Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа вводного инструктажа по антитеррористической безопасности в учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проведение антитеррористического инструктажа осуществляется на непосредственном рабочем месте, как образец ежедневной деятельности, специалистом по охране труда и чаще всего представляется как вид вводный инструктажа. Этот комплекс мероприятий может включать в себя теоретическую часть, которая состоит из ознакомления с нормативными актами государственного и локального значения, а также обслуживание специальных защитных средств противодействия террору. Также в силу специфики работы может быть включена практическая часть, сопряженная с тренировками на предмет эвакуации персонала, отработки иных действий в случае атаки.
Как провести антитеррористический инструктаж
Обратите внимание! В соответствии с законами периодичность проведения инструктажа по антитеррору устанавливается не реже одного раза в полугодие.
Законодательные нормы
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ, российские ИП и юрлица обязаны выполнять требования по защите от террористов объектов, используемых в коммерческой деятельности.
Согласно п. «и» ст. 14 ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 № 68-ФЗ, руководители организаций обязаны проводить работы, направленные на предотвращение ЧС на территории своих организаций. Поскольку действия террористов могут стать фактором возникновения ЧС, то данную норму закона правомерно трактовать как устанавливающую для частных фирм обязанность по предотвращению возможной угрозы.
Схема проведения обучения утверждается организацией на уровне локальных нормативных актов.
Антитеррористическая безопасность – важный аспект жизнедеятельности
Проведение инструктажа предназначено для ознакомления сотрудников предприятия с основными правилами антитеррористической безопасности, выработки навыков грамотного и рационального поведения. Основными решаемыми при этом задачами являются:
- доведение до каждого из служащих коллектива компании информации об основных источниках потенциальной опасности;
- разъяснение трудящимся главных направлений, касающихся антитеррористической защищенности организации-работодателя;
- детализированное ознакомление каждого из сотрудников, официально входящих в штат компании, с порядком персонального поведения и действиями в обстановке совершения террористического акта в пределах территории предприятия.
К сведению! Законодательством РФ понятие об антитеррористическом инструктаже не определено, поэтому схема проведения предприятием специального целевого инструктажа утверждается внутренними нормативными документами.
Выбор и назначение ответственного за обучение работников предприятия сотрудника производится с учетом компетенции и должностных обязанностей последнего, наиболее соответствующих специфике антитеррористического инструктажа. Руководителем компании издается соответствующий приказ (распоряжение), а новая функция добавляется в список служебных обязанностей выбранного лица путем подписания специалистом обновленного варианта должностной инструкции или оформления дополнительного соглашения к трудовому контракту между исполнителем и работодателем.
Допустимо ведение инструктажа для коллектива сотрудников, уже работающих в компании, его части или индивидуально (для лиц, только поступивших на работу в организацию).
Инструктаж по антитеррористической безопасности
Помимо инструктажа по технике безопасности, работодатель должен обеспечить работникам ознакомление с инструкцией антитеррористической безопасности. Она может включаться в основную программу инструктажа по ТБ или осуществляться отдельно, но требование к проведению является обязательным. На каждом предприятии должен быть журнал учета проведения инструктажа по антитеррористической безопасности, который заполняется ответственным лицом не реже, чем основной журнал ТБ. Кроме инструктажа, на время массового посещения людей в организацию (например, школы и детские сады во время праздника), нужно усиливать пропускной режим и прочие меры. Подробнее о проведении инструктажа по антитеррористической безопасности — далее в статье.
Терроризм в XXI веке является одной из наиболее остро стоящих перед правительством проблем. Теракты в мире происходят почти ежедневно, и террористы изобретают все новые способы устрашения для достижения своих целей.
Мирное население не может и не должно самостоятельно справляться с террористическими атаками. Государство обязано разработать принципы антитеррористической безопасности и мероприятия по защите своих граждан от актов террора.
Чаще всего используются следующие виды актов устрашения:
Для спасения жизней на государственном, муниципальном и частном уровнях разрабатываются меры антитеррористической безопасности. Основные виды мероприятий, которые обеспечивают безопасность населения на государственном и муниципальном уровне:
- создание законов, инструкций, памяток, в которых объясняется порядок действий в чрезвычайных ситуациях;
- подготовка групп лиц, противодействующих террору;
- разработка плана действий по защите населения;
- превентивные действия по профилактике создания преступных групп, их обнаружению и устранению;
- работа с последствиями терактов, в случае если они произошли.
