Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поддержка малого бизнеса в 2022 году: что можно получить и на каких условиях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Национальный проект РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является дальнейшим развитием одноимённого приоритетного проекта, реализовывавшегося с 2016 года.
Что даёт статус субъекта малого бизнеса
Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.
Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:
- Федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» – 2564,0 млн рублей.
- Федеральный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» – 261811,3 млн рублей.
- Федеральный проект «Акселерация субъектов МСП» – 167882,2 млн рублей.
- Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» – 40761,01 млн рублей.
- Федеральный проект «Популяризация предпринимательства» – 8473,8 млн рублей.
Совокупные расходы на национальный проект РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» до 31.12.2024 года составят 481,8 млрд рублей, в том числе:
- 416,2 млрд рублей – из федерального бюджета;
- 11,4 млрд рублей – из бюджетов субъектов РФ;
- 53,9 млрд рублей – из внебюджетных источников.
Предполагается, что нацпроект предложит необходимые меры по поддержке предпринимательства на всех этапах развития бизнеса: от появления идеи до выхода на экспорт.
Всего нацпроект имеет три целевых показателя:
- численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, должна возрасти с 19,2 млн человек в 2018 году до 25 млн в 2024 году;
- доля МСП в ВВП страны должна вырасти с 22,3% в 2017 году до 32,5% в 2024 году;
- доля экспорта субъектов МСП в общем объёме несырьевого экспорта должна увеличиться с 8,6% в 2017 году до 10% в 2024 году.
Государственный реестр и категории МСП: основные критерии
Единый перечень малого и среднего бизнеса существует с середины 2016-го, когда и были приняты соответствующие законодательные акты. Посмотреть его без труда каждый может на портале Федеральной налоговой службы (ФНС). В него включены все зарегистрированные на территории Российской Федерации представители такого предпринимательства.
Вносятся в него все позиции автоматически, после того как они регистрируются в ЕГРИП, ЕГРЮЛ, а также по подаче отчетности налоговикам. Информация, которая обычно имеется в свободном доступе:
- Данные о кодах деятельности по ОКВЭД.
- Полное имя любого ИП или же название юрлица.
- ИНН налогоплательщика.
- Место жительства или нахождения.
- Наличие лицензии, если подкатегория занятости относится к лицензируемым.
Однако это только обязательные пункты. По желанию самого лица или организации в реестр могут быть внесены также иные сведения:
- Полная контактная информация, по которой можно легко связаться с руководством.
- Описание производимых товаров (продуктов), в соответствии критериям инновационных и/или высокотехнологичных показателей.
- Контракты по госзакупкам.
- Партнерства с государственными заказчиками.
Добавляется информация только после прохождения процесса авторизации на специальном сервисе для передачи, для чего необходимо иметь квалификационную усиленную электронную подпись.
I. Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.
Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.
I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:
1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):
а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
- Российская Федерация,
- субъекты Российской Федерации,
- муниципальные образования,
- общественные организации,
- религиозные организации (объединения),
- благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)
владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.
При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
- иностранные юридические лица и (или)
- юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,
должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.
Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.
Ограничение в отношении суммарной доли участия:
- общественных объединений инвалидов,
- иностранных юридических лиц и (или)
- юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства
не распространяется на:
- участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
- на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).
б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».
в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.
г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».
д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).
е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.
Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.
2. Среднесписочная численность работников за предшествующий включению в реестр календарный год для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств не должна превышать:
- до 15 человек включительно для микропредприятий;
- до 100 человек включительно для малых предприятий;
- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
- до 1000 человек включительно для субъектов, которые входят в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 №1412.
Законодательство, регулирующие вопросы малого и среднего бизнеса, критерии отнесения к таковым
Отношения в сфере развития МСП регулируются нормами закона «О развитии…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В ч. 1 статьи 4 указанного нормативного акта устанавливается, что к субъектам МСП относятся лица (хозобщества, партнерства, компании по производственной кооперации, сельхозфермы и ИП), прошедшие госрегистрацию в соответствии с действующим законодательством и отвечающие ряду требований.
Перечень условий, соответствие которым дает право относиться к субъектам МСП, установлен в ч. 1.1. ст. 4 закона № 209-ФЗ и состоит из 4 показателей (о них мы расскажем чуть позже).
Изменить численность по отраслям
Бизнес-объединение «Деловая России» сейчас готовит свой пакет предложений для правительства РФ о критериях отнесения компаний к субъектам МСП. В частности, предлагается учитывать занятость людей в различных отраслях, сообщил ТАСС сопредседатель организации Антон Данилов-Данильян.
«Основная идея выглядит следующим образом: всерьез подумать над тем, чтобы выделить какое-то количество отраслей, где труд явно превалирует. То есть, несмотря на высокое число занятых, по доходам они все равно остаются микропредприятиями. Например, уборка помещений: у них маленькие затраты на основные средства (ведра, швабры, пылесосы и так далее), а основное — это труд уборщиков или мойщиков стекол», — пояснил собеседник агентства.
Увеличение показателя численности поможет «все разумно маленькие и разумно средние компании вовлечь в учет», хотя сейчас они вынуждены ради сохранения льгот по налогам дробиться, что невыгодно государству, сказал Данилов-Данильян.
Кто может стать субъектом малого предпринимательства
Стать субъектами малого предпринимательства могут:
- ИП;
- КФХ;
- хозяйственные общества и партнерства;
- потребительские и производственные кооперативы.
Дополнительные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства
Дополнительные параметры отнесения предприятия к малому бизнесу рассчитаны на ООО и АО и касаются суммарной доли участия других компаний в уставном капитале. Здесь значения следующие:
- доля участия иностранных субъектов и юрлиц (без учета субъектов малого и среднего предпринимательства) — не более 49%;
- доля от участия РФ, региональных субъектов и НКО — не более 25%.
Неконкурентные закупки до 20 млн руб. у МСП в электронном магазине
Министерство финансов РФ так же прониклось праздничным настроением, инициировав Постановление от 16 декабря 2021 года № 2323, которое дает возможность заказчикам по Закону № 223 ФЗ, в рамках закупок для МСП на сумму до 20 млн руб., использовать электронные магазины Электронно-торговых площадок (далее — ЭТП), отобранных в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 года № 1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок» (далее — РП-1447-Р), предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ), Федеральным законом от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ (далее — Закон № 223-ФЗ). Чтобы сразу определиться в терминах, поясним, это не такие магазины малых закупок, как ЕАТ «Березка» или «Биржевая площадка» ZAKAZRF, удобство которых оценены заказчиками и поставщиками, поэтому сосредоточили у себя более 20% закупок.
Давайте рассмотрим, как это будет работать: теперь с 1 июля заказчики, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом № 223-ФЗ смогут проводить неконкурентные закупки у субъектов МСП, в которых могут применять только субъекты МСП с помощью «электронного магазина». Порядок проведения таких закупок аналогичен тем правилам работы «электронного магазина» для закупок малого объема, который установлен в рамках Закона № 44-ФЗ, который предусматривает размещение поставщиками на электронной торговой площадке предварительного предложения о поставке того или иного товара в соответствии с КТРУ. Заказчик, в свою очередь, размещает извещение о закупке того или иного товара. При этом оператор ЭТП должен будет направить таким заказчикам соответствующие предложения поставщиков.
Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства
Обратите внимание на ст. 7 Закона N 209-ФЗ. Государство предусматривает множество мер для нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства:
- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
- упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
- упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
- льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
- особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
- меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- иные, направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона меры.
Статьи 9, 10, 21 — 25 Закона N 209-ФЗ содержат детальный перечень мер информационной, консультационной и иных видов поддержки малого и среднего предпринимательства. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Законом, в частности, включают:
- размещение в открытом доступе информации о федеральных и региональных программах поддержки предпринимательства, об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создание организаций, оказывающих консультационную поддержку субъектам малого предпринимательства;
- поддержку в области подготовки и переподготовки кадров;
- поддержку в области инновационной деятельности и промышленного производства;
- поддержку в области внешнеэкономической деятельности;
- поддержку в области ремесленной деятельности;
- поддержку организаций, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Отдельно следует сказать о мерах имущественной и финансовой поддержки, которые мы рассмотрим ниже.
Закон N 209-ФЗ устанавливает, что субъекты малого предпринимательства, осуществляющие свою деятельность до дня вступления указанного Закона в силу, но не отвечающие определенным Законом N 209-ФЗ условиям отнесения к таковым, сохраняют право на ранее оказанную поддержку в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев со дня вступления данного Закона в силу.
В целом, проанализировав новый Закон N 209-ФЗ, можно сделать следующий вывод: при всем многообразии форм, видов и мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Закон не содержит ни одной нормы, которая могла бы непосредственно применяться на практике без принятия дополнительных подзаконных актов, федеральных и иных программ. Без создания значительной нормативной, имущественной и организационной базы во исполнение данного Закона его положения останутся действующими лишь на бумаге.
Экосистема поддержки бизнеса
На основании Постановления Правительства от 21.12.2021 г. № 2371 утверждены сроки начала действия эксперимента по оказанию субъектам МСП господдержки на основе цифровой платформы. Эксперимент будет запущен с 1 февраля 2022 года и продлится до 1 февраля 2025 года.
Поддержка коснется малого и среднего предпринимательства, самозанятых, а также физлиц, собирающихся начать свое дело.
Данная система позволит максимально упростить открытие, ведение и развитие предпринимательской деятельности. К ней будут подключены министерства и ведомства, институты развития, кредитные и страховые организации. Они будут обмениваться необходимыми сведениями через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Цель такого нововведения — объединить в одну систему все сервисы для малого бизнеса и дать предпринимателям возможность удаленно выбирать и получать необходимые меры господдержки. Система будет функционировать на базе цифровой платформы, обеспечивающей адресный подбор, проактивное одобрение мер господдержки, а также предоставление услуг, требуемых на разных этапах ведения предпринимательства. При этом система будет работать удаленно без необходимости присутствия предпринимателей. К 2024 году в систему планируется внедрить более 20 разных сервисов.
Каждый пользователь цифровой платформы будет иметь свой цифровой профиль. Участники системы смогут использовать инструменты поддержки и сервисы с учетом степени развития бизнеса и конкретных потребностей.
Главные задачи, которые планируется решить в рамках данного проекта:
- обеспечить дистанционный доступ к реестру оцифрованных региональных услуг для поддержки малого бизнеса;
- запустить мобильное приложение с сервисами цифровой платформы;
- создать условия для продажи товаров и услуг через цифровой сервис — агрегатор маркетплейсов на платформе;
- помочь привлекать сотрудников, обеспечить предложениями от соискателей на работу, в т.ч. через интеграцию с сервисами и «Электронной трудовой книжкой»;
- оказывать адресный подбор мер господдержки, сервисов и решений, проактивное одобрение инструментов помощи.
Поддержка МСП с аграрной сфере
В январе 2022 года был запланирован запуск особой информационной системы для сельхозтоваропроизводителей. Минсельхоз даже разработал специальный законопроект, однако, на данный момент он еще обсуждается.
Когда система начнет действовать, с ее помощью можно будет информировать предпринимателей о возможных мерах государственной поддержки.
Кроме того, на основании Постановления Правительства от 16.12.2021 г. № 2309 ввели новый грант на проекты, которые касаются сельского туризма. С 2022 года малый сельскохозяйственный бизнес может рассчитывать на сумму до 10 млн. руб., если занимается строительством или ремонтом помещений для приема туристов, формирует развлекательную инфраструктуру, приобретает туристическое оборудование и др.
Также на основании Постановления Правительства от 26.11.2020 г. № 1932 в 2021 году был введен новый грант — «Агропрогресс». На него могут рассчитывать сельхозтоваропроизводители, которые официально работают не меньше 2-х лет на сельской территории.
Размер государственной поддержки составляет не больше 30 млн. руб., которые можно потратить на развитие базы по изготовлению, хранению, переработке и продаже продукции, а также на покупку или возведение новых производственных объектов и т.д.
Кроме того, для сферы сельского хозяйства предусмотрены и другие гранты:
- «Агростартап» — для КФХ или ИП (3-5 млн. руб.);
- на развитие семейной фермы — для КФХ и ИП, соответствующих критериям микропредприятия (не больше 30 млн. руб.).
Условия гарантирования кредита в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы по направлению «Поддержка предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности»
ГАРАНТИИ для начинающих предпринимателей | ГАРАНТИИ для действующих предпринимателей | |||
Максимальный размер гарантии: | до 85 % от кредита | до 50 % от кредита | ||
Максимальный размер кредита: | Max — 360 000 000 тенге | Max — 1 млрд. тенге | ||
Отрасль: | 1. для проектов в населенных пунктах, в том числе в моно и малых городах, сельских населенных пунктах — без отраслевых ограничений 2. для проектов в городах республиканского значения/областных центров — в рамках приоритетных секторов экономики | |||
Цель кредитования: |
1. Инвестиции, приобретение основных средств; 2. Пополнение оборотных средств; 3. Кредит в рамках проекта в размере 100 % включительно направлен на пополнение оборотных средств не более 500 млн. тенге (за исключением проведения расчетов по оплате текущих платежей по обслуживанию кредитов или договоров лизинга и иные цели, не связанные с осуществлением заявителем основной деятельности); 4. Рефинансирование. |
|||
Ставка по кредиту: | Базовая ставка вознаграждения, установленная Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенная не более чем на 5%. | |||
Максимальный срок гарантии | не более срока кредита | |||
Обеспечение кредита, залоговой стоимостью от суммы кредита: | от 15% | от 50% | ||
Собственное участие в Проекте по кредитам свыше 500 млн.тенге: | на уровне не ниже 10% от общей стоимости реализации проекта собственных средств (денежных средств, движимого/недвижимого имущества), в том числе имуществом третьих лиц | |||
Срок рассмотрения: | по кредитам до 500 млн.тенге — до 5 рабочих дней; по кредитам свыше 500 млн.тенге — до 10 рабочих дней; |