Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда армяне приняли христианство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Крещение состоит из чинопоследования с дальнейшим миропомазанием. Пройти таинство может человек любой возрастной группы — и взрослый, и ребенок. Чаще обряд осуществляется в младенческом возрасте, в один из первых месяцев жизни. Восприемник при таинстве — мужчина, являющийся армянином, уже прошедший обряд крещения, и знающий основные черты вероисповедания.
Вопрос про крестных. Мы крестили свою малышку в армянской ц…
— На сколько я знаю в арм церкви важен только крестный отец, а мать его жена, или есть нет то не обязательно
— @alex.kuznec2016.za в армянской церкви они должны быть мужем и женой) кавор и каворкин)
— Крестные не должны жить вместе. А особенно сексом заниматься. По церкви это нельзя. У них не должно быть связи.
— Всем спасибо за ответы) мы дочку тоже крестили на 40 день
— @elena8907 я хочу чтоб моя сестра была крестной
— @lolitaalekseyevna ну я согласна да))
— @karina231989, ну вообще крестят после 40 дней тоже по определенным причинам. Там объясняют в церкви. Я сейчас грамотно не объясню. Типо 40 дней не ночная защита в ребёнке живет, а потом поднимается на небо и его нужно покрестить, чтоб защиту поставить. А плачет ребёнок на крестинах, якобы от греха рождения очищается. Я очень грубо объяснила, но смысл думаю передала. И вообще у нас-армян многое делают «лишь бы». Но крещение-это самое важное событие в жизни христианина и к нему нужно подходить основательно и душой. Все таки армяне первая в мире нация, которая приняла христианство как государственную веру и должен наш народ нести это в себя. Ну это мое мнение)
— @lolitaalekseyevna а мы хотим на полгодика покрестить, сейчас нам 4) на год как-то долго, вообще да, лучше всего после 40 дней крестить
— @elena8907, племянницу крестили муж и жена 16 лет назад
— @elena8907, а мы с мужем крестные одного ребёнка и батюшка знал об этом перед крестинами и сказал, что ничего страшного. Опять же у каждой церкви свои правила, религия субъективна очень.
— Нет!!! Нет!!! И ещё раз нет!!! Это вообще нарушение канонов армянской апостольской церкви, когда каворам (крёстным) становятся каворами!!! Ваш малыш становится им саником(крёстным сыном/дочкой). Они могут быть крёстными всех Ваших детей. Но Вы их детей крестить не имеете права. Вы можете стать каворами на свадьбе их детей(свидетелями типо). Ещё ньюанс. В армянской апостольской церкви нельзя, чтоб кавор был кровным родственником отца того, кого крестят. То есть мамин брат может покрестить племянника, а папин ни в коем случае!!! Наличие крёстного обязательно. Крёстная должна быть женой крёстного. Если крёстный не женат, можно без крестной!
Крещение в Армянской Апостольской Церкви
Чинопоследование Крещения в Армянской Апостольской Церкви практически не отличается от православного Таинства и включает чин Миропомазания. Принятие Крещения символизирует присоединение к Церкви. Это так называемое «Таинство входа», открывающее доступ человеку к остальным священным Таинствам.
Ребенка у армян принято крестить на восьмой день жизни. Взрослому перед Крещением необходимо посетить Огласительные беседы. Таинство может совершаться в любой день, не зависимо от постов и праздников.
По армянской традиции ребенка крестит один крестный: мужчина, крещенный армянин, хорошо знающий догматы веры. Его роль в жизни ребенка очень значимая, – он отвечает за духовное воспитание крестника (крестницы) и участвует в формировании его (ее) нравственного сознания.
Главные атрибуты Крещения – это нательный крестик, веревочка для крестика, сплетенная из двух нитей, белой и красной, символизирующих воду и кровь, полотенце и крестильная рубашка белого цвета. После принятия младенца от купели его протирают полотенцем, которое потом хранят и не используют в быту. Рубашку надевают, как символ чистоты души.
Обряд начинается со вступительного обращения крестного отца на пороге храма. На вопрос священника о том, чего желает младенец, восприемник троекратно отвечает: «Веры, надежды, любви и крещения», «Креститься и снискать оправдание, очиститься от греха, освободиться от бесов и служить Богу».
Затем следует молитва по отречению от нечистых сил, в которой крестный отец поручается воспитывать крестника в своей вере. Далее читается Символ веры и псалом 117. После начинается обряд Крещения.
Священник освящает елей, а затем воду в чаше. Крещение осуществляется путем полного троекратного погружения ребенка в воду со словами: «Сей раб Божий (имя), пришедший от младенчества ко крещению, крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа и, искупясь Кровью Христовой от рабства грехов, приемлет усыновление Отца Небесного, чтобы быть сонаследником Христу и храмом Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Следом за Крещением совершается чин Миропомазания. Для этого священник использует оливковое масло и благовония, символизирующие исцеление. После следует Причащение Святых Тайн.
Крестить ребенка в Греции предпочитают летом, поэтому Таинство над весенними и летними малышами проводится в первые месяцы жизни, после наступления 40-го дня от рождения. Детей, которые появились на свет осенью-зимой, не крестят до тепла. Иногда, если в семье есть некрещеный малыш, и мама находится в положении, то ждут рождения второго ребенка, а после проводят Крещение обоих детей в один день.
Восприемник у ребенка один. Это должен быть мужчина, православный христианин, состоящий в законном браке и обвенчан в церкви. Крестный берет на себя все расходы, связанные с крестинами: покупает крестик, одежду, полотенце для ребенка и священника, масло, некоторые украшения для церкви, бонбоньерки для гостей. После Крещения родители малыша дарят ему ценный подарок и считают членом своей семьи.
Таинство начинается с молитвы Символ веры, а после крестный нарекает своего крестника именем, заранее выбранным родителями и согласованным со священником. Допускаются даже двойные имена. После батюшка опускает ребенка в купель и трижды поливает его голову водой. Малыша от купели принимает крестный, надевает на него крестик и белый крещальный наряд.
Интересные факты про Крещение:
- «Крещение» – слово славянского происхождения и означает «погружение». Символизирует умирание для прошлой жизни. Поэтому во время Таинства человека трижды погружают с головой в воду – в ту среду, где он не может жить самостоятельно: во имя Отца он умирает (погружение в воду) с тем, чтобы ожить во имя Отца (выход из воды), умирает во имя Сына и оживает во имя Сына, точно также умирает во имя Духа Святого с тем, чтобы теперь жить в Духе Святом.
- Крестильный наряд для новорожденного представителя царской семьи на Руси доверяли шить только самым известным мастерицам и с тканей наивысшего качества, чаще всего, шелка. Для украшения выбирали изысканные брюссельские кружева. Кроме крестильной рубашки, в набор для Крещения входило полотенце с богатой вышивкой, косынка для девочки либо чепчик для мальчика. Крестильные принадлежности царственных детей бережно хранились как величайшая ценность. До наших дней сохранился крестильный наряд цесаревича Алексея, сына последнего русского царя Николая II.
- До XII столетия Крещение совершалось исключительно посредством погружения. Но представители католической церкви упростили обряд, сделав его более комфортным, – начали крестить путем поливания головы.
В некоторых церквях даже практиковалось Крещение не водой, а лепестками роз. - Последование Таинства Крещения мальчика и девочки не имеет различия, кроме финального «аккорда», когда мальчика вносят в алтарь, а девочку оставляют за его пределами.
- В Грузинских храмах процесс Крещения проходит так же, как и в РПЦ, однако требования к деталям немного другие. Например, крест должен быть деревянным, а вышитый крест на рубашке должен располагаться на спине. В обряде также нет никаких отличий, кроме того, что крестных может быть любое количество. Считается, что в таком случае ребенок лучше защищен. В рубашках предпочитают виноградную тематику и особый вид креста: Георгиевский, симметричный, четырехконечный, его еще называют болнисский.
Как православные крестятся в храме и домашних условиях
Давайте запомним главные правила крещения православного:
- смыкаем 3 пальца (большой, указательный и средний), остальные пальцы согнуты. Троеперстие значит триединство Господа.
- подносим руку ко лбу со словами: “Во имя Отца”
- дотрагиваясь до живота: “И Сына”
- дотрагиваясь до правого, затем левого плеча: “И Святого Духа”
- кланяемся, произнося: “Аминь”
Посещая Божий Дом
- православный 3 раза крестится, находясь перед входом после каждого крещения низко кланяется. Этим самым христианин утверждает любовь к Богу
- покидая церковь, повторяет ритуал.
- находясь в Божьем доме, необходимо поцеловать храмовую икону. Чтобы правильно это сделать, кланяемся дважды, перекрещивая себя, целуем Образ, ещё раз кланяемся, крестясь
- накладываем крестное знамение в течении службы и при подходе к каждой из святынь
Как правильно креститься, немного об истории ритуала
Современный способ православного крещения развивался длительный период. По-началу, наши предки, крестясь, пользовались только одним пальцем, что символизировало единобожие, прикасаясь ко лбу, груди и губам. По прошествии определённого времени, крест накладывали уже несколькими пальцами или всей ладонью.
Когда христианство разделилось на несколько течений, православные окрещивали чело, плечи (слева направо) и живот. С середины 16 века вместо живота стали дотрагиваться до солнечного сплетения, это объяснялось тем, что рядом расположено сердце.
В середине 17 века в религиозном труде “Скрижаль” утвердились новые каноны правильного крещения православных – теперь наши предки, как и в настоящее время, стали использовать три пальца, осеняя лоб, живот, плечи. Тех же, кто окрещивал себя по-старому – с применением двух пальцев, объявляли еретиками и наказывали. Прошло не мало кровавых лет, прежде, чем разногласия удалось преодолеть – оба способа крещения стали законными.
Крещение состоит из чинопоследования с дальнейшим миропомазанием. Пройти таинство может человек любой возрастной группы — и взрослый, и ребенок. Чаще обряд осуществляется в младенческом возрасте, в один из первых месяцев жизни. Восприемник при таинстве — мужчина, являющийся армянином, уже прошедший обряд крещения, и знающий основные черты вероисповедания.
Перед таинством необходимо приобрести нательный крест и веревочку для него. Она должна быть сделана из переплетения красной и белой нити. Веревочка именуется “нарот”, а нити этих цветов являются символами крови, истекшей из ребра Христова, и воды. Для процедуры необходимо взять полотенце и рубашку — белоснежные крестильные одежды.
Ван: роды, крестины и уход за ребенком — Армянские обряды и обычаи 2-й половины XIX – начала XX в.
Этнограф Ерванд Лалаян, путешествуя по Западной Армении в 1913 году, оставил запись в своем блокноте: «Положение женщины в Ване, не способной к рождению детей, – крайне незавидное. Не имея никакого представления о причине бесплодия в каждом конкретном случае, окружающие всю вину за это взваливают на бедную женщину, она делается изгоем. Поэтому жены готовы на все, лишь бы родить ребенка. Прежде всего они отправляются на богомолье к различным святыням, часовням, где приносят в жертву петуха или барана, зажигают свечи, усердно молятся, намеренно уносят из таких мест какую-нибудь вещицу. Если моления и жертвоприношения дают желанный результат, позаимствованная вещь возвращается в удвоенном размере. Ребенку, рожденному под сенью святого, к которому обращались мольбы, дают имя этого святого или же его называют Кристотур (т. е. Христофор), Тиратур, Аствацатур (т. е. Богдан). Крещение происходит в соответствующем монастыре или часовне».
Армянские праздники – это целый калейдоскоп, где старинные обычаи смешались с современностью, а языческие обряды с традиционными верованиями. На мой взгляд дин из самых необычных и колоритных праздников Армении – Вардавар. Отмечают его летом, в разгар жары и засухи.
В праздничный день армяне обожают обливать друг друга водой, ведь Вардавар посвящён именно этой стихии. Корни праздника уходят в древние времена. Тогда девушки за несколько недель до Вардавара клали в воду зёрна пшеницы. Когда те прорастали, молодёжь обливала друг друга священной водой, что считалась символом долголетия и жизни.
А вот в конце зимы армяне празднуют Трндез. Мне он напомнил смесь русских Масленицы и дня Ивана Купалы. Почему? Во-первых, Трндез символизирует приход весны и отступление зимних холодов.
Во-вторых, его обязательным атрибутом является костёр, что разводят в церковном дворе. Пары влюблённых и молодожёнов должны прыгнуть через пламя, чтобы обрести счастье и укрепить свои чувства. Армяне верят, что прыжок через костёр очищает человека от всего плохого, всех грехов, что он мог совершить.
Праздник, посвящённый добрым делам, любви к Богу и помощи бедным людям, – Матах. В этот день совершаются церковные жертвоприношения. Люди молятся о прощении грехов, просят милости и подносят свои дары Богу. В Матах армяне размышляют о прошлом и будущем, чтут память умерших родственников, почитают предков и основателей рода.
Вопросы священникам армянской церкви
только сегодня как раз разговаривала по телефону с отцом Александром на эту тему.
произошла акая ситуация. чо когда я обратилась в храм в нашем районе с просьбой дать возможность покрестить ребенка моего очень близкого человека, моей подруги, мне отказали в этой возможности, т.к., как мне объяснил батюшка, что у нас неправильная вера, что мы искозили историю, но мог помочь дать возможность перейти к нашим рядам.. перекреститься в правосланой церкви.. ужос.
решила узнать действительно ли у наших церквей есть столько спорных вопросов, из-за которых, при всех наших хороших взаимоотношениях (православной церкви и нашей), невозможно проводить таинства..
нашла в интернете телефон.. позвонила.. связалась с отцом Александром.
дейтвительно у нас есть спорные вопросы.
например в нашей церкви святой Лев является еритиком, а в православной — святым.
мдяяя. как же так? у нас же вроде такие замечательные отношения ( у арм. и рус. церквей)?
ты знаешь, это все относительно, но каждый на месте считет себя «самым крутым» и «правильным», и мало кто читает что-то и руководствуется какими-либо писаниями.
а все эти встречи по ящику про дружелюбие или еще что-то у меня кроме улыбки ничего не вызывают. 😮
YfНа шем сайте можете прочитать статью!
Во время крещения священник трижды спрашивает у крёстного отца: «Что просит младенец?». Крёстный отец трижды отвечает: «Веры, надежды, любви и крещения». «Креститься и снискать оправдание, очиститься от греха, освободиться от бесов и служить Богу».
Маштоц, Чин Святого Крещения
Обычно многие из нас придают большое значение дню своего рождения и часто пышно его отмечают. Это поистине чудное явление, начало, возвещаемое младенческим криком, оно содержит в себе великое таинство — приход в мир нового человека, рождение новой жизни, новой души. Однако, гораздо большим событием в нашей жизни является наше второе, духовное рождение, рождение свыше, которое мы называем крещением (арм. мкртутюн, кнунк).
Крещением человек обновляется, возрождается и очищается от Адамова (первородного) греха. От греха, унаследованного всем человечеством вследствие непокорности Адама. Из-за непокорности Божиему завету Адам лишился райской жизни — своего блаженного состояния — стал смертным, был обречен жить вне Рая и собственным потом добывать себе дневное пропитание. Его непокорность породила преграду между человеком и Богом, духом и плотью, лишившую человеческую природу благодати.
Первым крестился Сам Господь Иисус Христос подав нам таким образом пример. Крещение — божественное повеление, обязывающее подходить к святому таинству с благоговейным трепетом. Христос, принимая крещение в реке Иордан, благословил воду, и через Никодима заповедал нам, что если кто не родится от Духа и воды, не войдёт в Царствие Божие (Ин.3:5). В начале веков Бог наказал человечество устроив потоп, теперь же посредством воды дарит человеку жизнь вечную.
Чтобы восстановить в падшем человеке первообраз Адама, Бог протянул Свою руку — посредством воплощения Сына Своего Иисуса Христа. Христос Своим человеческим житием, проповедью, искупительной смертью, воскресением и установлением святого таинства крещения, освободил человека от Адамова греха. Иисус сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).
Таким образом, необходимо не просто креститься, но и вникнуть, что же означает крещение. Достигшим совершеннолетия, подходя к таинству необходимо иметь веру согласно символу веры, принятому на Никейском Вселенском соборе и исповедуемому в настоящее время Армянской Апостольской Церковью.
Крещением человек усыновляется Богу и становится членом Церкви Христовой. Очистившись от первородного греха и получив духовное рождение, человек наследует Царствие Небесное, обретая тот самый божественный облик, который имел в Раю до грехопадения. Крещением умирает ветхий человек и рождается новый. По этой причине крещеный человек должен удаляться от пути неверующих и ступать дорогой божественной справедливости и истины.
Что необходимо для крещения?
Для крещения, прежде всего, необходима вера, отречение от лукавого и всех его злодеяний. Необходимо исповедовать Символ Веры, иметь соответствующие знания о христианстве и Церкви, то есть прежде чем креститься нужно пройти определенный подготовительный период. И прежде всего нужно уверовать в Святую Троицу, поскольку мы крестимся во имя Отца, Сына и Святого Духа, как Христос завещал Своим апостолам:
«дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Очевидно, что нам неизвестен день нашей смерти, однако человек — драгоценное творение Божие, поэтому Он заботится о том, чтобы человек встретил этот день усыновленным Богу, преданным Ему, Его попечению и заботе. Поэтому в Армянской Апостольской церкви есть обычай крестить детей в раннем возрасте, тем более, что в прежние времена детская смертность была высокой. Церковь установила ближайший день — восьмой после рождения ребенка, когда можно его крестить, по примеру Иисуса Христа, нареченного именем на восьмой день (Лк. 2:21). После крещения мы проходим жизненные испытания уже не только человеческими силами, но благодаря божественному промыслу, поскольку ангел-хранитель оберегает нас, искупленных Пресвятой Кровию Господа.
Обращение к священникам. Призыв к единообразию между Приходами епархии в принятии армян.
Недопустимо, чтобы один Приход принимал армян (или коптов) на одних условиях, а другой на иных.
Если приходит армянин, крещенный в армянской церкви (или копт, крещенный в коптской церкви) то мы для него проводим специальный Чин Присоединения к Православной Церкви (с разъяснением). И только затем (крещенного в армянской церкви и присоединенного к Православию) допускаем его до Чаши Причастия и др. таинств, например, Венчания. [Нажмите, чтобы прочитать]
(Т.е. нельзя совершать и таинство венчания над армянами без осознанного Присоединения к Православной Церкви).
Если приходит армянин (или копт) некрещенный, то проводим специальное оглашение. (Независимо от того – осознанный он монофизит или не осознанный).
В процессе оглашения на каждом Приходе архиважно до армян (или коптов) донести следующее:
1. Если крестится взрослый.
— в чем состоит искажение Символа Веры в армянской (или коптской) Церкви (монофизитство).
— что принимая Крещение, армянин, оставаясь по национальности армянином, становится Православным христианином по вероисповеданию. Становится членом Единой Вселенской Православной Церкви, к Которой не принадлежат коптская церковь и армянская церковь.
— принципиально важный момент, который мы должны донести: у нас нет Евхаристического общения между Церквями. Т.е. недопустимо – приступать ко Причастию и здесь и там.
(Православный христианин, будучи по национальности армянином или русским, или татарином, или китайцем (Национальность не имеет значения), не может приступать ко Причастию в Армянской Церкви или в католической церкви, и т.п.
И наоборот. Армянин, крещенный в армянской (т.е. в монофизитской церкви) не может приступать ко Причастию в Православном храме (если не пройдет специальный Чин Присоединения к Православной Церкви)).
Миропомазание или конфирмация
В Православной церкви миропомазание совершается сразу после крещения (включая младенцев), а в Католической церкви конфирмацию откладывают до того возраста, когда вера принимается человеком вполне сознательно. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам.
«У католиков разделены два таинства — таинство крещения и таинство миропомазания. В Православной церкви они совершаются одновременно. Если крестят младенца или взрослого человека, оба таинства совершаются сразу. А у католиков, если крестят младенцев, то его сразу не миропомазывают. Это таинство происходит по достижению сознательного возраста, примерно в 13 -14 лет, и называется конфирмация. Это особое таинство, с миропомазанием. Во время конфирмации впервые причащают Святых Христовых Таин. Младенцев в Католической церкви не причащают. В православии так не принято, поскольку миропомазание совершается сразу, то ребенка можно сразу и причащать. Если ребенок растет в церковной семье, то он, таким образом, не лишен церковных таин», — говорит священник.
История Армянской Апостольской церкви
Исторически ААЦ образована в 301 году трудами святителя Григория Просветителя (335 г.), сын и преемник которого, Аристакес, был участником Первого Вселенского Собора. В своей догматике основывается на постановлениях трёх первых Вселенских Соборов и придерживается христологии святителя Кирилла Александрийского .
В 301 году царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией, отмежевавшись в религиозном отношении от сасанидского Ирана, стремившегося подчинить Армению. В 303 году в Вагаршапате (Эчмиадзин ) был построен Главный собор, ставший религиозным центром всех армян и резиденцией (Святой престол) Верховного патриарха и Католикоса Всех армян, однако исторические события стали причиной тому, что резиденция неоднократно была перенесена. Так, после Вагаршапата религиозный центр был основан в Двине (484-927 гг.), затем в Ахтамаре (927-947 гг.), Аргине (947-1001), Ани (1001-1051), Себастии (1051-1062) и т.д. В 1441 года Святой престол был возвращен в Вагаршапат и пребывает там по сегодняшний день.
В 4 в. ААЦ превратилась в сильную экономическую и идеологическую организацию, владевшую крупными земельными угодьями. На Двинском церковном соборе (506 г.), отражая стремления господствующих классов Армении противостоять агрессии Византии, она окончательно отделилась от византийской церкви и стала автокефальной.
В период с 491 по 536 гг. ААЦ окончательно отделилась от Православной Церкви. Имеет семь таинств, чтит Богородицу, иконы и т.д. В настоящее время насчитывает 5 епархий в пределах Армении и несколько других в Америке, Азии, Европе и Австралии.
В IV Вселенском Соборе ААЦ не участвовала, и постановлений его (искажённых переводом) не признала. Таким образом, как утверждают, по причине этого недоразумения Армянская церковь отпала от православия и выделилась в особую церковь, вероисповедание которой именуют григорианским, по имени первого Католикоса Григория Просветителя. Армянский собор в Двине в 527 постановил признать в Христе одну природу и, тем самым, однозначно поставил Армяно-григорианскую церковь в число монофизитов, отвергающих Халкидонский и все следовавшие за ним Вселенские Соборы. Попытки восстановить церковное единство совершались неоднократно, например при католикосе армянском Нерсесе IV (ок. 1098—1173) и византийском патриархе Михаиле III (1169-1177), но успеха не имели. В 1198 г. союз между крестоносцами и армянским царём Киликии привёл к заключению унии между Римско-католической и армянской церквами. Эта уния, которая не была принята армянами вне Киликии, закончилась расколом армянской церкви, в результате чего в 1198 возникла Армянская католическая церковь. В 4—11 вв. в Армении получили распространение различные «ереси»: борборитов и мессалиан (4—5 вв.), павликианцев (6—9 вв.), тондракийцев (9—середина 11 вв.), и др., в которых под религиозной оболочкой отражался протест народных масс против феодального и церковного гнёта. Официальная церковь при поддержке государственной власти жестоко подавляла эти движения. Начиная с 13 в. пыталась распространить своё влияние в Армении Католическая церковь, но безуспешно. После утраты Арменией своей государственности (14 в.) ААЦ оставалась централизованной национальной организацией. В 17—18 вв. усилилось тяготение армян к России, от которой они стремились получить помощь в борьбе против господства турецких и иранских завоевателей. Отражая эти настроения, армянские католикосы пытались установить сношения с Россией. Видную роль в развитии русско-армянских связей во 2-й половине 18 в. сыграл архиепископ Иосиф Аргутинский.
В условиях иноземного порабощения Армении ААЦ являлась центром науки и культуры в Армении. В школах при монастырях наряду с религиозными предметами преподавалась риторика, грамматика, философия, математика, живопись. В монастырях переписывались книги и рукописи. После присоединения Армении к России (1828 г.) царское правительство подтвердило основные привилегии ААЦ. Развивающаяся армянская буржуазия заставила церковь служить своим целям, бороться против революционного движения масс .
С утверждением советской власти в Закавказье в 1920 году Армянская церковь заняла лояльную позицию по отношению к советскому государству. Тем не менее на неё, как и на все другие церкви в СССР, обрушились репрессии, что привело к резкому сокращению сферы её деятельности. С 1928 года в Армении развернулась активная антирелигиозная пропаганда, внутри Армянской церкви в 1920-е — 1930-е гг. шли сложные и противоречивые процессы, связанные с попытками проведения церковных реформ. В 1939 году богатейшее собрание библиотеки Эчмиадзина (более 10 тыс. рукописей на армянском и др. языках) было перевезено в Ереван (с 1959 — Институт рукописей Матенадаран).
После обретения Арменией независимости, ААЦ приняла активное участие в деле становления республики. Важное значение для ААЦ имело принятие в июне 1991 года закона “О свободе совести и религиозных организациях в РА”. Закон давал церкви возможность восстановить свои приходы и епархии и способствовать духовному образованию. Были восстановлены запрещенные в советские годы церковные союзы и организации, хоры. Восстанавливаются полуразрушенные церкви, строятся новые.
В 1994 году скончался взошедший на Престол в 1955 году Католикос Всех армян Вазген Первый. В апреле 1995 года в св. Эчмиадзине состоялось представляющее все армянство Церковно-Национальный Собор. Католикосом Всех армян был избран патриарх Киликийский Гарегин Первый. За недолгий срок его деятельности развилось церковное строительство, были созданы новые духовно-церковные структуры, укрепились межцерковные связи.
После смерти Гарегина Первого, с 26 по 28 октября 1999 года в св. Эчмиадзине, Церковно-Национальный Собор избрал Католикосом Всех армян предстоятеля Араратской епархии архиепископа Гарегина Нерсисяна. 132-й Католикос Всех армян взошел на Престол в исключительно тяжелых условиях, когда 27 октября, в результате осуществленного в парламенте теракта были убиты председатель парламента, премьер-министр, другие государственные и политические деятели.
Курский священник отказался крестить ребенка
В чем различие между православием и армянским христианством? Русская православная церковь считает, что в Господе две природы — божественная и человеческая. Армянская апостольская церковь придерживается мнения, что в Боге только одна природа.
Может ли такое различие во взглядах стать яблоком раздора в споре двух православных церквей? Оказывается, не просто может, а является.
Так, например, настоятель Троицкого храма в Курске полагает, что поводом для отказа в крещении младенца может послужить тот факт, что его крестным отцом должен стать православный, крещенный в Армении. Священник родителям малыша пояснил: «армяне — еретики от православия».
27 мая 2020 года куряне Арсен и Кристина приехали в Троицкий храм, чтобы договориться о крещении их сына, маленького Микаэля.
Крестной матерью ребенка должна была стать русская женщина, крестным отцом — армянин по имени Тигран Хачатрян.
Но отец Григорий отвел крестных родителей в сторону и сообщил, что армянин не может быть отцом по Богу в Русской православной церкви, потому что его самого крестили в Армении.
А раз его крестили в Армении, значит, он — еретик, как и все православные армяне. Не зная, что ответить, семья и священник договорились, что крестным отцом будет другой, крещенный в России человек.
Однако и на следующий день, когда в Троицком храме собралась большая компания, состоявшая из родителей маленького виновника торжества, а также их родных и близких, которые пришли на крещение Микаэля, праздника не получилось: семье сообщили, что в крещении им отказано. Уговоры были напрасными.
Тогда Арсен с Кристиной и Микаэлем в сопровождении всех своих родственников и приглашенных поехали в храм Серафима Саровского, где маленький Микаэль без всяких проволочек и проблем был принят в лоно Русской православной церкви.
Такой случай — уже не первый в Курской области. Однако надо отметить, что в большинстве подобных ситуаций священники разрешают крещенным в Армении быть крестными родителями.
Так все-таки стоит ли считать представителей древнейшей христианской общины еретиками из-за отличного взгляда на природу Бога? Чтобы разобраться, родители ребенка обратились к руководителю Миссионерского отдела Курской епархии Тиграну Хачатряну. Кстати, полному тезке предполагаемого крестного отца Микаэля.
«На тему разделения церквей мне пришлось защищать кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургской академии. К большому сожалению, по канонам Православной церкви крестными ребенка не могут быть лица, крещенные в Армянской церкви.
Сейчас совместными усилиями православных армян готовится к выходу специальная брошюра для популярного разъяснения данной проблемы», — говорит служитель Русской православной церкви, этнический армянин отец Тигрий.
Камнем преткновения в вопросе теологии между Русской церковью и Армянской стало такое понятие, как монофизитство. Именно так называется учение, сущность которого заключается в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Русская православная церковь.
За этим следует другое определение — евхаристическое общение. Этот термин означает, что двое священников могут совместно служить литургию, если их каноны и догматы совпадают.
Между РПЦ и Армянской церковью нет евхаристического общения, поэтому представителям Армении, принявшей православие почти на 700 лет раньше Руси, отказывают в праве быть крестными родителями на территории современной России.
Означает ли это, что православным русским также откажут в этом праве, если они захотят быть крестными родителями ребенка в Армении? Все зависит от того, какой священник будет совершать таинство, ведь именно он решает, сможет ли представитель Православной церкви быть крестным родителем или же его также объявят еретиком от православия.
Базилика Рождества Христова — христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Она находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви.
Одна из древнейших церквей, апологет православия, разрешает всем христианам мира молиться под одной крышей, не разделяя православных на «еретиков» и «правильных» верующих.
Настанет ли когда-нибудь такое же единение между Армянской и Русской православными церквями?
Отличия православных традиций ААЦ и РПЦ
Для сравнения с русскими православными традициями опишем обряд крещения, принятый в армянской церкви. Отличий не так уж и много, но все же они есть.
Многих русских православных, впервые попавших в армянский храм, удивляет то, что свечки здесь ставят не на специальные постаменты в маленькие подсвечники, а в обычный ящик с песком. При этом они не продаются, а просто лежат рядом. Однако многие армяне, взяв свечку, оставляют деньги за нее по собственному желанию. Сами же верующие убирают и огарки.
В некоторых армянских церквях в купель детей при крещении не погружают. Просто берут воду из большой чаши и умывают. Крещение в армянской церкви имеет и еще одну интересную особенность. Священник, произнося молитву, говорит нараспев. Из-за хорошей акустики армянских храмов звучит она впечатляюще. Отличаются от русских и крестильные крестики. Обычно они очень красиво декорированы виноградной лозой. Подвешивается крестики на нарот (сплетенные вместе красную и белую нити). Крестятся армяне — в отличии от русских — слева направо. В остальном обряд приобщения младенца к вере схож с русским православным.