§ 5. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «§ 5. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Статья 90 УК РФ предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности, который применяется в отношении несовершеннолетних, а в исключительных случаях в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ).

Комментарий к ст. 431 УПК РФ

1. О принудительных мерах воспитательного воздействия, применяемых судом к несовершеннолетнему, см. комментарий к ст. 427.

2. Суды не должны допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление и перевоспитание могут быть достигнуты путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК.

3. В соответствии с ч. 3 ст. 90 УК несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга.

4. При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то что закон прямо не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, по общему смыслу закона такое согласие судом должно быть получено.

5. В случае принятия судом решения о прекращении уголовного дела и применении к несовершеннолетнему в качестве принудительной меры воспитательного воздействия передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов), либо специализированного государственного органа или ограничения досуга и установления особых требований к поведению в постановлении (определении) необходимо указать срок, в течение которого применяется избранная мера.

Комментарии к статье 90 УК РФ

Наказание несовершеннолетнему в виде лишения свободы суд вправе назначить только в случае признания невозможности его исправления без изоляции от общества, с приведением мотивов принятого решения (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»).

Основания освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитания

Уголовным законом сегодня предусмотрена возможность применения к виновным самых разных мер уголовно-правового воздействия — от наиболее мягких до самых строгих. При этом собственно кара — причинение физических и психических страданий виновному — не является самоцелью мер уголовно-правового принуждения. Согласно принципу экономии уголовной репрессии, государство, назначая и исполняя в отношении виновного меры уголовно-правового характера, должно стремиться к минимизации ограничения его прав и свобод. В основе этого принципа лежит тезис о том, что приоритетной целью мер уголовно-правового характера является исправление виновного в совершении преступления, возвращение его в круг социально-полезных, социально-полноценных членов общества. Евтеев МП., Кирин В.А. Законодательство об ответственности несовершеннолетних. — М., 1970. — С. 23-24; Чечель Г.И. Смягчающие ответственность обстоятельства и их значение в индивидуализации наказания / Под ред. И.С. Ной. — Саратов, 1978. — С. 8. Во всяком принудительном воздействии государства на виновного всегда должен главенствовать элемент исправления, воспитания. Особенно важным является воспитательное воздействие принудительных мер, применяемых к несовершеннолетним. Наказания лиц молодого возраста обязаны содержать в себе гораздо больший исправительный, воспитательный потенциал, заложенный в них объем принуждений и правоограничений должен быть минимальным. Более того, уголовные наказания должны быть не приоритетной формой реализации ответственности лиц, не достигших совершеннолетия, а только исключительной.

Предупреждение несовершеннолетнего

Одним из самых лояльных мер, в тех случаях, когда ваш несовершеннолетний ребенок совершит поступок, который относится к уголовным преступлениям, является именно предупреждение несовершеннолетнего.

Суть его заключается в том, что представитель правоохранительных органов, который работает с несовершеннолетними подростками, проводит предупреждающую беседу.

В своей беседе он доступным языком объясняет все неотвратимые последствия, которые ждут любого человека, вставшего на преступный путь.

Применение этой самой легкой из мер воспитательного характера возможно, когда преступление по своим последствиям довольно незначительное и на лицо раскаяние в содеянном преступлении подростка.

  • После проведенной беседы, желательно, чтобы подросток написал собственноручно обязательство, в котором обязательно нужно отметить, что он хорошо понял смысл того, о чем его предупредили.
  • Подписывается этот документ, как подростком, так и лицом, проводившим с ним предупреждающую беседу.
  • Это откладывает свой отпечаток и несет дополнительную ответственность перед подростком уже в том, что необходимо соблюдать подписанный документ.
  • Передача несовершеннолетнего под надзор

Кроме предупреждения подростка, в тех случаях, когда преступил закон несовершеннолетний ребенок из довольно благополучной семьи, есть смысл отдать его под надзор родителей или людей, которые фактически его воспитывают или заменившими ему родных отца и мать. Это может принести положительный эффект лишь в тех случаях, когда между взрослыми членами семьи и подростком складываются дружелюбные, доверительные отношения и ребенок прислушивается к мнению родителей.

Чтобы вынести постановление о передаче подростка, совершившего преступление небольшой или средней тяжести под надзор родителей, суд должен собрать характеристики людей, которым будут отданы полномочия вести контроль над поведением подростка.

При передаче полномочий надзора родителям или лицам, их заменяющим, разъясняются все возложенные на них обязанности и права, после чего оформляется документально в письменном виде под роспись.Как само собой разумеющееся, имеется в виду согласие родителей брать контроль над подростком.

  1. В тех случаях, когда образ жизни взрослых членов семьи подростка, вставшего на скользкую дорожку преступлений, дает повод усомниться в том, что ними может быть осуществлен надзор несовершеннолетнего, эта функция возлагается на государственный орган, специализирующийся в этих вопросах, к примеру, инспекцию по делам несовершеннолетних.
  2. Инспектор регулярно в таких случаях посещает, так сказать, «трудного» подростка дома, в школе, контролируют его поведение и провождение досуга, проводят профилактические беседы.
  3. Срок, на который может быть вынесено постановление или Определение суда о взятии подростка под надзор может составлять от двух месяцев до трех лет и вплоть до его совершеннолетия.

Комментарий к статье 90 Уголовного Кодекса РФ

Принудительные меры воспитательного воздействия являются самостоятельной формой государственного реагирования на неправомерное поведение несовершеннолетних. По своей правовой природе принудительные меры не относятся к уголовной ответственности, не являются наказанием, но существуют и реализуются в рамках уголовно-правовых отношений.

Исходя из принципов справедливости, гуманизма, экономии уголовной репрессии, законодатель совершенно справедливо полагает, что уголовная ответственность и свойственные ей формы реализации далеко не всегда являются лучшим, наиболее эффективным средством воздействия на личность, корректировки ее поведения. Это особенно верно в тех случаях, когда воздействие оказывается на несовершеннолетних, т.е. лиц с неустоявшимся мировоззрением, у которых отсутствует твердая социальная позиция и, следовательно, на которых еще можно воздействовать не прибегая к крайним мерам, связанным с уголовной репрессией.

Читайте также:  Как проходит процедура банкротства физических лиц и какие у неё последствия

С учетом общей позиции государства в отношении несовершеннолетних и изложенных положений ст. 90 УК РФ установлено, что несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Иными словами, в отдельных ситуациях меры уголовной ответственности целесообразно заменить мерами воспитательного воздействия.

Данная позиция экономии уголовной репрессии признана всем мировым сообществом. В частности, в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.), предлагается уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом .

——————————— Советская юстиция. 1991. N 12 — 14.

Принудительные меры воспитательного воздействия являются одним из оснований освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности, специфическим основанием, свойственным только для рассматриваемой категории лиц.

Реализация освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия сопряжена с наличием двух факторов. Первым из них является категория совершенного преступления: небольшой или средней тяжести (формальный фактор). Вторым — признание возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (материальный фактор).

Понятие и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности

Уголовным законом сегодня предусмотрена возможность применения к виновным самых разных мер уголовно-правового воздействия — от наиболее мягких до самых строгих. При этом собственно кара — причинение физических и психических страданий виновному — не является самоцелью мер уголовно-правового принуждения. Согласно принципу экономии уголовной репрессии, государство, назначая и исполняя в отношении виновного меры уголовно-правового характера, должно стремиться к минимизации ограничения его прав и свобод. В основе этого принципа лежит тезис о том, что приоритетной целью мер уголовно-правового характера является исправление виновного в совершении преступления, возвращение его в круг социально-полезных, социально-полноценных членов общества1. Во всяком принудительном воздействии государства на виновного всегда должен главенствовать элемент исправления, воспитания. Особенно важным является воспитательное воздействие принудительных мер, применяемых к несовершеннолетним.

Большинство преступлений, совершаемых несовершеннолетними, представляют собой сравнительно малоопасные в сравнении с преступлениями взрослых деяния: 70-80 % составляют кражи, грабежи и хулиганство . Исправление несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой общественной опасности, в значительном количестве случаев может быть достигнуто с применением мер, не являющихся уголовным наказанием. Во всех случаях совершения преступления несовершеннолетним органы предварительного расследования, суд, прежде всего, должны пристально рассматривать возможность освобождения его от уголовной ответственности и от наказания. Известный русский профессор А.А. Жижиленко в своей речи, произнесенной в 1916 г. в Петербургском университете, по этому поводу заметил следующее: «Уголовный кодекс должен ясно указывать, что борьба с преступностью не сводится лишь к применению наказаний и что наряду с наказанием или взамен его уместно применение и других мер».

Тем не менее, такое освобождение в известной мере противоречит принципу неотвратимости уголовной ответственности и наказания, на что указывали еще представители классической школы уголовного права. Так, в начале XX в. профессор Н.С. Таганцев обращал внимание на то, что освобождение от наказания лица, в деянии которого присутствуют все признаки состава преступления, «заключает в себе несомненное противоречие, так как ничто не может сделать бывшего небывшим, преступного непреступным»2. Но здесь же автор отмечает, что, с точки зрения целесообразности, не всякое преступное деяние должно быть уголовно наказуемым, поскольку в реальной жизни существуют обстоятельства, в основе которых лежит физическая невозможность или юридическая нецелесообразность применения наказания. «Мы, — указывал Н.С. Таганцев, -наказываем во исполнение непреложных требований нравственного закона, но если внутренний судья — совесть, не всегда умирающий и в преступнике, воздал ему за совершенное сторицей тем нравственным мучением, перед которым бледнеют все казни людские?.. Как же будем мы говорить о справедливом воздаянии, когда при таких условиях наказание будет прямым нарушением прин-ципа «не отмстиши дважды за едино?» .

В современном уголовном праве целесообразность существования оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания объясняется еще и тем, что действующий УК впервые одной из своих задач ставит не только охрану личности, общества и государства от преступных посягательств, но и предупреждение преступлений (ст. 2 УК). Профилактическая функция уголовного закона реализуется в том числе и благодаря применению принудительных мер воспитательного воздействия. Эти меры призваны стимулировать позитивное постпреступное поведение виновных, что вполне соответствует целям уголовной юстиции1.

При решении вопросов уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, а также освобождения их от уголовной ответственности и наказания применяются нормы, которые действуют как исключительно в отношении несовершеннолетних (специальные), так и нормы, адресованные широкому кругу виновных (общие).

Специальные виды освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания тесно связаны с возможностью применения принудительных мер воспитательного воздействия.

На сегодняшний день конструкция уголовного закона такова, что, исходя из обстоятельств содеянного, характеристики личности виновного, реальное разнообразие оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания предусматривается только в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой или средней тяжести. При этом институт принудительных мер воспитательного воздействия даже в этих случаях зачастую остается невостребованным. В сфере практической деятельности судов это связано с тем, что в ситуации выбора между общими и специальными видами освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания приоритет в абсолютном большинстве случаев отдается именно общим видам. Как указывает по этому поводу Н.Г. Андрюхин, в последние годы среди несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, удельный вес применения принудительных мер воспитательного воздействия не превысил 12%2. Аналогичный показатель по нашим данным составил 16,4%. Такая ситуация не может не вызывать недоумения и требует глубокого анализа причин сложившегося положения. Между тем, согласно данным проведенного нами исследования, 81,5% несовершеннолетних, к которым прием.: Кузнецова Н.Ф. Профилактическая функция уголовного закона // Уголовное право. -1998.-№ 1.-С. 11-20.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Ответственность за совершение уголовных проступков для лиц, не достигших совершеннолетия, устанавливается из общих норм уголовного права.

Но особенности личностного формирования, психофизическое состояние, зрелость, адекватность понимания своих деяний, привносят особенности при определении следующих вопросов:

  • перечень действий опасных для общества;
  • квалификационных признаков проступков;
  • наказание;
  • исключение наказания

Статья 20 Кодекса определяет две группы привлекаемых к суду за уголовные проступки.

В первую группу входят подростки 14-и – 15-и лет – совершившие деяния, шпаргалкой зафиксированные ч. 2 приведённой статьи:

  1. Нанесение вреда здоровью несовместимое с жизнью.
  2. Причинение тяжкого и менее вреда здоровью.
  3. Незаконное удержание лиц.
  4. Изнасилование или действия с ним связанное.
  5. Действия по завладению чужим имуществом с применением разных методов и средств.
  6. Терроризм и сопровождающие его действия.
  7. Связанные с вооружением, боеприпасами, самодельными взрывными устройствами их компонентами.
  8. Массовыми беспорядками, антиобщественными действиями.
  9. Наркосодержащими средствами и психотропиками.
  10. Посягательство на государство и государственных деятелей.

Ко второй группе относят подростков 16-и – 17-и лет за совершение проступков, не вошедших во вторую часть статьи 20, исключая те, где действие направлены против самих несовершеннолетних.

Преследуя возвращение к полноценному воспитанию личности ребёнка, законом предусматривается уголовно-правовое влияние, а именно:

  • замена уголовного преследования, принудительным воспитанием;
  • уголовное преследование;
  • помещение в специализированный закрытый объект образования в учебных и воспитательных целях (отражено в ст 92 УК РФ с комментарием).
Читайте также:  Что изменится у инвалидов в 2023 году

Следует отметить, что гуманность подхода к наказанию детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, присуще и в определении возможности повторных преступлений.

При его применении не учитывают судимости до наступления совершеннолетия.

Процедура освобождения от ответственности

Вопрос об освобождении подростка от ответственности имеет множество тонкостей, и напрямую зависит от того, на какой стадии происходит решение подобного вопроса — в процессе судебного разбирательства или досудебного расследования. В любом случае, решение принимает судья, издав соответствующее постановление.

Понятие и виды освобождения от уголовного наказания

Подросток может быть освобожден от уголовной ответственности в связи с раскаянием (комментарий к ст. 75 УК), в связи с примирением с потерпевшим или в связи с изменением обстановки. Не редко подсудимый подросток освобождается от ответственности в связи с истечением сроков давности дела, это регламентирует статья 78 УК РФ.

При наличии одного из вышеперечисленных фактов, прокурор на стадии досудебного разбирательства, составляет соответствующее ходатайство об освобождении от ответственности, и подает судье на рассмотрение. Особенность освобождения от наказания в том, что перед подачей ходатайства в суд, прокурор обязан ознакомить с ним потерпевшую сторону, и спросить мнение, костально освобождения от ответственности подростка. Если потерпевший будет настаивать на ответственности несовершеннолетнего, прокурор не подает ходатайство, а дальнейшую судьбу подростка, будет решать судья, непосредственно на заседании.

В случае если подросток уже привлекался к освобождению от наказания, не исправлялся, или привлекался к ответственности не меньше трех раз, на протяжении года, освобождение от ответственности, больше не происходит, и ему грозит реальное наказание.

Если началось рассмотрение дела по преступлению, совершенному подростком, то судья должен немедленно рассмотреть ходатайство об освобождении от ответственности, если оно будет подано прокурором или стороной защиты. После рассмотрения ходатайства, судья может одобрить прошение и освободить малолетнего преступника от ответственности, но при этом, ему может быть назначено одно из таких наказаний:

  1. Вынесено предупреждение.
  2. Осуществлена передача подростка под надзор родителей или их заменяющих лиц.
  3. Передача подростка под контроль специализированного государственного органа.
  4. Возложение обязанности на подростка и его родителей, компенсировать ущерб потерпевшей стороне.
  5. Ограничение досуга подростка и соблюдение им особых требований к поведению.

Меры пресечения могут использоваться раздельно или же все вместе. В постановлении судьи указываются сроки пребывания под контролем, по их истечению несовершеннолетний может продолжить свою привычную жизнь, без всяких ограничений. Срок нахождения в воспитательных учреждениях не должен превышать срок максимального наказание за совершенное преступное деяние. Наказание назначают, как правило, от 2 до 5 лет пребывания в центре. Освобождение несовершеннолетнего от наказания может произойти до истечения данного срока, если будет установлено, что подросток исправился раньше, и более удерживать его в стенах исправительного центра, нет нужды. Иногда, суд может и продлить пребывание малолетнего преступника в воспитательном центре, если он вел себя неподобающе, нарушал режим или ему нужно закончить профессионально техническое образование.

Важно отметить, что если ранее освобожденный от ответственности подросток вновь совершает преступление, то не может учитываться факт привлечения к ответственности при избрании ему меры наказания, за вновь совершенное преступление. Кроме того, факт привлечения к ответственности не может выступать в качестве характеристики личности подростка. В биографии подростка не останется следа о привлечении к уголовной ответственности, если от нее он был освобожден в судебном порядке.

Виды и характеристика воспитательных мер

Конкретно какие меры могут быть назначены в отношении того или иного несовершеннолетнего решает исключительно суд. Суд учитывает особенности совершенного деяния, мотивы подростка, отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Одновременно могут быть применены несколько мер принудительно-воспитательного воздействия.

Если подросток не будет соблюдать воспитательные предписания, систематически нарушать порядок своего исправления, принудительные меры в отношении него будут отменены. После этого материалы его дела вновь поступят в суд для привлечения его к уголовной ответственности.

Итак, ст. 90 УК РФ предусматривает четыре варианта мер воспитательного воздействия:

  • Предупреждение;
  • Передача под надзор;
  • Обязанность загладить причиненный преступлением вред;
  • Ограничение досуга и поведения.

Ответственность несовершеннолетних

Несовершеннолетние лица могут понести за свои действия такую ответственность:

  1. Административная – хулиганство, вандализм, несоблюдение тишины, нарушение правил дорожного движения без отягчающих последствий, нарушение избирательных прав и др. По общему правилу административная ответственность наступает с 16 лет. Основной вид административной ответственности – штраф. Если ребенок не имеет своего заработка, тогда денежную компенсацию выплачивают его родители.
  2. Гражданско-правовая – нарушение прав собственности, условий договора.
  3. Уголовная – кража, грабеж, разбой и т. д. По общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет, но есть составы и их много, при которых ответственность наступает с 14 лет. Это касается особо тяжких преступлений: убийство, умышленное причинение вреда другому человеку, кражи, разбои, грабежи.

Несовершеннолетними в России признаются лица в возрасте от 14 до 18 лет.

Понятие несовершеннолетнего в уголовном праве

В соответствии с общими правилами уголовной ответственности может подлежать только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ (ст. 19 УК РФ), то есть ко времени совершения преступления лицо должно достичь шестнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст. 20 УК РФ).

В связи с некоторыми особенностями физического и психического развития личности, проблемами социализации и осознания места и роли в обществе, категоризацией преступлений и статистической распространенностью некоторых деяний среди несовершеннолетних, законодатель предусмотрел понижение планки возраста уголовной ответственности несовершеннолетних до четырнадцати лет за совершение ряда преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ, перечень которых строго ограничен в ч. 2 ст. 20 УК РФ, к ним относятся: «Убийство» (ст. 105); «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» (ст. 111), «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» (ст. 112), «Похищение человека» (ст. 126), «Изнасилование» (ст. 131) и другие.

Несовершеннолетние являются особыми субъектами уголовных правоотношений, о чем свидетельствует наличие гл. 14 УК РФ, в которой регламентированы нормы, посвященные особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних (ст. 87–96); признание несовершеннолетия виновного обстоятельством, смягчающим наказание (п. «б» ч. 1 ст. 61).

С позиции уголовного закона, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет (ч.1 ст. 87 УК РФ).

Малолетние, то есть лица, не достигшие к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, уголовной ответственности не подлежат.

Установление возраста несовершеннолетнего обязательно, так как он является одним из условий уголовной ответственности. Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток. При необходимости установления возраста несовершеннолетнего проводится экспертиза, в соответствии с которой днем его рождения считается последний день того года, который определен экспертами, а при установлении возраста, исчисляемого числом лет, суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

Если будет установлено, что несовершеннолетний во время совершения общественно опасного деяния, вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, то он не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

Что такое принудительные меры воспитательного воздействия?

Принудительные меры воспитательного воздействия представляют собой меры уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников, с целью их исправления, перевоспитания и пресечения совершения новых преступных эпизодов в их стороны.

Принудительные меры воспитательного воздействия несовершеннолетних предполагают освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания.

Указание на данные воспитательные мероприятия содержатся в Постановлении Пленума ВС РФ №1 от 01.02.2011 года. В нем прямо указано, что суды не должны допускать привлечение к уголовной ответственности тех подростков, которые могут исправиться и представляют опасности для общества.

Читайте также:  Пенсия по потере кормильца: оформление в Воронеже в 2023

Применение принудительных мер воспитательного воздействия допускается только в отношении подростков, совершивших преступления небольшой и средней тяжести.

Конечно, когда речь идет о тяжких или, тем более, особо тяжких проступках, ни о каком освобождении от уголовного наказания не может быть и речи.

Подростковые преступления нередко отличаются высокой степенью цинизма и жестокости. Попытки перевоспитания таких преступников не могут увенчаться успехом.

Назначение воспитательных мер происходит исключительно в ходе судебного заседания. При назначении принудительных мер по воспитанию правонарушителя учитываются такие факторы как:

  • условия жизни несовершеннолетнего;
  • уровень воспитания несовершеннолетнего;
  • уровень психического здоровья;
  • воздействие старших лиц на несовершеннолетнего;
  • особенности личности правонарушителя.

Также, суд учитывает и смягчает воспитательные меры если присутствуют следующие факты:

  • преступление совершено впервые;
  • раскаяние несовершеннолетнего в содеянном;
  • будет ли результат от принудительных воспитательных мер;

Отличие наказания от принудительных мер воспитательного воздействия.

Наказание следует отличать и от принудительных мер воспитательного воздействия. Хотя по своей природе они являются уголовно-правовыми мерами. Будучи предусмотренными УК, они представляют разновидность мер государственного принуждения. Их применение к несовершеннолетним означает освобождение от уголовной ответственности либо от наказания. Главное отличие этих мер от наказания заключается в том, что они не влекут за собой судимости и не несут печати возмездия. Цель – предупреждение совершения новых преступлений.

Отличие наказания от принудительных мер медицинского характера и конфискации имущества.

Принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества также имеют определенное сходство с мерами уголовного наказания. Последняя в России до декабря 2003 года, а в большинстве других государств и по сей день, являлась уголовным наказанием.

Принудительные меры медицинского характера выражаются в том, что, как и наказание, они являются разновидностью мер государственного принуждения и назначаются судом. Тем не менее, эти меры имеют принципиальное отличие от уголовного наказания. Указанные принудительные меры лишены такого признака наказания, как кара. Они не выражают отрицательной оценки от имени государства и суда общественно-опасных действий лиц, к которым они применяются, и не преследуют цели исправления указанных лиц, а направлены на их излечение или улучшение их психического состояния, а отсюда – на предупреждение совершения ими новых общественно-опасных деяний, запрещённых Особенной частью УК РФ. В отличие от наказания, суд, назначив принудительные меры медицинского характера, не устанавливает их продолжительности, так как не в состоянии определить срок, необходимый для излечения или улучшения состояния здоровья лица.

Наказание же имеет строго ограниченный характер, установленный судом. Размер или срок наказания ни при каких условиях не может быть изменён в большую сторону. Он не может быть уменьшен либо отменён без решения суда.

Конфискация имущества теперь не является наказанием, а преследует цели принудительного изъятия имущества, добытого преступным путём либо использованного для совершения преступлений. При конфискации имущества учитывается также необходимость компенсировать вред, причинённый потерпевшему. Таким образом, конфискация имущества в действующем виде преследует цель реституции и носит не карательный, а восстановительный характер.

Глава 2. Цели уголовного наказания и их эффективность

Комментарий к ст. 90 УК РФ

Принудительные меры воспитательного воздействия являются самостоятельной формой государственного реагирования на неправомерное поведение несовершеннолетних. По своей правовой природе принудительные меры не относятся к уголовной ответственности, не являются наказанием, но существуют и реализуются в рамках уголовно-правовых отношений.

Исходя из принципов справедливости, гуманизма, экономии уголовной репрессии, законодатель совершенно справедливо полагает, что уголовная ответственность и свойственные ей формы реализации далеко не всегда являются лучшим, наиболее эффективным средством воздействия на личность, корректировки ее поведения. Это особенно верно в тех случаях, когда воздействие оказывается на несовершеннолетних, т.е. лиц с неустоявшимся мировоззрением, у которых отсутствует твердая социальная позиция и, следовательно, на которых еще можно воздействовать не прибегая к крайним мерам, связанным с уголовной репрессией.

С учетом общей позиции государства в отношении несовершеннолетних и изложенных положений ст. 90 УК РФ установлено, что несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Иными словами, в отдельных ситуациях меры уголовной ответственности целесообразно заменить мерами воспитательного воздействия.

Данная позиция экономии уголовной репрессии признана всем мировым сообществом. В частности, в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.), предлагается уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом .

———————————

Советская юстиция. 1991. N 12 — 14.

Принудительные меры воспитательного воздействия являются одним из оснований освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности, специфическим основанием, свойственным только для рассматриваемой категории лиц.

Реализация освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия сопряжена с наличием двух факторов. Первым из них является категория совершенного преступления: небольшой или средней тяжести (формальный фактор). Вторым — признание возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (материальный фактор).

При установлении второго фактора принимаются во внимание все данные, характеризующие и деяние, и самого правонарушителя, в том числе данные о предкриминальном и посткриминальном поведении. Совокупность подобных данных позволяет правоохранительным органам и суду с большей или меньшей степенью вероятности установить возможность исправления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Решая вопрос об освобождении от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, следует обратить внимание на то обстоятельство, что кроме двух указанных выше факторов других противопоказаний формально не имеется. Поэтому освобождение в рассматриваемом варианте может быть применено вне зависимости от, например, наличия судимости, прохождения испытательного срока при условном осуждении, в отношении условно-досрочно освобожденного при оставшемся неотбытом сроке наказания. Подобного рода примеры практике известны. И в принципе они не противоречат законодательству. Главное, чтобы в данном конкретном случае суд принял верное решение, исходя и из интересов общества и государства, и из интересов несовершеннолетнего.

Поэтому если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной ч. 2 ст. 90 УК РФ, которое вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа или прокурором в суд.

Суд рассматривает ходатайство и материалы уголовного дела в порядке, установленном ч. ч. 4, 6, 8, 9 и 11 ст. 108 УПК РФ, за исключением правил, устанавливающих процессуальные сроки.

Получив уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом, суд вправе прекратить его по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 427 УПК РФ, и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительную меру воспитательного воздействия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *