Статья 448 ГК РФ. Организация и порядок проведения торгов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 448 ГК РФ. Организация и порядок проведения торгов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Торги по банкротству – реализация изъятой и описанной у компании собственности, активов, входящих в конкурсную массу. Это главный этап, по окончанию которого за счет полученных от продажи имущества денег, будут погашены требования, выставленные кредиторами. Экспертизой и реализацией активов предприятия занимается арбитражный управляющий, назначенный судом из состава, предложенного инициатором процедуры СРО.

Ответственность поставщика при отказе от заключения контракта по 44-ФЗ

Победивший в тендере поставщик обязан подписать договор на предоставление ТРУ, даже если у него нет товаров или финансов для предоставления обеспечения либо не функционирует оборудование, используемое в процессе производства.

К серьезным причинам для выхода из сделки не относят изменение изначально запланированных условий. Под последним понимается резкий скачок курса валюты, лишающей исполнителя выгоды при закупке зарубежной продукции. Также это может быть ситуация, когда у продавца нет ресурсов для выполнения условий.

Покупатель не станет заставлять вторую сторону соглашения закрепить сделку в случае отказа последнего от заключения контракта по 44-ФЗ после проведения, например, аукциона. Однако продавцу нужно понимать, что за подобным его решением последует наказание:

  • Присвоение организатором тендера обеспечения поданной на торги заявки.
  • Включение компании исполнителя в РНП. В таком случае она не сможет участвовать в государственных и муниципальных закупках. Дело в том, что организаторы торгов подобного уровня обычно работают только с претендентами, отсутствующими в данном реестре.

Кто имеет право на оспаривание торгов в банкротстве?

Причиной отмены открытого аукциона может стать – незаконное устранение участников, конкурс был проведен в другую дату, которой нет в извещении, цена лота сильно завышена. Есть и иные основания.

Признать конкурс недействительным могут участники процедуры банкротства:

  1. Заинтересованные лица. Если они не согласны с итогами открытого аукциона.
  2. Участники, не допущенные к торгам. Подали заявку, но арбитражный управляющий внес неверные реквизиты финансовой организации для перевода залога или регистрация на площадке не прошла по причине технических неполадок. Нужно доказать, что компания или физлицо хотело принять участие в открытом конкурсе, но из-за некоторых обстоятельств не получилось.
  3. Конкурсные контрагенты. Кредиторы могут оспорить итоги конкурса, если у них есть доказательства, что продажа активов прошла с определенными нарушениями, сумма от реализации имущества значительно меньше.

Общие положения о несостоявшихся торгах

Следует различать понятия:

  • отмены торгов по решению организатора — до их проведения;
  • признания проведенных торгов несостоявшимися по решению организатора или суда;
  • признания состоявшихся или признанных несостоявшимися торгов недействительными судом.

Общие основания для решения о несостоявшихся торгах состоят в следующем:

  1. Регистрация на торгах только одного участника (п. 5 ст. 447 Гражданского кодекса РФ — далее ГК РФ). Иногда встречаются другие формулировки: о признании удовлетворительной одной заявки либо о прохождении предквалификации (отбора) одним участником (ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53, ч. 4 ст. 56 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).
  2. Уклонение победителя от подписания протокола торгов, который приравнивается к договору. Правило выведено Верховным судом из п. 5 ст. 448 ГК РФ (решение ВС РФ № АКПИ13-430). Уклонение — это нежелание совершить необходимое действие или отсутствие воли на его совершение (см. постановление ФАС УО, дело № А50-16269/2012).

Последствия признания несостоявшимися торгов, проведенных по закону № 223-ФЗ

В соответствии с ч. 2 ст. 2 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, основным регламентирующим документом закупки является Положение о закупке, утвержденное высшим руководящим органом юридического лица из числа организаций, перечисленных в ч. 2 ст. 1 названного закона. Правила о последствиях несостоявшихся торгов должны содержаться в Положении.

Читайте также:  Таблица перехода на новый пенсионный возраст по годам и нюансы реформы

Истцы зачастую ошибаются, оспаривая торги или предъявляя требование о понуждении к заключению договора, основываясь на законе № 44-ФЗ, тогда как торги (конкурс) проводились в соответствии с законом № 223-ФЗ. Так, во многих случаях согласно нормам положений о закупке заключение договора с единственным участником не обязанность, а право организатора. Кроме того, такого права в положении может не быть, а общие нормы ГК РФ не дают оснований для таких утверждений. В связи с этим суды нередко отказывают в удовлетворении требования о заключении договора (см., например, определение ВАС РФ от 22.03.2013 № ВАС-2846/13).

В основе этой ситуации лежит невнимательность участника закупки на стадии изучения технического задания, контракта или извещения.

Часто причинами возникновения желания не заключать контракт, являются технические ошибки, при расчёте рентабельности и минимальной цены, до которой можно снизится на аукционе.

Иногда причиной является ошибки технических сотрудников в процессе торгов.

  1. Иногда возникает ситуация, когда цены на товары или материалы резко и непрогнозируемо, растут, в результате изменения курса доллара или экономической ситуации, что ведет к нерентабельности исполнения контракта. Бывают ситуации, когда на этапе заключения контракта, в приложениях к контракту, заказчик выдвигает дополнительные требования, пожелания, что с большой долей вероятности ведет к непредсказуемым и многолетним арбитражным тяжбам. Как вариант, ситуация, когда в приложениях к контракту, заказчик опускает какую-либо критически важную часть технического задания, что ведет к неоднозначности и размытости критериев добросовестного исполнения контрактов. Азарт участника Госзакупки, в процессе самих торгов, Выигрыш нескольких аукционов, при финансовых и технических возможностях, исполнить меньше выигранного. Иногда начинающие участники подают заявки в тренировочных целях и внезапно выигрывают аукцион, так как на таких условиях больше не нашлось желающих участвовать в закупке. Бывают случаи, когда заказчик недвусмысленно даёт понять, что не желает видеть вас поставщиком, и благоприятного завершения и закрытия контракта не будет. Возникновение сложностей с производством товара у единственного производителя, типа пожара, банкротства и так далее.

Если победитель тендера в процессе анализа проекта договора выявляет невыполнимые условия или возникает ситуация, когда участник решает отказаться от заключения договора, то у него есть несколько возможных вариантов не подписывать договор:

1. Не подписывать контракт в установленные сроки. При этом исполнитель попадает в реестр недобросовестных поставщиков, теряет сумму обеспечения заявки и право участвовать в торгах на 2 года.

2. Подписать договор и впоследствии расторгнуть его по соглашению сторон. В данном случае необходимо предварительно согласовать с заказчиком и заручиться его поддержкой. Заказчик может пойти на такой вариант решения проблемы, если он понимает, что контракт не будет выполнен по независящим от исполнителя причинам. В этом случае заказчик берет на себя все риски.

3. Направить исполнителю жалобу в ФАС самостоятельно с обоснованием невозможности выполнения условий договора. При этом исполнитель должен предоставить доказательства, что он не соответствует требованиям заказчика, и его заявка была допущена с нарушением законодательства. Такой вариант допустим, если срок подписания договора еще не истек.

Заказчик в этом случае подвергается внеплановой проверке и рискует получить штраф. Если ФАС признает жалобу необоснованной, исполнитель обязан подписать контракт и исполнить его в полном объеме, причем на лояльность заказчика рассчитывать не следует.

Протокол оформляется в свободной форме, так как типовая форма законодательно не установлена. При этом протокол должен содержать максимально полную информацию об участниках торгов и тендерной процедуре.

Государственное учреждение «Альфа»

ИНН 7708123459, КПП 770801009, ОКПО 98756423

полное наименование учреждения

Последствия для поставщика

Основное последствие для участника — попадание в список недобросовестных поставщиков.

Передача информации в РНП не зависит от воли организатора процедуры, поскольку он обязан предоставлять данные в ФАС вне зависимости от своей лояльности победителю (в том случае, если поставщик нарушил сроки предоставления обеспечения, документов или контракта).

Чтобы не попасть в реестр, поставщику необходимо доказать, что отказ от контракта не был связан с его недобросовестностью, а зависел от обстоятельств, не поддающихся контролю. Обоснования направляются организатору торгов, который после их рассмотрения может отказаться от контракта со своей стороны.

Если же заказчик уже передал сведенья в ФАС, а поставщик попал в список РПН, то возможно обжалование решения контрольного органа путем подачи заявления в суд.

В этом случае также потребуется документально подтвердить добропорядочность и факт наличия непреодолимых обстоятельств.

Как оспорить признать недействительными публичные торги


Задать
вопрос адвокату

В настоящее время гражданам, фирмам и организациям принимающих участие в торгах все чаще приходится сталкиваться с нарушениями при проведении конкурентных процедур и иными нарушениями антимонопольного законодательства. Среди пострадавших от недобросовестно проведенных торгов оказываются граждане, попавшие в непростую жизненную ситуацию в результате чего их имущество, в том числе квартиры, дачи , гаражи, автомобили выставляются на торги. Как правило, гражданин узнает , что его имущество продано уже после проведения торгов , о которых он не только не знал , но и не мог знать по разным причинам.

Нарушения допускаемыые при проведение торгов можно условно классифицировать на умышленные – искусственно создаваемые ситуации, которые обеспечивают выигрыш заранее известных Как правило , в подавляющем большинстве случаев, участникам рынка приходится иметь дело именно с умышленными нарушениями законодательства. Методы которые использубт недобросовестные организаторы торгов заключаются в максимальной закрытости, создание различных препятствия лицам желаю.щим принть участие в торгах и обеспечить победу на торгах своим приближенным лицам и фирмам существенно занизив стоимость реализуемого на торгах имущества.

Участник торгов или лица чьи права и интересы нарушены проведенными торгами, имеет право обжаловать результаты торгов через суд, или подать соответствующую жалобу в ФАС.

Односторонний отказ исполнителя от контракта

У заказчика есть полное право на односторонний отказ от контракта, но имеется ли такое же право у исполнителя? Ответ – положительный. Если вы стали исполнителем по условиям конкретного договора, то также имеете право подать заявление на расторжение соглашения. Часто в этом случае одной из сторон приходится возмещать фактический ущерб, нанесенный другой стороне.

Причиной одностороннего отказа от исполнения контракта может стать нарушение его условий. Основные пункты по обязанностям и правам участников соглашения всегда прописываются в документальном порядке. Они должны четко соблюдаться, иначе разрыв правовых отношений между заказчиком и исполнителем станет неизбежным.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

Обязанность заключить договор

Ст. 445 ГК РФ затрагивает обстоятельства, в которых заключение договора обязательно. Обязательство вытекает исключительно из норм закона, подзаконными актами регулироваться данный вопрос не может. Например, решение органа власти обязать предприятие заключить договор без указания на подобное полномочие в законе неправомерно.

На заключение договора в обязательном порядке делается прямое указание. Например, заключение банком договора банковского счета. Коммерческий банк не вправе отказать клиенту в услуге, за исключением, когда введен запрет на открытие счетов, т. е. банк по независящим от него обстоятельствам не в состоянии предоставить услугу.

Подобным образом обстоит дело в других сферах регулирования. В законодательстве насчитываются десятки указаний на обязательность договора.

С банкротных торгов продавали дебиторскую задолженность общества «СПЭЛЛ» на сумму 203 млн рублей, начальная продажная цена составила 299 тыс. рублей. По итогам первых торгов победителем признали гражданина, предложившего цену в 2,96 млн рублей. Второй участник предложил цену в 2,94 млн рублей, третий (общество «Сектор») – в 313 тыс. рублей.

Победивший на торгах гражданин оплату не произвел, а второй участник торгов от заключения договора отказался. Управляющий провел повторный открытый аукцион, единственным участником которого был победивший на первых торгах гражданин. Цена приобретения на повторных торгах составила 269 тыс. рублей.

Общество «Сектор» попросило признать повторные торги недействительными, а действия управляющего – незаконными. Заявитель полагал, что управляющий должен был направить ему предложение о заключении договора купли-продажи дебиторской задолженности.

Суды двух инстанций требования общества «Сектор» удовлетворили.

Особенности реализации залогового имущества банкрота.

При реализации залогового имущества, вне зависимости от того, движимое это имущество или недвижимое, готовить положение и проводить торги наравне с Финансовым управляющим может и сам кредитор, за которым зарегистрирован залог.

Существенное отличие данного вида торгов в том, что 70-80% денежных средств, которые выручены после продажи такого имущества будут переданы залоговому кредитору, требования которого, являются преимущественными перед другими кредиторами.

Пример из практики:

Гражданин Д. обратился в Суд с заявлением о банкротстве. В описи кредиторов было указано 4 кредитные организации, в том числе банк, в котором оформлена ипотека, общая сумма по кредитам составляла 5 400 000. Также у Гражданина Д. была задолженность по алиментам в размере 350 000.

У Гражданина Д. на торгах реализовывалась ипотечная квартира. Положение о торгах готовил банк кредитор, оценку имущества также проводил банк. Имущество оценили в 3 000 000 рублей.

После реализации 2 400 000 рублей распределяются залоговому кредитору – 80%. Оставшиеся 20% (то есть 600 000 рублей) делятся на две группы.

Одна часть распределяется Финансовому Управляющему в качестве расходов по реализации и вознаграждению. Вторая часть распределяется между кредиторами первой и второй очереди, то есть 300 000 будет распределено супруге в качестве алиментов.

В последнее время, появляется Судебная практика, которая позволяет после реализации залогового имущества (которое является единственным для должника), часть денежных средств, оставшихся после распределения кредитору и Финансовому Управляющему, оставить за должником, минуя остальных кредиторов. Данные денежные средства должник может потратить на приобретение жилья.

РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 3/03-2018

Многие заказчики при формировании закупочной документации прописывают требование об отсутствии участников процедуры в реестре недобросовестных поставщиков[3]. Однако это условие не обязанность, а право организатора закупок, но, как показывает практика, заказчики им активно пользуются и документации без данного требования встречаются очень редко. Согласно ст. 104 Закона о контрактной системе в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Сведения о ненадежных участниках , исключается из такого «черного списка» по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков. Уклонение от подписания контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупочной процедуры не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил для заключения контракта, т.е. создает условия, влекущие невозможность его подписание.

Основанием для включения сведений в РНП является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях[4].

[3]* Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» в соответствии с частью 10 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

* Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

[4] См. Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 ОТ 16.05.2019 г.

РНП служит механизмом защиты не только для заказчиков, работающих по ФЗ № 44, но и для организаторов процедур, осуществляющих свои закупки согласно ФЗ № 223[5].

Разъяснен порядок обжалования в антимонопольный орган действий конкурсного управляющего при проведении торгов по реализации имущества должников-банкротов

Сообщается, в частности, что антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством, признаны несостоявшимися.

К компетенции антимонопольного органа относится рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка) принимает решение о необходимости выдачи организатору торгов, оператору электронной площадки обязательного для исполнения предписания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *