Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как провести инвентаризацию нематериальных активов в 2024 году в бюджетном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
До начала проведения инвентаризации имущества инвентаризационная комиссия (далее – комиссия) совместно с бухгалтерией подготавливает инвентаризационные описи по соответствующим объектам инвентаризации в разрезе материально ответственных лиц (структурных подразделений) и местонахождения имущества.
Инвентаризация материальных запасов.
В ходе инвентаризации материальных запасов комиссия в присутствии материально ответственных лиц должна пересчитать, перевесить или перемерить имеющиеся в помещении материальные ценности. При этом не допускается внесение в описи сведений об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Материальные запасы (в том числе товары и готовая продукция) вносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества, артикула, сорта и других данных.
Данные по таре должны вноситься в инвентаризационные описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию. На тару, пришедшую в негодность, комиссия составляет акт на списание с отражением причин порчи.
В отношении нереализованных товаров уточняются суммы наценок (скидок) согласно установленным учетной политикой учреждения размерам сумм наценок (скидок) на соответствующие товары. В случае выявленных расхождений делаются записи в графах 5, 19 инвентаризационной описи.
Отдельно следует провести проверку материальных запасов:
-
находящихся в пути;
-
отгруженных, но не оплаченных покупателями в срок;
-
находящихся на складах других организаций.
Что изменилось в порядке проведения инвентаризации
Новый ФСБУ «Инвентаризация» затронул следующие моменты:
- Общие требования к инвентаризации: в документе перечислили способы, которыми выявляют фактическое наличие объектов, описали принципы документирования, обозначили требования по полноте, своевременности и обоснованности отражения результатов и пр.
- Понятия «объекты инвентаризации», «фактическое наличие объектов инвентаризации», «срок проведения инвентаризации» получили официальные трактовки.
- Разрешение на использование видео- или фотофиксации для определения наличия объекта.
- Требования к оценке результатов процедуры.
- Право устанавливать состав документов инвентаризации предоставили самой организации – до этого список был строго регламентирован на законодательном уровне.
- Случаи, в которых не требуется создавать комиссию: например, если в организации есть только директор и бухгалтер, то для инвентаризации нужно пригласить аудитора или ревизионную комиссию.
Как заполнить второй и третий листы
Поскольку для них есть методические рекомендации, подробно останавливаться на оформлении этих таблиц мы не будет. Рассмотрим лишь сложные моменты.
Оценочную стоимость объекта следует определять в соответствии с Разделом II Инструкции по применению единого плана счетов (Приложение 2 к Приказу Минфина от 01.12.2010 № 157н). Оценочной стоимости нефинансовых активов посвящен пункт 25. По методу рыночных цен, она определяется как цена реализации аналогичного объекта на учетную дату.
Целевая функция актива — это способ его вовлечения в оборот с целью получения прибыли (например, ввод в эксплуатацию или дооснащение). Если же сделать это не представляется возможным, описывают порядок его выбытия (например, списание или передача другой организации).
Инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087)
Каждая организация обязана проводить инвентаризацию НФА в случаях, предусмотренных законом о бухучете 402-ФЗ. Дополнительные проверки могут быть предусмотрены в учетной политике.
Мы рассказываем о форме 0504087, отражающей результаты инвентаризаций, сфере ее применения и правилах заполнения. Инвентаризационная опись ф.0504087 утверждена приказом Минфина 52н от 30.03.2015 года и должна применяться во всех организациях госсектора экономики.
В приложении № 4 к указанному приказу можно бесплатно скачать бланк в формате Excel. Форму в процессе проведения инвентаризации НФА заполняет комиссия, состав которой утвержден приказом руководителя.
Основное назначение документа – выявление расхождений между фактическим наличием ОС, МЗ, НМА и данными бухгалтерского учета.
Инвентаризационная опись нематериальных активов ИНВ-1а — скачать
Инвентаризация периодически проводится на любом предприятии, проверке подвергается любое имущество или обязательства предприятия, в том числе и нематериальные активы. При инвентаризации нематериальных активов заполняется инвентаризационная опись форма ИНВ-1а, бланк данной формы и ее заполненный образец можно скачать в конце статьи.
В процессе инвентаризации НМА проверяется наличие документов, которые подтверждают исключительное право организации на владение и использование активов в процессе деятельности, правильность оформления этих документов. Также проверяется правильность отражения сведений о нематериальных активов в учете предприятия.
В ходе проверки инвентаризационная комиссия заполняется опись по форме ИНВ-1а. Состав комиссии утверждается приказом на инвентаризацию ИНВ-22, здесь можно скачать бланк приказа и образец заполнения.
Срок введения новых правил инвентаризации
Срок введения новых правил инвентаризации, установленных ФСБУ 28/2023, – один из ключевых вопросов для предприятий. Новый стандарт начнет работать с 1 января 2023 года и затронет все компании, включая крупные корпорации и малые предприятия.
Основная цель нового стандарта – улучшение процесса инвентаризации и повышение достоверности финансовой отчетности. Он определяет требования по подготовке и проведению инвентаризации, а также содержит рекомендации по оценке и документированию результатов.
Для многих предприятий введение нового стандарта потребует значительных изменений в организационной структуре и бухгалтерских системах. Поэтому начать работать над внедрением новых требований следует в ближайшее время.
Сроки введения новых правил могут быть изменены или отложены. Однако, несмотря на это, компании должны продолжать готовиться к внедрению ФСБУ 28/2023.
Фактическое наличие объектов
Для определения фактического наличия объектов ФСБУ 28/2023 предусматривает пути подсчета, взвешивания, обмера, осмотра объектов, а когда это невозможно или излишне затратно, допускается применение альтернативных способов выявления фактического наличия объектов таких активов, обеспечивающих реализацию цели инвентаризации (в том числе видео-, фотофиксация).
Инвентаризация должна быть организована таким образом, чтобы фактическое наличие материальных объектов было подтверждено исчерпывающим образом. Лучший способ для этого – объективная проверка наличия и состояния материальных объектов на том месте, где они находятся на момент инвентаризации непосредственно. При современной организации процессов движения товаров или иных запасов обеспечить такую проверку буквально иногда означало бы, что ради бухгалтерского учета операционной деятельности был бы нанесен урон. Конечно, такая ситуация недопустима. Бухгалтерский учет, как зеркало, отражает деятельность организации, но не вмешивается в нее, тем более негативно. При высокотехнологичной организации процессов у руководителя есть и высокотехнологичный инструментарий. В случае применения альтернативных способов выявления фактического наличия объектов такие способы должны давать ту же степень уверенности в наличии объектов, что и основные.
Для целого ряда объектов, для которых необходимы иные инструменты выявления фактического наличия, стандарт требует проведения проверки документов и выполнения расчетов. К таким объектам относятся:
-
нематериальные активы и капитальные вложения в них;
-
денежные средства на счетах в кредитных и иных организациях;
-
финансовые вложения;
-
дебиторская задолженность и иные аналогичные активы, обязательства;
-
отложенные налоговые активы и обязательства;
-
источники финансирования деятельности экономического субъекта;
-
объекты бухгалтерского учета, которые согласно федеральным стандартам бухгалтерского учета не учитываются в составе обязательств, но подлежат отражению в бухгалтерском учете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-
имущественные права и обязательства, не учтенные экономическим субъектом.
Инвентаризационные комиссии
Новый стандарт ФСБУ 28/2023 оставляет широкий объем прав для решения организационных вопросов проведения инвентаризации.
Инвентаризационная комиссия может быть как одна, так и несколько (при большом объеме работ). Распределение обязанностей между такими комиссиями и порядок их взаимодействия устанавливаются руководителем экономического субъекта. Все организационные вопросы работы инвентаризационных комиссий, включая то, будут ли они постоянными или создаваться под конкретную инвентаризацию, также решает руководитель.
Стандарт ФСБУ 28/2023 содержит лишь требование о подтверждении результатов инвентаризации таким числом членов инвентаризационной комиссии, которое будет достаточным для объективности ее работы. Допускается отсутствие при принятии решения не более 1/5 членов комиссии от общей численности.
В некоторых случаях роль инвентаризационной комиссии могут выполнять руководитель организации, ревизионная комиссия или аудиторская организация (индивидуальный аудитор).
Поступление НМА в распоряжение учреждения необходимо оформить ф. 0504101 — акт о приеме-передачи объектов НФА. В новом ФСБУ разъясняется, что входит в нематериальные активы, — объект НФА, который используется в деятельности учреждения более 12 месяцев (п. 6 ФСБУ). Кроме того, в стандарте определен порядок признания объектов к учету.
При приобретении НМА за плату необходимо учитывать все сопутствующие затраты для формирования первоначальной стоимости объекта. К таковым затратам в бухучете следует относить:
- Фактическую стоимость объекта, то есть суммы, уплачиваемые правообладателю за отчуждение прав на результаты интеллектуальной собственности или же на средство индивидуализации.
- Затраты на консультационные или информационные услуги сторонних организаций, связанные с покупкой НМА.
- Регистрационные, пошлинные, патентные или иные виды сборов, платежи, которые напрямую связаны с приобретением нового НФА. Например, оплата домена при регистрации сайта в интернете.
- Вознаграждения, которые приобретатель уплачивает посредническим компаниям, участвующим в оформлении, продаже, перепродаже объектов.
- Иные виды затрат, которые несет приобретатель при получении НМА в собственность.
Все вышеперечисленные затраты следует собрать на счете 0 106 00 000 «Вложения в нематериальные активы». Когда стоимость полностью сформирована, то есть учтены и зафиксированы все виды трат учреждения, связанные с покупкой, то с кредита счета 0 106 00 000 списываются все расходы в дебет счета 0 102 00 000 «НМА».
Учет в бухгалтерских проводках
Представим основные проводки по учету нематериальных активов в бюджете в виде таблицы:
Операция | Дебет | Кредит |
---|---|---|
Формирование первоначальной стоимости: | ||
Покупка | 0 106 Х2 320 | 0 302 32 730 |
Затраты на регистрацию | 0 106 Х2 320 | 0 302 32 730 |
Объект принят к учету | 0 102 Х0 320 | 0 106 Х2 320 |
Амортизация | 0 401 20 271 | 0 104 Х9 320 |
Принятие к учету неисключительных прав пользования НМА по цене приобретения в соответствии с договором | 0 111 6Х 35Х | 0 302 26 73Х |
Приобретение неисключительных прав пользования НМА: | ||
Цена приобретения по лицензионному договору | 0 106 6Х 35Х | 0 302 26 73Х |
Другие фактические затраты на приобретение | 0 106 6Х 35Х | 0 302 2Х 73Х |
Принятие к учету неисключительных прав по решению комиссии | 0 111 6Х 35Х | 0 106 6Х 35Х |
Безвозмездное получение неисключительных прав пользования | 0 111 6Х 35Х | 0 401 10 19Х |
Начислена амортизация по неисключительным правам пользования | 0 401 20 226 | 0 104 6Х 452 |
Перенос на баланс неисключительных прав НМА с прошлого года со СПИ более 12 месяцев (если СПИ не превышает 12 месяцев, то спишите остаток со счета 401 50 на финансовый результат) | Уменьшение забалансового счета 01 | |
0 106 6Х 352 | 0 401 50 226 | |
0 111 6Х 352 | 0 106 6Х 352 | |
Внутреннее перемещение между подразделениями учреждения | 0 102 Х0 320 | 0 102 Х0 320 |
Списание с учета: | ||
Списана амортизация | 0 104 Х9 420 | 0 102 Х0 320 |
Списана остаточная стоимость НМА | 0 401 10 172 | 0 102 Х0 320 |
Списание неисключительного права пользования НМА с нулевой остаточной стоимостью | 0 104 6Х 452 | 0 111 6Х 452 |
Списание неисключительного права пользования НМА с остаточной стоимостью: | ||
Списана амортизация права пользования НМА | 0 104 6Х 452 | 0 111 6Х 452 |
Списана остаточная стоимость права пользования НМА | 0 302 ХХ 83Х | 0 111 6Х 45Х |
Как Проводят Инвентаризацию В Казенном Учреждении 2021
Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.
Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:
- реорганизация учреждения;
- смена или увольнение материально-ответственных лиц;
- составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
- подозрения по факту хищения или кражи;
- чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
[adinserter block=”1″]
Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.
Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.
Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:
- фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
- проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
- составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
- сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
- составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
- выявление причин появления таких отклонений;
- подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.
Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:
Этап |
Описание |
Подготовительный | Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия |
Фактический | Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи |
Сличительный | Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости |
Заключительный | Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников |
Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.
Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении
Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.
Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:
- реорганизация учреждения;
- смена или увольнение материально-ответственных лиц;
- составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
- подозрения по факту хищения или кражи;
- чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
Когда проведение инвентаризации НЕ обязательно
В конце каждого года следует проверить соответствие данных учета фактическому наличию активов и обязательств. Инвентаризации также подлежат имущество и обязательства, учтенные за балансом (абз. 2 п. 1.3, п. 3.7 Методических указаний по инвентаризации).
Фактически находящееся в организации имущество, не учтенное по каким-либо причинам, также подлежит инвентаризации и последующему принятию к бухгалтерскому учету (абз. 2 п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации).
Однако перед составление годовой отчетности не обязательно проверять состояние имущества, инвентаризация которого проводилась после 1 октября отчетного года. Таким ообразом, проведение инвентаризации может быть равномерно распределено на весь четвертый квартал. Или внеплановая ревизия по причине смены материально ответственного лица может быть принята для целей подведения итогов года.
Кроме того, инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. Например, если организация проверила основные средства в 4 квартале 2019 г., можно больше не делать этого до 4 квартала 2022 г. (п. 27 Положения N 34н и Методических указаний по инвентаризации).
Оприходование излишков
Активы, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты организации (п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации).
В налоговом учете излишки включают во внереализационные доходы по рыночной стоимости (п. 8, п. 20 ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина России от 11.09.2020 N 03-11-06/2/80113). Рыночная стоимость определяется с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (п. 5 и ст. 274 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.08.2020 N 03-03-06/1/75787). По оприходованным основным средствам можно начислять амортизацию, но амортизационную премию применять нельзя.
ТМЦ учитываются как обычно. Данное имущество может быть списано в производство или продано. Что касается реализации, то полученный в результате таких операций доход уменьшается на сумму рыночной стоимости реализуемого имущества (учтенной как внереализационный доход), по которой оно было принято к учету (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, Письма Минфина России от 23.09.2011 N 03-03-06/1/583, от 11.02.2011 N 03-03-06/1/88, Постановление ФАС МО от 21.02.2013 по делу N А40-2055/12-20-9).
Меры, предпринимаемые по результатам проверки
По окончании проверки материалы передаются руководителю на утверждение. Датой окончания проверки служит день подписания документов руководителем предприятия. Полученные данные служат основанием для принятия решения по полученным результатам инвентаризации.
Данные, выявленные в ходе проверки |
Принимаемые меры |
Получены показатели полного соответствия результатов проверки с учетов | Действия не принимаются |
Актив, созданные или приобретенный после 2001 года, не отвечает требованию исключительности | Отнести затраты на текущие расходы или счет 97 «Расходы будущих периодов», если использование актива предполагается длительное время |
Выявлен актив, не включенный в данные бухгалтерского учета | Сведения из описи и ведомости служат основанием для постановки объекта НМА на учет |
Выявлен полученный на время объект с истекшим сроком действия договора | Оформляется акт на списание |
Определен объект НМА с моральным износом | |
Выявлена недостача НМА, полученная за счет действий или бездействия виновных лиц | После документального подтверждения виновников недостачи убыток списывается за счет ответственных лиц. |
Выявлена недостача НМА, виновные лица по которой не установлены | Недостача списывается на финансовые результаты |
Проверка НМА на предмет обесценения. Пример
Предприятия часто инициируют инвентаризацию перед проведением переоценки НМА или группы активов. Основанием для переоценки служит несоответствие оценки активов реальной рыночной стоимости. После переоценки активы учитываются по справедливой стоимости. Переоценке подлежит первоначальная стоимость и начисленная амортизация НМА. В результате переоценки производится дооценка или уценка активов.
Возможность проведения переоценки утверждается в учетной политике. Предприятия, проводящие переоценку, обязаны в дальнейшем проводить ее регулярно. Изменение стоимости и начисленной на дату амортизации производится с применением коэффициента, выведенного на основании сопоставления цен. НМА уникального характера (патенты, торговые марки и аналоги) не подлежат переоценке стоимости в связи с отсутствием сравнительных образцов.
Отражение в учете инвентаризационных разниц
При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 СГС «Концептуальные основы»).
Напомним, что согласно Указаниям № 52н, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, для казенных учреждений предусмотрены следующие формы для документального оформления проведения инвентаризации.
№ формы |
Наименование формы |
0504835 |
Акт о результатах инвентаризации |
0504082 |
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств |
0504086 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов |
0504087 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов |
0504088 |
Инвентаризационная опись наличных денежных средств |
0504089 |
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
0504091 |
Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям |
0504092 |
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации |