Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учетная норма жилья должна быть рассчитана в ситуациях, когда решается вопрос о постановке семьи или конкретного человека в очередь на улучшение жилищных условий. Расчет значения показателя осуществляется в зависимости от тех условий, которые действуют в каждом конкретном регионе.
Пoкaзaтeль нopмы и eгo виды
Ocнoвным дoкyмeнтoм, oпpeдeляющим cкoлькo пoлoжeнo квaдpaтныx мeтpoв нa чeлoвeкa, являeтcя Жилищный кoдeкc. B нeм пoкaзaтeли квaдpaтypы пoдpaздeляютcя нa cлeдyющиe виды:
Нopмa пpeдocтaвлeния — знaчeниe paccчитывaeтcя пpи зaключeнии дoгoвopa apeндoвaния нa пpeдocтaвлeниe жилья из зaпacoв мyниципaльнoгo фoндa в экcтpeнныx cитyaцияx (нaпpимep, cтиxийнoe бeдcтвиe, пoжapы, взpыв гaзa, нeвoзмoжнocть дaльнeйшeй oплaты ипoтeки).
Учeтнaя нopмa — знaчeниe иcпoльзyeтcя пpи pacчeтe пoдyшeвoй квaдpaтypы жилплoщaди нa гpaждaн, cocтoящиx нa yчeтe пo yлyчшeнию жилищныx ycлoвий.
Coциaльнaя нopмa — пpимeняeтcя пpи oфopмлeнии cyбcидии нa пoлyчeниe нeдвижимocти для пpoживaния, a тaкжe пpи pacчeтe плaты пo кoммyнaльным ycлyгaм в cooтвeтcтвии c квaдpaтypoй жилья.
Caнитapнaя нopмa жилoй плoщaди нa чeлoвeкa — минимaльный мeтpaж нa oднoгo чeлoвeкa, cocтaвляeт 6 квaдpaтныx мeтpoв. Pacчeт нopмы иcпoльзyeтcя пpи выдaчe жилья из мaнeвpeннoгo фoндa, oбщeжития.
Таблица показателей для отдельных категорий граждан
Площадь | Категория граждан |
15 кв. м. | Тем, кто награжден орденом Трудовой Славы 3-й степени. |
20 кв. м. | Тем, кто исполняет обязанности судьи. |
20 кв. м. | Героям Советского Союза и полным кавалерам Ордена Славы. |
До 2-х социальных норм | Инвалидам. |
20 кв. м. | Сотрудникам СК РФ. |
1-й комнаты | Полицейским, которые имеют звание генерала или полковника. |
20 кв. м. | Судьям Конституционного Суда. |
15−25 кв. м. | Военнослужащим, находящимся в звании генерала или полковника, командирам частей, военным, у которых есть ученая степень. |
Норма жилой площади на человека в москве в 2021
Все нормативы, относящиеся к жилой площади квартир и домов, определяет Жилищный кодекс нашей страны. Именно используя основные положения по этому вопросу в данном законодательном акте, можно определить, сколько положено квадратов жилой площади на человека в 2020 году.
Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (вместе с «Перечнем стандартов, которым должны соответствовать благоустроенные жилые помещения в многоквартирных домах в городе Москве», «Перечнем правовых актов, дающих гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, право на дополнительную площадь по состоянию здоровья») Норма предоставления жилья в Москве в новостях: 11:35 Дачную амнистию продлили вслед за бесплатной приватизацией Бесплатная приватизация жилья заканчивается 1 марта 2021 года Доброе утро, дорогие читатели! Сегодня пятница первой рабочей недели 2021 года, а также канун Старого Нового года.
Интересное: Возврат Ндфл При Покупке Квартиры В 2021 Год Мужу И Женеу Изменениями
Таблица показателей для отдельных категорий граждан
Площадь | Категория граждан |
15 кв. м. | Тем, кто награжден орденом Трудовой Славы 3-й степени. |
20 кв. м. | Тем, кто исполняет обязанности судьи. |
20 кв. м. | Героям Советского Союза и полным кавалерам Ордена Славы. |
До 2-х социальных норм | Инвалидам. |
20 кв. м. | Сотрудникам СК РФ. |
1-й комнаты | Полицейским, которые имеют звание генерала или полковника. |
20 кв. м. | Судьям Конституционного Суда. |
15−25 кв. м. | Военнослужащим, находящимся в звании генерала или полковника, командирам частей, военным, у которых есть ученая степень. |
Норма жилплощади на человека в санкт петербурге
В этот же перечень необходимо включить значение показателя средней цены за квадратный метр в конкретном регионе, а также тип жилья, в отношении которого производится расчет.
Социальная норма (СН) жилья в ЖК не упоминается. Это — своеобразная переменная, используемая в региональных правовых актах. Ее задача заключается в обеспечении нуждающихся слоев населения поддержкой. В зависимости от СН семья может получать компенсации, вносить коммунальные платежи на льготных условиях. Размеры социальной нормы устанавливаются также в регионах.
Но прописаться неограниченному количеству людей на одной жилплощади для целей признания семьи нуждающейся в улучшении условий жизни невозможно. Этого не позволят сделать уполномоченные органы.
Данная категория граждан вправе получить жилое помещение от государства. Здесь применяются установленные нормативы, зависящие от состава семьи. Каждому члену семьи должно приходиться по 18 кв. м. жилой площади, а для одинокого военнослужащего помещение должно быть 18-25 квадратов. Для этой категории нормативы установлены региональными органами власти.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.
Учётная норма жилплощади
Учётная норма (далее — УН) — минимум «квадратов», по которому определяют, можно ли причислить человека/семью к нуждающимся в улучшении условий проживания. Если жилплощадь меньше УН, семья имеет право на улучшения. УН — маячок потребности в лучшем жилье.
Норма предоставления и УН похожи, но не одиноковы. До заключения договора соц. найма работает учётная норма — показывает, есть ли вообще право на соц. найм. А во время оформления соц. найма действует норма предоставления, по которой определяют, сколько кв. м. выделить семье. Числовые значения двух этих норм близки, но не равны. УН не может быть больше нормы предоставления.
Показатель УН устанавливают местные власти, поэтому в каждом городе он свой.
Раассмотрим пример. Семья из 3 человек живёт в однокомнатной квартире, площадью 27 кв. м., в Краснодаре. Семья хочет встать в очередь на улучшение условий жилья. Для этого нужно понять: их квартира меньше учётной нормы или больше. Показатель УН в Краснодаре 10 кв. м. на человека. Считаем: 3 человека х 10 кв. м. = 30 кв. м.
Т. е. для минимального комфортного проживания семье нужно 30 «квадратов». Сейчас же площадь их квартиры на 3 «квадрата» меньше. Следовательно, семья может встать на учёт для улучшения жилищных условий.
Социальная норма – это минимум необходимого жилья, который надо выделить населению, когда между ним распределяется жилой фонд.
Социальные нормы отображают, сколько минимального пространства необходимо человеку для комфортного проживания. Это главный ориентир тем, кто отвечает за выделение жилищных субсидий, жилья по другим программам.
Норма привязывается к нескольким факторам, включающим:
- Информацию о том, к каким разновидностям относятся помещения для проживания.
- Данные по обеспечению населения жильём, с учётом особенностей конкретного региона
- Информацию о том, сколько людей составляет семью.
Hopмы: учетная и предоставления
Жилищным кодексом выделены два понятия нормативов:
- Учетная норма – минимальное значение квадратуры на человека, применяемое для признания семьи нуждающейся в улучшении условий проживания и постановке на соответствующий учет. В соответствии со статьей 50 ЖК она не может быть менее 12 кв. метров на 1 человека;
- Норма предоставления — значение общей площади помещения, приходящейся на одного человека, когда выделяется помещение из муниципального фонда в случае переселения семьи при наступлении чрезвычайных обстоятельств, например, стихийном бедствии. Эта же норма используется, когда муниципальная квартира предоставляется на арендных условиях при изъятии залогового жилья, по которому семья не смогла погасить ипотеку. Норма предоставления жилья по договору социального найма или в собственность в стандарте:
- для одного человека — 33 кв.м.,
- для семьи из двух человек — 42 кв.м.,
- для семей из трех и более граждан — по 18 кв.м. на каждого.
Какой размер норм жилой площади В Московской области
Регион/город | Норма предоставления (кв. м. на человека) | Учётная норма (кв. м. на человека) | Социальная норма (кв. м. на человека) |
Москва | 18 | 10 в отдельной квартире 15 в коммуналке | 9 |
Санкт-Петербург | 18 | 9 в отдельной квартире 15 в коммуналке | — |
Нижегородская область | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек | — | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек |
Самарская область | 26 — для одиноко проживающего 14 — на каждого в семье из 2 и более человек 18 — инвалиды 33–36 — ветераны | 14 в отдельной квартире 15 в коммуналке 12 — инвалиды 14 — ветераны | — |
Казань | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек | 12 | — |
Краснодар | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек | 10 | — |
Екатеринбург | 16 | 10 | — |
Новосибирск | 15 | 12 | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек |
Красноярск | 15 18 — для одиноко проживающего | 12 | — |
Хабаровск | 18 — на каждого в семье из 2 и более человек 20 — для одиноко проживающего | 12 | — |
Учетная норма и норма предоставления жилой площади
Понятия этих терминов даны в статье 50 ЖК России.
Нормой предоставления считается наименьшее количество жилых метров для вычисления общей площади помещения, которое предоставят семье по договору соцнайма.
Большинство регионов за основу берут 18 кв. м. площади, они и применяются в качестве нормы предоставления. Этот размер минимальный и может в некоторых случаях быть увеличен:
- предоставляется комната либо квартира с одной комнатой;
- жилье передается лицу с хроническими тяжелыми болезнями.
Увеличиваются нормативы также для сотрудников органов внутренних дел в чине не ниже полковника, а также лицам с ученой степенью. Однако увеличенная норма не может составлять в итоге более двух установленных значений.
Учетной нормой считается тот минимум жилплощади, который принимают для признания семьи нуждающейся в улучшении условий жилья. Граждане, чье помещение окажется менее этой величины, вправе занять соответствующую очередь. Это касается только тех граждан или семей, которые признаны малообеспеченными.
Следует уточнить, что в расчете нуждаемости участвуют все лица, которые прописаны в помещении постоянно и временно. Но прописаться неограниченному количеству людей на одной жилплощади для целей признания семьи нуждающейся в улучшении условий жизни невозможно. Этого не позволят сделать уполномоченные органы. Чаще всего недостаточность квадратных метров возникает с появлением в семье детей, которые по закону должны быть прописаны вместе с матерью.
Власти каждого региона самостоятельно определяют учетный норматив жилплощади, но он не может быть ниже норм предоставления.
Жилищные нормативы применимы при обеспечении жильем ряда категорий граждан, являющихся незащищенными и нуждающимися в помощи государства.
1. Детям-сиротам и оставшимся без родительского попечения. Этой категории жилплощадь положена:
- по окончании пребывания в специализированных учреждениях, а также при завершении срока нахождения под опекой или в приемных семьях;
- после прохождения службы по призыву;
- по истечении срока пребывания в местах лишения свободы.
Размер передаваемого жилья по договору соц.найма подчиняется региональным нормативам, но может быть и выше их. Договор заключается на пять лет, а затем переводится в личное пользование. Детям-сиротам выделяется обязательно жилье отдельное, представляющее благоустроенную квартиру либо дом.
2. Переселенцы из жилья, признанного ветхим и аварийным. Чаще всего таких жильцов переселяют в муниципальный маневренный фонд, общежития. Здесь обязательно соблюдаются установленные нормы. Хотя новая площадь может оказаться меньше, из которой происходит переселение. В случае приватизации аварийного жилья взамен предлагается то же количество метров, которое было в собственности.
Hopмы: учетная и предоставления
Жилищным кодексом выделены два понятия нормативов:
- Учетная норма – минимальное значение квадратуры на человека, применяемое для признания семьи нуждающейся в улучшении условий проживания и постановке на соответствующий учет. В соответствии со статьей 50 ЖК она не может быть менее 12 кв. метров на 1 человека;
- Норма предоставления — значение общей площади помещения, приходящейся на одного человека, когда выделяется помещение из муниципального фонда в случае переселения семьи при наступлении чрезвычайных обстоятельств, например, стихийном бедствии. Эта же норма используется, когда муниципальная квартира предоставляется на арендных условиях при изъятии залогового жилья, по которому семья не смогла погасить ипотеку. Норма предоставления жилья по договору социального найма или в собственность в стандарте:
- для одного человека — 33 кв.м.,
- для семьи из двух человек — 42 кв.м.,
- для семей из трех и более граждан — по 18 кв.м. на каждого.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
Учетная норма жилой площади: что это?
Регион | Минимальное количество кв.м. на одного человека | |
Учетная норма кв.м. на человека | Норма предоставления кв.м. на человека | |
Москва и Московская область | 10 | 18 |
Ленинградская область (Спб) | 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах); 15 кв.м (в коммунальных квартирах). | — |
Пермский край | 12 | 15 |
Ярославская область | 12 | 17 |
Омская область | 15 | 18 |
Екатеринбург | 10 | 16 |
Ростовской области | 6-10 | 18 |
Краснодар | 10 | 18 |
Нижний Новгород и Нижегородской области | 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 12 кв.м. (в коммунальных квартирах). | 13 |
Волгоград | 11 | 12-18 |
Красноярск, Ставрополь | 12 | 15 кв. м на каждого члена семьи; 18 кв. м — одиноко проживающего. |
Курганская область, Петропавловск-Камчатский | 13 | 15 |
Новосибирск | 12 | 15 |
Саратов | 10 кв.м. | Семья из: 3 и более чел. — 16 кв. м. 2 чел. в браке — 32 кв. м. 2 чел. связаны родственными отношениями — 44 кв. м. Проживающий один — 30 кв. м. |
Самара | 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 13 кв.м. (в коммунальных квартирах). | Семье из 2 и более чел. — 14 кв. м. Проживающий один — 26 кв. м. |
Уфа (Республики Башкортостан) | 12 | 14 |
Кому может предоставляться жилье
Раз уж речь зашла о нормах площади, стоит попутно прояснить вопрос и о том, кому вообще может предоставляться жилье от муниципалитета или государственной власти. Хотя сейчас уже не времена СССР, когда жилье предоставлялось государством, и каждый гражданин России вправе за свой счет как угодно улучшать свои жилищные условия, до сих пор существуют правила, по которым некоторым лицам может предоставляться жилье.
Сейчас жилье может быть выделено, в частности, следующим лицам:
- малоимущим (по закону к этой категории относятся люди, уровень дохода которых ниже нормы, установленной в конкретном субъекте России);
- ветеранам;
- военнослужащим;
- судьям;
- следователям и т. д.
При этом жилье не может предоставляться иностранцам, если с их государством Российская Федерация не заключила соответствующий международный договор. Кроме того, из списка кандидатов на заключение договора социального найма в любом случае вычеркиваются собственники жилья — каким бы то жилье ни было.
Надо учесть, что сейчас фонды муниципального и государственного жилья если и увеличиваются, то крайне мало. Даже напротив: до 2016 года в нашей стране проходит приватизация жилья, и, соответственно, значительная часть муниципальных квартир продолжает переоформляться в собственность граждан. Квартиры же в новостройках в собственность государства или местного самоуправления практически не переходят.
Таким образом, лицам, имеющим право на получение жилья по соцнайму, следует либо приготовиться ждать много лет подряд, либо найти какие-то другие способы приобрести для себя жилье (кредит, ипотека, участие в программах ИЖС, государственная поддержка и т. п.).
Регулирование представленной и учетной нормы осуществляется региональными властями. Из-за больших колебаний в уровне доходов в целом по стране Жилищный кодекс даже не дает критерии определению «малоимущие семьи».
Минимальная санитарная норма жилой площади в кодексе также не упоминается. На сегодняшний день эта переменная, которая используется только на уровне городов и областей. Иными словами, при определении нужды в расширении жилой площади показатель рассчитывается и учитывается местными властями.
Если в конкретном регионе учетная норма равняется 15 кв. м, а семья (4 человека) имеет квартиру в 55 кв. м, то она имеет право стать на учет как нуждающаяся в улучшении условий. Если же квартира 60 кв. м, то получается, что все в полном порядке и никаких улучшений не положено.
При определении размера субсидии подход несколько иной. Если норма предоставления составляет 20 кв. м, а социальная – 18 кв. м, по договору социального найма семья из 3 человек проживает на площади 65 кв. м, то льготы на коммунальные услуги будут распространяться только на 54 кв. м.
Фактически термин «социальная норма жилья» используется исключительно при формировании расчета субсидий и при расчете цен на оплату за коммунальные услуги. Законодательством разрешено получать определенные компенсации, если минимальные показатели не превышены.