Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не электронные способы закупок. Неторговые способы закупки: достоинства и особенности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важно отметить, что указанная выше статья ГК РФ содержит формулировку “наиболее высокую цену”, описывающую аукцион только как торги на продажу. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар. Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» – денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шаг аукциона устанавливается преимущественно в процентном соотношении к начальной (стартовой) цене. В подобном аукционе каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.
Чем отличается аукцион от редукциона?
В каких областях торги организуются как аукцион? Активный аукцион чаще всего используется в сфере исполнительного производства, поскольку основной целью продажи имущества (недвижимости) должника является получение судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам. Также активные аукционы являются распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства.
Аукцион – это способ закупки, по результатам которого победителем признается лицо, предложившее более выгодную цену. не устанавливает случаи и условия проведения аукциона, данные нормы должны быть отражены в Положении о закупке. Чаще всего аукционы проводятся, когда характеристики закупаемого товара, работы или услуги определены и теперь необходимо получить их по наименьшей цене.
В срок, определенный в Положении о закупках, организатор должен разместить о проведении аукциона, чаще всего он составляет не менее 20 дней. Далее следуют торги, на которых участники торгуются, предлагая свой вариант цены. Снижение цены должно происходить с учетом шага аукциона – денежного интервала, на величину которого предыдущее предложение отличается от настоящего.
Что заказчик написал в своем положении о закупке
В своем положении о закупке заказчик написал, что конкурентные переговоры можно проводить при закупках сложной продукции, когда необходимо провести переговоры с участниками закупки. При этом использовать процедуру двухэтапного (многоэтапного) конкурса или запроса предложений с учетом затрат времени или по иным причинам нецелесообразно.
Он также отметил, что извещение о проведении конкурса размещается в ЕИС не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
Исходя из требований положения о закупке, рассмотрение заявок на участие в конкурсе должно проходить в срок не более 30 дней со дня вскрытия конвертов с ними, если иной срок не предусмотрен в конкурсной документации.
Уведомление о подаче предложений на участие в запросе предложений размещается в ЕИС не менее чем за 10 дней до истечения срока подачи предложений.
Предложения на участие в запросе предложений рассматриваются в срок не более 30 дней со дня вскрытия конвертов с предложениями, если иной срок не предусмотрен в конкурсной документации.
Организаторы закупки в срок не более 30 дней со дня вскрытия конвертов с предложениями участников закупки рассматривают открытые предложения, чтобы определить соответствие каждого участника и его предложение закупки требованиям закупочной документацией.
По результатам рассмотрения предложений закупочная комиссия принимается решение о признании участника закупки участником запроса предложений.
Антимонопольная служба постановила, что в отношении неправомерного выбора способа закупки заказчик нарушил ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, а также нашла другие нарушения, а именно — п. 4 ч. 1 ст. 3, пп. , ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ (неизмеряемые требования к участникам закупки и др.). В итоге заказчику выдали предписание об аннулировании открытых конкурентных переговоров в электронной форме.
Кроме того, его оштрафовали по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Эта статья подразумевает штраф на должностных лиц — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
Документ |
Срок размещения в ЕИС |
Положение |
15 дней с момента утверждения |
Изменения в положение |
15 дней с даты утверждения |
Извещение |
20 дней до конца срока подачи заявок |
Изменения в извещение |
|
Закупочная документация |
Одновременно с извещением |
Разъяснения |
3 дня с даты получения запроса |
Протоколы |
|
Договор после подписания |
|
Изменения в договор |
|
Отчетность |
Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным |
Правила проведения по 223-ФЗ
Порядок проведения регулируется статьями 3.2-3.5 обновленного 223-ФЗ. Действуют следующие общие правила:
- Организация-заказчик имеет право отменить проведение конкурентной закупки до момента окончания срока подачи заявок, при этом решение об отмене необходимо разместить в ЕИС непосредственно в день его принятия (ч. 5, 6 ст. 3.2 223-ФЗ).
- Заказчик формирует документацию о заказе и размещает ее в ЕИС совместно с (п. 9 ст. 3.2). Участники, в свою очередь, направляют свои заявки в соответствии с требованиями документации. Каждый участник имеет возможность подать только одну заявку (п. 9, 10 ст. 3.2 223-ФЗ).
- Сроки размещения извещения составляют:
- для конкурса и аукциона — не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок;
- для запроса котировок — не менее чем за 5 рабочих дней;
- для запроса предложений — не менее чем за 7 рабочих дней.
Обмен товаром: когда старые вещи становятся новыми
Обмен товаром имеет ряд преимуществ, как для продавца, так и для покупателя. Первое и главное преимущество — это возможность избавиться от ненужных вещей и получить взамен то, что действительно нужно. Второе преимущество — это существенная экономия денежных средств. Ведь покупатель может обменять свои старые вещи на новые, не тратя деньги на их покупку.
Существует несколько методов обмена товаром. Один из самых распространенных — это обмен на площадках объявлений или в социальных сетях. Люди публикуют свои предложения и осуществляют обмен интересующими их товарами. Еще один метод — это организация специальных мероприятий, таких как ярмарки, где люди могут прийти и обмениваться вещами вживую.
Обмен товаром имеет свои особенности. Во-первых, чтобы успешно осуществить обмен, нужно найти у кого-то человека, который готов обменяться нужными вещами. Во-вторых, не всегда возможно найти точное соответствие для обмена, поэтому важно готовиться к тому, что придется вносить небольшую доплату или получить частичную компенсацию. Наконец, третья особенность — это оценка рыночной стоимости товаров, которые вы хотите обменять, чтобы быть уверенными в справедливости обмена.
Обмен товаром — это отличный способ не только сэкономить деньги, но и познакомиться с новыми людьми и получить удовольствие от процесса обмена. Благодаря такому подходу, старые вещи могут найти новую жизнь, а вы можете обязательно найти то, что искали.
Запрет дискриминации в законе № 223-ФЗ
Общее положение о поддержке нормальной конкуренции отражено в п. 2 ч. 1 ст. 3 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) в виде принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции.
Нарушение этого принципа можно раскрыть через определение, содержащееся в ч. 1 ст. 17 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ):
- согласование действий организатора закупки и участника (участников);
- создание организатором преимуществ для одного или нескольких участников;
- нарушение порядка определения победителя закупки в пользу одного из участников;
- участие организатора торгов, заказчика или их работников.
Первое из этих нарушений трудно доказуемо и практически не встречается. Кроме того, оно всегда имеет внешнее выражение во втором или третьем. Четвертое нарушение очевидно, поэтому также встречается редко. Далее мы более подробно остановимся на самом распространенном виде нарушений — это создание преимуществ для одних участников в ущерб другим.
Отметим, что суды не всегда считают возможным применение к закупке по закону № 223-ФЗ норм закона № 135-ФЗ, несмотря на то что в его ст. 17 прямо говорится о 3 способах закупки (см. постановление АС СЗО от 03.12.2015 № А56-83413/2014).
Чтобы избежать в будущем отказа в иске, можно воспользоваться способом административного обжалования в соответствии с нормами закона № 223-ФЗ — в случаях, указанных в п. 10 ст. 3. Следует также учитывать, что в суде можно обжаловать действия организатора или заказчика по любым нарушениям закона.
Заказчики, работающие по Закону №223-ФЗ, применяют в своей деятельности торговые и неторговые способы закупки (рис.1).
Рисунок 1. Возможные способы закупки по Закону №223-ФЗ
Обязательными способами закупки, которые должны быть предусмотрены положением о закупке заказчика, являются конкурс и аукцион (ч.3 ст.3 Закона №223-ФЗ). Конкурс и аукцион — это формы торгов (ч.4 ст. 447 ГК РФ). Кроме «торговых» способов закупки заказчик в своем положении о закупке имеет право предусмотреть так называемые «неторговые» способы (ч.3 ст.3 Закона №223-ФЗ). Такие способы закупки могут быть любыми. Главное, о чем следует помнить при разработке положения о закупке в части определения способов закупки, это необходимость соблюдения принципов и требований Закона №223-ФЗ, Закона №135-ФЗ, ГК РФ.
Наибольшее распространение среди заказчиков получили такие неторговые способы закупки, как запрос предложений, запрос котировок (цен), закупка у единственного поставщика.
Таблица 1 — Основные способы закупки
Способ закупки Победителем признается Обязанность заключить договор по результатам закупочной процедуры Нормативная база Конкурс Победителем в конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке (ч.2 ст.3 223-ФЗ). Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (п.4 ст.447 ГК РФ). Заключение договора — обязанность в соответствии с ч.5 ст.448 ГК РФ Ст.447 — 449 ГК РФ Ст.3 — 4 Закона №223-ФЗ Положение о закупке Аукцион Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора (ч.2ст.3 223-ФЗ).
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену (п.4 ст.447 ГК РФ).Запрос предложений Как правило, победителем запроса предложений признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в закупочной документации на основании положения о закупке Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем положении о закупке (ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ) Ст. 3 — 4 Закона №223-ФЗ Положение о закупке Запрос котировок Как правило, победителем запроса котировок признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора. Порядок определения победителя при проведении запроса котировок устанавливается закупочной в документации на основании Положения о закупке. Закупка у единственного поставщика Победитель не определяется, т.к. закупка осуществляется у конкретного лица по основаниям, предусмотренным положением о закупке Правила выбора конкретного способа осуществления отдельной закупки заказчик устанавливает в своем положении о закупке (ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ).
При необходимости удовлетворения потребностей в конкретных товарах, работах, услугах заказчик вправе использовать такой способ закупки, как запрос котировок. Многие заказчики его также называют «запрос цен».
Запрос цен может проводиться в электронной или не в электронной форме; может быть открытым и закрытым; с переторжкой или без нее. В исключительных случаях запрос цен может быть с проведением предварительного отбора участников закупки и выбором нескольких победителей.
Определение запроса котировок должно содержаться в положении о закупке. Можно использовать следующий вариант: «Под запросом котировок следует понимать конкурентный способ проведения закупки, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок; победителем в проведении запроса котировок признается участник, предложивший наиболее низкую цену договора». Все условия применения запроса котировок обуславливается Законом №223-ФЗ и положением о закупке, в котором желательно устанавливать определенный ценовой порог, при котором используется данный способ закупки.
Заказчик формирует требования к закупаемым товарам, работам, услугам по техническим, потребительским или другим характеристикам (например, качество товара подтвердить соответствующим сертификатом или паспортом качества и др.), устанавливает начальную (максимальную) цену договора, требования к участникам (например, участник закупки должен обладать необходимыми лицензиями, не находиться в процессе ликвидации или быть признанным банкротом, не находиться в реестре недобросовестных поставщиков и др.,), требования по обеспечению заявки (по необходимости, если это прописано в положении о закупке).
Заказчик формирует извещение, документацию, проект договора, подлежащие размещению на официальном сайте (в единой информационной системе).
Извещение, документация о закупке, проект договора формируются в соответствии со ст.9, ст.10 Закона №223-ФЗ и ПП РФ №908, где указано, какие именно сведения должно содержать извещение, документация закупки и порядок размещения данной информации на официальном сайте.
Заказчик в закупочной документации также указывает, что он имеет право отказаться от запроса котировок в любое время, это же условие должно быть и в положении о закупке. Рекомендуется указать, что данная закупочная процедура не является торгами по законодательству РФ, и заключение договора — это право, а не обязанность заказчика.
Вместе с извещением, закупочной документацией на официальном сайте публикуется также проект договора, созданный заказчиком. На его основе в последующим будет заключен договор с победителем процедуры.
Закон №223-ФЗ не регламентирует срок размещения заказчиком извещения о проведении запроса котировок, он должен быть указан в положении о закупке и закупочной документации (как правило, не менее чем за 5 — 10 дней до окончания срока подачи заявок). Заказчик должен указать планируемые даты публикации, дату и время окончания подачи приема заявок, дату и время рассмотрения и оценки котировочных заявок, а также место рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Прием заявок на участие в запросе котировок
После того как опубликуются сведения, закупка переходит на этап подачи заявок.
В течение установленного срока заказчик принимает заявки участников, подготовленные и поданные в соответствии с порядком, требованиями, условиями, установленными в закупочной документации. Заказчик регистрирует поданные заявки в журнале регистрации заявок. Форма заявок устанавливается в закупочной документации.
Участник вправе отозвать, изменить ранее поданную заявку в любое время до даты и времени окончания срока подачи заявок в порядке, установленном закупочной документацией и положением о закупках (например, участник допустил ошибку при заполнении заявки или приложил не все необходимые документы и т.д.).
Заказчик может вносить изменения в закупочную документацию запроса котировок по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника, а также предоставлять разъяснения (в ответе на запрос не указывается участник, подавший запрос на разъяснение), направленные участником закупки, в порядке, установленном положением о закупках заказчика, и в соответствии с ПП РФ №908. Изменение предмета закупки не допускается. В ЕИС публикуется не только измененная документация о закупке, но и файл с перечнем изменений, внесенных в нее.
Согласно Закону №223-ФЗ изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.
Оценка заявок
После окончания срока подачи заявок закупка переходит на этап работы комиссии. На данном этапе заказчик осуществляет оценку заявок, проверяет заявки на соответствие требованиям закупочной документации (наличие всех необходимых документов в составе заявки) и технического задания, по главному критерию запроса котировок (цене) определяет победителя. Закупочная комиссия (если создается) и ее состав должны быть утверждены соответствующим распорядительным актом руководителя организации. Формируются протокол вскрытия конвертов (дата, место составления протокола, организатор закупки, состав комиссии, сведения о лоте, участники, подавшие заявки, время когда они были поданы, решение комиссии о допуске к рассмотрению и оценке заявок), протокол рассмотрения и оценки заявок (помимо даты, места составления протокола, организатора закупки, состава комиссии, сведений о лоте, указывается критерий оценки -цена и соответствующий результат такой оценки, протокол подведения итогов). Также помимо общих сведений о закупочной процедуре указываются итоги запроса котировок, победитель и те условия, на которых будет заключен договор.
Возможен вариант, когда заказчиком формируется один протокол, в котором указывается вся информация о проведенной закупке. Заказчик формирует на официальном сайте вид протокола в соответствии с положением о закупке, например, «протокол вскрытия конвертов, рассмотрения заявок и подведения итогов рассмотрения заявок», и размещает протокол (в соответствии с ПП РФ №908).
В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Способы закупок по 44-фз и 223-фз
Как происходит заключение контракта Существует две формы контрактов, которые применяют при проведении неконкурентных закупок:
- Типовая (включает все условия, указанные в законе).
- Упрощенная (требования к ее составлению понижены).
Вторым вариантом могут воспользоваться субъекты закупки при следующих условиях:
- Они являются субъектами естественной монополии и центрального депозитария.
- Если объем закупок очень мал.
- Когда предметом торга становятся услуги коммунальных хозяйств.
- В ситуациях выполнения закупок для организаций медицины, культуры, спорта или для госаппарата.
Использование упрощенной формы контракта позволяет субъектам выбрать практически любой вид договора, оговоренный в ГК РФ. При этом соглашение может быть заключено в устной форме, если сумма закупок у единственного поставщика не превышает 100 000 рублей.
Роль неторговых способов закупок в бизнесе
Вы можете задаться вопросом, зачем вообще использовать неторговые способы закупок, если можно просто заплатить деньгами. Отличный вопрос!
Неторговые способы закупок могут быть очень полезными для бизнеса по нескольким причинам:
- Экономия денег: Используя неторговые способы закупок, вы можете сэкономить деньги, которые в противном случае потратили бы на покупку товаров или услуг.
- Расширение бизнеса: Когда вы обмениваетесь товарами или услугами с другими компаниями, это может помочь вам расширить вашу клиентскую базу и наладить новые связи в бизнес-сообществе.
- Использование неиспользуемых активов: Ваш бизнес может иметь активы, которые не приносят доход или просто лежат без дела. Неторговые способы закупок могут помочь вам использовать эти активы в обмен на что-то полезное для вашего бизнеса.
Если заказ включает сведения, содержащие государственную тайну, то проводятся (ч. 1 ст. 3.5 223-ФЗ). Они осуществляются по правилам, утвержденным в статье 3.2 223-ФЗ.
З аказчик, который работает по Закону № 223-ФЗ, должен прописать в своем положении о закупке порядок подготовки и проведения процедур, включая способы закупки и условия их применения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).
В положении о закупке можно предусмотреть иные (помимо конкурса или аукциона) способы. Заказчик обязан установить порядок закупки с помощью таких способов (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). А затем сведения о способе закупки отразить в извещении.
Заказчик, который стал субъектом разбирательства в решении ФАС от 13.11.2014 по делу № 223 ФЗ-134/14, сделал это, но недобросовестно. Разберем подробно решение антимонопольной службы и отметим ошибки заказчика.
Изменениями 2019 года
Далее расскажем о последних изменениях в 223-ФЗ. В частности, они коснулись обеспечения заявок — это сумма, которую участник вносит при подаче заявки, чтобы подтвердить серьезность намерений. Требовать обеспечение заявки заказчики могут, если начальная цена договора превышает 5 млн руб. Его размер не может превышать 5% от начальной цены договора.
В положении заказчики должны указать, какие способы конкурентных закупок будут использовать, а также прописать, в каких случаях применяют неконкурентные типы процедур. Все закупки в электронной форме по умолчанию. Однако в положении заказчик вправе указать, какие процедуры останутся бумажными. Что касается конкурентных закупок среди МСП, они в обязательном порядке проводятся в электронном виде.
Похожие записи: