Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила обгона: в каких случаях разрешен обгон справа?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правильный и безопасный обгон не должен создавать аварийную ситуацию, вынуждать других участников менять траекторию и скорость движения, угрожать жизни пешеходам. При этом он обязательно должен соответствовать всем положениям 11 главы ПДД РФ.
Сводная таблица: когда будет штраф или лишение за обгон?
Итак, давайте теперь рассмотрим все виды нарушений (или ситуаций с их отсутствием), и какое наказание будет применяться в том или ином случае.
Ситуация на дороге или манёвр | Это разрешено? | Наказание |
---|---|---|
«Обгон» без выезда на встречную полосу | Разрешено | Нет ответственности, так как это и не обгон вовсе |
«Обгон» справа по дороге | Разрешено, если нет сплошной | Нет наказания. Если была сплошная, то штраф 500 рублей по ч.1 ст. 12.16 КоАП РФ |
«Обгон» по попутной обочине | Запрещено | Штраф 1 500 рублей по части 1 статьи 12.15 |
На пешеходном переходе | Запрещено | Штраф 5 000 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев по ч.4 ст. 12.15 |
Через сплошную линию разметки | Запрещено | Также 12.15, часть 4 |
Через двойную сплошную | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Под знак «Обгон запрещён» | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На перекрёстке | Условно разрешено | Только на неравнозначных нерегулируемых перекрёстках и если вы едете по главной дороге. Иначе снова ч.4 ст. 12.15 со штрафом или лишением прав |
Колонной | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На ж/д переезде | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На мостах (а также эстакадах и путепроводах (развязках) | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
В туннеле | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
В конце подъёма, в крутых поворотах и везде, где ограничена видимость дороги | Условно запрещено | Статья 12.15, часть 4, но применимость данной нормы спорная, так как участки конца подъёма и критерии крутости поворотов и ограниченной видимости не обозначены в законодательстве 2023 года |
Если на дороге 4 и более полосы | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Если на дороге вообще нет разметки | Условно разрешено | Нет наказания, только если это не 4-полосная или более дорога |
Обгон по трамвайным путям | Условно разрешено | Нет ответственности, если вы едете по попутным трамвайным путям, они не отделены сплошной и находятся на одном уровне с проезжей частью |
Обгон трамвая | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Алгоритм действий водителя при обгоне
Готовиться к обгону нужно заранее, как только становится ясно, что ваша скорость выше скорости попутного транспортного средства, а расстояние до него сокращается настолько, что для поддержания безопасной дистанции придется сбрасывать газ.
Действовать в такой ситуации нужно по следующему алгоритму:
- Убедитесь что дорожные знаки и разметка не запрещают обгон. Если он невозможен — сбросьте скорость и двигайтесь до окончания действия запрещающих знаков или до прерывистой разметки.
- Убедитесь по зеркалам, что следующее за вами транспортное средство не начало аналогичный маневр.
- Убедитесь, что встречная полоса свободна для маневра. Если дорога впереди просматривается плохо из-за впереди идущего транспорта, можно взять немного левее. На этом этапе главное не прижиматься слишком быстро к идущему впереди транспорту, иначе обзор будет ограничен.
- Оцените скорость движения — свою, обгоняемого и встречного автомобиля. Убедитесь, что маневр будет безопасным и его можно будет завершить вовремя.
- Убедившись, что нет препятствий для обгона, включите указатель левого поворота и начинайте маневр.
- Опередив попутное транспортное средство, вернитесь на свою полосу. При этом нужно убедиться, что такой маневр не вынудит других участников сбрасывать скорость или менять траекторию движения — «подрезать» нельзя.
Движение по встречной полосе допускается только для обгона или объезда препятствия, поэтому ее нужно покинуть как можно скорее. Если не хватает скорости — можно переключиться на пониженную передачу.
Двойной обгон и обгон колонны – что это?
Большинство автомобилистов прекрасно знают, что двойной обгон в нашей стране выполнять запрещается. При этом никто не может точно сказать, что скрывается под этим термином. И не удивительно, ведь понятие «двойной обгон» в ПДД никак не прописано. Его просто-напросто нет! Зато имеется пункт 11.2, в котором четко прописано: нельзя обгонять машину, находящуюся впереди, если ее водитель сам совершает обгон ТС, едущего перед его авто.
Даже у опытных водителей нередко возникают проблемы с инспекторами ГИБДД, связанные с двойным обгоном. Особенно в случаях, когда автомобилист пытается совершить объезд нескольких машин перед собой по схеме, называемой в просторечье «паровозиком». Допустим, перед вашим авто едет два транспортных средства, которые не пытаются осуществлять каких-либо маневров. Возможен ли их объезд (в данном случае двойной)? Однозначного ответа нет, поэтому, чтобы не стать нарушителем, лучше не пытаться совершать двойной обгон, так как он может стать причиной аварии.
Основные правила опережения и обгона
При проведении маневра с выполнением обгона водителю необходимо осуществить комплекс простых, однако обязательных требований, к числу которых относятся следующие определения.
- Следует предварительно убедиться в том, что встречная полоса полностью свободна для выезда транспортного средства, а движущиеся параллельно автомобили находятся на значительном расстоянии. Идеальные условия, при которых в зоне видимости полностью отсутствуют встречные машины.
- Важно убедиться заранее, что осуществление маневра не спровоцирует создание препятствий для других участников дорожного движения.
- Перед выполнением маневра обгона следует при помощи зеркал заднего вида визуально убедиться в том, что следующий позади автомобиль также не перешел к маневру обгона.
- Полностью запрещен «обгон паровозом», который представляет собой движение, при котором одновременно несколько машин совершают друг за другом его обгон.
- Следует включать сигнальные обозначения поворота перед проведением процесса маневрирования.
Вопрос с опережением значительно проще: маневр предполагает использование стандартного указателя поворота, а также логики движения, соблюдения заявленного скоростного режима.
В каких случаях обгон запрещен
В согласии с действующим ПДД, обгон транспортных средств с выездом на встречный поток однозначно не допускается при следующих обстоятельствах:
- Пересечение разделительной полосы происходит на повороте;
- Дистанция до перекрестка или пешеходного перехода слишком мала, ввиду чего водитель вынужден завершать маневр за стоп-линией;
- Сплошная линия разметки лежит в два ряда;
- Беспрерывная полоса установлена в паре со знаком 3.20.
Иные случаи опережения медлительных участников трафика имеют индивидуальный характер, а потому их законность может устанавливаться только после детального разбора действий автолюбителя. Всего их должно быть три:
- Выезд со своего ряда, при включенном левом поворотнике;
- Ускорение по встречной полосе, с целью опережения «тихохода»;
- Возврат в попутный поток, впереди обогнанного автомобиля.
Если водитель совершал и другие манипуляции при маневре, что создало аварийную ситуацию на дороге, то инспектора ГИБДД имеют право выписать ему административный протокол.
Актуальные требования к обгону
Чтобы совершить обгон, нужно придерживаться нескольким правилам и комплексно оценить ситуацию. Сначала посмотрите в зеркала заднего вида — так можно понять, не планирует или не совершает ли уже маневр другая машина. Ни в коем случае не нужно нервничать, ведь это чревато серьезными ошибками.
Затем, оценивается расстояние до едущей по встречной полосе машины. В случае наличия необходимого свободного пространства на дороге включается левый указатель поворота. Плавно увеличивая скорость, водитель выполняет обгон впереди идущего автомобиля и с левым поворотным сигналов возвращается на свою полосу.
Во время совершения обгона нельзя резко уменьшать скорость,. Также нужно соблюдать нужную дистанцию до обгоняемого автомобиля.
Отличия правил обгона в России в сравнении с некоторыми другими странами
В специальных правилах по обгону в установленных ПДД России под самим этим понятием следует понимать опережение какого-либо транспортного средства, находящегося в движении, которое заключается в выезде из занимаемой дорожной полосы. В Беларуси же это понятие обозначает только выезд транспорта на встречную полосу.
Что касается отличий российских правил от украинских, то здесь их несколько. Например, в Украине совершение обгона запрещено на расстоянии 50 метров перед пешеходным переходом в жилых окрестностях, а также на расстоянии 100 метров там, где не находится населенный пункт. Российское законодательство запрещает такие манипуляции только в том случае, если на переходе есть пешеход. Кроме того, в Украине существует запрет на данный прием вождения на нерегулируемых перекрестках главной дороги. В России данный факт правилами разрешается.
В Казахстане отличия также заключаются в запрете на данный маневр при движении на нерегулируемых перекрестках главной дороги с меняющимся направлением. Исключение в правилах составляет только маневр, совершаемый справа.
Для того, чтобы правильно совершать все основные приемы вождения при движении по общей дороге, необходимо досконально знать все нюансы установленных законодательством страны правил. Только в таком случае можно избежать чрезвычайных дорожных происшествий и штрафов.
На момент 2021 года таких штрафов не предусмотрено. Это означает, что в Административном кодексе нет статьи, описывающей меру наказания за создание помех при обгоне.
Похожая статья КоАП – это 12.15, которая определяет наказания только для водителя, который обгоняет, и для медленно движущегося транспорта (тем, кто не дает себя обогнать). Но о препятствовании обгону в данной статье ничего не написано.
Другой нормативный акт – ст. 12.14 ч. 3 определяет наказание в виде штрафа 500 рублей за то, что водитель не соблюдал Правила в части создания помех, кроме случаев движения по перекресткам. Данную норму используют обычно хитрые инспекторы Госавтоинспекции, когда хотят наложить штраф. Но в данном случае она не подходит по причине того, что определяет наказание только за создание помех. А в п. 11.3 указано условие не препятствовать, а не мешать обгону. Это совершенно разные понятия с точки зрения законодательства.
Но это не означает, что можно не соблюдать п. 11.3 и ничего за это не будет. Виновность в дорожном происшествии по-прежнему действует. Если ДТП случится, например, из-за вашего увеличения скорости в момент обгона, и обгоняющий водитель не успеет вернуться в свою полосу, то будет вынесено постановление об отказе в нарушении. Но виновником будете Вы. К тому же, столкновение со встречной машиной – опасное происшествие, а закон для виновника при этом имеет другую статью 12.24, которая предписывает лишение прав. Могут даже привлечь по уголовной статье, если произойдет смерть людей.
Наказание и штраф за обгон под знак «Обгон запрещен» в 2022 году
Наказание за несоблюдение предписаний дорожных знаков, регламентирует статья 12.16 КоАП РФ. Если речь идёт об обгоне, в силу вступают пункты 3 3.1 вышеуказанного нормативно-правового акта.
За обгон под знак «обгон запрещен» в 2021 году нарушителя могут оштрафовать на 5000 руб или лишить прав на 4 — 6 месяцев. Причём в действующем законодательстве не сказано, когда какое наказание применяется. Лишить водительского удостоверения имеет право только судья. Поэтому выбор наказания будет проходить во время судебного разбирательства. Во внимание будут приняты обстоятельства произошедшего и репутация гражданина.
Если нарушение допущено повторно, в силу вступает пункт 3.1 статьи 12.16 КоАП РФ. Гражданина лишат прав сроком на один год. Если обгон под знак «обгон запрещен» в 2021 году зафиксировала камера, будет вменено денежное взыскание в размере 5000 руб.
Ситуация | Нормативный акт | Наказание | Возможность скидки |
Выполнен обгон под знак «обгон запрещен», и водителя остановил инспектор | п.3 ст. 12.16 КоАП РФ | Штраф 5000 руб. или лишение прав на 4-6 месяцев | Да |
Повторное нарушение зафиксировано инспектором | п. 3.1 ст. 12.16 КоАП РФ | Лишение прав на 1 год | Нет |
Обгон под знак «обгон запрещен» зафиксировала камера | п. 3 ст. 12.16 КоАП РФ | Штраф 5000 руб. | Да |
Повторное нарушение зафиксировала камера | п. 3.1 ст. 12.16 КоАП РФ | Штраф 5000 руб. | Нет |
Обгон и опережение в ПДД: в чем разница?
Понятия обгон и опережение часто вызывают вопросы как среди начинающих, так и опытных водителей.
Непонимание или незнание данных определений может стать причиной аварийной ситуации на дороге или штрафных санкций со стороны инспекторов ДПС.
Автомобиль представляет собой транспортное средство повышенного риска, именно поэтому водитель должен правильно понимать, совершает ли он маневр опережения или обгона.
Основные определения терминов опережения и обгона
Чтобы разобраться в главных особенностях опережения или обгона необходимо сначала установить значение каждого из этих терминов. Опережение на дороге – это перемещение по трассе автомобиля, скорость которого превышает скорость движущихся рядом транспортных средств.
Маневр обгона – это форма опережения одного или нескольких транспортных средств, при котором машина обязательно выходит на встречную полосу с последующим обязательным возвратом к своей полосе движения.
Процесс доступен только в том случае, если данный маневр позволяет совершить дорожная разметка, а также отсутствуют специальные запрещающие знаки. В таком случае обгон не будет считаться нарушением ПДД.
В чем разница между выполнением опережения и обгона?
С позиции выявления разницы между процессами обгона и опережения можно обратиться к регламенту ПДД. На практике обгон представляет собой более рискованный и потенциально опасный маневр.
В подобных случаях он тесно связан не только с процедурой стандартного опережения движущихся рядом транспортных средств, а также таких мероприятий, как маневрирование машины влево, выход на встречную или рядом идущую полосу, дальнейшее возвращение на свою магистраль. К проведению классического маневра обгона необходимо предельно внимательно относиться к ситуации на дороге, а также установленным правилам ПДД. Предусмотрено большое количество запретов и ограничений на реализацию данного процесса.
Основные правила опережения и обгона
При проведении маневра с выполнением обгона водителю необходимо осуществить комплекс простых, однако обязательных требований, к числу которых относятся следующие определения.
Следует предварительно убедиться в том, что встречная полоса полностью свободна для выезда транспортного средства, а движущиеся параллельно автомобили находятся на значительном расстоянии. Идеальные условия, при которых в зоне видимости полностью отсутствуют встречные машины.
Важно убедиться заранее, что осуществление маневра не спровоцирует создание препятствий для других участников дорожного движения.
Перед выполнением маневра обгона следует при помощи зеркал заднего вида визуально убедиться в том, что следующий позади автомобиль также не перешел к маневру обгона.
Полностью запрещен «обгон паровозом», который представляет собой движение, при котором одновременно несколько машин совершают друг за другом его обгон.
Следует включать сигнальные обозначения поворота перед проведением процесса маневрирования.
Вопрос с опережением значительно проще: маневр предполагает использование стандартного указателя поворота, а также логики движения, соблюдения заявленного скоростного режима.
Стандартный маневр обгона тесно связан не только с классическим опережением перемещающихся транспортных средств, а также сопутствующих процессов, к числу которых относятся маневр влево, перемещение на встречную или идущую рядом полосу, возвращение к исходной магистрали. В рамках ПДД предусмотрено большое количество запретов и ограничений, при которых нельзя выполнять подобный маневр, а также случаев, когда обгон разрешен.
Опережение представляет собой движение, которое реализуется в рамках границ принадлежащей водителю по установленным правилам проезжей части.
Одновременно с этим скорость движения значительно превышает скоростные показатели движущихся рядом транспортных средств.
В подобном случае не предусмотрены возможности для выезда на имеющуюся рядом встречную полосу, а также нет возможности возвращения транспортного средства на ранее занимаемую им полосу и сторону.
Основной порядок действия при выполнении маневра обгона и опережения является не единственным отличием подобных операций. Одним из главных отличий проведения обгона от опережения стало то, что второе можно реализовать как с левой, так и с правой стороны.
Дополнительно обгон в качестве маневра ограничен условиями ПДД, а также полностью запрещен в большей части ситуаций. При проведении маневра опережения подобные ограничения не предусмотрены. Водители могут выполнять его при любых ситуациях.
Главным исключением является только максимально плотный автомобильный поток, когда каждая из полос на трассе занята транспортными средствами.
Правила совершения маневра
Все нюансы выполнения обгона отражены в 11 главе ПДД. Согласно данному документу, осуществлять маневр необходимо следующим образом:
- Непосредственно перед его началом человек, управляющий транспортным средством, обязан грамотно оценить дорожную обстановку. Что это значит? В первую очередь, необходимо убедиться в том, что полоса, предназначенная для перемещения во встречном направлении свободна на расстоянии, достаточном для осуществления обгона. Другими словами, водитель должен быть уверен, что он не создаст помех иным участникам движения и не спровоцирует возникновение ДТП. Данное требование является весьма актуальным. Это обусловлено тем, что во всех случаях выезд на встречную полосу — это крайне опасно.
- Вопреки распространенному мнению, водитель после оценки дорожной обстановки должен сразу покинуть исходную позицию. При этом необходимо заблаговременно включить указатель, свидетельствующий о намерении повернуть налево. После выезда на встречную полосу водитель должен произвести сближение с движущимся впереди автомобилем и совершить обгон. Если же в обратном направлении едет автомобиль, при этом он уже достаточно близко, следует отказаться от совершения маневра и вернуться в ранее занимаемый ряд. Касаемо сигналов поворота. Он должен быть выключен сразу после того, как водитель окажется на встречной полосе. Перед возвращением в ранее занимаемую полосу следует включить указатель правого поворота.
Обгонять можно как одно, так и сразу несколько транспортных средств.
Двойной обгон в свете правил ДД
Согласно ПДД двойной обгон не всегда считается нарушением. Для наглядности перечислим все вариации данного маневра. Далее обсудим каждый из них в отдельности.
- Автолюбитель решил обогнать машину, обгоняющую другое авто.
- Водитель обгоняет 2 и более ТС, не возвращаясь в исходное положение.
- Вереницу машин объезжают «паровозиком» несколько транспортных средств.
Теперь поэтапно рассмотрим неправильные действия автовладельцев. В согласии с требованиями ПДД п. 11.2 запрещается обгонять в случае, когда обгоняемое ТС уже совершает обгонные действия. Порой желающих лихачей собирается много, и они уже составляют шлейф из двух и более машин. Езда «гуськом» по встречной полосе, даже когда она свободна, является грубым правонарушением нескольких водителей. Отметим, что подавляющее большинство случаев обгонных действий происходит непосредственно на встречной полосе.
Выезд навстречку при отсутствии автотранспорта, с пересечением прерывистой линии сам по себе безопасен. Согласно действующим правилам, если шофер не создает помех другим водителям, его действия не запрещены. Соответственно езда первой обгоняющей машины легальна, так как нет риска в ДТП. Следующие за первым ТС водители, движущиеся в одном направлении, не могут адекватно оценивать обстановку. Обзор дорожного полотна загроможден и создается огромный риск аварии. Подобные горе-водители нарушают правила дорожного движения, подвергая жизнь и здоровье водителей и пассажиров.
Непосредственного наказания за двойной обгон правилами ДД не предусмотрено. Однако обгонные маневры по отношению к соседним авто запрещены в следующих случаях:
- Машина, движущаяся впереди, производит обгон или совершает объезд преграды.
- Транспортное средство, которое следует впереди, сигнализирует левым поворотником и идет на опережение.
- Следующее позади авто совершает обгонные или опережающие действия.
Любое неправильное завершение обгона свидетельствует о его ошибочном применении и штрафуется в следующих случаях:
- Автолюбитель не уверен, не убедился в успешном исходе маневра, поэтому не успевает занять ранее занимаемую полосу дорожного полотна.
- Водитель полностью не удостоверился в отсутствии встречного транспорта либо завершил маневрирование на сплошной разметке, не уступил дорогу на пешеходном переходе.
Какие бывают исключения?
Несмотря на то, что двойной обгон и обгон паровозиком во многих случаях запрещены ПДД, из данного правила есть некоторые исключения. Касаются они только того автомобиля, который начал такой манёвр первым. Ему необходимо завершить его во что бы то ни стало. Причём сделать это нужно максимально безопасно. Поэтому автомобилистам, невольно оказавшимся в такой ситуации, следует быть предельно внимательными и осторожными. Для этого нужно правильно оценивать свободный путь встречной полосы, скорость движения, возможность быстро вернуться на свою полосу и технические характеристики своего автомобиля, а также погодные и дорожные особенности.
Стоит ещё раз напомнить, что исключения актуальны только для первого автомобиля. Водители машин, которые начали обгонять после него, подлежат серьёзному наказанию. Кроме того, поступая так, они подвергают опасности не только себя, но и ни в чём не повинных автомобилистов. А тому, кто за рулём первого авто, нередко приходится доказывать гаишникам свою невиновность. К сожалению, зачастую сделать это непросто.
На что указывает сплошная линия
Выделяют несколько видов непрерывной разметки. Каждая черта имеет определенные функции. В ПДД линии разделяют по номерам.
- Сплошная разметка 1.1. Ее используют, чтобы разделить стороны проезжей части противоположного потока автомобилей. Другое назначение черты – запрет езды по определенному участку, выделение обочины дороги, по которому нельзя двигаться, разделение мест на парковке.
- Непрерывная линия 1.2. Обозначает край пути, обочину.
- Двойная черта 1.3. Разделяет потоки встречного транспорта. Используют на проезжей части с 4 зонами, с 2,3 участками, если ширина полос превышает 3,75 м.
- Линия, нанесенная краской желтого оттенка, 1.4. Наносится на край проезжей части. Выделяет зоны, где запрещена стоянка.
- Сплошная черта в сочетании с прерывистой 1.11. Разделяет направление встречного, попутного транспорта, где разрешается перестроение только с одной стороны. Такую разметку используют и для выделения зон, где допускается обгон только со стороны прерывистой черты.
- Линия 1.12. Указывает на то, что перед ней нужно совершить остановку при наличии знака 2.5, соответствующем сигнале регулировщика, красном цвете светофора.