Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за отмывание денег: что это такое, уголовное наказание для работников ИП, ООО, банков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обнал, обналичка (легализация, отмывание) денежных средств, как правило сопряжены с совершением других преступлений – ст. 327 УК РФ Подделка документов, ст.ст. 198 и 199 УК РФ Уклонение от уплаты налогов, ст. 171 УК РФ Незаконное предпринимательство, ст. 172 УК РФ Незаконная банковская деятельность, все это в зависимости от действующей схемы обналички (обнала). Тревогу стоит забить в самом начале, когда сотрудники ОБЭП начинают «дергать» работников предприятий, контрагентов, руководителей, бухгалтеров, задавать вопросы об оборотах, ведется ли реальная деятельность, концентрироваться на конкретных сделках и т.п. Схемы обнала легко раскрываются путем обнаружения аффилиатов (аффилированных фирм), которые проводят сделки на выполнение работ, оказание услуг с одними и теми же контрагентами, а на балансе таких компаний ничего нет и работников нет, соответственно это является признаком фиктивности сделки. Сотрудники ФНС очень любезно и быстро делаться с сотрудниками ОБЭП схемами аффилированных лиц, не составляет труда установить всех участников схемы, а также отчетностью, сведениями об основных средствах и т.п. Затем устанавливается местонахождение и опрашиваются номинальные бенефициары, директора, бухгалтеры, которые утверждают, что таковыми они в действительности не являются, просто подписывали какие то документы по просьбе знакомого и указывают на этого «знакомого». Далее проверяются сделки, отчетность, устанавливается что сделок никаких не было, если это работы, то легко устанавливается что они выполнены не были, если услуги, опрашиваются получатели мнимых услуг. Когда замешано много людей, сотрудники ОБЭП очень быстро имеют возможность выйти на организаторов схемы, а очень часто к ответственности привлекаются и номинальные руководители, когда раскрыть организаторов представляется сложным. Также имеют место случаи, когда добропорядочные предприниматели по «глупости» ввязываются в схему обналички, предоставляют свои счета и предприятие под сомнительную сделку. Соблазн велик, делать ничего практически не надо, а прибыль есть, кроме того, за счет возросших оборотов можно попытаться получить выгодный кредит в банке, который раньше взять не удавалось. Только вот резко возросший оборот и вызывает подозрения, поверьте Вы сами не заметите как попадете в оперативную разработку, и Вы для ОБЭП станете легкой добычей.
Как раскрывают схему обнала, обналички, легализации (отмывания) денежных средств (ст. 174 и 174 .1 УК РФ)
Стоимость услуг адвоката по ст. 174 и 174 .1 УК РФ
Цена на услуги адвоката по ст. 174 и 174.1 УК РФ находится в прямой зависимости от категории и сложности дела, объема обвинения, позиции подзащитного, что, конечно, влияет на то, сколько времени и внимания предстоит уделить для работы по делу. Минимальная начальная стоимость услуг адвоката по осуществлению защиты на предварительном следствии по данной категории дел, на которую можно ориентироваться, составляет 100 тыс. руб. В каждом случае она может быть больше, что зависит от указанных факторов.
Услуги адвоката высокого уровня не могут стоить дешево, труд адвоката должен быть справедливо оценен и оплачен, и тогда Ваши проблемы становятся задачами для адвоката. Звоните и приходите, обеспечим надежную защиту!
Нормативно-правовые и административные требования и меры по борьбе с отмыванием денег
2.1 Каковы правовые или административные органы для введения требований по борьбе с отмыванием денег в финансовые учреждения и другие предприятия? Пожалуйста, предоставьте подробную информацию о таких требованиях по борьбе с отмыванием денег.
Федеральная служба по финансовому мониторингу является российским агентством, которое издает и контролирует соблюдение законодательных актов в сфере противодействия отмыванию денег. Кроме того, деятельность финансовых учреждений контролируется Центральным банком России.
2.2 Существуют ли какие-либо требования по борьбе с отмыванием денег, налагаемые саморегулируемыми организациями или профессиональными ассоциациями?
Действующее российское законодательство не предусматривает возможности для СРО навязывать требования по борьбе с отмыванием денег.
2.3. Ответственны ли саморегулируемые организации или профессиональные ассоциации за соблюдение законодательства о борьбе с отмыванием денег и против его правонарушителей?
Действующее российское законодательство не предусматривает возможности для СРО контролировать соблюдение их членами требований по борьбе с отмыванием денег, поэтому СРО не могут нести ответственность за действия своих членов.
2.4 Существуют ли требования только на национальном уровне?
Да, все требования приняты на национальном уровне. Субъекты Российской Федерации не имеют полномочий предъявлять какие-либо требования в этой области.
2.5 Какие государственные органы / компетентные органы несут ответственность за проверку соблюдения и соблюдения требований по борьбе с отмыванием денег? Если да, то являются ли критерии экзамена общедоступными?
В соответствии с Положением Федеральной службы по финансовому мониторингу (Указ Президента № 808 от 13 июня 2012 года) агентство уполномочено проверять деятельность юридических лиц на предмет их соответствия требованиям по борьбе с отмыванием денег. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в рамках своей функции по осуществлению в отношении кредитных и некредитных финансовых организаций и их должностных лиц предусмотрены меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. За нарушение требований Федерального закона от 1 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Центральный банк уполномочен проверять деятельность определенных организаций.
2.6 Существует ли государственное подразделение финансовой разведки («ПФР»), отвечающее за анализ информации, сообщаемой финансовыми учреждениями и предприятиями, на которые распространяются требования по борьбе с отмыванием денег?
Федеральная служба по финансовому мониторингу и Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка России собирают и анализируют информацию о соответствии требованиям по борьбе с отмыванием денег.
2.7 Каков применимый срок исковой давности для компетентных органов в отношении принудительных действий?
Срок давности отмывания денег составляет 10 лет с даты совершения преступления. Срок давности за нарушение требований по борьбе с отмыванием денег составляет один год с даты совершения преступления. Срок давности административного правонарушения в этой сфере составляет шесть лет.
К основному составу относятся действия умышленного характера, представляющие собой операции и сделки, связанные с деньгами или имуществом. Финансовые или имущественные блага в данном случае приобретались другими людьми незаконно. Цель подобных операций — сделать вид, что человек владеет и распоряжается полученным богатством на законных основаниях.
Деяние, описанное в 1-й части статьи, будет считаться преступлением небольшой тяжести.
Деяние, описанное во 2-й части, совершается в крупном размере и будет относиться к умышленным преступлениям средней тяжести.
В 3-й и 4-й частях говорится о тяжких преступлениях, совершенных по предварительному сговору, с учетом занимаемой должности, либо организованной группой и в особо крупном размере.
Объект и объективная сторона преступления
Объектом правонарушения в случае легализации любым способом, в том числе и путем обналичивания денежных средств, являются установленный общественный порядок в сфере бизнеса и государственного контроля законности приобретения имущества. Механизм мониторинга со стороны государства был впервые предусмотрен законом о противодействии легализации имущества, добытого криминальным путем, и финансирования терроризма, принятым еще 2001 году.
Предусматривалась двухступенчатая система контроля, в том числе и со стороны Росфинмониторинга за сделками либо денежными операциями, сумма которых превышает 600000 рублей.
Предмет легализации – всегда имущество, включенное в гражданский оборот – деньги либо ценные бумаги, иные активы, которые возможно передать по сделке, либо, в случае денежных средств, – обналичить. Непременным условием для квалификации преступления по указанной статье является принадлежность имущества другим лицам. Например, индивидуальный предприниматель, по просьбе преступника и за определенный процент, соглашается на фиктивную сделку, затем обналичивает деньги и передает их обратно преступнику.
Диспозиция статьи построена таким образом, что предполагает два основных способа легализации имущества – путем финансовых операций, например, банковского вклада, либо с помощью заключения любых сделок. Даже дарение либо передача по наследству имущества, полученного в результате криминальной деятельности, признаются легализацией.
Совершение правонарушения путем осуществления финансовой операции зачастую используется интернет-мошенниками, наркодилерами, при незаконной торговле наркотиками с помощью платежных систем, и другими преступными организациями, для которых всегда актуальным является вопрос – как обналичить деньги? В данном случае используется перевод с телефонов или из электронных кошельков денег на банковский вклад.
Важно! Совершение преступного акта будет признаваться оконченным, даже если была произведена всего лишь одна сделка (финансовая операция).
По общепринятому правилу, сроки давности, в течение которых лицо подлежит уголовному наказанию, напрямую зависят от отнесения преступления к предусмотренной законом категории тяжести. Что касается первой и второй частей ст. 174 УК РФ, то, как преступления небольшой тяжести, они предполагают двухгодичный срок давности привлечения к суду.
Часть третья относится к категории преступлений средней тяжести (с самым строгим наказанием до пяти лет лишения свободы), и по ней срок давности установлен в шесть лет. Наиболее тяжким преступлением признается легализация в составе организованной группы или в особо крупном размере. В этом случае срок давности здесь составит не менее 10 лет.
Займы и выдача наличности под отчет
Самое простое из абсолютно законных способов, которые предполагают для физических лиц обналичивание денежных средств (статья УК РФ 198) – это предоставление займов физическим лицам и выдача сумм под отчет. Недостатком является то, что в первом случае подразумевается возвратность средств, а во втором – предоставление отчета. Или же возврат суммы. Но только на таких условиях данные способы обналичивания будут являться законными.
Кроме этого, в общих случаях данные взаймы или под отчет средства не будут учитываться при составлении налогового отчета.
Экономические особенности развивающихся стран для нелегального оборота денег
Как правило, именно развивающиеся экономики становятся основными жертвами теневых структур. Это происходит из-за уязвимости самой правовой и экономической системы. Основными предпосылками для появления в регионе схем оборота денег являются:
1. Существование «черной» экономики, а следовательно, и высоких теневых доходов населения.
2. Отсутствие механизмов контроля за операционной деятельностью структур, связанных с перемещением денежных средств.
3. Высокий уровень коррумпированости местных чиновников.
4. Существование внутри национальных экономик зон свободной торговли.
5. «Пробелы» в правовой системе, позволяющие законным образом проводить через банк отмывание денег.
6. Доступ финансовых институтов к рынкам ценных бумаг и драгметаллам.
Какая ответственность предусмотрена за обналичку денежных средств
Налоговая ответственность за обнал через ИП не предусмотрена. Но существует ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (статья 122 НК РФ), наказание за это правонарушение — штраф. Его платит юридическое лицо.
Административная ответственность за обналичивание денег через ИП выражается в виде грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету (занижение сумм и налогов больше, чем на 10%, регистрация мнимой сделки и т.д.), в том числе бухгалтерской отчетности.
Согласно статье 15.11 КоАП:
- на должностные лица (руководителя ООО, главного бухгалтера, если обязанность по ведению учета возложена на него) накладываются штрафы от 5000 до 10 000 рублей;
- при повторном нарушении штрафы удваиваются, либо возможна дисквалификация на 1-2 года.
В соответствии со статьей 199 УК РФ уголовная ответственность за неуплату налогов наступает, если:
- за 3 года сумма налогов начислена в размере от 5 миллионов рублей, а нарушитель не заплатил 25% и больше от этой суммы (крупный размер);
- за 3 года начислено налогов на 15 миллионов рублей, а доля неуплаченных налогов — больше 50% (особо крупный размер).
Что может предпринять банк по закону 115-ФЗ
Начнём с того, какие операции банк провести обязан. Если клиент отнесён к зелёной группе риска, то он беспрепятственно может переводить денежные средства другим зелёным компаниям на счета в российских банках. Безосновательная блокировка таких операций неправомерна. Но это вовсе не значит, что попавшим в зелёную зону можно расслабиться: их операции по-прежнему проверяются.
Согласно подп. 1.1 п. 1 статьи 7 115-ФЗ, банки обязаны принимать обоснованные и доступные меры по определению целей деятельности, финансового положения и деловой репутации своих клиентов и источников происхождения денег. Поэтому при возникновении обоснованных подозрений банк имеет право приостановить операцию и потребовать дополнительные документы или сведения по ней.
Если в итоге будут основания полагать, что операция направлена на легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, банк должен:
- заблокировать операцию зелёного клиента;
- не позднее следующего рабочего дня изменить для него степень риска, то есть перевести в более опасную группу.
Важно. Банки обязаны всегда проводить проверку по 115-ФЗ, фиксировать и передавать в Росфинмониторинг сведения обо всех случаях отказа от проведения операций.
Судьбу жёлтого клиента банк решает самостоятельно. Он вправе:
- отказать в проведении операции;
- расторгнуть действующий договор;
- не открывать счёт новому клиенту из категории средней степени риска.
В отношении красных клиентов банки обязаны:
- Блокировать их операции по переводу и списанию денег, электронных средств платежа, выдаче наличных.
- Заморозить остаток денег на счёте при расторжении договора. Клиент не может его перевести на другой свой счёт или счёт другого лица.
- Прекратить возможность пользования электронными средствами платежа, то есть закрыть доступ в личный кабинет клиента.
Центральный банк обещает сделать систему «Знай своего клиента» доступной для компаний малого и среднего бизнеса.
«Отмывание» денег в историческом аспекте и в праве США
17 октября 1931 г. в Чикаго в федеральном суде присяжные заседатели после многочасового совещания признали виновным в уклонении от уплаты налогов Альфонса Капоне, одного из лидеров организованной преступности в США. За уклонение от уплаты налогов суд назначил ему наказание в виде 11 лет лишения свободы, что полностью и окончательно пресекло его преступную карьеру. Победа американской системы уголовной юстиции над организованной преступностью в этом деле очевидна. Но при этом обвинению не удалось доказать ни одного из фактов, связанных с преступным получением доходов от «рэкета», фактов участия в совершении более опасных преступлений, наиболее известным из которых была резня в 1929 г. в день Святого Валентина, когда в борьбе за контроль над преступным миром Чикаго было убито шесть гангстеров из конкурирующих группировок. Дело Капоне не создавало новых прецедентных норм права, однако оказало значительное влияние на правовое сознание. Стало очевидным, что лидер организованной преступности может быть сурово наказан не за реально совершенные им преступления, а за уклонение от уплаты налога на доходы, если не сможет его заплатить. Лидеры преступного мира были поставлены, казалось, в безвыходное положение. Для того чтобы заплатить налог, необходимо указать источник дохода, т.е., по существу, явиться с повинной. Естественным выходом для них стало «отмывание денег», т.е. создание видимости существования мнимых легальных источников доходов, что позволяло уплатить налог и избежать ответственности за уклонение от его уплаты.
Имущество, нажитое преступным путем, всегда рассматривалось в качестве доказательства в уголовном деле. Жизнь «не по средствам» нередко приковывала внимание уголовной полиции. Уголовные кодексы традиционно предусматривали ответственность за приобретение и сбыт краденого и за укрывательство преступления. Принципиальное изменение уголовной политики выразилось в том, что «жизнь не по средствам» из одного из доказательств в уголовном деле превратилась в единственное и достаточное доказательство совершения налогового преступления. Например, наркоторговец может иметь крупные доходы от своего преступного бизнеса, но, если он желает приобрести на эти деньги дом, дорогой автомобиль, оплатить учебу детей, произвести инвестиции в легальный бизнес или иные крупные расходы, он вынужден предварительно «отмыть» эти деньги. В противном случае ему грозит уголовное обвинение если не в торговле наркотиками, то в сокрытии доходов от налогообложения. При этом установление источника сокрытых доходов не имеет принципиального значения — достаточно доказать факт наличия таких доходов, что видно из сопоставления декларированных доходов с одной стороны и фактически произведенных расходов и наличного имущества с другой. Особенно остро этот вопрос встал в связи с распространением безналичных расчетов с помощью электронных кредитных и расчетных карт, когда полиция получила возможность тотального контроля практически за всеми расходами гражданина. Операции со значительными суммами в наличных деньгах уходят в прошлое. В лучшем случае они считаются mauvais ton, предполагается «грязное» происхождение крупных сумм наличных денег, известны и законодательные ограничения на такие операции, жесткий контроль за их совершением. В таких условиях совершение корыстных преступлений вовсе могло бы стать бессмысленным, если бы не сопровождалось «отмыванием денег» . Было изобретено новое простое и эффективное средство борьбы с организованной преступностью. Практика «отмывания денег» лишала его эффективности, что сделало актуальным вопрос о борьбе уже с самим «отмыванием денег».
См., например: Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег. Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике. М., 1996. С. 37.
Существует множество способов отмывания денег . Во многом они определяются спецификой национального законодательства о контроле за наличным и безналичным денежным обращением. Простейший способ — организация легальных предприятий, деятельность которых связана с принятием значительных сумм наличности. Одна из таких схем, практиковавшаяся американскими гангстерами еще в годы «сухого закона», дала и само название явлению «отмывания денег» (точнее — их «стирке», money laundering): была открыта сеть прачечных, в кассы которых под видом платы за стирку вносились деньги, вырученные от продажи алкоголя, эксплуатации проституции и иных видов рэкета, что позволяло уплатить налог с этих доходов и открыто использовать их в дальнейшем. Однако перспективы «отмывания» доходов по этой схеме весьма ограничены как в отношении сумм отмываемых денег, так и в связи с возможностью контроля за деятельностью «прачечных» и иных подобных предприятий со стороны национальной полиции (что и показало дело Капоне). Те же недостатки характерны и для других подобных схем, связанных, как правило, с совершением крупных фиктивных и неэквивалентных сделок (например, с недвижимостью), с мнимыми выигрышами в разрешенных азартных играх и лотереях и т.п. Поэтому отмывание денег приобретает характер международных финансовых операций. Простейшая схема: наличные деньги, полученные от преступной деятельности, «в чемодане» вывозятся за пределы США на территорию государства с жесткими правовыми нормами, направленными на охрану банковской тайны. Там они помещаются в банк, создается коммерческая или иная организация, которая делает инвестиции в США, например учреждает там представительство или корпорацию. Преступник или его близкие занимают должности менеджеров в такой корпорации, что позволяет им свободно распоряжаться «отмытыми» таким образом средствами. При переводе «грязных» денег за рубеж широко используются и безналичные расчеты. При этом нередко подкупаются банковские служащие, скрывающие подобные операции от контролирующих органов, учитываются особенности национальной системы контроля за наличными и безналичными расчетами (например, крупные денежные суммы дробятся на мелкие). Развитие электронных коммуникаций повлекло распространение компьютерного отмывания денег, чему способствует анонимность «цифровых денег», используемых в расчетах в компьютерных сетях .
Обналичивание денежных средств
При обналичивании денежных средств плательщик осуществляет следующий алгоритм действий:
- Плательщик заключает договор с ИП на предоставление услуги или приобретение товара.
- Плательщик осуществляет платежный расчет с ИП, выполняя перевод денежных средств на его счет.
- ИП, получивший деньги от плательщика, осуществляет фиктивный расчет с другим контрагентом или надает фиктивный вклад в уставный капитал с обязательством его выдачи позже.
- Денежные средства, поступившие на счет ИП, обналичиваются через наличный расчет.
- После этого ИП осуществляет выплату денежных средств руководителю, работникам или получает доход в виде заработной платы.
- Плательщик вместо платежа подтверждает сделанную операцию, получает сведение от ИП об оплате услуги или получении товара.
Обналичивание денежных средств через ИП является преступлением по российскому законодательству и подлежит уголовному преследованию в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ.
- Обналичивание денежных средств таким способом может привести к нарушению регистрационного периода работы ИП.
- Также такое действие квалифицируется как фиктивное предпринимательство.
- За обналичивание денежных средств через ИП предусматриваются крупные штрафы и уголовное наказание.
Примеры законного обналичивания денежных средств: выплата заработной платы, проведение расчетов с контрагентами и получение услуги или товара.