Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отменить исполнительский сбор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такой сбор назначается если лицо, являющееся должником, либо несвоевременно, либо вообще не погашает тот долг, который ему назначен для выплаты судом. И после того, как срок, установленный судебной инстанцией, уже истек и человек не погасил свои долги, включается в работу судебный исполнитель. Он и должен взыскивать ту сумму, которая предназначалась для погашения долга.
Можно ли вообще отменить сбор, назначенный судебным исполнителем
Можно ли вообще отменить сбор, назначенный судебным исполнителем? Полностью это сделать возможно только, если будет соответствующее решение суда и он отменит исполнительный лист. Кроме этого, сам пристав вправе отменить или изменить постановление, если оно оказалось необоснованным.
Возможно ли такое на практике?
Обжалование постановления
Любое решение, действие или бездействие пристава можно оспорить. В п. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ, указано, что постановление о взыскании сбора можно обжаловать только в судебном порядке. Срок на подачу жалобы составляет 10 суток со дня издания приставом документа, либо с момента, когда должник узнал, либо должен был узнать о вынесении постановления. Естественно, срок на обжалование можно восстановить, если доказать уважительность причин пропуска.
Жалобу на постановление пристава суд обязан рассмотреть не позднее 10 дней после ее поступления. Как только жалоба поступила в суд, взыскание санкции приостанавливается до рассмотрения дела по существу. Основаниями для отмены постановления могут являться:
- преждевременное вынесение постановления, т.е. до истечения назначенного срока;
- нарушения порядка возбуждения производства (например, ненадлежащее направление документа должнику, что повлекло пропуска срока);
- назначение санкции по делам, по которым запрещено взыскивать сбор;
- взыскание сбора при наличии документов, подтверждающих своевременность исполнения;
- неправильный расчет суммы сбора, в том числе при завышении его размера;
- неправомерный отказ принять доказательства непреодолимой силы и продлить срок для добровольного исполнения.
Оспаривание постановление о взыскании исполнительского сбора в судебном порядке
Постановление о взыскании исполнительского сбора в силу прямого указания закона подлежит оспариванию в судебном порядке, а не путем подачи жалобы в порядке подчиненности старшему судебному приставу. Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, которым взыскан исполнительский сбор, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть. В случае отсутствия установленных законодательством оснований ответственности за нарушение обязательства суд может освободить должника от взыскания указанного сбора.
Действия приставов не всегда правомерны. Часто это случается из-за внутренних ошибок самих приставов-исполнителей. Именно так происходит при повторном взыскании исполнительского сбора по одному и тому же исполнительскому документу.
Такое взыскание нарушает права должника и является незаконным. И с этим можно и нужно бороться. Как правило, достаточно подачи заявления судебным приставам для того, чтобы они разобрались в ситуации. И в случае своей внутренней ошибки отменили такое постановление и вернули деньги, если их уже успели удержать. Если же этого будет недостаточно, должник может защитить свои права в суде.
Что досудебные процедуры, что сам судебный процесс занимают определенное время и силы. Для того, чтобы разрешить вопрос наверняка и не упустить никаких важных деталей, советуем привлекать в дела по исполнительным производствам опытного юриста.
Уважительные случаи освобождения от сбора
Российским законодательством предусмотрен ряд случаев, при которых должник освобождается от уплаты сбора. Так, повинность уплатить снимается, если гражданин предпринял все требующиеся от него действия, но в силу обстоятельств провести оплату у него не получилось..
К таким ситуациям можно отнести следующие:
- уведомление о вынесении постановления было направлено не по месту действительного проживания гражданина;
- средства не были перечислены из-за технических проблем со стороны банка;
- работодатель долгое время задерживает заработную плату;
- должник не находился в России на момент вынесения постановления;
- обстоятельства непреодолимой силы не позволили должник исполнить требование суда в указанный срок.
При признании причины просрочки уважительной, с гражданина снимается обязанность добровольной уплаты исполнительского сбора.
Исковое заявление об освобождении от уплаты исполнительского сбора
В суд подлежит подаче административное исковое заявление или заявление (далее – заявление) об освобождении от уплаты сбора, которое не оплачивается государственной пошлиной.
Заявление подается по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), для юридических лиц – по правилам АПК РФ. При этом если при подаче соответствующего заявления в суд общей юрисдикции лицо подаст исковое заявление в порядке гражданского производства, суд должен правильно определить вид судопроизводства, независимо от выбранной лицом формы обращения в суд.
В мотивировочной части заявления должник должен указать основания освобождения от уплаты сбора, а именно, что с его стороны были приняты все надлежащие меры для своевременного исполнения требований исполнительного документа. Указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими доказательствами.
Субъект предпринимательской деятельности может быть освобожден от сбора только при наличии обстоятельств непреодолимой силы.
Стоит отметить, если требования должником будут исполнены сразу после истечения срок для добровольного исполнения, это не является основанием для освобождения от уплаты сбора.
Судебная практика по поводу освобождения от уплаты складывается в пользу заявителей в тех случаях, когда удается доказать отсутствие вины в неисполнении судебного решения. Обстоятельствами, подтверждающими основания для освобождения от уплаты могут быть:
- Почтовый штемпель на конверте, позволяющий определить, когда постановление о возбуждении исполнительного производства было вручено заявителю;
- Медицинские документы, подтверждающие нахождение заявителя в лечебном учреждении в период, когда на его адрес поступило постановление,
- Другие свидетельства того, что у заявителя не было возможности исполнить судебное решение в срок.
Освобождение от исполнительского сбора имеет много нюансов, которые невозможно рассмотреть в одной статье. Обратитесь к юристу и получите ответ на Ваш вопрос.
Размер исполнительского сбора
Размер исполнительского сбора по взысканию денежных сумм единый — 7% от суммы долга по решению суда, но минимум 1000 рублей с должника — гражданина (в т.ч. ИП) и 10000 рублей с должника-организации. Эта сумма взыскивается сверх суммы долга по решению суда и зачисляется в федеральный бюджет.
Есть несколько нюансов по начислению исполнительского сбора:
- По требованиям неимущественного характера (например, обязание выполнить какие-то действия — вселить, выселить, передать и т.п.) — исполнительский сбор фиксированный — 5000 рублей с граждан и индивидуальных предпринимателей и 50 тысяч рублей с организаций.
- При частичном исполнении решения — исполнительский сбор будут считать от неисполненной части долга. Сумма берется на следующий день после окончания срока на добровольное исполнение.
- По долгам в валюте — исполнительский сбор все равно взыскивается в рублях. Для расчета исполнительского сбора приставы переводят сумму долга из валюты в рубли по курсу ЦБ на дату постановления об исполнительском сборе (ч.7 ст.72 ФЗ об исполнительном производстве).
- По алиментным долгам и другим периодическим платежам — исполнительский сбор считается отдельно по каждой сумме задолженности (п.4 ст.112, ч.5 ст.102 ФЗ об исполнительном производстве).
- По решениям суда о взыскании долга и обращении взыскания на заложенное имущество — исполнительский сбор рассчитывается только от взыскиваемой суммы долга.
Комментарии к статье 112 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ
Суть исполнительского сбора
По сути, исполнительский сбор представляет собой меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства; он является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности). (извлечение из определения Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 N 419-О-П).
В пп. 74 – 79 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:
Уменьшение исполнительского сбора, освобождение должника от его взыскания
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Исполнительский сбор при частичном исполнении должником исполнительного документа, при рассрочке исполнения
При частичном исполнении должником исполнительного документа по имущественным взысканиям, а также при рассрочке исполнения исполнительного документа исполнительский сбор должен быть исчислен исходя из величины неисполненных (просроченных) требований на день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения исполнительного документа.
Если должником не исполнено несколько имущественных и/или неимущественных требований, в том числе содержащихся в одном исполнительном документе, в силу части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в отношении каждого из неисполненных требований.
Исполнительский сбор рассчитывается только от подлежащей взысканию суммы без учета требования об обращении взыскания на залог
Если в исполнительном документе одновременно указаны подлежащая взысканию денежная сумма в связи с неисполнением должником обеспеченного залогом обязательства и требование об обращении взыскания на заложенное имущество, то при неисполнении должником в установленный для добровольного исполнения срок требования о взыскании денежных средств судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора, размер которого рассчитывается только от подлежащей взысканию суммы (части 2, 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор при наличии только требования об обращении взыскания на заложенное имущество
Когда в исполнительном документе содержится одно требование об обращении взыскания на заложенное имущество, в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предлагает должнику в срок для добровольного исполнения представить документы, необходимые для реализации имущества, обеспечить доступ к имуществу для составления акта описи имущества или совершить иные действия, необходимые для обращения взыскания на заложенное имущество по такому исполнительному документу.
Несовершение должником указанных действий без уважительных причин в установленный срок является основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, размер которого определяется по правилам, установленным для исполнительных документов неимущественного характера (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор подлежит взысканию с правопреемника должника-организации и не подлежит взысканию с правопреемника должника-гражданина
По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Основания для освобождения от исполнительского сбора
Основанием для освобождения от уплаты суммы исполнительского сбора является отсутствие вины должника в нарушении установленного законом срока для добровольного исполнения принятого против него судебного акта (Определение Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50-КГ15-18).
Должнику будет проще доказать отсутствие у судебного пристава оснований для применения к нему исполнительского сбора за неисполнение судебного решения в случае, если таким решением не был установлен конкретный срок исполнения возложенной на должника обязанности. Такое положение вещей влечет необходимость в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела устанавливать наличие оснований для применения исполнительского сбора (Определение Верховного суда РФ от 15.09.2015 № 50-КГ15-17).
В расходах не учитывается
Дополнительным основанием, стимулирующим должников-организации для исполнения судебных актов в добровольном порядке, является тот факт, что расходы по уплате суммы исполнительского сбора должник не сможет учесть в составе затрат при исчислении налога на прибыль.
Абзацем 3 п. 3 постановления Конституционного суда РФ от 30.07.2001 № 13-П определено, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности.
В силу прямого указания нормы п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде пени, штрафных санкций, перечисляемых в бюджет, а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством предоставлено право наложения указанных санкций.
В связи с этим исполнительский сбор не входит в состав издержек, связанных с рассмотрением дела, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организации и не подлежит отражению в составе расходов (постановления ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 по делу № А49-4493/2006-260А/17АК, Северо-Западного округа от 25.06.2007 по делу № А56-51992/2005).
Вопрос 1. Можно ли как-то уменьшить размер исполнительского сбора или освободить лицо от его взыскания?
В соответствии с п. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора. Также суд может и уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в п. 3 ст. 112 данного Закона.
Суд может отказать в удовлетворении ходатайства об освобождения от уплаты сбора ввиду недоказанности того, что имели место чрезвычайные, объективно непредотвратимые и непредвиденные обстоятельства, с наличием которых Закон связывает возможность уменьшения размера исполнительского сбора.
Однако в Законе нет четкого перечня обстоятельств, которые можно отнести к уважительным причинам, на основании которых можно уменьшить сумму сбора.
КС РФ в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П разъяснил: «Взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Однако в названном Федеральном законе не указывается, какие именно причины являются уважительными или, наоборот, неуважительными. Оспариваемое положение пункта 1 статьи 81 не содержит четких, точных и ясных критериев, формально определенных оснований ответственности и условий, при которых взыскание как мера ответственности за нарушение сроков исполнения исполнительного документа может быть наложено.
Формальная неопределенность, расплывчатость данной нормы создают возможность ее произвольного толкования и применения, что ведет к нарушению общеправовых принципов юридической ответственности и равенства, произвольному ограничению конституционного права собственности и нарушению гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод и в этой связи противоречит Конституции Российской Федерации, ее частям 1 и 2 ст. 19, части 3 ст. 35, части 1 ст. 45, частям 1 и 2 ст. 46, части 3 ст. 55. С учетом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нарушение условий и порядка исполнительного производства, направленного в конечном счете на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Что такое исполнительный сбор
Исполнительным сбором является денежное требование, которое накладывается на задолжавшее лицо в той ситуации, когда оно не исполнило судебное решение в установленные для добровольного выполнения временные рамки. На добровольное исполнение решения суда приставы дают пять дней с момента, когда должнику поступило постановление об инициировании исполнительного производства (без учета нерабочих дней).
Если пятидневный срок прошел, а долговые обязательства не погашены, пристав вправе начать принудительные меры взыскания – от обращения взыскания на счет в банке и запрета выезжать за пределы страны до удержаний из заработной платы и исполнительского сбора.
Есть решения, которые подлежат незамедлительному исполнению. Имеющему задолженность гражданину в таких ситуациях даются всего сутки на то, чтобы исполнить решение. Если за этот период решение не исполняется, сотрудниками ФССП издается акт о наложении исполнительного сбора.
Процедура взыскания долга судебными приставами.
Исполнительский сбор: что это за платеж и когда его требуют
Вот как теперь обстоят дела с исполнительским сбором.
Сначала приставы предлагают должнику добровольно исполнить требование: «Оплатите вот эту задолженность до такого-то числа». И если должник не платит, то с него все равно будут взыскивать эту сумму, но дополнительно заставят заплатить исполнительский сбор. Это деньги, которые пойдут не кредитору, а в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор по денежным долгам физлиц составляет 7% от суммы, но минимум 1000 рублей. Если есть исполнительный лист или судебный приказ на 10 тысяч рублей, сбор составит 1000 рублей.
При долге в 100 тысяч приставы возьмут сверху еще 7000 рублей. А если семья не может платить ипотеку и банк обратился к приставам, то с каждого миллиона рублей долга нужно было заплатить еще 70 тысяч в бюджет.
А иногда даже 140 тысяч.
Для юрлиц сбор еще выше, а по неимущественным требованиям надо платить фиксированную сумму.
Исполнительский сбор — это как бы штраф за то, что должник вовремя и как положено не исполняет требования. Но некоторые инстанции считали, что это не штраф, а компенсация расходов государства на взыскание долгов.
Новый закон решил все эти проблемы.
Раньше. Если муж и жена были созаемщиками, то есть брали ипотеку вместе, то банк мог взыскивать долг с них обоих. Тогда муж получал свой исполнительный лист на всю ипотеку, а жена свой. Два исполнительных листа на общую сумму — это два исполнительских сбора. И муж, и жена должны были бюджету по 7% от своей ипотеки, а вместе — 14%.
Раньше. Есть случаи, когда исполнительский сбор не требуют. Например, если исполнительный лист предъявили повторно, идет процесс исполнительных действий или речь о розыске ребенка. То есть исполнительное производство есть, приставы что-то хотят от должника, но сбор не начисляют.
В этом списке не было условия, чтобы сбор не брали с людей, которые обратились за помощью по программе господдержки ипотечников.
И получалось, что людям и так сложно — у них снизились доходы, родились дети, а долг растет, — они пришли за помощью, которую обещает государство, а это же государство требует с них еще какой-то сбор.
Что изменилось. Если ипотечники задолжали по кредиту, уже открыто исполнительное производство и с них требуют деньги в счет долга, но заемщики занялись реструктуризацией своей ипотеки по программе господдержки, исполнительский сбор им не начисляют. То есть те семьи, что участвуют в программах господдержки, не платят 7% в бюджет сверх своего долга.
Раньше. Если заемщик совсем не платил ипотеку, квартиру выставляли на торги. За счет денег от продажи банк гасил Кредит. Исполнительное производство по погашению ипотеки закрывалось.
Но одновременно открывалось новое — об уплате исполнительского сбора. То есть заемщик оставался без жилья, а тут с него требовали еще 7% сверху.
В законе было всего два основания не возбуждать новое производство в таких ситуациях, и продажа квартиры в этот перечень не входила.
Основания взыскания исполнительского сбора
Исполнительский сбор как штрафная санкция применяется при наличии в действиях должника состава исполнительного правонарушения. Признаки состава правонарушения можно разделить на следующие элементы: субъект, субъективная сторона, объективная сторона.
Объективную сторону этого правонарушения составляет неисполнение должником добровольно исполнительного листа в срок для добровольного исполнения. Субъективная сторона правонарушения- вина лица в неисполнении исполнительного листа, то есть без каких-либо уважительных причин.
Постановление, вынесенное судебным приставом о взыскании исполнительского сбора, получает исполнительную силу лишь по истечении срока его обжалования. При этом срок обжалования может быть объективным ( с момента принятия постановления до истечения срока 10 дней) и субъективным ( с момента, когда должник узнал о вынесении приставов этого постановления).
Названное постановление не может быть вынесено раньше истечения срока для добровольного исполнения.
Если исполнительный документ не был исполнен должником в установленный срок по уважительной причине, должник должен быть освобожден от уплаты исполнительского сбора. Факт уважительности причин неисполнения исполнительного листа в срок для добровольного его исполнения должен доказать сам должник.
Отсутствие, денежных средств, для уплаты долга по исполнительному листу не является уважительной причиной неисполнения исполнительного акта. Исключение составляют должники- бюджетные организации, при отсутствии бюджетных средств.
Имеется ли срок давности?
Необходимо разделять срок исковой давности, срок инициации исполнительного производства и сроки реализации исполнительного листа. Разница между ними выражена в том, на каком основании и какой именно орган производит взыскание.
- Срок давности для подачи иска в суд — 3 года, отсчет которых начинается с момента осознания истца факта нарушения своих прав;
- После того, как судья вынес вердикт в пользу истца о взыскании долга, у последнего имеется еще 3 года на передачу документов в ФССП для инициации производства;
- Наконец, максимальное время, в течение которого приставы могут взимать накопления и доходы должника в уплату долга, не может превышать 2 года.
На всех этих трех этапах есть свои подводные камни и хитрости. Так, например, уже открытое исп. производство будет аннулировано только в том случае, если не были обнаружены факты сокрытия доходов. В этом случае инспекция от ФССП имеет право пролонгировать срок взыскания, закрыв старое дело и открыв новое.
И все же, теоретически, если истец сильно тянул время, история со взысканием может длиться 8 лет и даже более. Если же хоть один срок на каком-то этапе истек, возможно освобождение от долговых обязанностей по сроку давности.