Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стало известно о надбавках российским педагогам в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изменения в аттестации педагогических работников планировалось провести еще в 2020 году, но из-за пандемии сроки дважды переносили. В 2022 году апробация нового порядка проходит в избранных регионах, и стало известно, что ждет учителей в ближайшее время.
Важно! Аттестация педагогических работников в 2023 году может быть добровольной и обязательной.
Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения. Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после 3 лет работы учителем.
Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.
Единый учебник истории, цифровизация и военная подготовка
Ближе к концу 2023 года для школ должен быть создан единый учебник истории. Минпросвещения планирует включить в него события, которые произошли после 24 февраля 2022 года, – присоединение к России новых областей и противостояние с Западом. Ведомство подготовит список героев спецоперации и Великой Отечественной войны, информация о которых будет включена в текст пособия. Научное сообщество удивило назначение главой рабочей группы помощника президента России, бывшего министра культуры Владимира Мединского, докторская диссертация которого несколько лет назад оказалась в центре скандала.
Помимо создания единого учебника, планируется полностью переформатировать методику преподавания истории в школе за счёт объединения учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». Всё это, очевидно, также направлено на формирование у учащихся нужного взгляда на политику страны в контексте внутренних и внешних событий.
Другую реформу школьного образования активно продвигает глава Минобрнауки Валерий Фальков. Он предложил заняться усилением интереса учащихся к физике и увеличить количество ЕГЭ по выбору с двух до трёх (профильная математика, физика, информатика) для ребят, поступающих на инженерные специальности. Результаты ЕГЭ по русскому языку в таком случае надлежит оценивать по системе «зачёт/незачёт».
Вишенкой на торте школьных реформ станет введение курса «Основы военной подготовки», разработанного совместно с Минобороны.
Минпросвещения утвердило соответствующую образовательную программу. Предполагается, что новые модули – основы обороны государства, военно-профессиональная деятельность – войдут в программу ОБЖ. Аналогичная дисциплина должна со следующего года появиться и в высших учебных заведениях.
– Все предлагаемые реформы так или иначе связаны с СВО, в контексте которой предлагается внедрять особое патриотическое воспитание школьников и дошкольников, – отмечает председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам – достойное образование» Виктор Панин. – Проблема в том, что ситуацию с единой утверждённой идеологией мы в стране уже проходили. Тем не менее изучение истории, литературы и вообще само по себе обучение в школе должно учить детей критически мыслить, иметь своё мнение и способность самостоятельно оценивать различные события. Но чиновникам дали направление, в соответствии с которым они будут писать бюрократические документы.
Директора городских школ введение единых стандартов также поддерживают. По их мнению, они сыграют на руку и ученикам, и их родителям.
«Единые образовательные стандарты – такая вещь, которая должна продуктивно сказаться на качестве образования. Когда требования во всех организациях будут едиными, то и детям будет проще адаптироваться в новых коллективах», – комментирует Андрей Порсин, директор барнаульской школы №63.
По его мнению, все школы должны в равной степени давать примерно одно и то же, независимо от того, где ребенок находится.
Заместитель директора лицея №112 Ирина Крицкая отметила, что различия в программе раньше были очень заметны и создавали определенные трудности.
«Часто так случалось, что детки, приходя из другой школы к нам, попадали в совершенно новые условия. В учебниках информация разнится, поэтому какая-то тема уже могла быть изучена ребенком, а какая-то еще нет», – пояснила она.
По словам директоров, новая программа сложнее не станет и беспокоиться не о чем. Школьникам больше не придется обращаться за помощью репетиторов, что в значительной мере сэкономит силы детей и средства родителей.
Чего ждать от зарплаты учителей в 2023 году
Президент РФ Владимир Путин назвал 2023 год педагогическим годом и постановил изучить зарплаты в данной области в различных субъектах страны. В дальнейшем создать условия, чтобы зарплата была:
- для преподавателей и дошкольных воспитателей не ниже средней зарплаты по округу;
- для преподавателей ВУЗов не ниже двойной ставки оплаты труда по региону.
Государственная Дума предложила законопроект, в котором рекомендует определить сумму заработной платы для учителей в год учителя, не достигших 35-летнего возраста, в объёме 200 % МРОТ. Данная инициатива должна мотивировать юных профессионалов.
Миронов внес предложение о повышении пособия по безработице
Глава фракции партии в Государственной Думе Сергей Миронов предложил повысить пособие по безработице в России до минимального размера оплаты труда, а выплаты беженцам из Донбасса — до прожиточного минимума.
В СК РФ заявили о дополнительных мерах поддержки переселенцев из Донбасса и с Украины. В частности, он высказался за признание украинских документов об образовании и квалификации на территории Российской Федерации.
Одним из нововведений, которое может произойти в России, является увеличение единовременной помощи беженцам с нынешних десяти тысяч рублей до прожиточного минимума в регионе временного проживания. Пособие будет выплачиваться в течение трех месяцев, за которые человек может получить российское гражданство или официальный статус беженца.
ФГОС – это образовательные стандарты федерального государственного уровня, регламентирующие образовательный процесс во всех учебных заведениях страны, например, определяющие предметные области и входящие в них конкретные дисциплины. Пока в России действуют ФГОС второго поколения, но в 2019-ом году экс-министр просвещения Ольга Васильева заявляла, что в 2023-ом году стандарты должны обновляться и полностью пересматриваться с учетом мировой практики.
Пока обновленные ФГОС не разработаны и не утверждены, но они будут продумываться по таким принципам:
- Конкретизация основ преподавания и усвоения материалов.
- Понятность, доступность образовательных программ не только для учащихся и преподавательского состава, но и для родителей школьников.
- Нацеленность на конкретизацию требований, предъявляемых к школьникам и к результатам их обучения.
- Организация единой для всех школ программы образовательного процесса, максимальная унификация и стандартизация существующих учебных программ.
- Определение круга обязанностей сотрудников школ, касающихся взаимодействия с учащимися и их родителями.
- Предложение единого перечня предметных областей и относящихся к ним дисциплин.
- Развитие внешкольных навыков у учащихся, а именно жизненных и личностных.
- Создание новых систем и рычагов анализа получаемых школьниками знаний.
- Обозначение и организация воспитательных норм и программ.
- Объявление предметных областей и предметов на каждый учебный год. Так, в 2023-2024 гг. будет одиннадцать или двенадцать дисциплин, входящих в шесть обязательных для всех учебных заведений предметных областей. Устанавливаются предметы и уровни их изучения: углубленный или базовый.
Сколько будет? И поможет ли?
Анна Пустовалова работает учителем истории и обществознания. Как предметник она заполняет все отчеты, в том числе о прохождении программы, выполнена ли программа, что выполнено, почему, если нет. По ее словам, система ЭПОС, которой пользуется пермское образование, очень удобна, это не просто электронный цифровой журнал, но большой портал, где можно найти методические разработки, пообщаться с учениками, родителями, прикреплять разные мультимедийные материалы.
Учителю кажется логичным, если все требования департаментов и министерства об информации сведутся к ЭПОСу, в котором будет вся информация.
Портал «Траектория» Анну Пустовалову не смущает, по ее мнению, это важная информация, особенно по детям, которые стоят на внутришкольном учете или в комиссии по делам несовершеннолетних.
Новая волна мобилизации в России: свежие новости на сегодня. В Генштабе оценили систему мобилизационной подготовки. Ждать ли полную мобилизацию с 30 января 2023? Новости 25.01.2023
Система мобилизационной подготовки в России оказалась не полностью адаптирована под современные экономические отношения, сообщает «АиФ» со ссылкой на начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Валерия Герасимова.
По его словам, систему пришлось исправлять на ходу. Отмечается, что в результате слаженных и профессиональных действий офицеров Генштаба во взаимодействии с органами власти субъектов на военную службу были призваны 300 тысяч россиян, пребывавших в запасе.
11 января Министерство обороны назначило главу Генерального штаба Валерия Герасимова командующим объединенной группировкой войск специальной военной операции.
Информация CNN о возможности еще одной волны мобилизации в России недостоверна.
Об этом ТАСС заявил Дмитрий Песков, комментируя утверждения американской телекомпании о том, что Владимир Путин якобы рассматривает возможность мобилизации еще 200 тысяч человек.
На вопрос, является ли этот материал CNN настолько же недостоверным, как и появлявшиеся ранее слухи в соцсетях на эту тему, представитель Кремля ответил утвердительно.
Информация о мобилизации с 30 января 2023 на данный момент отсутствует.
Изменение расписания уроков
В обновленном расписании включены предметы, связанные с воспитанием личности.
Особое внимание уделено истории как отдельной теме, и она появится уже в 1-м классе, а в 10 и 11 классах будет введен дополнительный курс «Россия – моя история».
На этих курсах старшеклассники, а также студенты колледжей и техникумов будут еще раз проходить программу по истории страны.
Дополнительно с 1 сентября в школах появятся киноуроки, на которых ученики смогут смотреть и обсуждать документальные и художественные фильмы. В России действует большой проект «Киноуроки», снято 42 фильма для детей разного возраста – для начальной, средней и старшей школы. Главная цель такого курса – сформировать у детей важные качества: отзывчивость, патриотизм, мужество, радость за другого, верность идеалам, бескорыстие, честь и честность.
Андрей Колесников*, политолог
Самый вероятный сценарий — инерционный. То есть примерно то же самое, что происходило в 2022 году, будет происходить в 2023-м.
Глядя из сегодняшнего дня, когда нет вообще никаких признаков того, что возможны мирные переговоры или даже хотя бы консультации, — так вот глядя из сегодняшнего дня, кажется, что в 2023-й не будет годом окончания специальной военной операции.
Тем не менее в любом инерционном сценарии есть разнообразные неожиданности. Таковые присутствовали в течение всех этих месяцев. И менялась и модель взаимоотношений государства и общества. Сначала демобилизация в летние месяцы, когда государство словно говорило гражданам: “Вы не обращайте внимания, профессионалы занимаются, а вы занимайтесь своими делами, только поддерживайте нас, доверяйте нам». Потом неожиданным образом частичная военная мобилизация этот социальный контракт приостановила. Государство потребовало разделения ответственности от граждан — мужского пола прежде всего, но и женского тоже, поскольку мужчины вырываются из семей, из экономики и из детородных процессов в том числе. Это было довольно серьезное изменение инерционного сценария. И ракетная война тоже отдельная совершенно штука. И ядерный шантаж тоже отдельная история, еще не законченная. Все это будет перенесено на следующий год, в том числе страхи новой мобилизации, страхи ядерной войны, страхи закрытия страны.
Что касается экономики, то все те последствия, которые ждали в 2022 году, перенесены на 2023-й. Я думаю, что будет серьезная турбулентность в экономике — не катастрофа никакая, у людей будет возможность и дальше адаптироваться к социально-экономическим проблемам. Но они будут. Они будут более серьезными, скорее всего, чем в 2022 году. Это инерционный сценарий с некоторыми неожиданностями.
Логически рассуждая, нельзя этого исключить [мирных переговоров]. Потому что есть некоторая усталость от в**** у российского населения, есть усталость от в**** с той стороны, есть усталость от в**** в Европе и США. Есть общий интерес начать переговоры. Но нет базы для них. Нет практически ни одного пункта, который не был бы спорным. Потому что [Владимир] Путин готов на переговоры на своих условиях, которые неприемлемы для Украины. Украина готова к переговорам на своих условиях, которые неприемлемы для Путина. Это создает негативный фон для возможных консультаций.
Тут еще одна проблема. Для того, чтобы эти переговоры были, нужно их хотеть. Совершенно очевидно, что ни та, ни другая сторона, зашедшие уже очень глубоко в этом противостоянии, этого не хотят. Украинцы ненавидят русских — это говорят все репортеры, которые бывают в Украине и на разнообразных ее территориях. Они готовы сражаться. Здесь тоже есть в некоторой степени ожесточенность и расчеловечивание противника, которого представляют не как живых людей, а как каких-то монстров. Но и сам Владимир Владимирович [Путин] тоже не хотел бы представлять свое поражение как победу, хотя, возможно, это придется в какой-то момент сделать. Из-за этого нет даже никаких подходов к минимальным консультациям.
Пример такого рода — это срыв переговоров по Договору о стратегических наступательных вооружениях, когда в последний момент российский МИД сказал, что российские дипломаты на переговоры не поедут. А команда давалась не из МИДа, безусловно, это политическое решение — нечего нам садиться за один стол с американцами. Пока у российской стороны не появится другого отношения к тем людям, которые находятся по ту сторону стола переговоров, невозможно установление не то что мира, но какого-то намека на нормальную жизнь.
Что беспокоит еще в будущем году, — будет ли хоть какая-то нормализация жизни. Потому что то, что происходит сейчас, — это ненормальная жизнь: жизнь под санкциями, жизнь в постоянном психологически депрессивном состоянии — и не только у тех, кто не поддерживает Путина, но и среди тех, кто его поддерживает. Получается так, что это тоже фактор следующего года — это усталость от в****, тревожность, которая то возрастает, то падает, но все равно остается неким фоном жизни. Так жить очень-очень тяжело.
Денис Волков, директор «Левада-центра»*
Тут надо начать с настроений самого года, [посмотреть] как они развивались. Начало спецоперации вызвало волну оптимизма, консолидацию вокруг власти. И в принципе пик настроений приходился на лето, когда уже произошла первая адаптация к санкциям, которые тоже некоторый шок вызвали.
Но мобилизация очень пошатнула на какое-то время все настроения, прежде всего, оценки своего личного настроения. К концу года, в общем-то, этот шок прошел, и общество более-менее успокоилось.
Если мы говорим про оценки года, как люди сами для себя его оценивают, они его оценивают похуже, чем прошлый, но не сильно. То есть общественные настроения более-менее успокоились, но самый сильный шок вызвало не начало военных действий, а именно мобилизация. Произошло это потому, что были очень размытые критерии [призыва], и на какой-то миг людям показалось, что попасть под нее может просто любой. Затем как-то она закончилась, критерии немножечко более точные сделали, кто-то бронь получил, кого-то вернули даже. Некоторые указывают, что документа нет о завершении [мобилизации], но для большинства событие это закончилось. Да, может быть что-то будет впереди, но это впереди, не сейчас, а сейчас вроде бы как-то все закончилось. Вот этот провал в настроениях, который был в сентябре-октябре, мы практически полностью отыграли к концу года.
Если посмотрим на оценки года с точки зрения обычного человека, то он, как ни странно, оказался таким средним, больше половины сказали, что для них лично он был удачным, но трудным для страны. Для страны, как вот люди говорят, он [год] труднее, но если сравнивать в динамике, то не труднее, чем ковидный год. Почему так происходит? Во-первых, консолидация начала года и ощущение, что все эти события, которые происходят на Украине, они непосредственно человека скорее не затрагивают. Такая отстраненность от того, что происходит. Единственный момент был, когда объявили мобилизацию, тогда многие посчитали, что вот теперь их это касается напрямую. Но это тоже ушло к концу года.
Если рассматривать базовый сценарий [событий будущего года], то мне кажется, что [нынешнее настроение общества] останется [тем же]. Останутся и высокие оценки власти, потому что здесь мы можем сравнивать с 2014 годом, там на протяжении трех-четырех лет сохранялись довольно высокие оценки власти, «крымский эффект» действовал. Можно ожидать, что будет также. Если бы вы меня спросили еще три месяца назад, у меня было бы больше сомнений, потому что была объявлена мобилизация, которая оценки личного настроения очень сильно уронила. Не так сильно рейтинги власти, но прежде всего личное ощущение. Но они к концу года отрасли обратно.
Что может повлиять? Вторая волна мобилизация. Но я думаю, что ее влияние будет меньше, чем первой, потому что значительное число брони получили, кто-то уехал. Это будет новое испытание, но, мне кажется, оно будет менее травматическое для массового человека. Не для тех, кто будет мобилизован, а именно для массового россиянина.
Второе, что может повлиять, — резкое ухудшение [качества] жизни. Но здесь тоже, скорее всего, базовый сценарий — стабильность, к санкциям более-менее привыкли, к повышению цен, которое было в начале года, адаптировались. То есть, по мере такой адаптации экономики и людей, в общем-то, если не будет резких скачков и новых шоков, то ситуация выглядит довольно устойчивой.
Отношение к военной операции? «Поскольку это меня не касается и пока это меня не касается, делайте что хотите» — это базовое отношение. Другое дело, что по мере развития событий [оно] может меняться (и меняется), хотя последние наши замеры показывают рост фрустрации. Ни за, ни против. По нескольким вопросам растет (не сильно, но заметно) число тех, кто вообще не может определиться в своем отношении. Тут важно, что сильное изменение отношения вызвала мобилизация. Не в плане поддержки, там все довольно устойчиво, потому что она носит символический характер — это мы, это они (они — это, прежде всего, Запад, США, НАТО, а Украина где-то на последнем месте). Но после мобилизации ощутимо выросло количество тех, кто хотел мирных переговоров. Но оно выросло и дальше не растет. Казалось, что начнет нарастать количество тех, кто хочет мирных переговоров, но это сейчас не так. На протяжении последних двух замеров это число стабилизировалось, чуть выросло количество тех, кто считает, что нужно продолжать. И мы слышим такие объяснения — уже начали и теперь только до победы. А те, кто за переговоры, у них тоже примерно одно объяснение доминирует — люди гибнут.
Я думаю, что если количество погибших с российской стороны будет ощутимо нарастать, тогда будет увеличиваться число тех, кто хочет переговоры. Но это все будет зависеть от масштабов. Сейчас [они] почти сравнялись, но преобладает группа за переговоры, но не сильно. Фактически общество расколото пополам по этому вопросу. И в целом, я думаю, что усталость от военных действий будет нарастать. Но пока это довольно медленно происходит.
Мы можем по аналогии посмотреть со второй Чеченской войной. Там пару лет где-то преобладало количество тех, кто говорил, что нужно продолжать. А затем большинство говорило — хватит, переговоры, надо заканчивать. То есть [число людей за переговоры] может нарастать, но это не быстрый процесс, именно за счет вот этого отстранения.
А что касается длительности, то опросы показывают, что большинство на это и настроено, что это будет длительное [событие]. Сначала были разные мнения, многие говорили, что сейчас быстро закончится, хотя большинство так не считало. А с течением времени у нас начало преобладать количество тех, кто говорит — от полугода и дальше. В общем, психологически общество готово к этому.
[Для снижения рейтингов власти] либо должно что-то произойти, либо пройти большее количество времени. Здесь просто сужу по аналогии с 2014 годом. Там тоже, кстати, в конце года был экономический кризис, который не сильно повлиял. Рейтинги начали падать уже в 2015, но это такой очень медленный процесс.
Поэтому я думаю в таком базовом сценарии — медленное падение рейтингов. Но понимаете, падение — это некоторая нормализация, потому что сейчас они чрезвычайно высокие именно в условиях консолидации, международного конфликта, который воспринимается так, что это Запад руками украинцев воюет с Россией. Базовый сценарий — это сохранение высоких оценок.
С 1 сентября учителя шести регионов начнут получать зарплату по-новому
Увеличение оклада за ставку – шаг, которого давно ждут учителя.
Эксперты Общероссийского народного фронта системно работают над этим вопросом: в 2014 году с этой проблемой мы обращались к лидеру ОНФ, президенту России Владимиру Путину. В 2019 году о необходимости доведения минимального базового оклада за ставку хотя бы до МРОТ говорили в ходе Больших парламентских слушаний в Госдуме в 2019 году. Тогда в Республике Калмыкия установленный оклад составлял 7480 рублей, в Пензенской области – 7644 рубля, в Ивановской области – 5065 рублей, в Республике Тыва – 5600 рублей, в Самарской области – от 6595 до 8785 рублей в зависимости от квалификационной категории. В Алтайском крае оклад учителя составлял всего 13% от средней зарплаты.
При этом рекомендации правительства и неоднократно озвученные рекомендации Министерства образования и науки, а затем и Министерства просвещения предписывали, чтобы оклад составлял не менее 70%. В противном случае остаются широкие возможности для манипулирования фондом оплаты труда.
В ходе мониторингов, проводимых ОНФ и фондом «Национальные ресурсы образования», учителя неоднократно отмечали, что реальная зарплата повышается крайне редко. Чаще всего вводится новая доплата и упраздняется старая или увеличивается оклад при сокращении стимулирующей части. Поэтому помимо увеличения оклада необходимо также выстраивать четкую систему стимулирующих выплат.
По результатам нашего последнего мониторинга, проведенного в 2021 году с участием более 2 тысяч учителей, только 25% заявили, что в их школе действует прозрачная система начисления стимулирующих. Ещё 24% получают эти выплаты, но методика расчета им не всегда понятна.
О том, что премии, как правило, платят к праздникам или к концу года, сообщили 12% педагогов. Ещё 33% учителей стимулирующие выплаты не получают: 22% – поскольку в школе объявили, что на это нет средств; по словам 8% опрошенных, их получают только «приближенные к директору»; еще 4% ответили, что их получают не все учителя в школе. Установление единого перечня доплат и выплат стимулирующего характера было бы шагом вперёд для системы образования, особенно при условии привлечения дополнительных бюджетных средств.