Не только государство должно заботиться о защите граждан. В Федеральном законе «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (п. 3.1 ст. 5) определено, что юридические лица и ИП обязаны обеспечивать защиту своей собственности и своих сотрудников от возможных террористических угроз.
Доступ образовательную организацию осуществляется с применением электронных чипов.
Положение «Об организации пропускного режима в здание МБДОУ ДС №8 «Снеговичок»
Алгоритмы действий (инструкции)
- Действия руководителя или лица его замещающего при угрозе возникновения теракта
- Алгоритм первоначального действия руководителя или лица его замещающего при взрыве
- Алгоритм действий руководителя или лица его замещающего при обнаружении предмета, подозрительного на взрывное устройство
- Алгоритм действий руководителя или лица его замещающего при захвате заложников
- Алгоритм действий дежурного администратора при угрозе возникновения теракта
- Алгоритм действий дежурного администратора в случае самовольного ухода ребенка из ДОУ
- Алгоритм действий дежурного администратора при захвате заложников
- Алгоритм действий дежурного администратора при обнаружении предмета подозрительного на взрывное устройство
- Вахтеру при обнаружении предмета, подозрительного на взрывное устройство
- Алгоритм действий вахтера при угрозе возникновения теракта
- Алгоритм действий вахтеров и сторожей при обнаружении по видеосистеме ребенка находящихся на территории ДОУ без сопровождения взрослых
- Первоначальных действий вахтера, сторожа при взрыве
- Алгоритм действий вахтера, сторожа при захвате заложников
- Алгоритм действий сторожа при угрозе возникновения теракта
- Алгоритм действий сторожа при обнаружении предмета, подозрительного на взрывное устройство
- Первоначальных действий работников осуществляющих пропуск автотранспорта на территорию ДОУ
- Первоначальных действий при приеме по телефону сообщений содержащих угрозу террористического характера
- Первоначальных действий дежурного персонала при взрыве
- Первоначальных действий работника ДОУ при взрыве
- Алгоритм действий работников в случае ухода ребенка (детей) за территорию ДОУ
- Алгоритм действий работника ДОУ при захвате заложников
- Алгоритм действий работников дошкольного учреждения при угрозе возникновения теракта
- Алгоритм действий работника при обнаружении предмета подозрительного на взрывное устройство
- Алгоритм действий лиц, ставших объектом захвата (заложниками)
- Действия в случае ЧС в МБДОУ ДСКВ № 8 Снеговичок
- Общие правила безопасности (антитеррор)
- Приказ о пропускном режиме в МБДОУ ДСКВ № 8 «Снеговичок»
- Презентация по антитеррору
- Воспитателю ДОУ по действиям в ЧС
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ, российские ИП и юрлица обязаны выполнять требования по защите от террористов объектов, используемых в коммерческой деятельности.
Согласно п. «и» ст. 14 ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 № 68-ФЗ, руководители организаций обязаны проводить работы, направленные на предотвращение ЧС на территории своих организаций. Поскольку действия террористов могут стать фактором возникновения ЧС, то данную норму закона правомерно трактовать как устанавливающую для частных фирм обязанность по предотвращению возможной угрозы.
Схема проведения обучения утверждается организацией на уровне локальных нормативных актов.
Примерная форма инструкции по действиям персонала при угрозе террористического акта
ИНСТРУКЦИЯ
по действиям при угрозах террористического характера
1. Помнить, что каждый гражданин обязан оказывать содействие правоохранительным органам в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности (ст. 9 Гл. II закона «О борьбе с терроризмом»).
2. При обнаружении подозрительного предмета (который может оказаться взрывным устройством); получении письменного сообщения или сообщения по телефону с угрозой террористического характера немедленно сообщить об этом директору учреждения (руководителю организации), а при его отсутствии его заместителю и в полицию (тел. 102) или в местное отделение полиции (МВД) или ФСБ.
3. Не предпринимать никаких действий с взрывчатыми устройствами или подозрительными предметами — это может привести к взрыву, человеческим жертвам и разрушениям.
4. При получении по телефону сообщения, содержащего угрозу надо постараться дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге, отметить точное время начала разговора и его продолжительность, запомнить особенности манеры речи звонившего. Все это сообщить в милицию (тел. 102) или местные отделения ФСБ и полиции.
5. При получении угрозы в письменном виде надо обращаться с полученным документом предельно осторожно: поместить в полиэтиленовый пакет все — сам документ, конверт, все вложения и упаковку. Постараться не оставлять на документе отпечатков своих пальцев. Сообщить о случившемся в милицию или орган ФСБ и дальше действовать по их указанию.
6. Оказавшись в заложниках, сохранить выдержку и самообладание, не пререкаться с террористами, выполнять все их требования, на все действия спрашивать разрешение. При возможности (если есть мобильный телефон) сообщить о случившемся и о своем местонахождении родственникам или в милицию. Помнить, что ради сохранения своей жизни и жизни других заложников надо потерпеть. При безопасной возможности освободиться от бандитов, надо уходить.
ИНСТРУКЦИЯ
Мероприятия по эвакуации из помещений организации
1. Эвакуация производится по голосовому сигналу: «Внимание всем! Покинуть здание!»
2. Эвакуируются все работники организации, в том числе посетители (покупатели, зрители и т.п.), находящиеся в организации.
3. Дежурный персонал организации руководит эвакуацией: осуществляет организованный проход в соответствующий выход, при эвакуации задействуются все эвауационные выходы и главный вход.
4. Эвакуация должна происходить организованно: без разговоров, без шума, суеты, строго и серьезно.
5. При эвакуации персонал и посетители собираются в заранее определенных точках сбора в непосредственной близости от каждого выхода.
6. После эвакуации дежурный персонал докладывает начальнику штаба ГО учреждения о списочном составе группы, количестве в строю, об отсутствующих и причинах отсутствия.
7. Начальник штаба ГО докладывает руководителю (директору) учреждения — начальнику ГО объекта о результатах эвакуации.
8. У каждого из выходов контроль организованности эвакуации осуществляют заместители руководителя (директора) учреждения — должностные лица ГОЧС.
9. Должностному лицу, отвественному за пожарную безопасность объекта — обеспечить готовность запасных выходов из здания, а также эвакуационных путей.
ИНСТРУКЦИЯ
Действия при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство.
В случае обнаружения подозрительного предмета:
1. Незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России.
2. До прибытия оперативно-следственной группы, дайте указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета.
3. В случае необходимости приступите к эвакуации людей согласно с имеющимся планом эвакуации и инструкциями по эвакуации.
4. Помните — в соответствии с законодательством руководитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье своих сотрудников.
5. Обеспечьте возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, министерства по чрезвычайным ситуациям, служб эксплуатации.
6. Обеспечьте присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксацию их установочных данных,
7. Во всех случаях, дайте указание не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Зафиксируйте время ее обнаружения.
8. Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.
9. Не предпринимайте самостоятельно никаких действии со взрывными устройствами или предметами, похожими на взрывное устройство — это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!
ИНСТРУКЦИЯ
Действия при поступление угрозы по телефону
В настоящее время телефон является основным каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.
Не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала. Обеспечьте своевременную передачу полученной информации в правоохранительные органы.
Как должна обеспечиваться защита
Обеспечение защиты организации, учреждения, производственного процесса в целом возложено не только на государственные правоохранительные органы, но и руководства предприятия. Для обеспечения эффективного контроля в условиях присутствия угрозы совершения теракта должны приниматься как правовые меры в виде издания соответствующих локальных нормативных актов в соответствии с нормами федерального законодательства, так и проводиться практические мероприятия.
Кто проводит вводный инструктаж и когда проводится
Строгий контроль в данной сфере обусловлен повышенной опасностью деяний направленных на уничтожение имущества и нанесение максимального вреда здоровью. Именно поэтому обеспечение защиты является ключевой задачей соответствующих служб безопасности учреждения или ответственных специалистов по охране труда предприятия.
Обратите внимание! Тренировки по обеспечению безопасности должны проводиться на постоянной основе с привлечением и в координации с государственными службами.
Кроме того, такая защита в обязательном порядке должна осуществляться в соответствии с антитеррористическим законодательством. Во время осуществления надзорных функций государственные органы в обязательном порядке проверяют порядок выполнения нормативов по обеспечению безопасности на производстве. В случае выявления нарушений руководство предприятия и ответственные лица будут подвергнуты административному наказанию вплоть до приостановления деятельности до устранения нарушений.
Должны ли частные фирмы по закону проводить антитеррористический инструктаж?
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ российские ИП и юрлица обязаны выполнять требования по антитеррористической защищенности объектов, используемых в коммерческой деятельности. В соответствии с п. «и» ст. 14 закона «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 № 68-ФЗ руководители организаций обязаны проводить работы, направленные на предотвращение подобных ситуаций (далее — ЧС) на территории своих организаций. Поскольку террористический акт может быть фактором возникновения ЧС, то данную норму закона правомерно трактовать как устанавливающую для частных фирм обязанность по предотвращению террористической угрозы.
Но есть один нюанс. С одной стороны, частным фирмам нужно работать над антитеррористической безопасностью, с другой — понятие «инструктаж» в контексте антитеррористической безопасности в законодательстве РФ не закреплено. Таким образом, схему проведения антитеррористического инструктажа организация, пока алгоритм решения соответствующей задачи не утвержден на уровне законодательства РФ, утверждает на уровне локальных нормативных актов.
Какие этапы инструктажа она может предусматривать?
Проведение антитеррористического инструктажа: основные этапы
Исходя из правовой аналогии с нормами регулирования иных сфер безопасности, таких как противопожарная безопасность, под антитеррористическим инструктажем может пониматься обучение работников мерам антитеррористической безопасности, которые направлены на:
- доведение до сотрудников ключевых требований к антитеррористической защищенности предприятия;
- информирование сотрудников об источниках террористической угрозы;
- разъяснение сотрудникам последовательности действий в рамках реагирования на террористическую угрозу.
Если рассматривать антитеррористический инструктаж в рамках правовой аналогии с пожарным инструктажем, то его проведение должно быть инициировано руководством организации в соответствии со специальной программой. Кроме того, руководство фирмы должно назначить ответственного за проведение инструктажа. Каждый инструктаж имеет смысл регистрировать в специальном журнале.
Можно выделить следующие этапы проведения инструктажа по антитеррористической безопасности:
- Назначение ответственных сотрудников.
- Составление программы инструктажа.
- Проведение инструктажа с каждым из сотрудников фирмы (действующими и новыми).
- Отражение результатов инструктажа в журнале.
Наряду с журналом проведения инструктажа по антитеррористической безопасности рекомендуется также вести журнал практических занятий по действиям при обнаружении на территории предприятия посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения теракта (письмо Министерства просвещения России от 28.01.2020 № ВБ-85/12). Данные практические занятия могут, таким образом, дополнять антитеррористический инструктаж.
Сопутствующие документы
Мероприятия по борьбе с терроризмом должны быть оформлены документально. Обычно заводятся две папки с документацией:
- в первой — предприятие хранит Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Приказы МЧС России, нормативно-правовые акты о терроризме;
- во второй — будут разработанные на предприятии локальные акты:
- план действий, защищающих сотрудников и собственность организации, в случае ЧС;
- Приказ «О создании антитеррористической группы», в котором назначаются ответственные сотрудники;
- Приказ об обеспечении предприятия охраной;
- Инструкция для сотрудников безопасности при наступлении чрезвычайной ситуации;
- создание пропускного режима на предприятии;
- план действий сотрудников в случае нападения террористов;
- паспорт террористической защищенности объекта.
Как должна обеспечиваться защита
Обеспечение защиты организации, учреждения, производственного процесса в целом возложено не только на государственные правоохранительные органы, но и руководства предприятия. Для обеспечения эффективного контроля в условиях присутствия угрозы совершения теракта должны приниматься как правовые меры в виде издания соответствующих локальных нормативных актов в соответствии с нормами федерального законодательства, так и проводиться практические мероприятия.
Строгий контроль в данной сфере обусловлен повышенной опасностью деяний направленных на уничтожение имущества и нанесение максимального вреда здоровью. Именно поэтому обеспечение защиты является ключевой задачей соответствующих служб безопасности учреждения или ответственных специалистов по охране труда предприятия.
Обратите внимание! Тренировки по обеспечению безопасности должны проводиться на постоянной основе с привлечением и в координации с государственными службами. Кроме того, такая защита в обязательном порядке должна осуществляться в соответствии с антитеррористическим законодательством
Во время осуществления надзорных функций государственные органы в обязательном порядке проверяют порядок выполнения нормативов по обеспечению безопасности на производстве. В случае выявления нарушений руководство предприятия и ответственные лица будут подвергнуты административному наказанию вплоть до приостановления деятельности до устранения нарушений
Кроме того, такая защита в обязательном порядке должна осуществляться в соответствии с антитеррористическим законодательством. Во время осуществления надзорных функций государственные органы в обязательном порядке проверяют порядок выполнения нормативов по обеспечению безопасности на производстве. В случае выявления нарушений руководство предприятия и ответственные лица будут подвергнуты административному наказанию вплоть до приостановления деятельности до устранения нарушений.
Паспорт антитеррористической защищенности объекта (территории)
Паспорт антитеррористической защищенности объекта (территории) — документ, отражающий сведения о состоянии защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта являющегося местом массового пребывания людей.
Место массового пребывания людей — это территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
Кому необходимо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности
Таким образом, паспорт антитеррористической защищенности должны иметь все крупные объекты, которые тем или иным способом оказывают услуги населению, или инфраструктурные объекты, которые посещает население. Приведем перечень наименований объектов, которые чаще всего попадают под действие данного Федерального закона и на которые необходимо разрабатывать данный документ: +
Объекты на которые разрабатывается паспорт антитеррористической безопасности | Наличие |
---|---|
Административные здания | + |
Больницы, поликлиники, другие учреждения здравоохранения | + |
ДОУ (детские сады), ОУ (школы, ВУЗ, институт), учреждения дополнительного образования | + |
Учреждения социального обслуживания населения | + |
Стадионы, бассейны и другие объекты физической культуры и спорта | + |
Кинотеатры, киноконцертные залы, театры, музеи, подростково-молодежные клубы и др. учреждения культуры | + |
Гостиницы, мини гостиницы, хостелы, пансионаты, дома отдыха | + |
Рынки, ярмарки | + |
Предприятиям | + |
Магазины, торговые центры и др. объекты розничной торговли | от 1000 кв.м. вкл. |
Рестораны, кафе и др. предприятия общественного питания | от 50 мест вкл. |
Водозаборные узлы (водонасосные станции) производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и более | по Московской обл. |
Котельные мощностью 30 Гкал/час и выше | по Московской обл. |
Котельные мощностью менее 30 Гкал/час, работающие в круглосуточном режиме | по Московской обл. |
Канализационные насосные станции производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и выше | по Московской обл. |
Канализационные насосные станции производительностью менее 10 тыс. куб. м/сутки, работающие в круглосуточном режиме | по Московской обл. |
Категорирование объектов по степени потенциальной опасности с 10 апреля 2015 г.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.03. 2015 №272 всем объектам с единовременной посещаемостью свыше 50 человек требуется провести категорирование объекта по степени потенциальной опасности совершения террористического акта и разработать паспорт АТЗ в соответствие с новой формой.
Должны ли частные фирмы по закону проводить антитеррористический инструктаж?
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ российские ИП и юрлица обязаны выполнять требования по антитеррористической защищенности объектов, используемых в коммерческой деятельности. В соответствии с п. «и» ст. 14 закона «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 № 68-ФЗ руководители организаций обязаны проводить работы, направленные на предотвращение подобных ситуаций (далее — ЧС) на территории своих организаций. Поскольку террористический акт может быть фактором возникновения ЧС, то данную норму закона правомерно трактовать как устанавливающую для частных фирм обязанность по предотвращению террористической угрозы.
Но есть один нюанс. С одной стороны, частным фирмам нужно работать над антитеррористической безопасностью, с другой — понятие «инструктаж» в контексте антитеррористической безопасности в законодательстве РФ не закреплено. Таким образом, схему проведения антитеррористического инструктажа организация, пока алгоритм решения соответствующей задачи не утвержден на уровне законодательства РФ, утверждает на уровне локальных нормативных актов.
Какие этапы инструктажа она может предусматривать?