Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила буксировки прицепа легковым автомобилем». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Водитель должен помнить, что прицепное устройство следует так же осматривать и обслуживать перед совершением поездки. Необходимо быть уверенным в исправности и его соответствия требованиям безопасности.
Страховка ОСАГО на прицеп
Статья 4 Федерального закона «Об ОСАГО» говорит следующее:
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;
То есть для личного прицепа к легковому автомобилю оформление ОСАГО не требуется.
Однако во всех остальных случаях страховка на прицеп должна быть оформлена. В 2023 году отдельный полис на прицеп не оформляется. Информация об использовании прицепа вносится в страховку автомобиля (ставится галочка). При этом стоимость страховки при наличии прицепа может увеличиться до 40 процентов, хотя для некоторых прицепов она остается неизменной.
Правила перевозки габаритных грузов
Помимо ПДД, инструкции по перевозке крупногабаритных предметов на легковых автомобилях содержатся в следующих нормативных актах:
- Постановление Правительства № 272 «О правилах перевозки грузов автомобильным транспортом»;
- Приказ Минтранса № 258 «О порядке выдачи разрешений на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов»;
- Приказ Минтранса № 7 «О правилах безопасности перевозки пассажиров и грузов».
Основные ограничения:
- Превышение допустимой скорости движения.
- Транспортировка в сложных погодных условиях: снегопад, гололед, плохой видимости.
- Движение по обочине дороги.
- Остановка за пределами стоянок и парковок.
- Продолжение движения при возникновении неисправностей и поломок транспортного средства.
О подготовке прицепа к эксплуатации и штрафах при нарушениях
Следует, перед совершением поездки с прицепным устройством проводить следующие мероприятия:
- Проверять надёжность соединения сцепного механизма прицепа с автомашиной. Дублировать страховочным соединением сцепку;
- Проводить смазку мест соединений фаркопа, проверять люфт соединения и устранять при появлении;
- Осматривать все световые сигнальные приборы, проводить замену неисправных ламп;
- Проверять свободный ход колёс прицепного устройства и при необходимости наносить смазку на подшипники колёс;
- Проверять состояние амортизаторов, рессор, надёжность крепления и отсутствие подтекания;
- В заключении проверяется давление в шинах, оно должно быть не менее установленной нормы по паспорту.
Как поставить на учёт прицеп к легковому автомобилю без документов и без номера?
Сложней всего зарегистрировать легковой прицеп, если он находится во владении без документов, подтверждающих факт его законного приобретения. Для этого потребуется восстанавливать хотя бы минимальный набор свидетельств на устройство.
В первую очередь нужно составить договор купли-продажи на прицеп и заверить его у нотариуса. В качестве «продавца» лучше привлечь кого-то из близких (брата, сестру, маму, папу или друга), т.к. де-юре договор этот будет фиктивным, а далее с ним придется обращаться в суд.
Затем потребуется найти у себя или через интернет инструкцию по эксплуатации имеющегося вида прицепов. Если она найдена в интернете, следует распечатать.
Потом нужно в общем порядке заплатить государственную пошлину и отправиться в ГИБДД с заявлением о проведении регистрации. В проведении процедуры с большей долей вероятности отказано, т.к. у заявителя отсутствует справка-счет. На руки следует получить официальный письменный отказ, где обозначено, что владельца по имеющимся данным установить невозможно.
Следующий этап – подача искового заявления в мировой суд по месту жительства. Желательно составление иска доверить профессиональному юристу.
В назначенный день судья выслушает заявления истца и «продавца», который должен подтвердить факт продажи прицепа к легковому автомобилю. Здесь можно заявить, что бывший «хозяин» приобрел его давно и не пользовался, поэтому документация была утеряна.
Затем судья сделает запрос в ГИБДД относительно возможной постановки на учет данного прицепа ранее. Ответ придется ждать около месяца. Если в ответе будет информация, что прицеп ранее не регистрировался и правовых препятствий для его эксплуатации не имеется, суд признает истца законным владельцем.
Судебное решение вступит в силу через месяц. Далее владелец обращается в отделение ГИБДД с заявлением о постановке на учет, представляя следующие документы:
- Копию судебного решения.
- Договор купли-продажи.
- Инструкцию по эксплуатации ТС.
- Копии общегражданских паспортов обеих сторон сделки.
Процедура прохождения регистрации легкового прицепа в ГИБДД в остальном стандартная.
Как ездить с прицепом на легковом авто
Езда с прицепом имеет свои особенности, которые нужно учитывать во время управления. Когда со стороны смотришь, как послушно катится по дороге прицеп за автомобилем, кажется, что любому это под силу. Но эта мысль обманчива. Дорожная ситуация меняется каждую секунду, и действия водителя не всегда поспевают за изменениями обстановки.
Прицеп может отреагировать на эти изменения довольно резко и неожиданно. Чтобы обезопасить себя в поездке, необходимо иметь навыки управления транспортным средством с прицепом в любых дорожных условиях и в любое время года.
Согласно пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995г., водители, имеющие водительское удостоверение с открытой категорией «В», могут управлять автомобилем сцепленным с прицепом, максимальная разрешенная масса которого не более 750 килограмм.
А в другой нашей статье подробно описаны виды прицепов для легковых автомобилей, их основные характеристики, цены и критерии выбора.
Увеличьте дистанцию и избегайте рывков при вождении по заснеженным и обледенелым покрытиям. Лед снижает качество сцепления с дорогой, что может обернуться заносом.
Во избежание заноса не выжимайте сцепление. Замедляться лучше всегда посредством понижения передачи, в крайнем случае – прерывистым нажатием на педаль тормоза. При возникновении заноса следует повернуть рулевое колесо в сторону заноса, перестать давить на газ и затем, чтобы выровнять положение, немного надавить на газ.
Если при обгоне прицеп на скорости заедет на обочину, его сильно занесет. Старайтесь не опережать других участников движения зимой, особенно если дорога узкая.
По снегу двигайтесь на пониженной передаче с минимальной скоростью.
Технический осмотр для физических лиц полностью отменен, если прицеп не относится к грузовым видам (грузовым считается прицеп с массой более 3,5 тонны). Для таких ТС не нужна и страховка, что полностью упрощает процедуру оформления и уменьшает расходы на регистрацию.
Если масса прицепа больше, то осмотр обязателен. Пройти его придется и гражданам, и компаниям. При этом юридические лица обязаны проводить ТО вне зависимости от массы ТС, требование распространяется на все типы прицепов. Плюс – 3 года после приобретения компании освобождены от ТО.
Как часто проводится ТО после завершения срока в три года:
- 1 раз в 2 года, если прицепу более 3-х лет, но не более 7 лет;
- 1 раз в год, если прицепу более семи лет.
Категории водительских прав для перевозки прицепа
Рассмотрим категории водительского удостоверения, которые позволяют буксировать прицеп:
Категория | Прицеп который можно буксировать |
В | 1) разрешенная максимальная масса (РММ) до 750 кг или 2) РММ больше 750 кг, но не превышает массу машины без нагрузки и масса состава не превышает 3500 кг. |
BE | любые прицепы |
С | РММ до 750 кг |
СE | любые прицепы |
D | РММ до 750 кг |
DE | любые прицепы |
Примечание. Таблица составлена на основе статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Таким образом, абсолютно к любому автомобилю можно присоединить прицеп с разрешенной массой 750 кг или меньше и это не потребует дополнительной категории.
Знак движение с прицепом запрещено
В правилах дорожного движения предусмотрен знак, который запрещает движение с прицепом:
3.7 «Движение с прицепом запрещено». Запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств.
Обратите внимание, в данном случае речь также идет о типе транспортного средства (грузовик или трактор), а не о категории транспортного средства.
То есть данный знак запрещает движение:
- Любых грузовиков (категорий B, C) с прицепами.
- Любых тракторов с прицепами.
- Буксировку механических транспортных средств.
Понятие «прицеп» рассмотрено в пункте 1.2 правил дорожного движения:
«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Обратите внимание, прицеп с точки зрения ПДД является транспортным средством.
Например, это говорит о том, что столкновение прицепа с каким-либо объектом является дорожно-транспортным происшествием.
Автомобиль вместе с прицепом называется автопоездом:
«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
Данное понятие может применяться как в отношении грузовиков, так и в отношении легковых автомобилей с прицепами.
Актуальные разрешенные скорости для автомобилей
Для начала поговорим про текущие разрешенные скорости, с которыми могут двигаться транспортные средства категории В. То есть обычные легковые машины.
Ограничение напрямую зависит от локации, дороги, по которой осуществляется движение. Потому тут можно выделить 3 категории.
Учтите, они не относятся к машине с прицепом.
- В городе. Если машина осуществляет свое движение внутри города, тогда нельзя допускать, чтобы стрелка спидометра выходила за рамки отметки в 60 километров в час;
- За городом. А вот вне населенного пункта действуют уже несколько иные ограничения. Здесь легковым ТС разрешено повысить лимит, и максимальная скорость составит уже 90 километров в час;
- На автомагистрали. Двигаясь по трассе и скоростным шоссе, водителям дается солидная свобода, которая ограничена на отметке в 110 километров в час.
Логика в таких ограничениях предельно понятная. Внутри населенных пунктов наблюдается большое скопление ТС и пешеходов, нежели за пределами города.
Какие документы надо возить с собой?
Итак, в стандартном случае – когда вы едете на легковом автомобиле с прицепом, который не более 750 кг массой, являетесь физическим лицом, вам понадобится только один документ: свидетельство о регистрации (далее «СТС», его ещё ошибочно называют техпаспортом), подтверждающее, что вы поставили прицеп на учёт в ГИБДД.
Таким образом, общий набор бумаг для автомобиля и прицепа к нему будет следующий:
- ваши водительские права с категорией «B» (если прицеп весит не более 750 кг),
- свидетельство о регистрации на сам легковой автомобиль,
- отдельное СТС на прицеп,
- страховка ОСАГО на машину.
Разумеется, прицеп, будучи зарегистрированным в ГАИ должным образом, при этом должен быть на номерах.
Теперь давайте подробнее рассмотрим, какие документы вам будут нужны в ряде частных случаев. И пойдём не по этим ситуациям, а по конкретным документам, и выясним, когда вам потребуется конкретный из них.
Установка тягово-сцепного устройства (ТСУ) на автомобиль – это всегда внесение изменений в конструкцию. Но регистрировать их в ГАИ не нужно, если выполняется одно из двух условий:
- К ТСУ, купленному в магазине, прилагается декларация или сертификат, что оно прошло испытания в составе модели вашего транспортного средства.
- ТСУ поставлен официальным дилером согласно «каталогу изделия». Это документ на автомобиль, содержащий перечень деталей, сборочных единиц, комплексов и комплектов изделия с иллюстрациями и сведениями об их количестве, расположении в изделии, взаимозаменяемости, конструктивных особенностях, материалах и другими.
Ни странички из «каталога изделия», ни декларации и сертификаты водитель возить не обязан.
Как избежать штрафа за фаркоп на легковом автомобиле
Чтобы не получать штрафы (а их можно получать неоднократно) за установку фаркопа на легковой автомобиль, вам следует:
- Убедиться, что на вашем авто вообще можно использовать фаркоп. Обычно в документации на машину указывается двойная грузоподъемность: в обычном виде и с прицепом. Если второй цифры нет, присоединение прицепа не предусмотрено конструкцией авто. Однако для большинства современных машин такая возможность предусмотрена, и на днище авто имеются заводские отверстия для крепления фаркопа, даже если сам фаркоп по комплектации не проходит.
- Использовать «родной» крюк. В документах обычно пишется, для каких моделей сертифицирован конкретный механизм. Это называется сертификат соответствия. В идеале такой документ нужно возить с собой.
- Соблюдать правила использования фаркопа. То есть либо купить съемный крюк и снимать его, когда вы не транспортируете прицеп, либо сразу приобрести компактный фаркоп, который не будет выходить за пределы авто.
Если вдруг так вышло, что используемый фаркоп несъемный (приваренный) и он оказался несертифицированным для вашего легкового автомобиля, можно попытаться зарегистрировать его в ГИБДД. Возможно, вам потребуется пройти экспертизу, которая докажет, что те изменения, которые вы внесли в конструкцию своего транспортного средства, являются допустимыми и безопасными. Это позволит легализовать фаркоп и избежать штрафов за его установку.
Кстати, иногда штрафа за фаркоп можно избежать, если вам попадется добрый инспектор. Вы можете сказать ему, что как раз сегодня или завтра планируете официально зарегистрировать новое оборудование. Или что вообще не знали, что нарушаете закон, и постараетесь поскорее исправить ошибку. Есть вероятность, что инспектор пойдет вам на уступку, не станет выписывать штраф.
Фонарь «Автопоезд» при буксировке прицепа
8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:
«Автопоезд» — в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм — на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах;
Фонари автопоезд устанавливаются только на следующих типах транспортных средств:
- на грузовиках с прицепами (независимо от категории);
- на колесных тракторах тяжелее 1 400 кг с прицепами;
- на сочлененных автобусах;
- на сочлененных троллейбусах.