Как ФНС будет бороться с уклонением от налогов в 2023 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как ФНС будет бороться с уклонением от налогов в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российское налоговое законодательство подвержено постоянным изменениям и уточнениям. В отечественные нормативные документы регулярно вносятся поправки, как уточняющие отдельные методы расчета налоговой базы, так и кардинально меняющие принципы организации учета или начисления и уплаты определенных налогов.

Добровольная постановка на учет по НДС.

Те лица, которые по закону не обязаны вставать на учет по НДС, тем не менее вправе это сделать по собственному желанию. Порядок добровольной постановки на учет по НДС регулируется ст.83 НК РК. Процедура постановки на учет аналогична той, что и при обязательной регистрации в качестве плательщика НДС. Необходимо подать налоговое заявление в УГД МФ РК по месту регистрации.

Добровольно подать заявление на учет по НДС можно тремя путями:

  • на бумажном носителе;
  • онлайн через портал Egov.kz или Кабинет налогоплательщика;
  • сразу при госрегистрации юрлица-резидента, при присвоении БИН.

Штраф за не постановку на регистрационный учет по НДС

Как уже упоминали, ОГД следят за налогоплательщиками, чьи доходы приближаются к пороговому уровню.

Если ОГД отметили превышение уровня минимального оборота, а налогоплательщик в течение 10 рабочих дней не подал заявление о постановке не учет по НДС, происходит следующее (п. 7 и п. 8 ст. 82 НК РК):

  • в течение 5 рабочих дней с даты, когда истек срок подачи заявления налогоплательщиком, ОГД направляется уведомление;
  • если по истечении 30 рабочих дней с даты вручения уведомления налогоплательщик так и не встал на регистрационный учет по НДС, ОГД приостанавливает расходные операции по его банковским счетам.

Часть предприятий познакомились с аббревиатурой «ЕНП» еще в этом году, так как в июле стартовал пилотный проект по использованию Единого налогового платежа юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Но, начиная с 1 января 2023 года, использовать ЕНП обязательно всем организациям.

Суть ЕНП состоит в том, что теперь все платежи юридические и физические лица будут перечислять на общий счет, а далее инспекция будет распределять поступившие средства по целям. Так, в Налоговом кодексе будет введено новое понятие «Совокупная обязанность», которое означает сумму всех платежей, которое лицо обязано перечислить на единый счет.

В совокупную обязанность будут включены налоги, авансовые платежи, взносы, сборы, пени, штрафы и суммы налога, подлежащие возврату.

Приоритетность зачета сумм будет происходить в следующей последовательности:

1. Недоимки, начиная с наиболее раннего момента выявления;

2. Налоги, взносы;

3. Пени;

4. Проценты;

5. Штрафы.

Что такое безопасная доля вычетов по НДС.

Плательщик НДС рассчитывает свой налог в таком порядке:

  • Начисляет налог при реализации товаров, работ и услуг, а также при проведении других облагаемых операций,

  • Уменьшает начисленную сумму за счет вычетов.

Доля вычетов — это соотношение начисленного и вычитаемого налога, ниже приведем формулу и пример расчета.

Одновременно с налогоплательщиком долю рассчитывает ФНС. Только плательщик рассчитывает свою индивидуальную долю, а ФНС определяет средний показатель по каждому региону. Этот показатель считается безопасной долей вычетов по НДС.

Превышение безопасного показателя несет риски для налогоплательщика. Само по себе превышение не станет причиной налоговой проверки, но послужит дополнительным весомым плюсом в ее пользу. В случае превышения безопасного значения можно предпринять две меры:

  • Снизить сумму своих вычетов. Для этого часть вычетов по счетам-фактурам поставщиков перенести на следующий квартал.

  • Оставить все как есть, но заранее заготовить пояснение на случай запроса ФНС.

Опасные способы «оптимизации» НДС для бизнеса

А вот «серые» схемы, которые заметно уменьшают сумму налоговых отчислений, но далеки от законности, применять в работе предприятия не стоит.

«Бухгалтер готовит декларацию, в которой все авансы, покупки и продажи выверены до копейки, ― рассказывает эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету Алла Семенова. ― Уверенность в безошибочности расчета — 100%, ура! Но директор, рассмотрев ее, замечает: многовато будет, не пойдет, нужно уменьшать, что-нибудь придумайте…»

В такие моменты, когда доводы об экономической целесообразности, о сопоставимости контрольных значений и возможном возмещении в следующем квартале, не находят у руководства понимания, и возникают «идеи» уменьшить сумму налога. А для этого, как правило, прибегают к таким схемам:

  • оприходование «левых» товаров, материалов, услуг;

  • привлечение «фирм-однодневок»;

  • использование услуг «левых» компаний, которые предлагают разрыв НДС за «символичную» плату;

  • банальное сокращение сумм в декларации ― не записать, «случайно забыть» про полученные авансы.

Оптимизация налоговой нагрузки и минимизация налоговых рисков

Руководителям и главным бухгалтерам компаний зачастую некогда следить за всеми этими нюансами, кроме того, им не всегда удается правильно оценить масштаб тех или иных новшеств и последствия их внедрения для собственного бизнеса. Однако незнание налогового законодательства и неумение правильно использовать законные методы минимизации налоговых выплат приводят к самым серьезным последствиям:

  • неэффективному ведению бизнеса;
  • наложению всевозможных штрафных санкций;
  • возникновению административной или уголовной ответственности для руководителей и собственников бизнеса.

Именно поэтому грамотное налоговое планирование, осуществленное силами профессиональных бухгалтеров аутсорсинговой компании, приобретает все большую популярность среди бизнесменов, предпочитающих вести свое дело на принципах честности и открытости.

Методы оптимизации налоговой нагрузки

Специалисты-налоговики обычно предоставляют своим клиентам план, включающий целый комплекс мер по снижению налоговой нагрузки. Они достаточно разнообразны, но наиболее эффективными следует признать:

  • правильный выбор системы налогообложения, правовой формы компании, ее юрисдикции и вида деятельности;
  • обоснованное применение налоговых ставок;
  • оптимизация налога на прибыль;
  • правильное использование налоговых льгот.

Эти, вполне законные, с точки зрения наших законодателей, методы способствуют значительному снижению налоговой нагрузки и повышению общей рентабельности бизнеса.

Снижение налоговых рисков представляет собой целый комплекс действий, которые осуществляются по нескольким направлениям:

  • снижение рисков на предприятии – оно включает ежегодную актуализацию налоговой политики компании, учет инвестиционных и управленческих рисков;
  • тесное взаимодействие с налоговыми органами – регулярная сверка налоговых расчетов, письменных запросы по особенностям правоприменения отдельных положений Налогового кодекса и иных нормативных актов;
  • регулярная работа с контрагентами компании – текущий мониторинг заключаемых договоров.

Превышение допустимой доли вычетов

Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.

Безопасная доля вычетов по регионам в I и II кварталах 2021 года

Регион I квартал II квартал Динамика*
Российская Федерация в том числе: 88,8 88,4 –0,4
Центральный федеральный округ
Белгородская область 90,0 88,6 –1,4
Брянская область 89,3 90,1 0,8
Владимирская область 86,1 83,6 –2,5
Воронежская область 91,2 91,7 0,5
Ивановская область 91,5 91,6 0,1
Калужская область 88,3 89,3 1,0
Костромская область 87,7 87,7 0,0
Курская область 94,5 91,7 –2,8
Липецкая область 104,3 104,2 –0,1
Московская область 88,3 88,9 0,6
Орловская область 88,1 89,4 1,3
Рязанская область 88,3 88,4 0,1
Смоленская область 91,1 92,7 1,6
Тамбовская область 95,2 93,6 –1,6
Тверская область 87,2 87,8 0,6
Тульская область 96,8 96,3 –0,5
Ярославская область 86,5 89,3 2,8
город Москва 88,8 89,4 0,6
Северо­Западный федеральный округ
Республика Карелия 71,3 70,2 –1,1
Республика Коми 80,0 77,0 –3,0
Архангельская область 85,4 91,2 5,8
Вологодская область 99,7 102,2 2,5
Калининградская область 63,9 64,3 0,4
Ленинградская область 90,2 91,8 1,6
Мурманская область 185,7 161,9 –23,8
Новгородская область 96,2 97,8 1,6
Псковская область 92,1 91,5 –0,6
город Санкт­Петербург 88,4 88,4 0,0
Ненецкий АО 110,8 108,0 –2,8
Северо­Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 85,4 84,4 –1,0
Республика Ингушетия 95,7 93,6 –2,1
Кабардино­Балкарская Республика 90,8 91,5 0,7
Карачаево­Черкесская Республика 91,0 88,6 –2,4
Республика Северная Осетия — Алания 86,6 87,9 1,3
Чеченская Республика 96,8 95,1 –1,7
Ставропольский край 93,5 91,7 –1,8
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 87,4 85,5 –1,9
Республика Калмыкия 116,3 87,0 –29,3
Республика Крым 87,8 86,4 –1,4
Краснодарский край 91,6 91,8 0,2
Астраханская область 78,5 76,6 –1,9
Волгоградская область 93,6 87,7 –5,9
Ростовская область 95,0 95,2 0,2
город Севастополь 83,1 81,9 –1,2
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 93,1 93,3 0,2
Республика Марий Эл 89,6 90,4 0,8
Республика Мордовия 89,3 90,4 1,1
Республика Татарстан 92,0 91,3 –0,7
Удмуртская Республика 82,3 79,4 –2,9
Чувашская Республика 82,4 84,6 2,2
Кировская область 84,8 85,4 0,6
Нижегородская область 92,5 90,2 –2,3
Оренбургская область 75,3 72,1 –3,2
Пензенская область 87,6 86,9 –0,7
Пермский край 86,3 81,5 –4,8
Самарская область 84,3 82,9 –1,4
Саратовская область 86,8 86,8 0,0
Ульяновская область 88,0 90,0 2,0
Уральский федеральный округ
Курганская область 85,2 85,1 –0,1
Свердловская область 91,6 91,6 0,0
Тюменская область 84,2 82,2 –2,0
Челябинская область 89,9 89,8 –0,1
Ханты­Мансийский АО — Югра 66,8 60,4 –6,4
Ямало­Hенецкий АО 75,9 69,7 –6,2
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 90,0 88,9 –1,1
Республика Тыва 81,3 88,9 7,6
Республика Хакасия 85,6 84,5 –1,1
Алтайский край 89,0 88,1 –0,9
Красноярский край 83,4 81,6 –1,8
Иркутская область 78,9 79,7 0,8
Кемеровская область — Кузбасс 93,8 92,6 –1,2
Новосибирская область 88,6 89,1 0,5
Омская область 88,2 84,1 –4,1
Томская область 73,6 74,5 0,9
Дальневосточный федеральный округ
Республика Бурятия 93,1 92,6 –0,5
Республика Саха (Якутия) 86,9 87,2 0,3
Приморский край 97,7 96,3 –1,4
Хабаровский край 90,8 89,1 –1,7
Амурская область 143,9 137,1 –6,8
Камчатский край 91,3 95,9 4,6
Магаданская область 100,5 103,4 2,9
Сахалинская область 91,9 92,8 0,9
Забайкальский край 98,0 99,3 1,3
Еврейская автономная область 86,2 83,3 –2,9
Чукотский АО 124,1 149,4 25,3
БАЙКОНУР 75,2 72,5 –2,7
Читайте также:  Образец заявления о вынесении судебного приказа

* Показатели посчитаны на основании отчета 1-НДС опубликованного на сайте ФНС. Безопасная доля рассчитана по операциям, которые облагаются НДС по ставкам 10 и 20 процентов, без учета сумм налога и вычетов по операциям с нулевой ставкой.

При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на региональный показатель.

Далее приводим примерный ответ на требование пояснить, почему у компании вычет превысил ту самую безопасную долю.

Налог на дивиденды (доходы): увеличение до 15%

До 1 января 2023 года дивиденды и приравненные к ним доходы, начисляемые (выплачиваемые) иностранным организациям, в общем случае облагались налогом на доходы по ставке 12% (подп. 1.4 ст. 189, подп. 1.4 ст. 192 НК-2022).

— С 2023 года из подп. 1.4 ст. 192 НК исключено упоминание дивидендов (п. 94 ст. 2 Закона об изменениях). Следовательно, данный вид дохода попадает под действие подп. 1.5 ст. 192 НК и дивиденды облагаются по ставке 15%, — утверждает Вера Солянкова.

Примечание

С 2023 года ставка 12% предусмотрена только в отношении доходов от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части, включая доходы, возникающие при выходе (исключении) из такой организации (подп. 1.11.4 ст. 189 НК-2023).

Существенно изменилось законодательство по земельному налогу:

  • Начиная с налогового периода 2023 года земельный налог исчисляют не сами организации, а налоговые органы. Причем налог рассчитывают по истечении календарного года, а не наперед, как ранее (п. 1 — 5 ст. 244 НК-2023, п. 133 ст. 2 Закона об изменениях).
  • Не позднее 30 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, организации получают от налоговых инспекций на портале МНС декларацию по земельному налогу за истекший налоговый период, предварительно заполненную на основании сведений о земельных участках за истекший налоговый период, которые имеются в налоговых органах.
  • Организации, получившие предварительно заполненную декларацию, не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, при необходимости вносят в нее изменения и (или) дополнения, подписывают декларацию электронной цифровой подписью и направляют ее обратно в налоговый орган.
  • Введена авансовая уплата земельного налога в течение налогового периода и его уплата по итогам истекшего налогового периода (п. 6 ст. 244 НК-2023, п. 133 ст. 2 Закона об изменениях). Установлены следующие сроки уплаты организациями авансовых платежей: не позднее 22 мая, 22 августа, 22 ноября текущего налогового периода.

С 1 января 2022 года освобождены от НДС все услуги общепита, оказываемые через рестораны, кафе, бары, столовые и другие объекты. Также под льготу попали услуги выездного обслуживания. А вот реализация в отделах кулинарии и заготовочная деятельность от НДС не освобождаются.

Существуют четыре требования, соблюдение которых является обязательным для освобождения от НДС:

  • Основная деятельность — ОКВЭД класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков».
  • Лимит выручки — до 2 миллиарда рублей в год.
  • Численность работников — не более 1500 человек.
  • Доля доходов от реализации услуг общепита — не менее 70% за предыдущий год.

День 1.

Налоговые риски: понятие и виды.

Способы выявления налоговых рисков.

Способы снижения налоговых рисков (анализ договоров, создание условий для льгот, устранение рисковых элементов и т.д.).

Налоговые риски в связи с установленными пределами осуществления прав налогоплательщика.

  • Статья 54.1. «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» НК.
  • Реальность сделок, как важное условие признания расходов и вычетов.
  • Деловая цель — примеры из судебной практики (убытки при реорганизации, технические посредники, дробление бизнеса и другие примеры).
  • Приоритет существа над формой — правоприменительная практика.
  • Налоговая ответственность за контрагента.
  • Судебная практика по ст. 54.1. НК.
  • Как снизить риски, в связи с установленными пределами осуществления прав налогоплательщика.

Налоговые риски по отдельным налогам.

НДС.

  • Инструменты налоговиков: АСК НДС-2. Big data и Система управления рисками «СУР АСК НДС-2». АСК «Налог-3».
  • Доля вычета НДС (в том числе в регионе). Значение и применение этого показателя налоговой службой.
  • Перенос вычета НДС на будущие периоды (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Как не допустить ошибок?
  • Вычет НДС (счета-фактуры, условия вычета НДС).
  • Спорные ситуации по НДС:
    • возмещаемые расходы (в том числе и коммунальные расходы при аренде;
    • риски при улучшении арендованного имущества;
    • договоры с условием особого порядка перехода права собственности;
    • передача имущества в рекламных целях;
    • вычет НДС при капитальном строительстве.

Налог на прибыль.

  • Расходы по налогу на прибыль (экономическая обоснованность, документальная подверженность расходов).
  • Налоговые риски по расходам:
    • офисные расходы (приобретение цветов, расходы на интерьер в офисе, расходы на места для питания сотрудников и т.д.);
    • расходы на оплату труда, расходы на премии сотрудникам;
    • займы и поручительства, беспроцентные займы, внутрифирменные займы, переквалификация налоговым органом займов в инвестиции или авансы;
    • списание дебиторской задолженности: на что обратить внимание;
    • командировочные и представительские расходы;
    • расходы на рекламу;
    • убытки (ст. 283 НК).
  • Прямые и косвенные расходы: где проходит граница и что указать в учетной политике.

Налоговые риски для взаимозависимых лиц.

  • Взаимозависимые лица и последствия взаимозависимости лиц.
  • Налоговые риски признания лиц взаимозависимыми в судебном порядке.
  • Следует ли опасаться взаимозависимости группы компаний?
  • Как взаимозависимость влияет на налогообложение?
  • Порядок определения рыночных цен для целей налогообложения налоговыми органами: правоприменительная практика.
  • Риски контроля цен по неконтролируемым сделкам.

День 2.

Основные изменения и тренды в законодательстве, правоприменительной практике, которые влияют на налоговую оптимизацию и снижение налоговых рисков.

До налогового планирования.

  • Налоговая самодиагностика (налоговый бенчмаркинг), как способ поиска налоговых резервов и снижения налоговых рисков. Налоговая нагрузка и порядок ее расчета. Как налоговики используют данные по налоговой нагрузке и рентабельности по отраслям. Доля вычета НДС. Налоговые льготы. Налоговые риски. Критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками.
  • Методы налоговой оптимизации. Рейтинг безопасности применяемых схем.
  • Ошибки налоговой оптимизации (примеры из судебной практики).
  • Схемы, которые не рекомендуется применять.
Читайте также:  КС дал толкования по срокам давности уголовного преследования

Использование льготных налогоплательщиков.

  • Краткий обзор льготных налогоплательщиков, налоговые льготы и условия их применения.
  • Субъекты малого и среднего предпринимательства (льготный тариф страховых взносов 15%): на что обратить внимание.
  • Организации в области информационных технологий (ИТ бизнес).
  • Сколково (инновационный бизнес).

Схема «дробления бизнеса».

  • Дробление без спецрежимов: на что обратить внимание.
  • Упрощенная система налогообложения (УСН).
  • Патентная система налогообложения (ПСН).
  • Налог на профессиональный доход (НПД).
  • Преимущества налогообложения ИП, использующих специальные налоговые режимы. Страховые взносы ИП.
  • Встраивание спецрежимников в группу взаимозависимых лиц. Исполнитель. Агент. Арендодатель. Управляющий.
  • Как избежать квалификации взаимоотношений, как схемы дробления бизнеса.
  • Схема дробления бизнеса — как ее трактуют налоговики и судебная практика. В каких случаях налоговая выгода признается необоснованной.
  • Способы снижения налоговых рисков — реальность деятельности и деловая цель.
  • Обзор судебной практики по схемам дробления бизнеса. Анализ выигранных налогоплательщиками дел. Анализ проигранных налогоплательщиками дел.
  • Особенности в сфере общественного питания, с учетом льгот по НДС и страховым взносам, введенных законом 305-ФЗ от 02.07.2021.

Карта налоговой оптимизации.

  • Как продать бизнес или привлечь инвестора без налогов (льгота при продаже долей ООО и акций АО).
  • Как передать активы внутри группы, без налоговых потерь (пп. 11, 3.7., 11.1 п. 1 ст. 251 НК).
  • Что учесть при планировании инвестиций и возврате вложенных средств. Получение прибыли от инвестиций с минимальными налоговыми потерями.
  • Налоговые вопросы построения территориально-распределенного бизнеса.
  • Распределение прибыли (дивиденды и альтернативные способы).
  • Займы: использование для покрытия кассовых разрывов, инвестиций, вывода прибыли.
  • Ошибки. Как правильно исправить, чтобы не попасть на штраф.
  • Налог на прибыль организаций (учетная политика, амортизационная политика и амортизационная премия, инвестиционный налоговый вычет, резервы, прямые и косвенные расходы, применение ставки 0%, доходы, не облагаемые налогом в ст. 251 НК и т.д.)
  • Убытки и их перенос (ст. 283 НК). Перенос убытков при реорганизации.
  • Почему НДС во многих случаях нельзя оптимизировать?
  • НДС (льготы и освобождения (п. 2 ст. 146, ст. 149 НК), место реализации (ст. 147 и 148 НК), работа со счетами-фактурами, авансовый НДС и т.д.).
  • Как правильно указать НДС в договоре: правоприменительная практика и типичные ошибки.
  • Раздельный учет НДС: как снизить риски на примере займов выданных.
  • Страховые взносы (льготные налогоплательщики, льготы и освобождения, выплата дивидендов, компенсации и т.д.).

Реквизиты счета не нужны

Вернемся к возмещению при положительном сальдо. Раньше для возврата налога ФНС нужно было сообщить банковские реквизиты. С января 2023 это условие перестало быть обязательным (ФЗ №565 от 28.12.2022).

Налоговая сделает возврат на счет, реквизиты которого есть в системе. То есть возмещение отправляется туда же, откуда поступают средства на ЕНС.

Предвижу вопрос: с какого периода работает новый порядок? ФНС давала разъяснения на этот счет. Возмещение по новым правилам применяется с января 2023. Значит, порядок актуален для НДС по декларациям за четвертый квартал прошлого года.

Ставка НДС в переходных документах

Если договоры были заключены до 2023 года, то ставка НДС будет действовать в размере 18%, а если товары реализуются в 2023 году по длительным договорам, заключенным до 2023 года, то ставка будет действовать уже в размере 20%. При этом вносить изменения в договор, либо заключать дополнительные соглашения не потребуется. Это связано с тем, что продавец уже по новой ставке (20%) предъявляется покупателю НДС вместе с ценой товара. При этом стороны могут уточнять порядок осуществления расчетов и размеры оплаты. Для большей наглядности приведем разъяснения по переходному периоду при различных ситуациях в таблице:

Ситуация Порядок действий
в 2018 году в 2023 году
Продукция приобретена в 2018 году, а реализована в 2023 году К вычету входной НДС идет по ставке 18% Начисляется НДС по ставке 20%
Продукция отгружена в 2018 году, а деньги за нее перечислены только в 2023 году НДС по ставке 18% НДС по ставке 20% только по тем товарам, которые были отгружены в 2023 году. Корректировке налог не подлежит.
Оплата за продукцию поступила в 2018 году (в размере 100%), а отгружена продукция только в 2023 году НДС с предоплаты рассчитывается как 18/118 Начисляется НДС по ставке 20%, а налог с аванса к вычету применяется по ставке 18/118. Разница указывается в дополнительном соглашении.
Частичная предоплата за продукцию поступила в 2018 году, отгружена продукция и окончательная оплата поступила в 2023 году НДС с предоплаты рассчитывается как 18/118 Начисляется НДС по ставке 20%, а налог с предоплаты к вычету применяется по ставке 18/118. Разница указывается в дополнительном соглашении.
Предоплата по Госконтракту перечислена в 2018 году, а исполнен контракт только в 2023 году НДС с предоплаты рассчитывается как 18/118 Налог с аванса к вычету применяется по ставке 18/118, все изменения необходимо согласовать в контракте.

Особенности применения ставки НДС с 2023 года налоговыми агентами

Исчисление НДС налоговым агентом осуществляется при оплате товаров либо при перечислении предварительной оплаты, либо при оплате в момент принятия на учете товаров. Если отгрузка товаров в счет ранее оплаченной налоговым агентом суммы, момент определения налоговой базы не возникает. То есть, если оплата в счет отгрузок с 2023 года уплачена иностранной компании, не состоящей на учете в ФНС, до 1 января 2023 года, то расчет НСД налоговым агентом осуществляется на дату оплаты при применяется при этом ставка 18/118. В случае отгрузки товаров в счет ранее перечисленной оплаты, расчет НДС налоговым агентом не осуществляется. В том случае, если оплата за отгруженные до 2023 года товары осуществляется налоговым агентом в 2023 году, то исчисление НДС осуществляется по ставке 18/118.

Налог на добавленную стоимость (НДС) и Электронные счета-фактуры (ЭСФ)

Текущая редакция

Новая редакция

Комментарий

Статья 399. Импорт, освобождаемый от налога на добавленную стоимость

1. Освобождается от налога на добавленную стоимость импорт:

Статья 399. Импорт, освобождаемый от налога на добавленную стоимость

1. Освобождается от налога на добавленную стоимость импорт:

19) сахара-сырца тростникового;

20) химических веществ (сырья) для производства пестицидов при одновременном соблюдении следующих условий:

производство указанных товаров отсутствует на территории Республики Казахстан или не покрывает потребности Республики Казахстан;

ввезенные товары включены в перечень, утвержденный уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриальной деятельности по согласованию с уполномоченным органом, уполномоченным органом в области налоговой политики и уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса;

ввезенные товары предназначены исключительно для производства пестицидов и не предназначены для дальнейшей реализации.

В случае нарушения в течение трех лет с даты выпуска товаров для внутреннего потребления на территории Республики Казахстан требований, установленных настоящим подпунктом, налог на добавленную стоимость на импортируемые товары подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары, в порядке и размере, которые определены таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;

21) произведений искусства, ввозимых негосударственными музеями. Перечень произведений искусства, указанных в настоящем подпункте,

утверждается уполномоченным органом в области культуры по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

С 01.01.2023 года

Новые категории импорта, освобожденные от НДС: сахар-сырец, хим вещества для производства пестицидов, произведения искусства, ввозимые музеями.

Статья 412. Общие положения

1. При совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру:

Статья 412. Общие положения

1. При совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру:

10) юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке для осуществления деятельности по подтверждению соответствия, определенное законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании;

11) налогоплательщик, являющийся таможенным представителем, таможенным перевозчиком, владельцем складов временного хранения, владельцем таможенных складов и уполномоченным экономическим оператором в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан

С 01.01.2023 года

Новые категории, обязанные выписывать СФ: юр лицо, выполняющее деятельность по подтверждению соответствия и таможенный представить, перевозчик, владелец складов временного хранения, таможенных складов.

Статья 412. Общие положения

Статья 412. Общие положения

2-1. При ограничении выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса счет-фактура выписывается на бумажном носителе.

При этом счет-фактура, выписанный на бумажном носителе, подлежит введению в информационную систему электронных счетов-фактур в течение пятнадцати календарных дней с даты отмены ограничения выписки счетов-фактур в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса.»;

С 01.01.2013 года

Добавлено положение. Если налогоплательщик ограничен в выписке ЭСФ – документ выписывается на бумаге. После отмены ограничения – бумажный СФ вводится в ИС ЭСФ в течении 15 дней.

Статья 412. Общие положения

14. В случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 2) части первой, частью третьей пункта 13 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе товаров, работ, услуг реквизитов юридического лица, через доверенное лицо которого осуществляется приобретение товаров, работ, услуг, или индивидуального предпринимателя, приобретающего товары, работы, услуги. При этом в случаях, предусмотренных подпунктами 3) и 4) пункта 13 настоящей статьи, выписка счета-фактуры осуществляется по месту реализации товаров, работ, услуг.

В случае, предусмотренном подпунктом 4) части первой пункта 13 настоящей статьи, получатель услуг вправе обратиться с требованием выписать документ, подтверждающий факт проезда физического лица, или счет-фактуру к поставщику таких услуг, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе работ, услуг реквизитов физического лица, которому оказана услуга по перевозке.

В случае приобретения товаров, работ, услуг у налогоплательщика, указанного в подпункте 8) части первой пункта 1 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение срока, установленного пунктом 2 статьи 413 настоящего Кодекса, обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование.

Статья 412. Общие положения

14. В случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 2) части первой и частью третьей пункта 13 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе товаров, работ, услуг реквизитов юридического лица, через доверенное лицо которого осуществляется приобретение товаров, работ, услуг, или индивидуального предпринимателя, приобретающего товары, работы, услуги.

В случае, предусмотренном подпунктом 4) части первой пункта 13 настоящей статьи, получатель услуг вправе в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации обратиться с требованием выписать документ, подтверждающий факт проезда физического лица, или счет-фактуру к поставщику таких услуг, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе работ, услуг реквизитов физического лица, которому оказана услуга по перевозке.

В случае приобретения товаров, работ, услуг у налогоплательщика, указанного в подпункте 8) части первой пункта 1 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации, обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование.

Выписка счета-фактуры в соответствии с положениями настоящего пункта осуществляется по месту реализации товаров, работ, услуг.

С 01.01.2013 года

Установлен срок для обращения покупателем для выписки ЭСФ в установленных случаях – 180 календарных дней с даты совершения оборота. В настоящий момент — в течение срока исковой давности.

Статья 413. Сроки выписки счетов-фактур

2. В целях выполнения требований пункта 14 статьи 412 настоящего Кодекса выписка счета-фактуры осуществляется в день или после даты совершения оборота, но в пределах срока исковой давности, установленного статьей 48 настоящего Кодекса.

Статья 413. Сроки выписки счетов-фактур

2. В целях выполнения требований пункта 14 статьи 412 настоящего Кодекса выписка счета-фактуры осуществляется в день или в течение ста девяноста пяти календарных дней после даты совершения оборота.

С 01.01.2013 года

Установлен срок для выписки ЭСФ (в ситуации, когда выписка документа продавцом не требуется) — в течение 195 календарных дней (срок обращения покупателя для оформления документа – 180 календарных дней).

Статья 431. Порядок и сроки возврата превышения налога на добавленную стоимость

2. Если иное не установлено статьями 432 и 434 настоящего Кодекса, возврат суммы превышения налога на добавленную стоимость, подтвержденного результатами проверки, производится налогоплательщику в следующие сроки:

в остальных случаях – в течение ста пятидесяти пяти календарных дней.

Статья 431. Порядок и сроки возврата превышения налога на добавленную стоимость

2. Если иное не установлено статьями 432 и 434 настоящего Кодекса, возврат суммы превышения налога на добавленную стоимость, подтвержденного результатами проверки, производится налогоплательщику в следующие сроки:

в остальных случаях – в течение семидесяти пяти рабочих дней.»;

С 01.01.2023 года

Сокращаются сроки для возврата превышения НДС, подтвержденного результатами проверки, в общих случаях – со 155 до 75 рабочих дней

Статья 440. Определение оборота по реализации товаров, работ, услуг и облагаемого импорта в Евразийском экономическом союзе

5. Не является облагаемым импортом:

Статья 440. Определение оборота по реализации товаров, работ, услуг и облагаемого импорта в Евразийском экономическом союзе

5. Не является облагаемым импортом:

В случае нахождения временно ввезенных товаров на территории Республики Казахстан более двух лет с даты ввоза ввоз таких товаров признается облагаемым импортом и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по импортированным товарам с даты принятия на учет таких товаров в порядке и размере, которые определены настоящим Кодексом

С 01.01.2023 года

Если временно ввезенный товар находится на территории РК более 2-х лет, такой товар признается облагаемым импортом и подлежит обложению НДС.

Статья 453. Счет-фактура

6. При реализации импортером товаров, ввезенных с территории государств-членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан, счет-фактура в электронной форме выписывается не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Статья 453. Счет-фактура

6. При реализации импортером товаров, ввезенных с территории государств – членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан в одном налоговом периоде, счет-фактура в электронной форме выписывается не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

В иных случаях счет-фактура при реализации импортером товаров, ввезенных с территории государств – членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан, выписывается в сроки, установленные главой 47 настоящего Кодекса.»;

С 01.01.2023 года

При реализации импортером товара, импортированного из ЕАЭС, если импорт и продажа в одном налоговом периоде — ЭСФ оформляется до 20 числа следующего месяца. Если в разных периодах – в общие сроки.

Читайте также:  Все о патенте для ИП в 2023 году: условия, стоимость и льготы

Какие изменения произошли с налогом на прибыль

С 1 января внесены изменения и дополнения в главу 16 НК «Налог на прибыль». Вот некоторые из них, которые стоит отметить отдельно:

1. Основная ставка налога на прибыль увеличена с 18% до 20%.

2. В целях обеспечения одинаковых подходов в налоговом и бухгалтерском учете, с 2023 г. изменяется налоговый учет курсовых разниц. Из Налогового кодекса исключены положения, которые позволяли организациям выбирать период включения в налоговую базу по налогу на прибыль (ежеквартально либо в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года). С 1 января 2023 года вступает в силу новый Указ № 430 от 20.12.2022 года «О списании курсовых разниц».

3. Предоставление в финансовую аренду (лизинг) имущества для целей исчисления налога на прибыль с 2023 г. признается услугой.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *