Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужна ли печать перевозчика в транспортной накладной». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно правилам заполнения транспортной накладной подписи с расшифровками требуются от всех сторон, участвующих в процедуре перевозки и доставки груза из пункта отправки в пункт прибытия. Соответственно, необходима подпись грузоотправителя и грузополучателя по факту отправки и получения самого груза. Со стороны транспортной компании, предоставляющей услуги по грузоперевозкам, подпись в большинстве случаев ставится водителем (перевозчиком) как ответственным уполномоченным лицом, представляющим компанию. В ряде случаев эту подпись также может поставить и сам руководитель компании, однако по статье 53 Гражданского кодекса право на подписание накладной может быть делегировано сотруднику — представителю компании. Данные подписи также ставятся в разделах 6 “Прием груза” и 7 “Выдача груза”.
Почему накладная так важна
Накладная действует как юридическое соглашение между грузоотправителем и перевозчиком. Документ необходим в целях установления ответственности, для страхования и оплаты.
Оформленные накладные содержат идентификационные данные, позволяющие отслеживать груз в режиме реального времени. Такой способ позволяет снизить риск потери. В современной логистике любая доставка за границу подразумевает возможность отслеживания груза. В транспортной компании Time Saving Machine после забора у отправителя груза или документов службой доставки клиенту высылается трек–номер для отслеживания отправления в реальном времени на сайте перевозчика. Если клиент заказывает в TSM услугу авиакурьера, трек–номер не предоставляется по следующим причинам:
- на протяжении всего пути следования отправление находится в руках одного перевозчика, который летит с посылкой в самолете и не имеет возможности передавать данные о местонахождении;
- срок доставки авиакурьером очень быстрый — всего 2–4 суток: за такой период нет нужды беспокоиться о местоположении отправления.
Способы оформления накладной
Транспортные накладные разрешено выписывать тремя различными способами:
- заполнить печатную форму от руки;
- заполнить бланк в бухгалтерской программе и распечатать;
- оформить электронную транспортную накладную.
В чём разница между ТН и ТТН
Многие ошибочно считают, что ТТН и ТН являются синонимами. Это два дополняющих друг друга документа, но каждый из них является самостоятельным видом официальной бумаги. Товарно-транспортная накладная имеет следующие отличительные особенности:
- оформляется с целью контролировать перемещение товара от производителя до конечного получателя;
- наличие ТТН в составе сопроводительных документов снимает любые возможные вопросы при проверке перевозчика представителями контролирующих служб, ДПС;
- ТТН выступает как основа для оплаты за услугу по перевозке груза;
- документ содержит в себе два основных раздела;
- первый раздел товарный, и в нём представлены сведения о грузе;
- второй раздел транспортный, где вносят данные о транспортировочном процессе;
- если возникают какие-либо изменения, корректировать ТТН должен грузоперевозчик;
- ТТН всегда оформляется в 4 экземплярах.
Как подтвердить расходы на автоперевозку: ТН или ТТН
Транспортная накладная предусматривает указание отгрузочного наименования груза. Оно определяется весьма обобщенно — на основании справочника «Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов» (ЕТСНГ), без указания конкретных характеристик товаров, существенных в сделке купли-продажи.
Комплект перевозочных документов на партию перевозимого груза состоит из документа, подтверждающего факт передачи материальных ценностей к перевозке, и документа, подтверждающего факт транспортировки груза в место назначения. Следовательно, документами, подтверждающими расходы налогоплательщика на приобретение транспортных услуг, являются акты выполненных работ (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2011 г. по делу № А14-12511/ 2010413/28).
Можно ли на товарно-транспортной накладной ставить штамп
Согласно указаниям по применению и заполнению форм, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте», третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации — владельцу автотранспорта.
В письмах Минфина РФ от 06.08.2022 № 03-01-10/45390 и ФНС РФ от 13.01.2022 № СД-4-3/105@ чиновники разъяснили, что оттиск печати не поименован в числе обязательных реквизитов первичного учетного документа, приведенных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Поэтому его наличие в первичном документе не является обязательным.
Выше упоминалось понятие ТОРГ-12. Это форма Т-накладной (а именно «товарная»). Она стандартизирована на государственном уровне. Здесь также присутствуют столбцы и строчки со значением, которые следует заполнить. Предоставляется частная информация об участниках и используется общероссийская кодировка.
ТТ-накладная оформляется, если для доставки привлекается транспорт (с его полным описанием), а с вышеупомянутой можно обойтись и без него. Первую разрешено использовать при совершении продаж и при простом перемещении груза. А вторая требуется исключительно при наличии товарно-денежных отношений. Она более обширна и включает много сведений (в т.ч. условия совершения сделки, количество ТМЦ, стоимость, НДС).
Кроме того, существует другое понятие ТН («транспортная»). Предназначена для автогрузовой перевозки.
Электронная транспортная накладная
С 1 января 2022 года электронные транспортный накладные наделены таким же статусом, как и документ, оформленный на бумаге.
Транспортная накладная, выданная в электронной форме, также предназначена для подтверждения заключения договора перевозки. Ее форма приведена в приложении № 4 к постановлению правительства от 30.11.2021 № 2116, но формат электронной транспортной накладной должна разработать ФНС.
Чтобы подписать электронную транспортную накладную водитель может использовать простую электронная подпись или усиленную неквалифицированную электронная подпись. Но при последнем варианте документ надо дополнительно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью перевозчика.
Электронную транспортную накладную нужно направлять в государственную информационную систему «Электронный перевозочные документы». Порядок направления электронной транспортной накладной в эту систему разработает и утвердит правительство.
Если компания подключена к системе и перешла на электронный документооборот, бухгалтерии не нужно распечатывать транспортные накладные и хранить их на бумаге.
Важные требования к оформлению
Чтобы правильно заполнить бланк, ответственному работнику важно учитывать требования:
- документ является подтверждением факта заключения договора на транспортировку груза;
- один бланк ТП оформляется на один рейс транспортного средства, независимо от количества партий. Исключение: условия договора предусматривают иной порядок;
- если одна партия товара доставляется несколькими автомобилями, то придется оформить отдельную ТН на каждое транспортное средство;
- в стандартной ситуации ТН на перевозку груза оформляется в трех экземплярах, по одному — для каждой из сторон-участников: отправитель, перевозчик и получатель. Но количество сторон уменьшается, например, когда перевозку выполняет покупатель или продавец;
- по общим правилам, оформляет документ отправитель. То есть лицо, которое совершает отгрузку товара. Но стороны предусматривают и иные условия в договоре;
- при любых исправлениях в уже составленном документе корректирующая запись заверяется подписью ответственного лица с расшифровкой должности и Ф.И.О.
Правила заполнения ТН для перевозчика
Далее рассмотрим, как заполнить транспортную накладную (образец для перевозчика).
От компании, занимающейся перевозкой, требуется заполнить разделы с 8 по 11, 13, 15 и 16. Он также подписывается под разделом 6 — подтверждая приём груза и под разделом 7 — подтверждая сдачу.
Раздел 8. Данное поле заполняется информацией, касающейся требований перевозки. Говоря конкретнее, здесь прописываются признаки утраченного груза, размер платы за хранение, санкции за невывоз груза, задержку и прочее. Поле можно оставить пустым, тогда условия будут определяться по общим правилам Устава автомобильного транспорта.
Раздел 9. Здесь заполняется дата приёма заказа, ФИО, должность и подпись принявшего заказ сотрудника.
В разделе 10 прописываются данные о перевозчике (по типу сведений об отправителе): полное название организации или ФИО физлица, ИНН, адрес, контакты. В дополнительной графе — данные водителя.
Накладную условно можно поделить на две части.
- Первая – товарная, — включает сведения
- об отправителе и получателе товара,
объеме,
- наименовании и т.п. параметры.
- Вторая часть – транспортная. В ней содержатся сведения
- непосредственно о перевозке,
информация о компании-перевозчике и конкретном водителе,
- марке автомобиля,
- времени в пути и километраже,
- товаре и т.д.
Эта часть документа является основанием для списания груза со склада отправителя и одновременно для приходования его получателем.
Здесь же указывается стоимость транспортировки.
Порядок оформления ТТН, правила ее подписания и проставления печатей
Бумага формы 1-Т имеет два раздела. Первая часть характеризуется сведениями о товаре, а вторая часть содержит информацию о погрузке и разгрузке материала. Заполнение первой части осуществляется грузоотправителем, а оформление второй части производится грузоперевозчиком.
- Товарная накладная. Если в товарном разделе ТТН не указан полный перечень товаров.
- Сертификат соответствия и качества, паспорта.
- Счет-фактуры и договор между поставщиком и получателем ценностей. О том, чем ТТН отличается от счета-фактуры и товарной накладной и могут ли они заменить друг друга, говорится здесь.
- Сопроводительный документ на перевозку древесины, который утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.14 № 571.
- Свидетельство ДОПОГ на транспортное средство.
- Путевой лист.
ООО и АО вправе самостоятельно решать, будет у организации печать или нет. Обязательна: на путевых листах всех типов транспортных средств, например, путевом листе легкового автомобиля форма 3 , путевом листе автобуса форма 6. На товарно-транспортной накладной форма 1-Т требуется только печать грузоотправителя. Но для него лучше, чтобы и грузополучатель при переходе прав собственности на груз тоже поставил печать. Печати в новой транспортной накладной больше не ставят.
В правительстве ее утвердили постановлением от 15 апреля г. Такой документ составляют в трех экземплярах — по одному для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. И подписи каждой из сторон должны стоять в накладной. Иначе подтвердить расходы на доставку товаров таким документом у компании не получится. Налоговики попросту не примут его в качестве доказательства затрат.
Где в транспортной накладной ставится печать перевозчика
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Из п. 2 той же статьи следует, что если форма первичных учетных документов содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, документы должны быть составлены по этой форме.
Согласно указаниям по применению и заполнению форм первичной документации по учету работ в автомобильном транспорте, содержащимся в приложении к постановлению Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 (далее — Постановление N 78), товарно-транспортная накладная (унифицированная форма N 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Транспортный раздел этой накладной определяет взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служит для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
В силу п. 2 Постановления N 78 ведение первичного учета по форме N 1-Т обязательно для юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
Реквизиты транспортного раздела накладной в графе «Водитель-экспедитор» содержат место для штампа. Исходя из требований п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ и п. 2 Постановления N 78 в форме N 1-Т должны быть заполнены все реквизиты. Поэтому в соответствующей графе накладной должен быть проставлен оттиск штампа перевозчика.
Однако следует учитывать и то, что правовые отношения, связанные с оказанием услуг по перевозке грузов, регулируются нормами гражданского законодательства о перевозке грузов.
В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2022 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»), форма и порядок заполнения которой предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2022 N 272.
Таким образом, отсутствие штампа перевозчика в товарно-транспортной накладной не означает, что договор перевозки груза не заключен и не исполнен.
По смыслу п.п. 1 и 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, заполнение всех реквизитов документа установленной законодательством формы в совокупности подтверждает реальность того факта хозяйственной деятельности организации, для оформления которого этот документ применяется. Однако отсутствие какого-либо из реквизитов еще не свидетельствует о документальной неподтвержденности соответствующего факта хозяйственной деятельности в принципе. Наличие такого факта может подтверждаться другими реквизитами того же документа или другими документами, составленными в рамках исполнения сторонами договора своих обязательств. Отсутствие штампа перевозчика в товарно-транспортной накладной еще не означает, что принятие груза к перевозке и реальность оказания услуг по перевозке груза невозможно подтвердить документально.
Следовательно, если груз фактически был принят перевозчиком и услуги по перевозке оказаны, у сторон договора нет оснований не отражать факт оказания услуг в бухгалтерском учете и у лица, обязанного оплатить услуги перевозчика, нет оснований их не оплачивать даже в случае незаполнения отдельных реквизитов товарно-транспортной накладной.
В правоприменительной практике суды, решая вопрос о правомерности отнесения на расходы стоимости услуг перевозки грузов или правомерности применения грузоотправителем вычетов по налогу на добавленную стоимость, предъявленного перевозчиком, обращают внимание не только на отсутствие печати или штампа перевозчика в форме N 1-Т, но и на наличие или отсутствие других доказательств реальности оказания услуг по перевозке грузов.
Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 08.12.2022 N Ф09-10096/10-С3 суд, несмотря на ненадлежащее оформление товарно-транспортной накладной, пришел к выводу о том, что исполнение договорных обязательств между налогоплательщиком и перевозчиком по договору перевозки груза носило реальный характер. Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 11.02.2022 N 09АП-143/2022 (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 25.05.2022 N КА-А40/4248-09), рассматривая дело, в котором также затрагивался вопрос об отсутствии печати в товарно-транспортной накладной, отметил, что НК РФ не устанавливает перечень документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных расходных операций, не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению (заполнению). При решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов в целях налогообложения прибыли необходимо исходить из того, подтверждаются произведенные налогоплательщиком расходы имеющимися у него документами. Иными словами, условием для включения затрат в налоговые расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены. При этом во внимание должна приниматься достоверность представленных налогоплательщиком в подтверждение факта и размера понесенных затрат доказательств, которые подлежат правовой оценке в их совокупности. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 22.06.2022 N 13АП-3285/2022 обратил внимание на то, что отсутствие отметки перевозчика в товарно-транспортной накладной само по себе не означает, что груз не был отгружен. ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 15.10.2022 N А56-14274/2022 указал, что постановлением Госкомстата от 28.11.1997 N 78 не предусмотрено, что незаполнение отдельных граф товарно-транспортной накладной свидетельствует о ее недействительности. Наличие надлежащим образом оформленного договора является достаточным доказательством заключения договора перевозки, в том числе и при наличии отдельных недостатков оформления ТТН. К аналогичным выводам суды приходили и в других случаях (постановления ФАС Поволжского округа от 14.01.2022 по делу N А65-5851/2022, ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2022 N А56-2075/2022).
В тех случаях, когда товарно-транспортная накладная была оформлена ненадлежащим образом и суды приходили к выводу о том, что факт перевозки груза не доказан, они основывались не только на отсутствии печати или штампа перевозчика в этом документе, но и на иных обстоятельствах, имеющих значение в конкретной ситуации (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.10.2022 по делу N А78-188/2022, ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2022 N А05-10174/03-19, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2022 N 04АП-2144/07).
Таким образом, проставление перевозчиком штампа в транспортном разделе товарно-транспортной накладной обязательно в силу требований законодательства о необходимости заполнения всех реквизитов утвержденных форм документов. Невыполнение этих требований может повлечь за собой предъявление претензий со стороны налоговых органов. Вместе с тем отсутствие этого штампа само по себе не дает оснований для вывода о том, что услуги по перевозке не были оказаны, и, соответственно, не может повлечь за собой неблагоприятных последствий для сторон сделки.
Больше не надо ставить печати на новой транспортной накладной
Печати в новой транспортной накладной больше не ставят. Вместо этого грузополучателю, грузоотправителю, перевозчику или их уполномоченным лицам надо будет расшифровывать свои подписи. Такие изменения приняло Правительство РФ в постановлении от 30.12.11 № 1208. Документ вступит в силу через семь дней после опубликования, но на момент подписания этого номера газеты в печать комментируемое постановление опубликовано не было.
Например, трудности часто возникают с получением печати перевозчика. Ведь накладную, как правило, подписывает водитель, у которого печать отсутствует. Также круглой печати компании может и не быть на складе грузополучателя, куда перевозчик привозит товар. Поэтому передача документов значительно затруднялась. Теперь такие сложности уйдут в прошлое. Ставить печати в накладной больше не требуется. Вместо этого представителям грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика надо будет только расшифровать свою подпись в накладной.