Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем отличие протокола от постановления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Знание ключевых положений по оформлению протокола ГИБДД позволит водителю избежать ответственности. Как уже было отмечено ранее, если в документе, составленном инспектором, была выявлена ошибка, то он признается недействительным.
Чем отличается протокол от постановления, видно из пунктов, составляющих документы.
Требования к протоколу:
- дата и место составления (город или населенный пункт);
- фамилия и инициалы составителя, его должность и звание;
- паспортные данные о привлекаемом лице, сведения о месте жительства;
- событие и место нарушения;
- Ф.И.О. и адрес проживания свидетелей и потерпевшего;
- доказательства (ссылка на рапорта инспекторов ГИБДД, показания свидетелей, объяснения привлекаемого лица, его замечания, приобщенные к протоколу, фото и видеосъемка и т. д.);
- дата и место совершения нарушения;
- статья регионального закона или КоАП;
- объяснения привлекаемого лица;
- отметка о разъяснении прав и обязанностей;
- подпись лиц (и должностного, и привлеченного к ответственности).
Как найти постановление по протоколу?
Перед тем, как уточнить механизм нахождения постановления по протоколу, следует уточнить схему внесения информации такого рода в специальные базы данных:
- После оформления протокола ГИБДД все материалы дела направляются в административную службу, сотрудники которой заносят информацию в БД. При этом обязательно указываются реквизиты протокола, сведения о водителе, номер ТС, сведения по владельцу и лицам, имеющим права на управление авто.
- Должностным лицом оформляется постановление с уточнением штрафных санкций, которому также присваивается специальный номер – стандартно комбинация совпадает с кодом протокола. Такая информация также заносится в реестр и прикрепляется к делу, имеющему номер протокола.
- Вышеуказанные позиции дополнительно дублируются на иных государственных реестрах ГИБДД.
Таким образом, чтобы найти постановление, достаточно знать регистрационный номер протокола и иметь доступ к общим базам данных инспекции дорожного движения.
Почему протокол нельзя обжаловать, а постановление можно
Обжалование протокола, как документа КоАП не предусмотрено. Потому что он содержит сведения, которые вменяют правонарушение. А вот полученное от сотрудника ГИБДД постановление, является конечным решением инспектора или судьи. В нем назначается штраф, лишение прав, арест и другие виды санкций, поэтому оно подлежит обжалованию.
Срок подачи жалобы составляет 10 суток с момента вручения адресату. Факт обжалования не может приостановить исполнение наказания. Дело рассматривается с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности. За исключением случаев, когда человек не является по неуважительным причинам, либо заявлял ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. Решение по жалобе может быть обжаловано в вышестоящие инстанции, по тем же правилам и в те же сроки.
Инспекторы часто пользуются безграмотностью автомобилистов. Будьте внимательны, перед тем, как ставить подпись на документах. Этим вы сэкономите время, нервы и деньги.
Основания для процедуры
Осматривать транспортное средство можно для обнаружения предметов либо фактов, запрещенных законодательством. Например, при визуальном осмотре обнаруживается не пристегнутый ремнями безопасности пассажир, фиксируется перевозка ребенка младше 7 лет без детского автокресла. При осмотре сотрудник ДПС также видит передвижение на мототранспорте без защитных шлемов, несоблюдение требований о количестве пассажиров в авто и другое. Основаниями для проведения процедуры являются:
- Сверка агрегатных номеров, маркировок, кодов и других обозначений на авто со сведениями в регистрационных документах. При осмотре может обнаружиться несовпадение номера кузова с данными СТС, незаконно нанесенные надписи о принадлежности транспортного средства к госструктрам;
- Наличие сводки, ориентировки на похожее авто либо другой информации, согласно которой в транспортном средстве могут находиться запрещенные вещества либо предметы, используемые при административном правонарушении. Ориентировку, как правило, автоинспектор не предъявляет, поскольку она может находиться в дежурной части или передана в устной форме. Сведения о нарушении правил инспектор получает по рации с другого поста;
- Несоответствие груза, находящегося в авто, сопроводительным бумагам. При этом водитель обязан предъявить соответствующие документы. Если груз опломбирован, то срывать пломбы сотрудник ДПС может только в рамках досмотра и с разрешения дежурного части. Вся процедура должна отражаться в протоколе.
В чем заключаются отличия документов
В протоколе и постановлении довольно много различий, однако эти документы имеют и общие черты. При оформлении данных документов сотрудник Госавтоинспекции должен озвучить разъяснения касательно ваших прав, представиться и говорить в уважительном ключе, далее представить документ для ознакомления и позволить поставить подпись или отказаться от нее.
В чем основные различия между протоколом и постановлением:
- Протокол составляется для того, чтобы зафиксировать сам факт нарушения норм движения на дороге. Постановление содержит в себе информацию о применяемой к водителю санкции, будь то предупреждение, штраф и так далее.
- Если вы не согласны со сведениями, указанными в протоколе, можно записать свое видение ситуации в соответствующем поле, в противном случае оспаривание документа невозможно.
- Составления такого документа, как протокол, включает в себя не только ознакомление с документом, но и объяснения его действий, в составлении постановления не нужно участие посторонних граждан. Свидетельские показания не содержатся в постановлении.
- В большинстве случаев составление постановления подразумевает под собой небольшой штраф, этот документ используется только из-за мелких административных правонарушений, протокол может использоваться тогда, когда речь идет, в том числе, об уголовных правонарушениях.
- Составлением протокола занимается инспектор Госавтоинспекции, постановление выносят судебные инстанции, однако бывают исключения, когда сотрудник полиции может сделать это самостоятельно.
В чем отличие протокола от постановления?
Протоколом является административный документ который составляется при наличии события или состава административного правонарушения. Данный документ составляется инспектором ДПС, который зафиксировал визуально или при помощи средств фиксации работающих в автоматическом режиме с функцией видеозаписи, административное нарушение совершенное вами. То есть если инспектор увидел или снял на камеру как вы нарушаете ПДД, он имеет право привлечь вас к административной ответственности и составить протокол.
Но даже если на вас составили протокол, то это не значит, что ваша вина доказана на 100%. Довольно часто
Протокол составляется с грубыми нарушениями, что может привести к отмене протокола и прекращению дела об административном правонарушении. Если выразиться простыми словами, то протокол, это начало борьбы с инспектором ГИБДД.
Также хочется отметить факт, когда протокол составляется с грубейшими нарушениями, таким нарушением может быть неправильная квалификация вашего нарушения, то есть неверно указана статья по которой вас хотят привлечь к административной ответственности, также если вам не были зачитаны ваши права и вы в протоколе указали, что ваши права инспектор не разъяснил, также в протоколе должны учитываться все свидетели которые в момент нарушения находились на месте совершения административного правонарушения.
Если вы хотите более подробно ознакомиться с порядком составления протокола, то ознакомьтесь со статьей 28.2 КОАП РФ.
Теперь расскажу о том, что же такое постановление.
Постановлением как раз является результат рассмотрения протокола об административном правонарушении. За мелкие правонарушения, постановление об административном правонарушении составляется и выдается вам на месте совершения правонарушения, но вы так же можете обжаловать постановление и если вы не согласны с постановлением то в соответствии с частью 2 статьи 28.6 КОАП РФ, инспектор ГИБДД должен составить протокол и приобщить к вынесенному постановлению. Но если вы признали вину и согласны с ней, то постановление выносится на месте, вы ставите свою подпись в знак согласия и вам выдается копия постановления.
Знайте что на любой стадии рассмотрения дела об административном правонарушении вы имеете право на квалифицированную юридическую помощь. Инспектор не имеет право препятствовать вам в получении такой помощи, так как в соответствии с конституцией РФ каждый имеет право на квалифицированную защиту своих прав и юридическую помощь.
Теперь можно сделать вывод о том, что отличие протокола о постановлении в том, что постановление это документ подтверждающий вашу вину и назначающий вам наказание, вы можете обжаловать постановление или согласиться с ним и оплатить административный штраф.
А протокол это документ который подтверждает наличие состава административного правонарушения, но на стадии рассмотрения протокола, вы можете доказывать свою невиновность, так как она еще не доказана на стадии рассмотрения и при его рассмотрении нет стопроцентной гарантии, что вы будете привлечены к административной ответственности.
Надеюсь статья была вам очень полезна и вы усвоили в чем же отличие протокола от постановления и каждый для себя подчерпнул, что то новое. Знайте ваши права, желаю вам удачи!
Порядок составления и подписания протокола
Основная причина оспаривания постановления – неправильно составленный протокол о привлечении к ответственности. Поэтому он должен быть составлен верно. Согласно ст. 28.2 КоАП РФ, в документе должны быть прописаны следующие сведения:
- календарная дата, когда составлялся документ, и место;
- об инспекторе ДПС или иного уполномоченного лица – ФИО, должность;
- о человеке или организации, против кого он составлялся. Если оппонентом является физическое лицо, то его ФИО полностью, паспортные данные, адрес, по которому он проживает, и по которому прописан (если они совпадают, то указать нужно только один). Если протокол составляется против предприятия, то его название, ФИО и должность руководителя;
- обо всех лицах, имеющих отношение к делу (свидетелях, пострадавших);
- о совершённом нарушении – место, дата, точное время, обстоятельства, суть;
- ссылка на нарушенный нормативный акт;
- письменные пояснения человек, против которого составлялся документ;
- прочие, имеющие отношение к делу, и дающие возможность установить истину.
Что составляется сначала постановление по делу либо протокол?
Несмотря на схожесть документов, они сильно отличаются друг от друга. В частности, разница сроков составления. Чтобы разобраться, какой из документов оформляется в первую очередь, необходимо ознакомиться с тем, что скрывается под определениями.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
Протокол ГИБДД — это процессуальный документ. Уполномоченные должностные лица обязаны оформить его при наличии состава административного правонарушения и при происшествии какого-либо события. Бумага составляется, если инспектор ГИБДД заметил в действиях водителей нарушение правил ПДД. Нужно учитывать, что оформление протокола еще не подтверждает, что вина водителя доказана.
В процессе составления документа работник ГИБДД может допустить грубое нарушение. Это станет причиной прекращения дальнейшего рассмотрения дела. Протокол выступает стартом к началу разбирательства. Потому он оформляется в первую очередь.
Постановление ГИБДД является результатом рассмотрения обстоятельств дела. Особенности его оформления напрямую зависят от серьезности произошедшего. Если правонарушение небольшое, вердикт может быть вынесен на месте. Если допущено грубое нарушение правил дорожного движения, решение выносится судом. Бумага всегда составляется после того, как факт совершения правонарушения зафиксирован документально.
Требования к составлению протокола об административном правонарушении
Порядок составления документа об административном правонарушении регламентирован КоАП РФ. Выделим основные требования, которые должны соблюдаться должностным лицом или органом ГИБДД при оформлении протокольных бланков:
- составлять процессуальные документы может только лицо, наделенное соответствующими полномочиями – например, инспектор ГИБДД должен находиться при исполнении должностных обязанностей;
- документы должны составляться по форме, утвержденной законом или иным нормативным актом;
- каждый протокол должен иметь обязательные атрибуты – дату и номер документа, отметку о разъяснении процессуальных прав и т.д.
Обратите внимание!
Если в постановлении не указан протокол
Перечень сведений, которые в обязательном порядке должны присутствовать в постановлении ГИБДД, закреплены в статье №29.10 КоАП РФ. Согласно нормативно-правовому акту, в документе в обязательном порядке должны быть отражены:
- информация о лицах, вынесших решение по делу;
- место рассмотрения дела и дата осуществления процедуры;
- информация о гражданине, в отношении которого применяется наказание;
- обстоятельства, которые удалось выяснить в процессе рассмотрения дела
- нормативно-правовой акт, который предусматривает ответственность за совершенное правонарушение;
- итоговый вердикт по делу;
- срок и порядок обжалования штрафа.
Разница между постановление и протоколом ГИБДД заключается в назначении бумаг и правовых последствиях, которые несет их оформление для водителя. Если инспектором был составлен протокол о правонарушении, потребность в уплате штрафа не возникает. Вина водителя еще не доказана.
Во время оформления бумаги человек имеет право выразить свое мнение. Если он не согласен с теми или иными факторами, он может сообщить об этом инспектору, оформившему бумагу. Если при оформлении протокола ГИБДД были допущены серьезные ошибки, ее признают недействительной. Это позволит водителю избежать ответственности за совершенные правонарушения.
Постановление составляется, когда рассмотрение дела завершено. В нем фиксируется наказание, к которому привлечен правонарушитель. Водитель имеет право обжаловать решение в судебном порядке. Если этого не произошло, человек обязан выполнить предписание, содержащееся в бумаге.
Образец протокола и образец постановления
Чтобы протокол об административном правонарушении был признан действительным, в нём должна присутствовать установленная действующим законодательством информация. Перечень данных, которые должны быть внесены в документе, зафиксированы в ФЗ №195. В список обязательных сведений, которые в обязательном порядке должны присутствовать в бумаге, входят:
- дата и место оформления;
- должность и ФИО работника ГИБДД;
- информация о гражданине, который нарушил установленные правила;
- дата совершения правонарушения и место происшествия;
- нормы и права, которые предписывают привлечение к ответственности за совершенное действие;
- иные факты, которые будут полезны во время осуществления разбирательства.
Постановление ГИБДД также должно соответствовать установленным нормам. В нём отражаются следующие данные:
- дата и место рассмотрения дела;
- информация о лице, которое вынесло итоговый вердикт по делу;
- информация о гражданине, в отношении которого был оформлен документ;
- обстоятельства, которые были установлены в результате рассмотрения дела;
- мотивированное решение по разбирательству;
- подписи участников разбирательства.
Отсутствие обязательной информации может привести к тому, что постановление о нарушении правил ПДД будет признано недействительным.
Комментарии к ст. 29.10 КОАП РФ
1. Постановление по делу об административном правонарушении — важнейший процессуальный документ, которым завершается рассмотрение дела по существу.
2. В постановлении по делу об административном правонарушении указываются должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших данное постановление, а также их адрес.
Дело должно быть рассмотрено правомочным субъектом, т.е. уполномоченными на то судьей, органом, должностным лицом в соответствии с их предметной компетенцией (см. комментарий к ст. ст. 23.1 — 23.69).
3. Далее указываются дата и место рассмотрения дела. Эти сведения также имеют важное значение, поскольку Кодексом установлены давность привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5), сроки рассмотрения дела (см. комментарий к ст. 29.6) и место его рассмотрения (см. комментарий к ст. 29.5).
4. Затем указываются сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело. Применительно к физическому лицу они включают следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, поскольку административная ответственность наступает по достижении 16-летнего возраста, причем лица в возрасте от 16 до 18 лет относятся к специальным субъектам ответственности (см. комментарий к ст. 2.3), а также иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4 — 2.6, 2.8, 3.6 — 3.12, 4.1 — 4.3).
Применительно к юридическому лицу указываются его наименование и правовой статус (см. комментарий к ст. ст. 2.6 и 2.10), а также иные необходимые сведения.
5. После этого указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Кодексом определен перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 26.1).
Только на основании анализа всех этих обстоятельств можно осуществить квалификацию правонарушения, т.е. установить наличие в совершенном деянии признаков юридического состава административного правонарушения, который содержится в соответствующей правовой норме. Отсутствие таких признаков влечет освобождение от административной ответственности и прекращение производства по делу.
6. С учетом изложенного в постановлении указывается статья Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо указываются конкретные юридические основания прекращения производства по делу.
7. Принятое решение по делу должно быть мотивированным. Кодексом предусмотрены различные виды постановлений: о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 29.9).
Таким образом, возможно принятие принципиально отличных решений по делу. Поэтому постановление по делу должно содержать обоснование назначения наказания определенного вида и размера или освобождения от административной ответственности.
8. В постановлении должны быть указаны срок и порядок обжалования постановления.
Отражение в протоколе необходимых сведений о возможном обжаловании вынесенного постановления обеспечивает соблюдение прав соответствующих участников производства по делам об административном правонарушении (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.5).
9. При наложении административного штрафа в постановлении указывается также информация о получателе штрафа, которая необходима в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы штрафа.
10. Когда дело об административном правонарушении рассматривается судьей, он в соответствии с ч. 1 ст. 4.7 Кодекса вправе одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, если отсутствует спор о возмещении такого ущерба.
В этом случае в постановлении по делу указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения (см. комментарий к ст. 4.7).
11. Когда судья назначает наказание в виде административного приостановления деятельности, он решает вопрос о мероприятиях, которые необходимы для обеспечения исполнения данного административного наказания. Имеется в виду запрет деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а равно эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, то одновременно решается вопрос о мерах, которые необходимы для приостановления операций по счетам.
12. При осуществлении производства по делу об административном правонарушении могут применяться такие меры обеспечения производства, как изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.10) и арест товаров, транспортных средств и иных вещей (см. комментарий к ст. 27.14), явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения.
Если в отношении этих вещей и документов не применено или не может быть применено административное наказание в виде возмездного изъятия или конфискации, то в постановлении по делу должно быть отражено решение вопросов о таких вещах.
При этом необходимо руководствоваться следующими положениями. Вещи и документы, не изъятые из гражданского оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а в случае его неустановления передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ. Общие правила обращения с такими вещами установлены в ст. 225 ГК РФ.
Вещи, изъятые из гражданского оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению. Согласно ч. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп.) или Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.).
Документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока его хранения либо в соответствии с законодательством РФ передаются заинтересованным лицам, под которыми следует понимать государственные организации.
Изъятые награды Российской Федерации, РСФСР, СССР (ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям) подлежат возврату их законному владельцу, а если он неизвестен, направляются в Администрацию Президента РФ.
13. Следует иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ с 1 июля 2011 г. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения исключается из перечня административных наказаний (ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).
14. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом постановление по делу принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. При этом важно иметь в виду, что необходимо достаточное количество присутствующих членов для признания заседания коллегиального органа правомочным выносить постановление по делу.
15. Постановление по делу об административном правонарушении должно быть подписано судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим данное постановление.
16. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса, постановление по делу с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа. При этом его юридическая сила подтверждается электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ.
Законодательное регулирование
Процессуальные нормы о привлечении к ответственности содержатся в КоАП РФ. Региональные нормативные акты могут вносить дополнения, касающиеся оснований привлечения. Принимаются они в виде законов или кодексов, и их действие распространяется лишь на территорию соответствующего региона.
Нормативные акты ведомств, в частности, направлены на разъяснение порядка применения законодательства сотрудниками. На практике, подобные приказы и инструкции или оказываются в противоречии с федеральными законами, или разъяснение еще менее понятное, чем сам текст закона.
Исполнительными органами власти издаются бланки и образцы документов, которыми руководствуются должностные лица. Судьи более свободны и составляют документ, основываясь на судебной практике и собственном понимании закона.
Несмотря на путаницу в законодательстве, чем отличается протокол от постановления, ясно для любого, кто хоть немного сталкивался с административной ответственностью.
Дополнительные нюансы
Еще чем отличается постановление от протокола? В нем указываются реквизиты счета, на который переводятся средства, выплаченные в качестве штрафа.
Теперь об особенностях решений, выносимых судьями. Они в сравнении с другими органами, рассматривающими административные материалы, применяют дополнительные полномочия.
Если в деле затрагивается возмещение вреда, суд назначает общую сумму, порядок и график выплат.
Судья, назначив меру наказания, описывает, каким образом оно исполняется. Например, если водителя лишают прав, в постановлении указывается, куда их сдавать и в какой срок.
Если наказание затрагивает полномочия органов власти, им дается соответствующее предписание. Оно может касаться ареста счетов, остановки деятельности предприятия, организации и т. д.
Залог решением суда или возвращается владельцу, или обращается в доход государства.
Решается судьба вещей, наград, документов, товаров. Вещи и награды обычно возвращают владельцу, награды также ему отдают или передают в Администрацию президента.
Подлежит ли обжалованию протокол
Чем отличается протокол от постановления в ГАИ еще? Несмотря на его значение, протокол все же промежуточный документ, его нельзя ни отменить, ни обжаловать отдельно. Привлекаемое лицо вправе вписать в него замечания или изложить их на приложенном листе бумаге, о чем делается отметка в протоколе.
Он — лишь одно из доказательств, и ему должна быть дана оценка. Если нарушения чрезмерно серьезные, и имеются иные факты и документы, их нельзя сбрасывать со счетов.
На практике грубые ошибки в протоколе — достаточный повод прекратить дело.
К сожалению, чиновники и судьи, рассматривающие материалы, придают протоколу чрезмерное значение, и все иные доказательства ими не принимаются. Чего только стоит знаменитая оговорка, что у суда нет оснований не доверять полицейским.