Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Состав и площади медицинских помещений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.
Состави площади служебно-бытовых помещений
САНПИН 2.4.2.2821-10 Спортивные залы
III. Требования к территории общеобразовательных организаций
3.2. На территории общеобразовательной организации выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.
(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
При организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха.
3.3. Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.
При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами.
Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета «Физическая культура», а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.
Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.
Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.
Физкультурно-споргивная зона размещается на расстоянии не менее 25 метров от здания учреждения за полосой зеленых насаждений. Не следует располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. Спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводятся. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону) оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.
Спортивный зал следует размещать на 1 этаже школьного здания и удален от учебных помещений, учительской и кабинета врача или в пристройке. При спортивном зале устраиваются раздевальные и душевые для мальчиков и девочек оборудованные вешалками для одежды.
Распорядок дня и время работы воспитателя
Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:
- непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
- желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
- не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
- время уличных прогулок желательно делить на два периода;
- в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
- продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.
Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПиН в 2022 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:
- зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
- физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
- ролевые игры в группах, требующие активного участия;
- плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
- обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
- физкультминутки (включают несколько простых упражнения).
Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:
- знакомство с цифрами и буквами;
- художественные занятия;
- музыка и хореография;
- лепка из пластилина;
- изготовление поделок из естественных материалов;
- развитие логики и памяти.
От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.
VIII. Требования к отоплению и вентиляции
8.1. Здания дошкольных образовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.
Ревизия, очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляется не реже 1 раза в год.
8.2. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
8.3. Ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.
Ограждения из древесно-стружечных плит не используются.
8.4. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40 — 60%, в производственных помещениях пищеблока и постирочной — не более 70%.
8.5. Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.
Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах, кроме IА, IБ, IГ климатических подрайонов, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.
В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.
8.6. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.
При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 — 4 °C.
В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.
При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.
В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.
В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка).
8.7. Значения температуры воздуха и кратности обмена воздуха помещений в 1 час должны приниматься в соответствии с требованиями к температуре воздуха и кратности воздухообмена в основных помещениях дошкольных образовательных организаций в разных климатических районах (Приложение N 3).
8.8. Концентрация вредных веществ воздуха в помещениях с постоянным пребыванием детей (групповых, игровых, спальнях, залах для музыкальных и физкультурных занятий и других) не должны превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест.
8.9. Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров.
XII. Требования к организации физического воспитания
12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.
Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.
В объеме двигательной активности воспитанников 5 — 7 лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6 — 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций.
Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.
12.3. Физическое развитие детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача.
Реализация основной образовательной программы для детей первого года жизни проводится с каждым ребенком индивидуально в групповом помещении ежедневно не ранее чем через 45 минут после еды.
Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6 — 10 минут.
Начиная с 9 месяцев, помимо комплексов гимнастики и массажа, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке. Допускается объединение детей в небольшие группы (по 2 — 3 ребенка).
Для реализации основной образовательной программы по физическому развитию в индивидуальной форме рекомендуется использовать стол высотой 72 — 75 см, шириной 80 см, длиной 90 — 100 см, имеющим мягкое покрытие из материалов, позволяющих проводить влажную обработку и дезинфекцию; стол сверху накрывается пеленкой, которая меняется после каждого ребенка.
12.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы осуществляют по подгруппам 2 — 3 раза в неделю. С детьми второго года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни — в групповом помещении или в физкультурном зале.
Рекомендуемое количество детей в группе для занятий по физическому развитию и ее длительность в зависимости от возраста детей представлена в таблице 2.
12.5. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
— в младшей группе — 15 мин.,
— в средней группе — 20 мин.,
— в старшей группе — 25 мин.,
— в подготовительной группе — 30 мин.
Один раз в неделю для детей 5 — 7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.
12.6. Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.
Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации. При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы — постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.
12.7. При организации плавания детей используются бассейны, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям к плавательным бассейнам.
Продолжительность нахождения в бассейне в зависимости от возраста детей должна составлять: в младшей группе — 15 — 20 мин., в средней группе — 20 — 25 мин., в старшей группе — 25 — 30 мин., в подготовительной группе — 25 — 30 мин. Для профилактики переохлаждения детей плавание в бассейне не следует заканчивать холодовой нагрузкой.
Прогулку детей после плавания в бассейне организуют не менее чем через 50 минут, в целях предупреждения переохлаждения детей.
12.8. При использовании сауны с целью закаливания и оздоровления детей необходимо соблюдать следующие требования:
— во время проведения процедур необходимо избегать прямого воздействия теплового потока от калорифера на детей;
— в термокамере следует поддерживать температуру воздуха в пределах 60 — 70 °C при относительной влажности 15 — 10%;
— продолжительность первого посещения ребенком сауны не должна превышать 3 минут;
— после пребывания в сауне ребенку следует обеспечить отдых в специальной комнате и организовать питьевой режим (чай, соки, минеральная вода).
12.9. Дети могут посещать бассейн и сауну только при наличии разрешения врача-педиатра. Присутствие медицинского персонала обязательно во время плавания детей в бассейне и нахождения их в сауне.
12.10. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.
Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.
2.4.1. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования. Оборудование и мебель при наличии неисправностей или дефектов не используются.
2.4.2. Приемные и раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей и персонала.
Шкафы для верхней одежды и обуви детей оборудуют сушильными устройствами. При их отсутствии устанавливают специальные сушильные шкафы.
Шкафы для одежды и обуви следует закреплять и оборудовать индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый индивидуальный шкаф маркируется.
Для осмотра и переодевания детей раннего ясельного возраста помещение приемной оборудуют пеленальными столами, рабочими столами и стульями, умывальной раковиной, шкафом для одежды матерей. Необходимо предусмотреть отдельное помещение для грудного кормления детей.
В раздевальной устанавливают специальный стеллаж для игрушек, используемых на прогулке.
2.4.3. В групповых для детей раннего ясельного возраста устанавливают в светлой части помещения групповой манеж размером 6,0 ´ 5,0 м с высотой ограждения — 0,4 м, длинной стороной параллельно окнам и на расстоянии от них не менее 1,0 м. Для ползания детей на полу выделяют место, ограниченное барьером, устанавливают горки с лесенкой высотой не более 0,8 м и длиной ската — 0,9 м, мостики длиной 1,5 м и шириной 0,4 м с перилами высотой 0,45 м.
Вблизи буфетной устанавливают пеленальные столы и специальные столики с выдвижными креслами для кормления детей 8 — 12 месяцев (высота столика — 0,7 — 0,75 м, высота сидения от верхней кромки стола — 0,2 м). Пеленальный стол располагают вблизи умывальника, над которым оборудуется вешалка для полотенец. Возле пеленального стола устанавливают бак с крышкой для грязного белья.
2.4.4. В групповых помещениях для детей 1,5 лет и старше столы и стулья устанавливают по числу детей в группах: 4-местные столы — для детей младшей и средней групп, 2-местные столы с изменяющимся наклоном крышки до 30° — для детей старшей и подготовительной групп.
2.4.5. Стулья должны быть в комплекте со столом — одной группы мебели, которая должна быть промаркирована. Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей (табл. 2.4.1).
Таблица 2.4.1
Основные размеры столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста
Группа роста детей, мм |
Группа мебели |
Высота стола, мм |
Высота стула, мм |
до 850 |
00 |
340 |
180 |
свыше 850 до 1000 |
0 |
400 |
220 |
с 1000 — 1150 |
1 |
460 |
260 |
с 1150 — 1300 |
2 |
520 |
300 |
с 1300 — 1450 |
3 |
580 |
340 |
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Изменения СанПиН для детских садов в 2018 году
- Было: проветривание помещений в присутствии детей запрещено
- Стало: в жаркую и безветренную погоду разрешается одностороннее открытие окон, если в группе находятся воспитанники.
- Было: объем потребляемой пищи не распределялся по годам детей.
- Стало: увеличилось число потребляемых блюд, установлены нормы пищевой ценности для каждой возрастной группы детей.
- Было: Установление единого температурного режима: в спальной комнате — 19ºС , в игровой — 22 ºС.
- Стало: Разрешается увеличить предельные температурные показатели.
Оформление на территории ДОУ
С 2018 года по СанПин выделены отдельные требования по дизайну игровых площадок ДОУ. К ним относятся:
- выделение территории для спортивных занятий (физкультурная зона);
- площадь прогулочной территории должна быть приведена в соответствие с нормативом: 7 кв. м на одного ребенка;
- для прогулочных зон должно быть организовано травянистое покрытие, утоптанный грунт или искусственное покрытие, безопасное для здоровья детей;
- на прогулочной территории должен присутствовать теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв.м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв.м.
- необходимо предусмотреть дополнительную зону для хранения санок, лыж, детских колясок и другого транспорта с защитой от осадков.
Наконец, действующий СанПиН для ДОУ в 2020 году определяет строгие нормы, которым должна отвечать территория дошкольного учреждения. Так, ДОУ должно быть расположено в пределах ЖК или спального микрорайона – поблизости не допускается наличие промышленных предприятий и объектов, создающих повышенный уровень шума. Уличные игровые площадки должны иметь хорошую естественную освещенность. В регионах Крайнего Севера участки дополнительно оснащаются заграждениями от снега и ветров.
На участке ДОУ должно быть расположено достаточное количество зеленых посадок – не менее 1\5 от площади должны занимать деревья и кустарники. Также новый СанПин ужесточил требования к уличным игровым площадкам ДОУ. Теперь обязательным является наличие безопасных спортивных снарядов и навесов для защиты от солнца и дождя. Покрытие детской площадки должно быть мягким – либо травянистым, либо специализированным (например, резиновая крошка). Общая площадь игровых площадок рассчитывается, исходя из численности групп, и должна составлять не менее 7 кв. м на ребенка.
Постановлением главного санитарного врача РФ от 30.06.2020 г. был введен ряд санитарно-эпидемиологических правил за номером 3.1/2.4.3598-20, направленных на обеспечение безопасности детей в ДОУ в связи с распространением коронавирусной инфекции. Данные правила являются дополнением к базовым требованиям СанПиН и действуют до конца 2020 года.
Перечень дополнительных правил в СанПиН для ДОУ по коронавирусу 2020:
- Запрещается организация массовых мероприятий с участием посторонних лиц, не являющихся сотрудниками или воспитанниками ДОУ.
- Все дети и сотрудники по прибытии в ДОУ подлежат обязательной термометрии, результаты которой заносятся в журнал. Сотрудник или воспитанник с повышенной температурой (свыше 37,1º) либо иными признаками инфекционного заболевания незамедлительно изолируется до приезда скорой помощи либо до прибытия родителей.
- Расширен список противоэпидемических мероприятий:
- тщательная ежедневная уборка и дезинфекция всех помещений ДОУ,
- установка емкостей с антисептиком на входе в ДОУ и в санузлах,
- регулярное обеззараживание воздуха,
- ношение масок и перчаток сотрудниками пищеблока,
- обработка посуды дезинфицирующими средствами.
- Кроме того, введены ограничения на посещения бассейнов – посещение допускается только по расписанию, запрещено одновременное помещение бассейна детьми из разных групп.
- Воспитанники, перенесшие COVID-19 либо контактировавшие с заболевшим, допускаются в ДОУ только при наличии медицинской справки.
- Прогулки, физические занятия на открытом воздухе и в залах должны проводиться так, чтобы дети из одной группы не контактировали с детьми из других групп. Музыкальные залы и спортзалы дезинфицируются после каждого занятия. Особое внимание уделяется обработке игрушек, спортивных снарядов и контактных поверхностей.
- Расстановка кроватей в спальнях должна быть выполнена с учетом дистанции 1,5 м.
- Проведение массовых мероприятий в закрытых помещениях запрещено.
Пособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения.
2.1.1. Выбор земельных участков для строительства ДОУ, проекты зданий, привязка проектов (в т.ч. реконструкции и перепрофилирования) допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам.
2.1.2. Дошкольные образовательные учреждения следует размещать в микрорайонах на обособленных земельных участках, удаленных от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий, гаражей. Через территории ДОУ не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения). Расстояния от территории ДОУ до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяют в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.
При строительстве ДОУ следует учитывать радиус их пешеходной доступности: в городах — не более 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах одно- и двухэтажной застройки — не более 500 м.
По условиям аэрации участки ДОУ во всех климатических районах размещают в зоне пониженных скоростей преобладающих ветровых потоков, аэродинамической тени.
В районах Крайнего Севера необходимо обеспечивать ветро- и снегозащиту территории ДОУ.
Уровень шума на участке для вновь строящегося ДОУ не должен превышать 60 дБА.
2.1.3. Территория участка ограждается забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений.
На сложных рельефах местности следует предусмотреть отвод паводковых и ливневых вод от участка ДОУ для предупреждения затопления и загрязнения игровых площадок для детей.
2.1.4. Территория земельного участка должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности участка — не менее 10 лк на земле.
2.1.5. Площадь земельного участка для вновь строящихся ДОУ с отдельно стоящим зданием принимается из расчета 40 м2 на 1 место, при вместимости до 100 мест — 35 м2 на 1 место; для встроенного здания ДОУ при вместимости более 100 мест — не менее 29 м2 на 1 место.
В климатических подрайонах IA, IБ, IГ, IД и IIА площадь земельного участка по согласованию с территориальным центром Госсанэпиднадзора может быть уменьшена, но не более чем на 30 %.
В крупных городах в условиях высокой плотности застройки при реконструкции зданий, при организации участка на сложном рельефе уменьшение площади участка допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
2.1.6. На земельном участке выделяют следующие функциональные зоны:
· зона застройки;
· зона игровой территории;
· хозяйственная зона.
2.1.7. Зона застройки включает основное здание ДОУ, которое размещают в границах участка. Расположение на участке посторонних учреждений, построек и сооружений, функционально не связанных с ДОУ, не допускается.
2.1.8. Здания ДОУ проектируют отдельно стоящими. При затесненной многоэтажной застройке в городах, а также при строительстве ДОУ в городах-новостройках допускается пристройка здания вместимостью до 140 мест к жилым домам при наличии отдельно огороженной территории с самостоятельным входом и выездом (въездом). Здание ДОУ следует отгородить от жилого здания капитальной стеной.
2.1.9. При недостаточной или неинсолируемой территории ДОУ часть или всю игровую территорию, по согласованию с центром госсанэпиднадзора, допускается размещать в отрыве от здания или участка на расстоянии не более 50 м.
2.1.10. Зона игровой территории включает в себя:
· групповые площадки — индивидуальные для каждой группы — из расчета не менее 7,2 м2 на 1 ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 м2 на 1 ребенка дошкольного возраста;
· общую физкультурную площадку.
Обустройство спортивного зала в дошкольном образовательном учреждении по ФГОС осуществляется с соблюдением следующих незыблемых правил:
-
Оборудование должно отвечать требованиям безопасности. Пользование спортивными снарядами не должно угрожать здоровью и жизни детей.
-
Инвентарь для физкультуры в детском саду должен быть гигиеничным, т. е изготовлен из таких материалов, которые легко мыть.
-
Спортивные принадлежности должны быть красочными и привлекательными, чтобы дети с удовольствием с ними занимались.
Рекомендуется разграничить спортзал на тематические зоны, а спортивное оборудование и снаряды расположить таким образом, чтобы ребятам они не создавали барьеров, их было несложно доставать и убирать при необходимости.
Паспорт физкультурного зала
2.9.1. Для профилактикиэнтеробиоза и гименолепидоза проводят: меры по оздоровлению источников инвазиии предупреждению передачи возбудителя, гигиеническое воспитание и обучениемедицинского и другого обслуживающего персонала.
2.9.2. Выявлениеинвазированных контагиозных гельминтозами следует осуществлять одновременнымобследованием всех детей и всего персонала ДОУ один раз в год. На пораженностьострицами проводят троекратное обследование детей и сотрудников через 1 – 3дня; на пораженность карликовым цепнем – через 10 – 20 дней.
2.9.3. Всех выявленныхинвазированных регистрируют в журнале «Инфекционные заболевания» и проводятмедикаментозную терапию силами медицинского персонала ДОУ.
2.9.4. При однократномобследовании детей и сотрудников и выявлении 20 % и более инвазированныхострицами – проводят оздоровление всех детей и обслуживающего персонала ДОУ. Одновременнопроводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и ихоздоровление в соответствии с порядком, установленным Минздравом России.
2.9.5. При неблагополучнойситуации по контагиозным гельминтозам профилактические мероприятия проводят какв период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этомнеобходимо:
- ежедневно2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применениеммыльно-содового раствора;
- пропылесоситьили обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерициднымилампами в течение 30 мин на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушкии убрать их до завершения заключительной дезинвазии;
- втечение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушкиобрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать впомещении;
- вгруппах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячимутюгом нательное, постельное белье и полотенца;
- ногтина руках детей и персонала должны быть коротко острижены;
- осуществлятьнадзор за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены.
2.9.6. Заключительнаядезинвазия проводится на третий день после окончания курса лечения.Одновременно производят замену песка в песочницах.
2.14.1. Перед поступлениемребенка в ДОУ, в т.ч. и в группы кратковременного пребывания, в ЛПУ проводятпрофилактический осмотр ребенка в соответствии с действующими нормативнымидокументами.
2.14.2. При поступленииребенка в ДОУ врач собирает у родителей дополнительные сведения об особенностяхразвития и поведения ребенка; дает оценку состояния здоровья, физического,нервно-психического развития, которые вносит в медицинскую карту ребенка идоводит до сведения воспитателей групп.
Врач наблюдает за ребенком впериод адаптации и дает индивидуальные рекомендации по режиму дня, питанию иоздоровительным мероприятиям.
2.14.3. Ежедневный утреннийприем дошкольников в учреждение проводят воспитатели, которые опрашиваютродителей о состоянии здоровья детей. Медицинская сестра по показаниямосматривает зев, кожу и измеряет температуру тела ребенка. Прием детей вясельные группы осуществляется лицом, имеющим медицинское образование.Ежедневно осматривается зев, кожные покровы, проводится измерение температуры.Выявленные при утреннем фильтре больные и дети, с подозрением на заболевание, вДОУ не принимаются; заболевшие, выявленные в течение дня, изолируются. Взависимости от состояния ребенок остается в изоляторе до прихода родителей илигоспитализируется.
2.14.4. Один раз в неделюмедицинские работники проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотразаносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженныхпедикулезом, их отправляют домой (для санации).
2.14.5. После перенесенногозаболевания, а также отсутствия более 3 дней, детей принимают в ДОУ только приналичии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительностизаболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта синфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка- реконвалесцента на первые 10 – 14 дней.
2.14.6. При переводе ребенкаиз одного ДОУ в другое врач учреждения, которое он посещал, или участковыйпедиатр составляет выписку из медицинской карты ребенка.
2.15.1. Все работники ДОУпроходят медицинские осмотры и обследования в установленном порядке,профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.
Каждый работник ДОУ должениметь личную медицинскую книжку, куда вносят результаты медицинскихобследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенныхинфекционных заболеваниях, сведения о прохождении гигиенической подготовки иаттестации.
Работники, уклоняющиеся отмедосмотров, профессиональной и гигиенической подготовки, не имеющие личноймедицинской книжки установленного образца с результатами медосмотров ипрофессиональной гигиенической подготовки, к работе не допускаются.
При отсутствии сведений опрофилактических прививках лица, поступающие в ДОУ, должны быть привиты всоответствии с национальным календарем профилактических прививок.
2.15.2. Персонал ДОУ долженсоблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви;оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафудля одежды; коротко стричь ногти.
Перед началом работынеобходимо тщательно вымыть руки, надеть чистый халат или другой специальныйкостюм, иметь сменную обувь; аккуратно подобрать волосы. У техническогоперсонала дополнительно должен быть фартук и косынка для раздачи пищи, фартукдля мытья посуды и специальный (темный) халат для уборки помещений.
Перед входом в туалетнуюкомнату следует снимать халат и после выхода тщательно вымыть руки с мылом;пользоваться детским туалетом персоналу запрещается.
Перед выходом из ДОУперсонал убирает халат в шкаф для спецодежды.
2.15.3. Все работникипищеблока ежедневно осматриваются медсестрой на наличие порезов, ссадин,гнойничковых заболеваний на кожных покровах и опрашиваются на наличиекатаральных явлений верхних дыхательных путей с осмотром зева, с отметкой вжурнале установленного образца.
Персонал пищеблока не долженво время работы носить кольца, серьги, закалывать спецодежду булавками,принимать пищу и курить на рабочем месте.
Для персонала ДОУ следуетпредусмотреть не менее 3 комплектов санитарной одежды.
2.15.4. Не допускают илинемедленно отстраняют от работы больных или при подозрении на инфекционныезаболевание работников.
ДОУ могут функционировать:
- до 5 часов в день — в режиме кратковременного пребывания,
- 8 — 10-часового пребывания — режим сокращенного дня,
- 10,5 — 12-часового пребывания — режим полного дня
- 13 — 14-часового пребывания — режим продленного дня
- 24 ч. – режим круглосуточного пребывания детей.
При организации режима пребывания детей в ДОУ более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон.
При организации режима пребывания детей до 5 часов — организуется однократный прием пищи.
- Для питания детей в ДОУ не оборудуется отдельное помещение, а организуется в помещении групповой.
- Доставка пищи от пищеблока до групповой осуществляется помощником воспитателя в специально выделенных промаркированных закрытых емкостях.
- По СанПиНу, на пищевых емкостях должна быть нанесена маркировка, которая предусматривает групповую принадлежность и вид блюда (первое, второе, третье).
- По СанПиНу в ДОУ для мытья столовой посуды буфетная оборудуется двухгнездными моечными ваннами с подводкой к ним холодной и горячей воды. При децентрализованном водоснабжении буфетная обеспечивается емкостями для мытья посуды.
- Допускается установка посудомоечной машины в буфетных групповых ячейках.
- В строящихся помещениях ДОУ буфетная в групповой комнате должна быть запланирована еще при строительстве.
Поскольку пищевые продукты могут являться причиной развития многих инфекционных болезней, то к питанию детей в ДОУ уделяется максимум внимания. Так, на ДОУ возлагаются такие обязанности:
- поиск и подбор надежных поставщиков;
- контроль за правилами доставки;
- контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
- соблюдение правил хранения продуктов;
Внимание! Каждое готовое блюдо детского меню должно иметь технологическую карту.
С 2018 года по СанПин выделены отдельные требования по дизайну игровых площадок ДОУ. К ним относятся:
- выделение территории для спортивных занятий (физкультурная зона);
- площадь прогулочной территории должна быть приведена в соответствие с нормативом: 7 кв. м на одного ребенка;
- для прогулочных зон должно быть организовано травянистое покрытие, утоптанный грунт или искусственное покрытие, безопасное для здоровья детей;
- на прогулочной территории должен присутствовать теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв.м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв.м.
- необходимо предусмотреть дополнительную зону для хранения санок, лыж, детских колясок и другого транспорта с защитой от осадков.
Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста
Группа роста детей (мм) | Группа мебели | Высота стола (мм) | Высота сиденья стула (мм) |
до 850 | 00 | 340 | 180 |
свыше 850 до 1000 | 400 | 220 | |
с 1000 — 1150 | 1 | 460 | 260 |
с 1150 — 1300 | 2 | 520 | 300 |
с 1300 — 1450 | 3 | 580 | 340 |
с 1450 — 1600 | 4 | 640 | 380 |
Детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.
и оборудования должна проводиться один раз в месяц. Если в детском саду имеет место быть эпидемиологическая ситуация, то генеральную уборку проводят вне планово. Во время генеральной уборки проводится обработка всех поверхностей, предметов мебели, жалюзи, горшков, унитазов при помощи дезинфицирующего раствора. Он храниться в помещении для персонала. Доступ детей к раствору должен быть исключен.
Числится на балансе собственников
В этой ситуации решение об обустройстве (ремонте) принимается на собрании собственников жилья. В большей степени оно проводится по «заочному» принципу, обходятся квартиры и собираются подписи.
Подготовив такой документ, следует направить его в управляющую компанию прикрепив к заявлению об обустройстве (ремонте) детской площадки. Обращение подаётся в двух экземплярах: один сдаётся в канцелярию (секретариат), второй остаётся у вас (заявителя). Цель будет достигнута, если в УК на эти цели окажутся деньги. При отсутствии финансов реализация проекта может растянуться на неопределённое время.
При получении отказа можно написать жалобу в адрес её руководителя. Если это не помогло, придётся писать жалобы дальше. В этом случае есть 3 варианта:
- Зарегистрироваться на портале «ГосУслуги» и составить обращение на «Государственной системе жилищно-коммунального хозяйства» или использовать другие вышеупомянутые способы: «Единый портал обращений граждан», приложение «Наш город», связь с Правительством Москвы или иного субъекта РФ.
- В результате рассмотрения заявления будет создана проверяющая комиссия, а в случае обнаружения нарушений на УК наложат штрафные санкции.
- Федеральная служба по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Инструкция по подготовке заявлений граждан размещена на официальном сайте ведомства. Реакция государственного органа на обращение будет аналогичной ранее описанной.
- Прокуратура – крайний пункт. Использовать его рекомендуется в случае, если обращения ранее перечисленными способами не дали результата. Если вы обратитесь туда, помимо Жилищной инспекции и Роспотребнадзора, в первую очередь заявление отправят к ним.
2.1. Здания детских яслей-садов следует размещать, как правило, в группах жилых домов на обособленных земельных участках.
Площади земельных участков следует принимать из расчета на одно место:
в детских яслях-садах с увеличением количества мест на летний период с 25 до 50; с 50 до 95 и с 90 до 180 мест — 45* м;
* Принимается по увеличенному количеству мест.
в детских яслях-садах на 90 мест — 40 м;
то же, на 140-320 мест — 35 м,
в комплексах детских яслей-садов на 560 и 640 мест — 30 м.
Примечания: 1. При проектировании детских яслей-садов для районов со сложным рельефом земельного участка допускается уменьшение площади участка не более чем на 10%
2. При проектировании детских яслей-садов для строительства в IA, IБ, IГ, IIА климатических подрайонах площадь земельного участка допускается уменьшать до 25 м на одно место.
2.2. На земельном участке следует предусматривать общие и групповые детские и хозяйственные площадки, а также зеленые насаждения согласно приложению 1.
2.3. Здания детских яслей-садов следует размещать на земельном участке в зависимости от ориентации окон помещений по сторонам горизонта согласно требованиям, изложенным в п.3.8 настоящей главы.
Корпуса комплексов детских яслей-садов на 560 и 640 мест следует размещать на земельном участке рассредоточенными группами корпусов при количестве мест в каждой группе корпусов не более 320.
2.4. Теневые навесы следует предусматривать для каждой группы детей в детских яслях-садах, проектируемых для всех климатических районов. В детских яслях-садах, проектируемых для строительства в IA, IБ, IГ климатических подрайонах, следует предусматривать вместо теневых навесов прогулочные веранды.
Для IIIБ климатического подрайона и IV климатического района теневые навесы должны быть ограждены с двух сторон, а для II климатического района, IB, IД и IIIA климатических подрайонов — с трех сторон. При теневых навесах, как правило, следует проектировать кладовые для хранения игрушек и инвентаря.
Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещений групповых и игральных-столовых.
2.5. Земельный участок детских яслей-садов, объединенных в одном здании с начальной школой, должен быть изолированным от школьного земельного участка.
2.6. Детские площадки следует предусматривать для каждой группы, ограждая их кустарником, изолируя как друг от друга, так и от общих площадок.
Групповые площадки для детей ясельного возраста следует размещать вблизи выходов из помещений этих групп.
Групповые площадки для детей дошкольного возраста должны быть соединены кольцевой дорожкой шириной 1-1,5 м для езды на велосипедах, педальных автомашинах и т.п. Кольцевая дорожка не должна пересекать групповых площадок.
Для детей дошкольного возраста следует предусматривать разделение групповых площадок по видам игрового и физкультурного оборудования:
площадка для игр с песком, со «строительным материалом» и для тихих игр;
площадка для подвижных игр с оборудованием для лазания, пролезания, скатывания, качания на качелях;
площадка с оборудованием для изучения правил уличного движения.
Во II, III и IV климатических районах на групповых площадках детских яслей-садов допускается предусматривать чаши с фонтанчиками для игры с водой.
Количество детей в группе
Для ДОУ общеразвивающей направленности.
Ясельный возраст:
- от 2 месяцев до 1 года — не более 10 человек;
- от 1 года до 3 лет — не более 15 человек;
- при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 человек.
Дошкольный возраст:
- для детей 3 — 7 лет — не более 20 человек (оптимальная — 15 человек);
- в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 — 7 лет) — не более 10 человек;
- при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 — 7 лет) — не более 20 человек (оптимальная — 15 человек).
В комбинированных ДОУ и ДОУ компенсирующей направленности количество детей регулируется отдельно.
Основные положения СанПиН 2.4.1.2660-10
Батут и мягкие модули уже были упомянуты выше, но отдельно следует сказать о матах, которые не только помогают сделать занятия разнообразными, но и повышают безопасность детей на физкультуре. На них можно учить малышей кувыркаться, прыгать и выполнять различные сложные для них приемы.
Дополнительно можно купить раздаточный материал, многообразие которого поражает воображение:
- обычные мячи;
- игольчатые мячи для массажа;
- валики и кольца;
- следки с шипами;
- скакалки;
- мешочки с песком и так далее.
Все эти вещи предотвращают плоскостопие, способствуют развитию мелкой моторики, помогают выполнять увлекательные и полезные упражнения.
Спортивная площадка в детском саду.
Методическое пособие
Полноценное и разностороннее, физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможны без правильно организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима. Чтобы обеспечить их, необходимо в дошкольном учреждении создать физкультурную базу, т. е. соответствующие условия как в помещении, так и на участке.
Для ДОУ общеразвивающей направленности.
Ясельный возраст:
- от 2 месяцев до 1 года — не более 10 человек;
- от 1 года до 3 лет — не более 15 человек;
- при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 человек.
Дошкольный возраст:
- для детей 3 — 7 лет — не более 20 человек (оптимальная — 15 человек);
- в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 — 7 лет) — не более 10 человек;
- при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 — 7 лет) — не более 20 человек (оптимальная — 15 человек).
В комбинированных ДОУ и ДОУ компенсирующей направленности количество детей регулируется отдельно.
Места для настольных игр и занятий должны быть оборудованы с учётом предпочтения ребёнком правой или левой руки (для левшей освещение правостороннее).
При организации занятий детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью — за первые столы, соответствующие их росту.
Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.
Максимально допустимый объём занятий:
- ясельная группа (от 1,5 до 3 лет) — 10 занятий продолжительностью 8-10 мин. каждое;
- младшая группа (четвёртый год жизни) — 11 занятий продолжительностью не более 15 мин. каждое;
- средняя группа (пятый год жизни) — 12 занятий продолжительностью не более 20 мин. каждое;
- старшая группа (шестой год жизни) — 15 занятий продолжительностью не более 25 мин. каждое;
- подготовительная группа (седьмой год жизни) — 17 занятий продолжительностью не более 30 мин. каждое.
Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной — трех. Перерывы между занятиями — не менее 10 минут. В середине занятия проводят физкультминутку.
Занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2 — 3 раз в неделю.
Количество дополнительных занятий (кружков, секций, студий и т.п.) в неделю:
- для детей 4-го года жизни — не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 мин.;
- для детей 5-го и 6-го годов жизни — не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 мин.;
- для детей 7-го года жизни — не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 мин.
Занятия с использованием компьютеров для детей 5 — 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 мин. и для детей 6 — 7 лет — 15 мин. Продолжительность уменьшается после перенесённого ребёнком заболевания.
Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).
Домашние задания воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают.
Эти занятия не могут проводиться вместо сна или прогулки.
Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах — не более 20 мин., в старшей и подготовительной — не более 30 мин.
Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе — 15 мин.,
- в средней группе — 20 мин.,
- в старшей группе — 25 мин.,
- в подготовительной группе — 30 мин.
Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 — 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе.
Самостоятельная деятельность детей 3 — 7 лет занимает не менее 3-4 часов.