Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок обжалования протокола об административной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С чего начинается привлечение к административной ответственности? Конечно же с фиксации факта правонарушения. Затем уже составляется протокол об административном правонарушении, который в дальнейшем передаётся уполномоченному должностному лицу, которое имеет право на рассмотрение дела об административном правонарушении. В главе 23 КоАП РФ указаны все данные лица, а также конкретные административные правонарушения, которые они рассматривают. Так как привлекают к административной ответственности?
Комментарий к ст. 30.1 КоАП РФ
Комментируемая ст. 30.1 КоАП РФ устанавливает порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Он зависит от того, каким органом рассматривалось дело.
Статья 30.1 КоАП РФ устанавливает возможность обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях как в судебном, так и во внесудебном (административном) порядке.
При этом, поскольку согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд (п. 19.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»). Однако при решении вопроса о подведомственности дел по заявлениям об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен выяснять вопрос о том, связано привлечение лица к административной ответственности с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности или нет.
Выбор конкретного порядка обжалования определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении предоставлен заинтересованному лицу.
При этом указанной нормой ст. 30.1 КоАП РФ не исключена возможность одновременного обращения с жалобой в суд и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) (решение Пензенского областного суда от 15.12.2016 по делу N 7-509/2016). Однако, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).
Часть 1 ст. 30.1 КоАП РФ предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. ст. 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ:
1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд (п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ);
2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа (п. 2 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).
Только в суде и в соответствии с ч. 4 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и п. 2 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ может быть оспорено постановление судебного пристава-исполнителя, вынесенное по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении (Бюллетень судебной практики Свердловского областного суда по делам об административных правонарушениях (четвертый квартал 2008 г.) (утв. Постановлением президиума Свердловского областного суда от 18.02.2009));
3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела, а военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) — в гарнизонный военный суд (ст. 29.5 КоАП РФ).
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 и ст. 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
Аналогичный порядок применяется при определении территориальной подсудности рассмотрения жалоб на решения вышестоящих должностных лиц, принятые по результатам рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 и ст. 29.10 КоАП РФ;
4) вынесенное должностным лицом, указанным в ч. 2 ст. 23.79, ч. 2 ст. 23.79.1 или ч. 2 ст. 23.79.2 КоАП РФ, — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3.1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ);
5) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 4 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).
Таким образом, при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении применяются следующие правила:
1. Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд (пп. 2, 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ), а решение судьи районного суда, принятое по жалобе, — в вышестоящий суд, т.е. в областной или другой соответствующий ему суд (п. п. 1 и 2 ст. 30.9 КоАП РФ).
Подача и рассмотрение жалоб осуществляются согласно п. 3 ст. 30.9 КоАП РФ в порядке, установленном ст. ст. 30.2 — 30.8 КоАП РФ.
Возможности обжалования решения судьи областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).
Порядок обжалования постановления
Первое на что стоит обратить внимание при обжаловании постановления об административном правонарушении это кто имеет право на обжалование и куда обращаться для обжалования.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ:
- лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
- потерпевшим (физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред);
- законными представителями физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовывать свои права;
- законными представителями юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим;
- защитником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
- представителем потерпевшего;
- уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
Согласно ст. 30.1 КоАП РФ: «Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:
- вынесенное судьей – в вышестоящий суд;
- вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
- вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
- вынесенное руководителем соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместителями, руководителями структурных подразделений соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, их заместителями – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
- вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, – в районный суд по месту рассмотрения дела».
Возможные результаты обжалования
При оспаривании постановления о применении наказания за совершение административного правонарушения, есть несколько вариантов. Как правило, заявитель просит отменить наказание полностью, признать его невиновным. Но уполномоченные органы могут вынести следующее решения:
- жалобу удовлетворить полностью. То есть, заявитель признаётся невиновным, с него снимаются все обвинения по статьям КоАП РФ, применимые ранее санкции отменятся;
- жалобу удовлетворить частично. Например, будет уменьшена сумма штрафа, но само наказание отменено не будет. Возможно, будут сокращены часы обязательным, принудительных или исправительных работ, потому что будет доказана вина меньшей степени, чем предполагалось ранее;
- жалобу полностью отклонить. То есть, все доводы, приведённый в её «теле» оставить без рассмотрения и удовлетворения. Наказание остаётся то же, что и в постановлении.
Свидетели, подписание бумаги и объяснения
Свидетели, подписание бумаги и объяснения – с этими понятиями нужно разобраться заранее. Учитывайте, что в протоколе в соответствии с КоАП РФ (ст. 28.2) обязательно приводится информация, которая считается необходимой. Под ней понимают информацию относительно даты и места, где был составлен протокол, личных данных автора (ФИО и должность), нарушителя, потерпевших и свидетелей. Потом обязательно излагается суть правонарушения с указанием точного времени и места случившегося. Далее приводятся законодательные нормы, которые будут использованы для наложения санкций.
Под понятием «свидетели» понимают лиц, которые стали очевидцами правонарушения. Их считают участниками производства по делу. Личные данные обязательно заносятся в протокол, как и показания свидетелей, подкрепленные личными подписями. При этом свидетель по закону может отказаться от дачи показаний против себя или своих близких родственников (к таковым относят детей, родителей, бабушек и дедушек, внуков, братьев и сестер). В случае если вы оказались свидетелем, свою линию поведения нужно определить сразу же.
Обратите внимание! Лицо, которое является правонарушителем, может подписать протокол или отказаться ставить свою подпись. Это также повлияет на дальнейшее разбирательство дела: при наличии подписи оспорить документ будет сложнее, так как лицо выразило свое согласие с предъявленными обвинениями.
Результаты проверки протокола об административном правонарушении
Результаты проверки протокола об административном правонарушении приведены в специальном акте. При этом если действительно выясняется правонарушение, то разъяснения в акте могут занять несколько страниц. Дополнительно могут быть составлены и административные протоколы. Последние оформляются, если выявляются такие нарушения:
- в выдаче товарного или кассового чека, квитанции и других схожих бумаг было отказано;
- санитарные нормы были не соблюдены;
- были проданы некачественные, просроченные товары;
- услуги были предоставлены не на должном уровне;
- был обман со стороны обмена валют (специализация отделения валютного контроля);
- относительно приобретения была предоставлена недостоверная информация или были проведены незаконные манипуляции (под это понятие подпадает обвешивание, неправильный обмер и т. д.).
В отдельных случаях Роспотребнадзором дополнительно выдается и специальное предписание, в котором указана необходимость устранить обнаруженные недостатки в кратчайшие сроки.
Стоит отметить, что, кроме ГИБДД, постановления об административном правонарушении могут выносить еще и сотрудники Роспотребнадзора.
Если дорожный патруль встречается довольно часто, а виновные лица, как правило, знают, что они нарушают статьи главы 12 Кодекса об административных правонарушениях, то при проверках Роспотребнадзора знаний обнаруживается гораздо меньше.
Данная организация действует на основании Административного регламента и Закона №249-ФЗ «О защите прав юридических лиц» от 26 декабря 2008 года. Так как закон имеет большую силу, чем регламент, на распоряжение о проверке, которое не содержит все необходимые реквизиты, предписанные в законе, владелец, например, бизнеса, может ответить отказом. При этом он поступит совершенно правомерно.
В том случае, если сотрудниками Роспотребнадзора соблюдены все необходимые формальности, они приступают к проверке. Стоит отметить, что плановые проверки ни в коем случае не проводятся внезапно – об этом юридические лица должны быть уведомлены общедоступным способом или через СМИ. В противном случае можно произвести обжалование протокола об административном правонарушении, или же выданное предписание, если таковые будут иметь место.
В процессе производства по делу об административном правонарушении следует составить несколько различных документов, одним из которых является выше рассмотренный протокол.
Форма его утверждена госорганами (регламенты административного порядка).
В такой форме должны быть зафиксированы:
- место составления документа и соответствующая дата;
- ФИО лица с должностным статусом и его должность;
- сведения, касающиеся нарушителя;
- информация о свидетелях и пострадавших;
- указание на устанавливающую те или иные санкции статью КоАП;
- объяснение совершившего административное правонарушение лица (письменный вид).
Причины подачи на обжалование постановления ГИБДД?
Данное деяние определяется КоАП РФ – кодифицированным законодательным актом. В нём прописывается порядок классификации правонарушения, ответственность и прочее. Согласно положениям этого закона, это противоправный проступок или бездействие, за совершение которого можно привлечь к административной ответственности и применить нормы КоАП РФ.
Согласно КоАП РФ, применяются 3 вида наказания:
- штраф;
- предупреждение;
- административный арест. Как правило, применяют 15 суток, но при рецидиве правонарушения, арест может достичь 45 суток.
Привлечь виновное лицо к ответственности может либо суд, либо уполномоченное должностное лицо. Например, водитель нарушил ПДД, что повлекло за собой причинение лёгкого вреда здоровью третьему лицу. Степень вины и применяемое наказание будет устанавливать суд. Но, если нарушение ПДД не связано с потенциальным лишением спецправа, решение будет принимать руководитель отделения ГИБДД.
В КоАП РФ нет обжалования протокола об административном правонарушении, но есть можно обжаловать постановление о применении наказания за совершение такого деяния. Протокол и постановление – разные процессуальные документы. Закон предусматривает следующие основания для обжалования административного правонарушения:
- в протоколе, представителем правопорядка были указаны неверные или неправдивые сведения;
- протокол составлен с нарушением норм законодательства;
- описанные в протоколе действия имели вынужденный характер с целью избегания более серьёзных последствий. Например, водитель выехал на полосу встречного движения, чтобы избежать столкновения с другим автомобилем. То есть, нарушение ПДД было совершено вынужденно. Постановление можно будет оспорить.
Чтобы доказать свою невиновность и неправомерные действия уполномоченного органа, необходимо предъявить доказательства. Это могут быть показания свидетелей, фото-, видеоматериалы, прочие сведения.
Как можно обжаловать протокол об административном правонарушении? Если человек не согласен с изложенным, он может подать жалобу. Но нельзя оспорить протокол, можно только постановление. Есть несколько инстанций для подачи жалобы:
- вышестоящему руководству того уполномоченного лица, которое выписывало протокол;
- прокуратура ли иной надзорный орган;
- суд.
Если постановление вынесено судом, то оспаривание возможно в апелляционном порядке через орган правосудия высшей инстанции. Не рекомендуется одновременно подавать жалобу в суд и в вышестоящую инстанцию. Приоритет будет иметь судебный акт.
Сроки обжалования постановлений административных правонарушений разобраны в статье 30.3 КоАП РФ – «Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении».
- Жалоба на постановление должна быть составлена в течении 10 дней.
- Если десятидневный срок подачи жалобы нарушен по уважительным причинам этот срок можно восстановить через суд.
Сроки подачи ходатайства указываются в ст. 30.3 КоАП. Предусматривается, что допускается подача ходатайства в течение десяти суток после того, как была вручена или получена копия постановления ГИБДД.
К сведению
Во второй части данной статьи сказано, что возможно восстановление пропущенного срока обжалования постановления ГИБДД. Заявление об этом направляется в вышестоящую инстанцию по отношению к принявшей решение о привлечении к ответственности.
При составлении ходатайства о восстановлении сроков на обжалование постановления ГИБДД, необходимо указать:
- наименование инстанции, куда подается заявление на обжалование постановление ГИБДД;
- должность, ФИО лица, которому адресуется бумага;
- название документа;
- излагается суть вопроса с перечислением обстоятельств дела, уважительных причин пропуска срока обжалования, кем и когда принято постановление об административном правонарушении;
- перечня прилагаемой документации.
В конце заявления составитель расписывается и указывает текущую дату.
К уважительным причинам относятся следующие обстоятельства, подтверждаемые такими документами:
- тяжелое заболевание – больничный лист, медицинское заключение и другие бумаги, устанавливающие диагноз, при котором жалоба физически не могла быть подана своевременно;
- срочная командировка – приказ о служебной поездке с указанием числа начала и окончания, города, куда был направлен работник;
- уход за немощным родственником – медицинское подтверждение с отметкой о необходимости постоянного присмотра за больным;
- стихийное бедствие, авария и другое происшествие природного или техногенного характера, создавшее непреодолимое препятствие для подачи жалобы в установленный срок – выдается представителем службы МЧС или другой организации, к чьей сфере ответственности относится принятие мер безопасности в связи с данными обстоятельствами;
- копия постановления ГИБДД не была получена или доставлена с задержкой.
Без предоставления документально обоснованных доказательств, ходатайство не будет рассмотрено с положительным результатом. Возможность восстановления пропущенных сроков, связанных с объективными причинами, изложена в письме ГТК РФ от 27.03.2003 N 27-14/13306.
Порядок составления протокола об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушении должен содержать следующие данные (статья 28.2 КоАП):
2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В протоколе должны быть указаны:
- Дата и место составления.
- Данные сотрудника ГИБДД.
- Данные водителя.
- Данные свидетелей и потерпевших.
- Место и время нарушения правил дорожного движения.
- Событие административного правонарушения и статья нормативного документа, предусматривающая ответственность.
- Объяснение водителя.
В жалобе отказано: что делать
Иногда ведомство, куда было направлено заявление об обжаловании, не согласно с обратившимся. В любом случае организация должна в течение 10 дней после подачи обращения выдать вам письменный ответ. Если в жалобе отказано, будут описаны разъяснения, о том на каком основании это произошло.
Если вы не согласны с вынесенным решением, обращайтесь в суд. Здесь дело могут рассматривать до двух месяцев. Об этом обязательно надо оповестить ГИБДД или другую организацию, от которой пришел штраф. В противном случае, если тяжба будет длиться долго, срок оплаты штрафа истечет. Тогда дело передается приставам, а они не обязаны перепроверять информацию. В результате придется решать дополнительные проблемы.
В суд можно обратиться сразу в обход первого этапа обжалования. Так и поступают многие водители. Но это не совсем правильно. Ведь в первом этапе решить проблему можно за отведенные законом 10 дней, а на судебное решение может уйти несколько месяцев. Поэтому лучше начать именно с подачи жалобы в организацию, выписавшую постановление о взимании штрафа.
Почему нельзя обжаловать протокол об административном правонарушении
Законодательные акты не дают возможности обжаловать протокол об административном правонарушении. Согласно требованиям ст. 30.1 КоАП РФ обжаловать можно постановление по делу, или определение об отказе в возбуждении дела.
Отличия административного протокола от постановления заключаются в следующем:
- Время оформления. Протокол служит для фиксации факта совершенного нарушения, поэтому оформляется в начале административной процедуры, при возбуждении дела, тогда как постановлением данная процедура завершается — соответственно, в нем отражаются и установленные факты, и санкции. Протоколом вы не привлекаетесь к ответственности, но он служит одним из доказательств по делу.
- Должностные лица, или коллегиальные органы, составляющие протокол. Протокол формируют только уполномоченные на это должностные лица, или административные комиссии. Постановление же могут вынести как должностные лица, так и судьи и коллегиальные органы.
- Возможность обжалования. Для постановления такая возможность предусмотрена, для протокола — нет.
Безошибочность составления административного протокольного документа оценивается судьей либо уполномоченным должностным лицом при подготовке к рассмотрению дела (п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ). Если установлено, что в протоколе имеются недостатки, он возвращается на доработку лицу, его вынесшему.
Каждое лицо, которое намерено обжаловать вынесенное сотрудником ГИБДД постановление, должно помнить о том, что данные, указанные в нем, не являются обстоятельствами, которые доказываются в судебном порядке.
На практике существует множество способов обжалования решения, которое принято должностным лицом. Одним из них, помимо обращения в официальном порядке с жалобой, является намеренное затягивание административного производства по делу.
Для этого лицо может просто не являться по вызову инспектора в ГИБДД или уклоняться от получения повестки в суд. Конечно, вечно избегать процедуры не получится, но некоторое время заинтересованное лицо сможет выиграть.
Что делать, если приставы ошибочно требуют оплатить штраф?
Несмотря на наличие такого способа, конечно, юрист вам не посоветует его использовать. Связано это с тем, что при надлежащем судебном уведомлении получится, что лицо сознательно нарушает нормы процессуального права РФ, что в свою очередь может повлечь привлечение к предусмотренной законом ответственности.
Еще одним вариантом является указание в самом протоколе о том, что лицу не разъяснены в установленном порядке права и обязанности, отсутствовали понятые, которые должны были быть привлечены к процедуре, протокол заполнялся должностным лицом с ошибками.
Случаи обязательного представления объяснений
Статьей 26.3 КоАП РФ предусмотрены случаи обязательного представления объяснений по делу об административном правонарушении.
Так, медицинская/фармацевтическая организация, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, представляют объяснения, включаемые в протокол об административном правонарушении, в протокол об обеспечении мер и протокол о рассмотрении дела.
Обычно такие объяснения даются при самом возбуждении или рассмотрении дела — тогда, когда у организации (ее представителя) нет возможности основательно обдумать те или иные обстоятельства, имеющие отношение к делу. Соответственно, такие объяснения могут быть использованы как в пользу организации, так и против нее.
Обращаем внимание, что на этапе рассмотрения дела об административном правонарушении заслушивание объяснений, данных организацией, также является обязательной процедурой (часть 2 статьи 29.7 КоАП РФ).
Однако в настоящей статье нам бы хотелось рассказать об объяснениях по делу об административном правонарушении, которые могут быть представлены организацией самостоятельно, по своей инициативе, не потому, что этого требует закон.
Как известно, в административном производстве действует презумпция невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: это означает, что в случае, если в отношении организации возбуждено дело об административном правонарушении, она считается невиновной до тех пор, пока ее вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Вместе с тем, организация, в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, как никто другой, заинтересована в доказывании своей невиновности и может использовать для этого механизм представления объяснений по делу об административном правонарушении, если не согласна с вынесенным в отношении нее протоколом об административном правонарушении.
Такие объяснения готовятся организацией как отдельный документ и представляются лицу, рассматривающему дело (судье или должностному лицу органа надзора) с целью повлиять на его исход.
Протокол – что за документ?
Понятие данного документа закреплено в КоАП РФ. Если сказать своими словами, протокол – это официальная бумага, составленная полномочным должностным лицом, содержащая в себе сведения о сущности административного правонарушения. Указанный документ должен указывать на обстоятельства его совершения, информацию о виновнике, свидетелях, потерпевших, конкретную статью закона, регламентирующую ответственность за нарушение.
В обиходе многие люди, не имеющие профильного юридического образования, часто говорят: «обжалование протокола». Данное утверждение является, конечно, неправильным с точки зрения закона, поскольку оспорить можно только постановление, вынесенное по результатам исследования доказательств по делу, в том числе вышеуказанного документа.
Протокол выполняет лишь роль фиксации обстоятельств конкретного правонарушения. Именно поэтому оспорить факт наличия/отсутствия исходных данных невозможно. При этом виновник вправе подать соответствующие возражения относительно содержащейся в нем информации. О том, каким образом это сделать, поговорим далее и рассмотрим образец возражения на протокол об административном правонарушении.
Досудебное обжалование
Некоторые думают, что со своими требованиями лучше сразу идти в суд. Но так ли это на самом деле?
Институт Фемиды, конечно, является самой последней и важной инстанцией. Однако не стоит забывать и о возможности мирного досудебного обжалования.
Во многих случаях, когда должностными лицами выписывается протокол о правонарушении, это значит, что предстоит дальнейшее внесудебное разбирательство в соответствующем органе. В таком случае вам назначат время и место разбирательства дела, куда следует обязательно прибыть и отстоять свою точку зрения.
Для достоверности можно сделать аудиозапись процесса разбирательства, но перед этим необходимо сделать объявление, что ведется запись, и указать данные об аппаратуре. Только в таком случае файл можно будет использовать в качестве доказательства в суде.
Если вышеуказанные методы не помогли вам отстоять права, и решение соответствующего органа было принято не в вашу пользу, то имеет смысл обратиться в суд.