Межгосударственный классификатор стран мира

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Межгосударственный классификатор стран мира». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В типологии стран мира можно выделить еще одну интересную группу – так называемые виртуальные государства. Определение им можно дать следующее: это территории, имитирующие те или иные черты государственности. Так, «фейковые государства» могут иметь флаги и гербы, они могут впускают свои банкноты, монеты и даже паспорта.

  • В — включение в классификатор записей с новыми кодами
  • А — аннулирование записей в классификаторе
  • И — изменение записей классификатора без изменения кодов
  • ИР — внесение правок в позиции или в текст документа классификатора без изменения кодов
Номер Документ (основание для изменения) Введение в действие Действия
29/2022 Приказ Росстандарта от 01.12.2022 №1430-ст 01.01.2023 И
28/2022 Приказ Росстандарта от 25.02.2022 №91-ст 25.02.2022 В
27/2021 Приказ Росстандарта от 12.04.2021 № 203-ст 01.06.2021 И
26/2021 Приказ Росстандарта от 26.03.2021 № 172-ст 01.04.2021 И
25/2019 Приказ Росстандарта от 29.05.2019 № 243-ст 01.07.2019 И
24/2019 Приказ Росстандарта от 20.02.2019 N 45-ст 01.05.2019 И
23/2018 Приказ Росстандарта от 16.10.2018 N 783-ст 01.11.2018 И
22/2016 Приказ Росстандарта от 08.05.2018 №224-ст 01.06.2018 И
21/2016 Приказ Росстандарта от 06.12.2016 №1960-ст 01.01.2017 И
20/2016 Приказ Росстандарта от 02.06.2016 №483-ст 01.08.2016 И
19/2013 Приказ Росстандарта от 26.09.2013 №1099-ст 01.01.2014 И
18/2013 Приказ Росстандарта от 04.07.2013 №279-ст 01.09.2013 И
17/2013 Приказ Росстандарта от 15.04.2013 №50-ст 01.07.2013 И
16/2012 Приказ Росстандарта от 12.12.2012 №1884-ст 01.01.2013 И
15/2012 Приказ Росстандарта от 15.08.2012 №241-ст 01.09.2012 И
14/2011 Приказ Росстандарта от 14.12.2011 №1515-ст 01.03.2012 И
13/2011 Приказ Росстандарта от 14.12.2011 №1514-ст 01.03.2012 В А
12/2011 Приказ Росстандарта от 14.12.2011 №1513-ст 01.03.2012 И
11/2011 Приказ Росстандарта от 24.05.2011 №83-ст 01.07.2011 В А
10/2010 Приказ Росстандарта от 20.07.2010 №183-ст 01.09.2010 И
9/2009 Приказ Ростехрегулирования от 13.08.2009 №291-ст 01.11.2009 В И
8/2008 Приказ Ростехрегулирования от 03.12.2008 №352-ст 01.01.2009 В
7/2006 Приказ Ростехрегулирования от 18.12.2006 №316-ст 01.02.2007 В А ИР
6/2006 Приказ Ростехрегулирования от 27.06.2006 №122-ст 01.10.2006 В
5/2005 Приказ Ростехрегулирования 01.01.2006 И
4/2004 Приказ Госстандарта России 01.10.2004 И
3/2004 Приказ Госстандарта России 01.07.2204 В
2/2003 Приказ Госстандарта России 01.01.2004 И
1/2003 Приказ Госстандарта России 15.10.2003 И

Дата актуализации классификатора: 09.01.2023.

Группировка стран по регионам

В классификаторе также содержится приложение Д

, в котором приведено отсутствующее в ИСО 3166-97 распределение стран мира по макрогеографическим регионам (Африка, Америка, Азия, Европа, Океания), применяемое для целей статистики в Организации Объединённых Наций (ООН) в соответствии с документом «Стандартные коды стран или районов для использования в статистике», разработанным Секретариатом ООН. В ОКСМ применяется следующая группировка стран по регионам и расположению:

  • Азия Восточная Азия
  • Западная Азия
  • Юго-Восточная Азия
  • Южная часть Центральной Азии

Общероссийский классификатор стран мира введен в действие Постановлением Госстандарта РФ № 529 в 2001 году, используется для идентификации государств при осуществлении экспортно-импортных операций. Общероссийский классификатор включает три блока:

  • цифровое значение;
  • наименование;
  • буквенная идентификация.

Названия и коды ОКСМ используют в таких документах:

  • счете-фактуре;
  • перечне товаров.

Российский стандарт гармонизирован с ИСО, и запись позиции по ОКСМ выглядит таким образом:

  • 156 Китай CN CNH;
  • 344 Гонконг HK HKG;
  • 158 Тайвань TW TWN.

Назначение ОКСМ: идентификация государств и граждан при решении международных вопросов.

Указание страны происхождения товара по 44-ФЗ

С 1 января 2021 года заказчики в обязательном порядке устанавливают в закупочной документации требования к указанию СПТ. Раньше СПТ требовалось указывать лишь в случаях применения национального режима.

Национальному режиму посвящена статья 14 44-ФЗ, в ней отражены случаи, когда к закупке не допускаются товары иностранного происхождения, или они ограничены в допуске.

Читайте также:  Можно ли отказаться от отчества или заменить его на «матчество»

Список таких товаров строго регламентирован Постановлениями Правительства:

  • Программное обеспечение (ПП №1236).
  • Продукция машиностроения (ПП №656).
  • Товары легкой промышленности (ПП №791).
  • Продукция из списка (ПП №9).
  • Мебель и товары деревообрабатывающей деятельности (ПП №1072).
  • Радиоэлектроника (ПП №878).
  • Медицинские изделия (ПП №102) и лекарства (ПП №1289).
  • Продукты питания (ПП№832).

В отношении товаров, произведенных в государствах ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) применяются 15%-е преференции.

При подаче документов для участия в тендере происхождение товара указывается в заявке. Также к заявке нужно будет прикрепить необходимые декларации и сертификаты, которые потребовал заказчик. Если указанные документы участник не предоставил, это будет основанием для отклонения заявки.

Таким образом, заявки на участие должны содержать наименование страны происхождения товара для будущей поставки. Для этого необходимо обращаться к Общероссийскому классификатору. В противном случае заявку могут отклонить.

  1. Изменение 8/2008 ОКСМ. Принято и введено в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03.12.2008 N 352-ст. Дата введения — 2009-01-01
  2. Указ Президента Российской Федерации от 26.08.2008 № 1260 «О признании Республики Абхазия»
  3. Принятые в Организации Объединенных Наций — ООН и Международной организации по стандартизации — ИСО (международный стандарт ИСО 3166) краткое и полное наименования этой страны — «Македония, бывшая Югославская Республика» и «Бывшая Югославская Республика Македония» используются органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами Российской Федерации только во взаимоотношениях с организациями и рабочими органами ООН, с секретариатом и комитетами ИСО, C другими международными организациями и странами, не принявшими конституционного наименования данной страны — «Республика Македония»
  4. «Положение о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» на сайте Правительства России

Приложения см. ИСО 3166[править / править код]

Для удобства пользования классификатором в нём приведены приложения А, Б и В.

  • Приложение А
    включает краткие и полные наименования стран мира, расположенные в алфавитном порядке кратких наименований, а также их буквенные и цифровые коды.
  • Приложение Б
    содержит буквенные коды альфа-2, расположенные в порядке латинского алфавита, и соответствующие им краткие наименования стран мира.
  • Приложение В
    содержит буквенные коды альфа-3, расположенные в порядке латинского алфавита, и соответствующие им краткие наименования стран мира.
  • Для целей таможенной статистики в классификаторе приведено приложение Г,
    в котором содержатся территории, не включенные в ИСО 3166-97.

Код страны происхождения товара в ГТД

В подразделе «a» графы 34 «Код страны происхождения» декларации на товары указывается код страны происхождения декларируемого товара, сведения о котором указываются в графе 31 декларации (пп. 32 п. 15 Порядка заполнения декларации на товары, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257). Такой код страны в ГТД указывается в соответствии с Классификатором стран мира (Приложение № 22 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378).

Так, например, «DE» — это Германия, «US» — США, а «UZ» — Узбекистан.

Если нанесенная на товар маркировка или коммерческие, транспортные (перевозочные) и иные документы не указывают на конкретную страну происхождения товаров, а содержат информацию о происхождении товаров с территории Европейского союза, указывается двузначный буквенный код латинскими буквами «EU».

Если страна происхождения товара неизвестна, вместо кода проставляются два нуля «00».

Гармонизированная система

В связи с развитием международной торговали появилась необходимость в классификаторе, который бы однозначно кодифицировал все виды экспортируемых и импортируемых товаров, что сильно упростило бы внешнеэкономическую деятельность стран. И такая система была разработана. 26 января 1953 года была основана Всемирная таможенная организация (ВТамО) [2] — межправительственная организация, которая объединила таможенные органы различных стран и впоследствии занималась разработкой международного классификатора товаров, названного Гармонизированная система, а также другими внешнеэкономическими вопросами: классификация товаров, оценка таможенной стоимости, правила происхождения товаров, таможенные сборы, безопасность цепи поставок, упрощение процедур международной торговли, борьба с правонарушениями в таможенной сфере и с контрафактной продукцией (защита прав интеллектуальной собственности), а также борьба с коррупцией.

Правовой основой ГС является Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров, которая была подписана в Брюсселе в 1983 году 17-ю странами Европейского союза и начала действовать 1 января 1988 г. на территории этих стран. Цель конвенции — упрощение таможенных операций, сбор статистики по товарам и развитие мировой экономики. Основой системы послужили используемые в то время разрозненные системы внешнеторговой классификации, такие как СМТК , HCTC и другие, а также она пополнилась новыми нормами.

Читайте также:  Реквизиты для перечисления пени по НДФЛ в 2024 году

Классификационная схема ГС соблюдает три условия:

  • товары делятся на группы таким образом, что в каждой группе их объединяет один признак. Все звенья классификации являются самостоятельными и их можно подразделить внутри себя;
  • одновременно товары классифицируются только по одному главному признаку;
  • классификация товаров сначала осуществляется по общим признакам, затем по более конкретным (специфическим).

С момента введения в ГС несколько раз вносились масштабные изменения. Всего было принято пять версий (ревизий) номенклатуры: в 1996, 2002, 2007, 2012 и 2017 годах. Текущую ревизию ГС можно найти на сайте ВТамО.

Товарная номенклатура ГС имеет иерархическую структуру, которая включает в себя 21 главу товаров, в рамках которых выделены 99 групп (при этом 77, 98 и 99-й группы являются резервными). Что касается наименований товаров, то в данной системе их несколько тысяч. В рамках каждой товарной группы содержатся примечания, которыми нужно руководствоваться, чтобы определить, попадает ли тот или иной товар в данную группу. После примечаний приводится таблица, в которой указаны непосредственно шестизначные коды товаров и соответствующие им наименования, которые относятся к данной группе. Коды записываются в виде блоков цифр, разделенных точками, например: 8482.10 — подшипники шариковые [3] .

В настоящее время более 200 стран используют ГС для классификации товаров и в качестве основы для таможенных тарифов. Более 98% товаров в международной торговле классифицируется по кодам ГС. Однако конвенцию о присоединении к системе подписали немногим более 150 стран [4] — некоторые государства используют Гармонизированную Систему только для развития собственной товарной номенклатуры, не подписав конвенции.

Как определить страну происхождения товара

Следующий перечень правил относится к продукции, целиком прошедшей производственный цикл, либо подвергшейся существенной переработке на территории одного из государств, участвующих в ранее упомянутом Соглашении. К произведенным полностью относятся:

  1. Ресурсы природного происхождения, добыча которых осуществляется в недрах земли, водоемах или воздушном пространстве.
  2. Продукты растительной и животной группы, культивированные, выращенные и собранные в пределах субъекта.
  3. Промысловая добыча, являющаяся результатом охоты или рыболовства на территории страны.
  4. Продукция, полученная в ходе обработки сырьевых запасов в результате морского промысла, а также выбранная со дна или недр акватории за территориальными границами — в тех случаях, когда исключительное право их разработки закреплено в рамках международных соглашений.
  5. Производственные отходы и сырье вторичной категории, а также изделия, уже находившиеся в употреблении, состояние которых пригодно только для переработки.
  6. Высокотехнологичные продукты, применяемые в рамках космической отрасли.

Отличия от аналогичных терминов

Сложности терминологии на начальных этапах могут ввести в заблуждение предпринимателей, не знакомых со спецификой определения конкретного территориального образования. Существует несколько схожих понятий, требующих от участников рынка особой внимательности при оформлении документации:

  • Наименование происхождения продукции. В этом случае речь идет о регионах, ассоциируемых с уникальными продуктами, будь то уже упомянутый ранее тульский пряник, или иное устойчивое сочетание.
  • Местонахождение производителя. Несмотря на кажущуюся идентичность, значение не является тождественным стране производства, что обуславливается возможной разницей между регистрационными данными и фактическим расположением производственных мощностей.

Кроме того, важно учитывать, что положения, закрепленные в рамках статьи 33 ФЗ-44 определяют перечень требований, в соответствии с которыми должна оформляться документация. Подобные нормы, в частности, указывают, что описание объекта, фигурирующего в качестве предмета тендера, не должно содержать ссылок, указывающих на товарные знаки, наименование места возникновения или производителя.

Наличие определенных запретов, ограничений или условий допуска, в том числе связанных с применением национального режима, обуславливает необходимость подтверждения страны происхождения товара путем предоставления специальной документации. Конкретные стандарты зафиксированы в рамках правительственных постановлений и законодательных норм — в перечень документов, которые могут понадобиться участникам госзакупок, входят:

  • Акт экспертного заключения Торгово-промышленной палаты.
  • Сертификат, соответствующий форме СТ-1.
  • Выписка, подтверждающая включение в реестр изделий ЕАЭС или Министерства промышленности и торговли.

Кроме того, приказ Минфина № 126н, вступивший в силу в 2018 году, определяет обязанность участников декларировать государство, являющееся изготовителем. Это означает, что соответствующую информацию нужно внести в заявку, без предоставления дополнительных справок. При этом важно учитывать, что отсутствие подтверждающей документации выступает основанием для рассмотрения товара в качестве импортного по умолчанию.

Читайте также:  Сколько промилле разрешено в 2024 году в России

Расшифровка штрих-кода производителя

Штрих-код EAN-13 – это набор из 13 цифр и их зашифрованное обозначение в форме чередующихся черных и белых тонких полосок.

Этот стандарт штрих-кодирования был разработан международной организацией товарной нумерации GS1, чьим представительством в России является «Ассоциация автоматической идентификации UNISCAN / GS1 Russia».

Комбинация цифр в штрих-коде EAN-13 является уникальной, т.е. идентичной комбинации из 13-ти цифр не найдется ни в одной стране мира. Это обусловлено тем, что каждой стране – члену GS1 – были присвоены определенные комбинации из двух (иногда трех) цифр, обозначающие эту страну (смотрите таблицу кодов стран производителей).

Так, например, России был выделен диапазон 460-469, но на данном этапе для маркировки товаров в России используется лишь 460.

Расшифровка штрих-кода приведена на рисунке 3.

Достоинства и недостатки штрих-кодов производителя

К достоинствам применения штрих-кодовой идентификации можно отнести следующие:

  • снижение бумажного документооборота и количества ошибок;
  • повышение скорости обработки;
  • автоматизация товародвижения.

Основными недостатками штрих-кодовой идентификации являются следующие:

  • данные идентификационной метки не могут дополняться – штриховой код записывается только один раз при его печати;
  • небольшой объем данных (обычно не более 50 байт);
  • данные на метку заносятся медленно, так как наклеивание липкой этикетки со штрих-кодом часто выполняется вручную;
  • данные на метке представлены в открытом виде и не защищают товары от подделок и краж;
  • штрих-кодовые метки недолговечны, так как не защищены от пыли, сырости, грязи, механических воздействий.

В настоящее время штрих-кодовая идентификация начинает вытесняться технологией радиочастотной идентификации.

Что значит, если кодировка страны-изготовителя не совпадает с той, что на упаковке?

Когда код страны, содержащийся в штрих-коде, не соответствует информации о месте производства на этикетке товара, можно предположить, что имеет место быть несколько обстоятельств:

  • Фирма-производитель вступила в Национальную организацию и получила свой регистрационный номер в той стране, куда направлена основная доля вывоза производимой ею продукции.
  • Товар произведен в филиале или дочернем предприятии.
  • В случае, если учредителями организации являются фирмы-резиденты нескольких стран.
  • Если производитель не разместил штрих-код на упаковке своего товара, это за него вправе сделать фирма-импортер (поставщик), в таком случае указывается информация о компании-поставщике и принадлежащий ей штриховой код.
  • Когда продукция изготавливается в одной стране, но по лицензии организации из другой страны.
Что такое штрих-код продукта и как он используется, как проверять штрих-код, считывания штрих-кода. Что такое штрих-код.

Номер ГТД в счете-фактуре не указан: правовые последствия

Российский импортер, составивший ГТД (грузовую таможенную декларацию, официально — ДТ или декларацию на товары) для ввезенного товара, должен в случае последующего сбыта совершенной закупки отразить в счете-фактуре номер соответствующей ДТ (подп. 14 п. 5 ст. 169 НК РФ).

С 01.07.2021 действует новый бланк счета-фактуры, в т.ч. корректировочного, в редакции постановления Правительства РФ от 02.04.2021 № 534. Обновление бланка вызвано внедрением системы прослеживаемости товаров. Использовать новый бланк обязаны все налогоплательщики, даже в случае, если товары не включены в систему прослеживаемости. Подробнее об изменениях внесенных в счет-фактуру мы рассказали здесь.

Скачать новый бланк счета-фактуры можно кликнув по картинке ниже:

Эксперты КонсультантПлюс подготовили пошаговую инструкцию по оформлению каждой строки обновленного счета-фактуры. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель. Это бесплатно.

Если при перепродаже имущества по каким-то причинам не указали в счете-фактуре номер ГТД, то это не может стать основанием для отказа в последующем получении импортером вычета по НДС, когда прочие имеющиеся в налоговой документации сведения позволяют ФНС установить данные о поставщике, покупателе, узнать названия товаров, их цену, ставки НДС (Письмо Минфина России от 26.01.2018 N 03-07-08/4259).

Отметим, что номера ДТ не фиксируются в счетах-фактурах по товарам, импортированным из ЕАЭС, просто потому, что ГТД в таких правоотношениях в общем случае не составляются.

Подробности см. здесь.

Но как импортеру найти номер ДТ, если он решил указать его в налоговой документации? Каким образом фиксировать сведения о ГТД в счете-фактуре?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *