Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «До какой суммы имущество не ставится на баланс в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Хотя законодательство дает субъектам хозяйствования определённую свободу в установлении стоимостного лимита, все же эту цифру нельзя брать с потолка. Необходимо учитывать критерий существенности. Как же определить предельную стоимость имущества?
Изменения в ставках налога на имущество
Размер налоговой ставки на имущество устанавливают субъекты РФ, однако максимальная ставка ограничена налоговым кодексом и составляет 2,2 %. Если налоговая база объектов недвижимости определяется на основе кадастровой стоимости, то субъекты РФ могут устанавливать ставку налога, которая не превышает 2 %.
Летние поправки затронули п. 1 ст. 380 НК РФ — добавили новое положение, которое устанавливает максимальную ставку налога, исчисляемого по кадастровой стоимости, для объектов недвижимости, принадлежащих личному фонду на праве собственности. Важно отметить, что это правило будет применяться только к объектам недвижимости, таким как жилые помещения, гаражи и машино-места с кадастровой стоимостью менее 300 млн рублей. Субъекты РФ будут вправе устанавливать размер налоговой ставки, который не превышает пороговый уровень — 0,3 %.
Учет малоценных основных средств
Ранее малоценка сначала учитывалась на счете 10, а по мере отпуска активов в производство списывалась на расходы. Учет малоценных основных средств в 2023 году ведется иначе. Теперь такие объекты относят в состав расходов сразу же, в том периоде, в котором траты по их приобретению были произведены. Счет 10 больше не используется.
При этом в п.5. ПБУ 6/2020 ясно указано, что организация обязана обеспечить контроль за учетом малоценных активов после их списания. Это может быть реализовано следующим образом:
- учет малоценки на отдельных забалансовых счетах;
- учет таких активов в особых бухгалтерских регистрах, разработанных самостоятельно (соответственно, состав и формы таких документов должны быть закреплены учетной политикой).
В каких случаях может понадобиться оценка
Определение рыночной стоимости активов аналитическим путем производится в следующих случаях:
- Поступление активов в качестве дара и по другим безвозмездным сделкам;
- Принятие на учет материалов, запасных частей, агрегатов и т.д., полученных при демонтаже или разборе основных средств в результате их ликвидации и/или вывода из эксплуатации;
- По результатам проведенной инвентаризации в случае выявления неучтенных объектов;
- Увеличения уставного капитала за счет передачи доли в натуральном выражении;
- Самостоятельного создания актива (например, разработка программы или изготовление деталей своими силами).
Возникла обязанность отражать тот факт, что для объекта больше нет применения
Основными средствами признаются только активы.
Важный критерий актива — используется ли объект в тех целях, ради которых учреждение создано. Таким образом, чтобы объект числился в составе основных средств, важно не только иметь права на него, но и найти для него применение.
Например, объект будет признаваться активом, если учреждение может использовать его в своей деятельности, продать, обменять на иные активы или передать для использования другому учреждению того же собственника.
Если учреждение не может найти применение объекту, он перестает признаваться активом и, как следствие, основным средством. В этом случае учреждение принимает решение о прекращении использования объекта. В бухучете такое решение стало новым основанием для списания объекта с баланса.
Минфин разъяснил: решение о прекращении использования объекта принимает либо комиссия по поступлению и выбытию активов, либо инвентаризационная комиссия. Комиссия оформляет решение в акте о списании или акте о результатах инвентаризации.
Комиссия принимает решение в тот момент, когда больше нет уверенности, что применение для объекта будет найдено. Комиссия может обоснованно полагать, что актив простаивает временно и в дальнейшем его можно будет использовать в запланированных целях, продать или передать другому учреждению. В этом случае принимать решение о прекращении использования объекта и списывать его с баланса не нужно.
В период забалансового учета может появиться другой способ использования объекта
Если появилась возможность использовать объект, восстановите его на балансовом учете.
Минфин также пояснил, что объекты, которые могут быть задействованы в других учреждениях того же собственника, признаются активами, если принято решение об их передаче. Например, при согласовании выбытия объекта из состава имущества учреждения собственник решил передать его другому подведомственному учреждению. Если объект уже списан на забалансовый счет, его нужно перенести обратно на баланс. Он списывается с балансовых счетов при передаче другому учреждению.
Сравнение учета в бюджетном и автономном учреждении
В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.
Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.
Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?
В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.
Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.
Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.
Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?
Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.
Активы культурного наследия
Стандарт ОС содержит в себе новое понятие Активы культурного наследия. Это активы, возникающие в результате исторических событий и обладающие ценностью с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Активы культурного наследия включают в себя:
-
объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями;
-
произведения живописи;
-
скульптуры;
-
декоративно-прикладного искусства;
-
объекты науки и техники;
-
иные предметы материальной культуры, обладающие культурной, исторической, экологической ценностью.
Изменения в правилах бухгалтерского учета основных средств, часть 2
Вопрос №1. ИП занимается сдачей в аренду площадей в административном корпусе. Они обставлены мебелью, купленной за счет ИП. Можно ли записать их в расходы и отразить в учете?
Подобные затраты можно включить в расходы. Они полностью экономически обоснованы, поскольку сдача в аренду площадей вместе с установленной на них мебелью, является источником дохода данного ИП.
Вопрос №2. Предприятие (ОСНО) ежеквартально приобретает около сотни наименований канцелярских товаров. Они сразу же раздаются сотрудникам для обеспечения их работы. Нужно ли отражать стоимость канцтоваров, в каких первичных документах?
Чтобы не было претензий от ревизоров и налоговиков следует поступить таким образом.
- Товары приходуются на сч. 10 такой записью: Дт 10 → Кт 71
- Заполняется приходный ордер.
- При раздаче канцтоваров сотрудникам оформляется требование-накладная. На ее основании стоимость малоценки списывается: Дт 26 → Кт 10
Вопрос №3. Как определиться с суммой малоценного имущества?
Сумма зависит от особенностей предприятия. К МБП не относятся ОС, чья стоимостью больше за 40 тыс. руб. Вот эти два фактора следует учесть и закрепить для целей бухучета (обязательно) в приказе об учетной политике.
Вопрос №4. Можно ли списать малоценное имущество в день его поступления, если оплата за него еще не отражена в учете?
Такое возможно. В бухучете малоценку можно списать тогда же, когда она поступила. Прошла на данный момент оплата или нет – не имеет значения.
Вопрос №5. ИП купило микроволновку для своих работников. Будет ли ее стоимость включена в расходы УСН?
Нет. В расходы можно включать только те из них, которые полностью обоснованы и используются в производстве. На каждом предприятии не следует недооценивать учет МБП, хотя это и недорогое имущество.
Единый план счетов дополнен счетами:
Код | Наименование | Примечание |
---|---|---|
205 38 |
Расчёты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда |
|
207 40 |
Расчёты по прочим долговым требованиям |
|
208 50 |
Расчёты с подотчётными лицами по безвозмездным перечислениям бюджетам |
С детализацией по счетам:
Аналогичная информация внесена в Инструкцию № 157н |
Забалансовый счёт 33 |
Ценные бумаги по договорам репо |
Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.5, 390.6 Инструкции № 157н. Аналитический счёт ведётся по соответствующим кодам бюджетной классификации (кодам КОСГУ) в целях отражения операций по зачёту взаимных обязательств по первой и второй частям договоров репо |
Забалансовый счёт 38 |
Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии |
Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.1, 390.2 Инструкции № 157н |
Забалансовый счёт 39 |
Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии |
Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.3, 390.4 Инструкции № 157н |
Забалансовый счёт 45 |
Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда |
Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 395, 396 Инструкции № 157н |
Какие новые правила введут для жителей многоэтажек с 1 января 2023 года
Российское правительство утвердило предельный индекс роста тарифов на оплату коммунальных услуг на уровне девяти процентов. Однако, согласно жилищному законодательству, окончательный размер величин, применяемых в каждом российском субъекте, определяется на основании постановления местной администрации. Эта администрация, в свою очередь, имеет право превышать федеральный индекс, когда это объясняется необходимостью, например модернизации коммунальной инфраструктуры. В ряде регионов РФ повышенные тарифы уже утверждены. Например, в Нижнем Тагиле решением местной администрации общее повышение составит 11,1 процента, а в Орске повышенный тариф установлен на отметке 9,9 процентов. Также о повышении тарификации заявили в отдельных муниципалитетах Пензенской области и Краснодарского края.
Отметим, что проверить предельный размер своей тарификации ЖКУ можно на официальном портале Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с помощью специального сервиса. Если правомерность повышения тарифов там не указана, то ФАС готова рассматривать жалобу в индивидуальном порядке, по заявлению. При этом нужно иметь в виду, что взносы за капремонт вообще не охватываются теми предельными индексами, что утвердило правительство, так как они не входят в ЖКУ, а начисляются отдельным платежом (закреплено в статье 154 Жилищного законодательства).
Поэтому в 2023 году плата за капремонт может вырасти, несмотря на объявленный мораторий для индексации тарифов на коммунальные услуги. Уже известно, что планируется подорожание взносов на капремонт в Московской области (на 16,7 процентов), в Нижегородской области (на 17 процентов) и в Свердловской области (более чем на 40 процентов).
Что облагается налогом на имущество юридических лиц в 2024 году
Подлежит налогообложению любое недвижимое имущество, согласно статье 374 НК РФ.
При этом каждый объект должен находиться на балансе юридического лица в разделе «Основные средства». Сюда же включается и то, что передано на условиях договора временного пользования и доверительного управления.
На балансе юридического лица могут учитываться основные средства, которые переданы ему в управление оперативного или хозяйственного ведения. Они также подлежат учету при расчете суммы налога. Его платит балансодержатель.
Уточним, за какое имущество категории плательщиков обязаны платить налог:
- в части тех основных средств, которые учтены на балансе, юридические лица, как российские, так и иностранные, ведущие свою финансово-хозяйственную деятельность в пределах России с участием представительства;
- в части расположенного в России и находящейся в их собственности недвижимости и иные иностранные юр. лица без постоянного представительства в РФ.
Особо ценное имущество от какой суммы 2021 в бюджетном учреждении
Согласно п. 6 Федерального стандарта «Нематериальные активы», п. 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, в отношении которых у организации бюджетной сферы возникли:
- исключительные права;
- права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.
Объекты могут быть как приобретены учреждением, так и созданы им или по его заказу.
Для того, чтобы объект мог учитываться в составе нематериальных активов, он должен удовлетворять следующим критериям:
- предназначаться для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения;
- срок его использования должен быть больше 12 месяцев;
- не иметь материально-вещественной формы;
- иметь возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
- приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
- иметь полезный потенциал;
- первоначальная стоимость объекта нефинансового актива поддается надежной оценке;
- не предназначаться для последующей перепродажи;
- иметь оформленные документы, подтверждающие существование актива;
- иметь надлежаще оформленные документы, устанавливающие исключительное право на актив;
- иметь в случаях, установленных законодательством РФ, надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив *(2).
Признание актива основным средством
Объект должен соответствовать одновременно всем нижеуказанным критериям:
-
иметь материально-вещественную форму
-
быть предназначенным для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд
-
быть предназначенным для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
-
иметь способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана).
ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
Этот стандарт применяется не всеми компаниями. Изначально нужно определить, если у них объекты, которые подпадают под определение «объекты учета аренды». При этом по объектам можно определить:
- срок аренды, при этом нужно обращать внимание не на формальный срок, а на действительные намерения арендодателя и арендатора (зачастую срок договора бывает меньше 12 мес., чтобы не регистрировать его);
- предмет аренды. Если его невозможно идентифицировать, то не надо применять к договору ФСБУ. Например, заключен договор на аренду автомобиля, но каждый раз предоставляются разные транспортные средства (какие свободные). В такой ситуации нет возможности конкретизировать конкретный арендуемый предмет;
- арендатор получает выгоду при использовании арендуемого предмета;
- арендодатель контролирует использование предмета, например, определяет, какую деятельность можно вести в сданном в аренду помещении.
ФСБУ 25/2018 можно не использовать, когда:
- срок договора меньше 12 месяцев;
- рыночная стоимость предмета не больше 300 тыс. руб.;
- компания вправе вести вести упрощенный учет и решает не использовать этот стандарт, указав это в учетной политике.
Малоценка до какой суммы определяется законодательством
В Российской Федерации существует законодательное регулирование в отношении малоценки. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете № 5 «Учет основных средств, нематериальных активов и расходов», утвержденным Минфином России, считается, что имущество является малоценкой, если его стоимость не превышает 20 тысяч рублей.
Учет малоценки не требует проведения ежегодной инвентаризации и составления актов приема-передачи, что существенно упрощает процесс бухгалтерского учета для такого имущества.
Однако, стоит учесть, что малоценка до 20 тысяч рублей не включается в баланс организации. Такое имущество не оценивается и не амортизируется, то есть оно не отражается в финансовой отчетности.
Помните, что проведение учета малоценки должно соответствовать требованиям законодательства и нормам бухгалтерии, поэтому рекомендуется проконсультироваться с квалифицированным специалистом в области бухгалтерии.
Выпуск ОС собственных средств
В новых правилах бухгалтерского учета, которые вступят в силу с 1 января 2024 года, устанавливаются изменения в отношении выпуска основных средств (ОС) собственными средствами. Данная процедура может быть осуществлена организацией для улучшения своей производственной деятельности, расширения производственных мощностей или замены устаревшего оборудования.
Выпуск ОС собственными средствами предусматривает, что организация сама привлекает необходимые средства для приобретения и ввода в эксплуатацию основных средств. Этот процесс может быть осуществлен путем использования имеющихся средств на счетах организации, получения кредитов или ссуд от банков, а также за счет привлечения инвестиций от сторонних инвесторов.
Преимущества выпуска ОС собственными средствами:
- Независимость от внешних кредиторов. Организация не зависит от условий кредитования, процентных ставок и сроков погашения долгов перед банками или другими кредиторами. Она сама определяет сроки и условия погашения собственных средств, что обеспечивает большую гибкость в финансовом планировании.
- Сокращение процесса принятия решений. Организация может самостоятельно принимать решения о приобретении и вводе в эксплуатацию необходимых ОС, не тратя время на оформление кредитных документов и согласование условий с кредиторами.
- Снижение финансовых затрат. При выпуске ОС собственными средствами организация не платит проценты по кредиту, что позволяет существенно сократить финансовые затраты и улучшить финансовое состояние компании.
Процедура выпуска ОС собственными средствами:
- Оценка необходимости приобретения ОС. Организация анализирует свои производственные потребности и определяет необходимость приобретения новых ОС или замены устаревшего оборудования.
- Подготовка финансового плана. Организация разрабатывает финансовый план, в котором указывает источники собственных средств, расчетные сроки и структуру затрат на приобретение ОС.
- Привлечение собственных средств. Организация осуществляет привлечение необходимых средств путем использования имеющихся на счетах денежных средств, получения кредитов или ссуд от банков, а также за счет привлечения инвестиций.
- Приобретение и ввод ОС в эксплуатацию. Организация приобретает ОС у поставщиков или производит их самостоятельно, после чего осуществляет их ввод в эксплуатацию.
Выпуск ОС собственными средствами является эффективным способом для организаций укрепления своей финансовой позиции и достижения своих производственных целей. Она позволяет организации быть независимой от внешних кредиторов и сокращает финансовые затраты. Однако, перед принятием решения о выпуске ОС собственными средствами, необходимо провести тщательный анализ финансовой состоятельности и возможности организации для привлечения необходимых средств.