Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок лицензирования страховой деятельности в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензирование страховой деятельности — это ключевое требование для осуществления и оформления страховых договоров. Оно должно проводиться только юридическими лицами, так как именно они имеют право осуществлять данные операции. Частные граждане не вправе занимать оформлением страховых договоров.
Комментарии к ст. 938 ГК РФ
1. В качестве страховщиков могут выступать только юридические лица; такое же правило содержится в ст. 6 Закона о страховании. Это значит, что физическое лицо или индивидуальный предприниматель страховщиком быть не могут. В то же время ни комментируемая статья, ни упомянутый Закон, к которому она отсылает, не требуют, чтобы страховщик был обязательно коммерческой организацией.
Статья 6 Закона о страховании разрешает создание юридических лиц — страховщиков в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Однако ГК вносит в это правило некоторые коррективы. Дело в том, что страхование, осуществляемое путем заключения договоров между страхователями и страховщиками, как правило, является для страховщиков предпринимательской деятельностью, поскольку подпадает под ее определение, содержащееся в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК. Поэтому заключающие такие договоры страховщики должны признаваться коммерческими организациями и, следовательно, могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных п. 2 ст. 50 ГК (хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия).
Однако не все страховщики и не всегда выступают в качестве предпринимателей и, следовательно, коммерческих организаций. Так, общества взаимного страхования в части их деятельности по взаимному страхованию имущественных интересов своих членов признаются законом некоммерческими организациями. Следовательно, если они не занимаются коммерческим страхованием по договорам, эти общества должны действовать в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных п. 3 ст. 50 (см. ст. 968 и коммент. к ней). Некоммерческими организациями являются и негосударственные пенсионные фонды (см. коммент. к ст. 970).
2. Согласно ст. 6 Закона о страховании страховщиками признаются организации, созданные для осуществления страховой деятельности. Следовательно, это должно быть закреплено в их уставах.
Статья 6 предусматривает возможность ограничения законодательными актами РФ участия иностранных юридических и физических лиц в создании страховых организаций на территории РФ. Такие ограничения установлены Постановлением Верховного Совета РФ о введении в действие Закона о страховании, согласно п. 5 которого иностранные юридические лица и иностранные граждане вправе создавать страховые организации на территории РФ только в форме товариществ (теперь — обществ) с ограниченной ответственностью или акционерных обществ, причем доля иностранных инвесторов в уставном капитале такой организации в совокупности не должна превышать 49 процентов.
3. Статья 6 Закона о страховании запрещает страховым организациям непосредственно самим заниматься производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью. Другие виды деятельности им не запрещены. Закон также не запрещает страховым организациям быть учредителями и участниками (пайщиками) других, как коммерческих, так и некоммерческих, организаций. При этом, конечно, должны быть соблюдены правила акционерного, антимонопольного и иного законодательства.
4. Общие правила лицензирования страховой деятельности определены ст. 32 Закона о страховании. Ниже приводится ее текст:
«1. Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью:
а) страховщикам на основании их заявлений с приложением:
учредительных документов;
свидетельства о регистрации;
справки о размере оплаченного уставного капитала;
экономического обоснования страховой деятельности;
правил по видам страхования;
расчетов страховых тарифов;
сведений о руководителях и их заместителях;
б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений с приложением:
учредительных документов; свидетельства о регистрации; справки о размере оплаченного уставного капитала; экономического обоснования страховой деятельности; сведений о руководителях и их заместителях.
2. Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.
3. Федеральная инспекция по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения всех документов, предусмотренных в п. 1 настоящей статьи.
4. Основанием для отказа юридическому лицу в выдаче лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации.
Об отказе в выдаче лицензии Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа.
5. Об изменениях, внесенных в учредительные документы, страховщик обязан сообщить Федеральной службе по надзору за страховой деятельностью в месячный срок с момента регистрации этих изменений в установленном порядке».
6. Приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. N 02-02/08 утверждены Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации (БНА. 1994. N 11).
7. Отказ в выдаче лицензии и иные действия лицензирующих органов могут быть обжалованы в суд.
Все нюансы и тонкости заработка
Заработок брокера зависит от количества продаж страховых продуктов, а точнее от комиссионных. В разных случаях этот параметр колеблется от 10% до 25%.
К примеру, если средняя цена продукта 20 000, то получаемая сумма составит около 1 500. И это только от одной сделки. Но здесь необходимо учитывать и срок действия заключённого договора. В некоторых случаях процент комиссионных по этому принципу возрастает до 30-50%.
Заработок может зависеть не только от процентных коэффициентов. В число оплачиваемых услуг можно ввести сопровождение клиента при наступлении страхового случая, предоставление юридических консультаций и т. д.
Что должно быть в лицензии
В соответствии с действующим законодательством РФ, установлена определенная форма лицензии, содержащая реквизиты:
- наименование юрлица-страховщика, владеющего лицензией, юридический адрес;
- территория осуществления субъектом страхового дела страховых операций;
- наименование отрасли, видов и форм проведения страховой деятельности с приложением, в котором указан вид страхования, доступный для деятельности страховщика;
- регистрационный номер субъекта страхового дела согласно госреестра страховщиков;
- подпись руководителя, гербовая печать федерального органа по надзору за страховой деятельностью, которым выдается лицензия;
- номер, дата выдачи лицензии.
Расценки на услуги юристов в рамках оформления лицензии на страховую деятельность
Вид услуги |
Подробная информация |
Стоимость |
Беседа с юристом с обсуждением вопроса оформления лицензии |
Страховая деятельность регулируется законодательством Российской Федерации, и малейшие нарушения караются внушительными штрафами. В связи с этим лучше заранее заручиться поддержкой профессионального юриста. Специалисты компании «МИП» проконсультируют вас по любому вопросу в области страхования и получения лицензии. |
От 3 000 |
Юридический анализ документов страховой компании |
Чтобы стать обладателем лицензии на страховую деятельность, соискателю необходимо предоставить в лицензирующий орган свои учредительные документы. Если они не будут в порядке, в выдаче разрешения будет отказано. Наши юристы помогут вам подготовить документы. |
От 7 000 |
Рекомендации по пакету бумаг, подаваемых в лицензирующий орган |
Помимо внутренней документации страховой фирмы необходимо подать и дополнительные справки. Наш опытный адвокат подскажет на консультации, какие именно бумаги необходимо собрать, в какие учреждения нужно обратиться и многое другое. |
От 10 000 |
Взаимодействие с органом лицензирования по доверенности клиента |
Клиенты юридической группы «МИП» имеют возможность доверить своим защитникам ведение дел в органе лицензирования страховой деятельности. Адвокаты сдают документы, разрешают текущие вопросы, получают разрешение. |
От 13 000 |
Услуги по оформлению лицензии на страховую деятельность «под ключ» |
Вас интересует, где можно получить правовую помощь по оформлению страховой лицензии под ключ? Отвечаем: в юридической фирме «МИП». Данным вопросом занимаются опытнейшие специалисты, которые имеют постоянную практику и отработанные методы. Юристы действуют в тесном контакте с клиентом. |
От 30 000 |
- Лицензирование—
это способ государственного контроля
над деятельностью страховых компаний
и соблюдением законодательства. - Лицензия—
это документ,
который даёт право на проведение
конкретных видов страхования. - Лицензирование
проводится на основании Федерального
закона «Об организации страхового дела
в РФ» и «Условий лицензирования страховой
деятельности на территории РФ»,
утвержденных Федеральной службой
страхового надзора РФ (Росстархнадзор) - Страховая
лицензия содержит следующие реквизиты:
-
Наименование и юридический адрес организации;
-
Перечень видов страхования;
-
Территория (край, страна);
-
Номер и дата решения о выдачи лицензии;
-
Подпись руководителя и гербовая печать;
-
Регистрационный номер по государственному реестру;
Страховая
лицензия не
имеет ограничения по сроку
(за исключением случаев, когда выдается
временная лицензия и лицензия на
проведение обязательного медицинского
страхования).
Лицензии
выдаются на проведение следующих видов
страхования:
-
По личному страхованию
-
По имущественному страхованию
-
По страхованию ответственности
4.
По страхованию предпринимательских
рисков
Для
получения лицензии необходимо располагать
уставным капиталом и другими собственными
средствами в следующих размерах (на
01.01.12):
-
Для всех видов страхования кроме «жизни», размер уставного капитала должен быть 120 млн. руб.;
-
При страховании жизни размер уставного капитала должен быть 240 млн. руб.;
-
При проведении операции перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием размер уставного капитала должен быть 480 млн. руб.
Для
получения лицензии страховая компания
обращается с письменным заявлением в
Федеральную службу страхового надзора
РФ. К заявлению прилагаются следующие
документы:
- Устав и учредительный договор.
- Копии свидетельства о государственной регистрации.
- Справка кредитного учреждения об оплаченном уставном капитале и средствах на расчётном счёте.
- Расчёт страховых тарифов по видам страхования и экономическое обоснование их размера и структура.
- Правила по видам страхования с приложением образцов страховых полисов.
- Экономическое обоснование страховой деятельности (бизнес-план на 3 года, расчет соотношения активов и обязательств, план по перестрахованию, положение о порядке формирования страховых резервов, план размещения страховых резервов, баланс и отчет о прибылях и убытках на момент подачи заявления).
Действие
лицензии может быть приостановлено в
следующих случаях:
-
осуществление видов страхования, не указанных в лицензии;
-
изменение страховых тарифов без согласования с Росстрахнадзором РФ;
-
нарушение правил размещения страховых резервов;
-
искажение в документах;
-
несоблюдение гарантий платёжеспособности и невыполнение
обязательств
перед клиентами.
В
случае не устранения выявленных
недостатков в установленные сроки
лицензия может быть отозвана.
Модель риск-ориентированного подхода — опора ЦБ
В 2020 году Банк России при переходе к риск-ориентированному надзору ввел новые требования к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков. «Благодаря этим требованиям регулятора и мерам, которые предприняли страховщики для того, чтобы им соответствовать, рынок вошел в период санкционных ограничений с лучшим качеством активов и капитала», — делает вывод регулятор.
В ЦБ отмечают, что требования по финустойчивости СК «вступают в силу поэтапно, начиная с 1 июля 2021 года. Очередной этап — с 1 января 2023 года (Положение Банка России № 781-П). Требования, которые предусмотрены положением, позволяют точнее рассчитать величины страховых обязательств и соответственно получить более информативную оценку финансовой устойчивости страховщиков. До 1 июля 2025 года будут действовать переходные положения, в частности, расчет рисков будет производиться в сниженном объеме».
ЦБ также планирует в будущем уточнить подходы к расчету страхового риска. В частности, сейчас регулятор вырабатывает подход к оценке риска расторжений договоров страхования. По итогам этой работы будет рассмотрен вопрос о модификации текущей методологии расчета кредитного риска и страховых резервов (включая резерв премий).
Регулятором рассматривается и возможность введения дополнительных требований к капиталу компаний, занимающих существенную долю рынка ОСАГО либо имеющих в своем портфеле крупную долю договоров в сегменте ОСАГО. Вопрос учета концентрации по другим линиям бизнеса будет рассмотрен позднее. Коэффициент концентрации в лидирующих сегментах страхового рынка ранее не учитывался при расчете капитала игроков.
Говоря об особенностях политики инвестирования страховщиков в 2022 году, в Банке России отметили, что она проводилась в условиях высокой волатильности фондового и валютного рынков. «СК, как правило, продолжают применять достаточно консервативные инвестиционные стратегии, — отмечает ЦБ. — Сложившаяся ситуация с санкционными ограничениями оказала влияние на подход компаний к инвестированию. Так, инвестиции в активы недружественных стран стали сопряжены с повышенными рисками, в связи с чем компании ищут альтернативы таким инструментам на российском рынке или на рынках дружественных государств. Например, для рискового наполнения продуктов инвестиционного страхования жизни компании пробуют использовать вложения в российские финансовые инструменты».
Рекомендации по приготовлению страхового продукта
Банк России в 2023 году продолжит работу по повышению потребительских качеств услуг в сфере добровольного страхования. В фокусе внимания регулятора находятся, прежде всего, продукты розничного сегмента и случаи, когда в страховое покрытие включаются риски с низкой вероятностью реализации и уровень выплат по ним в течение продолжительного времени является очень низким. «Такие страховки не всегда предоставляют реальную защиту интересов выгодоприобретателей, а, значит, стоимость таких полисов должна быть адекватно низкой», — уточнил регулятор. На практике нередко происходит обратное.
Банк России планирует ввести по таким добровольным видам страхования дополнительное регулирование условий осуществления страхования, а также установить требования к раскрытию информации о страховом продукте. «Это будет способствовать их наполнению реальной страховой защитой и естественному сокращению предложения на страховом рынке продуктов, не имеющих потребительской ценности. В 2023 году планируется установить минимальные требования к страхованию в связи с использованием электронного средства платежа и страхованию бытовой и электронной техники», — поделился планами регулятор.
Оценка ценности целых направлений вмененного страхования также продолжится во взаимодействии с заинтересованными государственными органами (в первую очередь речь идет о социально значимых вмененных видах — страховании ответственности туроператоров или арбитражных управляющих). В рамках упорядочивания подходов к вмененным видам страхования, к примеру, с 1 апреля 2023 года ЦБ вводит минимальные требования к условиям страхования ломбардом вещи, принятой им в залог или на хранение.
Устная консультация по лицензированию
Цена: 2 400 рублей.
Наши юристы профессионально проведут устную юридическую консультацию, которая позволит оценить Ваше положение и просчитать возможность возникновения рисков и различных неприятных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе лицензирования вашего вида деятельности. Наша компания оказывает высококвалифицированные юридические услуги по получению лицензии даже в самых тяжёлых случаях. Наши юридические услуги не ограничены устной консультацией, мы предлагаем полное сопровождение процесса лицензирования от консультации до представительства в судах разных инстанций по всем областям права. Заказать консультацию и оценить профессионализм наших юристов вы можете прямо на нашем сайте, наши специалисты в течение получаса свяжутся с Вами.
Письменная консультация по лицензированию
Цена: 3 600 рублей. Клиент вносит аванс в размере 80 % от стоимости.
Срок подготовки: до 7 дней. Длительность оказания услуги зависит от сложности и согласовывается с каждым клиентом индивидуально.
Средний объем консультационного заключения: 3 листа формата А4, без учета прилагаемых к ответу нормативных и иных актов (извлечений), судебных решений (извлечений).
Опытные юристы нашей компании профессионально подготовят консультационное заключение в виде подробных ответов на поставленные клиентов вопросы по интересующим аспектам лицензирования. Письменная юридическая консультация минимизирует последствия сделанных правовых ошибок до обращения в нашу компанию и поможет предотвратить будущие ошибки. Для предоставления письменной консультации с клиентом заключается договор на оказание данного вида юридических услуг. На этапе заключения договора клиент однозначно определяет тему консультации и в письменном виде формулирует вопросы, затем передаёт юристу нашей компании при встрече или с помощью электронной почты.
Лицензирование страховой деятельности в РФ
В соответствии с действующим законодательством РФ, установлена определенная форма лицензии, содержащая реквизиты:
- наименование юрлица-страховщика, владеющего лицензией, юридический адрес;
- территория осуществления субъектом страхового дела страховых операций;
- наименование отрасли, видов и форм проведения страховой деятельности с приложением, в котором указан вид страхования, доступный для деятельности страховщика;
- регистрационный номер субъекта страхового дела согласно госреестра страховщиков;
- подпись руководителя, гербовая печать федерального органа по надзору за страховой деятельностью, которым выдается лицензия;
- номер, дата выдачи лицензии.
Осуществление страховой брокерской деятельности подразумевает получение лицензии соискателем на посредническую деятельность в страховании. Для получения нужно подать следующие документы в орган страхового надзора:
- заявление на выдачу лицензии;
- учредительные документы соискателя;
- документы о госрегистрации ИП или юрлица;
- документы о квалификации сотрудников страховой брокерской организации или ИП-страхового брокера;
- типовые договоры для осуществления страховой брокерской деятельности.
В случае, если страховая компания является дочерней по отношению к иностранной основной организации или доля участия иностранных инвесторов составляет более 49%, на территории России она не получает лицензии, поскольку не имеет права заниматься:
- страхованием жизни;
- обязательным государственным страхованием;
- страхованием имущественных интересов муниципалитетов и государственных организаций;
- имущественным страхованием при поставках, выполнении подрядных работ для государственных нужд.
Лицензирование деятельности страховых организаций — сложный правовой вопрос. Мы рекомендуем для получения лицензии и решения всех вопросов о выдаче необходимых документов обратиться за помощью к нашим юристам.
Конкретный порядок лицензирования определен 32 статьей ФЗ «Об организации страхового дела». Основной задачей соискателя является сбор необходимой документации. Причем в зависимости от субъекта страхового дела Закон устанавливает разные требования к документации, предоставляемой в орган страхового надзора. Так, согласно пунктам 3, 5, 6 статьи 32 ФЗ «Об организации страхового дела», в орган страхового надзора необходимо предоставить следующий пакет документов:
-
Для страховых и перестраховочных организаций:
- заявление на лицензирование;
- устав организации;
- выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации;
- протокол заседания учредителей, где было принято решение об утверждении устава и об утверждении руководящего органа;
- данные об акционерах;
- документы, подтверждающие наличие уставного капитала;
- выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации на имя учредителя (учредителей) организации, иных юридических лиц (если таковые имеются), и заключение о достоверности финансовой отчетности таких лиц за последний период, если для них предусмотрена обязательная аудиторская проверка;
- сведения о лицах, назначенных на ответственные должности (руководитель организации, член совета директоров, член исполнительного органа, главный бухгалтер и т.д.) и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
- документы, подтверждающие законное получение средств, внесенных учредителями в уставной капитал организации;
- положение об обязательной внутренней аудиторской проверке;
- документы, которые подтверждают, что соискатель соответствует требованиям законодательства о государственной тайне (если это необходимо);
- документы, которые подтверждают, что соискатель, претендующий на осуществление обязательного страхования, соответствует иным требованиям, установленным действующими законами (если таковые требования имеют место быть).
-
Для обществ взаимного страхования:
- заявление на лицензирование;
- устав общества;
- выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации;
- сведения о лицах, назначенных на ответственные должности и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
- сведения о юрлицах, ставших участниками общества взаимного страхования, и об их интересах, в целях страхования которых было создано общество;
- положение об обязательной внутренней аудиторской проверке;
- сведения об актуариях по форме, установленной Приложением 8 Указания Центробанка № 4656 от 2017 года.
-
Для страховых брокеров:
- заявление на лицензирование;
- устав организации (если брокер является юридическим лицом);
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП о государственной регистрации;
- сведения о лицах, назначенных на ответственные должности и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
- подтверждение наличия собственного страхового резерва (по состоянию на 2018 год минимальный размер резерва для страхового брокера — 3 000 000 рублей).
Если в качестве соискателя выступает юридическое лицо, где доля иностранных инвесторов превышает 49%, в дополнение к указанному перечню документов необходимо также предоставить письменное согласие органа страхового надзора из страны инвестора, на осуществление деятельности таковым инвестором на территории Российской Федерации. Аналогичное требование действует в отношении дочерних компаний, которые являются представителями зарубежных фирм.
Итак, страховая деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с нормативной базой, установлена форма лицензии, которая должна содержать следующие реквизиты:
- территория проведения субъектом страховых операций;
- наименование страховщика, который владеет лицензионным документом, его юридический адрес;
- название отрасли, форм и видов проведения страховой деятельности с особым приложением, где указывается вид страхования, доступный для страховщика;
- номер регистрации объекта лицензирования согласно госреестру страховщиков;
- дата выдачи и номер лицензии;
- гербовая печать органа по надзору за страхованием, который выдает лицензию, подпись руководителя.
- Гражданский кодекс РФ (ч. II ), гл.48 «Страхование».
- Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 г. № 4015-1 с учетом изменений и дополнений от 21.07.2005 г. № 104-ФЗ.
- Бурроу К. Основы страховой статистики. М.: Анкил, 1992.
- Журавлев Ю. М. Словарь-справочник терминов по страхованию и перестрахованию. М.: Анкил, 1992.
-
Сухов В. А. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховщиков. М.: Анкил, 1995.
Какие виды деятельности подлежат лицензированию?
Закон №172 от 2003 г., регламентирующий организацию страховой сферы в нашей стране, классифицирует все виды деятельности, для которых необходимо получение разрешения. Этот перечень охватывает двадцать три вида.
В частности, получение документа позволяет застраховать жизнь клиента:
- на случай наступления каких-либо обстоятельств, например, смерть, достижение конкретного возраста;
- на условиях регулярной страховой выплаты по финансовой ренте;
- от наступления болезни или несчастного случая.
Обязательному лицензированию подлежит страховая деятельность в таких сферах:
- медицинская;
- пенсионная;
- грузоперевозки;
- сельское хозяйство.
Также осуществляется страховка:
- личного имущества;
- предпринимательских и финансовых рисков;
- всех типов транспортных средств (воздушный, автомобильный, железнодорожный, водный);
- гражданской ответственности их владельцев.
Аналогично страхуется гражданская ответственность:
- структур, занимающихся эксплуатацией опасных объектов;
- в случае наступления вредных последствий из-за некачественного приобретенного товара, произведенной работы или оказанной услуги;
- за нанесение вредных последствий третьему лицу;
- за нарушение договорных обязательств.
Страховой фонд – это резерв денежных средств, формируемый за счет страховых взносов страхователей и находящийся в оперативно-организационном управлении у страховщика. К страховым фондам можно отнести государственный резервный фонд (государственный централизованный страховой фонд); фонд страховщика; резервный фонд предпринимательских структур, образуемый в процессе самострахования.
Страхованию как самостоятельному элементу финансовой системы присущ ряд характерных особенностей. Экономическая природа страховых фондов неоднозначна и по-разному трактуется в экономической теории, где существуют две альтернативные точки зрения по данному вопросу: амортизационная и перераспределительная. Первая является исторически более ранней и естественной. Согласно ей страховой фонд имеет амортизационную природу, он обеспечивает восстановление материальных ценностей общества, утраченных вследствие стихийных бедствий, пожаров, аварий и других рисков. Таким образом, страховой фонд является фондом простого воспроизводства. По этой причине затраты на страхование, так же как амортизационные отчисления, изначально относились на издержки производства. При социализме считалось, что страховые фонды носят исключительно перераспределительный характер, т. е. образуются на основе перераспределения денежных доходов и накоплений, образующихся в процессе первичного распределения национального дохода. Это было вполне естественно в условиях монополии государственной собственности на средства производства, когда предприятия не имели необходимости страховать свое имущество.
Требования к получателям лицензий
Закон относит к субъектам страховой деятельности только юридическое лицо. Частный предприниматель не может оказывать услуги по страхованию. Поэтому заявления от физических лиц и ИП будут возвращены с отказом.
Выданная лицензия дает возможность оказывать одобренные виды страховых услуг на всей территории РФ. Чтобы обратиться за выдачей лицензии в профильный департамент Центробанка РФ, соискатель должен соблюсти законодательные требования:
- соискатель лицензии должен быть официально зарегистрирован в качестве юридического лица в ИФНС;
- в состав основных видов деятельности должно быть включено страхование;
- если для оформления лицензии обращается российская компания, имеющая долю зарубежных инвесторов более 45%, нужно представить в ЦБ РФ разрешение органа страхового надзора иностранной юрисдикции;
- если отечественная страховая компания является дочерней структурой иностранных инвесторов, также необходимо представить согласие зарубежного органа по страховому надзору;
- должно быть соблюдено требование о минимальном размере уставного капитала, который может отличаться для разных направлений страховой деятельности (например, для страхования гражданской ответственности застройщика по долевому строительству должен быть оплачен уставной капитал не менее 1 млрд. рублей).
Ограничения действия и приостановление лицензии
В случае если компания или индивидуальный предприниматель, которые получили лицензию, допустят нарушение законодательства в области страхования, то Банк России сможет ограничить действие лицензии или приостановить ее действие.
В случае обнаружения такого правонарушения Банк России выносит предписание, в котором содержится требование об устранении нарушения. Если несоответствия не будут устранены или организация или предприниматель не направят документы, свидетельствующие об устранении нарушения, то Банк России имеет право приостановить или ограничить действие лицензии.
Ограничение действия лицензии означает, что страховая организация не сможет заключать отдельные виды договоров со страхователями.
Приостановление действия лицензии означает, что страховщик не имеет права заключать договоры по всем видам страхования, предусмотренным в лицензии.
При этом информация об ограничении или приостановлении действия лицензии публикуется в вестнике Банка России. Публикации в вестнике Банка России можно также найти на официальном сайте ЦБ РФ.Б
Ограничение или приостановление действия лицензии снимается после полного исключения нарушений.
Информация о возобновлении действия лицензии также публикуется в вестнике Банка России.
Орган страхового надзора имеет право отозвать лицензию в случае не устранения нарушений, которые явились основанием для приостановления или ограничения действия лицензии.
В этом случае страховая организация или индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность по страхованию.
Также Банк России имеет право отозвать лицензию в случае неоднократного нарушения норм законодательства в течение года (под неоднократностью подразумевается нарушение законодательства два или более раза) или в случае, если страховая организация в течение 12 месяцев не приступит к осуществлению страховой деятельности.
Отзыв лицензии также может быть осуществлен по заявлению самой страховой организации.