Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать воспитатель ДОУ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.
Личностные характеристики
Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:
- Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное — любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя.
- Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
- Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
- Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию — работать будет одно удовольствие.
- Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
- Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.
Профессиональное мастерство
Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.
Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим однообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.
Функции для реализации образовательной деятельности воспитателя
Для реализации задач, поставленных перед воспитателем современной системой российского образования, ему необходимы определенные функции. Коммуникативно – стимулирующая функция предполагает умение педагога налаживать контакт с детьми, поддерживать доброжелательные отношения с ребятами. Профессиональные качества воспитателя детского сада предполагают проявление к малышам душевного отношения, заботы, тепла, любви и уважения. Эта функция предполагает полноценное общение не только с подопечными, но и с родителями, другими сотрудниками, коллегами.
Диагностическая функция взаимосвязана с изучением особенностей каждого ребенка и установлением их уровня воспитанности и развития. В профессиональные качества воспитателя детского сада входит знание особенностей детской возрастной психологии. Если педагог не владеет информацией об уровне нравственного, психического, физического развития ребенка, ему не место в детском саду. Настоящий профессионал изучит все личностные характеристики каждого ребенка в своей группе, познакомится с родителями, проанализирует жилищные условия, атмосферу в семье, чтобы быть в курсе всего, что происходит с его малышами.
Ориентационно-прогностическая функция предполагает такие профессиональные качества воспитателя детского сада как планирование образовательной и развивающей работы. Кроме того, в профессиональные интересы работника ДОУ должно входить желание творчески подходить к своей деятельности.
Конструктивно – проектировочная функция характеризует профессиональные качества воспитателя детского сада, касающиеся организации учебных занятий и развивающих игр, проектов с малышами.
Обязанности воспитателя детского сада
Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.
Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:
- коммуникативно-личностное развитие ребёнка
- познавательно-речевое
- художественно-эстетическое
- физическое.
Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.
«Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность — способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».
Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования.
Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями
К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:
- знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста
- знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве
- знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте
- умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей
- умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
- знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей
- умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования
- умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника
- способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями
- умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ
- владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе
- владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников
- умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач
- умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.
Профессиональное мастерство
Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.
Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим однообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.
Каким должен быть педагог дошкольного образования
Отвечая на вопрос, каким должен быть воспитатель, следует выделять два аспекта. Во-первых, это обладание педагогом теми личностными качествами, которые позволяют успешно работать: доверие и уважение к каждому ребенку, поддержка детской инициативы и творчества, что приносит детям радость. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Для ребенка очень важно, чтобы в течение дня воспитатель одобрил его, отметил хороший поступок, помощь кому-то из детей или педагогу, помощнику воспитателя. Тогда, приходя после дня, проведенного в детском саду, домой, ребенок говорит родителям: «Марина Алексеевна меня любит: она погладила меня по голове и сказала: „Милая ты наша!“».
Во-вторых, повышение профессионального мастерства, которое позволит педагогу сформировать себя как всесторонне развитую творческую личность, активную, обладающую высокими нравственными качествами.
Обладать личностными качествами для успешной работы с детьми
Одно из важнейших качеств педагога — любовь к детям. Это подчеркивают все ученые в области педагогики. Педагогу необходимы такие качества, как искренность, открытость, доброжелательность, уважительное отношение к ребенку.
От того, как воспитатель общается, взаимодействует с воспитанниками, их родителями, коллегами, зависит эмоционально-положительное состояние детей и какими мы их воспитаем. Педагог должен воспитать в себе такое качество, как терпение. В работе с детьми оно просто необходимо.
Педагогу важно формировать у дошкольников умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Отечественные психологи и педагоги Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.И. Радина и др. придают этому большое значение, подчеркивая, что это умение само по себе очень важно для развития каждого ребенка. Вместе с тем включение общения в любую деятельность детей повышает ее эффективность.
Педагогический такт и справедливость
Данное качество предполагает соблюдение наставником общечеловеческих норм взаимодействия и общения с дошкольниками. Кроме того, профессиональный воспитатель учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, его психологические особенности. По новым ФГОС для каждого воспитанника детского сада выстраивается собственная образовательная траектория, по которой он продвигается под руководством своего наставника. Справедливость – обязательное качество современного педагога ДУ. Он обязан вести себя беспристрастно по отношению к каждому малышу. Какими еще личностными качествами должен обладать хороший воспитатель? Он должен быть оптимистом, не теряться в экстремальных ситуациях, иметь шарм и личное обаяние, владеть чувством юмора, иметь житейскую мудрость. С точки зрения социальной активности, такой педагог всегда должен быть готов помогать коллегам в решении общественных и социальных проблем, касающихся в первую очередь образовательной сферы.
Критерии оценки работы воспитателя
Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.
Обратим внимание на личностную сторону общения. Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело. Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.
Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подражания для ребёнка.
С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и индивидуальных занятий.
К личностным качествам педагога относятся:
-
профессиональная направленность;
-
эмпатия;
-
педагогический такт
-
педагогическая зоркость;
-
педагогический оптимизм;
-
культура профессионального общения;
-
педагогическая рефлексия.
Профессиональная направленность — собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание. Профессиональная направленность характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения.
Эмпатия — качество личности, се способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать. Эмпатию трудно воспитать, но также трудно и разрушить; она сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности. Педагогический такт означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкости поведения и воспитательных воздействий — таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе.
Педагогическая зоркость проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Показателями педагогической зоркости следует считать умение воспитателя видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние.
Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы. Суть такого оптимизма сформулирована в педагогических заповедях Ш.А. Амонашвили: «Верьте в ребенка. Верьте в себя. Верьте в науку». Педагогу, любящему детей, свойственна настроенность на восприятие их положительных качеств и свойств. Зная достоинства и способности каждого воспитанника и создавая условия для их проявления, он способствует раскрытию личного потенциала у детей.
Культура профессионального общения предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог — ребенок», «педагог — родители», «ребенок — ребенок», «педагог — коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата. Педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотношение их с поставленной целью. Педагог размышляет над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.
Основными причинами профессиональной непригодности педагога является проявление небрежности, халатности в процессе педагогической деятельности. В подобных случаях следует говорить об отсутствии необходимых личностных качеств, воспитывающего и обучающего, прежде всего профессиональной направленности, или об их деформации. Нельзя забывать другую заповедь Ш.А. Амонашвили: «Любите ребенка. Если хотите развить в себе Божий дар педагога — любите ребенка».
-
Педагогическая деятельность как диалог двух культур — ребенка и педагога.
-
Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка-дошкольника
-
Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
-
Психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста
Характеристика воспитателя
Хороший воспитатель всегда знает, как увлечь и занять малыша, помочь ему справиться с нелегким расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют, когда педагог искренне интересуется их проблемами. Таких воспитателей ребята очень любят и всегда вспоминают о них с теплотой и нежностью, даже покинув стены детсада.
Воспитатель по закону работает 36 часов в неделю. Рабочий день воспитателя начинает с 7 часов утра и длится семь с лишним часов. По факту появляется воспитатель в саду ближе к 8, когда родители начинают приводить детей. Затем на смену должен прийти другой воспитатель. Иногда случается, что одному человеку приходится работать и по 12 часов в день. Например, если другой работник заболел или находится в отпуске.
Все время воспитательница проводит в движении – играет с малышами, проводится разнообразные занятия. В младшей группе такие занятия длятся 7-10 минут, у старших — уже до 30 минут. На подготовку к каждому занятию нужно время, которого порой не хватает, ведь оставлять малышей одних нельзя.
Воспитатель должен обладать хотя бы минимальными знаниями по детской психологии. Ведь многие поступки детей обусловлены именно возрастными изменениями их психики. Хороший педагог умеет определять индивидуальные способности малышей. Ведь даже к самому трудному ребенку всегда можно подобрать необходимый «ключик».
Не менее важным качеством воспитателя является и умение находить общий язык с родителями воспитанников. А тут уже требуется знание психологии взрослого человека. Иногда из-за домашних проблем ребенок становится раздражительным. И в этом случае воспитатель просто обязан деликатно объяснить родителям, как смягчить сложившуюся ситуацию (развод, смерть близких) и сделать её наименее травматичной для психики ребенка.
Воспитатель не должен забывает и о дисциплине, режиме и других организующих факторах. Формировать у детей усидчивость и трудолюбие нужно с самого разного возраста. А кто как не воспитательница сможет это сделать мягко и ненавязчиво, в форме игры?
Но самым важным качеством хорошего воспитателя является ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ! Если этого нет — хорошего педагога из человека не выйдет, как ни крути.
Пишет Лада:
«Я сама работаю воспитателем и хочу сказать, что можно искать (и, конечно, находить) множество причин,чтобы оправдывать безобразное отношение к работе воспитателей, неадекватность родителей, но лично я считаю: если ты выбрал эту сложную, очень непростую профессию, ЛЮБИ ДЕТЕЙ, и многие проблемы и конфликты с родителями исчезнут.»
Не стоит забывать и про такие качества, как доброта, терпение, аккуратность… Ведь воспитательница является образцом для малышей, человеком на которого они обращают свое внимание и пытаются ему подражать.
Каким должен быть современный педагог?
Хороший современный воспитатель – это своеобразная квинтэссенция:
- хорошего образования;
- манер;
- любви к детям;
- педагогического мастерства;
- творческого потенциала.
Его работа – это постоянный труд над собой, своими мыслями и поступками. Сегодня требования к воспитателю, выносимые как родителями воспитанников и директорами, так и общественность в целом, выглядят следующим образом:
- Хорошее образование.
- Набор личностных и профессиональных качеств.
- Грамотная речь педагога.
- Достойный внешний вид и образ педагога в глазах общественности.
- Специальные знания, умения и навыки, необходимые педагогу.
Данный список не полон, и имеет ещё множество дополнений. Постараемся более подробно рассмотреть каждый из пунктов.
МАДОУ д/с 151 города Тюмени. Егорочкина В.С.
Конкурсант:
Егорочкина Виктория Сергеевна
Дети – самое дорогое, что есть у нас. Хотелось бы посвятить им каждую минуту своей жизни, но современные родители вынуждены много работать, поэтому очень часто детишки в детском саду проводят времени больше, чем дома. Именно поэтому так важно понять: каков он – современный воспитатель в детском саду. Кому мы доверяем своих детей. Что делают воспитатели в детских садах, как заботятся о малышах, какие навыки им прививают. Что движет ими? Попробуем мысленно «нарисовать» портрет современного воспитателя детского сада.
Мы предполагаем, что воспитатель – это человек, который свою душу и жизнь решил посвятить детям. В эту профессию идут только особенные люди. Ведь для детей (особенно, для самых маленьких, воспитатель – это, словно, вторая мама). Они учат детей добру и делают с ними по жизни первые шаги. Они дают им знания об окружающем мире и прививают первые навыки самостоятельности. Очень важно воспитывать малышей так, чтобы они росли добрыми, честными и пытливыми, любили своих близких.
Штрихи к портрету – основные качества воспитателя в детском саду:
Наши дети посещают детский сад, чтобы провести там время с пользой. Они общаются со сверстниками, развиваются физически, играют, поют, рисуют. Какие педагоги их встречают там?
На данный момент (согласно статистическим данным) в детских садах работают, преимущественно, женщины в возрасте от 25 до 55 лет). Примерно половина всех педагогов имеют высшее образование, остальные – среднее специальное.
Какими качествами должен обладать современный воспитатель? Безусловно, главное – это любовь к детям. Это помогает создать в саду особый психологический климат, в котором таки приятно находиться детям. Другое немаловажное качество – это желание и способность дать ребенку первичные необходимые навыки и знания, которые малыши должны освоить к школе. Портрет современного воспитателя предполагает, что педагог использует индивидуальный подход к каждому ребенку, с учетом его группы здоровья, уровня развития и психологических особенностей развития личности. Этот подход отличается от тех методов, которые использовались 20-30 лет назад.
Очень хорошо, когда воспитателями детских садов становятся молодые люди, так как, у них много энергии и энтузиазма, свежие знания, полученные в учебных заведениях. Но практика показывает, что молодежь не спешит устраиваться на работу в детский сад. Причина банальна – низкий уровень заработной платы. Но все же, небольшой процент молодых воспитателей есть – чаще всего те, кто ищет возможность устроить своего ребенка в детский сад и имеет специальное образование.
Нюансы изображения – портрет воспитателя глазами специалистов:
Сами воспитатели говорят о своей профессии так: «Все педагоги, которые приняли решение работать в детском саду – это люди творческие. Они любят профессию и детей. Те, кто проработал много лет – могут аргументировать свою работу многолетним опытом, знанием специфики работы и психологических особенностей детей в детском саду. Молодые воспитатели могут работать по новым программам и методикам и даже создают свои. Они предпочитают творческий подход к своей работе. Что всегда приветствуется? Преемственность — опытные педагоги делятся с молодыми коллегами своими наработками на семинарах, конференциях, открытых занятиях, а также в процессе работы. На тех же самых занятиях молодые педагоги демонстрируют, как они используют в работе современные методики. Получается такой «взаимовыгодный» обмен опытом.
Автор: Богданович Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ “215”
Населённый пункт: город Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современный педагог дошкольного учреждения: социальная роль, профессиональные функции, личностные качества.
Дата публикации: 29.03.2018
Раздел: дошкольное образование
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра дошкольного образования
Современный педагог дошкольного учреждения: социальная
роль, профессиональные функции, личностные качества
Богданович Мария Александровна,
воспитатель МБДОУ № 145
Дорн Марина Викторовна,
к.п.н, зав. кафедрой дошкольного
1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества………………………… 5
2. Функции современного педагога дошкольного учреждения…………..
3. Особенности деятельности педагога дошкольного учреждения…….
4. Требования к личности воспитателя……………………………………..
Воспитатель XXI века. Каким ему быть.
собой создание нового типа детского сада, способного организовать единое
дошкольного периода детства.
своих интересов, особенностей, выражение в творческой самореализации
предполагает формирование новой модели обучения, где интересы ребенка-
дошкольника будут взяты за основу. На данном этапе происходит переоценка
поддержку детской инициативы, на охрану и укрепление здоровья детей. В
определяет основу образовательной программы детского сада и выдвигает в
качестве основной цели воспитательно-образовательной работы – развитие
воспитательно-образовательного процесса. Дошкольное образование целиком
и полностью выстроено на процессе взаимодействия педагога с детьми, а
поскольку педагог для ребенка является достаточно значимой фигурой, то
высокопрофессиональные педагоги. Именно рядом с детьми, потому что если
Профессионализм педагога состоит из многих составляющих. Но очень
часто бывает, что процесс воспитания и обучения детей выстраивается в
систему, которая зачастую четко спланирована и жестко регламентирована,
почти полностью исключая творчество как педагога, так и детей. И как
должного внимания, так как выходят за рамки спланированной деятельности.
потребностей воспитанников. Целью должно стать не формирование знаний,
воспитателя современного детского сада – постепенный уход от стереотипов,
организация мыслительной деятельности, в ходе которой будет происходить
переоценка собственных профессиональных действий, своих установок по
1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества
«Любить детей — это и курица умеет.
А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело,
требующее таланта и широкого знания жизни»
На мой взгляд, воспитатель – это не только профессия, это призвание,
которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить,
меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равные единицы
– и то воспитывающее общение, которое там установится между ними, не
будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно будет
компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка. Но
общением, элемент подчинения устранен совершенно. Подчинение одного,
уравновешиваясь равным подчинением другого, означает только то, что связь
между ними приняла форму соединения на равных началах. И такую именно
воспитывающем общении не существует. В них ребенок подчиняется воле
воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка. В таких детских
садах воспитывает только воспитатель, считающий это воспитание своей
прерогативой, но воспитывать должен не только воспитатель, но и ребенок
воспитателя. И хотя это положение и звучит парадоксом, однако только при
последовательном и неуклонном проведении его, мы будем иметь истинных
положительных результатов. Чем скорее ребенок увидит и почувствует, что не
н е п р е р ы в н о
перевоспитывается и улучшается, тем полнее и плодотворнее будет влияние
воспитателя на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится
подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать
всяческое содействие и поддержку, тем более он будет склонен свободно
следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит
воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.
Воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы это
свободы, но вместе с тем и серьезного торжественного отношения к жизни и
ее задачам и чтобы ребенок все более проникался тем сознанием, что, работая
вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой
маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над
теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. В целях
пробуждения у детей подобного сознательного отношения к детскому саду
беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен
обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности
меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь
искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Детский сад должен
научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом
воспитания воспитатели детского сада, должны считаться с возрастом детей,
которые в нем находятся. Это возраст быстро сменяющихся настроений,
быстро перескакивающих интересов, и помещать его в определенные рамки
какой – нибудь программы, какого – нибудь расписания значило бы просто
вступать в борьбу с ним, значило бы производить с этим возрастом самую
отчаянную ломку. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути.
Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и
тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.
Самое главное место в детском саду должно отводиться играм детей.
Функции для реализации образовательной деятельности воспитателя
Для реализации задач, поставленных перед воспитателем современной системой российского образования, ему необходимы определенные функции. Коммуникативно — стимулирующая функция предполагает умение педагога налаживать контакт с детьми, поддерживать доброжелательные отношения с ребятами. Профессиональные качества воспитателя детского сада предполагают проявление к малышам душевного отношения, заботы, тепла, любви и уважения. Эта функция предполагает полноценное общение не только с подопечными, но и с родителями, другими сотрудниками, коллегами.
Диагностическая функция взаимосвязана с изучением особенностей каждого ребенка и установлением их уровня воспитанности и развития. В профессиональные качества воспитателя детского сада входит знание особенностей детской возрастной психологии. Если педагог не владеет информацией об уровне нравственного, психического, физического развития ребенка, ему не место в детском саду. Настоящий профессионал изучит все личностные характеристики каждого ребенка в своей группе, познакомится с родителями, проанализирует жилищные условия, атмосферу в семье, чтобы быть в курсе всего, что происходит с его малышами.
Ориентационно-прогностическая функция предполагает такие воспитателя детского сада как планирование образовательной и развивающей работы. Кроме того, в профессиональные интересы работника ДОУ должно входить желание творчески подходить к своей деятельности.
Конструктивно — проектировочная функция характеризует профессиональные качества воспитателя детского сада, касающиеся организации учебных занятий и развивающих игр, проектов с малышами.