Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заборы на улице — ошибка проектирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В районе моего дома в Митине почти нет тротуаров, зато организована сплошная парковка автотранспорта. Людям приходится передвигаться вечером и в гололед между проезжающими машинами, в том числе с колясками и малолетними детьми. Даже к детскому садику по соседству пешеходам подойти сложно. По сути, вся территория у дома — это большая парковка, видимость на которой ограниченная. Получается, что безопасность пешеходов под угрозой.
Как заставить муниципалов сделать тротуары в моем районе?
Я не хочу ждать, когда кто-то попадет под машину, поэтому решил действовать профилактически. Уже сейчас можно отделить часть парковки столбиками до тех пор, пока не сделают нормальные тротуары, чтобы люди могли безопасно ходить. С этим я обратился в управу СЗАО. Но они ответили, что в будущем рассмотрят возможность сделать тротуары. А ждать, как мне кажется, не следует.
Есть ли какие-то законодательные нормы, которые регулируют наличие тротуаров в жилых кварталах? Как заставить нерадивых чиновников что-то сделать, а не отписываться?
Законодательные нормы есть, и они обязывают чиновников в том числе строить тротуары и заботиться о безопасности дорог. Сейчас расскажу, на что ссылаться, куда жаловаться и получилось ли у кого-то отстоять свои права на тротуары. Спойлер: да.
Ограничивающие пешеходные ограждения
Ограничивающее пешеходное ограждение — устройство, предназначенное для упорядочения движения пешеходов.
Высота ограничивающих перильных ограждений должна быть от 0,8 до 1,0 м, сеток — от 1,2 до 1,5 м. При наличии двух и более перекладин нижняя перекладина должна быть на высоте не менее 0,4 м. Ограждение перильное высотой 1,0 м должны иметь не менее двух перекладин.
Устанавливаются:
- Перильные или сетчатые на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом — напротив остановок маршрутных транспортных средств с пешеходными переходами в разных уровнях с проезжей частью в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м за её пределами в каждую сторону, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей;
- Перильные на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766) шириной 1 м и менее, или тротуарах — на протяжении не менее 50 м в каждую сторону:
- от всех регулируемых наземных пешеходных переходов;
- нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц:
- проходящих вдоль детских учреждений;
- местах концентрации ДТП, связанных с наездом на пешехода;
- где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел/ч на одну полосу тротуара при разрешённой стоянке и остановке транспортных средств и 750 чел/ч — при запрещённой остановке или стоянке.
Протяжённость ограничивающих перильных ограждений допускается уменьшать до начала остановочной площадки, если в пределах 50 м находятся остановки маршрутных транспортных средств, и прерывать эти ограждения на ширину въездов (выездов) на прилегающие территории.
Должны выдерживать значение горизонтальной сосредоточенной нагрузки на поручни перил 0,3 кН (в любом месте по длине поручня).
Устанавливаются у края надземного пешеходного перехода, у края тротуара на расстоянии не менее 0,3 м от бровки земляного полотна, подпорной стены.
На расстоянии не менее 0,3 м от лицевой поверхности бордюрного камня или от кромки проезжей части устанавливают:
- перильные или сетчатые — на разделительной полосе между основной проезжей частью и местным проездом;
- перильное — на краю тротуара или газона.
«Хочется верить, что заборы пропадут. Но веры в это мало»
— Всё это довольно грустно и печально, но такая заборная зараза сейчас шагает по всей России, потому что это прописали в ГОСТах. И тут конечно надо ругаться на их составителей. Они почему-то решили, что забор — это единственное универсальное решение, прописали его везде и даже не думали, как его будут применять в городе и сколько проблем это создаст. Такое однобокое видение без всесторонней оценки, — рассказал «Новгород.ру» урбанист Аркадий Гершман.
По его словам, всестороннюю оценку провели в Лондоне, оценив необходимость заборов с точки зрения обслуживания, архитектурного облика и других факторов. После этого практически все заборы убрали, так как выяснилось, что от них больше вреда чем пользы. В России же чиновники пока не решаются двигаться в этом направлении.
— У нас есть города, где пытаются с заборами бороться. Но мало кто идёт на это. Если вдруг город начинает что-то подобное делать, к ним приходит ГИБДД и выписывает штрафы на несколько сот тысяч рублей. В судах эти штрафы подтверждаются, а оспаривать обычно их никто не идёт. Просто потому что все боятся, никто не хочет лишней мороки и платить деньги из бюджета, — отметил урбанист. — Муниципалитеты с одной стороны оказались в ловушке, так как национальные стандарты требуют одно, а с другой стороны есть ГИБДД, которое смотрит не на адекватность, а на следование норме законов.
Незаконные парковочные ограждения во дворе В некоторых случаях соседи не только перегораживают путь, умудряясь ставить в неположенном месте машину, но и «бронируют» места, устанавливая всевозможные столбики, железные цепочки и другие ухищрения. Как бороться с ними? Есть несколько вариантов решения этой проблемы:
- Избавиться от мешающих заграждений своими силами
Если в тысячный раз эгоистичные автолюбители проигнорировали ваши настойчивый просьбы о соблюдении закона об устройстве придомовой территории – время действовать. Уберите незаконные помехи движению самостоятельно. Этот способ имеет один существенный недостаток: подобные действия чреваты осложнением конфликта с соседями;
- Обращение к участковому
Если вы далеки от силовых методов решения проблемы, еще один выход – обратиться к участковому или в опорный пункт полиции вашего района.
Требования к автомобилистам в данном случае различны, но их выполнение обеспечит не только комфортное существование, но и решит большинство парковочных конфликтов. А еще есть различные региональные нормативно-правовые акты, которые регламентируют вопросы парковок Санитарные нормы и правила парковок во дворах Есть Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред.
от 25.04.2014) “О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 109), в котором в таблице 7.1.1. описаны правила для стоянки автомобилей во дворах жилых домов. Согласно ним, парковка для авто размещается на определенном расстоянии от окон жилого дома.
2.1. Ограждения следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 23118, стандартов или технических условий на ограждения конкретных типов по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2.2. Качество поверхности и внешний вид ограждений должны соответствовать образцам-эталонам, утвержденным в установленном порядке. На поверхности ограждений не должно быть механических повреждений, заусенцев, искривлений, окалины или ржавчины.
2.3. Ограждения должны выдерживать нагрузки, предусмотренные в СНиП 2.01.07.
2.4. Материалы для стальных элементов ограждений должны приниматься согласно СНиП II-23.
К ограждениям, выполняемым из дерева или гипса, пластика или металла, любых других материалов, предъявляются требования по прочности. Они не должны деформироваться либо разрушаться при нагрузке в 30 кг/см 3 . Этого вполне достаточно, чтобы выдержать даже интенсивный поток людей. Чертежи металлических и деревянных лестниц, способы их ограждения обязательно согласовываются с соответствующими инстанциями.
Высота перил в общественных зданиях: снова обращаемся к СНиП
Ограждающие конструкции в общественных зданиях испытывают гораздо более высокую нагрузку, поэтому для них существуют отдельные требования:
Нельзя не упомянуть и о таком параметре ограждающих конструкций, как расстояние между балясинами. В обычных общественных зданиях оно не может быть меньше 15 сантиметров, а в учебных заведениях – меньше 10 см.
Как быть с винтовыми лестницами
Стремительное развитие современных строительных технологий привело к тому, что каждый человек может самостоятельно разрабатывать дизайнерское оформление собственного дома или квартиры. Чтобы создать уникальное жилище, многие устанавливают оригинальные винтовые и прочие лестницы, существенно отличающиеся от обычных по своей конструкции.
Специально для них были разработаны отдельные правила, согласно которым ограждение должно обязательно монтироваться с обеих сторон, чтобы исключить падение. Требования по высоте перил остались неизменными.
Все здания, в которых больше одного этажа, оборудуются пожарными лестницами. Перила на них должны быть не ниже 1,2 м.
В зависимости от места установки лестницы требования к ней и к стандартной высоте перил могут различаться. Рассмотрим основные из них.
Использование парковочных столбиков вместо ограждений других типов имеет следующие преимущества:
- возможность приобрести переносную либо складную конструкцию и использовать ее на участке любого типа;
- обеспечение свободного передвижения для пешеходов (если речь не идет о блоках барьерного типа с перемычками);
- антипарковочные столбики абсолютно безопасны для использования во дворах и прочих общественных местах;
- легкость использования и быстрота установки;
- длительный срок службы при условии соблюдения правил ухода, таких как регулярное окрашивание металлических корпусов, антикоррозийная защита, смазывание замков и тому подобное;
- большинство моделей отличаются отличными прочностными характеристиками, благодаря чему наезд на ограждение автомобиля не нанесет столбикам существенного вреда;
- привлекательный внешний вид, который гармонично сочетается с необходимостью устанавливать светоотражающие полосы для использования ограждения в ночное время суток.
Среди существенных недостатков парковочной изгороди можно отметить следующие:
- для бетонируемых конструкций процедура установки достаточно трудоемкая и затратная;
- высокая стоимость монтажа и материалов;
- переносные модели не перегораживают проезд, а лишь предупреждают о недопустимости этого;
- стационарные ограничительные столбы для парковки нуждаются в специальном разрешении на их установку.
Правонарушение или нет?
Согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором находится многоквартирный дом, считается общей собственностью жильцов. Это означает, что каждый из соседей имеет равное право на пользование всеми элементами благоустройства, включая места для стоянки автомобилей. Тот, кто самовольно ограничивает пространство при помощи специальных конструкций, нарушает закон. Никто не вправе присваивать себе тот или иной участок двора. Если кто-то успел припарковать транспортное средство на «чужом» месте, нельзя требовать от него убрать автомобиль в другое место.
Фактически подобные действия подпадают под статью 19.1 КоАП РФ («Самоуправство»). Несмотря на символические санкции (предупреждение или штраф в сумме от 100 до 300 рублей) вряд ли кому-то захочется, чтобы в отношении него составляли административный протокол. Поэтому если остальные жильцы начинают жаловаться в официальные инстанции, конструкции, как правило, быстро убирают.
Иногда установку ограничений квалифицируют по статье 7.1 КоАП РФ («Незаконное занятие земельного участка»). Норма применяется, если занятое место находится за пределами границ, обозначенных в кадастровой документации. В этом случае наказание будет более строгим. Лицу, установившему столбики или барьеры на чужой территории, назначат штраф в сумме не менее 5000 рублей.
Покрытие пешеходных дорожек
Раньше тротуары делали из цельных элементов камней или древесины. Современные возводят совсем иными способами. Рассмотрим некоторые из них:
- Монолитный тротуар из бетона. Такие дорожки встречаются в каждом городе России, ведь этот способ облагораживания пешеходных тротуаров является простым и практичным. В месте расположения тротуара убирается плодородный слой, засыпается гравий или шлак, затем следует насыпь из песка. Поверхность выравнивается, устанавливаются бордюры и площадь заливается бетоном повышенной прочности.
- Тротуар из плитки. Тротуарная плитка — это очень прочный материал. Его основу составляет цемент. Изготавливают плитку путем вибропрессования, поэтому ее структура получается такой прочной и плотной. В некоторых случаях при изготовлении тротуарной плитки используется армирование. Подушка для клади делается точно так же, как и в случае с монолитным покрытием. Укладывается плитка, как правило, вручную. Между собой элементы тротуара никак не фиксируются. Использование красителей позволяет получить плитку самых неожиданных расцветок.
Есть и другие способы возведения тротуаров, но они используются только в индивидуальном порядке, для оформления главных улиц, для создания рисунка и т. д. Покрытие выбирается исходя из назначения.
Какая должна быть минимальная и максимальная ширина
На территории нашей страны действуют специальные СНиПы и государственные стандарты, которые содержат геометрические нормативы дорожных сооружений.
Согласно ГОСТу 52766-2007 (п. 4.5.1.1) наличие тротуара обязательно на тех участках, которые пролегают через любой населенный пункт.
Количество полос для ходьбы связано с интенсивностью потока людей:
при общей (в обоих направлениях) напряженности движения пешеходов до 50 человек в час | допускается наличие одной полосы |
при интенсивности от 50 до 1000 чел./ч | тротуар должен состоять минимум из двух полос |
при количестве пешеходов более 1000 за 1 час | число полос увеличивается на одну с каждой тысячей |
Наименьшая допустимая ширина и тротуара, и пешеходной дорожки при однополосном движении – 1 метр. При большем количестве полос она должна составлять более 0,75 метра. Максимальная ширина данным ГОСТом не установлена.
Что разрешено и что запрещено для транспортных средств
Любой водитель, управляющий, автомобилем, должен понимать, что заезд на те элементы дорожной конструкции, которые предназначены для ходьбы людей и перемещения велосипедистов означает, по меньшей мере, неуважение к другим участникам.
Нельзя безответственно относиться к безопасности других, объезжая, например, «затор» или место аварии по тротуару.
Кроме того, нередки случаи, когда после преодоления высокого бордюра у автомобиля оказываются поврежденными колесные диски или покрышки.
Городская инфраструктура не всегда развита настолько хорошо, что вероятность образования «пробок» минимизируется, однако законом и безопасностью пренебрегать в любом случае нельзя.
Что разрешено и что запрещено для транспортных средств
Любой водитель, управляющий, автомобилем, должен понимать, что заезд на те элементы дорожной конструкции, которые предназначены для ходьбы людей и перемещения велосипедистов означает, по меньшей мере, неуважение к другим участникам.
Нельзя безответственно относиться к безопасности других, объезжая, например, «затор» или место аварии по тротуару.
Кроме того, нередки случаи, когда после преодоления высокого бордюра у автомобиля оказываются поврежденными колесные диски или покрышки.
Городская инфраструктура не всегда развита настолько хорошо, что вероятность образования «пробок» минимизируется, однако законом и безопасностью пренебрегать в любом случае нельзя.