Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 1 октября действуют новые требования к уплате НДС за иностранных контрагентов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правительством РФ будет устанавливаться перечень товаров, чья реализация попадёт под систему прослеживаемости, а также порядок предоставления сведений в налоговую инспекцию. Налогоплательщики будут должны предоставлять сведения по операциям, а также документы с установленными реквизитами.
Как определить, где оказаны услуги
В первую очередь нужно определиться с нормативным документом, которым следует руководствоваться. Дело в том, что межгосударственные соглашения имеют приоритет перед НК РФ (ст. 7).
В приложении № 18 к договору об ЕАЭС от 29.05.2014 говорится о месте реализации услуг. Поэтому, если речь идет о работе с компаниями, зарегистрированными в странах ЕАЭС, то следует пользоваться нормами приложения № 18.
При сделках с резидентами других государств работает ст. 148 НК РФ. В большинстве случаев нормы НК РФ и приложения № 18 совпадают.
Например, если услуги нерезидента резиденту связаны с имуществом, то они считаются оказанными по месту нахождения объектов (п. 1 и 1.1 ст. 148 НК РФ, пп. 1-2 п. 29 приложения № 18).
А вот при заказе транспортных услуг необходимо учитывать страну, где зарегистрирован исполнитель. В общем случае, если начальная и конечная точки маршрута находятся в России, то РФ и будет местом реализации (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ)
Но если перевозчик относится к одной из стран ЕАЭС, то транспортная услуга, независимо от маршрута, считается оказанной на территории этой страны (пп. 5 п. 29 Приложения № 18).
Цель изменений: упрощение уплаты налогов юрлиц и ИП. В настоящее время ошибок в платежных документах много и платежи не засчитываются, возникает техническая задолженность.
Преимущества нововведения:
- Одна дата в месяц для уплаты налогов — каждый месяц, 28 число.
- Одна дата в месяц для представления деклараций либо уведомлений исчисленной суммы — 25 число.
- Проще платить:
- один платеж в месяц: каждый месяц, 28 число.
- в платежном поручении только два изменяемых реквизита: ИНН и сумма.
Возможность изменения ИНН предусмотрена для уплаты за третье лицо. Остальные реквизиты платежа будут на сайте.
- Одна сумма расчетов с бюджетом — одна карточка расчета с бюджетом для всех налогов:
- нет ошибочных платежей;
- при наличии переплаты и недоимки нет излишних пеней;
- нет зачетов;
- один день для поручения на возврат;
- положительное сальдо на ЕНС можно использовать на перечисление за третье лицо;
- нет трехлетнего срока давности, поэтому переплату всегда можно использовать, даже через 4, 5 и более лет. Деньги возможно вернуть или произвести перечисление на ЕНС третьего лица.
- Будет проще разобраться с долгом:
- один день на снятие приостановления/ареста со счета;
- единый документ на взыскание долга с динамично изменяемой суммой — вместо новых документов на каждый новый долг.
- Онлайн-доступ к детализации начислений и уплат в Личном кабинете юрлица и ИП.
Будет видно и поступление денег на ЕНС, и как они распределены.
Единый налоговый платеж распространяется на все платежи за исключением:
- НДФЛ, патентов,
- сборов за пользование объектами животного мира,
- сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов,
- НПД,
- госпошлины, по которой суд не выдал исполнительный документ,
- страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний.
Как распределяется ЕНП и как работать с ЕНС
Суммы обязательств юридических лиц и ИП будут погашены исходя из того, что налогоплательщик указал в декларации или уведомлении.
Если налогоплательщик перевел ЕНП в сумме меньшей, чем заявлена в декларациях (уведомлении), то возникает задолженность, которая будет называться «отрицательным сальдо».
Если денег недостаточно и сроки уплаты совпадают, налоговый орган распределит поступившие деньги пропорционально исчисленным суммам.
В следующий месяц, 28 числа, налогоплательщик переведет некоторую сумму на счет, и она будет распределена таким образом:
- сначала погасится отрицательное сальдо, возникшее в прошлом месяце,
- потом начисления с текущим сроком уплаты, то есть те, которые 25 числа налогоплательщик предъявил к начислению;
- затем пени, проценты, штрафы.
При отрицательном сальдо ЕНС в Личном кабинете юридического лица можно посмотреть, по каким налогам эта задолженность возникла. Сверку с налоговой заказывать не надо. Достаточно кликнуть на обязательства и посмотреть каждый налог.
Пополнить свой ЕНС можно не только платежным поручением, но и в Личном кабинете юрлица двумя способами:
- Списать со счета.
- Оплатить банковской картой.
Правила определения места реализации услуг по НДС
Комментарий: Кодекс не содержит определения термина «адаптация». В этом случае допускается использовать термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской федерации (пункт 1 статьи 11 Кодекса).
В указанном случае услуги по обучению оказываются иностранной компанией на территории РФ, поэтому местом их реализации является территория РФ. Соответственно, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Комментарий: Пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса в качестве необходимого условия для применения ставки в 3 процента по налогу на прибыль для российских организаций, занимающихся адаптацией программ для ЭВМ их установкой и сопровождением, не установлена необходимость его разработки именно российской компанией.
Практика рассмотрения споров по вопросу неправомерного применения налоговыми агентами льготных условий налогообложения при взимании налога на прибыль с доходов иностранных организаций.
То есть, теперь не будет иметь значения по какому договору приобретены программы для ЭВМ: лицензионному или нет.
Ставка НДС в переходных документах
Если договоры были заключены до 2023 года, то ставка НДС будет действовать в размере 18%, а если товары реализуются в 2023 году по длительным договорам, заключенным до 2023 года, то ставка будет действовать уже в размере 20%. При этом вносить изменения в договор, либо заключать дополнительные соглашения не потребуется. Это связано с тем, что продавец уже по новой ставке (20%) предъявляется покупателю НДС вместе с ценой товара. При этом стороны могут уточнять порядок осуществления расчетов и размеры оплаты. Для большей наглядности приведем разъяснения по переходному периоду при различных ситуациях в таблице:
Ситуация | Порядок действий | |
в 2018 году | в 2023 году | |
Продукция приобретена в 2018 году, а реализована в 2023 году | К вычету входной НДС идет по ставке 18% | Начисляется НДС по ставке 20% |
Продукция отгружена в 2018 году, а деньги за нее перечислены только в 2023 году | НДС по ставке 18% | НДС по ставке 20% только по тем товарам, которые были отгружены в 2023 году. Корректировке налог не подлежит. |
Оплата за продукцию поступила в 2018 году (в размере 100%), а отгружена продукция только в 2023 году | НДС с предоплаты рассчитывается как 18/118 | Начисляется НДС по ставке 20%, а налог с аванса к вычету применяется по ставке 18/118. Разница указывается в дополнительном соглашении. |
Частичная предоплата за продукцию поступила в 2018 году, отгружена продукция и окончательная оплата поступила в 2023 году | НДС с предоплаты рассчитывается как 18/118 | Начисляется НДС по ставке 20%, а налог с предоплаты к вычету применяется по ставке 18/118. Разница указывается в дополнительном соглашении. |
Предоплата по Госконтракту перечислена в 2018 году, а исполнен контракт только в 2023 году | НДС с предоплаты рассчитывается как 18/118 | Налог с аванса к вычету применяется по ставке 18/118, все изменения необходимо согласовать в контракте. |
Когда возникают обязанности налогового агента по НДС?
Случаи налогового агентства по НДС приведены в статье 161 Налогового кодекса. Налоговым агентом признается субъект хозяйственной деятельности, зарегистрированный в РФ, если он:
- приобретает на территории России продукцию (работы, услуги) у иностранного лица, которое не зарегистрировано в нашей стране в качестве налогоплательщика;
- является арендатором либо покупателем имущества у органов государственной власти или местного самоуправления;
- является участвующим в расчетах посредником при реализации на территории РФ товаров, работ или услуг иностранным лицом, не зарегистрированным в российской ФНС;
- реализует конфискат, бесхозные ценности, клады или имущество, подлежащее реализации по решению суда.
На практике чаще всего встречается аренда имущества у муниципальных органов, а также покупка товаров у иностранного контрагента.
Платежное поручение для уплаты НДС налоговым агентом
Налоговый агент заполняет платежное поручение по НДС по общим правилам (приложения № 1, 2, 5 к Приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н, далее — приказ № 107н). Форму документа можно найти в приложении 2 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П.
В поле 101 следует указать код статуса плательщика (приложение № 5 к приказу № 107н): 02 — налоговый агент.
В реквизитах плательщика нужно прописать (п. 4 приложения № 1 к приказу № 107н, приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П):
- в поле 8 — полное или сокращенное название организации. Предприниматель указывает полностью свои Ф.И.О. и в скобках ставит пометку «ИП», а также свой адрес. Перед адресом и после него ставит знак «//»;
- в поле 60 — ИНН организации или предпринимателя;
- в поле 102 — КПП компании, ИП в этом поле ставят ноль;
- в полях 9–12 — номер банковского счета, название и место нахождения банка (если платежное поручение оформляете на бумаге), БИК и номер корреспондентского счета банка.
Реквизиты получателя и его банка для уплаты НДС заполняют следующим образом (п. 11 приложения № 1 к приказу № 107н, приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П, письмо ФНС РФ от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504):
- в полях 61, 103 — ИНН и КПП налоговой инспекции, в которой компания или ИП стоит на учете;
- в поле 16 — сокращенное название регионального казначейства и в скобках — сокращенное название налоговой инспекции. Например: «УФК по г. Москве (ИФНС России № 27 по г. Москве)»;
- в полях 13, 14 — название и местонахождение банка получателя (при оформлении платежного поручения на бумаге), его БИК;
- в поле 15 — номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета);
- в поле 17 — номер счета получателя (номер казначейского счета). До 30.04.2021 еще действуют банковские счета, открытые ТОФК в подразделениях Банка России на балансовом счете № 40101.
В поле 21 «Очередность платежа» следует проставить «5» — уплата текущих платежей (п. 2 ст. 855 ГК РФ, приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П, письмо Минфина РФ от 17.05.2016 № 03-02-07/2/28207).
В поле 22, где указывается УИН, нужно проставить ноль («0»), так как при перечислении налогов юрлицами и ИП УИН не формируется (п. 12 приложения № 2 к приказу № 107н).
В поле 24 «Назначение платежа» следует пояснить, что компания или ИП перечисляет НДС как налоговый агент, например: «1/3 НДС, удержанного налоговым агентом со стоимости аренды муниципального имущества за I квартал 2021 г.» (приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П).
В поле 104 нужно указать КБК.
В поле 105 — прописать код ОКТМО по месту нахождения организации или по месту жительства ИП. Он должен быть таким же, как и в декларации по НДС.
В поле 106 — указать код основания платежа из п. 7 приложения № 2 к приказу № 107н, например «ТП» — по платежам текущего года.
В поле 107 — прописать код квартала, за который уплачивается НДС:
- в 1-м и 2-м знаках — код квартального платежа: КВ;
- в 4-м и 5-м — номер квартала: 01, 02, 03 или 04;
- в 7-м—10-м — год.
В 3-м и 6-м знаках нужно проставить разделительные точки. Например: «КВ.01.2021» при уплате НДС за I квартал 2021 года.
При перечислении НДС в бюджет одновременно с оплатой иностранному лицу работ или услуг (п. 4 ст. 174 НК РФ), в поле 107 вместо кода налогового периода нужно указать конкретный срок уплаты налога, потому что у таких платежей нет периодичности.
Например: «19.04.2021».
Уплата НДС налоговым агентом за нерезидента
Компании и ИП признаются налоговым агентом, если:
- покупают товары, работы, услуги у иностранных организаций и предпринимателей, которые не состоят на налоговом учете в РФ (пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ);
- продают их товары, работы, услуги, имущественные права в качестве в качестве посредника по договорам поручения, комиссии или агентским договорам с участием в расчетах (п. 5 ст. 161 НК РФ).
При этом должны быть соблюдены следующие условия (пп. 1, 2, 5 ст. 161 НК РФ):
- российская компания состоит на учете в налоговом органе РФ;
- иностранная организация не состоит на учете в налоговых органах РФ;
- место реализации по сделке — территория РФ;
- операция облагается НДС.
При покупке товаров у иностранцев НДС определяется как стоимость товаров с учетом НДС, умноженная на 20/120 (10/110, если применяется ставка 10 процентов). Если российская организация оплачивает также другие расходы, связанные с покупкой, например, стоимость проезда и проживания специалистов, которые будут осуществлять монтаж и наладку оборудования, такие траты нужно включить в стоимость товара для исчисления НДС (письмо Минфина РФ от 13.05.2020 № 03-07-08/38578).
КБК НДС для юридических лиц в 2020 и 2021 году
В 2021 году начинают действовать изменения для нерезидентов, оформивших патент. Теперь им требуется платить больше, так как увеличен коэффициент-дефлятор — с 1,729 до 1,813.
Для того чтобы было понятно, как рассчитывается аванс для нерезидентов, оформивших патент, приведем пример.
Для определения суммы используется формула:
Сумма, которую нужно переводить каждый месяц, складывается из трех множителей: основной ставки, коэффициента-дефлятора и коэффициента в регионе.
Предположим, что Владимир, являющийся гражданином Узбекистана, работает в Москве. Его НДФЛ рассчитывается так: 1200*1,813*2,4591, итого 5350 рублей.
Если мужчина найдет работу в другом регионе, например, в Санкт-Петербурге, то его НДФЛ станет другим: 1200*1,813*1,83858, итого 4000 рублей.
01.01.2019 стали действительными поправки в налоговое законодательство, в частности, в п. 17.1 ст. 217 НК РФ. На данный момент с нерезидентов снимается обязанность по уплате НДФЛ при продаже жилой или коммерческой недвижимости при соблюдении двух условий:
- Если сделка заключена после 1.01.2019.
- Если не нарушена минимальная продолжительность владения имуществом:
- для объектов, оформленных в собственность до 2016 года — более трех лет;
- для объектов, оформленных в собственность после 2016 года — более шестидесяти месяцев.
В остальных ситуациях с иностранных граждан взимается налог в размере 30%. При этом они не имеют права подавать документы на вычет.
С нового года вступают в силу поправки, фактически отменяющие льготу по НДС на реализацию софтверных лицензий в отношении большинства наименований ПО. В первую очередь это затронет зарубежный софт, далее идут программы для ЭВМ и базы данных российского происхождения, не попавшие в Реестр отечественного ПО.
Независимо от попадания в Реестр, льготы по НДС на ПО лишатся рекламные сервисы и приложения, агрегаторы (маркетплейсы) и поисковые программы. Есть мнение, что изменения затронут любые программы, в которых имеется реклама даже собственных продуктов или услуг. Предложение купить лицензию на платный доступ к сервису или расширенную версию условно бесплатной программы, также можно рассматривать в качестве рекламы.
Как это произошло и что предпринять читайте под катом
Поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) внесены Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ. Изменения вводят дополнительные требования для освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.
В чем суть нового требования? В новой редакции пп.26 п.2 ст.149 НК РФ право на «льготу» по НДС сохранено исключительно в отношении реализации прав на ПО, включенное в реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестр отечественного ПО), который ведет Минкомсвязи.
В результате налогового маневра в ИТ-отрасли отчуждение и предоставление прав на зарубежное программное обеспечение независимо от вида договора будет облагаться НДС. Такой софт по определению нельзя включить в Реестр отечественного ПО.
Аналогично без льготы останется ПО большинства российских правообладателей, поскольку попасть в Реестр не так-то просто.
В качестве экономической причины фактической отмены льготы по НДС на ПО называют необходимость компенсации выпадающих доходов бюджета в результате одновременного снижения налога на прибыль и ставок страховых взносов для ИТ-компаний. Подробнее об этом смотрите информацию на нашем сайте.
Это отдельная тема для разговора. Если кратко, то нужно соблюсти следующие минимальные требования:
1) Правообладателем российского ПО должен быть гражданин России или коммерческая организация. При этом доля участия российских граждан, организаций, РФ, субъектов РФ, в коммерческой организации должна быть более 50%.
2) Сведения о программном продукте не могут составлять государственную тайну.
3) Общая сумма выплат за календарный год по лицензионным договорам в отношении иностранных юридических и физических лиц составляет мене 30 процентов выручки правообладателя программного обеспечения от его реализации, включая предоставление прав использования.
4) Программное обеспечение не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа
5) Гарантийное обслуживание, техническая поддержка и модернизация программного обеспечения осуществляются российской коммерческой или некоммерческой организацией без преобладающего иностранного участия либо гражданином Российской Федерации.
6) Заявление и прилагаемые к нему документы и материалы представляются через сайт Минкомсвязи с использованием электронной подписи заявителя.
7) В заявлении обязательно указываются гиперссылки на сайт правообладателя с техническими документами:
- с описанием функциональных характеристик программного обеспечения и информацией, необходимой для установки и эксплуатации ПО;
- содержащими описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программного обеспечения, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации программного обеспечения, совершенствование программного обеспечения, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки.
Ваш технический писатель должен потрудиться составить документы в соответствии с ГОСТами.
8) К заявлению прикладываются документы, подтверждающее исключительные права заявителя на регистрируемое ПО.
Какие налоги платят иностранцы в 2021 году в РФ
Ваша заявка принята и скоро мы с вами свяжемся!
Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.
1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС
С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).
2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)
С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).
3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ
С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.
4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,
промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).
5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты
С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).
Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).
Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:
- распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
- размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
- осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.
Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021
6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ
С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.
1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования
Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.
Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).
Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.
2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.
Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).
С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:
- от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
- от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
- от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
- от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.
При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.
Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.
Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.
3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам
1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.
Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.
Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.
2. Пополнен список необлагаемых грантов
В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО
С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА
С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)
С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:
- реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
- при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
- при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.
На фоне сложившейся эпидемиологической обстановки в обязанности работодателей вменили обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников и клиентов: наличие в помещениях массового скопления людей антисептиков и дезинфицирующих средств, выдача средств индивидуальной защиты и прочей аналогичной продукции.
Подобное обеспечение предусмотрено Трудовым кодексом РФ, рекомендациями Минздрава РФ и Роспотребнадзора и не рассматривается как безвозмездная передача, следовательно, облагать его налогом на добавленную стоимость не нужно.
Если налогоплательщик, осуществляющий экспортную деятельность, не может обосновать применение нулевой ставки НДС, то в соответствии с 7 ст. 164 НК РФ, он имеет право отказаться от её использования. Для этого до 1 числа налогового периода необходимо направить в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением должен составлять не менее 12 месяцев.
В Госдуме РФ 11 ноября текущего года одобрили законопроект № 1025470-7, дающий право компаниям, находящимся на налоговом мониторинге, использовать заявительный порядок возмещения без банковской гарантии, поручительства и лимита на сумму ранее перечисленных налоговых сумм.
Данная мера позволит большему количеству плательщиков перейти на налоговый мониторинг.
— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).
Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.
2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:
- Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
- Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
- Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.
Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.
Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.
В результате внесены следующие изменения:
- Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
- Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
- Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
- Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
- Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
- Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
- Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
- Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
- С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.
Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.
1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.
2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.
Коды видов операций по НДС в 2021 году с расшифровкой
С 1 января 2021 года услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), оказываемые региональными операторами освобождаются от НДС (новый пп.36 п.2 ст.149 НК РФ введен Федеральным законом от 26.07.2020 N 211-ФЗ (далее — ФЗ N 211-ФЗ).
В целях НДС к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом регулирования тарифов (исполнительной власти субъекта РФ, либо органом местного самоуправления), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога.
Т.е. если тариф на обращение с ТКО утвержден с учетом НДС, то данное освобождение не применяется.
Освобождение, установленное новой нормой, применяются в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога, даже если впоследствии в течение этого периода орган регулирования тарифов установит тариф с учетом налога (абз. 3 пп.
36 п. 2 ст.149 НК РФ введен ФЗ N 211-ФЗ).
Также введено освобождение от НДС управляющих организаций, ТСЖ и т.п. специализированных потребительских организаций по операциям реализации услуг по обращению с ТКО, закупленных у региональных операторов, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020 (пп.29 п. 3 ст. 149 НК РФ в ред. ФЗ N 211-ФЗ, п.3 ст.2 ФЗ N 211-ФЗ).
С 1 января 2010 г. экспедиторы и перевозчики на железнодорожном транспорте, указанные в пп.3.1 и пп.9.1 п.1 ст.
164 НК РФ, смогут применять нулевую ставку НДС не только при транзитной перевозке товаров через территорию РФ, но и при перевозке или транспортировке порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров (пп.3.1. и пп.9.1.
п.1 ст.164 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.09.2020 N 322-ФЗ (далее — ФЗ N 322-ФЗ)).
Также по нулевой ставке НДС у железнодорожных перевозчиков будут облагаться работы (услуги), непосредственно связанные с указанной перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах (пп.9.1. п.1 ст.164 НК РФ в ред. ФЗ N 322-ФЗ).
К сведению! Нулевая ставка НДС в соответствии с пп.3.1 и пп.9.1 п.1 ст.164 НК РФ применяется в отношении работ (услуг) по перевозке или транспортировке товаров, порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом ЕАЭС, в том числе через территорию государства — члена ЕАЭС, или с территории государства — члена ЕАЭС на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом ЕАЭС.
С 1 января 2021 года вводится нулевая ставка НДС при строительстве и аренде воздушных судов и продаже авиадвигателей и запчастей.
реализация гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также работ (услуг) по строительству гражданских воздушных судов (пп. 15 п.1 ст.164 НК РФ введен Федеральным законом от 29.09.2020 N 324-ФЗ (далее — ФЗ N 324-ФЗ)).
реализация авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов (пп. 16 п.1 ст.164 НК РФ введен ФЗ N 324-ФЗ).
услуги по передаче гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, по договорам аренды (лизинга) (пп. 17 п.1 ст.164 НК РФ введен ФЗ N 324-ФЗ)
Конечно, нулевая ставка НДС будет применяться при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных новыми пунктами 15.1, 15.2 и.15.3 ст.165 НК РФ.
Чаще такие ситуации возникают у предприятий, приобретших товаров больше, чем смогли реализовать, а также у экспортеров ТМЦ по нулевой ставке, если приобретались они с уплатой налога.
Вернуть НДС можно на счет компании или зачесть в погашение имеющейся недоимки по налогам либо в уплату грядущих платежей. Процесс возврата разработан налоговым законодательством, и его неукоснительно обязаны исполнять как плательщики, так и ИФНС.
Условия для возмещения НДС в ускоренном режиме регламентированы в ст. 176.1 НК РФ. В этом случае возместить налог можно до окончания проверки декларации. Подобный вариант приемлем для предприятий:
- функционирующих на рынке не менее трех лет, и уплативших за три предшествующих календарных года налогов не менее 2 млрд. руб.;
- представивших с декларацией банковскую гарантию, т. е. обязательство банка уплатить за компанию возмещенный налог, если решение о возмещении будет отменено. При этом сумма гарантии должна покрывать величину возмещаемого налога, срок ее действия быть не менее 10 месяцев, а известить ИФНС о наличии такой гарантии банк обязан в течение суток с момента ее выдачи;
- компаний, выступающих резидентами территорий ОСЭР (опережающего соцэкономразвития) или свободного порта Владивосток и представивших вместе с декларацией договор поручительства управляющей компании, в котором предусмотрено обязательство возврата излишне возмещенных сумм НДС управляющей компанией, если налогоплательщик не возместит такие суммы сам по требованию налоговиков.
Поручителем может быть российская компания, не имеющая долгов по налогам и не находящаяся в процессе реорганизации, банкротства или ликвидации, а также уплатившая за три года, предшествующих году оформления поручительства, не менее 2 млрд. руб.
налогов. Размер поручительств при этом не должен превышать половины стоимости чистых активов поручителя на последнюю отчетную дату.
Для ускоренного получения возмещения НДС компании, соответствующие перечисленным критериям, в пятидневный срок после сдачи декларации должны подать в ИФНС заявление. На его рассмотрение ИФНС отпущено 5 дней, по истечении которых выносится решение о возврате налога или об отказе в этом.
Что записать в договоре, чтобы не потерять вычеты по НДС
Если на стадии заключения договоров с контрагентами не зафиксировать все необходимые условия, компания может потерять право на вычет НДС и «нарваться» на штрафы в связи с неправильным исчислением налога. В основном это справедливо для тех операций, порядок предъявления к вычету из бюджета НДС по которым прописан в Налоговом кодексе недостаточно четко.
Мы расскажем, в каких ситуациях надо быть особо бдительным и как избежать потерь. А также на что обратить внимание при документальном оформлении сделок.
Как агенту иностранца получить зачет
Когда компания заключает договор с иностранцем, особое внимание надо уделить разделу, посвященному оплате. А именно не забыть указать, за счет какого источника будет уплачиваться НДС.
Ведь при покупке на территории РФ товаров (работ, услуг) у иностранных компаний, не состоящих на налоговом учете в РФ, на компанию возлагаются функции налогового агента по НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ). Налоговую базу агент определяет самостоятельно по расчетной ставке. И право на вычет он получит только после удержания и фактического перечисления суммы налога в бюджет.
Однако налоговики тщательно отслеживают, из какого источника был заплачен налог. Например, если не из доходов иностранной компании, а за счет собственных средств налогоплательщика, то налоговые органы могут исключить эту сумму из вычетов.
Комментарий эксперта
Лада Цветкова, руководитель отдела бухгалтерского и налогового консультирования ООО «Бейкер Тилли Русаудит»:
— Нередко иностранные контрагенты отказываются включать в контракты положения об уплате НДС и получать доходы за минусом налога. А налоговые органы требуют, чтобы налог был уплачен. Не желая идти на конфликт с налоговиками, налогоплательщик часто принимает решение заплатить НДС за счет собственных средств. А заплатив налог, считает вполне правомерным предъявить его к возмещению из бюджета. И совершает ошибку. Статья 172 Налогового кодекса разрешает налоговому агенту применять налоговый вычет только на сумму фактически уплаченного налога, удержанного налоговым агентом. То есть сумма налога подлежит вычету только если она удержана из выплаченного дохода. Выход один — стараться предусмотреть в договоре положение о том, что выплачиваемый доход включает в себя НДС (или «все налоги, предусмотренные российским законодательством»).
Однако в последнее время позиция контролирующих органов несколько смягчилась. Они разрешили сумму НДС, не предусмотренную контрактом и уплаченную за счет собственных средств налогового агента, учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (письмо Минфина России от 19.05.06 № 03-03-04/1/144).
Чтобы избежать возможных споров как с налоговыми органами по поводу необоснованного возмещения из бюджета НДС, так и с иностранным поставщиком, надо прописать порядок расчетов сторон в договоре. Например, в разделе договора «Порядок расчетов» указать: «Общая стоимость договора составляетѕ На основании статей 161, 164 НК РФ сумма платежа, подлежащая перечислению, уменьшается на НДС, зачисляемый в бюджет. Сумма налога исчисляется по расчетной ставке (18/118 или 10/110 в зависимости от вида реализуемых товаров (работ, услуг)) и удерживается покупателем в момент выплаты дохода». Если же договор уже заключен и в нем нет этого условия, можно изменение порядка расчетов сторон записать в дополнительном соглашении.
Кроме того, в интересах налогового агента включить в текст договора (или отразить в дополнительном соглашении) следующее условие. Нерезидент должен подтвердить, что он не состоит на налоговом учете в налоговых органах РФ, а также не имеет оснований для такого учета (п. 2 ст. 144 НК РФ). Таким образом налоговый агент не только снизит риск возникновения претензий со стороны налоговых органов при заявлении вычета, но и избежит возможных разногласий с поставщиком о полноте исполнения обязанности по оплате.
Комментарий эксперта
Дмитрий Кондрашев, старший менеджер ЗАО АКГ «Развитие бизнес-систем»: — Обязанность налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет НДС не зависит от того, выделена ли в договоре сумма НДС. Однако для исключения споров с налоговыми органами и со своими иностранными контрагентами налоговому агенту в договоре целесообразно указать сумму НДС, подлежащую удержанию при выплате дохода нерезиденту.
Аренда государственного имущества: проверьте статус арендодателя
Компания также выступает в качестве налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества. Чтобы арендатор не потерял вычет по НДС, надо точно выяснить правовой статус арендодателя. Ведь исполнять обязанности налогового агента компания должна только если она арендует публичное имущество, составляющее государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников (определение КС РФ от 02.10.03 № 384-О). То есть когда со стороны арендодателя договор подписан представителем органа по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Его подпись может быть дополнена (что не обязательно) подписью балансодержателя имущества (письмо ФНС России от 02.06.05 № 03-1-03/926/11).
Однако если договор аренды заключен только с балансодержателем имущества, без участия органов государственной власти и управления, платить налог в бюджет должны балансодержатели (письмо ФНС России от 14.02.05 № 03-1-03/208/13).
Поэтому мы рекомендуем перед заключением договора аренды государственного (муниципального) имущества получить от потенциального арендодателя документы о его правах на это имущество. А также документы о его правосубъектности (выписка из ЕГРЮЛ, Положение и т. д.).
Экспортный НДС: оплата третьим лицом
Компания-экспортер, которой будет платить не контрагент по договору, а третье лицо, может устранить лишние поводы для претензий налоговиков еще на стадии заключения экспортного контракта за счет правильной формулировки его условий. При получении экспортной выручки от третьего лица статья 165 Налогового кодекса требует представления дополнительного документа-договора поручения, заключенного между иностранным покупателем и лицом, оплатившим товар (подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ). Этот договор необходим для установления взаимосвязи между полученным платежом и экспортным контрактом. Oплата третьим лицом не изменяет характера платежа как экспортной выручки. Однако налоговые органы отслеживают полное совпадение реквизитов контракта и расчетных документов на зачисление выручки.
Официальная позиция
Анна Лозовая, главный специалист отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России:
— Если выручка от реализации товара иностранному лицу поступила на счет налогоплательщика от третьего лица, в налоговые органы дополнительно представляется договор поручения по оплате за указанный товар, заключенный между иностранным покупателем и лицом, осуществившим платеж. Этот договор обязателен, несмотря на наличие информации в контракте о возможности оплаты товара третьим лицом.
Поэтому, если экспортер предполагает, что товар будет оплачен третьим лицом, в контракте можно оговорить обязанность не только заключить с фактическим плательщиком договор поручения, но и представить заверенную копию этого договора. Кроме того, в контракте будет нелишним оговорить, что срок представления договора поручения не должен превышать 180 дней со дня отгрузки товара на экспорт. А также прописать неблагоприятные для нерезидента имущественные последствия нарушения этого обязательства. В противном случае потери по НДС у российского экспортера будут гораздо существенней.
Когда НДС платит российская компания
Российское юридическое лицо является налоговым агентом по НДС при оказании услуг иностранной компанией, когда соблюдаются два условия:
- местом реализации является российская территория;
- компания из другой страны не зарегистрирована в ФНС РФ.
Обязанность налогового агента по НДС, если иностранная компания оказывает услуги российской компании, возникает независимо от применяемой юридическим лицом системы налогообложения — ОСН, УСН или ЕНВД.
Индивидуальные предприниматели, применяющие любую из систем налогообложения, в т. ч. патентную систему, приобретающие услуги у контрагента из другой страны, принимают на себя обязанность налогового агента по НДС и сдают налоговую декларацию в установленном порядке.
Что касается обязанности по уплате НДС для иностранных организаций, то такая обязанность возникает, если:
- зарубежному контрагенту присвоен российский ИНН;
- компания имеет представительства или филиалы в России.
Налоговый агент сдает отчетность в электронной форме ежеквартально. Сроки подачи декларации — не позднее 25 дня после окончания отчетного квартала.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как правильно заполнять платежку для расчетов с иностранной организацией. Используйте эти образцы бесплатно.