Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проверки ФСС и обжалование результатов налогового контроля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Фонд в течение трех рабочих дней со дня его принятия уведомляет территориальный орган Фонда, решение которого обжалуется, и заявителя способом получения решения по жалобе, указанным в жалобе, о принятом решении. сделанный.
Плановые и внеплановые проверки
При выезде проверяется правильность начисления и своевременная уплата страховых взносов, а также правомерность произведенных расходов на оплату страхового возмещения.
При этом, как уже отмечалось, в соответствии со ст. 16 Закона № 294-ФЗ, эти документы являются приложением к акту проверки (т. е. его частью) и следуют судьбе акта.
В целом срок выездной проверки составляет два месяца. Однако в отдельных случаях срок может быть продлен до 4 и даже до 6 месяцев (ч. 11 ст. 35 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Законодатель допускает повторную проверку документов, проверенных в ходе предыдущего контрольного мероприятия, только в исключительных случаях (например, в ходе проверки были установлены системные нарушения, имевшие место на протяжении длительного периода, в том числе за период, охватываемый предыдущей проверкой).
Предоставление любых документов, не относящихся к предмету контрольной деятельности, или вне срока, указанного в решении о проведении проверки, необязательно (и нежелательно).
Я купил лекарства 30 сентября. Говорят, что надо было покупать после 1 октября, так как с 1 октября стартует программа реабилитации пострадавшего (VRP).
Жалоба, поступившая в Фонд, подлежит регистрации не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления.
Другое дело выездные проверки. Они могут проходить по заранее намеченному плану или «случаться» внепланово. И так же, как и визит налоговых инспекторов, выездная проверка ФСС или выездная проверка ПФР вызывает тревогу у всех без исключения работодателей.
Как проводят выездные проверки
Порядок проведения выездных проверок по страховым взносам на травматизм регулирует статья 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Выездная проверка обычно проходит на территории плательщика взносов, то есть организации-работодателя. Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ФСС. Об этом сказано в пункте 1 статьи 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Выездная проверка начинается с того, что сотрудники фонда вручают страхователю решение о проведении проверки. Форма такого решения приведена в приложении 1 к приказу ФСС от 25.01.2017 № 9. В решении указывают состав проверяющих и проверяемый период (п. 5–7 ст. 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.
Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (п. 9, 14 ст. 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
В отдельных случаях срок проверки продлевают до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 9–10 ст. 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Основания для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев:
- в ходе проверки получена информация, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
- форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
- в составе проверяемой организации четыре и более обособленных подразделения;
- организация не представила (вовремя не представила) документы, необходимые для проведения выездной проверки.
Об этом сказано в пункте 10 статьи 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ФСС направляет мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель вышестоящего органа либо его заместитель примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении (п. 11 ст. 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Как обжаловать решение налогового органа
Перечень документации, которую обязательно запросят органы ФСС при проведении проверки, законодательно не установлен. Сотрудники исполнительных органов ФСС в каждом случае определяют индивидуальный набор документов.
ВАЖНО! Запрашиваемые бланки следует представлять в форме копий, за исключением таких документов, как больничные листы – их потребуют предъявить в оригинале.
В этот список попадает учредительная и регистрационная документация, которая необходима для идентификации плательщика взносов и определения специфики его работы. Проверяющих может заинтересовать информация, содержащаяся в:
- учетных регистрах;
- расчетах по взносам;
- книге учета доходов и расходов;
- главной книге и журналах операций;
- кассовых и банковских бланках;
- актах выполненных работ или оказанных услуг;
- авансовых отчетах;
- кадровой документации.
Дополнительно могут попросить представить для анализа показателей финансовой деятельности отчетность и имеющиеся аудиторские заключения.
ВАЖНО! При отказе работодателя представить для проверки какие-либо из запрашиваемых документов на него может быть наложен штраф в размере 200 рублей за каждый такой бланк.
Из специальных бланков может понадобиться в процессе проверки такой набор документации:
- оригиналы больничных листов, проверке которых уделяется максимум внимания;
- пакеты документов, служившие основанием для расчета и выплаты различных пособий;
- расчеты сумм страховых выплат;
- документация, подтверждающая факт выплаты пособий.
Для выездных проверок характерно строгое соблюдение утвержденного плана мониторинга деятельности страхователей. Проверочные мероприятия осуществляются непосредственно на территории работодателя. В исключительных случаях при невозможности проверяемым предприятием обеспечить сотрудников исполнительных органов ФСС помещением на время их работы над документацией, проверка может быть проведена на базе фонда с условием подвоза всей необходимой документации.
Период проверки – не более 3 лет. Частота проверок – максимум 1 раз в 3 года.
СПРАВКА! Исключение по частоте проверочных мероприятий может быть сделано для случаев реорганизации или ликвидации предприятия – проверка назначается при наступлении одного из этих событий и не соотносится с датой предыдущего мониторинга.
Продолжительность – до 2 месяцев, а при мониторинге показателей деятельности обособленных подразделений – до 1 месяца.
Написать комментарий
Акт налоговой проверки оформляется инспектором в 2-х случаях (п. 1 ст. 100 НК РФ):
- если камеральная проверка выявила нарушения;
- при любой выездной проверке (ВНП).
Акт налоговой проверки содержит детали выявленных нарушений, производные из них выводы и предложения относительно размера недоимки, пени и штрафа. Акт — по сути только проект будущего решения, поэтому сам по себе он не влечет никаких взысканий и мер обеспечения (приостановка работы расчетного счета и др.).
Сколько ждать актов? На этот вопрос отвечает НК:
- по ВНП — два месяца со дня составления справки об окончании проверки;
- по «камералке» — 10 рабочих дней, исчисляемых от даты отправки декларации или расчета.
Однако судебная практика (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71) указывает на то, что даже если указанные сроки (и остальные, связанные с оформлением и обжалованием итогов налоговой проверки) были нарушены, то не будет однозначной недействительности решения налогового органа. Поэтому надеяться на отмену решения налогового органа из-за затягивания процедурных сроков не стоит. Нужно готовиться возражать по существу предъявляемых претензий.
Акт налоговой проверки должен быть вручен (направлен) соответствующему юрлицу или ИП не позднее 5 рабочих дней с той даты, когда он был составлен.
К акту прикладываются документация и сведения от третьих лиц, которые были собраны в ходе проверки. В данном случае, речь идет о итогах «встречных» проверок, выписках банков, отчетности по налогам, протоколах допросов свидетелей и т.д. Однако зачастую налоговики избирательно подходят к отбору прилагаемых документов, могут «забыть» приложить те, которые «не работают» на обвинение. Настоятельно рекомендуем сразу после ознакомления с актом и приложениями письменно запросить у налоговой копии тех документов, которые упоминаются в акте, но не содержатся среди приложений. Не исключено, что в них есть значимые для спора с налоговым органом сведения, опровергающие или ставящие под сомнение выводы и утверждения инспектора.
Фонд социального страхования (ФСС) проводит плановые и внеплановые проверки для контроля за соблюдением обязательного социального страхования и выплатами пособий.
- Плановые проверки: ФСС разрабатывает годовой план проверок, в рамках которого определяются предприятия и организации, подлежащие проверке. Плановые проверки проводятся в соответствии с установленным графиком.
- Внеплановые проверки: ФСС может проводить внеплановую проверку в случае получения информации о нарушениях или предполагаемых нарушениях в области социального страхования. Такие проверки могут быть проведены как по заявлениям граждан, так и по инициативе самой ФСС.
В процессе проверки ФСС может осуществлять следующие действия:
- Проверять наличие необходимых документов и правильность их оформления.
- Анализировать данные о застрахованных лицах и правильность начисления страховых взносов.
- Проверять правильность определения размера пособий и своевременность их выплаты.
- Проводить интервью с работниками организации, застрахованными лицами и другими участниками процесса социального страхования.
- Осуществлять проверку деятельности организации в целом на предмет нарушений законодательства в области социального страхования.
В случае выявления нарушений ФСС может применять различные меры ответственности: начисление пени, возбуждение административного или уголовного дела, применение санкций к работодателям и т.д.
Чтобы узнать, в каком порядке проводится выездная проверка ФСС, обратимся к ст.ст. 26.16-26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Выездная проверка проводится на территории страхователя на основании решения руководителя территориального органа. В исключительных случаях, если страхователь не сможет предоставить помещение для проведения проверки, тогда она может проводиться по месту нахождения ФСС.
В ходе выезда проверяется, что исчисления страховых взносов произведены правильно и своевременно уплачены, а также, что расходы на выплату страхового обеспечения произведены правомерно.
Период, за который проводится выезд к ИП или организации, не может быть более 3-х лет. Выездные проверки должны проводиться не чаще 1 раза в 3 года. Срок процедуры не должен превышать 2-х месяцев. В отдельных случаях срок может быть продлен до 4-х или 6-ти месяцев.
Непосредственно порядок проведения выездной проверки ФСС заключается в следующем:
- выносится решение руководителем ФСС о проведении ревизии
- выездные лица фонда социального страхования, проводящие проверку, чтобы получить доступ в помещение страхователя обязаны предъявить служебные удостоверения и решение о проведении надзора
- в ходе процесса должностные лица вправе истребовать у страхователя необходимые документы
- после проверки составляется справка и в течение 2-х месяцев должен быть составлен акт результатов контроля, который в течение 5 рабочих дней должен быть вручен страхователю
- после получения акта страхователь при несогласии с ним вправе представить в течение 15 рабочих дней возражения
К вам приехал ревизор…
Выездная проверка ПФР и проверка ФСС проходит, как правило, на территории компании-работодателя. Но если у страхователя нет возможности предоставить проверяющим помещение для проверки, сотрудники фондов проведут ее у себя на месте.
Выездная проверка начинается с того, что компании вручают решение о проведении проверки. В таком документе должны быть указаны состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет.
С предъявленным решением страхователя должны ознакомить под роспись. После этого сотруднику вручают требование о представлении документов. Причем, если проверка совместная, то от каждого фонда должно быть свое требование. Но исполнять эти требования придется по отдельности, независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.
Поскольку круг интересов у проверяющих из разных фондов расходятся, то и запрашивать ревизоры будут разные документы.
В ходе плановых выездных проверок сотрудники ФСС проверяют, правильно ли страхователи начислили и заплатили взносы на обязательное социальное страхование, пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также верно ли расходовали средства, выделенные из ФСС «на травматизм».
Проведение повторных проверок
Ревизоры ФСС при проверке страховых взносов выездного характера основываются на положениях ст. 35 ФЗ № 212-ФЗ. Статья определяет порядок оформления, сроки, возможность продления или приостановки мероприятия и другие нюансы. Особое внимание уделено возможности повторной проверки, проводимой в случаях:
- Инициации мероприятия вышестоящим органом Фонда. Цель проверки – контроль над качеством действий ревизоров, в ходе которых могут быть выявлены недочеты с последующими доначислениями.
- Подачи налогоплательщиком уточненного расчета, в результате которого уменьшена сумма к уплате в бюджет. Контролю подвергается период, по результату которого представлен уточненный расчет.
Для проверок с включением в план отбираются предприятия, допустившие нарушения или имеющие солидные расходы социального характера.
Основания для обжалования акта налоговой проверки
Обжалование акта налоговой проверки является важным правом налогоплательщика, которое позволяет им защитить свои интересы и права в случае несогласия с результатами проверки. Налогоплательщик имеет право обратиться к апелляционной инстанции с претензиями и жалобами на акт налоговой проверки.
Основания для обжалования акта налоговой проверки могут быть различными и зависят от того, какие нарушения были выявлены в ходе проверки. Ниже приведены основные основания для обжалования акта налоговой проверки:
- Нарушение процедуры проведения проверки. Если налоговый орган не соблюдал установленные законодательством требования и процедуры при проведении проверки, налогоплательщик имеет право обжаловать акт проверки.
- Неправильное применение норм налогового законодательства. Если налоговый орган неправильно искажает или неправильно применяет нормы налогового законодательства при проведении проверки, налогоплательщик имеет право обжаловать акт проверки.
- Несоответствие акта проверки фактическим обстоятельствам. Если акт налоговой проверки содержит ошибки или искажения, которые не соответствуют действительности, налогоплательщик имеет право обжаловать акт проверки.
- Неправомерное вмешательство в личные права и интересы налогоплательщика. Если акт налоговой проверки нарушает личные права и интересы налогоплательщика, налогоплательщик имеет право обжаловать акт проверки.
- Нарушение установленных сроков. Если налоговый орган не соблюдает установленные законодательством сроки в ходе проведения проверки или в подготовке акта проверки, налогоплательщик имеет право обжаловать акт проверки.
Для обжалования акта налоговой проверки налогоплательщик должен подать заявление в налоговую инспекцию, которая проводила проверку. В заявлении необходимо указать основания обжалования, а также представить доказательства и документы, подтверждающие свои претензии.
После подачи заявления налоговая инспекция обязана проверить его и принять решение по делу. Если налоговая инспекция не удовлетворяет претензии налогоплательщика, он имеет право подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. При этом необходимо учесть, что сроки подачи апелляционной жалобы ограничены законом и составляют обычно не более 30 дней с момента получения решения налоговой инспекции.
Обжалование акта налоговой проверки является важным инструментом для защиты интересов налогоплательщика и оптимизации налоговых проверок. Подготовиться к обжалованию акта налоговой проверки следует заранее, в том числе составить чек-листы, содержащиеся в тексте акта проверки, и проверить соответствие требованиям налогового законодательства и правилам проведения проверок.
ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ
1) истребование налоговиками документов у налогоплательщика после истечения сроков проведения налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля (п.2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ, абз. 1, 2 п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);
2) истребование налоговиками документов в рамках камеральной налоговой проверки без предусмотренных ст.88 НК РФ оснований, в частности:
- в отсутствие выявленных ошибок, противоречий или несоответствий в налоговой декларации (расчете), сведениях и документах ;
- в отсутствие применения налогоплательщиком льгот, что актуально при истребовании налоговиками документов, подтверждающих операции, которые:не являются объектом обложения НДС в силу п. 2 ст. 146 НК РФ, местом реализации которых не является РФ, или освобождаются от обложения НДС на основании ст.149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций ;
- для подтверждения применения ставки НДС 10 процентов ;
- для подтверждения вычетов по НДС в отсутствие суммы налога к возмещению, противоречивости сведений в налоговой декларации и несоответствия со сведениями по тем же операциям у контрагента .
Характерные нарушения
Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:
- Занижение налоговой базы.
Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.
- Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.
Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.
- Завышение расходов.
Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.
- Неправильное применение УСН.
Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.
- Непредставление документов в налоговый орган.
Речь идет о декларациях, ответах на запросы, объяснениях и иных сведениях, которые обязательны к передаче в ИФНС. Такие действия также могут считаться правонарушением.
Полной сводный перечень характерных нарушений, которые выявляются путем проведения проверок на местах, можно найти на сайте «Шмелева и Партнеры».
Выездная налоговая проверка: сроки и порядок проведения в 2021 году
К заявлению обычно прилагаются документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ. Приведем наиболее важные из них:
1. Копия оспариваемого решения налогового органа (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).
2. Копия решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика.
Данный документ является доказательством того, что досудебный порядок обжалования соблюдался, поскольку выходить в суд с заявлением можно только после обжалования решения налоговиков в вышестоящем налоговом органе (п. 7 ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 199 АПК РФ).
Если же вышестоящий налоговый орган не вынес решения своевременно, то к заявлению можно приложить копию жалобы с отметкой вышестоящего налогового органа о ее принятии либо копию описи вложения в почтовое отправление и уведомления о его вручении, если жалоба направлялась по почте.
3. Ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ, информационное письмо президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).
Порядок проведения камеральной проверки
Чтобы изучить, насколько верно рассчитаны страховые выплаты, проводятся следующие мероприятия:
- Надзор назначается и осуществляется по адресу нахождения исполнительных структур ФСС. Для проведения исследования берется документация, представленная фирмой.
- В разрешенный срок для проведения контроля компетентным лицам не требуется получение какого-либо дополнительного распоряжения руководства фонда. Достаточно наличия самой отчетности.
- При обнаружении в представленных бумагах каких-либо неточностей и несоответствий с имеющимися данными, государственное учреждение уведомляет об этом организацию. При этом фирме дается 5-дневный срок для устранения неточностей и даче разъяснений по обнаруженному факту.
- Предприятие может не согласиться со сделанными выводами и обосновать свои тезисы, представив письменные доказательства правильности своих расчетов.
- Ревизоры обязаны исследовать полученные сведения. Если правота компании подтвердится, то вопрос снимается. Если же по итогам рассмотрения всех обстоятельств дела сотрудники обнаруживают факт нарушения законодательства, то составляется акт камеральной проверки.
Составление акта камеральной проверки
Требования к оформлению документа указаны в Приложении 20 к Приказу ФСС №2 от 11 января 2016г. В частности, при составлении бумаги требуется соблюдать следующие условия:
- составляется в течение 10 суток после окончания камерального надзора. Форма указана в вышеприведенном Приложении;
- пишется или печатается на бумаге на русском языке;
- нельзя оставлять исправления, ошибки, поправки. Если подчистки все-таки остаются, то нужно заверить их подписями уполномоченных лиц.
- в вводной рубрике бумаги нужно указать общую информацию о контроле, а также № и дата документа, Ф.И.О. и данные проверяющих лиц, указание на структуру, контролирующую перечисление взносов, название и данные предприятия, регистрационный номер, ИНН, код постановки на учет в ФНС, адрес организации, срок ревизии, список полученных и подвергнутых контролю документов;
- в основном компоненте указывается информация по обнаруженным недоимкам и фактам несоблюдения норм законов о страховых выплатах;
- резюмирующая рубрика содержит информацию по заключениям уполномоченных лиц о санкциях, которые следует наложить на компанию за допущенные нарушения, а также о суммах взносов, подлежащих перечислению, включая суммы недоимок и штрафов. Кроме того, сюда могут быть внесены рекомендации для устранения ошибок и привлечения к той или иной ответственности виновных лиц;
- также содержится ссылка на полномочия организации о даче письменных возражений не позднее 15 суток с момента получения предписания;
- бумага подписывается всеми компетентными лицами, а также представителями фирмы (если контроль осуществлялся в их присутствии);
- распечатывается в 2 экземплярах, по одному для каждой из сторон: контролирующим органам и проверяемому предприятию;
- приложения также заверяются подписью уполномоченных лиц;
- акт под роспись отдается предприятию не позднее 5 суток с момента подписания должностными лицами. Документ можно отправить заказным письмом либо через интернет.
Выездная проверка: справка об окончании проверки
В последний день выездной проверки страховых взносов руководитель проверяющей группы (Пенсионный фонд РФ, ФСС России) составляет справку о проведенной проверке (ч. 23 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 9.1 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р). Формы справок о проведенной проверке приведены в приложениях к Постановлению Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п, Приказу ФСС РФ от 11.01.2016 N 2.
О сроках проведения выездной проверки страховых взносов Пенсионным фондом РФ и ФСС России см.:
- Как проводятся проверки Пенсионным фондом РФ;
- Как проводятся проверки ФСС РФ.
Пенсионный фонд РФ составляет справку по форме 15-ПФР, ФСС России – справку по форме 13-ФСС.
Если сотрудники фонда составили справку, то проверку можно считать законченной. При этом представители внебюджетных фондов уже не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и проводить какие-либо контрольные мероприятия (ч. 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, абз. 3 п. 6.1 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р).