Обеспечение гарантийных обязательств новые расходы участников закупок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обеспечение гарантийных обязательств новые расходы участников закупок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Система гарантийных обязательств по 44-ФЗ предоставляет заемщикам дополнительную гарантию исполнения контракта по государственным и муниципальным закупкам. Однако, чтобы обеспечить выполнение этой гарантии, заемщикам приходится вносить залог или страховать свои обязательства.

Возможные изменения в системе гарантийных обязательств

В 2024 году ожидаются некоторые изменения в системе гарантийных обязательств, связанные с исполнением государственных контрактов и законом № 44-ФЗ. Эти изменения вводят новые механизмы и требования, направленные на улучшение эффективности и прозрачности процесса гарантийного обеспечения.

Одним из возможных изменений является введение электронной формы подачи заявок на участие в конкурсах на предоставление государственных гарантий. Это позволит ускорить процесс рассмотрения заявок и снизить возможность коррупционных схем. Кроме того, электронная форма обеспечит более удобный доступ к информации о государственных гарантиях и сократит административные издержки.

Другим возможным изменением является уточнение требований к обеспечению гарантийных обязательств. В силу новых правил, организации, участвующие в государственных контрактах, могут быть обязаны предоставить дополнительные гарантии, в том числе банковские гарантии или страховые полисы. Это позволит укрепить доверие к исполнителям контрактов и повысить безопасность сделок.

Также планируется пересмотреть процедуру рассмотрения заявлений о выплате гарантийного вознаграждения. В настоящее время этот процесс может быть долгим и сложным, что часто приводит к неудовлетворительным результатам для сторон. Ожидается, что в новой системе будет более ясно определено время и порядок выплаты гарантийного вознаграждения, что ускорит процесс и повысит удовлетворенность субъектов обращения.

Как и когда возвращают гарантийное обеспечение по 44-ФЗ

Подробнее опишем, как поставщик может выполнить требование заказчика и как долго будет действовать гарантия в каждом случае.

Способ 1 — перевод средств на счёт заказчика. Переведённые средства замораживаются и возвращаются на счёт максимум в течение 30 дней с момента окончания исполнения обязательств. А если закупка проводилась для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, то заказчик должен вернуть деньги в течение 15 дней.

Способ 2 — использование независимой гарантии. Поставщик может воспользоваться независимой гарантией, тогда ему не придётся вносить собственные средства. Срок гарантии обязательно должен превышать срок исполнения гарантийных обязательств, установленный договором, не менее, чем на один месяц.

Как устанавливаются гарантийные обязательства по контракту 44-ФЗ

Статья 469 ГК РФ указывает, что все поставляемые товары должны отвечать условиям, прописанным в договоре. Согласно ст. 470 ГК РФ, продукция обязана им соответствовать в течение определенного промежутка времени, на основании которого и устанавливаются гарантийные обязательства по государственному контракту.

Гарантия с одинаковым сроком действия (если в договоре не прописано иное) предоставляется не только непосредственно на товар, но также и на все его комплектующие. ГО начинаются в тот момент, когда продукция будет передана заказчику. Длительность должна быть прописана в образце гарантии на товар. Этот срок может быть прерван на определенное количество времени, если заказчик доказал, что в данный период он не мог использовать продукцию. В соответствии с п. 5 ст. 477 ГК РФ, ответственность поставщика наступает при появлении недостатков или до принятия товара, или по причинам, возникшим до дня приемки.

Обратите особое внимание! В новой редакции ч. 4 ст. 33 44-ФЗ, вступившей в силу 01.05.2019, указано, что заказчик определяет условия ГО при необходимости.

Согласно данной статье, в понятие «гарантийные обязательства», помимо непосредственно гарантии качества, входят требования к ее:

  • продолжительности;
  • объему;
  • гарантийному обслуживанию.

Статья допускает установление ГО заказчиком при необходимости. Это означает, что заказчик обязует поставщика обеспечить гарантию качества на весь период использования товаров, если у них установлен гарантийный срок эксплуатации.

Последняя редакция п. 1 ч. 13 ст. 34 предусматривает новое требование. Оно заключается во включении заказчиком в договор порядка и сроков предоставления гарантийных обязательств, если они были им установлены в закупке.

Изменения коснулись также Ч. 1 ст. 45. С 01.07.2019 гарантийные обязательства по контракту могут обеспечиваться банковской гарантией наряду с заявками и исполнением договоров.

Новая часть 7.1. статьи 94 говорит о том, что в случае установления заказчиком условий обеспечения ГО, документ о приемке товаров, услуг или выполненных работ будет подписан только после предоставления исполнителем обеспечения данных обязательств.

Новая редакция ч. 1 ст. 96 предписывает включение в проект договора извещение, документацию, приглашение к участию в закрытой закупке, информацию о том, что заказчик требует обеспечения ГО.

Гарантийные обязательства по муниципальному контракту так же, как и по государственному, вводятся в соответствии с 44-ФЗ следующим образом:

  • Заказчик устанавливает ГО не всегда, а лишь при необходимости, которую определяет специфика объекта закупки. Исключения из этого правила, как, например, закупка оборудования и машин, также указаны в данном нормативном акте.
  • В случае установления ГО заказчик обязан требовать, чтобы они были обеспечены. Порядок предоставления обеспечения необходимо отразить в закупочной документации.
  • Заказчик не должен подписывать акты-приемки при отсутствии обеспечения ГО.

Сделаем выводы из всего сказанного.

Заказчик устанавливает требование по обеспечению гарантийных обязательств при необходимости (не распространяется на закупку машин и оборудования). Оно не может превышать 10% от НМЦК. В большинстве случаев обеспечение ГО устанавливается в процедурах, предметом которых являются товары, в паспорте которых прописан гарантийный срок эксплуатации.

При установлении заказчиком гарантийных мер в проекте контракта должны быть указаны порядок и сроки их внесения, а также сроки возврата.

В каком размере, порядке и на какой срок должно быть предоставлено такое обеспечение?

Согласно ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% НМЦК. Порядок и срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств должны быть определены заказчиком в контракте (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ), в том числе случае, если такой контракт является типовым и не содержит указанных условий. При определении порядка и срока предоставления обеспечения гарантийных обязательств заказчику необходимо помнить о следующем:

1) В соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ оформление сторонами документа о приемке осуществляется только после предоставления обеспечения гарантийных обязательств. В отличие от обеспечения исполнения контракта обеспечение гарантийных обязательств предоставляется после заключения контракта, но до подписания сторонами документа о приемке. В Законе № 44-ФЗ не решен вопрос о том, как следует поступить заказчику, если продукция по контракту принимается частями (например, равными партиями поставляется компьютерное оборудование)?

Заказчики в каждом контракте прописывают гарантийные обязательства и ответственность поставщика за нарушение их исполнения. Регламент установления и применения прописан в гражданском законодательстве. Гражданский кодекс регулирует гарантию на качество реализуемой продукции (ст. 470 ГК РФ), по выполненным работам (ст. 722 ГК РФ) и на выполнение работ по строительству (ст. 755 ГК РФ).

Гарантийный срок по 44-ФЗ зависит от характера поставляемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. Поставщик предоставляет гарантию, срок которой не меньше срока производителя.

Если в технических документах на поставку машин и оборудования закреплены требования к гарантии, то заказчик обязан прописать в документах закупки, что такое гарантийные обязательства по 44-ФЗ: срок обязательств, объем качества, требования к обслуживанию, к издержкам на обслуживание, к монтажу и наладке оборудования на весь гарантийный период. Заказчик устанавливает в документации жесткое требование к такому сроку (например, 5 лет) в подрядных работах недвижимого имущества на основании ст. 737 Гражданского кодекса.

Как прописать порядок обслуживания

Такое понятие не определено в 44-ФЗ, но на основании ч. 4 ст. 33 44-ФЗ заказчики устанавливают период обслуживания на ТРУ и к объему предоставления мер, обеспечивающих качество их обслуживания. Если приобретаются машины и оборудование, то заказчик обязан установить такие требования на обслуживание по гарантии.

Если дефекты в товарах или недостатки в работах и услугах не были оговорены исполнителем, а заказчик обнаружил их в период гарантии, то покупатель вправе потребовать от поставщика безвозмездного исправления нарушений (п. 1 ст. 475, п. 2 ст. 477 ГК РФ).

Читайте также:  Расчет сотрудника при увольнении в отпуске

В контракте такое обслуживание прописывается наравне со сроком гарантии. В договорных условиях под обязательством понимается выполнение поставщиком работ по устранению недостатков и дефектов, выявленных после приемки приобретенных заказчиком ТРУ, но в период гарантии. К нему относят техническое и другое обслуживание, технический осмотр, замену деталей и т. д. (Письмо УФНС № 20-12/092926 от 03.10.2008).

Памятка – Основные изменения в 44-ФЗ с 1 января 2023 года

  • Профессиональное обучение по всей России Подробнее
  • Бесплатное обучение гражданпо закупкам Подробнее
  • NEW Управление государственными,муниципальными и корпоративными закупками Подробнее
  • Подробнее
  • Познакомиться с графиком, стоимостью и условиями обучения в 2023 году Подробнее
  • Приглашаем на программу«Мастер по закупочной деятельности»старт программы 23 сентября 2023г. Подробнее

14 Августа 2023

Норма Чем регулируется Что изменится в работе заказчика
Заказчики в 2023 году вправе не устанавливать требование обеспечение исполнения контракта / обеспечение гарантийных обязательств в извещении о закупке, проекте контракта, за исключением случая, когда в контракте предусмотрено условие о выплате аванса без казначейского сопровождения Ч. 64.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ Можно не устанавливать обеспечение исполнения контракта / обеспечение гарантийных обязательств по мелким закупкам с низким риском непоставки или товаров с низким риском брака
С 15 до 7 рабочих дней сокращен срок оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) поставленных товаров, работ, услуг, если было установлено условие о привлечению к исполнению контракта субподрядчиков / соисполнителей из числа СМП и СОНКО П.5 типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, (утв. ПП РФ от 23 декабря 2016 г. № 1466) В случае установления в проекте контракта условия о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, необходимо указывать срок оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не более 7 рабочих дней
Изменен порядок применения антидемпинговых мер Ч.5 ст.37 Закона № 44-ФЗ Если участник конкурса или аукциона не подтвердит свою добросовестность или его информация будет признана недостоверной, уклонившимся от заключения контракта его признает не комиссия, а заказчик. Соответствующее решение заказчик оформляет в порядке и в сроки предусмотренные ст.51 Закона № 44-ФЗ
Электронные конкурсы, так же, как и аукционы, могут проводится на право заключить контракт Ч.8 ст.48 Закона № 44-ФЗ Если в ходе подачи ценовых предложений цена электронного конкурса «ушла в минус», то предложения участников рассматриваются в качестве размера платы за право заключить контракт с заказчиком
Изменены требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки участника закупки П.1 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ Независимая гарантия должна предусматривать выплату заказчику средство всех случаях, установленных ст.44 Закона № 44-ФЗ, а не только при наступлении обстоятельств, указанных в ч.15 ст.44 Закона № 44-ФЗ
Отменен предел в 100 млн руб. при подаче ценового предложения на право заключения контракта в ходе электронного аукциона Утратил силу подпункт «г» п.9 ч.3 ст.49 Закона № 44-ФЗ (п.15 ст.2 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ) Предел подачи предложения на право заключения контракта по аукциону не установлен
Появилась норма об использовании электронных подписей иностранными участниками ч.2 ст.5 Закона № 44-ФЗ Участники закупок – иностранные лица смогут получать квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей для использования в целях закупок в аккредитованных удостоверяющих центрах. Они вправе использовать для подписания информации и электронных документов по Закону № 44-ФЗ электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признанные в РФ.
Уточнено понятие «конфликт интересов»: под его действие подпадают ситуации, когда должностное лицо заказчика или его близкий родственник является участником закупки как физлицо или входит в исполнительный орган участника – юрлица или владеет более чем 10% акций участника закупки п.9 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ Необходимо скорректировать должностные инструкции сотрудников и положение о комиссии по осуществлению закупок
Руководитель заказчика, члены закупочной комиссии, руководитель и работники контрактной службы, контрактный управляющий обязаны принимать меры по предупреждению конфликта интересов ч.7 ст.38 Закона № 44-ФЗ Необходимо скорректировать должностные инструкции сотрудников и положение о комиссии по осуществлению закупок
Определены лица, которые не могут входить в состав закупочной комиссии из-за конфликта интересов. К ним относятся лица, которых привлекали к закупке в качестве экспертов к оценке извещения, заявок; лица, имеющие личную заинтересованность в закупке; акционеры участников закупки; должностные лица органов контроля ч.6 ст.39 Закона № 44-ФЗ Необходимо скорректировать положение о комиссии по осуществлению закупок
Установлены единые правила математического округления ценовых значений: цена за единицу товара, работы, услуги округляется до 11 цифр после запятой, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, сумма налога – до двух цифр после запятой Подпункт «м» п.14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) Новый порядок округления ценовых значений позволит избежать расхождений и ошибок
Нормы об изменении контрактов на выполнение строительных работ распространяются на контракты, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр Пункты 1.2, 1.3, 8 и 9 ч.1 ст.95 Закона № 44-ФЗ Расширен перечень оснований для изменения контрактов на выполнение работ по геологическому изучению недр
На 2023 год продлена возможность изменения существенных условий контракта на основании решения соответствующего органа власти, если при исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых контракт невозможно исполнить ч.65.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ Данная норма позволяет изменять существенные условия любых контрактов
В 2023 году заказчики вправе по контрактам на поставку лекарственных препаратов, медизделий и расходных материалов увеличивать или уменьшать количество товаров не более чем на 30% с соответствующим изменением цены контракта ч.65.2 ст.112 Закона № 44-ФЗ Данная норма позволяет изменять условия контрактов на закупку лекарств, медизделий и расходных материалов
При описании объекта закупки из перечня заказчики должны установить экологические требования и указывать долю вторичного сырья, использованного при производстве товара Постановление Правительства РФ от 8 июля 2022 г. № 1224 Требования ПП РФ № 1224 необходимо применять при описании объекта закупки – товаров из перечня (в перечне 5 групп товаров, в т.ч. покрытия из резиновой крошки, тротуарная плитка, контейнеры, урны для мусора, удобрения и грунт, бумажные полотенца, салфетки, туалетная бумага)
Все заказчики обязан перерегистрироваться в ЕИС с указанием новых ролей пользователей: администратор, руководитель, уполномоченный специалист, главный бухгалтер Приказ Минфина от 10.12.2021 № 39н До 1 января 2023 года необходимо перерегистрироваться в ЕИС, иначе в 2023 году пользователи не смогут работать в системе
При формировании извещения о закупке товара у единственного поставщика на сумму до 3 млн.руб (ч.12 ст.93 Закона № 44-ФЗ) у заказчика будет доступ к информации о предварительных предложениях участников закупок на всех электронных площадках ч.13 ст.93 Закона № 44-ФЗ, Подпункт «б» п.9 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) При подготовке извещения о «малой» электронной закупке заказчики смогут видеть предложения поставщиков по соответствующей позиции КТРУ со всех федеральных ЭТП
Электронная «малая закупка» признается состоявшейся, если есть хотя бы одна соответствующая заявка Подпункт «б» п.6 ч.12 Закона № 44-ФЗ Единственной соответствующей заявке присваивают первый порядковый номер и контракт заключают с подавшим ее участником. Ранее требовалось не менее двух подходящих заявок
Пункт 8 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ применяется к заключению контрактов на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности п.8 ч.1 ст.93 Закона №4 4-ФЗ Контракты на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности можно заключать с единственным поставщиком по п.8 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ
Появилось основание для закупок у единственного поставщика услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ Заказчик вправе заключить с единственным контрагентом контракт на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники на основании п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ
До 31 декабря 2023 года заказчики вправе проводить закупки у единственного поставщика, основания для которых устанавливает Правительство РФ, высший орган государственной власти субъекта РФ Изменения в ч.1, ч.2 ст.15 Закона № 46-ФЗ внесены Законом № 420-ФЗ Заказчики могут провести закупку у ед.поставщика по п.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если региональный оран власти принял акты, в которых указал случаи закупок у ед.поставщиков в регионе и порядок их проведения
До 31 декабря 2023 заказчики могут изменять существенные условия контракта с ед.поставщиком по с мобилизационной подготовке, закупке товаров для внешней разведки, обеспечению обороны страны, указанные в п.п. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59, 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ ч.65.3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ По соглашению сторон заказчики могут изменять существенные условия указанных контрактов
В сведениях об исполнении контракта в части приемки ТРУ федеральные заказчики обязаны указывать сумму требований об уплате неустоек (если в контракте указано условие об удержании неустойки из суммы оплаты) Абзац десятый подпункта “а” п.11 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) В реестре контрактов необходимо указывать требования о неустойке. Если этого не сделать, то оплату за вычетом суммы неустойки будет невозможно провести (сработает запрещающий контроль)
Заказчики обязан вносить в реестр контрактов информацию об изменении КБК, КЦСР, КВР не позднее 1 февраля финансового года, в котором подлежат применению соответствующие измененные коды Абзац третий подпункта «б» пункта 12 пункта 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) В реестре контрактов необходимо учитывать изменения кодов КБК, КЦСР, КВР, если их поменяют в рамках изменения бюджетной системы РФ
Читайте также:  Как начисляются отпускные в Казахстане в 2024 году

Обеспечение гарантийных обязательств — новые расходы участников закупок

Одновременно с возможностью субъектов малого предпринимательства (СМП) в некоторых случаях вообще не вносить обеспечение исполнения контракта. Закон № 44 ввел новую обязанность исполнителя обеспечивать гарантийные обязательства по исполненным контрактам, для получения оплаты по ним. Расскажем, что это такое и на что ещё нужно дополнительно обращать внимание, принимая решение об участии в закупке

В каких случаях заказчик может установить требование об обеспечении гарантийных обязательств (далее — ГО)?

Заказчик может установить требования к гарантии качества товара, работы, услуги по своему собственному усмотрению, исходя из необходимости.

Если контракт заключается на поставку товара, то заказчик в документации о закупке обязан прописать требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии.

Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с поставляемым товаром (ч. 4 ст. 33).

Кроме этого, Заказчик дублирует эти требования в следующих документах (ч. 1 ст. 95):

  • — в извещении об осуществлении закупки,
  • — проекте контракта,
  • — приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
  • В каком документе содержатся порядок и сроки предоставления ГО?

Заказчик обязан прописать в контракте, каков порядок и сроки предоставления исполнителем обеспечения ГО (п. 1 ч. 13 ст. 34).

Это очень важный момент, особенно для некоторых категорий контрактов:

— содержащих возможность поставки товара по заявкам заказчика (т.е. несколькими партиями),

— возможность поэтапной сдачи результатов работ или услуг.

Важно, чтобы эти условия контракта были прописаны и не противоречили ч. 7.1 ст. 94:

В случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с Законом № 44 в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.

Т.е. делаем вывод: если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения, заказчик должен принимать поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги в общем порядке, не требуя предоставления обеспечения ГО — и, главное, обязан оплачивать их в сроки, установленные контрактом!

Каким образом можно предоставить обеспечение ГО?

ГО можно предоставить заказчику двумя способами (ч. 3 ст. 96):

1) в виде банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона № 44 — гарантии на обеспечение ГО могут выдавать те же банки, которые выдают гарантии на обеспечение исполнения контрактов, т.е. соответствующие требованиям, установленным Правительством РФ, и включенные в специальный перечень (ч. 1 ст. 45);

2) внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Способ обеспечения гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона № 44 участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95.

Что будет, если не предоставить обеспечение ГО?

Без доказательств предоставления обеспечения ГО заказчик не сможет оформить финальный документ о сдаче-приемки товара, работы или услуги, а соответственно исполнитель — получить за них оплату (ч. 7.1 ст. 94).

В каком размере заказчик может установить обеспечение ГО?

Размер обеспечения ГО не может превышать 10% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 6 ст. 96).

Можно ли получить обратно внесенные в качестве гарантии качества деньги до истечения гарантийного срока?

Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств. Т.е. можно заменить деньги на банковскую гарантию, но банки в этих случаях обычно требуют письмо от заказчика об отсутствии претензий к исполнителю.

В какой срок заказчик обязан вернуть деньги, внесенные в качестве обеспечения ГО?

В Законе № 44 норма, которая бы регулировала сроки возврата обеспечения обязательств по гарантии качества, отсутствует. Как указало Министерство финансов РФ в своем Письме от 19 августа 2019 г.

N 24-03-07/63253, в этом случае необходимо брать в расчет сроки возврата обеспечения по основному обязательству: не позже 30 дней с той даты, когда гарантийные обязательства истекли, а при проведении государственных закупок у СОНКО и СМП – не позже 15 дней с той же даты.

  1. Также в Минфине РФ отметили, что Законом № 44 не предусмотрена возможность уменьшения размера обеспечения гарантийных обязательств.
  2. Теперь разберем несколько ситуаций, в которых участники закупок могут попасть в неудобное положение.
  3. 1. Как можно поступить, если заказчик установил в проекте контракта разный срок гарантии на отдельные элементы, самый длительный из которых превышал 20 лет (как первоначально было в закупке №0168200002419008326):
  4. — на монтажные швы не менее 5 (пяти) лет;
  5. — на уплотняющие прокладки не менее 5 (пяти) лет;
  6. — на ПВХ профили не менее 20 (двадцати) лет;
  7. — на установленные стеклопакеты не менее 10 (десяти) лет;
  8. — на отделку не менее 3 (трех) лет.

Был составлен запрос разъяснений, в котором заказчика попросили или указать единый срок гарантии качества (в связи с возможностью предоставления банковской гарантии), или указать, каким образом будут распределяться гарантийные обязательства на различные части оконной конструкции в денежном эквиваленте. Кроме этого, было рекомендовано в случае получения непонятного или неоднозначного ответа попросить заказчика предоставить перечень банков, которые в принципе могут выдать гарантию обеспечения качества на срок более 20 лет.

  • В результате заказчик внес изменения в документацию и установил единый срок гарантийных обязательств в 5 лет.
  • 2. Что можно сделать, если уже после исполнения контракта подрядчик выявит, что на разные виды работ заказчик установил различные сроки гарантии качества (как например в закупке №0137200001219004203):
  • — нижний слой покрытия — не менее 5 лет;
  • — верхний слой покрытия — не менее 6 лет;
  • — искусственные сооружения (мосты, путепроводы, тоннели, эстакады) — не менее 8 лет;
  • — водопропускные трубы — не менее 6 лет;
  • — регуляционные сооружения — не менее 6 лет.

К сожалению, в данном примере из 10 раздела проекта контракта не было понятно, как и в каком размере предоставлять обеспечение ГО при различных гарантийных сроках, поэтому подрядчику пришлось оформлять гарантию качества в размере 1% НМЦК исходя из максимального срока гарантийных обязательств, т.е. более чем на 8 лет.

Рекомендация.

Если у вы планируете участвовать в закупке, в которой заказчик установил требования об обеспечении гарантийных обязательств, но формально описал требования к срокам и порядку его предоставления, не прописал условий возврата денежных средств внесенных в качестве ГО — не стесняйтесь до подачи заявки направлять запросы разъяснений. На ответы можно будет опираться, когда будете требовать возврата денег или оформлять банковскую гарантию на ГО. Ведь для банка обязательно будет нужно указать такие параметры гарантии, как:

  1. 1) срок её действия,
  2. 2) сумма гарантийных обязательств,
  3. 3) сами обязательства, которые обеспечивает гарантия.
  4. Ясные условия проекта контракта смогут сэкономить Вам не только деньги, но и нервы.
  5. Удачных торгов!
  6. Теги: гарантийные обязательства, государственный контракт, государственные закупки, 44-ФЗ,
  7. Количество просмотров: 1214
Читайте также:  Сертификат соответствия продукции: для чего он нужен и как его получить

В чем отличие от обеспечения исполнения контракта

По сути, оба инструмента подразумевают создание дополнительной страховки, защищающей интересы заказчика. Схема направлена на снижение потенциальных финансовых рисков, которые могут возникнуть при недобросовестном выполнении договорных обязательств, либо их фактическом неисполнении.

Как и в случае с рассматриваемым алгоритмом, допускается использование залоговых средств, либо предоставление в качестве альтернативы банковского поручительства. При этом заявляемая сумма варьируется в диапазоне 5–30% от изначально определенной максимальной цены, а в отдельных обстоятельствах — доходит до половины или полной стоимости, тогда как в случае с обеспечением гарантии качества лимит не превышает 10%. Момент внесения также различается — при исполнении контракта деньги должны быть готовы уже к дате подписания, тогда как в этой схеме отправной точкой выступает срок поставки. Также нелишне будет отметить, что правом стороны заказчика является выставление обеспечительного требования в любой ситуации.

Случаи обязательного предоставления гарантийных мер

Поставщик обязательно должен предоставлять ОГО, если это требование заказчик прописал в документации. Несмотря на то, что с 1 июля 2020 г. установление этого требования является для заказчика правом, а не обязанностью (ч.2.2. ст.96 44-ФЗ), поставщик обязан его выполнить, если заказчик свое право использовал.

Если заказчик это требование установил, то оно действует на всех претендентов на контракт без исключения (включая представителей СМП и СОНКО).

Важный момент! Участники закупок из категории СМП и СОНКО не должны перечислять ОГО, если предоставили сведения о 3-х контрактах, исполненных без пеней и штрафов за последние 3 года до подачи заявки (до заключения контракта). При этом сумма таких контрактов – не ниже НМЦК (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).

Требовать обеспечение гарантийных обязательств заказчик может только тогда, когда в контракте указаны гарантийные обязательства, в том числе требования к гарантийному сроку на приобретаемую продукцию (работы, услуги).

Согласно ч.4 ст. 33 44-ФЗ заказчик обязан требовать гарантийные меры, если закупаются машины и оборудование. В остальных случаях установление данного требования является всего лишь правом.

Списка закупок, по которым заказчик «вправе» требовать гарантийные меры, в контрактном законодательстве нет. Например, при закупке шкафов или строительных услуг заказчик, скорее всего, пропишет требования по гарантийным обязательствам. Но может и не делать этого, все зависит от его предпочтений.

В практике госзаказа встречаются случаи, когда заказчики устанавливают требование к гарантии качества и сами не понимают, для чего они это делают. Такие ситуации свойственны при приобретении продуктов питания, лекарственных препаратов, программного обеспечения. Плохо то, что, не разобравшись, заказчики одновременно требуют вносить обеспечение гарантийных обязательств в таких закупках. Путаница возникает вследствие того, что заказчики не различают термины «гарантийные обязательства» и «остаточный срок годности». Минус в том, что предъявление требований к гарантии и к обеспечению гарантийных обязательств в названных случаях формально не нарушают 44-ФЗ.

Независимая гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств

В силу независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом (ст. 368 ГК).

Объем обязательства гаранта по независимой гарантии согласно ст. 377 ГК ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гаран­тия. Порядок и способы исчисления суммы гарантийного обязательст­ва могут быть различными и включать условия о начислении процентов на основную сумму. При этом ответственность гаранта перед бенефициа­ром за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по гарантии не ограничивается суммой, на которую выдана гарантия, ес­ли в гарантии не предусмотрено иное (п. 2 ст. 377 ГК). Иначе говоря, если в гарантии не предусмотрено иное, за неисполнение или ненад­лежащее исполнение своих обязательств перед бенефициаром гарант несет ответственность на общих основаниях. Нарушения гаранта мо­гут выражаться в различных формах — задержка, необоснованный от­каз в выплате денежных сумм по гарантии и пр. Поскольку обязатель­ства по гарантии носят денежный характер, при просрочке выплаты суммы гарантийного обязательства на гаранта может быть возложена ответственность, предусмотренная ст. 395 ГК (ответственность за неисполнение денежного обязательства).

«КСК групп уже 25 лет оказывает широкий спектр юридических и финансовых услуг, среди которых весьма востребовано именно привлечение банковского финансирования. В последнее время наши эксперты отмечают, что в большинстве случаев профинансировать заявку на участие в государственном тендере и последующее подписание госконтракта предприниматели стремятся посредством оформления банковской гарантии.

В зависимости от сферы применения банковские гарантии классифицируются на несколько видов.

  • Банковская гарантия на исполнение обязательств. Этот вид гарантии предоставляется банком перед заключением государственного контракта компании, ставшей победителем торгов. Компания-победитель обязана предоставить заказчику гарантию того, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств, банк выплатит бенефициару определенную гарантийную сумму.
  • Тендерная гарантия на обеспечение заявки. Является гарантией участия в тендере платежеспособных организаций. Так как тендер — мероприятие рискованное, заказчик, таким образом, отсеивает ненадежные компании, которые могут отозвать заявку на участие после истечения срока предоставления, или же победитель тендера вдруг откажется от подписания договора.
  • Таможенная гарантия. Письменное обязательство кредитного учреждения, гарантирующее оплату компанией таможенных платежей. Таможенная гарантия выдается таможенным органам и предоставляет отсрочку оплаты таможенных платежей. Право выдавать такую гарантию имеют организации, которые входят в специальный Реестр банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов.
  • Гарантия возврата авансового платежа. Документ предоставляется исполнителем для того, чтобы заказчик был уверен в целевом расходовании аванса. В некоторых случаях условиями контракта может быть предусмотрена уплата аванса заказчиком исполнителю. Размер такого аванса может составлять до 30% от стоимости контракта. Прежде чем получать обозначенную сумму, компания-исполнитель должна предоставить гарантию его возврата.
  • Гарантия в пользу налоговых органов. Письменное обязательство банка, выданное налоговым органам для обеспечения уплаты налоговых платежей. К примеру, банковская гарантия возврата возмещенного НДС предназначена для налогоплательщиков, работающих по НДС-форме налогообложения. Такой документ дает возможность получить возврат суммы НДС, заявленной в декларации, без проведения налоговой проверки и в сжатые сроки. В качестве гаранта, согласно пункту 2 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ, может выступить только соответствующий определенным требованиям банк.

Да, можно оформлять две банковские гарантии, причем исходя из формулировок закона это можно сделать в разное время:

на исполнение контракта — перед подписанием контракта,

на исполнение ГО — перед подписанием акта приемки.

При желании, основные и гарантийные обязательства можно обеспечить одной банковской гарантией. Но вероятны сценарии, когда поставщику выгоднее предоставлять обеспечение разными способами, например:

Для “заморозки” на короткое время переводить заказчику деньги (исполнение контракта), а на долгий срок (гарантийные обязательства) брать банковскую гарантию.

Если процент обеспечения контракта большой (например, если в закупке есть аванс), то брать на него гарантию, а если процент обеспечения ГО низкий, то переводить деньги.

Напомним, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок исполнения обязательств минимум на один месяц, в том числе если сроки контракта сдвинулись по независящим от сторон причин. Об этом сказано в ч. 3 ст. 96 44-ФЗ. Конкретный срок заказчик установит в извещении и документации к закупке.

Когда вернут обеспечение гарантийных обязательств?

В 44-ФЗ прямого ответа нет, но предполагаем, что заказчики будут руководствоваться теми же правилами, что и при возврате обеспечения контракта:

в течение 30 дней с даты окончания обязательств.

в течение 15 дней, если закупка проходила среди СМП.

В любом случае порядок и сроки возврата должны быть прописаны в документах закупки. Посмотрим, как заказчики будут действовать на практике. Например, уже в некоторых закупках встречаются такие формулировки: “Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения гарантийных обязательств возвращаются заказчиком поставщику в течение 30 дней с даты обращения поставщика, но не ранее истечения срока гарантийных обязательств, указанного в пункте 7.3. контракта”.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *