Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «код типа контрагента по классификатору институциональных единиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. К их числу обычно относят секторы предприятий, домашних хозяйств, государственных учреждений, а также внешний сектор. Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.
Приказ Минфина РФ от 29.11.2017 N 209Н
Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.
Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.
Сектор государственных учреждений – совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.
Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т. е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.
Внешний сектор – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т. е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.
По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяют рыночный и нерыночный секторы.
Рыночный сектор охватывает производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.
Нерыночный сектор – производство продуктов и услуг, предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые не влияют на спрос.
Нефинансовые активы – это вся совокупность объектов определенного предприятия, организации, частной фирмы, бюджетного учреждения, которые относятся к имущественной категории и призваны помогать получать прибыль. Таким образом, становится понятно, что они связаны с процессом производства – являются его неотъемлемой частью. Именно поэтому они должны участвовать в бухгалтерском бюджетном учете.
Рассматривая структуру, можно выделить следующие виды:
- Первая категория – это произведенные ресурсы. Для того чтобы воспользоваться ими, индивидуальный предприниматель должен приложить определенные усилия для их получения. К ним относятся – все сооружения и недвижимость в распоряжении собственника (жилая и нежилая); машины и оборудование для производства и оказания услуг; живые организмы, выращивание которых необходимо для производства; любое программное обеспечение и прописанные коды для функционирования оборудования и совершения определенных действий в производственном цикле; произведения искусства; процесс разведки полезных ископаемых и все, что привлекается для получения этого результата; все запасы, которые используются для производства или оказания услуг; любые объекты, представляющие ценности для предприятия.
- Непроизведенные нефинансовые активы включают в себя – землю независимо от ее площади; недра и полезные ископаемые; любые биологические ресурсы, которые используются для получения выгоды; водные ресурсы с учетом ограничений по законодательству; патентные документы, которые помогают запустить производство и наладить выпуск той или иной продукции; репутация организации, включая бренд, слоган, девиз. А также ряд других нефинансовых активов у организаций как государственного, так и частного сектора, включая часть имущества казны, на которую они могут рассчитывать в ходе участия в различных грантовых программах.
Прежде, чем проводить комиссии по инвентаризации и анализировать необходимость в поступлении нефинансовых активов, следует четко представлять себе структуру, списки и обязательства по степени ликвидности. Они разделяются на:
- Быстрореализуемые денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
- Медленно реализуемые активы в форме запасов.
- Средние по длительности, так называемые дебиторские задолженности. Сюда же относятся и труднореализуемые активы во внеоборотной форме.
- Второй раздел — это пассивы, в которых стоит выделить срочные обязательства перед кредиторами: краткосрочные обязательства, долгосрочные обязательства, постоянные пассивы в фиксированном виде.
Учитывая эту особенность можно грамотно распределить финансы и совершить правильные вложения.
Назначение финансов государственного сектора экономики обусловлено основными функциями финансов, которыми являются:
- распределительная (формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, перераспределение финансовых ресурсов между материальной и нематериальной сферами, обеспечения непрерывного процесса производства, материального стимулирования работников);
- обеспечительная (обеспечение структурных экономических реформ, кругооборота внеоборотных и оборотных активов, поддержка стратегических и приоритетных отраслей экономики, обеспечения социальных гарантий населения)
- контрольная (контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов).
Выполнения возложенных на финансы государственного сектора функций, связанное с формированием финансовых ресурсов государства и выполнением ею обязательств социально-экономического направления.
Система финансовых отношений субъектов государственного сектора экономики, включает в себя те же финансовые отношения, и финансы любого предприятия, поскольку характер и направления хозяйственной и финансовой деятельности не зависят от формы собственности. Объектом финансовых отношений государственных предприятий, как и предприятий других форм собственности, являются процессы распределения стоимости валовой продукции, а именно – дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Инструментом финансовых отношений являются денежные средства. Сферы финансовых отношений государственных предприятий имеют два уровня: внутренние и внешние финансовые отношения.
Внутренние финансовые отношения субъектов государственного сектора имеют преимущественно распределительный характер и включают: финансовые отношения по поводу формирования уставного капитала, которые могут возникать как с государством, так и с негосударственными учредителями (собственниками) финансовые отношения, связанные с образованием и распределением первичных денежных доходов (выручки, прибыли, денежных фондов); финансовые отношения по поводу формирования и использования амортизационных отчислений.
Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…
Под финансовыми активами (ФА) понимаются права организации на доходы от функционирования реальных активов. Инвестиционные вклады в ФА предоставляют учреждению возможность дальнейшего получения прибыли от приобретенных за счет инвестиций реальных ресурсов.
К финансовым активам относятся следующие категории:
- наличные и безналичные денежные средства;
- акции и иные ценные бумаги;
- дебиторская задолженность;
- различные финансовые вложения;
- расчетные документы в пути и проч.
Оценка финансовых активов — это определение величины денежных ресурсов, в которую могут быть переведены ФА. Оценка проводится для мониторинга текущего материального состояния и уровня платежеспособности организации.
Оценка проводится в несколько этапов:
- Исчисление установленного и ожидаемого денежных потоков, анализ вероятности получения организацией определенных материальных средств.
- Выявление надлежащей процентной ставки дисконтирования потока.
- Вычисление фактической стоимости ФА.
Понятие нефинансового актива относится к категории бухгалтерской терминологии. Оно не используется в других сферах функционирования компании и в других областях. Простыми словами, нефинансовый актив интерпретируется как материальный или нематериальный ресурс, который находится в распоряжении субъекта хозяйствования более одного года и может стать источником получения в текущем времени или в будущем периоде финансовой выгоды. Основными его признаками являются:
- нахождение в собственности субъекта предпринимательства;
- использование объекта;
- получение прибыли, которая может быть выражена в денежном эквиваленте.
К категории таких объектов не относятся ресурсы, которые при соответствующих описанию параметрах не могут принести прибыль. Пока собственность не станет ее источником, она не может быть отнесена к категории активов. Доход может быть получен субъектом в результате владения объектами, распоряжения ими или пользованием.
Отличие нефинансовых от финансовых активов заключается в невозможности свободного обращения первых между несколькими предпринимательскими субъектами. На момент получения прибыли объекты должны находиться в собственности предприятия. При их продаже они вносятся покупателем в свой список аналогичных объектов и удаляются из списка продавца. Активы, имеющие нефинансовый характер, классифицируются по источнику возникновения. Они могут быть производственными или непроизводственными.
- драгметаллы, камни, которые предприятие не использует в качестве ресурсов в производственных целях;
- произведения искусства, антиквариат;
- ценности, которые не входят в другие категории, – ювелирные изделия, изготовленные из драгметалла и камней.
Непроизведенные имущественные объекты представляют собой виды активов, чье происхождение не связано с процессом производства. Они могут быть материальными и нематериальными.
Рассматривая структуру, можно выделить следующие виды:
- Первая категория – это произведенные ресурсы. Для того чтобы воспользоваться ими, индивидуальный предприниматель должен приложить определенные усилия для их получения. К ним относятся – все сооружения и недвижимость в распоряжении собственника (жилая и нежилая); машины и оборудование для производства и оказания услуг; живые организмы, выращивание которых необходимо для производства; любое программное обеспечение и прописанные коды для функционирования оборудования и совершения определенных действий в производственном цикле; произведения искусства; процесс разведки полезных ископаемых и все, что привлекается для получения этого результата; все запасы, которые используются для производства или оказания услуг; любые объекты, представляющие ценности для предприятия.
- Непроизведенные нефинансовые активы включают в себя – землю независимо от ее площади; недра и полезные ископаемые; любые биологические ресурсы, которые используются для получения выгоды; водные ресурсы с учетом ограничений по законодательству; патентные документы, которые помогают запустить производство и наладить выпуск той или иной продукции; репутация организации, включая бренд, слоган, девиз. А также ряд других нефинансовых активов у организаций как государственного, так и частного сектора, включая часть имущества казны, на которую они могут рассчитывать в ходе участия в различных грантовых программах.
Приказ Минфина РФ от 29.11.2017 N 209Н
Первый элемент кода счета бюджетного учета, отражаемый в разрядах 1–17, устанавливается законодательно. Бухгалтерия бюджетной организации в общем случае не использует данный код: в рабочих планах счетов учета в соответствующих разрядах указываются нули или же ничего не указывается. В журнале операций данный код, как правило, не отражается вовсе.
О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.
Список синтетических счетов по нефинансовым активам в бюджетном учете – это сведения, которые содержатся в разделе «Нефинансовые активы» приложения 2 к приказу № 157н.
Данные счета в разрядах с 19-го по 23-й представлены следующими основными элементами:
- код объекта учета (разряды 19, 20, 21 — например, основные средства с кодом 101);
- код группы (разряд 22 — например, недвижимость с кодом 1, движимое имущество с кодом 3);
- код вида имущества (разряд 23 — например, жилым помещениям соответствует код 1, нежилым помещениям — 2, движимым машинам и оборудованию — 4).
Например, транзакции по основным средствам, являющимся недвижимостью и относящимся к жилым помещениям, фиксируются с использованием синтетического счета 10111. Если ОС представлены машинами и оборудованием, то операции по ним отражаются в журнале с использованием синтетического счета 10134.
Подробнее об учете основных средств читайте в статье «Бюджетный учет основных средств в 2020 — 2021 годах (нюансы)».
Еще один элемент кода счета бюджетного учета — код операции с объектом соответствующего учета в госуправлении, или КОСГУ. Он трехзначный.
При транзакциях с НФА его 2-й и 3-й разряды (то есть 25-й и 26-й разряды счета по единому плану) могут соответствовать цифрам:
- 10 — если учитывается объект основных средств;
- 20 — если учитываются нематериальные активы;
- 30 — если учитываются непроизведенные активы;
- 40 — если учитываются материальные запасы.
Разряд 24 счета по единому плану при транзакциях с нефинансовыми активами может соответствовать цифрам 3 или 4, если, соответственно, фиксируется прибытие или выбытие активов.
Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.
Использование |
Сумма |
Ресурсы |
Сумма |
1 |
2 |
3 |
4 |
6. Доходы от собствен., |
4 048 221 |
1. Валовая прибыль (ВП) |
7 744 094 |
7. Сальдо первичных |
19 528 815 |
2. Оплата труда наемных |
9 465 004 |
3. Налоги на |
4 302 274 |
||
4. Субсидии на |
0 |
||
5. Доходы от |
2 065 664 |
||
Баланс |
23 577 036 |
Баланс |
23 577 036 |
Какие контрагенты относятся к участникам бюджетного процесса?
В соответствии с п. 13.5.1, 13.6.1, 15.3.1, 16.3.1 Порядка № 209н, разд. I «Общие положения» Письма Минфина России № 02-08-10/109210 к участникам бюджетного процесса относятся:
-
ГРБС, РБС, ПБС;
-
государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, наделенные полномочиями по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;
-
иные ПБС, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета;
-
ГАДБ, АДБ;
-
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
-
органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов.
Какие контрагенты относятся к наднациональным организациям и правительствам иностранных государств?
Согласно разд. I «Общие положения» Письма Минфина России № 02-08-10/109210 в целях применения положений Порядка № 209н наднациональными организациями признаются организации, созданные для обеспечения общих потребностей нескольких государств, наделенные нормоустановительными, исполнительными, контрольными правомочиями, которые имеют воздействие на государства и частных лиц.
Наднациональные организации наделены полномочиями принимать решения, издавать правила, исполнять решения, обязательные для государств-членов. К таким организациям относятся:
-
Организация Объединенных Наций (ООН);
-
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
-
Экономический и Социальный Совет ООН;
-
Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК);
-
Международный олимпийский комитет (МОК);
-
Всемирный банк (ВБ);
-
Международный валютный фонд (МВФ);
-
Европейский центральный банк (ЕЦБ);
-
Международный суд ООН;
-
Европейский суд по правам человека;
-
Суд Европейского союза.
Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…
Действующие нормативные правовые акты не устанавливают детальный порядок организации бухгалтерского учета при приеме-передаче нефинансовых активов между организациями государственного сектора. Поэтому на практике подобные операции вызывают множество вопросов и проблем.
Рассмотрим варианты решений, которые может принять учреждение, исходя из условий, на которых передается имущество.
Безвозмездное поступление
Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений операций по безвозмездному поступлению нефинансовых активов от различных организаций госсектора зависит исключительно от категории поступающего имущества.
Стоимость нефинансовых активов, которыми учреждения не вправе распоряжаться самостоятельно (недвижимого и особо ценного движимого имущества), относится в кредит счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем». При поступлении иного имущества его стоимость учитывается как увеличение финансового результата по кредиту счета 4(2) 401 10 180 «Прочие доходы». Если по поступающим объектам начислялась амортизация, соответствующие суммы должны быть отражены по дебету счетов 4 210 06 000, 4(2) 401 10 180.
Применяемая методология бухгалтерского учета предполагает, что движимое имущество при его поступлении сразу должно быть отнесено либо к особо ценному, либо к иному.
Действующее законодательство не содержит ограничений для отнесения движимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доходы деятельности, к категории особо ценного (письмо Минфина России от 18.11.2011 № 02-03-10/5026).
Перечни особо ценного движимого имущества учреждений определяются их учредителями (п. 12 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее -Закон № 7-ФЗ; ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее — Закон № 174-ФЗ).
Таким образом, до включения в установленном порядке движимого имущества в соответствующий перечень у учреждения нет формальных оснований для учета получаемых объектов по аналитической группе 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения».
Соответственно, если на день возникновения права оперативного управления на полученное движимое имущество учреждение не располагает решением учредителя о его включении в состав особо ценного, в учете отражается поступление иного движимого имущества и переданных сумм начисленной по нему амортизации в корреспонденции со счетом 4(2) 401 10 180.
После поступления документов, подтверждающих включение учредителем определенных объектов в состав особо ценного движимого имущества, в учете по дебету и кредиту счета 100 00 «Нефинансовые активы» в разрезе соответствующих аналитических счетов отражается изменение категории имущества:
- перевод основных средств по балансовой стоимости
Дебет 410120 310
Кредит 410130 310;
- перенос суммы начисленной амортизации
Дебет 4 104 30 410
Кредит 4104 20 410.
Одновременно остаточная стоимость имущества может быть учтена по дебету счета 4 401 10 180 и кредиту счета 4 210 06 000.
Корреспонденции счетов в отношении имущества, поступающего в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания, а также в рамках приносящей доход деятельности смотрите в полной версии статьи.
Безвозмездная передача
При передаче имущества любым организациям государственного сектора бюджетному (автономному) учреждению необходимо:
- получить от учредителя документы, подтверждающие согласование операции по передаче имущества (если передается недвижимое и особо ценное движимое имущество);
- согласовать с принимающей стороной саму возможность передачи, а также ее сроки.
Имущество может передаваться учреждением не по своей инициативе, а в соответствии с планом (распоряжением) уполномоченного органа власти, осуществляющего права собственника по наделению организаций госсектора имуществом.
Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения операций по безвозмездной передаче нефинансовых активов различным организациям госсектора также зависит только от категории передаваемого имущества.
Окончательное решение о порядке отражения в учете операций, связанных с безвозмездным получением (передачей) нефинансовых активов, между учреждением и иными организациями госсектора принимает учредитель.
Дата | |
Город | Санкт-Петербург |
Место проведения | Средний пр. В.О., д. 36/40 |
Стоимость | 31300 руб. |
Организатор | ЦНТИ Прогресс |
На курсе будут рассмотрены последние изменения бухгалтерского учета в 2018 году и правила анализа организаций государственного сектора, а также отражение нефинансовых активов в бюджетной отчетности. Для руководителей, главных бухгалтеров и специалистов учреждений, руководителей и специалистов органов власти — учредителей бюджетных учреждений, руководителей и специалистов финансовых служб органов власти, организаций государственного сектора.
Удостоверение о повышении квалификации в объеме 24 часов (лицензия № 3053 от 03.07.2017). Для оформления удостоверения необходимо предоставить: копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по телефону, указанному на сайте); копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась).
Частный сектор экономики – сегмент экономики страны, не являющийся подконтрольным государству. При развитой рыночной экономике, основными постулатами частного сектора, стали частная собственность и различные рыночные регуляторы, т.к.
Финансовые и нефинансовые организации государственного сектора
В заключение отметим, что статус контрагента определяется на дату совершения операции. Для этого следует проанализировать информацию о нем (о его организационно-правовой форме), содержащуюся:
- в договорах, первичных документах, поступающих от контрагента (в том числе в фирменных бланках, оттиске печати);
- на официальном сайте;
- в учредительных документах;
- в выписках из единых государственных реестров юридических лиц (ЕГРЮЛ), индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2019 год
Теперь станет проще детализировать по контрагентам операции, увеличивающие (уменьшающие) задолженность по предоставленным заимствованиям, увеличивающие (уменьшающие) стоимость иных финансовых активов, увеличивающие (уменьшающие) дебиторскую, кредиторскую задолженности (речь идет о детализации статей 540 (640), 560 (660), 730 (830) КОСГУ). Такой перечень прямо установлен в новом 7.1 Порядка № 209н. В него включены:
-
участники бюджетного процесса. К ним относятся, в частности, главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств. Полный список субъектов, являющихся участниками бюджетного процесса, приведен в п. 13.5.1 Порядка № 209н;
-
государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения;
-
организации государственного сектора, в качестве которых выступают: государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании;
-
некоммерческие организации и физические лица – производители товаров, работ, услуг;
-
иные финансовые и нефинансовые организации. Отметим, что к финансовым организациям относятся банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации. Нефинансовыми признаются организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, выполнением нефинансовых работ (п. 10.4 Порядка № 209н);
-
физические лица, в том числе нерезиденты;
-
наднациональные организации и правительства иностранных государств;
-
нерезиденты (за исключением физических лиц, наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций).
Также в новом п. 7.1 Порядка № 209н установлено, чтоесли в течение финансового года юридическое лицо реорганизовано, в связи с чем на конец финансового года (на конец осуществления расчетов с ним) оно относится к иной группе лиц, отличной от той, к которой оно относилось на начало финансового года (на начало осуществления расчетов с ним), то операции по расчетам с данным юридическим лицом в течение финансового года подлежат отражению по тем подстатьям КОСГУ, по которым они отражались на начало финансового года (на начало осуществления расчетов с ним).
Детализация статей КОСГУ, а именно выбор третьего знака в коде, зависит от типа контрагента, с которыми проводятся расчеты. Определены следующие типы контрагентов:
- участник бюджетного процесса;
- бюджетное или автономное учреждение;
- финансовая или нефинансовая организация государственного сектора;
- иная нефинансовая организация;
- иная финансовая организация;
- некоммерческая организация или физические лица — производителями товаров, работ, услуг;
- физические лица;
- наднациональные организации и правительства иностранных государств;
- нерезиденты.
Несмотря на то, что Порядок № 209н не содержит раздела, разъясняющего необходимую терминологию в части применения детализации КОСГУ, некоторые правила определения типа контрагента для целей выбора подстатьи КОСГУ можно получить из п. 2, п. 9.5 и п. 10.4. Также правила определения типа контрагента отмечены в иных нормативных актах, например, перечень участников бюджетного процесса приведен в п. 1 ст. 152 БК РФ. Письмом МФ РФ № 02-08-10/67680 от 03.09.2019 уточнен подход в определении нужной подстатьи при расчетах с контрагентами.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В основу классификации институциональных секторов экономики положены общие принципы, критерии и понятия СНС-2008, адаптированные к условиям организации экономики Российской Федерации с учетом национального законодательства.
Понятия и определения, приведенные ниже, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, определяются исключительно в целях статистики и применения настоящего Приложения.
Понятия и термины, используемые в настоящем Приложении, по которым не установлены определения, применяются в том значении, в каком они используются в гражданском, бюджетном и других отраслях законодательства Российской Федерации.
Критерии отнесения институциональных единиц к тому или иному институциональному сектору экономики определяются Федеральной службой государственной статистики по данным об их экономической деятельности за каждый отчетный год и применяются с учетом их сохранения в течение трех лет подряд.
Классификация институциональных секторов экономики (КИСЭ) представляет собой стандартное инструментальное средство систематизации и структурирования информации в соответствии с международными правилами и является составной частью нормативно-справочной информации, в том числе для использования в системе государственной статистики.
Основанием для разработки КИСЭ являются:
а) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2013 N 2242-р о разработке, принятии и введении в действие приложения к Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм, содержащего классификацию институциональных секторов экономики;
Международные договоры, регламентирующие представление согласованных данных по СНС-2008:
— Меморандум о взаимопонимании между Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Директоратом статистики Организации экономического сотрудничества и развития о направлениях совместной деятельности (Москва, 22.10.2001);
— Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации и Европейской комиссией (Евростат) по обмену статистическими данными (Нью-Йорк, 27.02.2013).
В экономическую территорию Российской Федерации входят также острова, воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, в отношении которых распространяется юрисдикция Российской Федерации, «территориальные анклавы» в странах остального мира, т.е. четко очерченные части территорий других стран, используемые Правительством Российской Федерации на условиях аренды или права собственности для дипломатических, военных, научных или других целей с официального политического согласия органов государственного управления страны, на территории которой они фактически расположены. На них размещаются и осуществляют свою деятельность посольства, консульства, торговые и другие представительства Российской Федерации за рубежом.
1.2 Институциональная единица относится к резидентам Российской Федерации, если преобладающий центр ее экономических интересов находится на экономической территории Российской Федерации, т.е. когда она в течение года и более осуществляет свою экономическую деятельность на экономической территории Российской Федерации.
Фактическое или предполагаемое место пребывания в течение одного года используется в качестве практического правила; выбор одного года в качестве критерия является условным, он принят для того, чтобы содействовать достижению международной согласованности.
Определение резидента Российской Федерации соответствует Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», за исключением определения резидентства филиалов единицы-нерезидента.
Филиалы и представительства иностранных юридических лиц, а также субъекты хозяйственной деятельности (хозяйствующие единицы), которым соответствует форма собственности «Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей», осуществляющие свою экономическую деятельность в Российской Федерации, относятся к резидентам Российской Федерации.
Типами институциональных единиц являются:
— нефинансовые корпорации (включая квазикорпорации);
— финансовые корпорации (включая квазикорпорации);
2) органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные (муниципальные) учреждения;
3) домашние хозяйства;
4) некоммерческие организации (НКО), за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами:
— нефинансовые рыночные НКО, не контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами;
— финансовые рыночные НКО, не контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами;
— нерыночные НКО, контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления;
— нерыночные НКО, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ), включая подразделения корпораций, оказывающие услуги социального характера своим работникам, не контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами.
— некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ).
Каждый сектор является частью экономики Российской Федерации и имеет характеристики, отличающие его от других секторов. Секторы подразделяются на подсекторы, а затем на более детальные составляющие (субподсекторы), характеризующиеся по мере дальнейшего дробления все большей степенью однородности.
Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).
В зависимости от видов экономической деятельности корпорации могут быть финансовыми и нефинансовыми.
1.7 Финансовые корпорации представляют собой институциональные единицы, которые в основном заняты оказанием финансовых услуг, включая услуги финансового посредничества или вспомогательную финансовую деятельность.
1.8 Нефинансовые корпорации представляют собой институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров, работ и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются в основном из выручки от реализации.
— корпоративные юридические лица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения (за исключением корпоративных юридических лиц, являющихся институциональными единицами сектора государственного управления);
— унитарные юридические лица, полномочия собственника которых осуществляют юридические лица, включаемые в сектор государственного управления (за исключением унитарных юридических лиц, являющихся институциональными единицами сектора государственного управления).
В государственный сектор включаются единицы сектора государственного управления и финансовые и нефинансовые корпорации, соответствующие установленным выше критериям.
1.10 Государственное (муниципальное) учреждение
Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемая и контролируемая органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
1.12.1 Рыночные производители относятся, в соответствии с характером их деятельности, к сектору нефинансовых корпораций или к сектору финансовых корпораций, а также могут быть отнесены к сектору домашних хозяйств.
Передача имущества внутри госсектора: варианты учета
Действующие нормативные правовые акты не устанавливают детальный порядок организации бухгалтерского учета при приеме-передаче нефинансовых активов между организациями государственного сектора. Поэтому на практике подобные операции вызывают множество вопросов и проблем.
Рассмотрим варианты решений, которые может принять учреждение, исходя из условий, на которых передается имущество.
Безвозмездное поступление
Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений операций по безвозмездному поступлению нефинансовых активов от различных организаций госсектора зависит исключительно от категории поступающего имущества.
Стоимость нефинансовых активов, которыми учреждения не вправе распоряжаться самостоятельно (недвижимого и особо ценного движимого имущества), относится в кредит счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем». При поступлении иного имущества его стоимость учитывается как увеличение финансового результата по кредиту счета 4(2) 401 10 180 «Прочие доходы». Если по поступающим объектам начислялась амортизация, соответствующие суммы должны быть отражены по дебету счетов 4 210 06 000, 4(2) 401 10 180.
Применяемая методология бухгалтерского учета предполагает, что движимое имущество при его поступлении сразу должно быть отнесено либо к особо ценному, либо к иному.
Действующее законодательство не содержит ограничений для отнесения движимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доходы деятельности, к категории особо ценного (письмо Минфина России от 18.11.2011 № 02-03-10/5026).
Перечни особо ценного движимого имущества учреждений определяются их учредителями (п. 12 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее -Закон № 7-ФЗ; ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее — Закон № 174-ФЗ).
Таким образом, до включения в установленном порядке движимого имущества в соответствующий перечень у учреждения нет формальных оснований для учета получаемых объектов по аналитической группе 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения».
Соответственно, если на день возникновения права оперативного управления на полученное движимое имущество учреждение не располагает решением учредителя о его включении в состав особо ценного, в учете отражается поступление иного движимого имущества и переданных сумм начисленной по нему амортизации в корреспонденции со счетом 4(2) 401 10 180.
После поступления документов, подтверждающих включение учредителем определенных объектов в состав особо ценного движимого имущества, в учете по дебету и кредиту счета 100 00 «Нефинансовые активы» в разрезе соответствующих аналитических счетов отражается изменение категории имущества:
- перевод основных средств по балансовой стоимости
Дебет 410120 310
Кредит 410130 310;
- перенос суммы начисленной амортизации
Дебет 4 104 30 410
Кредит 4104 20 410.
Одновременно остаточная стоимость имущества может быть учтена по дебету счета 4 401 10 180 и кредиту счета 4 210 06 000.
Корреспонденции счетов в отношении имущества, поступающего в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания, а также в рамках приносящей доход деятельности смотрите в полной версии статьи.
Безвозмездная передача
При передаче имущества любым организациям государственного сектора бюджетному (автономному) учреждению необходимо:
- получить от учредителя документы, подтверждающие согласование операции по передаче имущества (если передается недвижимое и особо ценное движимое имущество);
- согласовать с принимающей стороной саму возможность передачи, а также ее сроки.
Имущество может передаваться учреждением не по своей инициативе, а в соответствии с планом (распоряжением) уполномоченного органа власти, осуществляющего права собственника по наделению организаций госсектора имуществом.
Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения операций по безвозмездной передаче нефинансовых активов различным организациям госсектора также зависит только от категории передаваемого имущества.
Окончательное решение о порядке отражения в учете операций, связанных с безвозмездным получением (передачей) нефинансовых активов, между учреждением и иными организациями госсектора принимает учредитель.
Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?
Под нефинансовыми активами (НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании бюджетных организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды.
Согласно п. 22 приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бюджетные организации РФ оперируют такими категориями НФА, как:
В отношении НФА могут осуществляться операции:
Каждая из них фиксируется в журнале операций на основании первички.
Эксперты КонсультантПлюс привели образец заполнения инвентарного списка нефинансовых активов по форме 0504034. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н.
Каждый код счета бюджетного учета нефинансовых активов представлен следующими элементами:
О документе, определяющем особенности учета НФА в конкретном учреждении, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».
нефинансовые организации что к ним относится
Под нефинансовыми активами (НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании бюджетных организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды.
Согласно п. 22 приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бюджетные организации РФ оперируют такими категориями НФА, как:
В отношении НФА могут осуществляться операции:
Каждая из них фиксируется в журнале операций на основании первички.
Эксперты КонсультантПлюс привели образец заполнения инвентарного списка нефинансовых активов по форме 0504034. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н.
Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…
В условиях нарастания действия рыночных механизмов в переходной экономике, усиления фактора спроса и предложения в регулировании деятельности предприятия все его виды циклов становятся более идентичными сложившейся в мире системе деловых циклов.
Для регулирования развития государственного сектора экономики в современных условиях требуется изучение циклов в их совокупности, начиная с краткосрочных циклов, характеризующих деятельность одного или нескольких предприятий, выявления механизма инвестиционных и воспроизводственных циклов на разных уровнях отраслевого и территориального управления и кончая изучением общенациональных долгосрочных циклов, связанных с проблемами приоритетных направлений научно-технического прогресса и структурной перестройки экономики на систему рыночных отношений.
При этом следует учитывать кардинальные изменения в структуре воспроизводства, связанные с социально-политической ориентацией и конверсией на рыночные методы работы государственного и коммерческого секторов, увеличением производства товаров народного потребления всеми отраслями экономики России. Для этих прогнозов рекомендуется использовать многомерную модель воспроизводства, позволяющую увязать детализированную схему подразделений с воспроизводством ресурсов и воспроизводственными циклами.
В современном прогнозировании необходимо дать последовательное объяснение изменений траектории и темпов экономического роста под воздействием различных по своей природе циклических колебаний, провести сущностный анализ того, как ведут себя основные параметры экономической динамики в условиях, когда ее факторы, находящиеся в тесном взаимодействии, флуктуируют с определенной периодичностью и регулярностью.
Прогнозирование явлений экономической цикличности в их взаимосвязи должно сопровождаться изучением конкретных форм проявления всех видов циклов применительно к условиям современной переходной экономики. Это позволит воспользоваться определенными преимуществами прогнозирования с учетом взаимодействия циклов и регулируемых государством процессов государственного и коммерческого секторов экономики.
Государственный сектор – часть экономики, полностью контролируемая государственными органами, и находящаяся в собственности государства.
Государственный сектор и государственная собственность – разные понятия и различна их роль в системе регулирования.
Важнейшая роль государственного сектора – аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики.
План государственного сектора – документ, отражающий развитие всей совокупности государственных предприятий и организаций. Он является составной частью комплексного плана развития национальной экономики.
Государство владеет большим объемом собственности: унитарными предприятиями и учреждениями, акциями различных компаний (в том числе с контрольным пакетом акций), недвижимостью в России и за рубежом. Собственность должна эффективно использоваться, служить источником поступления средств в бюджет для решения социальных и экономических задач.
почта россии какой тип контрагента
а) нефинансовые корпорации;
б) финансовые корпорации;
в) государственное управление;
г) домашние хозяйства;
д) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.
2. Группировка институциональных единиц по секторам осуществляется в соответствии с их функциональным назначением:
производство товаров и услуг;
потребление, удовлетворяющее желания и потребности человека;
накопление в различных формах капитала.
3. Корпорации заняты либо производством, либо накоплением (либо и тем, и другим), но не конечным потреблением. Органы государственного управления заняты производством (но другого типа по сравнению с корпорациями), накоплением и конечным потреблением от имени населения и общества в целом. Все домашние хозяйства осуществляют потребление и могут быть также заняты производством и накоплением. Некоммерческие организации многообразны по своим характеристикам. Поведение некоторых из них аналогично поведению корпораций, другие практически являются частью органов государственного управления, а третьи занимаются видами деятельности, которые аналогичны видам деятельности органов государственного управления, но функционируют независимо от них.
4. Общепринятый подход к разделению секторов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 настоящих Методологических пояснений, на подсекторы основан на критерии контроля и состоит в идентификации тех нефинансовых и финансовых корпораций, которые контролируются правительством, то есть государственных корпораций, и тех, которые контролируются из-за рубежа, то есть корпораций под иностранным контролем. Остальные корпорации являются национальными частными корпорациями.
5. Корпорация является государственной корпорацией, если ее контролирует государственное учреждение, другая государственная корпорация или какое-либо объединение государственных учреждений и государственных корпораций, причем контроль рассматривается как возможность определять общую корпоративную политику корпорации. Выражение «общая корпоративная политика» понимается в широком смысле и означает ключевую финансовую и оперативную политику, относящуюся к стратегическим целям корпорации как рыночного производителя.
7. Некоторые из подсекторов целесообразно (если это возможно и отвечает задачам национальной статистики) детализировать дополнительно, применяя критерий обособления некоммерческих организаций от других единиц сектора, на такие категории, как:
организации, ориентированные на получение прибыли.
Указанные категории единиц могут группироваться в составе перечня классификатора КИСЭ и (или) альтернативных группировок КИСЭ.
8. Сектор «Нефинансовые корпорации» включает в себя все резидентские нефинансовые корпорации. Кроме того, этот сектор включает некоммерческие организации, занятые рыночным производством товаров и услуг (например, больницы, школы или колледжи, которые взимают плату, позволяющую покрывать текущие расходы), или ассоциации предпринимателей, финансирующие свои расходы за счет взносов по подписке от нефинансовых корпораций или некорпорированных предприятий. Роль ассоциаций предпринимателей состоит в том, чтобы продвигать или обслуживать интересы нефинансовых корпораций или некорпорированных предприятий.
9. Для определения подсекторов сектора «Нефинансовые корпорации» используются 2 критерия классификации. Первый критерий касается обособления некоммерческих организаций от других единиц сектора. Единицы, отличные от некоммерческих организаций, могут быть описаны как организации, ориентированные на получение прибыли.
Второй критерий касается контроля, он позволяет идентифицировать:
государственные нефинансовые корпорации;
национальные частные нефинансовые корпорации;
нефинансовые корпорации под иностранным контролем.
10. Сектор «Финансовые корпорации» включает в себя все резидентские корпорации, основная деятельность которых состоит в предоставлении финансовых услуг, включая услуги финансового посредничества, услуги страхования и услуги пенсионного обеспечения, а также единицы, осуществляющие виды деятельности, которые содействуют финансовому посредничеству. Кроме того, этот сектор включает некоммерческие организации, занятые рыночным производством услуг финансового характера, которые финансируются за счет взносов по подписке от финансовых предприятий и роль которых состоит в продвижении и обслуживании интересов этих предприятий.
11. Подсекторы сектора «Финансовые корпорации» включают в себя:
а) национальный (центральный) банк;
б) корпорации, принимающие депозиты, кроме национального (центрального) банка;
в) фонды денежного рынка;
г) инвестиционные фонды неденежного рынка;
д) других финансовых посредников, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов;
е) вспомогательные финансовые корпорации;
ж) кэптивные финансовые учреждения и ростовщиков;
з) страховые корпорации;
и) пенсионные фонды.
12. Подсектор «Национальный (центральный) банк» включает в себя:
а) национальный (центральный) банк, включая случаи, когда он является частью системы национальных (центральных) банков;
б) валютные советы или независимые валютные органы, осуществляющие эмиссию национальной валюты, которая полностью подкреплена резервами иностранной валюты;
в) центральные денежные агентства, в основном государственного характера (например, агентства, управляющие иностранной валютой или выпускающие банкноты и монеты), которые составляют полный набор счетов, но не рассматриваются как часть централь��ого правительства.
Органы, осуществляющие надзор и являющиеся отдельными институциональными единицами, относятся не к подсектору национального (центрального) банка, а к подсектору вспомогательных финансовых корпораций.
13. Подсектор «Корпорации, принимающие депозиты, кроме национального (центрального) банка» включает в себя:
а) коммерческие банки, универсальные банки, многоцелевые банки;
б) сберегательные банки (включая попечительные сберегательные банки и сберегательные и ссудные ассоциации);
в) почтовые жироучреждения, почтовые банки, жиробанки;
г) сельские кредитные банки, сельскохозяйственные кредитные банки;
д) кооперативные кредитные банки, кредитные союзы;
е) специализированные банки или другие финансовые корпорации, если они принимают депозиты или выпускают близкие аналоги депозитов.
14. Подсектор «Фонды денежного рынка» включает в себя коллективные инвестиционные программы, которые аккумулируют средства путем продажи акций или паев населению. Полученные средства инвестируются главным образом в инструменты денежного рынка, акции или паи фондов денежного рынка, переводимые долговые инструменты с оставшимися сроками погашения не более одного года, банковские депозиты и инструменты, которые имеют целью получить норму дохода, близкую к процентной ставке инструментов денежного рынка. Ввиду особого характера инструментов денежного рынка их акции или паи могут рассматриваться как близкие аналоги депозитов. Акции и паи фондов денежного рынка могут быть переданы с помощью чеков или прямых платежей третьей стороне.
15. Подсектор «Инвестиционные фонды неденежного рынка» включает в себя коллективные инвестиционные программы, которые привлекают средства населения путем выпуска акций или паев. Полученные средства инвестируются главным образом в финансовые активы, кроме краткосрочных активов, и нефинансовые активы (обычно в недвижимость). Акции или паи инвестиционного фонда обычно не являются близкими аналогами депозитов. Они не могут передаваться с помощью чеков или прямых платежей третьим лицам.
40. Секция «Остальной мир» охватывает все нерезидентские институциональные единицы, которые участвуют в операциях с резидентскими единицами или имеют другие экономические связи с резидентскими единицами данного государства-члена. Счета или таблицы для остального мира содержат записи только об операциях между резидентами и нерезидентами или о других экономических отношениях, таких как требования резидентов к нерезидентам и наоборот. Остальной мир включает некоторые институциональные единицы, которые могут физически располагаться на географической территории данного государства-члена, например, такие иностранные анклавы, как посольства, консульства или военные базы, а также международные организации.
---------------------------T----------T------------------------T----------¬
¦ Использование ¦ Сумма ¦ Ресурсы ¦ Сумма ¦
+--------------------------+----------+------------------------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+--------------------------+----------+------------------------+----------+
¦2. Оплата труда наемных ¦ 9 465 004¦1. Валовая добавленная ¦21 511 372¦
¦работников (ОТНР) ¦ ¦стоимость (ВДС) ¦ ¦
¦3. Налоги на производство ¦ 4 302 274¦ ¦ ¦
¦и импорт (НПИ) ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Валовая прибыль (ВП) ¦ 7 744 094¦ ¦ ¦
+--------------------------+----------+------------------------+----------+
¦Баланс ¦21 511 372¦Баланс ¦21 511 372¦
L--------------------------+----------+------------------------+-----------
Таблица 6
Использование |
Сумма |
Ресурсы |
Сумма |
1 |
2 |
3 |
4 |
6. Доходы от собствен., |
4 048 221 |
1. Валовая прибыль (ВП) |
7 744 094 |
7. Сальдо первичных |
19 528 815 |
2. Оплата труда наемных |
9 465 004 |
3. Налоги на |
4 302 274 |
||
4. Субсидии на |
0 |
||
5. Доходы от |
2 065 664 |
||
Баланс |
23 577 036 |
Баланс |
23 577 036 |
---------------------------T----------T------------------------T----------¬
¦ Использование ¦ Сумма ¦ Ресурсы ¦ Сумма ¦
+--------------------------+----------+------------------------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+--------------------------+----------+------------------------+----------+
¦3. Текущие трансферты, ¦ 2 968 380¦1. Сальдо первичных ¦19 528 815¦
¦выплаченные (ТТВ) ¦ ¦доходов на валовой ¦ 600 525¦
¦В том числе: ¦ 2 968 380¦основе (СПД) ¦ ¦
¦в бюджет ¦17 160 960¦2. Текущие трансферты, ¦ ¦
¦4. Валовой располагаемый ¦ ¦полученные (ТТП) ¦ ¦
¦доход (ВРД) ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+----------+------------------------+----------+
¦Баланс ¦20 129 340¦Баланс ¦20 129 340¦
L--------------------------+----------+------------------------+-----------
Таблица 9