Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Российский госдолг через три года достигнет 21,3% ВВП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Госдолг – сумма, которую страна получила от своих граждан, других государств и частных инвесторов. Он состоит из двух частей: внешней и внутренней. Внутренний долг – все то, что государство должно своим гражданам и другим институтам в собственной валюте. Внешний – задолженность перед любыми иностранным кредиторами.
Бюджетная консолидация
В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета.
Расходы федерального бюджета в 2021 году в номинальном выражении составят 21,5 трлн руб. после 22,56 трлн руб. в 2020 году. В 2022 году расходы вырастут до 21,9 трлн руб., в 2023 году — до 23,67 трлн руб. Однако в отношении к ВВП ожидается снижение бюджетных расходов с 21,1% ВВП в 2020 году до 18,6% ВВП к 2021 году и до 17,8% ВВП к 2023 году.
Несмотря на рост номинальных расходов, видна запланированная консолидация бюджета более чем на 2,5 п.п. ВВП в 2021 году, а ненефтегазовый дефицит планируется снизить почти до уровня 2019 года к 2022 году, отмечает Куликов. Это позволит в итоге вернуться к работе по бюджетному правилу с неизменными параметрами, заключает Куликов.
В 2020 году правительство временно смягчило бюджетное правило, которое в норме ограничивает расходы бюджета суммой базовых нефтегазовых доходов, ненефтегазовых доходов, процентных расходов и 0,5% ВВП. Ненефтегазовые доходы в этом году снизились относительно изначального закона о бюджете, и расходы по правилу должны были бы тоже сократиться. Но Минфин, наоборот, планирует нарастить их до 22,6 трлн руб. (оценка из проекта госбюджета) по сравнению с изначально заложенными 19,7 трлн руб., чтобы простимулировать затронутую пандемией экономику и поддержать доходы населения. Если будут использованы переходящие остатки 2019 года, общие расходы в 2020 году могут достичь 23,7 трлн руб., следует из бюджетной росписи Минфина.
Российский долг устойчив
Федеральный бюджет России в доходной части в первом квартале 2021 года исполняется с опережением как за счет уверенного роста сбора ненефтегазовых доходов, так и на фоне комфортных для российского бюджета цен на нефть. Минфин РФ объявил о сокращении программы заимствований на 2021 год.
Российская экономика обладает существенным запасом резервов, в частности, находящихся в ФНБ, а также механизмами, позволяющими с помощью этих резервов обеспечить внутренний рынок необходимой для финансирования внутреннего долга ликвидностью. Центральный банк в рамках длинного РЕПО кредитует коммерческие банки, которые в свою очередь инвестируют в государственные бумаги, привлекательность которых для банков растет на фоне снижения кредитного качества других заемщиков, о принуждении банков к инвестированию в ОФЗ речи не идет. Во втором полугодии 2020 года именно крупные банки во многом выступили кредиторами для российского правительства: согласно «Обзору рисков финансовых рынков» Банка России, в сентябре доля участия системно-значимых кредитных организаций в ОФЗ выросла до 82,9%.
Кроме того, завершение цикла смягчения монетарной политики и постепенный переход к нейтральным процентным ставкам (5-6%) создает дополнительные стимулы для новых инвесторов, особенно на фоне низкого уровня процентных ставок в развитом мире.
Доля нерезидентов находится на минимальном уровне с 2013 года – большая часть инвесторов, для которых неприемлем текущий уровень риска, уже ушли с рынка.
Отток 1 трлн иностранного капитала из ОФЗ может быть за несколько месяцев компенсирован на внутреннем рынке: так в марте 2021 года Минфин разместил ОФЗ на более чем 500 млрд рублей.
Долги госкомпаний и муниципальные долги также на данный момент не представляют угрозы для устойчивости российского долга.
На сегодняшний день мы не наблюдаем признаков дестабилизации российского госдолга, хотя высоковероятно будем наблюдать дальнейший небольшой отток иностранного капитала, некоторое повышение доходностей.
Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…
…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.
А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.
Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.
А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.
Динамика российского государственного долга
За последнее десятилетие госдолг РФ заметно вырос. Одной из причин такого положения является замедление роста экономики из-за санкций, введенных в 2014 году США и странами Европейского Союза. Другая причина — необходимость финансирования федерального бюджета при отсутствии резервов.
Какой внешний долг России на 2022 год? По данным, предоставленным Счетной палатой, он достиг почти 460 млрд долларов США. Около 70% от этой суммы составляют долги по государственным бумагам в иностранной валюте, а 30% — государственные гарантии РФ, номинированные в той же валюте.
Для определения разницы между доходами и расходами государства задолженность сравнивают с ВВП. Только сравнению подлежит общий долг России, то есть, внешний и внутренний. Чем показатель выше, тем сложнее ситуация, тем большую проблему составляет необходимость погашать долг. Если показатель низкий, значит, государство способно покрыть свои обязательства.
На 1 апреля 2021 года соотношение госдолга РФ к ВВП составило 17%. Это даже ниже, чем в 2020, но выше, чем в 2019. Показатель до 30% говорит о том, что в данное государство можно инвестировать, уровень рисков довольно низкий.
Внешний долг только органов госуправления РФ (ЦБ РФ)
Дата проведения оценки | Внешний долг органов госуправления РФ, млрд $ |
---|---|
1.04.2018 | 59,7 |
1.04.2017 | 45,8 |
1.04.2016 | 32 |
1.04.2015 | 33,5 |
1.04.2014 | 53,6 |
1.04.2013 | 57,4 |
1.04.2012 | 36,3 |
1.04.2011 | 35,3 |
1.04.2010 | 31,3 |
1.04.2009 | 31,1 |
1.04.2008 | 36,8 |
1.04.2007 | 43,3 |
1.04.2006 | 69,5 |
Структура внешнего долга РФ
Размер внешней задолженности формируется из целого ряда компонентов, доля которых в общей сумме финансовых обязательств может корректироваться как в краткосрочном, так и в долгосрочном обозрении. Основными из этих компонентов являются:
- Обязательства по оплате импортных сделок.
- Проценты по зарубежным кредитам и ценным бумагам.
- Суммы, необходимые для выкупа (погашения) ценных бумаг с истекшими сроками действия.
- Гарантии по кредитам и ссудам, выданным зарубежными финансово-кредитными учреждениями представителям национального корпоративного сектора.
- Задолженность промышленных предприятий, учреждений, организаций, иных субъектов хозяйствования перед зарубежными партнерами и финансовыми институтами.
- Международные обязательства Центробанка.
Итоговая сумма преимущественно складывается из обязательств центральных органов государственного управления, а также представителей корпоративного и банковского сектора.
Размер и динамика госдолга России на сегодняшний день
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2011-2021 гг.)* млн. долл. США:
Дата | Всего | в т.ч. по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
---|---|---|
2021 год | ||
01.01.2021 | 56 702,9 | 17 596,6 |
01.02.2021 | 56 260,1 | 17 216,6 |
01.03.2021 | 56 629,3 | 17 573,9 |
01.04.2021 | 56 104,6 | 17 426,0 |
01.05.2021 | 56 517,7 | 17 710,6 |
01.06.2021 | 58 149,5 | 17 502,0 |
01.07.2021 | 58 542,2 | 18 077,1 |
01.08.2021 | 58 691,8 | 18 234,4 |
01.09.2021 | 58 530,1 | 18 124,4 |
2020 год | ||
01.01.2020 | 54 848,3 | 13 252,8 |
01.02.2020 | 54 731,8 | 13 188,1 |
01.03.2020 | 54 616,7 | 13 076,6 |
01.04.2020 | 54 068,4 | 12 874,1 |
01.05.2020 | 50 590,3 | 12 925,3 |
01.06.2020 | 50 963,8 | 13 257,8 |
01.07.2020 | 51 026,3 | 13 336,3 |
01.08.2020 | 51 625,7 | 13 806,0 |
01.09.2020 | 51 809,1 | 13 957,9 |
01.10.2020 | 50 364,9 | 13 773,7 |
01.11.2020 | 51 982,4 | 15 404,7 |
01.12.2020 | 54 880,1 | 15 886,9 |
2019 год | ||
01.01.2019 | 49 156,5 | 11 567,4 |
01.02.2019 | 47 683,7 | 11 597,5 |
01.03.2019 | 47 557,7 | 11 493,9 |
01.04.2019 | 51 067,2 | 11 539,2 |
01.05.2019 | 51 145,8 | 11 587,5 |
01.06.2019 | 51 261,4 | 11 732,3 |
01.07.2019 | 53 954,6 | 11 915,4 |
01.08.2019 | 53 828,0 | 11 851,2 |
01.09.2019 | 53 888,4 | 11 934,6 |
01.10.2019 | 53 625,5 | 12 053,6 |
01.11.2019 | 53 935,7 | 12 331,2 |
01.12.2019 | 54 164,4 | 12 583,2 |
2018 год | ||
01.01.2018 | 49 827,3 | 10 357,2 |
01.02.2018 | 50 519,5 | 11 023,5 |
01.03.2018 | 50 571,8 | 11 089,3 |
01.04.2018 | 51 393,2 | 10 936,5 |
01.05.2018 | 51 359,7 | 10 934,6 |
01.06.2018 | 51 114,7 | 10 759,3 |
01.07.2018 | 50 960,2 | 10 653,6 |
01.08.2018 | 47 331,5 | 10 492,7 |
01.09.2018 | 47 133,9 | 10 301,1 |
01.10.2018 | 47 084,2 | 10 528,2 |
01.11.2018 | 47 195,0 | 10 673,4 |
01.12.2018 | 47 148,1 | 10 651,0 |
2017 год | ||
01.01.2017 | 51 211,8 | 11 730,5 |
01.02.2017 | 51 217,2 | 11 726,3 |
01.03.2017 | 51 190,4 | 11 720,6 |
01.04.2017 | 50 558,6 | 11 720,6 |
01.05.2017 | 48 556,4 | 11 720,6 |
01.06.2017 | 48 552,6 | 11 720,4 |
01.07.2017 | 51 471,4 | 11 680,4 |
01.08.2017 | 51 286,0 | 11 673,4 |
01.09.2017 | 51 094,2 | 11 667,8 |
01.10.2017 | 51 230,0 | 11 667,8 |
01.11.2017 | 51 202,3 | 11 667,8 |
01.12.2017 | 51 172,4 | 11 667,8 |
2016 год | ||
01.01.2016 | 50 002,3 | 11 875,9 |
01.02.2016 | 49 995,5 | 11 875,9 |
01.03.2016 | 49 987,4 | 11 870,1 |
01.04.2016 | 49 363,2 | 11 870,1 |
01.05.2016 | 49 253,4 | 11 870,1 |
01.06.2016 | 50 946,5 | 11 868,5 |
01.07.2016 | 50 882,5 | 11 868,5 |
01.08.2016 | 50 871,5 | 11 861,6 |
01.09.2016 | 50 864,6 | 11 855,9 |
01.10.2016 | 51 475,7 | 11 855,9 |
01.11.2016 | 51 442,1 | 11 855,9 |
01.12.2016 | 51 271,3 | 11 733,3 |
2015 год | ||
01.01.2015 | 54 355,4 | 12 083,2 |
01.02.2015 | 54 305,5 | 12 070,3 |
01.03.2015 | 54 268,0 | 12 064,3 |
01.04.2015 | 53 481,4 | 12 064,2 |
01.05.2015 | 51 480,4 | 12 064,3 |
01.06.2015 | 51 453,7 | 12 062,8 |
01.07.2015 | 51 324,3 | 11 989,1 |
01.08.2015 | 51 289,8 | 11 983,7 |
01.09.2015 | 51 300,0 | 11 977,8 |
01.10.2015 | 50 226,4 | 11 977,8 |
01.11.2015 | 50 189,3 | 11 977,8 |
01.12.2015 | 50 128,6 | 11 976,3 |
2014 год | ||
01.01.2014 | 55 794,2 | 11 399,1 |
01.02.2014 | 55 750,9 | 11 399,0 |
01.03.2014 | 55 666,9 | 11 322,6 |
01.04.2014 | 54 881,5 | 11 322,6 |
01.05.2014 | 54 875,4 | 11 315,5 |
01.06.2014 | 54 810,3 | 11 313,9 |
01.07.2014 | 54 672,5 | 11 313,9 |
01.08.2014 | 54 604,6 | 11 310,4 |
01.09.2014 | 54 553,5 | 11 304,2 |
01.10.2014 | 53 746,4 | 11 304,0 |
01.11.2014 | 53 704,6 | 11 285,7 |
01.12.2014 | 53 972,2 | 11 604,1 |
2013 год | ||
01.01.2013 | 50 769,2 | 11 389,8 |
01.02.2013 | 50 644,6 | 11 308,8 |
01.03.2013 | 50 616,5 | 11 301,7 |
01.04.2013 | 49 803,9 | 11 301,1 |
01.05.2013 | 49 837,4 | 11 384,1 |
01.06.2013 | 49 645,5 | 11 269,5 |
01.07.2013 | 49 568,1 | 11 266,5 |
01.08.2013 | 49 550,6 | 11 270,5 |
01.09.2013 | 49 539,4 | 11 264,2 |
01.10.2013 | 55 778,8 | 11 264,7 |
01.11.2013 | 55 890,7 | 11 395,0 |
01.12.2013 | 55 834,6 | 11 394,9 |
2012 год | ||
01.01.2012 | 35 801,4 | 1 008,9 |
01.02.2012 | 35 776,5 | 1 004,7 |
01.03.2012 | 35 728,9 | 998,5 |
01.04.2012 | 34 819,9 | 1 017,0 |
01.05.2012 | 41 734,7 | 1 016,9 |
01.06.2012 | 41 639,3 | 1 015,8 |
01.07.2012 | 41 540,1 | 1 012,6 |
01.08.2012 | 41 323,2 | 980,5 |
01.09.2012 | 41 317,5 | 974,2 |
01.10.2012 | 40 544,8 | 970,7 |
01.11.2012 | 40 916,6 | 1 400,7 |
01.12.2012 | 40 872,9 | 1 400,7 |
2011 год | ||
01.01.2011 | 39 956,9 | 913,3 |
01.02.2011 | 39 798,6 | 824,2 |
01.03.2011 | 39 771,2 | 817,6 |
01.04.2011 | 38 836,9 | 816,1 |
01.05.2011 | 38 832,8 | 817,9 |
01.06.2011 | 37 010,0 | 816,5 |
01.07.2011 | 36 845,2 | 813,5 |
01.08.2011 | 36 777,8 | 795,8 |
01.09.2011 | 36 880,6 | 969,4 |
01.10.2011 | 36 002,0 | 966,0 |
01.11.2011 | 35 964,4 | 966,8 |
01.12.2011 | 35 838,1 | 965,6 |
Объем внешнего государственного долга России пробил многолетнюю планку.
Динамика долговой нагрузки и стоимость ее обслуживания напрямую влияют на устойчивость макроэкономических параметров государства. С оценками драйверов российской экономики на 2021 г. можно ознакомиться в нашем специальном материале.
По данным Минфина на 19 января 2021 г., объем государственного внешнего долга России к началу года составил $56,79 млрд. В сумму включены госгарантии РФ (31% валового долга).
Посмотрим, так ли велик масштаб угрозы со стороны роста госдолга, проанализируем его структуру и график погашения, оценим относительные показатели долговой нагрузки России относительно размера национальной экономики по сравнению с крупнейшими странами мира.
На что США расходует средства?
Во времена холодной войны, когда Никсон отказался от обеспеченности доллара золотом, образовавшийся госдолг только увеличивался. На проблеме долга легко спекулировать. Поэтому в США политики часто используют снижение госдолга как один из основных пунктов в своих предвыборных кампаниях. Несмотря на это, сумма госдолга росла во время правления почти каждого президента в течение последних 50 лет: Рональд Рейган активно сокращал налоговые отчисления в бюджет; Джордж Буш-младший увеличил расходы на военные нужды и оборонный комплекс; Барак Обама также делал акцент на военных расходах, налоговых послаблениях, помощи малоимущим.
Единственным, кто все же выплатил весь государственный долг США, был Президент Эндрю Джексон в 1835 году.
Так будет ли дефолт США?
В августе 2022 года секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев заявил, что есть основания считать, что США в обозримом будущем объявят дефолт по внешнему долгу.
Американский рынок продолжает слабеть на фоне нарастания рисков мирового кризиса. Держатели выходят из американского госдолга, инфляция растёт, поставки ресурсов рушатся каждый день.
Неизбежный дефолт США предрекали многие аналитические агентства еще до начала пандемии, в том числе и Bloomberg в 2019 году, однако, Штаты до сих пор не объявили о своей неспособности расплатиться по долгам и, скорее всего, найдут законные способы избежать его.
Например, американское законодательство позволяет Министерству финансов чеканить коллекционные монеты. Ухватившись за эту норму, некоторые чиновники предложили решить проблему с госдолгом при помощи выпуска коллекционной платиновой монеты.
Схема простая: отчеканить монету номиналом, например, в $1 трлн, а затем взять в центральном банке кредит под ее залог. Правда, проблему лимита госдолга такой хитрый ход все равно не решает. Но как экстренная мера — почему бы и нет?
Во время президентства Барака Обамы был предложен этот вариант, но его отвергли. Нынешний министр финансов Джанет Йеллен тоже не намерена прибегать к схеме с платиновой монетой. Но если законодатели так и не договорятся, а такую ситуацию в США считают вполне реальной, Йеллен наверняка прибегнет к плану Б.
Учитывая прогнозные данные, стоит отметить, что в ближайшие несколько лет будет увеличиваться внутренний долг и постепенно снижаться внешний. Еще один интересный момент, который необходимо отметить это то, что к лету прошлого (2019 года) активы составили около 1,25% от прогнозного внутреннего валового продукта этого же периода на основе государственной оценки.
На 1 января 2019 года государственный долг с расширенным пониманием превысил государственные активы на 1,5% от ВВП. Тем самым, у России отсутствует на сегодняшний день чистый долг. Тем самым, экономика России является одной из наиболее интересных по мнению некоторых аналитиков. Определенные политические условия вынудили правительство увеличивать запасы и контролировать достаточно жестко долговую дисциплину. Правда, из-за такого жесткого подхода ухудшилась ситуация, связанная с развитием экономической ситуации в стране.
По мнению аналитиков на сегодняшний день Россия может позволить себе увеличить общий долг на 50% не подвергая угрозе свою финансовую стабильность. Это довольно хороший резерв для того, чтобы ускорить медленные темпы роста экономики.
В Испании боятся победы России
Испанский политик, член Испанской социалистической рабочей партии Жозеп Боррель заявил о том, что поражения ВС РФ на поле боя не говорят о том, что Россия проиграла в этом конфликте. Он уверен, что РФ будет стремится к победе несмотря ни на что.
Политик припомнил исторические факты, когда российская армия многократно была на волоске от проигрыша. Так было в войне с Наполеоном и Гитлером. По его словам, абсурд думать о том, что РФ проиграла, когда конфликт еще не закончен. От этого ему становится еще страшнее.
Жозеп Боррель призывает увеличить военную поддержку Украины. Только так Запад сможет противостоять РФ. Никто не знает, что будет завтра и к чему приведет мир между соседними странами, считает политик.
Надо отметить, что на Западе многие верят в том, что Россия способна победить, опасаются этого и всеми силами пытаются не допустить такого развития событий. А чтио будет дальше на самом деле, покажет время.
Что такое госдолг и какой он у Беларуси?
Есть понятие внутреннего государственного долга — это долги государства перед собственными резидентами (чаще всего в виде облигаций внутри страны). Он на 1 февраля 2022 года составил 12 млрд рублей. Также есть внешний госдолг — долги перед иностранными кредиторами (иностранные государства, банки, организации, размещение облигаций за рубежом, чаще всего — в России). Внешний госдолг Беларуси на 1 февраля составил $17,9 млрд (58,9 млрд рублей).
Если сложить вместе эти суммы, получится совокупный госдолг. Если упростить, госдолг есть практически у каждой страны, это абсолютно нормально. Здесь намного важнее, куда именно тратятся эти деньги. Одно дело, когда страна занимает у соседей валюту и строит на них инфраструктуру или гидроэлектростанцию, которые в будущем принесут пользу и деньги в бюджет. И совсем другое — если страна берет новые кредиты для погашения уже имеющихся.
Внутренний Госдолг РФ
Государство должно возвращать долги не только внешним кредиторам, но и внутренним. И как не странно, внутренними кредиторами, как уже говорилось выше, являются жители страны и негосударственные компании. Но как же занимает правительство у населения? Через облигации федерального займа. Разновидностей таких ценных бумаг достаточно много – бюджетные, с переменным купонным доходом и прочие. Какие-то больше подходят неквалифицированным инвесторам с небольшими накоплениями, другие будут интересны крупным холдингам с высокой прибылью.
Как работает ОФЗ? Здесь все просто:
- Покупается ценная бумага на определенный срок
- Государство выплачивает определенными периодами уплаченные деньги обратно вплоть до полного погашения с процентами
Мобилизация в России, январь 2023 года. Могут ли объявить всеобщую мобилизацию в России в январе 2023 года. Шойгу утвердил порядок ежемесячной выплаты мобилизованным
Глава минобороны России Сергей Шойгу утвердил приказ, который определяет порядок социальных выплат гражданам, призванным в рамках частичной мобилизации. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
«Приказываю определить порядок осуществления ежемесячной социальной выплаты гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации», — говорится в тексте приказа.
Размер соцвыплаты за неполный календарный месяц станет определяться «пропорционально количеству прослуженных календарных дней в данном месяце», говорится в документе.
Кроме того, соцвыплата начисляется одновременно с выплатой военнослужащему довольствия за текущий месяц, а в декабре — до 25-го числа.
Частичная мобилизация 2023: будет ли в России всеобщая мобилизация с 25 января 2023 года? В Кремле объяснили отсутствие указа о завершении частичной мобилизации. Свежие новости, обстановка на 25.01.2023
Указ президента России Владимира Путина о мобилизации предусматривает не только призыв нужного числа людей, но и другие мероприятия, поэтому продолжает действовать. Об этом заявил сегодня пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, пишет ТАСС.
Частичная мобилизация была объявлена в России 21 сентября 2022 года. 28 октября министр обороны Сергей Шойгу доложил президенту о ее завершении. В сентябре-октябре российская армия пополнилась примерно 300 тыс. мобилизованных.
По словам Дмитрия Пескова, призыв в рамках частичной мобилизации осуществлялся до достижения установленной численности.
«Она была достигнута, в связи с чем призыв граждан в рамках частичной мобилизации был остановлен, завершен», — пояснил официальный представитель Кремля.
При этом пресс-секретарь президента России напомнил, что частичная мобилизация включает и другие мероприятия, помимо непосредственно призыва на службу, и они нужны для обеспечения задач вооруженных сил. Поэтому указ президента продолжает действовать.