Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Авторское право и смежные права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это удивительно, но даже среди юристов можно часто встретить употребление терминов «защита» и «охрана» как тождественных друг другу. Некоторые юридические фирмы, не стесняясь, так и указывают в перечне услуг: «защита и охрана авторских прав» или «защита и охрана интеллектуальной собственности», используя эти слова в разном порядке в качестве взаимных слов-субститутов. И хотя среди учёных нет однозначного мнения о значении этих терминов, считать их равнозначными вряд ли правильно.
Способы защиты авторских прав
Защитить свои авторские права можно. Законом предусмотрено несколько способов. О них мы и поговорим в нашей статье. Но несмотря на защиту авторства государством, эти права нарушаются на каждом шагу. Соответственно, отстаивать свои интересы придется в суде или с помощью правоохранительных органов.
Авторское право — очень сложная категория дел, и с этим сможет справиться только опытный юрист. Самостоятельно, без знаний и судебной практики, вступать в спор с вором не стоит, так как есть большой риск проиграть дело или получить слишком маленькую сумму компенсации.
Однако найти действительно толкового юриста в области авторского права в наше время нелегко. Поэтому мы и создали сервис R.TIGER, где собрали только профессионалов. Здесь вы можете найти себе правоведа за ту цену, которую считаете приемлемой. А мы, в свою очередь, даем гарантию качественно выполненной работы, так как исполнитель получит деньги только по ее завершении.
Ответственность за нарушения и защита авторских и смежных прав
Нарушение авторских прав можно разделить на два вида:
- Плагиат. Нарушение неимущественных прав автора, в том числе права на имя.
- Пиратство (контрафакция). Нарушение имущественных прав автора, которое осуществляется с целью получения коммерческой выгоды без получения на это согласия правообладателя. В отличие от плагиата, при производстве и распространении контрафакта имя автора чаще всего не изменяется. Больше всего пиратству подвержены произведения, получившие известность и являющиеся популярными.
Так, пиратством (контрафакцией) будет считаться ввоз, продажа или сдача в прокат, а также любое другое незаконное использование произведений, которые еще не перешли в народное достояние. Плагиатом же будет считаться «присвоение» авторства на чужие произведения.
Существует несколько способов защиты прав на произведение. В зависимости от специфики нарушения, а также размера ущерба, нарушитель может быть привлечен к административной, гражданской или уголовной ответственности.
Гражданско-правовая защита авторских прав предусматривает возможность требовать от нарушителей:
- восстановления прежнего положения, характерного для периода до нарушения
- признания прав автора или иного правообладателя
- прекращения действий лиц, которые нарушают права автора или создают угрозу такого нарушения
- публикации решения суда о допущенном нарушении
§ 3 Совокупность гражданско-правовых способов как цивилистическая доминанта защиты интеллектуальных авторских прав
В науке гражданского права под способами защиты авторских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя[110].
Иной, более обстоятельной и обоснованной, точки зрения придерживается профессор В. В. Витрянский, отмечающий, что «под способами защиты гражданских прав обычно понимаются предусмотренные законодательством средства, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) компенсация потерь, вызванных нарушением права»[111].
Реализуя гарантированное ст. 44 Конституции РФ право на охрану интеллектуальной собственности, управомоченное лицо – обладатель субъективного авторского права избирает один из способов защиты, поименованных в ст. 12 ГК РФ.
Содержащийся в данной статье перечень способов защиты не является исчерпывающим, поскольку эта статья допускает возможность нормативного установления и иных способов защиты[112]. Следовательно, если в законе будет предусмотрен иной способ защиты права, чем установленный ст. 12 ГК РФ, то при реализации права на защиту субъектом права может быть избран также и способ защиты, указанный в специальной норме соответствующего закона.
Положения ст. 1251, 1252, 1253 и 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о способах защиты нарушенных (оспоренных) интеллектуальных, в т. ч. авторских прав, по отношению к норме ст. 12 ГК РФ как раз и являются в настоящее время такими специальными нормами, служащими нормативной базой цивилистической доминанты защиты данных прав.
Гражданско-правовые способы защиты авторских прав являются определяющими и преобладающими (доминирующими) по сравнению с публично-правовыми (административными, в т. ч. таможенными, и уголовно-правовыми) способами, а также приемами неюрисдикционных форм защиты данных прав. И до принятия ч. 4 ГК РФ и в настоявшее время в юридической литературе нередко отмечалось, что уголовная ответственность (ст. 146 УК РФ) носит скорее превентивный нежели реальный характер[113]. В этой связи целесообразно ввести в научный оборот оригинальный (новый), необычный и запоминающийся термин, означающий преобладание (превалирование) в доктрине и правоприменительной практике гражданско-правовых (в сопоставлении с публично-правовыми) способов защиты данных прав. Это предполагает введение данного термина в научный оборот, но не в законодательство.
Гражданско-правовые способы защиты авторских прав в рамках гражданского законодательства должны избираться в соответствии со ст. 12, 1251, 1252, 1253 и 1301 ГК РФ с «учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права» (п. 1 ст. 1250 ГК РФ). При этом согласно п. 1 ст. 1248 ГК РФ «споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом (п. 1 ст. 11 ГК РФ)».
Круг способов защиты личных неимущественных и исключительного (имущественного) авторских прав не совпадает. Так, защита личных неимущественных прав автора по смыслу п. 1 ст. 1251 ГК РФ «осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении».
Что касается защиты исключительного (имущественного) права, то в силу ст. 1252 ГК РФ она осуществляется, в частности, путем предъявления какого-либо из следующих требований: о признании права; пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещении убытков или уплаты компенсации; изъятии материального носителя; публикации решения суда. Иначе говоря, при нарушении как личных неимущественных, так и исключительного (имущественного) прав в качестве способов защиты, несмотря на несовпадение их видов, могут быть избраны некоторые одинаковые способы, такие как признание права, публикация решения суда и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения[114].
По мнению профессора А. П. Сергеева, потребность в применении такого способа защиты, как признание авторского права, возникает тогда, когда наличие у лица данного права подвергается сомнению, авторские права отрицаются или имеется реальная угроза таких действий. Неопределнность существования авторского права приводит к невозможности его использования[115].
Данную точку зрения разделяют И. В. Свечникова[116] и профессор И. А. Зенин, указывающий, что «требование о признании права предъявляется к лицу, отрицающему или иным образом не признающему исключительное (имущественное) право его обладателя и тем самым нарушающему интересы последнего»[117].
На практике признание как способ защиты права зачастую используется в сочетании с другими способами, предусмотренными ст. 12, 1251 и 1252 ГК РФ. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, как способ защиты применяется в случае, когда нарушенное или оспоренное авторское право может быть воссоздано путем устранения последствий его нарушения, например путем изъятия из гражданского оборота контрафактных объектов авторского права[118]. Возможна и ситуация, когда за изданное произведение гонорар выплачен автору, но произведение не обозначено именем автора или подвергнуто изменениям, снабжено иллюстрациями. В рассмотренных случаях автор вправе требовать совершения действий, необходимых для восстановления его нарушенных прав. Такими действиями могут быть: внесение исправлений, запрещение выпуска произведения в свет[119].
При этом, по обоснованному мнению Н. И. Федоскиной, «когда охраняемый объект стал доступен неопределенному кругу лиц, восстановить прежнее положение в полном объеме невозможно. Однако такое восстановление может быть осуществлено, если этого еще не произошло, например, путем изъятия и уничтожения всего объема изготовленных с нарушением авторских прав материальных носителей до начала их реализации»[120].
Ст. 12 ГК РФ фактически объединяет такие способы защиты, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В этой связи справедливо утверждение, что «это объединение не случайно, поскольку данные меры защиты взаимосвязаны. Если права нарушены, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, влечет прекращение нарушающих право действий. Пресечение нарушения также может восстановить существовавшее до нарушения права положение»[121]. При этом к нарушителю личных неимущественных прав авторов может быть предъявлено требование о прекращении использования имени автора[122].
Требование о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, адресуются лицу, совершающему действия по нарушению исключительного права или осуществляющему необходимые приготовления к таким действиям[123]. Данный способ защиты на практике используется довольно часто и применятся в сочетании с другими способами или самостоятельно[124].
Охрана авторских прав, защита авторских прав: терминология
Термин «охрана авторских прав» можно определить, как создание и реализацию комплекса превентивных мер, нормативно закрепленных и направленных на соблюдение прав авторов.
Цель охраны права состоит в сохранении текущего статуса, пресечении нарушений.
В то же время термин «защита авторских прав» — это понятие, связанное с активизацией механизмы восстановления или подтверждения интеллектуальных прав в ситуации их нарушения или иного противоправного посягательства. Защита – есть ответная мера правообладателя.
Таким образом, понятия «охрана» и «защита» авторских прав взаимосвязаны, взаимозависимы, но являются отдельными правовыми институтами, имеющими самостоятельное нормативное закрепление, субъектный состав и механизмы реализации.
Понятие защиты, субъекты права на защиту, формы и способы защиты интеллектуальных авторских прав
Статья 1259 ГК РФ содержит довольно обширный, но не исчерпывающий перечень объектов авторских прав, поскольку подобный перечень предусмотреть и даже спрогнозировать попросту невозможно. Это объясняется тем, что с развитием науки, техники, информационных и иных технологий могут создаваться новые объекты авторских прав. Применительно к этому еще в советское время А.И. Ваксберг утверждал, что «ввиду появления новых форм авторского творчества было бы желательно не давать подробного перечня объектов авторского права… Наличие исчерпывающего перечня означало бы, что авторы произведений, не вошедших в этот перечень, лишены правовой охраны»59. Внешне иной, но в конечном счете аналогичной по сути точки зрения придерживался профессор О.С. Иоффе, полагавший, что «если бы закон закреплял исчерпывающий перечень охраняемых им авторских произведений, создание произведений новых видов осталось бы вне юридической охраны»60. Разделяя в целом подобные мнения, следует отметить, что конкретизированный перечень охраняемых объектов авторского права, определенный статьей 1259 ГК РФ, бесполезен с точки зрения правовой охраны. И в этой связи не случайно, что, например, в соответствии с пунктом «a» 102 Закона об авторском праве США авторско-правовой охране подлежат авторские произведения, зафиксированные не только в любой уже известной осязаемой форме, но и в той форме, которая будет открыта впоследствии.
Перечень охраняемых объектов авторских прав, аналогичный содержащемуся в статье 1259 ГК РФ, предусмотрен не только в пункте «a» статьи 102 Закона США об авторском праве, но и в пункте viii статьи 2. Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности61, а также в законодательстве Великобритании, Германии, Италии, Франции, Швейцарии, в том числе в статье 3 французского Закона № 57-298 от 11.03.1957 об охране литературной и художественной собственности, вошедшего в 1993 г. в Кодекс интеллектуальной собственности, в статье10 (1) Закона Японии № 48 от 06.05.1970, и в британском Законе об авторском праве, промышленных образцах и патентах (CDPA), вступившем в действие с 01.08.198962.
Таким образом, по действующему законодательству как России, так и зарубежных стран к объектам авторских прав относится весьма широкий круг произведений науки, литературы и искусства. Тем более, если учитывать, что, к примеру, только к литературным произведениям можно отнести романы, детективы, фантастику, повести, стихи, статьи, научные рецензии, тексты песен к музыкальным произведениям, опубликованные и неопубликованные речи.
В этой связи представляет интерес вопрос о юридической природе авторских прав на частные письма, дневники, заметки. Можно ли отнести их к объектам авторских прав и защищать права на них традиционными гражданско-правовыми способами? Профессор М.В. Гордон, отвечая на этот вопрос, писал, что закон «не упоминает в качестве объектов авторского права частные письма и дневники. Думается, что для исключения их из числа объектов авторских прав нет оснований».
Внешне иной, но в конечном счете сходной по сути точки зрения придерживались и профессора Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц. По их мнению, «вопрос об опубликовании писем не является вопросом авторского права в собственном смысле слова, но тесно связан с проблемами авторского права. Это не вопрос авторского права, так как письмо не всегда является результатом творческого труда, произведением в том смысле, какой придают этому слову законы об авторском праве. Очень часто письма ученого, писателя, художника являются лишь сообщениями о событиях личной жизни, мыслями и суждениями, предназначенными к доведению их до сознания только адресата писем и ему доверительно сообщаемыми. Опубликование таких писем есть всегда вторжение в «интимную сферу» их автора, а часто и адресата письма. В то же время во многих письмах личные моменты перемежаются с изложением мыслей, представляющих большой общественный интерес. Кроме того, общество заинтересовано и в ознакомлении со многими чертами личной жизни общественных деятелей, в частности, деятелей науки, литературы, искусства. Иногда такое ознакомление далеко не безразлично для правильной оценки личности политического деятеля, иногда оно полезно для правильного понимания отдельных литературных произведений. Ввиду сказанного вопрос о правовых основах опубликования писем представляется сложным. Понятно, что при жизни автора письма адресат не вправе опубликовать его без согласия автора, а автор без согласия адресата. После же смерти автора право на опубликование писем должно осуществляться его наследниками не иначе, как с согласия адресата или наследников последнего, и притом под контролем тех же государственных учреждений, которые призваны контролировать осуществление авторского права наследниками автора»64. На наш взгляд, наиболее убедительной является позиция профессора Л.О. Красавчиковой, полагающей, что «отдельные письма (дневники, заметки и т.п.) тех или иных отправителей (лиц, ведущих дневники, делающих заметки) могут достигнуть уровня требований, предъявляемых к произведениям литературы и, соответственно, стать объектом авторского права»65. К сказанному следует добавить, что если частные письма, дневники и заметки являются результатом творческого труда в том смысле, какой придает этому труду часть четвертая ГК РФ, то они, на наш взгляд, вполне могут достигнуть уровня требований, предъявляемых к произведениям науки, литературы и искусства, и права на них должны защищаться гражданско-правовыми способами, традиционно используемыми для защиты авторских прав.
К объектам авторских прав могут относиться фотографические, аудиовизуальные и составные произведения, а к произведениям искусства — не только традиционные картины или рисунки, но даже макияж как лицевой грим, запечатленный в образе на фотографии, если этот макияж создан в результате творческой деятельности. Признание макияжа одним из объектов авторских прав обусловлено тем, что он является результатом самостоятельного творческого труда (пункт 1 статьи 1228 и статья 1257 ГК РФ). Эта трактовка нашла подтверждение в материалах судебной практики66. Указанный объект охраняется авторским правом, а права его создателя защищаются гражданско-правовыми способами.
Ответственность за нарушение авторских прав
Закон охраняет интеллектуальную собственность и одним из способов ее охраны является ответственность за нарушение авторских прав. Которую законодатель не только устанавливает, но предоставляет возможность реализовать соответствующие нормы правоприменительным органам.
Теория права выделяет виды ответственности. И ответственность за нарушение авторских прав не стала исключением – это административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. При создании служебных произведений работодатель может также использовать дисциплинарную ответственность. Но это – сугубо институт гражданского права. И при нарушении авторских прав создателя такого произведения, применяются общие правила защиты авторских прав.
Кстати, закон устанавливает также ответственность за нарушение исключительного права. В зависимости от объекта авторских прав и авторского договора такое право может принадлежать не автору. Но закон поддерживает законного правообладателя и предоставляет ему ряд гарантий. Устанавливая, в том числе, ответственность за его нарушение.
Уголовная ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена статьей 146 Уголовного кодекса РФ. Преступлением признается:
- Плагиат, т.е. присвоение авторства, причинившее автору крупный ущерб. Это преступление выражается в нарушении личного неимущественного прав автора на имя, когда лицо выдает себя за автора чужого произведения, выпускает произведение под своим именем или не указывает имени своего соавтора. Поэтому советую Вам прочесть статью о том, кто признается соавтором произведения. Санкция за плагиат влечет штраф, либо обязательные работы, либо исправительные работы на срок до 1 года.
- Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а также приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров в целях сбыта, если деяние совершено в крупном размере. Крупным признается размер, превышающий 100 000 рублей. Совершение указанных действий в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей), группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или с использованием служебного положения влечет уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на срок 6 лет.
Интеллектуальная деятельность человека проявлялась и в глубокой древности. Однако ее правовое регулирование не вызывало какой либо нужды. Только тогда, когда возникли определенные столкновения интересов по поводу результатов интеллектуальной деятельности, встал вопрос о закреплении права человека на результаты такой деятельности. Право интеллектуальной собственности формируется вследствие развития интеллектуальной деятельности и необходимости правовой ее регламентации.
Возникновение первых и до сих пор сохраняющих важное значение институтов права интеллектуальной собственности, таких как авторское и патентное право, обусловлено развитием массового «товарного производства» в духовной сфере.
Наиболее древним институтом права интеллектуальной собственности является авторское право. Первые идеи об авторском праве возникли уже тогда, когда оформилось в самостоятельную деятельность само духовное творчество. Например, заимствование чужого произведения, а также его искажение осуждались еще во времена Античности. В Древней Греции существовало положение, по которому рукописи получивших признание трагедий должны были храниться в официальном архиве, чтобы можно было проконтролировать неприкосновенность текста при постановке пьес.
Первым в истории законом об авторском праве стал принятый в 1710 г. в Англии «Статут королевы Анны», закрепивший личное право на охрану опубликованного произведения. Прообразом современных патентных законов стал также принятый в Англии «Статут Якова I» (или Статут о монополиях) 1624 г. Данным статутом было установлено важное правило: королевская власть не может выдавать никаких патентов, кроме патентов на изобретения.
Международное право интеллектуальной собственности начинает складываться с конца ХIХ в. Были приняты акты, регулирующие право интеллектуальной собственности в отношениях между разными государствами (Парижская, Бернская, Женевская конвенции).
В России право интеллектуальной собственности складывается несколько позже, чем в других странах. В 1911 г. было принято «Положение об авторском праве», регламентировавшее права авторов произведений на основе лучших образцов западноевропейских законодательств того времени. В 1917 г. был принят Декрет ЦИК «О государственном издательстве», которым вводилось разрешение объявлять государственную монополию сроком не более чем на 5 лет на сочинения, подлежащие изданию. После присоединения СССР (России) к международным актам (1965 г., 1973 г., 1995 г.) право интеллектуальной собственности стало соответствовать нормам международного права.
Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это значит, что правовая система РФ включает в себя не только внутреннее законодательство, но и международное право, которое применяется наряду с российским. Кроме того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Отсюда следует, что при конкуренции норм международного и российского права применяется международное право. Для того чтобы применять на территории РФ нормы международных актов, необходимо произвести процедуру ратификации международного акта или присоединиться к международному договору.
Систему международных актов, входящих в правовую систему РФ, составляют:
1) Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (для СССР и затем для России Конвенция вступила в силу с 1июля 1965 г.);
2) Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (вступила в силу в 1968 г.);
3) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (действует на территории РФ с 1995 г.);
4) Договор о патентной кооперации 1970 г. (вступил в силу для СССР в 1978 г.);
5) Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г. (Россия совместно с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной; вступило в силу в том же году);
6) Евразийская патентная конвенция 1994 г. (страны бывшего СССР, вступил в силу в 1995 г.);
7) Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г. (вступил в силу для СССР в 1973 г.);
8) Конвенция об охране интересов производителей фонограмм 1971 г. (действует на территории РФ с 1995 г.);
9) Международная конвенция по охране новых сортов растений 1961 г. (Россия присоединилась в 1997 г.);
10) Международная (Римская) конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (вступила в силу в 2003 г.).
Понятие и правовая природа гражданско правовой защиты авторских прав
1 января 2008 года в силу вступила 4 часть Гражданского кодекса Российской Федерации «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Она состоит из 9 глав, последовательно рассматривающих интеллектуальные права в целом и права на конкретные виды интеллектуальной собственности:
- авторское право;
- смежные права;
- патентное право;
- право на селекционное достижение;
- право на топологии интегральных микросхем;
- право на секреты производства;
- право на средства индивидуализации;
- право на технологию.
Защита авторских прав в России осуществляется также с помощью Уголовного кодекса (статьи 146 и 180) и Кодекса об административных правонарушениях (статья 7.12).
Российское законодательство предельно четко определяет те сроки, на протяжении которых действуют личные неимущественные и исключительные права автора. Деление на эти две категории — имущественных и неимущественных прав — здесь принципиально, поскольку неимущественные права автора не имеют срока — они бессрочные и неотчуждаемые. К таким правам относятся:
- право признаваться автором произведения;
- право обнародовать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно.
В первую очередь следует отметить, что ныне действующий Гражданский кодекс обеспечивает высокую степень защиты интеллектуальных прав. Например, оговаривая, что первоначально авторские права возникают у автора, который может частично передать их другим лицам. Еще один пример — право на служебные произведения, которое стало тоже принадлежать автору. В целях защиты интеллектуальных, в том числе авторских прав, было разработано несколько механизмов, в том числе возможность для правообладателя направлять претензию в адрес ресурса в сети Интернет (или других информационно-телекоммуникационных сетях), на котором без разрешения размещена его интеллектуальная собственность. В течение 24 часов с момента получения заявления администрация или владелец ресурса обязаны удалить контент, размещенный с нарушением авторских прав, или направить заявителю уведомление об уточнении указанных в заявлении сведений. Такое уведомление может быть направлено однократно.
«Незнание не освобождает от ответственности» — это утверждение в полной мере касается и вопросов авторского права. То есть, если вы не знаете, кому именно принадлежит тот или иной объект творчества, или вообще ничего не знаете об интеллектуальной собственности, вы все равно будете нести ответственность, если нарушите авторские права.
Авторское право на то или иное произведение возникает автоматически при его создании. Это право относится не только ко всему творению в целом, но и к его отдельным частям и названию. Все права на результат интеллектуальной собственности принадлежат только создателю. При этом возникает две формы права:
- исключительное право (имущественное);
- неимущественные права – право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения, право авторства и т.д.
В зависимости от того, какая категория авторского права нарушена, существуют различные механизмы его защиты.
Защита исключительных прав предполагает следующие меры воздействия на нарушителя:
- признание права законного правообладателя;
- пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
- изъятие у злоумышленников материального носителя;
- возмещение материального ущерба;
- публикация судебного решения по делу.
Защита личных неимущественных прав сводится именно к прекращению действий, способствующих нарушению авторского права, а также к компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшей стороне. При этом, как и в некоторых других ситуациях, добиться справедливости автор может как используя внесудебные процедуры, так и подав исковое заявление в суд.
Законом установлено, что исключительное право автора на плоды своего творчества и интеллектуального труда возникает уже по факту его создания и не требует дополнительного подтверждения.
Однако на практике стало очевидно, что оставив произведение без минимального оформления или регистрации, вероятность столкнуться с плагиатом или незаконным использованием повышается в разы.
Защита прав авторов произведений
Автор произведения – это гражданин, творческим трудом которого оно создано. Такое определение дано в статье 1257 Гражданского кодекса РФ. Выделим ряд признаков:
- Субъектами авторского права являются только физические лица. Это представляется вполне логичным, поскольку юридические лица априори лишены интеллекта как мыслительной способности, а значит, не могут сами создавать результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и произведения. Хотя в СССР была практика, когда авторами кинофильмов были кинокомпании, а не отдельные граждане.
- Автор должен приложить именно творческий труд. Понятия «творческий характер» мы уже касались в статье об объектах. Напомним: творческий характер означает, что объект приобретает какие-либо особенности и художественную окраску. Следовательно, автор должен осуществить только такую деятельность, результатом которой будет являться объект, носящий творческий характер.
- В результате деятельности должен быть создан конкретный объект (произведение или программа для ЭВМ). Более подробно об этом см. статью об объектах.
Автором может быть гражданин любого возраста. Следовательно, даже ребенок пяти лет, написавший какой-либо рассказ или очерк, приобретает личные неимущественные права и исключительное право. Другой вопрос в том, что осуществлять их и распоряжаться ими он сможет только по достижению возраста, с которым связано наступление дееспособности. Такой возраст может составлять:
- От шести до четырнадцати лет. Однако для этого требуется согласие родителей (усыновителей, опекунов).
- С четырнадцати лет. В этом случае согласно подп. 2 п. 2 ст. 26 ГК РФ лица уже могут самостоятельно осуществлять такие права.
Обратим внимание, что в российском авторском праве действует так называемая презумпция авторства: автором считается лицо, которое указано на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.
К примеру, недобросовестный писатель указал свое имя на чужом произведении, и подлинный автор может опровергнуть это только через суд, поскольку на обложке книги указано другое лицо и действует эта презумпция.
1) использование знака копирайт (1271, 1305 ГК);
2) технические (тех устройство, ограничивающие действия в отношении произведения);
3) размещение информации об авторском праве (о порядке использования, о запрете использования и т.д. 1300, 1310 ГК РФ).
Оперативного воздействия — меры, которые носят юридический характер. Применимы только к отношениям, связанным с заключением договоров. Например, односторонний отказ от договора.
В качестве мер государственно-принудительного характера могут выступать либо меры ответственности, либо меры защиты. Меры ответственности представляют собой санкции к правонарушителю, другими словами, представляют собой возложение на правонарушителя дополнительных имущественных обременений. применяют уполномоченные органы (суды в т.ч. третейские). Нужно активное поведение лица.
1) Признание права (мера защиты, ст. 12, п. 1 ст. 1252 ГК РФ) — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя. Часто встречающийся способ в случае нарушения права авторства. В частности в случае присвоения авторства (плагиата). Признание права как способ защиты играет важную роль, поскольку с признанием права авторства связан вопрос о признании за данным лицом других авторских или смежных прав.
2) Восстановление положения, существовавшего до нарушения права (мера защиты, ст. 12 ГК РФ) Ст. 49 Закона «Об авторском праве и смежных правах» действовавшего до 4 части ГК РФ. По действовавшему законодательству в ст. 12 ГК РФ. В области авторского права и смежных прав восстановление прежнего положения возможно далеко не всегда, эта мера защиты в некоторых случаях все же может быть применена (уничтожение экземпляров, проставление на экземплярах имен создателей и т.п.).
- Как узнать, почему отказали в ипотеке
- Оценка имущества при разделе супругами
- Ипотека в силу закона: понятие, условия возникновения
- Образец досудебной претензии по покупке из Яндекс.Маркет
- Шаблон ходатайства о прекращении производства по делу
Право интеллектуальной собственности
Являясь важнейшим институтом интеллектуального права, авторское право выполняет ряд значимых функций:
- Содействие в формировании культурного уровня общества. Произведения оказывает огромное влияние на культурное сознание населения, а авторское право – главный регулятор общественных отношений в этой сфере. Отдельные произведения выводят культуру на новый уровень («Преступление и наказание», «Бесы» Ф.М. Достоевского).
- Возможность получения авторами доходов с результатов их творческой деятельности. В связи с наличием исключительного права, они в течение своей жизни могут любым образом извлекать прибыль из своих произведений: например, предоставлять возможность другим лицам возмездно использовать их, публиковать и т.д. Это в свою очередь стимулирует авторов к дальнейшей интеллектуальной деятельности.
- Осуществление баланса между интересами авторов (правообладателей) и обществом. Хотя на объекты авторского права действует режим исключительных прав, однако в ряде случаев (см. статьи 1273-1278 ГК РФ) допускается использование их без разрешения автора и без выплаты ему вознаграждения.
Пользоваться своими и чужими произведениями в России разрешается согласно требованиям законодательства. Знание того, что относится к авторским правам, помогает сориентироваться в этом вопросе.
Кроме того, важно помнить, что один и тот же объект творческого труда может быть предметом приложения норм не только авторского, но и других институтов права. Тогда требуется принимать во внимание требования правового режима — в отношении как произведений, так и других юридических объектов.
Особенно важно точно придерживаться закона, когда произведения используются, чтобы получать прибыль. Поэтому, прежде чем опубликовать у себя на сайте, баннере или флаере чужое фото, разместить в рекламном объявлении чужой текст, стоит задуматься, не нарушите ли вы тем самым чьи-либо права.
Авторское право в объективном смысле — совокупность норм гражданского права (гражданско-правовой институт), регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.
Авторское право в субъективном смысле — это субъективное право автора или иного правообладателя по использованию произведения науки, литературы или искусства.
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства при условии, что они:
- являются результатом творческой деятельности;
- существуют в какой-либо объективной форме.