Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой статус педагогических работников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательство предусматривает плановое повышение квалификации педагогического работника каждые 3 года. В таком случае считается педагогический стаж. Если за это время преподаватель по каким-либо причинам не работал по специальности, время с последних курсов не учитывается.
Когда, кому нужно повышение квалификации
При перерыве в преподавательской деятельности или в самом ее начале преподаватель обязан пройти курсы повышения квалификации для восстановления и приобретения навыков. Такие курсы для работников государственных учреждений бесплатны.
При внедрении в процесс обучения новых методов, разработок, экспериментальных способов обучения, программ или предметов. Не позднее чем за 6 месяцев до начала обучения проводится повышение квалификации для участвующих преподавателей.
Выпускник ВУЗа с более высоким уровнем аккредитации может преподавать профильные предметы своей специализации в заведении на 1—2 уровня ниже. При этом для приобретения навыков преподавания такому работнику также потребуется повышение квалификации.
Законодательство не обязывает всех работодателей проводить аттестацию персонала. С этой процедурой хорошо знакомы сотрудники бюджетных учреждений, а также некоторые работники энергетической, транспортной отраслей, сферы здравоохранения, образования и пр. Например, те, кто работает на опасных производственных объектах, на объектах по хранению/уничтожению химического оружия, те, чья работа связана с движением/маневрированием поездов и пр. Обязательную аттестацию проходят также руководители унитарных предприятий, государственные и муниципальные служащие РФ.
Не подлежат аттестации:
- беременные женщины;
- лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
- сотрудники, принятые на работу меньше года назад;
- совместители, чей трудовой договор заключен на срок 1–2 года, и др.
Большинство коммерческих компаний вправе самостоятельно решать, нужно ли оценивать квалификацию сотрудников, разрабатывать порядок проведения аттестации персонала и, главное, определять цели этой процедуры. Аттестация может выявить слабые места в подготовке работника, определить перспективы его развития, найти мотивацию к работе в должности и пр. Есть и практическая сторона вопроса: результаты оценки персонала могут стать основанием для увольнения сотрудника, перевода его на другую должность, пересмотра размеров оплаты труда и пр.
Порядок проведения аттестации
Если руководитель принимает решение провести аттестацию сотрудников, он должен опираться на федеральное законодательство, в частности на Трудовой кодекс РФ, где даны определения понятий «квалификация» (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ) и «профессиональный стандарт» (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Перечень профстандартов постоянно расширяется, и сейчас они действуют параллельно с квалификационными справочниками.
Этапы и сроки проведения аттестации работников, критерии оценки их профессиональных качеств руководитель организации определяет сам. Он же назначает ответственных лиц Главное — утвердить принятый порядок в положении об аттестации. Все этапы оценки персонала и принятые по результатам аттестации решения также отражаются через локальные нормативные акты:
- приказ о проведении аттестации;
- график аттестации;
- приказ о прохождении аттестации;
- протокол заседания аттестационной комиссии;
- другие документы, информация о которых и формы которых могут содержаться в положении об аттестации.
Единой формы этих документов нет, организация вправе сама разработать удобные бланки для оценки персонала или воспользоваться шаблонами, которые предлагают современные системы автоматизации.
Какую ответственность может понести образовательная организация, если некоторые педагогические работники не прошли аттестацию?
Педагогические работники обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании (пункт 8 части 1 статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержден приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276.
Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности должны проходить все педагогические работники, за исключением работников, имеющих квалификационные категории (первую или высшую), работников, проработавших в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация, беременных женщин и женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, работников, отсутствовавших на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.
В соответствии со статей 5 Трудового кодекса Российской Федерации нормы законодательства об образовании в части регулирования труда педагогических работников следует считать составной частью трудового законодательства. Поэтому непрохождение педагогическим работником аттестации будет считаться нарушением трудового законодательства (при условии, что такой работник не освобожден от аттестации).
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 «д» Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 (далее – Положение), лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам. Поэтому непрохождение педагогическими работниками аттестации следует рассматривать и как грубое нарушение лицензионных требований (пункт 9 «а» Положения), что может повлечь выдачу надзорными органами соответствующего предписания (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), а также назначение образовательной организации административного наказания в виде административного приостановления деятельности (пункт 2 части 1 статьи 20 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статья 3.12 КоАП РФ).
Аттестация учителей по новым правилам в 2021 году: что об этом уже известно?
Новая модель аттестации учителей предполагает общие для всех учителей критерии оценки на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Такую проверку на соответствие занимаемой должности в обязательном порядке будут проходить все учителя. Также предусмотрена добровольная аттестация педагогов, желающих получить первую или высшую квалификационные категории.
Данная информация предназначена для желающих пройти переподготовку по педагогическим специальностям, а также уже работающих педагогов, повышающих свою квалификацию по дополнительным образовательным программам.
По сравнению с действующими требованиями к аттестации учителей новая модель имеет свои особенности.
- Во-первых, она направлена на оценку уровня педагогического мастерства учителя вне зависимости от места его работы. На данном этапе впервые предъявляются единые для всех требования к предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям, а оценочные материалы позволяют дать объективную оценку профессиональным навыкам педагога.
- Во-вторых, модель учитывает требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Определяемые при помощи ЕФОМ компетенции представляют собой требования к знаниям и навыкам, утвержденные приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, но предполагают разный уровень овладения ими. В будущем это позволит доработать профессиональный стандарт учителя и сделать его многоуровневым.
- В-третьих, предметные компетенции учитывают требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
- В-четвертых, аттестация будет включать мнение всех участников образовательного процесса, в том числе выпускников.
Особенности проведения отдельных аттестационных процедур
- Профессиональный педагогический экзамен
Профессиональный экзамен проводится с использованием единой информационной системы. Помимо ЕФОМ он содержит механизм для проведения оценки, результаты прохождения аттестаций и иные сведения.
На портале также размещаются типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям.
Оценку ответов проводят аккредитованные эксперты, отбираемые из числа участников педагогических общественных организаций, ассоциаций и других корпоративных некоммерческих организаций.
При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и установление квалификационных категорий максимальная оценка по данному этапу равняется 60 баллам.
- Оценка динамики образовательных результатов педагога
При аттестации учителя исследуются результаты его учеников за последние 5 лет по следующим направлениям:
- результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР;
- результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик;
- данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований;
- участие в образовательных олимпиадах различного уровня
Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.
- Оценка сведений о сложности профессиональной деятельности учителя
Данный раздел мотивированного представления работодателя содержит сведения:
- об аттестуемом учителе (пол, возраст, образование, ученые степени и научные звания, стаж, педагогическая нагрузка и уровень заработной платы и др.);
- об образовательной организации (качество обучения, сменность, наличие компьютерных и иных технических средств, средняя заработная плата учителей, этнокультурная характеристика, наличие обучающихся с особыми потребностями, особенности формирования контингента обучающихся);
- о населенном пункте (численность населения, транспортная доступность и т.д.).
Максимальная оценка данного этапа – 5 баллов. Она определяется как повышающий коэффициент (от 1,00 до 1,25) к балльному значению оценки динамики образовательных результатов.
- Оценка индивидуальных достижений учителя
Индивидуальные достижения учителя за последние 5 лет включают:
- участие в конкурсах профессионального мастерства;
- полученные звания, награды, грамоты, благодарности и иные поощрения;
- результаты научной, методической и наставнической деятельности;
- мнения выпускников, завершивших обучение в общеобразовательной организации за 4 года и более до проведения аттестации.
Прием и учет мнений выпускников должен подразумевать их верификацию. Если учитель работает в образовательной организации менее 5 лет, сбор такой информации организуется по месту его предыдущей работы.
Максимальная оценка достижений учителя – 15 баллов. За каждое достижение может быть начислено не более 2 баллов. Исключение составляет учет мнения выпускников и особые достижения, за которые может быть добавлено по 5 баллов.
Вопрос 1. Об отказе педагога от курсов
Вправе ли педагог отказаться от курсов повышения квалификации?
Нет, не вправе. Закон об образовании обязывает педагогов систематически повышать свой профессиональный уровень (п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Также он указывает, что учителя вправе получать дополнительное профессиональное образование не реже чем один раз в три года (п. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Чтобы избежать споров с педагогами, пропишите, например, в трудовом или коллективном договоре, должностной инструкции не только их обязанность учиться на курсах, но и как часто они должны это делать. Если учитель откажется посещать курсы, вы сможете привлечь его к дисциплинарной ответственности (ст. 192, 193 ТК).
Преимущества новой модели аттестации учителей
Главная цель аттестации – подтвердить соответствие учителя квалификационным требованиям профессионального и образовательного стандартов.
Влияние аттестации на зарплату педагогов
Одной из целей запуска НСУР и новой системы аттестации было установление действительно понятной и справедливой системы оплаты труда. Однако до сих пор не появилось никакой ясности касательно того, как именно это будет работать.
Сейчас учитель может претендовать на надбавку к зарплате, если имеет определенную категорию:
- соответствие занимаемой должности – около 10%;
- первая категория – в среднем от 15% до 25%;
- высшая категория – от 30% до 40%.
Так как порядок расчета зарплаты устанавливается на уровне региона, города и даже отдельной школы, коэффициенты могут плавать от случая к случаю.
И эта проблема должна будет уже скоро решиться. В 2020 году Госдума приняла закон, разрешающий Правительству устанавливать отраслевые системы оплаты труда для работников бюджетной сферы. Суть таких систем в том, что они будут едиными для всех таких учреждений в масштабах всей страны.
Первая такая отраслевая система оплаты труда появилась как раз для педагогических работников. В отличие от «Майских указов» (которые устанавливают зарплату учителя в размере 100% от средней по региону), в новой системе все детализировано чуть лучше. Если она будет принята в таком виде, зарплата учителей будет складываться из:
- ставка зарплаты – она будет учитывать уровень квалификацию педагога. Изначально говорилось, что базовые оклады будут устанавливаться в разных регионах отдельно;
- компенсационные и стимулирующие выплаты – согласно четко установленному перечню и размерам согласно постановлению правительства;
- региональные надбавки – субъекты РФ смогут вводить их по своему усмотрению.
Зарплата учителя по новой системе не сможет быть ниже, чем была на дату, когда эта система вводилась (то есть, зарабатывать меньше учителя точно не станут). Идеи ввести базовый оклад на уровне МРОТ или двух МРОТ в итоге в окончательный проект системы не вошла.
Повышение квалификации – и право и обязанность педагога
— «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) (далее – ТК РФ);
— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образование в РФ»);
— Судебная практика.
— Работодатель обязан направлять педагога на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.
— Данное обучение оплачивает РАБОТОДАТЕЛЬ.
— Выбирает программу обучения также работодатель.
— Педагог должен написать заявление на получение дополнительного профессионального образования.
— Педагог имеет право на бесплатное повышение квалификации минимум один раз в три года (при условии, что самостоятельно не проходил повышение квалификации или переподготовку).
Если работодатель говорит педагогу, что последний обязан пройти повышение квалификации по программе «N», то и обязанность по оплате таких курсов лежит на работодателе.
Согласно пп. 2 п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Обращаю внимание, что один раз в три года, каждый педагог имеет право на бесплатное дополнительное профессиональное образование. Сами курсы повышения квалификации определяет работодатель.
Что делать, если работодатель говорит вам, что вы ОБЯЗАНЫ пройти курсы, а если не пройдете, то вас уволят и т.д.? Обычно при этом еще заставляют проходить за свой счет, мотивируя тем, что работодатель не обязан их оплачивать.
Ст. 196 ТК РФ устанавливает, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
Абз. 4 ст. 196 ТК РФ содержит положения о том, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, РАБОТОДАТЕЛЬ ОБЯЗАН проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Обязанность по прохождению дополнительного профессионального образования для педагогов установлена пп. 2 п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образование в РФ».
Согласно вышеизложенному, на работодателе лежит обязанность по обеспечению получения дополнительного профессионального образования педагогами не реже, чем один раз в три года. При этом работодатель сам выбирает, какое дополнительное профессиональное образование оплатить педагогам.
Если педагог получает дополнительное профессиональное образование без отрыва от работы, то в соответствии с абз. 5 ст. 196 ТК РФ работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором).
— Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.07.2013 N 33-9173/2013: «…Согласно п. 4 ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности… Исходя из системного толкования указанных норм права, учитывая, что к выполнению обязанностей спасателя могут быть допущены только те граждане, которые прошли обучение по программам подготовки спасателей, были аттестованы в установленном законом порядке, а также принимая во внимание тот факт, что обязанность ФКУ «Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр» обеспечивать обучение работников по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ предусмотрена Федеральным законом от 22.08.95 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», однако ответчиком истец на обучение не направлен, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Л.
В связи с изложенным, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, об отсутствии нормы права, предусматривающей обязанность направить истца на обучение, судебная коллегия признает несостоятельными…»
— Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.05.2011 N 33-6998/2011: «…В данном случае, суд первой инстанции, установив факт нарушения действиями ответчика права истицы на повышение квалификации, обоснованно определил размер денежной компенсации МОРАЛЬНОГО ВРЕДА с учетом требований разумности и справедливости, в связи с чем пришел к правильному выводу о необходимости частичного удовлетворения требований П. о взыскании с ответчика в ее пользу в качестве компенсации морального вреда <...> рублей…»;
— Определение Приморского краевого суда от 08.12.2014 по делу N 33-10830: «…Следовательно, в настоящем случае имело место не профессиональное обучение П. или ее переобучение без отрыва или с отрывом от работы, что является обязательным условием заключения ученического договора в соответствии со статьей 198 ТК РФ, а повышение квалификации работника, которое оплачивается за счет работодателя и является необходимым условием при осуществлении профессиональной деятельности…».
- Если работодатель отказывается предоставить работнику ДПО, педработник может обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;
- если работодатель отправляет педработника для получения ДПО, но не обеспечивает ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;
- если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его несоответствующим занимаемой должности;
- если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО и предоставляются гарантии, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО;
- если выполняются условия получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это считается дисциплинарным проступком, за совершение которого работодатель может применить дисциплинарное взыскание: замечание, выговор, увольнение.
По вопросу, касающемуся гарантий и компенсаций работникам, проходящим профессиональную подготовку, и работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации законодатель рекомендует руководствоваться статьями 173-175 и 187 Трудового кодекса РФ. Эти нормы обязывают работодателя предоставить отпуск для прохождения курсов повышения квалификации с сохранением средней заработной платы и предоставлением оплаты всех командировочных расходов, если работник направляется для обучения в другую местность.
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ).
Кто несет ответственность за повышение профессиональной квалификации учителя?
В обязанности учителя входит:
- ведение педагогической деятельности на высоком профессиональном уровне, обеспечение выполнения образовательных программ;
- соблюдение профессиональной этики, уважение чести, достоинства всех участников образовательного процесса (детей, коллег, родителей);
- соблюдение норм права и морали;
- применение методов и форм воспитания и обучения, обеспечивающих высокий уровень качества работы;
- учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;
- регулярное повышение профессиональной компетентности;
- аттестация на соответствие занимаемой должности;
- при поступлении на работу и ежегодно проходить медосмотр;
- соблюдение Устава, Правил внутреннего распорядка, Положения о школе.
Такой круг обязанностей устанавливает ст. 48 ФЗ «Об образовании» и он не может быть расширен по воле администрации школы или региональных ведомств.
Руководство классным коллективом – отдельное направление деятельности учителя. Эта должность налагает на педагога следующие обязанности:
- обеспечивать связи школы с семьей;
- оказывать помощь родителям в воспитании детей;
- взаимодействовать с учителями-предметниками;
- организовывать образовательный процесс в классе с целью развития потенциала личности каждого ребенка;
- проведение воспитательной работы через классные часы и внеклассные мероприятия;
- поощрение детей к получению дополнительного образования;
- ведение классной документации (план воспитательной работы, личные дела обучающихся, классный журнал);
- регулирование взаимоотношений между детьми класса, между детьми и учителями;
- формировать положительный психологический климат в классе;
- изучать индивидуальные особенности и способности детей в динамике;
- определять перспективы развития коллектива класса;
- контролировать успеваемость и посещаемость детьми уроков и внеклассных мероприятий.
Классный руководитель – это помощник семьи и школы в вопросах воспитания детей. От его умения и чуткости зависит гармоничное развитие психологических и нравственных качеств детей.
Закон «Об образовании» вводит ответственность педагога:
- за предоставление платных образовательных услуг в своей школе;
- проведение политической агитации в процессе образовательной деятельности;
- принуждение детей к принятию каких-либо убеждений (религиозных, политических) или отказу от них;
- разжигание расовой, национальной, социальной, религиозной розни, нетерпимого отношения к людям с иными убеждениями, других национальностей или отклонениями в развитии;
- побуждение детей к действиям, нарушающим Конституцию РФ.
Педагог может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности:
- за повторное в течение года грубое нарушение Устава школы;
- однократное применение насилия (физического или психологического) по отношению к ребенку;
- появление на работе в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
- совершение аморального поступка, не совместимого с деятельностью учителя;
- нарушение прав и свобод детей.
Трудовой кодекс предусматривает наказание в виде замечания, выговора или увольнения. За жестокое обращение с ребенком учителю грозит уголовное наказание до 2 лет лишения свободы. Безответственное отношение к воспитанию детей приводит к административной ответственности в виде штрафа или запрета заниматься педагогической деятельностью до 3 лет.
Здесь на помощь приходит Трудовой кодекс. Этот вопрос регулируется так: в случае, когда работник повышает квалификацию без отрыва от работы или с частичным отрывом от работы, оплата труда производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. На время обучения сотрудников с отрывом от основной работы за ними сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Кого лишают права быть педагогом
Руководство образовательного учреждения отстраняет педагога от работы, когда суд в качестве основного или дополнительного вида наказания лишает его права на занятие педагогической деятельностью на определенный срок.
Преподаватель не может быть допущен до работы, если правоохранительные органы уведомили администрацию ОУ о том, что он подвергся уголовному преследованию за преступления против:
- жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности;
- половой свободы и неприкосновенности;
- семьи и несовершеннолетних;
- здоровья населения;
- общественной нравственности;
- основ конституционного строя и безопасности государства;
- мира и безопасности человечества;
- общественной безопасности.
Временное отстранение от работы может произойти по инициативе руководства ОУ до выяснения обстоятельств противоправного действия преподавателя, то есть до наступления административной или уголовной ответственности. Но лишить его права быть педагогом можно только на основании судебного решения, вступившего в силу на законных основаниях.
Профессиональная подготовка работников
Современная производственная деятельность характеризуется высокими темпами обновления и внедрения новых технологий и процессов. Это приводит к тому, что у работодателя по отношению к своим наемным служащим возникают повышенные требования к их профессиональной подготовке и образованию.
Подготовка сотрудников обеспечивается за счет образовательного процесса, и осуществляется главным образом в учебных заведениях разной формы (начальные, средние и высшие). Однако интенсивность появления новых наработок заставляет пересматривать квалификационные навыки работников, что в свою очередь ведет к возникновению необходимости к дополнительному образованию.
В соответствии с действующими нормами ст.196 ТК РФ, если возникла необходимость в получении работником новых знаний и умений, данный процесс возлагается в полной мере на руководителя, который обязан определить, каким именно образом будет проходить подготовка сотрудника к работе и какие гарантии у него будут иметься.
По сути, профессиональная подготовка означает, что те служащие, которые в силу тех или иных обстоятельных причин не имеют необходимых навыков, путем ученичества будут их приобретать. Необходимость в дополнительном образовании сотрудников и получении ими новых навыков регулируется исключительно работодателем и осуществляется по его решению.
Право работодателя по организации дополнительного образования и переподготовке для работников
Исходя из действующих принципов трудового законодательства, закрепленных в нормах гл.31 ТК РФ, работодатель самостоятельно должен принимать решение относительно необходимости получения новых квалификационных навыков и умений для своих наемных служащих.
В ст.196 ТК РФ предусмотрены все права и обязанности руководства компании, которые они могут применять на практике. Исходя из положений закона, руководитель имеет право на:
- определение необходимости в получении служащими новых умений;
- организацию обучающего процесса, как в рамках производственной деятельности, так и в специализированных учебных структурах;
- определение необходимых навыков и уровня профессиональной квалификации служащего, которая необходима для получения качественного результата хозяйственной деятельности;
- регулировку правоотношений в работником, касающихся учебного процесса, выполнения служебных функций и т.д.
Кто отвечает за повышение квалификации педагогического работника
На этот вопрос можно ответить однозначно — работодатель. Согласно закону об образовании, эта обязанность ложится на того, кто ставит подпись под актом приема на работу. При любой форме собственности и внутреннего устройства, независимо от методов и способов преподавания. Руководитель учебного заведения отвечает за своевременное повышение квалификации работающих у него кадров.
Другое дело, что преподаватели сами вынуждены постоянно совершенствоваться, искать новые методики и подходы к ученикам, изучать смежные науки. В законе об образовании четко прописана обязанность каждого педагогического работника систематически повышать свой профессиональный уровень.
Дополнительно педагогическим работникам просто необходимо находиться в курсе последних событий в мире науки, культуры и спорта. Ведь даже во время изложения самого увлекательного материала слушателям необходима мимолетная разрядка.