Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия в 1995 году в России в рублях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Минимальной пенсией в нашей стране называется прожиточный минимум пенсионера (сокращенно ПМП), который ежегодно устанавливается в качестве социального минимума для пожилых граждан Пенсионным Фоном Российской Федерации. Существует два вида ПМП, первый из которых называется государственным, а второй региональным. Для граждан конкретного региона в качестве базового берётся именно региональный ПМП.
Таблица. Средняя пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)
Год | Размер средней пенсии, в рублях |
---|---|
2020 | 15400 |
2019 | 14900 |
2018 | 14300 |
2017 | 13620 |
2016 | 13132 |
2015 | 11783 |
2014 | 10888,7 |
2013 | 10400 |
2012 | 9040,5 |
2011 | 8202,9 |
2010 | 7476,3 |
2009 | 5191,1 |
2008 | 4198,6 |
2007 | 3115,5 |
2006 | 2726,1 |
2005 | 2364 |
2004 | 1914,5 |
2003 | 1637 |
2002 | 1378,5 |
2001 | 1023 |
2000 | 694,3 |
1999 | 449 |
В 1995 году среднемесячный размер пенсии в России равнялся 185 тыс
За каждого официально трудоустроенного сотрудника работодатель уплачивает с зарплаты страховые взносы в Пенсионный фонд (ПФР). Перечисленные суммы автоматически переводятся в баллы и хранятся на лицевом счете гражданина. Человеку выгодно, чтобы заработок был выше, поскольку отчисления будут больше.
Бальная система начала действовать в России только после пенсионной реформы 2015 года. Пенсия за советское время и вплоть до 2002 года сейчас тоже переводится в баллы, но для этого используется отдельная формула. За период с 2002 по 2015 годы для подсчета ПБ используется заработанный пенсионный капитал.
Количество ПБ, заработанных гражданином по время СССР и до 2002 года, можно определить по формуле:
Число ПБ = величина расчетного капитала / стоимость 1 ПБ на 1 января 2015 года (64,10 рубля).
- Перевод Сбербанк по СМС — условия предоставления услуги, алгоритм действий, лимиты и ограничения
- Матка в тонусе, что это значит
- Сиалис для женщин
Для определения величины расчетного капитала нужно сделать определенные вычисления:
- Узнать стажевый коэффициент (СК). Он составляет 0,55 для мужчин, которые отработали 25 лет, и женщин с 20-летним стажем. За каждый дополнительный год работы плюсуется по 0,01. Потолок установлен на отметке 0,75.
- Определить коэффициент среднемесячного заработка (КСЗ). Для этого и нужны данные о заработной плате, которые покажут, насколько выгоден расчет. При вычислениях значение среднемесячного дохода делят на среднюю зарплату в стране за аналогичный промежуток времени.
- Вычислить сумму расчетной пенсии (РП). Учитывается размер стажевого коэффициента:
Если не превышает 0,55:
РП = СК х КСЗ х 1 671 – 450, где:
- 1 671 – средняя заработная плата по стране в декабре 2001 г.;
- 450 – базовая сумма пенсионной выплаты, установленный законом No 173-ФЗ (17.12.2001).
Величина (СК х КСЗ х 1 671) не может быть ниже 660. Если при вычислениях полученная сумма ниже, значение РП устанавливается в размере 210 р.
РП = (СК х КСЗ х 1 671 – 450) х Стаж, где:
- Стаж для женщин = количество лет, отработанных до 2002 года, разделенное на 20;
- Стаж для мужчин = количество лет, отработанных до 2002 года, разделенное на 25.
Каким был средний размер пенсии в СССР?
Поскольку зарплаты в Советском Союзе постепенно повышались, то и пенсии, соответственно, тоже росли.
Например, средний размер назначенной месячной пенсии в 1980 году составлял 57,2 рубля в месяц, в 1985 году – уже 72,7 руб., а в 1989 г. – 88,7 руб.
Ниже в таблицах собраны данные о среднем размере выплат в 1980-е годы в зависимости от вида пенсии: по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Средний размер месячной пенсии по возрасту
1980 г. |
1985 г. |
1989 г. |
61,2 руб. |
78,1 руб. |
93,9 руб. |
Повышение пенсий с 1990 по 2001 годы
В 80-е годы минимальная пенсия в Советском Союзе равнялась минимальной заработной плате и составляла 70 рублей. Эта планка была одинакова для всех 15 союзных республик.
В ноябре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О государственных пенсиях в РСФСР», согласно которому минимальная пенсия была повышена с уровня минимальной заработной платы в 70 рублей до уровня прожиточного минимума – 100 рублей.
Таким образом, минимальный размер пенсии на территории РСФСР с 1991 года был увеличен на 30 рублей – с 70-ти до 100. Можно назвать это первой индексацией российских пенсий в 90-е годы. Этим же законом почти вдвое повышались социальные пенсии в РСФСР.
Ну, а дальше случился распад СССР, и началась до сих пор вспоминаемая с ужасом гиперинфляция. Государство проводило индексацию пенсий, но угнаться за инфляцией было не в состоянии.
В период с 1992 по 2001 год включительно размер минимальной пенсии с учётом деноминации вырос в 542 раза.
Как рассчитывается страховая пенсия
Формула, по которой рассчитывается страховая пенсия с 2015 года:
число заработанных баллов * стоимость одного балла
Право получать денежное обеспечение имеет гражданин, который за все время трудовой деятельности заработал не менее 30 баллов. Это так называемые страховые выплаты. Кроме них, имеет место и фиксированная часть, которую пенсионер будет получать в любом случае (ранее носила название базовой). Она ежегодно назначается Правительством.
Таким образом, чтобы понять, сколько человек будет получать по выходе на заслуженный покой, необходимо рассчитать только страховую часть, напрямую зависящую от среднего заработка, который имел гражданин за весь трудовой стаж. Именно от этого показателя зависит стоимость одного балла, и, следовательно, размер будущего дохода.
Важный показатель – средняя зарплата по годам для начисления пенсии. В открытом доступе имеются таблицы, в которых приведены эти цифры, начиная с 1960 года. Опираясь на приведенные в них данные, можно хотя бы приблизительно посчитать, на какой размер пенсионных выплат ориентироваться.
Кризис в пенсионном обеспечении в 1995–1997 годах
Дата | Оплата в рублях | Дата | Оплата в рублях | Дата | Оплата в рублях | Дата | Оплата в рублях | |
1960 | 74,0 | 1968 | 111,8 | 1976 | 152,1 | 1984 | 192,1 | |
1961 | 76,0 | 1969 | 114,7 | 1977 | 158,0 | 1985 | 198,3 | |
1962 | 81,8 | 1970 | 120,1 | 1978 | 165,3 | 1986 | 205,2 | |
1963 | 83,5 | 1971 | 124,5 | 1979 | 169,3 | 1987 | 213,6 | |
1964 | 87 | 1972 | 131,3 | 1980 | 173 | 1988 | 232,7 | |
1965 | 93,0 | 1973 | 135,1 | 1981 | 176,4 | 1989 | 261 | |
1966 | 95,1 | 1974 | 142,1 | 1982 | 183 | 1990 | 305 | |
1967 | 100,4 | 1975 | 147,8 | 1983 | 189,4 |
Как рассчитать коэффициент среднемесячной зарплаты (на примере)
Чтобы правильно вычислить коэффициент среднего показателя дохода за месяц, нужно рассчитать соотношение оплаты за какой-то конкретный промежуток времени, к примеру, за 2001 и 2002 год или последние 5 лет до 1 января 2002 года, к средней месячной оплате труда в России за выбранный отрезок по годам.
Коэффициент средней оплаты труда за 30 дней равняется заработной плате человека, разделенной на среднестатистическую зарплату в месяц.
Формула: КСЗ=ЗР/ЗП.
Полученная цифра используется для вычисления расчётной пенсии, часть суммы от будущих выплат, которые заработаны за весь 2002 год. Расчетная пенсия равна СК, умножено на КСЗ и еще раз умножено на 1671 – 450. Итак, ясно, что чем выше коэффициент средней зарплаты, тем больше показатели расчетов по деньгам.
У большинства жителей России за периоды 2000 и 2001 года размер средней оплаты числится в данных Пенсионного Фонда, и не нужно это доказывать в документальной форме. При выборе расчёта коэффициента средней оплаты труда в месяц за 2000-2001 годы, КСЗ рассчитывается методом разделения средней оплаты ЗР за весь этот временной промежуток на 1495 рублей – это среднестатистическая оплата труда в России за указанное количество лет.
Формула: КЗС=ЗР/ЗП=ЗР/1495.
Другой пример, выбираем промежуток времени не за 2000 и 2001 год, а возьмём более ранний период, в совокупности за последние 5 лет (60 месяцев). В этом случае следует провести ряд таких вычислительных действий:
- нужно сначала узнать средние показатели оплаты труда за конкретный период;
- найти статистические данные (будут приведены ниже) за указанный период по средним показателям оплаты труда;
- затем рассчитываем значение КЗС;
- в период оформления пенсии нужно представить в отделение пенсионного фонда данные по зарплате, за последние 5 лет.
Можно ли вернуть советскую пенсионную систему?
«Вернуться в ту систему уже невозможно. Она могла эффективно работать только в социалистической экономике, где государство контролировало и распределяло все финансовые ресурсы», — считает профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета Эльвира Тучкова.
Но критерии назначения пенсий, по ее мнению, надо сделать прозрачными.
«Нужно напрямую, а не через хитрые коэффициенты учитывать два показателя: количественный (стаж) и качественный (зарплату). При этом минимальный размер пенсии должен обеспечивать достойные условия жизни. И государство должно гарантировать его на федеральном уровне каждому гражданину, независимо от территории его проживания», — говорит эксперт.
В ПФР назвали категорию пенсионеров, имеющих право на повышенную пенсию
Главным достижением реформы станет улучшение уровня жизни пенсионеров. Возможно, пенсионеры РФ не заживут, как в Европе, однако точно размер пенсии будет активно повышаться.
К 1 октября пенсионеры в ряде регионов получат в честь Дня пожилого человека дополнительные выплаты. Так, в Ненецком АО пенсионерам, трудовой стаж которых в регионе составляет более 15 лет, разово выплатят 10 000 рублей. В Челябинской области по 700 рублей выдадут всем пенсионерам.
В Татарстане 60 заболевших за сутки и при этом свободно всего 10% коечного фонда?! Как и в остальных регионах, где данные по заболеваемости в 10 раз больше?
У отдельных российских пенсионеров есть шанс получить дополнительные выплаты ко Дню пожилого человека, который отмечается 1 октября.
Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.
Весьма важным показателем для осуществления расчетов также является средняя заработная плата для начисления пенсии, рассчитывающаяся по годам.
Добрый, да ладно! Что-то я не видел летом в городе газонов без травы, хотя листья были убраны. Не надо свои деревенские привычки насаждать в городе.
Сегодня все сведения о ней находятся в открытом доступе. Они учитываются, начиная непосредственно с 1960 года. Используя их, можно даже не зная количество имеющихся у себя на счету баллов примерно высчитать, каково будет пособие по старости для лиц, принявших решение об уходе на заслуженный отдых.
Добрый, да ладно! Что-то я не видел летом в городе газонов без травы, хотя листья были убраны. Не надо свои деревенские привычки насаждать в городе.
В ПФР также напоминают, что родителям детей, не достигших возраста 18 лет, фиксированная выплата к страховой пенсии в повышенном размере устанавливается независимо от факта обучения и нахождения на иждивении родителей.
Индексации пенсий в 2002-2009 годах
В 2002 году была начата крупномасштабная пенсионная реформа, которая заключалась в плавном переходе от распределительной пенсионной системы к распределительной пенсионной системе. Пенсия была разделена на три части: базовая (гарантированная государством), страховая (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и выплачиваются в качестве обеспечения после выхода на пенсию) и накопительная (реальные деньги на личном счете, которые можно вкладывать в ценные бумаги до выхода на пенсию и другие ресурсы). Тогда же появилась социальная пенсия – так называются регулярные выплаты гражданам, признанным инвалидами (инвалидами), сиротам, а также некоторым группам граждан, достигшим пенсионного возраста, но не застрахованным по всем причинам и цели выхода на пенсию.
Базовая часть трудовой пенсии с 1 января 2002 г установлена в размере 450 руб. (Для категории пенсионеров по возрасту и неоплачиваемых пенсионеров). За период до 2009 г включительно он увеличился в 15 раз – до 2 562 рубля (5,69 раза). В 2007 году базовая часть проиндексировалась трижды, в 2006 и 2008 годах – один раз. Наибольший разовый рост произошел 1 марта 2003 г. – на 36%.
Страховая часть пенсии за тот же период проиндексировалась 15 раз – не менее 6,2% (с учетом доработок), из них 3 раза – в 2007 году. Максимальный размер индексации (17,5%) был установлен 1 апреля 2009 года.
С 2001 по 2010 год размер назначенных пенсий увеличился в 7,5 раза с 823,4 рубля в 2001 году (28,23 доллара США) до 6177,4 рублей в 2010 году (203 доллара США).
Денежная система в России в 90-е годы XX века. Доходы и цены
Вот уж меня удивило, что расходы ЖКХ учитываются в ПМП, интересно, как, те, кто принимал и рассчитывал эту сумму (8726 руб.) разделил ее на потребительскую корзину, покупку одежды, медикаменты и проезд, если только ЖКХ в среднем, это около 6000 руб.?! Остается на все вышеперечисленное 2700 руб. Тут уж даже на питание не хватит.
Однако в тех случаях, когда технология пересчета пенсий не позволяет исключить копейки, пенсия с 1 мая 1993 года устанавливается в фактическом размере, полученном в результате применения индекса 1,9.
Попробуйте найти во всем этом позитив. Только не надо про «ниши», «свободу» и 200 сортов колбасы. И про нас, «бездельников, которые просто не хотели работать и зарабатывать».
Но хлеб стоит 300 рублей за буханку, молоко — 315 за литр, свинина 2600 за кг., сахар 750, соль — 81 руб за кг, рис 280 за кг, а гречка — 600. Катошка 240 рублей за кг! Апельсины — 2700 за кг! Яблоки 1000. А сыр — около 3000 рублей за кг. Сосиски — 3500 за кг.
Страшно что молодежи сейчас мозги забивают о благодати в то время. Ряд ресурсов открыто пропагандируют «ельцинские времена»…..
С высоты дожитых лет. История пенсий в России
Проблемы в пенсионном обеспечении все более усугублялись, стали хроническими, к середине
В рамках действовавшей пенсионной системы для устранения дефицита бюджета ПФР существовали две потенциальные возможности. Первая – увеличить доходы, повышая отчисления. Однако уже в то время общая налоговая нагрузка на производителей достигла роковой черты, за которой она становится тормозом экономического роста. Вторая – снизить расходы ПФР, сокращая численность пенсионеров, то есть отказываясь от выплаты досрочных пенсий или повысив пенсионный возраст.
Была и еще одна возможность – пересмотреть основополагающие принципы пенсионного обеспечения. Для этого требовалось признать, что кризис в пенсионной системе, который уже перешел в открытую фазу, вызван не только внешними экономическими факторами, но и внутренними проблемами самой системы. Однако в середине
Итак, если принятию Программы 1998 года предшествовало активное (хотя и не всегда результативное) обсуждение проектов реформы, то реформа 2002 года стала результатом исключительно внутриправительственных решений. Наличие политической воли к реализации пенсионной реформы сделало ее запуск стремительным и неожиданным для большинства населения.
В ее реализации просматриваются два этапа: первый, «настройка» системы (2002–2004 годы) – принятие различных регламентов, подзаконных актов и других документов, позволявших реализовать намеченное в основных пенсионных законах; второй (с 2005 года) – корректировка законодательства в сторону более медленного внедрения накопительной компоненты, увеличения доли базовой пенсии, активного расширения обязательств пенсионной системы. В это же время финансирование пенсионной системы становится все более зависимым от бюджетных дотаций.
С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.
В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.
Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.
Среднестатистический дореволюционный пенсионер мог бы купить на свою пенсию 150 килограммов гречки, 125 кг риса, 300 кило капусты, 125 кг сахара, 41,6 целых куриц, 535,7 буханок хлеба, 93,7 бутылок водки, 62,5 кг говядины, 625 литров самого дешёвого разливного пива или 1250 яиц.
Разумеется, никто не тратит всю пенсию на то, чтобы купить один только рис или хлеб, или ходить каждый день в театр. Это нужно лишь для большей наглядности. Однако оставались ещё расходы на жильё, которые тоже были значительны. Покупать квартиры в городах тогда было не слишком принято, их снимали в специальных доходных домах.
В зависимости от города однокомнатная квартира с мебелью стоила 8—15 рублей. Шикарные многокомнатные квартиры в центре крупных городов, разумеется, стоили дороже — 50—60 рублей за четырёх- и пятикомнатные. Более распространён был съём комнат. Даже в столице комнату можно было снять за 6—10 рублей в зависимости от района и дома. Самые бедные и холостые рабочие или крестьяне, приехавшие на подработку, могли снять койку за 2—4 рубля в месяц.
Зато советские пенсионеры были лучше всех обеспечены капустой. Среднестатистический пенсионер мог приобрести 875 кг капусты — на 351кг больше, чем сейчас, на 575 килограммов больше, чем до революции.
Подводя итог, можно сказать, что покупательская способность современной пенсии превышает уровень советской пенсии накануне перестройки, очень сильно превышает уровень пенсии середины 90-х годов и по ряду пунктов уступает дореволюционной пенсии столетней давности. Как такое возможно? Неужели за сто лет не произошло прогресса?
На самом деле, произошёл. Сейчас государство гарантирует пенсию всем своим гражданам, размер которой зависит от различных факторов, но какой-то минимум всё равно обеспечен. Дореволюционная пенсионная система была похожей на современную китайскую — пенсии предусматривались только для людей, так или иначе работающих на государство (военные, чиновники, учителя).
Действительно, пенсия в те времена была выше — если сейчас она составляет 30—40% от прежней зарплаты, то сто лет назад при полной выслуге лет она равнялась 100% оклада, однако пенсию ещё надо было заслужить беспорочной службой.
С другой стороны, несомненным плюсом старых пенсий было то, что выплачивались они независимо от того, жив пенсионер или мёртв. Если уж человек заработал пенсию, то вдова и дети будут получать её даже после его смерти.
И в такой ситуации очень сложно было говорить о повышении пенсий. Именно поэтому все чаще возникали разговоры о необходимости проведения пенсионной реформы.
Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в начале лета 2018 года. Своей целью законопроект ставил повышение пенсионного возраста граждан. То есть, по задумке авторов, россияне будут позже выходить на пенсию и дольше работать. С одной стороны, это снизит нагрузку на ПФР, а с другой – повысит его доходы. За счет дополнительной выручки можно будет повысить средний размер пенсии.
В начальной версии документа ожидалось, что мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а представительницы слабого пола – с 63 лет. Однако чуть позже в документ внесли правки, в результате которых положение мужчин не изменилось, а вот женщинам сделали послабление – они смогут рассчитывать на господдержку уже с 60 лет. Сторонники реформы активно кивали на западные страны, где возраст выхода на пенсию сегодня больше 65 лет и предпринимаются попытки его дальнейшего повышения.
В целом момент возраста стал главной составляющей всей пенсионной реформы. Повышать возраст будут не сразу, а постепенно. Для этих целей предусматривается специальный 10-летный период.
Также при упоминании реформы нужно отметить, что под особую защиту взяли граждан предпенсионного возраста. Например, если работодатель без весомых причин старается уволить работника, которому скоро на пенсию, то к нему могут применить меры административного и даже уголовного воздействия.
У некоторых категорий граждан будет возможность раньше выйти на пенсию. Такой вариант оставили тем, кто имеет много детей. Также на заслуженный отдых раньше срока смогут уйти граждане с большим трудовым стажем.
Правительство одобрило «Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в РФ». В ней предусматривалось создание трёхуровневой системы пенсионного обеспечения.
1. Базовая (социальная) пенсия, которая должна предоставляться всем гражданам, независимо от основания назначения пенсии и трудового стажа, назначаться в твёрдых размерах с учётом прожиточного минимума пенсионера и выплачиваться только неработающим пенсионерам.
2. Трудовая (страховая) пенсия. Предстояло привести в соответствие условия предоставления и размер пенсии с объёмом участия каждого конкретного лица, выражаемым в продолжительности пенсионного страхования и величине уплаченных им взносов.
3. Негосударственная пенсия, которая рассматривалась как дополнительная по отношению к первым двум.
В этот же период Пенсионный фонд начал фиксировать личные данные граждан для установления им будущей пенсии. Появился индивидуальный страховой счёт, который стал включать в себя информацию обо всех страховых взносах человека.
С этого же года ПФР начал ежегодно рассылать извещения, которые в народе прозвали «письмами счастья». Благодаря им каждый гражданин мог следить за состоянием своего пенсионного счёта. Сначала проект действовал только в 5 регионах. Позже — по всей стране.