Правовое регулирование налогового контроля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование налогового контроля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Новая редакция ст. 23 НК РФ не обязывает налогоплательщика подавать сообщение о создании Ф/П. Это означает, что в данном случае не применима ответственность по п. 1 ст. 116 НК РФ. Что касается п. 2 этой правовой нормы, то тут ситуация следующая. После изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27.07.10 № 229-ФЗ, обязанность по постановке на учет осталась у организаций, создающих ОП (кроме филиалов и представительств); у лиц, получающих доход, облагаемый ЕНВД. Поэтому только эти две группы лиц являются субъектами ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. В итоге получается, что организации, ведущие деятельность через Ф/П без постановки на учет, не попадают под п. 2 ст. 116 НК РФ. В общем, ситуация неоднозначная, а судебной практики пока нет. Мы предлагаем (во избежание ненужных споров с налоговой) сначала получить уведомление о постановке на учет, а потом начинать работу через Ф/П. Изменения в сведения о Ф/П делаются в том же порядке, что и создание.

Что такое налоговый учет?

Система сбора информации о том, какие доходы и расходы были получены в бизнесе в определенный период, называется налоговый учет (НУ). Помимо сбора эта система еще и систематизирует данные, чтобы определить налоговую базу, уточнить, какой налог на прибыль придется платить компании. Расчет ведется зависимо от того, на какой системе работает компания или ИП. Например, если используется общая система налогообложения, рассчитывается налог на прибыль, а если применяется УСН, тогда база рассчитывается по упрощенной схеме.

Если данные собраны, они используются организациями или ИП чтобы правильно составить отчетность, а после этого передать её в ФНС. При этом налоговые органы должны проконтролировать, насколько правильно посчитан налог, достоверны ли переданные данные. Когда это сделано, можно приступать к сбору налога согласно НУ.

Иногда НУ путают с бухгалтерским видом отчетности. Суть налогового учета в том, чтобы правильно оплатить налоги, поскольку они определяются именно на его базе. Тогда как бухучет просто описывает финансовую сторону работу компании и состояние дел на определенный момент. Из-за путаницы, которая возникает, если заменить эти два понятия, могут образоваться серьезные проблемы вплоть до расхождений в прибыли, что облагается налогом. Потому многие пытаются свести к минимуму разницу между показателем налоговых и бухгалтерских отчетов.

Постановка на налоговый учет при создании ОП

НК РФ различает три вида обособленных подразделений: филиал, представительство, иное обособленное подразделение. Для ясности предлагаем вам краткую таблицу терминов налогового права.

Таблица 2

Обособленное подразделение (ОП)

Любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Ст. 11 НК РФ

Рабочее место

Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

С. 209 ТК РФ

Филиал (Ф)

Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

С. 55 ГК РФ

Представительство (П)

Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Ст. 55 ГК РФ

Понятие налогового контроля

Правовые основы налогового контроля установлены гл. 14 НК РФ. Налоговый контроль — это вид государственного финансового контроля. Налоговый контроль является институтом такой подотрасли финансового права, как налоговое право. Он реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов. Основу этой деятельности составляют конкретные приемы, средства или способы.

В юридической литературе существует множество определений налогового контроля. Например, О.А. Ногина считает, что налоговый контроль — это составная часть формируемого государством организационно-правого механизма управления, представляющая собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Налоговая проверка как форма налогового контроля. Виды налоговых проверок

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, целью которой является проверка соблюдения налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом или плательщиком страховых взносов законодательства о налогах и сборах, а также предупреждение налоговых правонарушений.

Налоговые проверки бывают камеральные и выездные (по месту проведения проверки). В свою очередь, выездные налоговые проверки подразделяются на повторные и встречные. Особой разновидностью налоговой проверки является проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (гл. 14.5 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка представляет собой проверку представляемых в налоговый орган деклараций (расчетов) без выезда на территорию, в помещение налогоплательщика, налогового агента, плательщика сборов, плательщика страховых взносов.

Форма свидетельства о постановке на налоговый учёт

Свидетельство ИНН выдаётся по форме, утверждённой приказом ФНС от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@. Последний раз изменения в приказ вносились 04.09.2020 года.

Форма называется «№ 1-1-Учёт» и его не надо путать с другим похожим документом — уведомлением о постановке на учёт в налоговом органе (форма № 1-3-Учёт). Отличить их можно по разным реквизитам:

  • у формы № 1-1-Учёт код по КНД 1121007;
  • у формы № 1-3-Учёт код по КНД 1121013.

Кроме того, эти документы выдаются по разным поводам:

  • свидетельство – при постановке на налоговый учёт самого юридического лица;
  • уведомление – при постановке на налоговый учёт обособленного подразделения или имущества ООО.

Напомним, что у налогоплательщиков существует обязанность – встать на учет в налоговых органах в случаях, предусмотренных в НК РФ (подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ).

24.12.2015

Постановка на учет – это совокупность организационно-правовых мероприятий, проводимых налоговыми органами в определенной последовательности. Целью постановки организации на учет является проведение налогового контроля ее деятельности (п. 1 ст. 83 НК РФ).

В рамках данной статьи мы не будем смотреть особенности постановки на учет отдельных видов компаний (крупнейших налогоплательщиков, иностранных организаций, управляющих компаний ПИФ-ов, постановка на учет компаний при выполнении СРП – соглашений о разделе продукции и др.). Особенности постановки на учет отдельных субъектов определяет Минфин России в отдельном порядке.

Компания должна встать на учет в следующих случаях: — при создании (создании обособленного подразделения) – в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений;

— по месту нахождения принадлежащих компании транспортных средств;

— по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.

Важно учитывать – постановка на учет организации является обязательной, независимо от наличия (отсутствия) обстоятельств, с которыми НК РФ связывает обязанность по уплате налога (п. 2 ст. 83 НК РФ).

Деятельность без постановки на учет грозит компании штрафом в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение ведения деятельности без учета, но не менее 40 тысяч рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Постановка организации на учет по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиалов и представительств осуществляется налоговым органом на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Обособленные подразделения (кроме филиалов и представительств)

Налогоплательщики – организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях. Для этого компании дается один месяц со дня создания такого обособленного подразделения (п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма такого сообщения содержится в Приказе ФНС России и Минфина России от 09.06.2011 г. № ММВ-7-6/362@.

Налоговый орган обязан осуществить постановку организации на учет и выдать свидетельство о постановке на учет по утвержденной форме (Приказ ФНС России от 11.08.2011 г. № ЯК-7-6/488@). На сегодняшний момент для постановки на учет отдельного заявления налогоплательщика не требуется. Напомним, что регистрацию компаний осуществляет ФНС и ее структурные подразделения. Советуем ознакомиться с порядком взаимодействия государственных органов, закрепленным в Постановлении Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Постановка на учет по месту нахождения недвижимости и ТС

Постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств и недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, передаваемых органами, перечисленными в ст. 85 НК РФ (п. 5, 5.1 ст. 83 НК РФ). Смотрите в данном пункте более подробно, как определяется место нахождения имущества и транспортных средств.

Речь в ст. 85 НК РФ идет об органах ГИБДД и органах, осуществляющих регистрацию недвижимого имущества.

Датой постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры (п. 4 Постановления № 110). Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (п. 7 ст. 84 НК РФ).

Смотрите также Приказ Минфина России от 05.11.2009 г. № 114н (об утверждении порядка постановки, снятия с учета).

Для чего нужен налоговый учет

Под налоговым учетом принято понимать систему, в которой производится синтез информации для определения налоговой базы по обязательным отчислениям в бюджет на основании данных первичной документации, объем и классификация которой устанавливается действующим законодательством.

С помощью налогового учета получают достоверные сведения о порядке регистрации важных для налогообложения хозяйственных операций, выполненных юридическим лицом за отчетный период. Также налоговый учет нужен для того, чтобы контролирующие органы могли отследить, насколько правильно и своевременно юридические лица платят налоги. Этой информацией пользуются и иные заинтересованные организации, например контрагенты и партнеры хозяйствующего субъекта.

Поскольку в Налоговом кодексе РФ принципы организации налогового учета сформулированы лишь в общих чертах, каждому бухгалтеру необходимо самостоятельно решить, как он организует этот процесс на практике.

Налоговый и бухгалтерский учет: в чем разница

Молодые специалисты часто интересуются, как можно сблизить налоговый и бухгалтерский учет. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, в первую очередь следует понять, чем эти формы учета отличаются друг от друга.

Сущность налогового учета мы уже раскрыли выше. А главная его цель для организаций, работающих по общей системе налогообложения, состоит в определении налога на прибыль.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

  • Как оптимизировать налог на прибыль: законные схемы
  • Как минимизировать налоги и не заинтересовать налоговую
  • Бухгалтерия интернет-магазина: нюансы и подводные камни

Что касается бухучета, то его сущность заключается в получении упорядоченных и задокументированных данных об объектах, перечисленных в действующем ФЗ, в соответствии с критериями, прописанными законом № 402-ФЗ, и последующем составлении финансовой отчетности с использованием этих сведений.

Комментарий к Ст. 84 Налогового кодекса

Комментируемая статья в части постановки на учет налогоплательщиков непосредственно связана со ст. 83 НК РФ. В ст. 84 НК РФ конкретизируется порядок постановки на учет, а также регламентируется порядок снятия с учета организаций и физических лиц.

Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации:

— Приказ Минфина России от 21.10.2010 N 129н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями»;

— Приказ Минфина России от 30.09.2010 N 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения»;

— Приказ Минфина России от 05.11.2009 N 114н «Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента»;

Читайте также:  Какой налог с продажи квартиры в 2023 году надо платить: важные изменения

— Приказ Минфина России от 11.07.2005 N 85н «Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков»;

— Приказ Минфина России от 08.04.2005 N 55н «О Порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес» и др.

Постановка на учет физического лица осуществляется на основании заявлении этого лица, которое он подает по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

На основании поданного заявления налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня его получения выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось). Форма свидетельства, как и форма заявления налогоплательщика, содержится в Приказе ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.

В комментируемой статье закреплен перечень персональных данных, которые включаются в состав сведений о налогоплательщике при постановке на учет физических лиц:

— фамилия, имя, отчество;

— дата и место рождения;

— пол;

— место жительства;

— данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;

— данные о гражданстве.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной российской организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать российской организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, индивидуальному предпринимателю — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Форма такого уведомления также утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.

В пятидневный срок налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката по месту их жительства. Те же сроки устанавливаются для снятия с учета.

Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом:

организации (физическому лицу) — уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств;

нотариусу, занимающемуся частной практикой (адвокату), — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве нотариуса, занимающегося частной практикой (адвоката).

Такой же 5-дневный срок установлен для постановки на учет российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

В комментируемой статье определен также порядок:

— учета налоговыми органами изменений в сведениях о налогоплательщиках (российских организациях, обособленных подразделениях таких организаций, иностранных организаций, отделениях иностранных некоммерческих неправительственных организаций на территории Российской Федерации или индивидуальных предпринимателях, а также физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (п. 3 ст. 84 НК РФ);

— снятия с учета в налоговых органах в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации или места жительства физического лица (п. 4 ст. 84 НК РФ);

— снятия с учета в налоговых органах в случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в случаях прекращения российской организацией деятельности через филиал или представительство (закрытия филиала или представительства), а также прекращения иностранной организацией деятельности через аккредитованные филиал или представительство (п. 5 ст. 84 НК РФ).

Законодатель закрепляет, что постановка на учет в налоговом органе и снятие с учета осуществляются бесплатно (п. 6 ст. 84 НК РФ).

Комментируя пункт 7 ст. 84 НК РФ, следует особо обратить внимание на отказ в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав абзацем первым пункта 7 статьи 84, данный в Определении Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 N 287-О, как на не нарушающий прав граждан и не затрагивающий их религиозных чувств.

Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных предусмотренных законодательством случаях.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определяются ФНС России. В настоящее время действуют Приказ ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика», а также Приказ МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц».

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать свои ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом лишь свои персональные данные.

В соответствии с п. 8 комментируемой статьи ФНС России наделяется полномочиями по ведению Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН). Состав сведений, содержащихся в ЕГРН, а также порядок его ведения устанавливаются Минфином России (Приказ Минфина России от 30.09.2010 N 116н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» ).
———————————
На дату подготовки Комментария Приказ не вступил в силу.

В комментируемой статье содержится норма, имеющая особое значение для установления правового режима охраны информации в налоговом праве.

Основания постановки на налоговый учет

По общему правилу присвоение номера налогоплательщика заграничным фирмам производится в случаях, если они осуществляют в РФ какую-либо деятельность или владеют имуществом (есть основания для уплаты налогов).

В ст. 83 НК РФ говорится, что присвоение ИНН зарубежной фирме происходит на основании:

  • открытия аккредитованных филиалов и представительств;

  • открытия иных обособленных подразделений;

  • оказания услуг в электронной форме в РФ;

  • приобретения недвижимости и транспортных средств в РФ и др.

Порядок постановки на учет

Налогоплательщик Порядок постановки на учет
Новая организация Постановка на учет осуществляется в налоговой по месту нахождения организации. Происходит на основании сведений из ЕГРЮЛ и не требует специальной подачи заявления в налоговую.
Индивидуальные предприниматели Постановка на учет осуществляется в налоговой по месту нахождения организации. Происходит на основании сведений из ЕГРИП и не требует специальной подачи заявления в налоговую.
Обособленное подразделение Если у организации есть обособка, то по его месту нахождения подается заявление в налоговый орган в срок до 1 месяца после создания.
Физлица, не ИП Встают на учет по месту жительства на основе информации от органов, которые осуществляют регистрацию прав и сделок. Самостоятельное обращение налоговую для постановки на учет не требуется
Недвижимость и ТС Постановка по месту нахождения имущества на основании сведений от регистрирующих органов.

Комментарий к Статье 83 НК РФ

Учет налогоплательщиков производится в целях проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ). Делается это путем постановки на учет и снятия с учета (ст. 84 НК РФ). При этом в ст. 83 НК РФ речь идет именно об учете налогоплательщиков (а не об учете плательщиков сборов).

Учет налогоплательщиков возлагается на налоговые органы:

— по месту нахождения организации. При этом следует учесть, что в соответствии со ст. 54 ГК РФ место нахождения российских организаций (ст. 11 НК РФ) определяется местом государственной регистрации юридического лица, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Место нахождения иностранных организаций определяется исходя из законодательства, действующего в соответствующем государстве;

— по месту нахождения филиалов, представительств, а также любых иных территориально обособленных подразделений организации, в том числе филиалов и представительств иностранных организаций;

— по месту жительства физического лица (включая индивидуальных предпринимателей). В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства физического лица признается место, где оно постоянно или преимущественно проживает;

— по месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и транспортных средств (ст. 85 НК РФ).

Особые правила предусмотрены для учета налогоплательщиков организации, в состав которой входят территориально обособленные подразделения. При этом следует иметь в виду, что:

— к организациям (о которых идет разговор в комментируемой статье) относятся как российские, так и иностранные юридические лица;

— к обособленным подразделениям относятся созданные на территории РФ филиалы, представительства и другие обособленные структуры российских организаций;

— филиалы и (или) представительства иностранных юридических лиц, созданные на территории РФ, охватываются понятием «иностранные организации». Особенности учета последних устанавливаются Минфином России;

— организация, в собственности которой находится недвижимое имущество, — это как российские юридические лица, так и иностранные организации, имеющие на территории РФ недвижимость, подлежащую налогообложению.

Все упомянутые выше организации обязаны встать на налоговый учет по месту нахождения: во-первых, самой организации; во-вторых, каждого обособленного подразделения; в-третьих, объектов своей недвижимости, подлежащих налогообложению; в-четвертых, своих транспортных средств, подлежащих налогообложению. Что же касается филиалов и представительств иностранного юридического лица, то они подлежат как организация в целом.

Однако обратите внимание: организации, в состав которых входят обособленные подразделения, могут не ставить на учет те подразделения, которые находятся в ведении той же налоговой, что и сама организация.

На Минфин России возложены функции определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, иностранных организаций и налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции.

Порядок определения Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков — российских организаций (утв. Приказом от 11 июля 2005 г. N 85н).

Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (утв. Приказом от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124). Данные акты продолжают действовать впредь до их отмены Минфином России.

В связи с введением в действие гл. 26.4 НК РФ особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются нормами ст. 346.11 НК РФ.

Основания постановки на налоговый учет изложены в п. 1 ст. 83 НК РФ не исчерпывающим образом или могут быть предусмотрены лишь в самом Кодексе.

Применяя правила п. 2 комментируемой статьи, нужно иметь в виду следующее:

а) они относятся лишь к индивидуальным предпринимателям и организациям. С другой стороны, для целей налогообложения к индивидуальным предпринимателям относятся и нотариусы, и адвокаты, упомянутые в п. 2 ст. 11, п. 6 ст. 83 НК РФ;

б) налогоплательщики, указанные в п. 2 ст. 83 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах независимо от наличия или отсутствия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Не играет роли и то, относится ли юридическое лицо к коммерческим организациям и осуществляет ли оно предпринимательскую деятельность.

В соответствии с правилами п. 3 комментируемой статьи настоящего Кодекса юридические лица и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, в порядке, установленном Правительством РФ в Постановлении от 26 февраля 2004 г. N 110. Учет налогоплательщиков осуществляется по письменному заявлению налогоплательщика. К заявлению налогоплательщик прилагает документы, перечисленные в п. 1 ст. 84 НК РФ.

Заявление о постановке на учет подается исключительно в налоговую инспекцию по месту нахождения юридического лица (юридический адрес) или жительства физического лица — предпринимателя.

В соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ организации, которые создали обособленное подразделение, должны подать в налоговую инспекцию, в ведении которой находится указанное подразделение, заявление о постановке на учет. Сделать это нужно в месячный срок, считая с момента создания подразделения.

В иных случаях постановка на учет организации в налоговых инспекциях по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемых организацией самостоятельно.

И до внесения изменений вышеизложенные нормы де-факто уже применялись на практике.

Если организация уже состоит на учете в конкретной налоговой инспекции по одному из предусмотренных ст. 83 НК РФ оснований, то регистрироваться там повторно по иному упомянутому в этой статье основанию не нужно. К такому выводу пришел Пленум ВАС РФ в п. 39 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5. Аналогичной позиции придерживался и Минфин (пример, Письмо от 25 августа 2004 г. N 03-01-10/3-105).

Правила п. 5 комментируемой статьи распространяются на все категории налогоплательщиков и применяются, если у упомянутых выше лиц имеются подлежащие налогообложению недвижимость и транспортные средства.

Местом нахождения имущества признается для:

морских (например, атомный ледокол, океанский лайнер и т.д.), речных (например, катер типа «Метеор», «Комета» и т.д.), воздушных (например, самолет, вертолет) судов — место нахождения собственника-организации или место жительства собственника — физического лица;

транспортных средств, не указанных в пп. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ (например, автомобилей, тракторов, локомотивов и др.), — место (порт) приписки или государственной регистрации (например, автомобиль индивидуального предпринимателя регистрируется органами ГИБДД по месту его жительства). Лишь при отсутствии таковых местом нахождения упомянутых в пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ транспортных средств признается соответственно место нахождения (место жительства) их собственника;

Читайте также:  Елабужанам рассказали о порядке предоставления «маминых дней»

недвижимости, т.е. зданий, сооружений, иных объектов, отнесенных ГК РФ к недвижимому имуществу, исключая транспортные средства, указанные в п. 5 ст. 83 НК РФ (хотя по нормам гражданского законодательства и они, как подлежащие госрегистрации, являются разновидностью недвижимого имущества, для целей налогообложения приоритет имеют правила ст. 83 НК РФ), — место фактического нахождения имущества.

Юридическое лицо подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, переданного ему в хозяйственное ведение или оперативное управление.

В свою очередь, органы, осуществляющие учет и (или) госрегистрацию недвижимости и транспортных средств, должны сообщить в налоговый орган сведения, указанные в ст. 85 НК РФ.

Правила п. 5 ст. 83 НК РФ распространяются и на случаи снятия с учета.

Изменения в сведениях об организации

При изменении сведений об организации (наименования, организационно-правовой формы, адреса, состава учредителей, сведений о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени организации, и др.), которые содержатся в ЕГРЮЛ и ЕГРН, организация обязана в трехдневный срок с момента изменения указанных сведений представить в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту своего нахождения) документы, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ. На основании этих документов инспекция вносит изменения в ЕГРЮЛ, а затем в ЕГРН. Если организация не сообщит об указанных изменениях, ее должностные лица будут привлечены к административной ответственности согласно статье 14.25 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 5000 руб.

Непосредственно с постановкой на учет организации в налоговых органах связано только изменение адреса (места нахождения) организации, так как оно чаще всего влечет за собой необходимость постановки организации на учет в другом налоговом органе.

Сведения об адресе в соответствии с Гражданским кодексом должны содержаться в учредительных документах юридического лица. Изменив место нахождения, организация обязана в течение трех дней с момента изменения представить в налоговую инспекцию по прежнему месту нахождения, то есть в инспекцию, где она состоит на учете, документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (см. таблицу на с. 68—69).

Налоговый орган по прежнему месту нахождения организации не позднее пяти рабочих дней со дня представления необходимых для государственной регистрации документов вносит изменения в ЕГРЮЛ. Не позднее следующего рабочего дня (после внесения изменений в ЕГРЮЛ) инспекция снимает организацию с учета и направляет соответствующие сведения в налоговый орган по ее новому месту нахождения и в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по иным основаниям (по месту нахождения обособленного подразделения, недвижимого имущества или транспортного средства и др.). Организации направляется уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица по форме № 09-1-5. При этом ранее выданное свидетельство о постановке на учет признается недействительным, возвращать его в инспекцию не нужно.

Документы организации направляются в налоговый орган по новому месту нахождения в течение трех рабочих дней со дня снятия ее с учета.

Налоговый орган по новому месту нахождения организации на основании полученных сведений обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующей информации, поставить организацию на учет и выдать ей новое свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Изменения иных сведений об организации вносятся в ЕГРН налоговым органом по месту нахождения организации также на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. При этом хотелось бы отметить, что в соответствии с Законом № 129-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Непредставление или несвоевременное представление измененных сведений в налоговый орган повлечет за собой не только административную ответственность должностных лиц организации, но и ряд негативных правовых последствий для самой организации. Например, налоговый орган будет считать непредставленной декларацию, подписанную должностным лицом, сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ и ЕГРН.

Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика

1. Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата и место рождения;
  • пол;
  • место жительства;
  • данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;
  • данные о гражданстве.

2. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица, поданного в соответствии с пунктами 6, 7 или 7.2 статьи 83 настоящего Кодекса, в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет. В случае, если заявление физического лица направлено по почте заказным письмом либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган, налоговый орган осуществляет постановку на учет физического лица на основании такого заявления в течение пяти дней со дня получения от органов, указанных в пунктах 3 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, подтверждения содержащихся в этом заявлении сведений и в тот же срок выдает (направляет) физическому лицу свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства) в течение пяти дней со дня получения сообщения от этой организации в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса, российской организации по месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в течение пяти дней со дня внесения соответствующей записи в этот реестр, иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через аккредитованные филиал, представительство на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, в течение пяти дней со дня внесения соответствующей записи в этот реестр, через иное обособленное подразделение в течение пяти дней со дня получения от этой организации заявления о постановке на учет и всех необходимых документов и в тот же срок выдать (направить) российской организации, иностранной организации соответственно уведомление о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной российской организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать (направить) российской организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, индивидуальному предпринимателю — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось или не направлялось) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, заявления о постановке на учет (снятии с учета) медиатора. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить):

  • организации (физическому лицу) — уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей (ему) недвижимого имущества и (или) транспортных средств (уведомление о снятии с учета в налоговом органе);
  • нотариусу, занимающемуся частной практикой (адвокату), — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось или не направлялось) и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве нотариуса, занимающегося частной практикой (адвоката) (уведомление о снятии с учета в налоговом органе);
  • арбитражному управляющему, занимающимся частной практикой оценщику и патентному поверенному, медиатору — уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве соответственно арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора (уведомление о снятии с учета в налоговом органе).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации и физического лица по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, в течение пяти дней со дня получения соответствующего заявления или сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено абзацем девятым настоящего пункта, и в тот же срок выдать (направить) уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В случае необходимости оформления иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу в сокращенные сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации налоговый орган обязан осуществить постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу, по месту их пребывания в течение трех дней со дня получения соответствующих сведений от органа, осуществляющего выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на работу, и в тот же срок направить сведения о постановке на учет в налоговом органе иностранного гражданина или лица без гражданства в орган, осуществляющий выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на работу.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет иностранной организации, указанной в пункте 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в течение 30 дней со дня получения заявления о постановке на учет и иных необходимых документов и в тот же срок направить этой иностранной организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе по адресу электронной почты, указанному в заявлении о постановке на учет. В случае выявления налоговым органом недостоверных сведений, содержащихся в представленных иностранной организацией в налоговый орган заявлении о постановке на учет и (или) иных документах, постановка на учет в налоговом органе не осуществляется. При этом налоговый орган информирует такую организацию о данном факте. В этом случае постановка на учет иностранной организации осуществляется в течение 30 дней со дня получения налоговым органом заявления о постановке на учет и иных необходимых документов, содержащих достоверные сведения.

При постановке на учет (снятии с учета) физического лица на основании пункта 7.3 статьи 83 настоящего Кодекса уведомление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе не выдается (не направляется).

3. Изменения в сведениях о российских организациях, об отделениях иностранных некоммерческих неправительственных организаций на территории Российской Федерации или индивидуальных предпринимателях, за исключением сведений, сообщаемых органами, указанными в пунктах 3 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, подлежат учету налоговым органом соответственно по месту нахождения российской организации, месту нахождения филиала, представительства российской организации, месту осуществления деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации через отделение или месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Изменения в сведениях об обособленных подразделениях (за исключением филиалов и представительств) российских организаций подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения таких обособленных подразделений на основании сообщений, представляемых (направляемых) российской организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

Изменения в сведениях об иностранных организациях (в том числе об аккредитованных филиалах, представительствах, об иных обособленных подразделениях, за исключением отделений, указанных в абзаце первом настоящего пункта) подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения указанных обособленных подразделений соответственно на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, на основании заявления иностранной организации. Одновременно с подачей такого заявления иностранная организация представляет документы, которые необходимы для учета таких сведений в налоговом органе и перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Изменения в сведениях об иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, подлежат учету налоговым органом на основании заявления такой иностранной организации. Одновременно с подачей указанного заявления иностранная организация представляет документы, которые необходимы для учета указанных сведений в налоговом органе и перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Изменения в сведениях об индивидуальных предпринимателях, о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также о нотариусах, занимающихся частной практикой, об адвокатах, арбитражных управляющих, о занимающихся частной практикой оценщиках, патентных поверенных, о медиаторах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.

3.1. Сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российской организации, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения таких обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) на основании сообщений, представляемых российской организацией в соответствии с подпунктом 7 пункта 3.4 статьи 23 настоящего Кодекса.

Читайте также:  Техосмотр 2023: новые правила для легковых автомобилей

4. В случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета:

  • российской организации (в том числе в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета) по месту ее нахождения, по месту нахождения ее филиала, представительства, воздушного транспортного средства, транспортного средства, указанного в подпункте 2 пункта 5 статьи 83 настоящего Кодекса, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации через отделение — в течение пяти дней со дня внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • российской организации по месту нахождения иного обособленного подразделения — в течение пяти дней со дня получения сообщения, представляемого (направляемого) российской организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса;
  • иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через аккредитованные филиал, представительство — в течение пяти дней со дня внесения соответствующих сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • иностранной организации по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации через иное обособленное подразделение — в течение пяти дней со дня получения соответствующего заявления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;
  • физического лица (в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора) по месту жительства, месту нахождения воздушного транспортного средства, месту нахождения транспортного средства, указанного в подпункте 2 пункта 5 статьи 83 настоящего Кодекса, — в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.

Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту ее нахождения, месту нахождения обособленного подразделения организации осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа соответственно по прежнему месту нахождения организации, месту нахождения обособленного подразделения организации.

Постановка на учет физического лица в налоговом органе по новому месту его жительства осуществляется на основании сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.

Снятие с учета в налоговом органе физического лица может также осуществляться этим налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.

5. В случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в иных случаях, установленных федеральными законами, прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

В случаях прекращения российской организацией деятельности через филиал или представительство (закрытия филиала или представительства), иностранной некоммерческой неправительственной организацией деятельности на территории Российской Федерации через отделение снятие с учета российской организации налоговым органом по месту нахождения этого филиала (представительства), иностранной организации налоговым органом по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации через это отделение осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

В случаях прекращения иностранной организацией деятельности через аккредитованные филиал или представительство снятие с учета иностранной организации налоговым органом по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.

В случае прекращения деятельности (закрытия) иного обособленного подразделения российской организации (иностранной организации) снятие с учета организации налоговым органом по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется на основании полученного налоговым органом сообщения российской организации в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса (заявления иностранной организации) в течение 10 дней со дня получения этого сообщения (заявления), но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации в случае ее проведения.

В случаях освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения статуса адвоката, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора снятие их с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, заявления о снятии с учета медиатора.

5.1. Заявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, уведомление физического лица об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, заявление иностранной организации, уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Если указанное заявление (уведомление) передано в налоговый орган в электронной форме, оно должно быть заверено усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представляющего это заявление (уведомление), или его представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

При поступлении в налоговый орган заявления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, заявления иностранной организации, уведомления о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, сообщения, предусмотренного подпунктом 3 и (или) 3.1 пункта 2 статьи 23 настоящего Кодекса, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе (уведомление о снятии с учета в налоговом органе) направляются организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. При этом налоговый орган обязан представить предусмотренные настоящим пунктом документы в письменной форме на бумажном носителе по запросу организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя.

Формы и форматы указанных в настоящей статье заявления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, уведомления физического лица об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, заявления иностранной организации, уведомления о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, запроса, документов, подтверждающих постановку на учет (снятие с учета) в налоговом органе, порядок заполнения форм заявления, уведомления, запроса и порядок представления заявления, уведомления, запроса в налоговый орган в электронной форме, а также порядок направления налоговым органом заявителю документов, подтверждающих постановку на учет (снятие с учета) в налоговом органе в электронной форме, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Заявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе иностранной организации по основанию, предусмотренному пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, и иные необходимые документы могут быть представлены в налоговый орган через представителя, по почте заказным письмом или в электронной форме через официальный сайт федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без применения усиленной квалифицированной электронной подписи. В случае, если иностранная организация снята с учета в налоговом органе по основанию, предусмотренному пунктом 5.5 настоящей статьи, в течение одного года со дня снятия с учета по указанному основанию заявление о постановке на учет и иные необходимые документы могут быть представлены в налоговый орган через представителя либо направлены по почте заказным письмом.

5.2. Снятие с учета организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется налоговым органом в течение пяти дней со дня прекращения действия консолидированной группы налогоплательщиков в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о снятии с учета в налоговом органе в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

5.3. Снятие с учета организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом в течение пяти дней со дня получения сообщения о прекращении договора инвестиционного товарищества либо о прекращении выполнения функций управляющего товарища в соответствии со статьей 24.1 настоящего Кодекса, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о снятии с учета в налоговом органе в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

5.4. Снятие с учета в налоговом органе иностранной организации при прекращении ею деятельности, указанной в пункте 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса, осуществляется налоговым органом в течение 30 дней со дня получения заявления о снятии с учета в налоговом органе, но не ранее окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за налоговый период, в котором представлено это заявление, и окончания предусмотренных статьями 46 и 47 настоящего Кодекса мероприятий по взысканию имеющихся у такой иностранной организации недоимки по налогу на добавленную стоимость, задолженности по пеням и штрафам.

5.5. Налоговый орган вправе осуществить снятие с учета иностранной организации, состоящей на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, без представления заявления о снятии с учета при наличии одного из следующих оснований:

  • 1) выявление налоговым органом недостоверных сведений, содержащихся в представленных такой организацией в налоговый орган заявлении о постановке на учет и (или) иных документах, на основании которых она была поставлена на учет в налоговом органе;
  • 2) неисполнение такой организацией требования об уплате налога на добавленную стоимость, пеней, штрафов в течение 12 месяцев со дня истечения срока исполнения указанного требования. Положения настоящего подпункта не применяются, если данной организацией подано заявление о снятии с учета в налоговом органе в соответствии с пунктом 5.4 настоящей статьи;
  • 3) неисполнение такой организацией требования о представлении документов (информации), направленного налоговым органом в соответствии со статьей 93 настоящего Кодекса, в течение трех месяцев со дня истечения срока исполнения указанного требования;
  • 4) непредставление такой организацией налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в налоговый орган в течение шести месяцев со дня истечения установленного срока ее представления при наличии у налогового органа информации, подтверждающей факт оказания в соответствующем налоговом периоде физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации;
  • 5) неуплата такой иностранной организацией в установленный срок сумм недоимки по налогу на добавленную стоимость, задолженности по пеням и штрафам, восстановленных в соответствии с пунктом 1.1 статьи 59 настоящего Кодекса.

Об обязанностях, возникающих при создании обособленных подразделений

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:

– по месту нахождения организации;

– по месту нахождения ее обособленных подразделений;

– месту жительства физического лица;

– по месту нахождения принадлежащих вышеназванным лицам недвижимого имущества и транспортных средств;

– по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Пунктом 2 указанной нормы установлено: организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Место нахождения обособленного подразделения организации определяется соответствующим адресом (см. письма Минфина России от 16.05.2017 № 03‑02‑07/1/30877, от 05.05.2017 № 03‑02‑07/1/27605, от 25.04.2017 № 03‑02‑07/1/24969).

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место при этом считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Статьей 209 ТК РФ установлено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *