Сроки в исполнительном производстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки в исполнительном производстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

По общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.

§ 3. Исчисление сроков в исполнительном производстве

Сроки в исполнительном производстве, не установленные в виде точной календарной даты, исчисляются днями, месяцами или года­ми. В таких случаях конкретное исполнительное действие должно быть совершено в любое время установленного законом, судом или судебным приставом-исполнителем срока, не позднее его последнего Дня.

По общему правилу, течение срока, исчисляемого годами (напри­мер, срока предъявления к исполнению судебных приказов), месяца­ми (например, срока предъявления к исполнению решений арбитраж­ных судов), днями (например, срока на обжалование действий судеб­ного пристава-исполнителя), начинается на следующий день после ка­лендарной даты или наступления событий, которым определено его

начало.

Начало срока предъявления исполнительного документа к испол­нению определяется следующим образом:

в отношении исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, реше­ний Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, — со дня вступления судебного акта в законную силу или окон­чания срока, установленного при отсрочке или рассрочке его исполне­ния, либо со дня вынесения определения о восстановлении пропущен­ного срока для предъявления исполнительного документа к исполне­нию, а если судебный акт подлежит немедленному исполнению, — со следующего дня после дня его вынесения;

в отношении судебных приказов — по истечении десятидневного срока со дня их выдачи;

в отношении оформленных в установленном порядке требований органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денеж­ ных средств, — со дня возвращения этих требований банком или иной кредитной организацией взыскателю или направления их судебному приставу-исполнителю с отметкой о полном или частичном неиспол­ нении взыскания; t

92

Глава 6. Сроки в исполнительном производстве

в отношении постановлений органов (должностных лиц) по делам об административных правонарушениях — со дня вынесения соответ­ствующего постановления;

по другим исполнительным документам — со дня, следующего за днем их выдачи, если иное не будет установлено федеральным зако­ном (п. 2 ст. 14 Закона «Об исполнительном производстве»).

Когда срок исчисляется годами, он истекает в соответствующий месяц и число последнего года срока. Так, если судебный приказ был выдан 1 февраля 2001 г., то срок на предъявление его к исполнению начнет течь с 12 февраля 2001 г. и закончится концом рабочего дня 12 февраля 2004 г. (

Если срок исчисляется месяцами, то он истекает в соответствую­щее число последнего месяца срока, а когда месяц не имеет соответст­вующего числа, — в последний день этого месяца. Например, при вступлении решения арбитражного суда в силу 31 марта 2001 г., при­нимая во внимание, что в сентябре 30 дней, срок на предъявление к принудительному исполнению закончится 30 сентября 2001 г.

Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению

Исключением из этого правила являются:

  • исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению (они могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока);
  • исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей (они могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока);
  • судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях (они могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу);

Срок предъявления судебного приказа к исполнению составляет три года со дня его выдачи.

Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

Сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, не указанных ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ, устанавливаются в соответствии с федеральными законами.

Статья 22. Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению

1. Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается:

1) предъявлением исполнительного документа к исполнению;

2) частичным исполнением исполнительного документа должником.

2. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.

3. В случае извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в соответствии с частью 1 статьи 46 настоящего Федерального закона срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня направления соответствующего постановления.

31. В случае, если исполнение по ранее предъявленному исполнительному документу было окончено в связи с подачей взыскателем заявления об окончании исполнительного производства либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного федеральным законом.

4. Если исполнение судебного акта, акта другого органа или должностного лица было отсрочено или приостановлено, то течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется со дня возобновления исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица.

5. В случае, если должнику предоставлена рассрочка исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, такой исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению без соблюдения правил, установленных частью 9 статьи 21 настоящего Федерального закона, если должник более двух раз не исполнил часть требований, содержащихся в исполнительном документе, по которому ему предоставлена рассрочка.

6. Действие частей 1 — 4 настоящей статьи не распространяется на судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

Пропуск сроков в исполнительном производстве

Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт.

Пропущенный срок может быть восстановлен по причинам, признанным судом уважительными. Заявление о восстановлении пропущенного срока подается в суд, выдавший исполнительный документ, или в суд по месту исполнения.

Заявление рассматривается в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению поставленного перед судом вопроса (ст. 432 ГПК РФ).

Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Понятие и значение надлежащего извещения в исполнительном производстве.

Надлежащее извещение сторон и других участников исполнительного производства процесса имеет существенное значение, поскольку обеспечивает гарантии участия при осуществлении процедур принудительного исполнения и совершении отдельных исполнительных действий, помогает эффективно защищать свои права и исполнять обязанности. Исполнительное законодательство относится к сфере публичного права, поэтому в силу публично-правового характера исполнительных действий здесь действует правило о том, что правомерными будут только те исполнительные действия, которые совершались в соответствии с регламентом, установленным ФЗИП, ФЗСП и другими федеральными законами, а при наличии международного договора Российской Федерации — в соответствии с его условиями.

Функция извещения участников исполнительного производства носит публично-правовой характер и относится к компетенции судебного пристава-исполнителя. Только в ограниченном числе случаев он вправе возложить обязанность по извещению на другое лицо (ч. 1 ст. 24, ст. 26 ФЗИП), но и в этих случаях такое извещение осуществляется по поручению и под контролем судебного пристава-исполнителя.

Необходимость надлежащего извещения связана с тем, что по общему правилу лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить (ч. 1 ст. 24 ФЗИП).

Читайте также:  Приглашение для иностранца в Россию: инструкция по оформлению

Данное правило вытекает из предусмотренных в ст. 50 ФЗИП правомочий сторон исполнительного производства участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) и т.д. Реализация всех указанных прав невозможна без личного участия стороны исполнительного производства либо ее представителей при совершении исполнительных действий, которое предполагает наличие информации о времени и месте их совершения.

Как было отмечено в Определении ВАС РФ от 10 октября 2012 г. N ВАС-8488/12 по делу N А75-7853/2011, в «ст. 13 ФЗСП предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Перечень прав сторон исполнительного производства, к которым относится в том числе и взыскатель, содержится в ст. 50 ФЗИП, включая право участвовать в совершении исполнительных действий, осуществляемых судебным приставом-исполнителем. Праву сторон участвовать в совершении исполнительных действий корреспондирует вытекающая из положений ст. 24 ФЗИП и ст. 12 ФЗСП обязанность судебного пристава-исполнителя извещать их об исполнительных действиях, времени и месте их совершения, сообщать о мерах принудительного исполнения».

Только в отдельных случаях допускается совершение исполнительных действий без предварительного надлежащего извещения, с учетом характера исполнительных действий и исполнительного документа, в частности, в случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер, судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве, при этом судебный пристав-исполнитель обязан уведомить указанных лиц о совершении исполнительных действий или о применении мер принудительного исполнения не позднее следующего рабочего дня после дня их совершения или применения (ч. 2 ст. 24 ФЗИП).

Таким образом, извещения и вызовы в исполнительном производстве осуществляются по особой процедуре, которая нетождественна вручению частной переписки. Среди главных ее задач — обеспечить уведомление заинтересованных лиц об исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения, которые будут осуществляться судебным приставом-исполнителем.

На обязательность извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения обратил внимание Конституционный Суд РФ в Определении от 24 февраля 2011 г. N 229-О-О.

Соответственно, совершение исполнительных действий вне процедур извещений и вызовов, предусмотренных ФЗИП, является незаконным и нарушает право соответствующего участника исполнительного производства на справедливое судебное разбирательство, гарантированное ст. 6 Конвенции о защите прав и свобод человека и ст. 46 Конституции РФ.

Основные правила осуществления извещений и вызовов. Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Извещение может быть направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве. Извещение, адресованное организации, направляется по ее юридическому адресу или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Извещение может направляться по адресу, указанному организацией судебному приставу-исполнителю в письменной форме. Лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом или его заместителем.

Исполнение исполнительного документа вне рамок исполнительного производства

Общие условия исполнения исполнительного документа вне рамок исполнительного производства. Исполнение исполнительного документа возможно не только в рамках исполнительного производства, путем его принудительного исполнения, на основе властной деятельности судебного пристава-исполнителя.

Принудительная сила судебных актов и выданных на их основе исполнительных листов, а также других исполнительных документов проявляется в том, что они могут быть в ряде случаев, установленных в ст. ст. 8, 8.1 и 9 ФЗИП, быть исполненными и вне рамок процедур исполнительного производства и принудительного исполнения, без обращения к судебному приставу-исполнителю. Такой порядок, с одной стороны, ускоряет процесс исполнения исполнительного документа для взыскателя и, с другой стороны, позволяет оперативно исполнить исполнительный документ должнику без уплаты исполнительского сбора и возмещения расходов по совершению исполнительных действий, что достаточно важно. Должнику дается шанс добровольно исполнить исполнительный документ вне рамок исполнительного производства.

В этом плане процедуры исполнения, предусмотренные в ст. ст. 8, 8.1, 9 ФЗИП, отличаются от процедуры добровольного исполнения, к которой прибегает судебный пристав-исполнитель в порядке ч. ч. 11 — 14 ст. 30 ФЗИП. Добровольное исполнение, которое предлагается судебным приставом-исполнителем в рамках возбуждения исполнительного производства, осуществляется как один из этапов принудительного исполнения, может сопровождаться арестом имущества и денежных средств должника. Если должник при возбуждении исполнительного производства не сможет его исполнить добровольно, то это повлечет за собой уплату исполнительского сбора и возложение на должника расходов по совершению исполнительных действий.

Таким образом, в ст. ст. 8, 8.1 и 9 ФЗИП содержится регламент добровольного исполнения банком и иной кредитной организацией, эмитентом, организацией, выплачивающей периодические платежи должнику, требований исполнительного документа. Данное юридическое действие по направлению взыскателем исполнительного документа нельзя рассматривать как влекущее возбуждение исполнительного производства, поскольку в ст. 30 ФЗИП раскрыта специальная процедура возбуждения исполнительного производства, связанная с вынесением об этом соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя.

Взыскатель непосредственно вправе предъявить для исполнения исполнительные документы следующего характера.

1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию (ч. 1 ст. 8 ФЗИП).

2. Исполнительный документ о списании с лицевого счета или со счета депо должника и о зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг может быть направлен непосредственно эмитенту, если он самостоятельно осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев таких ценных бумаг, или держателю реестра, осуществляющему ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг по поручению эмитента, или депозитарию, осуществляющему учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника (ч. 1 ст. 8.1 ФЗИП).

3. Исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб., может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (ст. 9 ФЗИП).

Таким образом, условиями обращения взыскателя непосредственно к должнику в порядке ст. ст. 8, 8.1 и 9 ФЗИП являются следующие.

1. Взыскателю известны банк, иная кредитная организация, где находятся счета должника, либо известна организация, выплачивающая должнику заработную плату, пенсию, стипендию, иные периодические платежи, либо известны держатель реестра, депозитарий, где учитываются права на эмиссионные ценные бумаги.

В указанном порядке не могут быть предъявлены требования о передаче имущества либо требования о взыскании денежных средств, сопряженные с его арестом и принудительной реализацией. Например, как было отмечено в Определении Московского городского суда от 16 января 2012 г. по делу N 33-463, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно исходил из того обстоятельства, что предъявленный Т. исполнительный лист серии ВС N 0 был не о взыскании денежных средств, а об обязании потребительского ипотечного кооператива «Первая Жилищная Социально-направленная компания» «выполнить условия договора и предоставить Т. денежные средства…» (при этом из резолютивной части невозможно было сделать однозначный вывод, о какой сумме денежных средств идет речь). Таким образом, данный исполнительный лист серии ВС N 0 не мог быть предъявлен взыскателем в банк, а только в службу судебных приставов.

Нужно разграничивать срок давности предъявления исполнительных документов к взысканию и период, в течение которого приставы обязаны обеспечить возврат долга. Вот какие процессуальные моменты содержит Закон № 229-ФЗ:

  • срок предъявления исполнительного листа для принудительного взыскания составляет 3 года с момента вступления в силу судебного акта;
  • приставы обязаны возбудить исполнительное производство в течение 3-х дней по заявлению взыскателя;
  • на совершение исполнительных действий дается 2 месяца, в течение которых специалист ФССП обязан наложить арест на счета и имущество, приступить к удержанию и реализации.

Понятие и виды сроков исполнительного производства

Срок исполнения исполнительного листа судебными приставами – это своего рода ограничение времени, по другому говоря назначенный период, за который все лица, действующие в процессе, должны совершать определенный вклад в исполнение актов юрисдикции, что указаны в статье 12 ФЗ.

Все периоды условно разделяют на несколько видов для того, чтобы было проще изучать и применять на практике.

По таким критериям примерно разделены сроки на выполнение:

  • по субъекту, которому адресованы ограничения;
  • по лицу, устанавливающему эти пределы;
  • по варианту эвальвации.

А далее рассмотрим некоторые пункты в отдельности.

В подчиненном положении по отношению к субъекту, можно отметить такие сроки:

  • Для служб или органов производства принудительного характера;
  • Для людей которые участвуют в процессе исполнения.

К данному ряду можно отнести время заявки взыскателя и исполнительной бумаги приставам, передача которого должна состояться на третий день. Он установлен для судебного пристава, что является выполняющим согласно Федеральному закону.

Следующий перечень относится ко второму критерию о тех, кто устанавливает время:

  • закон;
  • любой орган, который совершил вынесение акта на исполнение в принудительном порядке или суд;
  • выполняющий судебного подразделения.

Как работают исполнительные производства?

Запустить производство у приставов можно только на основании исполнительного документа. Ими могут выступать судебный приказ, судебное решение или исполнительная нотариальная надпись.

Исполнительный документ

Суть документа

Где выдается

Контрдействие

Судебное решение о возврате долга Выдается кредитору (его получает банк, МФО или другой взыскатель). Суды общей юрисдикции Обжалование в вышестоящей судебной инстанции
Судебный приказ Аналог судебного решения. Дело рассматривают в ускоренном режиме (за 10 дней). Должника не вызывают в суд — он получает копию приказа по почте. Важное условие для выдачи судебного приказа: объем просроченного кредита не должен превышать 500 тыс. рублей. Мировой суд Возражение на судебный приказ и последующая его отмена
Исполнительная надпись нотариуса Никакого суда и следствия. Надпись делает нотариус, и этого документа достаточно, чтобы инициировать производство в ФССП. Правда, касается это только бесспорных долгов. Еще одно необходимое условие: в договоре займа должен быть предусмотрен такой маневр. Нотариальная контора Отмена исполнительной надписи нотариуса

Сроки исполнительных действий

Требования к срокам исполнительных действий зафиксированы в статье 36 Закона № 229-ФЗ. Пристав должен соблюсти общее правило – предписания, изложенные в исполнительном производстве, должны быть выполнены в течение двух месяцев. Это подразумевает следующие действия со стороны пристава:

  • арест имущества и направление его на принудительную реализацию, либо передача взыскателю;
  • выявление и арест банковских счетов, списание денег в счет погашения долга;
  • направление документов по месту работы или учебы должника, либо в организацию, где он получает иные виды дохода;
  • совершение определенных действий, указанных в исполнительном документе (например, изъятие ребенка и передача его второму родителю, публикация опровержения в СМИ).

Двухмесячный срок, предоставленный для исполнения, не гарантирует, что взыскатель полностью получит деньги, взысканные судом, либо должник сразу исполнит требования суда и пристава. Если пристав в течение указанного срока добросовестно реализовал все свои полномочия, однако взыскание оказалось невозможным по уважительным или иным причинам, производство может приостанавливаться, откладываться или прекращаться. Это не лишает взыскателя права обжаловать действия приставов, восстанавливать сроки или повторно подавать документы на исполнение.

В ст. 36 Закона № 229-ФЗ есть еще ряд специальных правил к срокам совершения исполнительных действий:

  • в законе или исполнительном документе может быть указан точный срок, в который должник обязан выполнить требования (например, если дана отсрочка на определенный срок);
  • по требованиям о восстановлении на работе действует правило немедленного исполнения, т.е. должнику дается всего 1 день на издание приказа и допуска сотрудника на рабочее место;
  • если в подразделение ФССП поступает поручение от другого пристава о совершении отдельных действий, оно подлежит исполнению в течение 15 дней;
  • требования об обеспечении исков исполняются немедленно, т.е. не позднее 1 дня после поступления в ФССП судебного акта.

Сроки в исполнительном производстве: понятие и классификация

5/5 (2)

Сроки – важное понятие во всех отраслях права. В общем понимании под термином подразумевают отрезки времени, которые в процессе своего течения провоцируют определенные правовые результаты. Право или обязанность могут возникнуть, измениться или прекратить действие.

Если говорить об исполнительном производстве, под сроками понимают период, когда сторона процесса или судебный пристав-исполнитель совершают действия в рамках процессуальных процедур.

Процессуальные сроки подразделяют на типы:

  • периоды, закрепленные в соответствующем законодательстве. Они четко прописаны законотворцами. Это время, когда можно обжаловать неудовлетворяющее решение суда, противоправные действия должностных лиц или их бездействие, а также воспользоваться правом на требование принудительного исполнения решения суда;
  • сроки, назначенные судебным приставом-исполнителем. Их можно найти в специальных, обязательных для исполнения документах — постановлениях, вынесение которых находится в рамках полномочий судебного пристава. Данный раздел включает время на возврат долгов по собственной воле, приостановление или откладывание определенных действий.

Задачей исполнительного производства является не только правильное, но и своевременное, быстрое исполнение юрисдикционных актов, указанных в ст. 12 Федерального закона об исполнительном производстве. Любые задержки и проволочки с исполнением подрывают веру российских граждан в правосудие и действенность системы правоохранительных органов в Российской Федерации, а следовательно, снижают авторитет государственной власти как формы руководства обществом.

Для обеспечения оптимального временного режима исполнения юрисдикционных актов в исполнительное производство введен институт процессуальных сроков, который вместе с другими институтами исполнительного производства направлен на реализацию его основных задач и функций.

Срок в исполнительном производстве представляет собой установленный Федеральным законом об исполнительном производстве и другими законодательными актами или органами исполнения либо судом определенный период времени, в течение которого судебный пристав-исполнитель, взыскатель, должник и другие лица, участвующие в исполнительном производстве, могут и должны совершать действия по исполнению юрисдикционных актов, указанных в ст. 12 Федерального закона об исполнительном производстве.

Действия приставов в ходе исполнительного производства

Если за дело берутся приставы, то первым делом они уведомляют должника об этом прискорбном для него факте и дают ему 5 дней, чтобы он добровольно исполнил решение. Игнорирование требования приводит к тому, что теперь, помимо суммы основного долга, ему придется уплатить исполнительский сбор (своеобразная госпошлина за «услуги» приставов), согласно пункту 1 статьи 112 ФЗИП.

Если должнику не понятны требования, он может обратиться в суд, выдавший исполнительный лист, за разъяснением. Суд рассмотрит его в десятидневный срок.

Все действия приставов и меры принудительного характера применяются к должнику по месту его жительства или нахождения. И раз уж мы об этом заговорили, хорошо бы разобраться — а что вообще могут делать приставы?

  1. Вызывать стороны исполнительного производства.
  2. Запрашивать необходимую информацию у граждан, организаций, государственных органов.
  3. Проводить разнообразные проверки — например, проверять финансовые документы должника.
  4. Свободно входить в любые занимаемые должником помещения. В жилые — либо с письменного разрешения старшего пристава, либо вообще без всякого разрешения, если нужно вселить взыскателя или выселить должника.
  5. Арестовывать и изымать имущество, деньги, ценные бумаги.
  6. Оценивать имущество должника самостоятельно или с помощью профессионального оценщика.
  7. Разыскивать должника, его имущество самостоятельно или с помощью органов внутренних дел.
  8. Ограничивать должника в праве на выезд за пределы РФ.

Действия приставов в ходе исполнительного производства

Если за дело берутся приставы, то первым делом они уведомляют должника об этом прискорбном для него факте и дают ему 5 дней, чтобы он добровольно исполнил решение. Игнорирование требования приводит к тому, что теперь, помимо суммы основного долга, ему придется уплатить исполнительский сбор (своеобразная госпошлина за «услуги» приставов), согласно пункту 1 статьи 112 ФЗИП.

Если должнику не понятны требования, он может обратиться в суд, выдавший исполнительный лист, за разъяснением. Суд рассмотрит его в десятидневный срок.

Все действия приставов и меры принудительного характера применяются к должнику по месту его жительства или нахождения. И раз уж мы об этом заговорили, хорошо бы разобраться — а что вообще могут делать приставы?

  1. Вызывать стороны исполнительного производства.
  2. Запрашивать необходимую информацию у граждан, организаций, государственных органов.
  3. Проводить разнообразные проверки — например, проверять финансовые документы должника.
  4. Свободно входить в любые занимаемые должником помещения. В жилые — либо с письменного разрешения старшего пристава, либо вообще без всякого разрешения, если нужно вселить взыскателя или выселить должника.
  5. Арестовывать и изымать имущество, деньги, ценные бумаги.
  6. Оценивать имущество должника самостоятельно или с помощью профессионального оценщика.
  7. Разыскивать должника, его имущество самостоятельно или с помощью органов внутренних дел.
  8. Ограничивать должника в праве на выезд за пределы РФ.

Срок осуществления исполнительного производства

Срок осуществления исполнительного производства — это период времени, в течение которого с должника должна быть взыскана сформировавшаяся у него задолженность. Все сроки действий, выполнение которых направлено на взыскание долга, установлены ст. 36 ФЗ № 229.

Согласно этой статье, все требования, изложенные в исполнительном документе, должны быть выполнены в течение 2 месяцев с момента начала исполнительного производства.

Но, течение 2 месяцев прерывается согласно ч. 7 этой же статьи. В период осуществления исполнительного производства не включается время:

⦁ в течение которого проведение исполнительных действий было отложено;

⦁ в течение которого осуществление исполнительного производства было приостановлено;

⦁ отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа;

⦁ когда какой-либо из участников исполнительного производства обратился в суд или иной компетентный орган с заявлением о разъяснении положений документа;

⦁ в течение которого действовало постановление о назначении специалиста, привлекаемого к процедуре реализации исполнительного производства;

⦁ проведения процедуры реализации имущества, конфискованного у должника (она считается завершенной в момент поступления денежных средств от продажи собственности на банковский счет службы судебных приставов).

В случае, когда исполнительный лист не может быть исполнен по каким-либо причинам, его возвращают взыскателю (согласно п. 2 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229). В такой ситуации срок предъявления документа для требования возврата долга отсчитывается с даты возвращения его взыскателю и составляет 3 года, за исключением двух случаев:

  1. Взыскатель сам отозвал исполнительный лист по заявлению.
  2. Взыскатель совершал действия, препятствующие исполнению взыскания.
Читайте также:  Пример листа д1 для расчета имущественных налоговых вычетов

В описанных выше случаях при исчислении срока предъявления обязаны вычитать из установленной законом общей продолжительности срока предъявления исполнительных документов к исполнению периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу осуществлялось, начиная с его возбуждения и заканчивая его окончанием.

Таким образом, несмотря на завершение исполнительного производства, оно может неоднократно возобновляться по воле взыскателя в пределах установленного срока к предъявлению.

Обратиться за возобновлением исполнительного производства взыскатель может только через полгода с даты вынесения поставления об окончании исполнительного производства. За исключением случая, когда у взыскателя появится официальная информация об изменении материального положения должника.

Как быть, если срок давности по исполнительному производству судебных приставов пропущен?

Когда кредитор пропускает трехлетний срок, он теряет право требовать возврат задолженности. Но у нас достаточно интересное законодательство, которое в этой жизни всем дает «второй шанс». Это касается уголовных преступлений, которые можно погасить; банкротства физлиц, которое позволяет снова обрести финансовую независимость; и, конечно, срока давности, который можно… восстановить!

За восстановление сроков у нас отвечает ст. 23 № 229-ФЗ. ФССП разъясняет, какие причины для восстановления сроков считаются уважительными:

Длительное хроническое заболевание взыскателя. Как мы понимаем, банки и МФО в эту когорту не попадают. Норма предусмотрена для физических лиц, которые выступают кредиторами. Опять же, не всякая болезнь волшебным образом трансформируется в уважительную причину. А только если она:

  • препятствует возможностям кредитора своевременно обратиться в ФССП;
  • подтверждается официальной медицинской документацией.

Другими словами, если у кредитора гипертония, которая прекрасно лечится в домашних условиях, то суд вряд ли сочтет заболевание уважительной причиной для пропуска срока исковой давности.

Отсутствует информация о возможности требовать погашения задолженности через ФССП. Тут двоякий момент: по наивности можно подумать, что речь идет о юридической безграмотности. Мол, я не знал, что нужно идти к судебным приставам и инициировать исполнительное производство.

Но здесь имеется в виду формальное отсутствие нужной информации: например, суд не прислал кредитору исполнительный лист, в связи с чем тот не мог своевременно обратиться за принудительным взысканием. Подобные обстоятельства позволяют восстановить истекший срок давности по взысканию долга.

Сроки в исполнительном производстве

Сроки исполнения. Отложение и приостановление исполнения. Отсрочка и рассрочка исполнения, изменение способа и порядка исполнения.

Под сроками в исполнительном производстве следует понимать промежуток времени, в течение которого судебный пристав-исполнитель, иные участники этого производства должны совершить необходимые процессуальные действия.

В законодательстве об исполнительном производстве установлены следующие сроки:

1) сроки совершения исполнительных действий. Содержащиеся в исполнительном документе требования по общему правилу должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

2) сроки предъявления исполнительных документов к исполнению. По общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.

Судебные приказы, являясь самостоятельными исполнительными документами, могут быть предъявлены к исполнению также в течение трех лет со дня их выдачи.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.

3) трехдневный срок передачи судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя со дня его поступления в подразделение судебных приставов (ч. 7 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

4) судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

5) если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

6) 10-дневный срок рассмотрения заявления о разъяснении исполнительного документа (ч. 2 ст. 32 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

7) трехдневный срок рассмотрения старшим судебным приставом или его заместителем вопроса об отводе судебного пристава-исполнителя (ч. 3 ст. 63 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

8) двухмесячный срок, в течение которого должны быть проведены торги. Данный срок подлежит исчислению со дня получения организатором торгов имущества для реализации (ч. 1 ст. 90 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

9) двухмесячный срок, в течение которого может выставляться заявка на продажу ценных бумаг на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг (ч. 6 ст. 89 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

10) 60-дневный срок, в течение которого судебным приставом-исполнителем должно быть исполнено содержащееся в исполнительном листе требование о взыскании штрафа за преступление (ч. 4 ст. 103 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

11) 10-дневный срок, в течение которого подается жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие). Срок исчисляется со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий или бездействии (ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

12) срок рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности. Такая жалоба должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления (ч. 1 ст. 126 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

13) месячный срок для привлечения судебным приставом-исполнителем оценщика для проведения оценки, который исчисляется со дня обнаружения имущества должника (ч. 2 ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Сроки предъявления к исполнению других исполнительных документов устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов.

Пропуск установленного законом срока предъявления исполнительного документа к исполнению является основанием для отказа в принятии исполнительного документа к исполнению (п. 3 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Пропущенный срок на предъявление исполнительного документа к исполнению может быть восстановлен только судом, принявшим соответствующий акт. Право на обращение в суд с заявлением о восстановлении этого срока предоставлено только взыскателю (п. 1 ст. 23 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Пропущенный срок может быть восстановлен лишь на предъявление исполнительного листа и судебного приказа, т.е. исполнительных документов, выданных только на основании судебных актов. По другим исполнительным документам, перечисленным в ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве», пропущенные сроки восстановлению не подлежат.

Судебный пристав исполнитель может устанавливать следующие сроки:

Сроки, устанавливаемые судебным приставом-исполнителем

1) срок для добровольного исполнения, который определяется судебным приставом-исполнителем, однако по общему правилу не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

2) срок отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней (ч. 1 ст. 38 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

3) срок приостановления исполнительного производства. Исполнительное производство приостанавливается в том числе судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства (ч. 1 ст. 42 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Отсрочка (рассрочка), изменение способа и порядка исполнения, отложение исполнительных действий

В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Согласно п. 2 ст. 37 Закона отсрочка подразумевает приостановление исполнения, притом всех, а не только принудительных исполнительных действий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *