Что входит в обязанности судебного пристава-исполнителя?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что входит в обязанности судебного пристава-исполнителя?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы понять правовое положение сотрудников ФССП необходимо углубиться в историю, поскольку в истории современной России, это силовое ведомство является одним из самых молодых. Создана служба по обеспечению исполнения решений судебной власти 1 января 1998 года. В СССР аналога этой службы не существовало. Однако, в истории Российского государства институт судебных приставов существовал уже в первые века становления государственности. Первые приставы появились в Новгородской и Псковской Республиках не позднее начала XII века.

Кто может быть судебным приставом

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава.

Для начальника отдела — старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,

С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,

Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.

Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы,

  • защищать права граждан и государства,

  • достойно переносить трудности профессии,

  • соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.

ГЛАВА 3.ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНЫМ ПРИСТАВОМ-ИСПОЛНИТЕЛЕММЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Радикальные перемены в государственном устройстве нашего общества и экономические преобразования: развитие предпринимательской деятельности, изменение форм владения, пользования и распоряжения собственностью, появление новых субъектов экономических и правовых отношений, возникновение и развитие рыночной экономики привело к резкому росту количеств исковых заявлений и соответственно взысканий. Вследствие чего, возникла необходимость организации новой системы принудительного исполнения, вступивших в законную силу судебных решений, что в свою очередь, гарантировало бы реализацию предписаний правовых норм и авторитета судебной власти. Кроме того, к исполнению судебных решений добавилась необходимость обеспечения специальными силами действенного порядка в залах судебного заседания, реальных гарантий безопасности судьям, заседателям, всем участникам процесса, выполнения целого ряда других операций по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», задача по реструктуризации Министерства юстиции Российской Федерации и созданию подведомственных ему федеральных служб завершена. В соответствии с данным указом проведена реорганизация службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации в Федеральную службу судебных приставов. Под руководством Министра юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайки реализована задача по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с новой структурой, задачами и функциями федеральных органов исполнительной власти в сфере юстиции.

Востребованность службы судебных приставов ни у кого не вызывает сомнений, зарекомендовав себя как достаточно действенная правоохранительная структура. Следует учесть, что служба судебных приставов находится в процессе совершенствования. Осуществляются меры по наиболее эффективному и полному исполнению судебных актов и актов других органов, обеспечению установленного порядка деятельности судов. В данный момент служба судебных приставов с указанными задачами успешно справляется.

В целях реализации указанных задач 06 ноября 1997 года была создана служба судебных приставов в системе органов Министерства юстиции Российской Федерациикоторой переданы функции по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Возрождение института судебных приставов позволило значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций, а также явилось эффективным методом пополнения бюджетов всех уровней.

Значительным шагом вперед стало принятие Федеральных законов от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ « «О судебных приставах», и от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Названные законы четко определили цели, задачи и правовую основу деятельности судебных приставов, установили требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность судебного пристава, порядок назначения и освобождения их от должности, обязанности и права судебных приставов, порядок обжалования их действий в суд, гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов.

Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов нуждается в дальнейшем развитии и дополнении, увязке с другими федеральными законами с целью совершенствования правового положения судебных приставов и условий реализации ими своих функций, развития специализации, поиска более совершенных форм и методов управления Федеральной службой судебных приставов, взаимодействия с органами государственной власти, формирования профессионального ядра службы судебных приставов.

В настоящее время данная тема является весьма актуальной, так как в связи с большим ростом числа законов и других нормативно — правовых актов все более и более на первый план стала выходить проблема реализации законодательства. В обществе появилось понимание того вопроса, что исполнение представляет собой важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию поведения человека. Если предписания правовых норм не реализуется в действиях участников гражданского оборота и публично — правовых отношений, то такое право, по сути дела, не является действующим и существующим. Кроме того, плохая система принудительного исполнения напрямую снижает эффективность и авторитет органов судебной власти, поскольку судебное решение, которое не может быть реализовано, не имеет реальной юридической ценности.

В связи с вышесказанным изучение правового положения судебного пристава-исполнителя в Российской Федерации является актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Целью исследования выпускной квалификационной работы является — исследование правового положения судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть исторический аспект формирования и развития института судебных приставов в России.

2.Исследовать права и обязанности судебного пристава-исполнителя как государственного служащего, а так же специальноеположение судебного пристава-исполнителя.

3.Определить место и роль судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве.

4.Рассмотреть меры принудительного исполнения применяемые судебным приставом-исполнителем при осуществлении своих должностных обязанностей.

5.Выявить пробелы законодательства, регламентирующего организацию и деятельность службы судебных приставов.

Задачи работы заключаются в изучении, во-первых, понятия службы судебных приставов и их основных признаков; во-вторых, собственно юридическое положение судебного пристава; в-третьих, организации деятельности Федеральной Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, субъекта РФ, организации деятельности территориального отдела Федеральной Службы судебных приставов. Разработка проблем, связанных с правовым положением определяет актуальность данной темы.

Методологическую основу дипломной работы составляет системный подход к изучению данной темы, также используется сравнительный, статистический, исторический, а также функциональный методы исследования.

Правовую основу исследования составили: Конституция РФ, Федеральный закон «О судебных приставах», Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты затрагивающие правовоеположение судебного пристава-исполнителя.

В работе были проанализированы труды различных ученых правоведов: В.А.Гуреева,А.П.Иващенко, И.Б.Морозовой, А.М.Треушникова, Н.А.Винниченко, А.Ф.Смирнова, С.А.Савченко, И.М. Аставской.и др.

Нормативно — правовая база состоит из Федерального закона « О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118- ФЗ (ред. от 25.11.2009) // «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, N 30, ст. 3590, Федерального закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27.05.2003(ред. от 01.12.2007)// «Российская газета», N 104, 31.05.2003, Федерального закона «О государственной гражданской службе» от 27.04.2004 № 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010)// «Парламентская газета», N 140-141, 31.07.2004, Федерального закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 27.09.2009, с изм. от 17.12.2009)// «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, N 41, ст. 4849.

Читайте также:  Имеет ли право судебный пристав арестовать пенсию?

Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три раздела, разбитых на параграфы, заключение и список используемых источников.

Принят
Государственной Думой
4 июня 1997 года

Одобрен
Советом Федерации
3 июля 1997 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (СТАТЬИ 1 — 6)

Утратила силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ.

Глава I.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 6.1. Система принудительного исполнения Российской Федерации

Система принудительного исполнения Российской Федерации включает:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее — федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения;

территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее — территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;

научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее — подведомственные организации).

Статья 6.2. Федеральный орган принудительного исполнения

1. Положение о федеральном органе принудительного исполнения, его структура утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. Руководитель федерального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом Российской Федерации.

3. В федеральном органе принудительного исполнения по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

Статья 6.3. Территориальные органы принудительного исполнения

1. Территориальные органы принудительного исполнения создаются федеральным органом принудительного исполнения на территориях субъектов Российской Федерации. Федеральным органом принудительного исполнения могут создаваться территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня, в том числе специализированные территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня.

2. Руководитель территориального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (главным судебным приставом субъектов Российской Федерации).

2.1. Руководитель специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня является главным межрегиональным судебным приставом, который обладает правами, исполняет обязанности и несет ответственность главного судебного пристава субъекта Российской Федерации (главного судебного пристава субъектов Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), а также с иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в пределах компетенции специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня, установленной главным судебным приставом Российской Федерации.

3. В территориальном органе принудительного исполнения по ходатайству руководителя территориального органа принудительного исполнения на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

Статья 6.4. Работники органов принудительного исполнения

1. К работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее — органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее — сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.

2. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.

4. Организация деятельности рабочих и служащих органов принудительного исполнения, их трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством и правилами внутреннего служебного распорядка в органах принудительного исполнения.

5. Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее — судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее — дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.

6. Сотрудники органов принудительного исполнения обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

Функции судебного пристава как должностного лица. Соотношение понятий «должностное лицо» и «представитель власти

Изучение и анализ научною материала по различным отраслям знаний, в которых используется понятие «функция», позволяют прийти к выводу о том, что в основе общенаучного, об ще методологического определения данного понятия лежит существование взаимосвязи (взаимозависимости, взаимодействия) двух объектов (явлений), в которой изменение одного их них ведёт к изменению другого1.

Исследованию функций в общей теории права, в том числе и в отраслях отечественного права, всегда уделялось внимание. Применительно к теории государственно-служебных отношений функции позволяют не только обозначить место конкретного вида государственной службы в общей системе государственно-служебных отношений Российской Федерации, но и обозначить пределы распространения каждого вида, а іакже определить набор приёмов, средств конкретного должностного лица по осуществлению полномочий. Необходимо подчеркнуть, что функции государственно-служебных отношений в конкретном государственном органе в конечной степени как бы совпадают с функциями самого государственного органа, ибо через профессиональную деятельность государственных служащих реализуются полномочия этих органов.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Кто такой судебный пристав

Не буду изобретать новое определение. Википедия дает его

Но это определение содержит неточность. Оно отражает только одну сторону профессии. А есть еще и другая. Дело в том, что действия судебных приставов регламентируются двумя федеральными законами: № 118 и 229.

Первый из них разъясняет:

  • задачи и требования,
  • права и обязанности,
  • полномочия и др.

Второй закон подробно останавливается на вопросах исполнительного производства:

  • документы и участники,
  • сроки,
  • меры принудительного исполнения и др.

Так вот, согласно закону № 118 есть 2 вида судебных приставов:

  1. По обеспечению установленного порядка деятельности судов. Если объяснять работу этих людей простыми словами, то они обеспечивают порядок в суде и за его пределами, безопасность всех участников процесса.
  2. Судебные приставы-исполнители – это люди, которые исполняют решение суда по делам об административных правонарушениях.

Более подробно права и обязанности двух категорий госслужащих разберем в отдельном разделе статьи.

Главным органом, который берет на себя функции охраны и обеспечения безопасности в судах, принудительного исполнения судебных решений, является Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Часто можно встретить аббревиатуры УФССП России, где под “У” скрывается “управление”, и РОСП – это значит районный отдел судебных приставов. Министерство юстиции организует и контролирует деятельность судебных приставов.

Читайте также:  Какова сумма алиментов с безработного в 2020-2021 годах

История становления этого института уходит к XII веку. Уже тогда люди, которые доставляли ответчиков в суд, обеспечивали охрану и порядок, взыскивали задолженность, наделялись широкими полномочиями. И никогда эта служба не была частной структурой, только государственной. А руководитель ФССП сегодня назначается Президентом РФ.

Меры принудительного исполнения

Некоторые меры принудительного исполнения в последнее время нашли особенный отклик у наших должников и ответчиков по суду:

1. Ограничение на выезд за границу.

Если в течение 2 месяцев после срока, отведенного на добровольное исполнение решения суда, ответчик так его и не исполнил, пристав имеет право запретить выезд должнику за пределы страны.

Требования суда, невыполнение которых грозит закрытием границы:

  • уплата алиментов, возмещение материального и морального вреда потерпевшему по делу, если сумма более 10 000 руб.;
  • требования, которые не связаны с возмещением денег;
  • другие требования, если сумма долга более 30 000 руб.

2. Временное ограничение на управление транспортными средствами (автомобили, водный и воздушный транспорт, мотоциклы, квадроциклы и др.)

Это решение не может быть принято в случае, если транспорт:

  • единственный источник дохода для должника и членов его семьи;
  • единственное средство передвижения в отдаленной местности;
  • используется для перевозки инвалида.

А также, если задолженность по исполнительному листу не более 10 000 руб.

3. Взыскание на имущество должника (деньги, ценные бумаги, другие ценности, движимое и недвижимое имущество).

Оно подлежит изъятию и передаче взыскателю или реализации с целью возмещения долга по исполнительному листу.

Далеко не на все имущество может быть обращено взыскание. Вот некоторые ограничения:

  • жилые помещения на праве собственности, если это единственные пригодные для проживания помещения;
  • одежда и обувь должника, предметы домашней обстановки за исключением предметов роскоши и драгоценностей;
  • имущество, которое необходимо для профессиональной деятельности должника и др.

Изучение поправки 2019 года, действующая и в 2019 году, дает возможность объективно оценивать полномочия и права судебного пристава. Таким образом, можно предупредить нарушение гражданских прав.

Следует отметить, что наличие задолженности у гражданина не означает лишение его прав. Однако неукоснительно действовать, согласно закону, неплательщик обязан.

Данный обзор посвящен ФЗ №118, регламентирующего действия и меры, предпринимаемые судебными приставами. Обратите внимание, что не каждый человек, при получении исполнительного листа, выполняет распоряжения судебной власти, т.к. считает их рекомендациями. В таких ситуациях правоохранительные органа не вступают в дело, т.к. процесс уже прошел. Поэтому именно судебные инспекторы осуществляют контроль над выполнением постановления.

До 2019 года действовали Федеральные законы, принятые ещё в девяностых. Изменений удалось добиться сравнительно недавно. Тем не менее поправки произошли в пользу ФССП. Так, Федеральный закон о судебных приставах статьей № 12 наделяет приставов следующими возможностями:

  • Проводить меры для обеспечения исполнительных листов.
  • Анализировать претензии и заявления от всех участников производства.
  • Не препятствовать в доступен к документации по данному делу.
  • Отказать от исполнения решения суда, если есть личный интерес.

Изменения для Федерального законопроекта №118 поступили в состав реформы только в 2019 году. Таким образом, Законодательство РФ усилило влияние и расширило полномочия службы ФССП. Руководствуясь этими изменениями должники теперь не могут игнорировать инспекторов. Отныне, сотрудники федеральной службы исполнения решения судов, стали похожи на правоохранительные органы.

При этом, судоприставы обладают такими правами, как:

  • Вызывать в отделение участников исполнительного производства для получения информации.
  • Иметь доступ к необходимым сведениям.
  • Организовывать мероприятия по проверке.
  • Получать разрешение на доступ в помещения, на основании постановления старшего инспектора ФССП.
  • Объявлять неплательщика в розыск.
  • Накладывать арест на любое имущество, если оно не входит в перечень исключительных.

Когда к должнику приходят судоприставы, это в первую очередь говорит о том, что добровольно неплательщик не будет погашать долг. Ввиду этого, могут применять разнообразные меры, вплоть до административного ареста. А такие меры, как наложение ареста на имущества расцениваются, как единственно возможные для исполнения решения суда.

Закон на стороне должника-заемщика?

Помимо вышеописанных поправок, были внесены изменения, которые касаются ареста финансов на банковском счете неплательщика. При исполнении судебного решения, пристав обладает правом направить постановление в банк, который обслуживает счет должника. На основании исполнительного листа, банковская организация без уведомления владельца счет блокирует средства и перечисляет их на счет взыскателя. При этом отстоять свои права гражданину не так легко. Более того, сами банки-кредиторы после просрочки платежей, через два месяца могут обратиться в ФССП.

Единственный выход у неплательщика – доказать, что заблокированный счет является единственным источником средств к существованию.

Также руководствуясь ФЗ №229, должник может подать заявление и информировать через него, что банковский счет является зарплатным или на него перечисляются средства, внесенные в исключительный список. На основании заявления и представленных доказательств, судопристав снимет ограничения. Но взыскание со счета уже продолжиться в размере от 50% до 70% от поступающих сумм.

Права судебных приставов

Судебный пристав имеет право:

Проверять работодателей в отношении его работников-должников, в том числе проводить проверки бухгалтерской документации по исполнению исполнительных документов;

Получать информацию необходимую для работы в рамках исполнительного производства, а, именно, справки, ответы на запросы, и в том числе и ваши персональные данные;

Входить в помещения, которые принадлежат должникам, осматривать их, при необходимости вскрывать эти помещения. Кроме того, на основании решения суда, пристав может совершить эти действия и по отношению к помещениям, которые принадлежат другим лицам, но в которых по мнению пристава, может находиться (укрываться) имущество должника;

Давать физическим лицам и организациям, участвующим в исполнительном производстве поручения, исполнение которых является обязательным, например, дать поручение (на основании постановления) финансово-кредитной организации, удержать денежные средства со счетов должника, дать поручение вручить повестку о необходимости явки на прием к приставу, например родственнику или руководителю организации, где работает должник и т.д.;

Использовать, с согласия собственника, нежилые помещения для хранения имущества, которое было изъято, использовать транспорт должника или взыскателя для транспортировки изъятого имущества. Транспортные расходы возлагаются на должника.

Налагать арест на имущество, делать выемку, передавать на хранение и заниматься реализацией арестованного имущества;

Объявлять как должника, так и его имущество в розыск;

Обращаться в суд с просьбой разъяснить смысл требований исполнительного документа, если способ его исполнения неясен.

Проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, у граждан, участвующих в исполнительном производстве, при совершении исполнительских действий;

Вызывать на прием стороны исполнительного производства, граждан и должностных лиц, проходящих по исполнительным документам;

Обращаться за помощью и взаимодействием к сотрудникам полиции, миграционной службы, ФСБ, МЧС, в органы местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам национальной гвардии Российской Федерации;

Совершать другие действия, предусмотренные законодательством о судебных приставах.

Чтобы лучшее понимать, в чем заключаются должностные обязанности пристава-исполнителя, нужно рассмотреть некоторые особенности их позиции.

Судебный пристав — официальное лицо. Он является сотрудником Федеральной Службы судебных приставов, которые призваны обеспечивать порядок, установленный вышестоящими органами. Касается это работы:

  • Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
  • Верховного Суда РФ.
  • Арбитражных судов и общей юрисдикции.
  • Исполнения судебных актов, мероприятий прочих органов в условиях проведения исполнительного производства.

Обязанности судебного пристава

Неисполненные долговые обязательства есть у многих сограждан. Это могут быть кредиты и займы, невыплаченные алименты, долги по квартплате, штрафы и т. д. Причины неплатежеспособности у каждого должника свои, но когда стороны не могут решить вопрос в претензионном порядке, дело передается в суд.

Разбирательства длятся не один месяц, и если требования истца правомерны, им предоставлен полный пакет документов, суд выносит решение о взыскании долгов в принудительном порядке.

Исполнительный лист с постановлением направляется в службу судебных приставов.

Читайте также:  Единовременная выплата при рождении второго ребенка в 2023 году в Воронеже

В таком случае лишиться части имущества для покрытия долга – реальная перспектива, ведь полномочия судебных приставов предполагают и такой вариант развития событий.

Как бы не сгущались тучи над головой, самообладание и знание нормативной базы, регламентирующей деятельность ФССП, помогут выйти из ситуации с наименьшими потерями, а также избежать нарушения прав.

Полномочия федеральной службы судебных приставов затрагивают сложную имущественно-финансовую сферу правовых и общественных интересов граждан и юридических лиц. Меры воздействия жестки и вызывают большой общественный резонанс. Поэтому деятельность ФССП регулируется обширной законодательной базой:

  • Конституцией РФ;
  • ФЗ №118 «О судебных приставах»;
  • Гражданским Кодексом и гражданским процессуальным кодексом;
  • КоАП РФ;
  • ФЗ № 135 «Об оценочной деятельности»;
  • Положением о Федеральной службе судебных приставов;
  • Нормативно-правовыми актами Минюста.

Опираются приставы и на другие законы, подзаконные акты, инструкции и приказы.

Вооружившись таким внушительным подспорьем от государства и нагрянув в жизнь финансово несостоятельного гражданина, судебные приставы подробно расписывают круг своих полномочий, в черных красках рисуют печальную участь ответчика, умалчивая о правах последнего. А ведь они есть!

Ответчику для начала стоит заглянуть в ФЗ «Об исполнительном производстве». Документ детально прописывает права и обязанности задолжавшего человека, возможности приставов-исполнителей.

В статье 12 ФЗ «О судебных приставах» предусмотрены такие права должностного лица по взысканию долгов:

  1. Обрабатывать персональные данные задолжавшего человека. Получение данных должно быть вызвано мерами по исполнению решения суда. Судебный пристав имеет право делать запросы в банки и прочие финансовые учреждения на предмет наличия вкладов, акций, других финансовых инструментов, принадлежащих должнику. Активно взаимодействуют исполнители со службой ГИБДД по установлению движимого имущества ответчика. Представитель исполнительной власти может делать запросы и в другие ведомства.
  2. Вызвать должника и других лиц, участвующих в производстве, в подразделение ФССП повесткой.
  3. Полномочия судебных приставов при взыскании долга позволяют затребовать имущественную декларацию гражданина. За предоставление ложных сведений наступает уголовная ответственность в форме уголовного штрафа до 100 тыс. рублей или обязательных работ до 180 часов.
  4. Объявить в розыск должника, а также его имущество. До 2011 года искали ответчиков судебных постановлений исключительно правоохранительные органы, однако Дмитрий Медведев (Президент РФ в те годы) переложил такие обязанности на приставов. Разыскивать ФССП имеет право и неправомерно удерживаемых несовершеннолетних в том случае, когда есть решение суда о возвращении ребенка заявителю.
  5. С недавнего времени судебные приставы наделены полномочиями входа в помещения должников (принадлежащие им или занимаемые) и осматривать их, а в необходимых случаях и вскрывать.
  6. После этого возможен арест имущества с передачей на хранение или его реализация.
  7. Постановлением от 17 ноября 2015 г. Верховного Суда РФ допускает наложение ареста или запрета распоряжения на единственное жилье или другую недвижимость должника. Под такое действие подпадает и земля, где расположен санкционный объект (если, конечно, это частный дом или коттедж).
  8. Арест может быть наложен на банковские или другие финансовые счета должника, на транспортные средства и недвижимость. Предпринимаются меры удержания части зарплаты в счет погашения задолженности.
  9. Статьей 67 об исполнительном производстве предусмотрено ограничение судебными исполнителями приставамивыезда за пределы РФ человека с неоплаченными долгами более 10000 рублей. Их полномочия при этом предусматривают направление должнику постановления о таком решении на основании судебного акта. Ограничение вводится только при задолженности неимущественного характера: кредитах, займах, штрафах, алиментах.
  10. С 15 января 2016 г. в силу вступил ФЗ №340, который предоставляет возможность ограничивать в праве на управление транспортными средствами всех категорий и видов граждан, не выполняющих долговые обязательства на сумму 10000 рублей и выше. Ходить пешком придется до тех пор, пока человек не погасит требование суда. Однако, если транспорт — единственный источник дохода, ограничить в «водительском» праве не получится. Постановление о таком решении должно вручаться ответчику лично под роспись с предоставлением после этого 5-дневного периода для избавления от долговых обременений.

Судебный пристав работает не в одиночку, а вместе с должником. Процесс исполнения судебного решения проходит в несколько этапов с соблюдением очередности взыскания:

  1. получение исполнительного листа или заявления от взыскателя;
  2. вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства;
  3. направление постановления должнику и взыскателю;
  4. ожидание добровольного возврата задолженности (5 дней);
  5. розыск счетов и имущества должника;
  6. принудительное возмещение.

Чтобы найти имущество, принадлежащее должнику, приставы задействуют свои полномочия и направляют запросы в различные структуры — кадастр, ГИБДД, Ростехнадзор, ФНС, ПФР. Таким путем суд точно узнает о принадлежащих вам квартирах, домах, участках, автомобилях, счетах и акциях.

После того, как имущество обнаружено, приставы должны обеспечить его сохранность. Они препятствуют тому, чтобы должник продал, подарил или еще каким-то образом укрыл или избавился от имущества.

Арест имущества возможен, если сумма долга превышает ₽ 10 000.

Права и обязанности пристава-исполнителя выполняются строго с учетом документов, их регламентирующих.

Опираясь на документы, приставы-исполнители обеспечивают распорядок деятельности суда, проведение судебного заседания, также могут быть исполнителями решений судебных актов или решений других органов.

Основные обязанности:

  • обеспечение на судебных заседаниях безопасности судей, других заседателей, прочих участников процесса;
  • охрана зданий, а также судебных помещений и комнат совещаний во время работы;
  • исполнение распоряжений, которые выдает председатель суда, судья, а также председательствующий во время судебного заседания, имеющих прямое отношение к соблюдению порядка во время заседания;
  • применение к осужденному, подсудимому, другим участникам заседания мер, необходимых для законного процессуального принуждения;
  • осуществление проверки помещений перед заседаниями;
  • сотрудничество с военными, которые конвоируют задержанных лиц;
  • привод тех персон, которые не являются в суд;
  • принятие участия в совершении исполнительных мероприятий (только по указанию, выдаваемому судебным приставом).

Чтобы лучшее понимать, в чем заключаются должностные обязанности пристава-исполнителя, нужно рассмотреть некоторые особенности их позиции.

Судебный пристав — официальное лицо. Он является сотрудником Федеральной Службы судебных приставов, которые призваны обеспечивать порядок, установленный вышестоящими органами. Касается это работы:

  • Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
  • Верховного Суда РФ.
  • Арбитражных судов и общей юрисдикции.
  • Исполнения судебных актов, мероприятий прочих органов в условиях проведения исполнительного производства.

История создания службы судебных приставов

Это подразделение в структуре исполнительной власти, в привычном нам виде, была сформирована в итоге реформы министерства юстиции. Положение о Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ 13 октября 2004 года. Но, невзирая на сравнительно небольшой срок деятельности, эта служба и профессия имеет очень глубокие исторические корни. История возникновения этой профессии начинает свой отсчет с 11-12 вв. н.э.

Первые исторические упоминания о судебных приставах можно найти и в «Русской правде» и в летописях Новгородской феодальной республики и в «Судебнике» 1479 года. Невзирая на то, что название должности звучало иначе (отроки, мечники, детские, подвойские и т.д.), суть их полномочий не изменилась и представляла собой исполнение денежных взысканий по решению судов.

Ситуация изменилась в XVII веке, когда, после принятия Земским Собором, Соборного уложения 1649 года, соотношение между имущественными и телесными наказаниями резко изменилось в сторону увеличения последних. Необходимость в специалисте для взыскания штрафов и пеней постепенно сходила на нет, и в начале XVIII века полномочиями судебных приставов наделили полицию.

В 1864 году император Александр II провел ряд реформ, которые в корне изменили ситуацию. Было принято решение возродить институт судебных приставов. Позже образована система приставов: существовали частные-становые приставы, городские следственные приставы, судебные.

В полномочия судебных приставов входили: привод, оповещение, получение денежных средств с должника до решения суда (чем не коллекторская деятельность?), исполнение судебных решений, доставка сторонам судопроизводства повесток и документов по судебным делам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *