбросов для действующих объектов. Оформляем по образцу таблиц 2 и 3 приложения 1 к Методике.
- Данные о стационарных источниках и выбросах из проектной документации.