Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводится транспортно-трасологическая экспертиза и для чего на нужна». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Назначение дорожной экспертизы целесообразно во всех случаях, когда причинами ДТП является загрязнение дорожного покрытия, несоответствие сцепных качеств дороги требованиям безопасности, при авариях в местах проведения ремонтных, строительных и иных дорожных работ, открытых (неисправных) крышек технологических колодцев, при наличии дефектов дорожного покрытия.
Цель проведения экспертизы
Как понятно из названия, автотехническая экспертиза при ДТП – это исследование автомобиля, иных объектов, участвующих непосредственно в аварии, а также причины произошедшего и его последствий, которое проводится либо частным специалистом, либо специализирующейся организацией. Иногда именно это мероприятие помогает понять и нарисовать истинную картину аварии, и вынести соответствующее наказание виновнику ситуации.
Чаще всего человека побуждают обратиться за автотехнической экспертизой суд, которому нужно объективное мнение произошедшего, а также страховая компания, требующая доказательств нюансов ДТП для выплаты денежной компенсации.
Самая главная и основная цель дорожно-транспортного исследования – это установить виновника и пострадавшую сторону, раскрыть все обстоятельства события для честного назначения наказания и компенсации за причинённый ущерб соответствующим лицам.
Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы эксперту и правильно поставленные ему задачи – это залог плодотворного осмотра. Конечно же, все вопросы будут различны в зависимости от индивидуальной ситуации. Но практика позволяет выделить наиболее частые и важные уточнения:
1. Какая была видимость на дороге?
2. Какая была траектория движения всех лиц, участвующих в аварии?
3. Находилось ли одно или несколько ТС в неподвижном состоянии, а какое авто было в движении?
4. Какие пункты ПДД могли бы помочь избежать столкновения?
5. Скорость движения всех машин и максимально допустимый и безопасный предел этого фактора?
6. В какой момент автоводители начали торможение: до удара, во время него или после?
7. Угол столкновения?
8. Какие указанные повреждения автомобиля возникли как следствие ситуации?
9. Соответствует ли принятым правилам и законам место установки дорожных указателей, а также дорожное покрытие?
10. Что стало причиной удара?
11. Кто из участников ДТП имел преимущество в движении?
12. Можно ли было избежать происшествия с помощью правильных действий водителей или ДТП случилось по неосторожности или неправомерности поведения?
13. Длина тормозного маршрута?
14. (Если причиной аварии или участником её стал пешеход.) Мог ли человек безопасно пройти дорогу, если бы авто вовремя затормозило?
15. Мог ли водитель предотвратить наезд на пешехода в силу физиологических или технических особенностей (например, человек резко прыгнул на дорогу или выбежал из-за стоячего автобуса, в такой ситуации водитель мог вовремя не среагировать либо длина необходимого тормозного пути не позволила остановиться раньше).
Получив ответы на данные вопросы, вы сможете выстроить истинную картину произошедшего события и доказать заинтересованным лицам настоящие причины аварии.
Исследование подразделяют на судебное и внесудебное. Судебная экспертиза возможна только по назначению судебного органа или обращения заинтересованных лиц через суд, следственный орган.
Мероприятие проходит с участием сотрудников экспертно-криминалистических отелов МВД, государственных и федеральный учреждений. Оплачивает его государство или виновная сторона.
Внесудебное или независимое исследование проводят в досудебный период или в случае отказа от привлечения ГИБДД, суда. Заинтересованные лица обращаются в коммерческую организацию, специализирующуюся на экспертизе и ждут результата. Оплата происходит по договоренности между участниками происшествия. Если с заключением участники аварии согласны и не против возмещения ущерба пострадавшей стороне, вопрос закрывается.
ДТП с летальным исходом или причинению тяжкого вреда здоровью водителям, пассажирам или пешеходам, исследует только судебная экспертиза. Но при том есть вариант воспользоваться услугами частных учреждений.
Когда проводится дорожно-транспортная экспертиза
Еще одной распространенной причиной автопроисшествий, о которой не принято говорить публично, является ненадлежащее обеспечение безопасности дорожного движения сотрудниками подразделений ГИБДД на местах дорожно-транспортных происшествий.
Низкий уровень профессионализма и организации службы в некоторых подразделениях дорожной полиции проявляется в том, что прибыв к месту ДТП, сотрудник ГАИ занимается только документированием аварии.
При отсутствии безопасных условий для других участников дорожного движения, по вине полиции на месте одного дорожно-транспортного происшествия происходит еще несколько.
Если кому-либо из лиц, читающих эти строки, не посчастливилось оказаться участником такой аварии, то для поиска и установления виновного должностного лица советую добиваться назначения независимой дорожно-транспортной экспертизы.
Вопросы, ставящиеся перед экспертами-автотехниками
Исходя из целей исследования, можно привести ориентировочный перечень решаемых вопросов судебной автотехнической экспертизы:
- Какова была скорость движения ТС к моменту начала торможения? (13.1)
- Какова безопасная скорость движения ТС по условиям видимости на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
- Какова безопасная скорость движения ТС по условиям заноса (опрокидывания) на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
- На каком расстоянии от места столкновения (наезда) располагалось ТС в момент возникновения опасности для движения? (13.1)
- Какой остановочный путь имеет ТС, в условиях места ДТП с учетом скорости движения, полученной расчетным путем, либо заданной в исходных данных? (13.1)
- За какое время автомобиль (пешеход) преодолеет заданное расстояние с момента возникновения опасности для движения? (13.1)
- Имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение (наезд на пешехода) путем торможения в условиях места ДТП? (13.1)
- Какими требованиями ПДД РФ в условиях данной дорожной обстановки должен был руководствоваться водитель с целью обеспечения безопасности дорожного движения? (13.1)
- Соответствовали ли, в условиях данной дорожной обстановки, действия водителя требованиям ПДД РФ? (13.1)
- В чем причина ДТП с технической точки зрения? (13.1)
- В какой момент (до, в момент ДТП или после) на ТС возникла техническая неисправность узлов тормозной системы (рулевого механизма), способная повлиять на безопасность дорожного движения? (13.2)
- В какой момент (до, в момент ДТП или после) произошла разгерметизация колеса ТС, способная повлиять на безопасность дорожного движения? (специальность 13.2)
- Какова причина неисправности узла (агрегата) автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер)? (13.2)
- Соответствует ли техническим требованиям произведенный ремонт автомобиля, его узла или агрегата (указывают наименование узла (агрегата) марку, модель и государственный регистрационный номер автомобиля)? (13.2)
- Где относительно элементов проезжей части дороги расположено место столкновения (наезда на пешехода) с учетом признаков зафиксированных на месте ДТП? (13.3)
- Как располагались ТС относительно друг друга в момент столкновения с учетом механических повреждений и следов, зафиксированных на месте ДТП? (13.3).
- Какова стоимость восстановительного ремонта ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)
- Какова рыночная стоимость автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают да-ту, на которую определяется стоимость)? (13.4)
- Какова стоимость годных остатков ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный или идентификационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется его стоимость)? (13.4)
- Каков размер величины утраты товарной стоимости ТС на определенную дату (указывают дату, на которую определяется утрата товарной стоимости)? (13.4)
- Каков размер реального ущерба (вреда), причиненного владельцу ТС (указывают фамилию, имя и отчество владельца, марку, модель ТС, его государственный регистрационный номер) вследствие (указывают событие, которое при-вело к материальному ущербу (вреду)) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)
Случаи, в которых целесообразно прибегать к независимой оценке транспорта.
Объектами оценки являются предметы собственности, некоторые из которых принято квалифицировать как движимое, а некоторые – как недвижимое имущество. К данному виду экспертных исследований прибегают при любых действиях с объектом оценки – продаже, дарении, получении в наследство, оформлении страховки и так далее. Чаще всего, оценка транспорта требуется в следующих случаях:
- Для подготовки транспортного средства к продаже (или при покупке транспортного средства).
- При оформлении транспортного средства в качестве залога для получения кредитных средств.
- В процессе оценки совокупной имущественной базы собственника (физического лица или организации).
- Для получения страховой выплаты при наступлении страхового случая.
- В процессе оформления наследства или решения имущественных споров по вопросам раздела наследуемого имущества.
- Для определения арендной стоимости транспортного средства.
- Для подтверждения установленной таможенной стоимости.
- При утилизации (ликвидации) транспортных средств.
- При оформлении дополнительного вклада в уставной капитал организации.
- При оформлении банкротства компании – для распродажи имущества.
- Для постановки на учет безвозмездно полученных транспортных средств.
Оценка железнодорожного транспорта
После железнодорожной реформы, в корне изменившей систему железнодорожных перевозок на территории Российской Федерации, оценка транспорта в этой области стала весьма востребованной. Это связано с появившейся у российских предпринимателей возможности арендовать вагоны, составы, цистерны и локомотивы, а также совершать над ними всевозможные экономические и финансовые операции. Оценке подлежат как целые составы, так и локомотивы, вагоны, цистерны и так далее.
Железнодорожные составы разделяются на два основных вида – тяговый и нетяговый. К тяговому виду относятся локомотивы (паровозы, электровозы, тепловозы), дизельные поезда и электропоезда. К нетяговому виду относятся различные вагоны – цистерны, платформы, контейнеры, пассажирские и пр. Для производства оценки транспорта в железнодорожной сфере необходимо передать специалисту, проводящему исследование, копии правоустанавливающих документов, а также следующие сведения:
- Наименование транспортного средства, его марка и модель.
- Страна, в которой транспортное средство было произведено, а также наименование компании-производителя.
- Дату выпуска транспортного средства.
- Год введения транспортного средства в эксплуатацию.
- Норму амортизации на данное железнодорожное транспортное средство.
- Исходную стоимость оцениваемого объекта, а также его текущую балансовую стоимость.
- Функциональное предназначение.
- Основные технические характеристики.
Как определяется размер выплаты
Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.
Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.
Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.
Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:
ОСрр = ССрр + ДП + НЗ
Какие данные требуются эксперту для предварительного анализа:
- Комплект документов об обстоятельствах дорожно-транспортного-происшествия – тут необходимы письменные объяснения всех участников ДТП, пояснения сотрудника ГИБДД, протоколы об административных правонарушениях (при их наличии), постановление о привлечении к ответственности по административному правонарушению, протоколы осмотра места ДТП и т.д.;
- Фотографии и записи с видеорегистраторов с места ДТП (если есть);
- Поврежденное транспортное средство (можно обойтись фотографиями, если они раскрывают достаточно информации о повреждениях);
- Фотографии окружающей обстановки на месте ДТП (дорожное полотно, знаки, разметка и другие обстоятельства, которые могли оказать влияние на инцидент).
Классификация исследований
При расследовании уголовных дел, а также и по другим причинам, чтобы восстановить обстоятельства аварии на дороге с участием транспортного средства, проводят трасологические исследования, которые имеют свою классификацию и деление. Каждое из направлений экспертизы изучает конкретные элементы и направления, которые в итоге и в совокупности дают основания делать заключение.
Гомеоскопическая экспертиза позволяет дать оценку следам человека, куда относят обувь, ноги, пальцы, зубы, одежду и многое другое. Благодаря этому восстанавливается ситуация на дороге, касающаяся пешехода, который мог бежать, идти, ползти, иметь ровную или шаткую походку и многое другое.
Механоскопическое исследование тщательно анализирует имеющиеся повреждения на объектах, возможные следы и отпечатки. Не все агрегаты автомобиля могут быть изготовлены заводским способом, а кустарных, то есть самостоятельно. В процессе эксплуатации их начинают возникать проблемы и поломки, которые могут привести к аварии на дороге. Это важно учитывать, но стоит произвести оценку этих действий, а также установить, каким образом было все сделано.
Порядок проведения экспертизы
Автолюбитель может воспользоваться услугами независимой экспертизы, чтобы доказать свою правоту. Результаты могут оспариваться, или же исследование назначается самим судом. НО первоначально стоит выбрать то экспертное подразделение, компанию, которая будет заниматься вашим вопросом. При этом лучше выбирать из существующих более длительное время, чтобы эксперты имели опыт проведения экспертиз. Сами представители компании должны иметь на руках все возможные документы на право осуществления своей деятельности. Если вам предложат бесплатную консультацию предварительно, то это многое говорит о серьезности учреждения.
От вас потребуют предоставить определенный набор документов, куда входят:
- Схема обстановки на месте происшествия.
- Протоколы, которые были составлены представителями ГИБДД.
- Возможные фототаблицы и другие снимки обстановки.
- Сведения о транспортных средствах, явившихся участниками происшествия, а также сами авто. Желательно, чтобы до окончания рассмотрения дела они оставались в первозданном виде без проведения ремонтных работ.
- При наличии видеорегистраторов, следует сразу же записать это все на отдельный диск или флеш-карту, чтобы в последующем информация не была утеряна.
- Документы на сами машины, все сведения и справки от органов полиции, где зафиксировано дорожно-транспортное происшествие, что оно имело место быть.
- Пояснения от всех участников аварии на дороге.
Важно вовремя провести осмотр места происшествия, так как там максимально сконцентрированы все объекты и следы, которые в последующем могут дать повод для выводов в заключении.
Какие задачи решают транспортно-технические экспертизы
Теоретики судебной экспертизы и эксперты-практики выделяют 5 видов диагностических задач, которые решают транспортно-технические экспертизы:
- исследования технического состояния транспортных средств:
- элементов конструкции ТС,
- технического состояния,
- неисправностей ТС, их причин, времени появления и влияния на развитие ДТП,
- качества ремонта, обслуживания и ТО.
- определение траектории и характеристик движения:
- механизма взаимодействия ТС с различными объектами в момент ДТП,
- механизма ДТП,
- особенностей повреждений и неисправностей после ДТП.
- установление состояния транспортных путей:
- характеристик дорожного покрытия и состояния дополнительных элементов,
- дефектов, причин и времени их возникновения,
- причинной связи между обнаруженными дефектами дефектами на дороге и ДТП.
- установление особенностей ДТП:
- возможных причин,
- скорости движения транспортного средства, его тормозного и остановочного пути,
- момента возникновения опасности для движения,
- действий водителя и технической возможности предотвратить ДТП.
- оценка действий специалистов по ТО и ремонту, обслуживавших транспортное средство до происшествия.
Виды судебной автотехнической экспертизы
Целью осуществления судебной автотехнической экспертизы ДТП является установление фактических данных о состоянии машин, выяснение точной дорожной обстановки в месте происшествия, определение действий участников ДТП и их возможности не допустить аварии, а также установление данных о других факторах, способствовавших происшествию. Учитывая весьма разнообразный характер факторов, может потребоваться выполнение нескольких видов экспертиз.
Основными видами судебной автотехнической экспертизы являются:
- Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (механизма ДТП).
- Экспертиза состояния транспортного средства, участвовавшего в ДТП.
- Транспортно-трассологическая экспертиза.
- Экспертиза дорожных условий.
Вопросы эксперту при проведении автотехнической экспертизы
Заключение специалиста может оказаться бесполезным, если вопросы для автотехнической экспертизы при ДТП будут сформулированы неправильно.
Эксперт, проводящий исследование, может высказать свое мнение о фактических обстоятельствах аварии или ее реальных последствиях, но он никогда не дает правовую оценку действий или бездействия участников. Поэтому вопросы права никогда не ставятся перед экспертом.
Например, спрашивать эксперта: «Кто виновен в дорожно-транспортном происшествии?» – бесполезно. Это предмет правовой оценки, установить вину должен суд. Ответ на вопрос: «В каком техническом состоянии находилось транспортное средство в момент столкновения?», наоборот, поможет подтвердить довод о неисправности автомобиля оппонента, как причины аварии.
Готовя задание для специалиста, следует опираться на обстоятельства происшествия. Задать себе вопрос: какие факты, установленные экспертным заключением, помогут обосновать ваши доводы.
На заметку. Экспертиза – не самоцель, а средство доказывания. Использовать ее нужно разумно и осторожно.
Назначение транспортно-трасологической экспертизы
Независимая транспортно-трасологическая экспертиза автодорожного происшествия может назначаться в том случае, если невозможно точно определить виновное лицо. Нередко к услугам специалистов прибегает один из участников ДТП, несогласный с выводами компетентных органов. Также транспортная трасология может быть проведена для идентификационного сравнения представленных образцов с иными следами происшествия.
Квалифицированная транспортно-трасологическая экспертиза, проведенная профессионалами с использованием передовых методов, современных технологий и высокоточного оборудования, позволяет максимально точно определить механизм, в соответствии с которым развивалась нештатная ситуация на дороге и само ДТП.