Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Удельный вес НДС 2 квартал 2024 по регионам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ежегодно ФНС определяет перечень предприятий — объектов выездных проверок будущего года. Одной из причин, «благодаря» которой в организацию могут прийти налоговики с проверкой, является низкая фискальная нагрузка.
Пояснение низкой налоговой нагрузки по НДС для ИФНС
Если у вас высокая доля вычетов по НДС – это еще не нарушение, не повод доначислять налоги и штрафовать компанию. Но это сигнал для налоговиков обратить внимание на компанию и выяснить, не применяет ли она агрессивные и незаконные способы оптимизации НДС, не является ли она звеном в цепочке отмывания денег. Скорее всего, у вас запросят пояснения или вызовут на комиссию в инспекцию.
Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС
Если вы ведете реальную хозяйственную деятельность и вам нечего скрывать, ваша задача – доказать налоговикам, что ничего противозаконного вы не делаете, а большие вычеты по НДС имеют обоснованные причины.
Понятие налоговой нагрузки и методика ее исчисления
Налоговая нагрузка — это удельный вес перечисленных в бюджет налоговых платежей к суммарной выручке компании.
Позиция Федеральной налоговой службы такова: каждый субъект бизнеса при расчете налогов должен сопоставлять полученные значения с рекомендуемыми ФНС. Показатели устанавливаются ежегодно по отраслям.
Если на протяжении нескольких периодов у компании наблюдается низкая налоговая нагрузка, ФНС решит, что имеет место занижение налоговой базы. В этом случае, у организации есть все шансы попасть в план выездных проверок.
Общая налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:
ННобщая = Общая сумма начисленных налогов за период / Выручка за аналогичный период х 100%.
Общий показатель налоговой нагрузки утвержден отдельно для каждой отрасли. Например, в 2020 году минимальная величина налоговых поступлений для компаний сферы гостиничного бизнеса и общественного питания составляет 10,5 %. Это означает, что не менее 10,5 % от суммы полученной выручки организация должна перечислить в бюджет в качестве фискальных платежей.
Что такое безопасная доля вычетов по НДС.
Плательщик НДС рассчитывает свой налог в таком порядке:
- Начисляет налог при реализации товаров, работ и услуг, а также при проведении других облагаемых операций,
- Уменьшает начисленную сумму за счет вычетов.
Доля вычетов — это соотношение начисленного и вычитаемого налога, ниже приведем формулу и пример расчета.
Одновременно с налогоплательщиком долю рассчитывает ФНС. Только плательщик рассчитывает свою индивидуальную долю, а ФНС определяет средний показатель по каждому региону. Этот показатель считается безопасной долей вычетов по НДС.
Превышение безопасного показателя несет риски для налогоплательщика. Само по себе превышение не станет причиной налоговой проверки, но послужит дополнительным весомым плюсом в ее пользу. В случае превышения безопасного значения можно предпринять две меры:
- Снизить сумму своих вычетов. Для этого часть вычетов по счетам-фактурам поставщиков перенести на следующий квартал.
- Оставить все как есть, но заранее заготовить пояснение на случай запроса ФНС.
Как определяется безопасный размер
Вы не уверенны в том, достаточную ли сумму НДС указали в декларации и правильно ли она рассчитана? Это частая проблема многих ИП и организаций, так как точные объемы добавочной стоимости, определяются многими факторами, начиная от собственной наценки компании при покупке сырья или товара, заканчивая сезонностью, объемами продаж, отраслью производства изменением котировок валют, прочих факторов
Для того чтобы исключить ложности расчетами был введен размер безопасного вычета, процент которого определяется налоговой службой на основе ряда экономических показателей по стране. Доля вычетом по НД по регионам в значительной степени отличается друг от друга. Где то этот показатель не превышает 70%, а в других областях напротив, держится на уровне в 100% и более. Средний уровень по России по итогам 2018 года составляет 87,08%. По Москве он равен 88,20% при этом предельный вычет, не должен быть выше этого процента. Далее мы рассмотрим, как этот процент влияет на формирование отчетности.
Чем опасна высокая доля вычетов по НДС
Чтобы не привлекать лишнее внимание к вычетам, можно заранее скорректировать их сумму. Например, частично перенести вычеты на следующий квартал. Кодекс позволяет использовать вычеты по товарам, работам и услугам в течение трех лет с момента, когда компания приняла их на учет (п. 1.1 ст. 172 НК).
Начисленный при реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав НДС можно уменьшить на вычеты (ст. 166, п. 1 ст. 171 НК). Но для этого необходимо одновременно выполнить четыре условия. Есть еще и особые условия, которые также надо соблюсти в ряде случаев.
Когда привести долю вычетов НДС к безопасному значению невозможно, будьте готовы пояснять инспекторам причину завышенного объема вычетов. Заранее продумайте, как ответить. Возможно, компания недавно открылась, у нее большие закупки, но покупателей пока мало и объем продаж низкий. Распишите причины в ответе на запрос налоговиков.
Безопасная доля вычетов по НДС в регионах
Помимо общей цифры в 89% по РФ, налоговики рассчитывают предъявленную долю вычетов в разрезе каждого отдельного субъекта РФ.Для этого данные о сумме исчисленного налога и величине заявленного НДС к вычету сводятся в единый отчет 1-НДС на основании деклараций, сданных в конкретном регионе. На основании данной формы можно рассчитать безопасную долю вычетов в интересующем регионе самостоятельно. Для этого используется формула:
Дв = Нв ÷ Нр × 100, где
Дв – % вычетов;
Нв – налог, предъявленныйк вычету;
Нр – налог с реализации.
По состоянию на 01.02.2016 г. необходимо ориентироваться на значения, указанные в таблице (нажмите для раскрытия)
Как видно из таблицы в некоторых субъектах РФ (Ненецкий АО или респ. Калмыкия) налоговики лояльно отнесутся даже к возмещению НДС из бюджета.
Например, компания находится в Орловской обл. За налоговый период собралось 354 000 руб. входного НДС и 387 000 руб. – исходящего. Доля вычетов составляет 91,47%. Показатель превышает общую норму по РФ, но проверяющие не вызовут на комиссию, так как на уровне субъекта установлена норма в 92.2%.
Удельный вес безопасных вычетов в разрезе регионов
Коэффициенты вычета по НДС в 2020 году на 4 квартал по регионам:
Регион | 4 квартал 2020 года,% |
Белгородская область | 92,00 |
Брянская область | 93,80 |
Владимирская область | 84,90 |
Воронежская область | 92,90 |
Ивановская область | 91,30 |
Калужская область | 87,30 |
Костромская область | 85,20 |
Курская область | 93,5 |
Липецкая область | 104,20 |
Московская область | 88,50 |
Орловская область | 91,6 |
Рязанская область | 82,00 |
Смоленская область | 92,80 |
Тамбовская область | 94,90 |
Тверская область | 88,70 |
Тульская область | 95,80 |
Ярославская область | 86,70 |
город Москва | 88,90 |
Республика Карелия | 79,00 |
Республика Коми | 78,40 |
Архангельская область | 85,00 |
Вологодская область | 98,70 |
Калининградская область | 64,30 |
Ленинградская область | 88,40 |
Мурманская область | 188,80 |
Новгородская область | 96,60 |
Псковская область | 89,70 |
город Санкт-Петербург | 87,90 |
Ненецкий АО | 149,20 |
Республика Дагестан | 82,90 |
Республика Ингушетия | 92,90 |
Кабардино-Балкарская Республика | 90,70 |
Карачаево-Черкесская Республика | 90,10 |
Республика Северная Осетия – Алания | 86,70 |
Чеченская Республика | 96,50 |
Ставропольский край | 90,00 |
Республика Адыгея | 84,60 |
Республика Калмыкия | 79,50 |
Республика Крым | 86,50 |
Краснодарский край | 90,70 |
Астраханская область | 76,50 |
Волгоградская область | 91,60 |
Ростовская область | 92,70 |
город Севастополь | 81,20 |
Республика Башкортостан | 91,40 |
Республика Марий Эл | 88,40 |
Республика Мордовия | 89,10 |
Республика Татарстан | 90,80 |
Удмуртская Республика | 80,70 |
Чувашская Республика | 83,60 |
Кировская область | 88,30 |
Нижегородская область | 90,40 |
Оренбургская область | 74,30 |
Пензенская область | 88,80 |
Пермский край | 86,90 |
Самарская область | 84,00 |
Саратовская область | 84,60 |
Ульяновская область | 88,50 |
Курганская область | 85,20 |
Свердловская область | 91,00 |
Тюменская область | 84,60 |
Челябинская область | 90,00 |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 67,00 |
Ямало-Hенецкий АО | 72,40 |
Республика Алтай | 88,90 |
Республика Тыва | 81,50 |
Республика Хакасия | 87,00 |
Алтайский край | 89,60 |
Забайкальский край | 87,43 |
Красноярский край | 76,50 |
Иркутская область | 78,40 |
Кемеровская область | 94,10 |
Новосибирская область | 88,90 |
Омская область | 84,90 |
Томская область | 80,60 |
Республика Бурятия | 97,30 |
Республика Саха (Якутия) | 94,40 |
Приморский край | 94,20 |
Хабаровский край | 90,40 |
Амурская область | 131,20 |
Камчатский край | 92,70 |
Магаданская область | 103,00 |
Сахалинская область | 95,00 |
Еврейская автономная область | 82,70 |
Чукотский АО | 136,50 |
Байконур | 65,10 |
Расчет удельного веса вычетов НДС
Рассчитывается показатель по следующей формуле:
НДС к вычету / НДС начисленный * 100%
Для того чтобы увидеть динамику этого показателя, лучше взять соответствующие данные из четырех последних деклараций.
В результате расчета получится значение в процентах, соответствующее удельному весу вычетов НДС в общем количестве начисленного налога. Другими словами, это значение показывает, какой процент от начисленного НДС компания заявляет к вычету. Именно его будут сравнивать налоговые органы с пороговым показателем для того, чтобы сделать вывод о степени налоговых рисков компании по НДС. Если удельный вес вычетов НДС по данным декларации налогоплательщика больше, то это сразу же привлекает внимание налоговых инспекторов.
Последние разъяснения Минфина по НДС
Чтобы верно заполнить декларацию, необходимо корректно посчитать как налоговую базу, так и сам НДС. Рассмотрим несколько разъяснений чиновников, вышедших во 2 квартале 2020 года, которые помогут вам в работе над отчетом:
- Если НДС не указан в договоре, но из него следует, что договорная цена указана без НДС, начислите налог сверх этой цены и предъявите покупателю. В ином случае — выделите НДС расчетным путем по ставке 18/118 или 10/110 (письмо Минфина от 20.04.2018 № 03-07-08/26658).
- Если вы решили списать ОС, не дожидаясь срока окончания амортизации (к примеру, по причине износа), то суммы НДС, принятые к вычету при приобретении ОС, можете не восстанавливать (письмо Минфина от 16.04.2018 № СД-4-3/).
- Если у вас отсутствует счет-фактура поставщика, но факт осуществления работ подтвержден судом, вычет НДС применить не получится: наличие правильно оформленного входящего счета-фактуры — обязательное условие для вычета НДС (письмо Минфина от 05.04.2018 № 03-07-11/22147).
Изменения в доле вычета НДС во 2 квартале 2024 года
Во втором квартале 2024 года планируются изменения в доле вычета НДС по регионам. Эти изменения будут направлены на обеспечение безопасности и справедливости процесса вычета.
Одним из наиболее значимых изменений будет установление безопасной доли вычета НДС для каждого региона. Данная доля будет определять максимальный размер вычета НДС, который может быть предоставлен каждому субъекту Российской Федерации. Такой подход позволит снизить риск злоупотреблений и несправедливых вычетов НДС.
Также планируется внедрение механизма контроля и проверки правомерности предоставления вычетов НДС. Будут ужесточены требования к документации и процедурам, связанным с получением вычетов. Это поможет предотвратить возможные манипуляции с вычетами и обеспечить честность и прозрачность процесса.
Введение изменений в долю вычета НДС также будет способствовать более эффективному использованию бюджетных средств. Предполагается, что после внедрения этих изменений будет улучшено управление финансовыми ресурсами и увеличена эффективность их использования.
Итак, изменения в доле вычета НДС во 2 квартале 2024 года являются важным шагом в сторону повышения безопасности и прозрачности процесса вычета. Эти изменения помогут предотвратить злоупотребления и обеспечить справедливое распределение вычетов между регионами.
Факторы, влияющие на долю вычета НДС по регионам
Первым фактором является уровень экономического развития региона. Чем выше экономический потенциал и индустриальная база региона, тем больше возможностей для использования НДС-вычета имеют предприятия и организации. Регионы с развитой инфраструктурой, большими инвестициями и предпринимательской активностью обычно имеют более высокую долю вычета НДС.
Вторым фактором является структура экономики региона. Разные отрасли экономики имеют разную степень зависимости от НДС-налогообложения. Например, в сфере услуг или торговли доля вычета НДС часто выше, чем в производственных отраслях. Это связано с тем, что в этих секторах доля косвенных расходов и стоимости товаров, облагаемых НДС, обычно выше.
Третьим фактором является налоговая политика региона. Разные регионы могут устанавливать разные ставки НДС, что влияет на возможности вычета этого налога. Наличие льготных режимов, особенностей налогообложения некоторых отраслей или региональных предприятий также может повлиять на долю вычета НДС.
Наконец, четвертый фактор — уровень контроля за соблюдением налогового законодательства и борьбы с налоговым искажением. Регионы, где уровень контроля в высокий, обычно имеют более низкую долю вычета НДС. Это связано с более точным оцениванием расходов и действиями налоговых органов по предотвращению злоупотреблений и налоговых уклонений.
Все эти факторы в совокупности определяют долю вычета НДС по регионам, и их учет позволяет более объективно оценить состояние региональной экономики и эффективность использования бюджетных средств.
Значимые отличия между регионами
В первом квартале 2024 года были выявлены значимые отличия между регионами России в отношении доли вычета НДС. Эти различия могут быть объяснены разными экономическими и социальными факторами.
Одним из ключевых факторов, влияющих на долю вычета НДС, является уровень развития экономики региона. Регионы с более высоким уровнем экономического развития в целом имеют более высокую долю вычета НДС. Это связано с тем, что более развитые регионы имеют бОльший объем экономической активности, что в конечном счете приводит к большему количеству налоговых поступлений и вычетов НДС.
Другим фактором, оказывающим влияние на долю вычета НДС, является структура экономики региона. Регионы, имеющие более разнообразную и инновационную экономику, в целом имеют более высокую долю вычета НДС. Это связано с тем, что разнообразная экономика способствует развитию различных отраслей и привлечению инвестиций, что в конечном счете способствует увеличению налоговых поступлений и вычетов НДС.
Кроме того, на долю вычета НДС влияют такие факторы, как уровень налоговой нагрузки, наличие инфраструктуры и уровень развития бизнес-среды. Регионы с более низкой налоговой нагрузкой и лучшими условиями для предпринимательства, обычно имеют более высокую долю вычета НДС.
Как определяется безопасный размер
Вы не уверенны в том, достаточную ли сумму НДС указали в декларации и правильно ли она рассчитана? Это частая проблема многих ИП и организаций, так как точные объемы добавочной стоимости, определяются многими факторами, начиная от собственной наценки компании при покупке сырья или товара, заканчивая сезонностью, объемами продаж, отраслью производства изменением котировок валют, прочих факторов
Для того чтобы исключить ложности расчетами был введен размер безопасного вычета, процент которого определяется налоговой службой на основе ряда экономических показателей по стране. Доля вычетом по НД по регионам в значительной степени отличается друг от друга. Где то этот показатель не превышает 70%, а в других областях напротив, держится на уровне в 100% и более. Средний уровень по России по итогам 2018 года составляет 87,08%. По Москве он равен 88,20% при этом предельный вычет, не должен быть выше этого процента. Далее мы рассмотрим, как этот процент влияет на формирование отчетности.
Таблица вычетов по различным регионам
Данные по безопасной доле вычетов касаются 85 регионов нашей страны. Для каждого региона установлен свой процент вычетов, которые не рекомендуется превышать. Приведем последние официальные данные по некоторым регионам в таблице.
Регион | Безопасная доля вычета, % |
Центральный федеральный округ | |
Владимирская область | 85,2 |
Ивановская область | 92,6 |
Московская область | 90,4 |
Северо — западный федеральный округ | |
Архангельская область | 82,1 |
Калининградская область | 62,9 |
Ленинградская область | 81,7 |
Ненецкий АО | 121,1 |
Отчет 1-НДС и расчет вычетов
Для того чтобы определить безопасную долю вычета расчетным путем, нужно обратиться к информации, содержащейся в статистической форме 1-НДС. Отчет размещен на сайте налоговой инспекции каждого региона. Нужно знать, что на сайт прикрепляются два отчета – один по стране в целом, второй — а разбивкой по регионам. Найти отчет на сайте налоговой инспекции города Москвы можно следующим образом:
- Заходим на сайт налоговой города Москва
- В разделе «Деятельность» выбираем «Иные функции ФНС России»
- Выбираем раздел «Статистика и аналитика»
- Заходим в «Данные по формам статистической налоговой отчетности»
- Выбираем из списка форму 1-НДС за интересующий год
Форма содержит сведения о начисленной сумме налога и о примененных вычетах, а также о товарах, которые не облагаются НДС.
ВАЖНО! В настоящее время на сайте налогового органа опубликована последняя версия отчета по состоянию на 01.02.2022 года |
Критерии отбора компаний на проверку
1) обнаружены ошибки и противоречия сведениям из документов, имеющихся в ИФНС (декларации проходят автоматизированную проверку по контрольным соотношениям – Письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705);
2) заявлены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Один из самых частых запросов налоговых органов в ходе камеральной налоговой проверки – истребование документов по льготным операциям, отражаемым в налоговой декларации по НДС в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению». (Напомним, что право на запрос документов в рамках «камералки» в части льготных операций может быть реализовано налоговыми органами в ситуации, когда применяемая льгота предназначена только для определенной категории лиц – п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, постановления АС УО от 24.02.2015 № Ф09-579/15 по делу № А71-6132/2014, от 17.02.2015 № Ф09-10024/14 по делу № А60-21098/2014, от 23.05.2014 № Ф09-5197/12 по делу № А60-32962/2011);
4) выявлены противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению;
5) не приложены обязательные документы, которые должны представляться одновременно с декларацией (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Получив электронное требование либо уведомление из налоговой инспекции, бухгалтер должен отправить в ответ подтверждение. В противном случае у проверяющих появляется законное основание заблокировать банковский счет (п. 1 и 11 ст. 76 НК РФ).
Требование по камеральной проверке налоговики вправе направить в течение трех месяцев со дня представления декларации (расчета), за исключением случаев, когда требование направлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (в этом случае налоговики могут направить его и за пределами трехмесячного срока). Компания вправе не исполнять требования налоговиков, направленные за пределами трехмесячного срока камеральной проверки (пп. 11 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ).
Однако компаниям следует иметь в виду, что непредставление пояснений не препятствует продолжению налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ). При обнаружении налоговым органом налоговых правонарушений составляется акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Подать пояснения или внести исправления в представленную декларацию компания должна в течение пяти рабочих дней после даты получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ). А на представление документов компании отводится десять рабочих дней после получения запроса на них из ИФНС.
В случае камеральной проверки декларации по НДС пояснения должны быть представлены в электронной форме по утвержденному ФНС формату (п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 11.01.2018 № АС-4-15/192@). Если не составить пояснения либо представить их не вовремя, то компанию могут оштрафовать на 5 000 руб., а при повторном нарушении в течение года – на 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).
Приведем наиболее популярные требования налоговиков в части запроса документов и пояснений по заявленным вычетам НДС.
Возможность переноса вычетов предусмотрена п. 1.1 ст. 172 НК РФ. При этом перенести можно только вычеты, которые перечислены в п. 2 ст. 171 НК РФ (абз. 1 п. 1.1 ст. 172 НК РФ). В указанных случаях компания вправе применить вычет НДС в течение трех лет после принятия к учету товаров (работ, услуг). Последнее число квартала, на который попал срок, является крайней датой для вычета НДС (Определение КС РФ от 24.03.2015 № 540‑О).
В результате несоответствия счетов-фактур в книге покупок компании, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, счетам-фактурам контрагента, отраженным в книге продаж, налоговики направляют требования о представлении пояснений.
Ответ на требование № 5/54 от 06.08.2018
о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/54 от 06.08.2018 поясняет следующее. Сумма налога и вычетов в декларации за II квартал 2018 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 5 200 100 руб.
Расхождение с данными контрагента ООО «Лютик» возникли из‑за переноса вычета по НДС в сумме 515 000 руб. со II квартала 2018 года
на III квартал 2018 года.
Контрагент ООО «Лютик» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 29.06.2018 № 4512 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2018 года.
Компания, пользуясь правом, предоставленным п. 1.1 ст. 172 НК РФ, заявит вычет по указанному счету-фактуре в III квартале 2018 года.
– вычет с аванса («отработанный» аванс, возврат аванса);
– вычеты покупателя, исполняющего функции налогового агента;