Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Годовая инвентаризация в бюджетных учреждениях в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для определения фактического наличия объектов ФСБУ 28/2023 предусматривает пути подсчета, взвешивания, обмера, осмотра объектов, а когда это невозможно или излишне затратно, допускается применение альтернативных способов выявления фактического наличия объектов таких активов, обеспечивающих реализацию цели инвентаризации (в том числе видео-, фотофиксация).
Периметр инвентаризации охватывает все имущество и обязательства, которыми организация располагает, а именно:
-
активы и обязательства, учитываемые в бухгалтерском учете непосредственно;
-
не учитываемые в составе активов, но подлежащие отражению в бухгалтерском учете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-
имущество, не учтенное экономическим субъектом.
Все вместе эти объекты входят в состав объектов инвентаризации. Инвентаризация имущества, не признанного в бухгалтерском учете (или признание которого прекращено), обеспечивает уверенность инвентаризационной комиссии в том, что все располагаемые объекты, которые отвечают признакам активов, учтены в их составе.
Положениями стандарта раскрывается суть инвентаризации и ее цель, установленные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ. Фактическое наличие активов и обязательств должно выявляться путем:
-
установления их действительного существования;
-
оценки их состояния;
-
обоснованности нахождения у экономического субъекта.
Результаты инвентаризации
Результаты инвентаризации | Способ оценки | Способ признания |
Излишки объектов инвентаризации |
Справедливая стоимость/Балансовая стоимость/Балансовая стоимость аналогичных активов |
Относится на доходы экономического субъекта |
Недостача активов, включая испорченные (поврежденные) активы |
Балансовая стоимость активов |
Относится на виновных и (или) иных лиц (при наличии оснований для ее возмещения, в том числе намерения экономического субъекта предъявить требование такого возмещения) или на расходы экономического субъекта (при отсутствии оснований для ее возмещения) с особенностями признания недостач активов, для которых экономическим субъектом установлены нормы естественной убыли (пункт 14 ФСБУ 28/2023) |
Возможность получения экономических выгод от использования или продажи испорченных активов |
Сумма обесценения активов определяется в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих объектов бухгалтерского учета |
Стоимость активов корректируется на сумму их обесценения |
Пересортица активов |
Балансовая стоимость активов |
Зачет допускается в исключительных случаях за один и тот же период, у одного и того же материально ответственного лица, в отношении активов одного и того же наименования и в тождественных количествах. Остающаяся после зачета разница отражается аналогично недостачам |
Наличие оснований для возмещения недостачи активов экономическому субъекту, для признания дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной, для списания обязательств, для доначисления или досписания иных объектов бухгалтерского учета |
Расхождения в суммах оценочных обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств – в суммах, подтвержденных соответствующими расчетами/ |
Списываются (досписываются) или доначисляются в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих объектов бухгалтерского учета |
Изменения в стандарте проведения инвентаризации
Введение нового стандарта ФСБУ 28/2023 по инвентаризации привнесет ряд изменений в процесс проведения данной процедуры.
В первую очередь в новом стандарте пересматривается определение значимых отклонений. Ими будут считаться те, которые могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность организации и привести к неправильному пониманию финансового положения предприятия. Это позволит улучшить точность и надежность проводимой инвентаризации.
Другое важное изменение связано с расширением списка обязательных документов при проведении инвентаризации. От компаний потребуется предоставлять более подробную информацию о движении активов и обязательств за определенный период. Это позволит контролировать происхождение и использование активов более эффективно.
Новый стандарт устанавливает более жесткие требования и к проведению инвентаризации с использованием технологий. Теперь компаниям необходимо внедрять электронные системы учета и контроля, которые позволят автоматизировать процесс инвентаризации и обеспечить более точные результаты.
Еще одно значимое изменение связано с обязательным проведением независимой проверки результатов инвентаризации. Это позволит уменьшить вероятность возникновения ошибок и мошенничества при проведении данной процедуры. Независимая проверка будет осуществляться специализированными аудиторскими организациями.
Изменение стандартов по инвентаризации поможет повысить качество и достоверность полученных результатов. Обновленные требования помогут минимизировать риски ошибок и мошенничества, а также повысить доверие со стороны заинтересованных лиц. Руководителям организаций уже сейчас нужно начинать подготовку к внедрению нового стандарта и привести свои системы учета в соответствие с его требованиями.
Документальное оформление инвентаризации по новым правилам
С введением нового стандарта ФСБУ 28/2023 требования к документации при проведении инвентаризации были усилены и детализированы.
Одно из ключевых изменений – необходимость составления плана инвентаризации. План должен содержать информацию о целях и задачах инвентаризации, перечне объектов, подлежащих учету, а также порядке и сроках проведения процедуры. Это позволяет обеспечить структурированный подход к выполнению инвентаризационных работ.
Следующим важным аспектом является формирование акта инвентаризации. В новых правилах акт должен содержать детальную информацию о каждом объекте учета:
- наименование;
- характеристики;
- состояние и прочие данные.
Сроки проведения инвентаризации в бюджетном учреждении
Согласно Положению о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в бюджетном учреждении, утвержденному Приказом Минфина России от 21 ноября 2011 года № 149н, инвентаризация должна проводиться один раз в год. Конкретная дата проведения инвентаризации определяется руководством учреждения.
Перед проведением инвентаризации следует подготовиться, составив план проведения инвентаризации и ознакомив все подразделения с правилами и порядком ее проведения. План проведения инвентаризации должен быть утвержден руководителем учреждения и содержать информацию о сроках проведения процедуры.
Важно отметить, что наличие актуальной информации о состоянии имущества и его перемещениях в учреждении является залогом успешной инвентаризации. Поэтому, необходимо вести учет имущества и обновлять данные по его движению регулярно.
В случае выявления расхождений между реальным наличием имущества и данными бухгалтерского учета, необходимо принять меры по выяснению причин расхождений и приведению учета в соответствие с фактическими данными.
Таким образом, проведение инвентаризации в бюджетном учреждении является важным этапом контроля имущества и его сохранности. Следование установленным срокам и правилам проведения инвентаризации позволит учреждению более эффективно управлять своим имуществом и предотвратить возможные злоупотребления.
Проведение инвентаризации в 2021 году в казенном учреждении
- — Инвентаризационная опись ценных бумаг (ф. 0504081);
- — Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082);
- — Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083);
- — Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф.0504086);
- — Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);
- — Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф.0504088);
- — Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.0504089);
- — Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091);
- — Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).
Отражение в учете инвентаризационных разниц
При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 СГС «Концептуальные основы»).
Напомним, что согласно Указаниям № 52н, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, для казенных учреждений предусмотрены следующие формы для документального оформления проведения инвентаризации.
№ формы |
Наименование формы |
0504835 |
Акт о результатах инвентаризации |
0504082 |
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств |
0504086 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов |
0504087 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов |
0504088 |
Инвентаризационная опись наличных денежных средств |
0504089 |
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
0504091 |
Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям |
0504092 |
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации |
Когда проводится инвентаризация финансовых активов
Инвентаризация финансовых активов бюджетного учреждения может проводиться в соответствии с законодательными актами, т.е. планово, а также иметь инициативный характер, т.е. проводиться на основании распоряжения руководителя или внутренних актов учреждения.
По Приказам Минфина № 33 и № 256н инвентаризация финансовых и иных активов проводится в таких ситуациях:
- смена материально ответственного лица;
- факт хищения или порчи;
- стихийное бедствие;
- передача (возврат) комплекта объектов в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение;
- реорганизация или ликвидация учреждения;
- формирование годовой отчетности;
- по порядку, указанному в учетной политике;
- иные ситуации, которые предусмотрены законодательством РФ.
Мобильная программа для инвентаризации основных средств
Для повышения скорости работы с основными средствами и точностью собираемых данных Компания Сканпорт разработала специальный модуль для продуктов 1С, где ведется учет основных средств и мобильное приложение DataMobile Invent для терминала сбора данных или телефона. DataMobile Invent — это мобильная программа для инвентаризации основных средств.
Модуль подключается к бухгалтерской программе как внешняя обработка, что позволяет пользоваться новыми возможностями без необходимости снятия программы 1С с поддержки. В конфигурации появляется возможности распечатать штрихкоды с инвентарными номерами на обычном лазерном принтере или специальном термопринтере этикеток или привязать RFID-метку к основному средству. Этот же модуль отвечает за обмен с мобильным приложением всей необходимой информацией для проведения инвентаризации и управления основными средствами – на каждом мобильном устройстве, подключенному к 1С, будут доступны данные обо всех инвентарных номерах, местах хранения, материально ответственных лицах (МОЛ).
Новые правила бухгалтерского учета для бюджетных учреждений
Согласно новым правилам, вступающим в силу с 2024 года, бюджетные учреждения обязаны изменить свою систему бухгалтерского учета. Эти изменения направлены на улучшение прозрачности и отчетности деятельности бюджетных учреждений, а также на усиление контроля за использованием бюджетных средств.
Одним из главных изменений является введение единой системы классификации активов и обязательств. Ранее, бюджетные учреждения использовали разные системы классификации, что затрудняло сравнение данных и анализ финансового состояния учреждений. Новая система классификации позволит стандартизировать учет и сделать его более понятным и прозрачным.
Особое внимание уделяется также правилам оценки и амортизации активов. Теперь бюджетные учреждения обязаны проводить ежегодную оценку активов и определять их стоимость в учете. Это позволит более точно отражать финансовое положение учреждений и избежать недооценки или завышения стоимости активов.
Особое внимание также уделяется вопросам инвентаризации. Теперь бюджетные учреждения обязаны проводить инвентаризацию своих активов и обязательств не реже одного раза в год. Это позволит более точно контролировать и управлять активами и обязательствами учреждений, а также предупреждать возможные финансовые риски и потери.
В целом, новые правила бухгалтерского учета для бюджетных учреждений направлены на повышение прозрачности и эффективности управления бюджетными средствами. Они помогут улучшить отчетность и контролировать использование средств, что в свою очередь позволит более эффективно планировать и распределять бюджетные ресурсы в бюджетных учреждениях.
Роль инвентаризации в учете — выявить соответствия или несоответствия между данными бухучета и фактическим состоянием дел по объектам имущества и обязательствам. То есть инвентаризация должна отвечать на вопросы не только экономического характера, но и соответствовать процессуальным законодательным процедурам.
Оценочное значение — это когда показатели для бухучета и отчетности рассчитывают приблизительно на основе прогнозов, экспертных заключений и профессиональных суждений, так как определить его точное стоимостное выражение невозможно (п. 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Если оценочное значение меняется, его результаты в бухгалтерском учете и отчетности признают в том отчетном периоде, когда произошло изменение, а также в будущих отчетных периодах, на которые оно может повлиять.
По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2023.
В условиях повышенной опасности распространения коронавирусной инфекции провести обязательную инвентаризацию перед годовой отчетностью не так просто. Ведь Россия и мир в целом впервые сталкиваются с такой ситуацией. Со стороны Минфина комментариев о том, как действовать бухгалтеру и комиссии учреждения в сложившихся условиях, не поступало. Поэтому нужно обеспечить максимальную безопасность и минимизировать риски заражения сотрудников.
- например, для инвентаризации драгметаллов можно использовать Инвентаризационную опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (ф. ИНВ-8а). А для расходов будущих периодов — Акт инвентаризации расходов будущих периодов(ф. ИНВ-11).
Сведения о приказе о проведении инвентаризации должны быть отражены в журнале, который составляется на основе другой унифицированной формы — ИНВ-23. В данном источнике также важно отразить перечень конкретных обязательств, которые проверяются в рамках инвентаризации. В остальном заполнение соответствующей формы осуществляется по общим правилам.
В случае если учреждение бюджетное или автономное, имеет смысл сформировать постоянно действующую комиссию, имеющую соответствующие полномочия, поскольку данными учреждениями предполагается регулярное, как мы отметили выше, раз в квартал, предоставление отчетности распорядителю на основе данных, получаемых в том числе в ходе инвентаризации.
- Заполнение отчетных документов:
- всеми учреждениями — акта сверки взаиморасчетов с контрагентами, перед которыми у учреждения есть финансовые обязательства (по унифицированной форме ИНВ-17);
- бюджетными и автономными учреждениями — сведений о проведении инвентаризаций в виде Таблицы № 6 по приказу № 33н.
- сведения о долгах учреждения (обусловленных, в частности, обязательствами по гражданско-правовым договорам);
- сведения о контрагентах;
- суммы задолженностей, классифицируемые по различным основаниям;
- подтвержденные и неподтвержденные долги;
- суммы с истекшим сроком исковой давности.
Инструменты и технологии для годовой инвентаризации
Одним из основных инструментов для проведения годовой инвентаризации является сканер штрих-кодов. С его помощью можно быстро считывать штрих-коды на товарах и оборудовании, что позволяет быстро и точно заносить данные в базу. Это существенно сокращает время, затрачиваемое на инвентаризацию, и уменьшает вероятность ошибок при учете.
Для автоматизации процесса инвентаризации также используются специализированные программы и базы данных. Эти технологии позволяют создавать электронные каталоги с полным описанием каждого актива, его местоположением и текущим состоянием. Также можно внести информацию о последней проверке и обслуживании активов, чтобы оперативно отслеживать необходимость ремонта или замены. Электронные базы данных упрощают поиск и учет активов, а также позволяют проводить анализ и формировать отчеты по результатам инвентаризации.
Для более точного и надежного учета имущества иногда используются дополнительные технологии, такие как радиочастотная идентификация (RFID). С помощью специальных меток и считывателей можно автоматически определять и регистрировать наличие активов без необходимости сканирования каждого из них отдельно. Это позволяет значительно увеличить скорость инвентаризации и уменьшить вероятность ошибок.
Использование современных инструментов и технологий для годовой инвентаризации в казенном учреждении позволяет сократить затраты времени и ресурсов на проведение данной процедуры. Он также повышает точность и надежность учета активов, что является важным фактором для эффективного управления имуществом учреждения.
Выявлена недостача ОС
При обнаружении недостачи отражается выбытие объекта ОС (п. 40-42 ФСБУ 6/2020). Списание объекта оформляется актом (форма № ОС-4), утверждаемым руководителем организации. На основании этого акта, переданного бухгалтерской службе, в инвентарной карточке (форма № ОС-6) делается отметка о выбытии.
В бухгалтерском учете отражается:
- Дебет 01.«Выбытие основных средств» Кредит 01. «Первоначальная стоимость» — списана первоначальная стоимость ОС;
- Дебет 02 Кредит 01.«Выбытие основных средств» — списана накопленная амортизация;
- Дебет 94 Кредит 01.«Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость объекта.
В зависимости от наличия виновного лица недостача списывается:
- Дебет 73 Кредит 94 — установлено виновное в недостаче лицо;
- Дебет 73 Кредит 98 — отражена разница между рыночной и остаточной стоимостью имущества;
- Дебет 51 Кредит 73 — взыскан ущерб в размере рыночной стоимости имущества с виновного лица;
- Дебет 98 Кредит 91.«Прочие доходы» — признан прочий доход;
- Дебет 91.«Прочие расходы» Кредит 94 — конкретный виновник отсутствует.