Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебный запрос. Что, как и почему.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такой запрос направляется, чтобы определить, имеется ли задолженность или переплата по определенным платежам. Направляется на имя руководителя соответствующей организации, составляется на фирменном бланке в общем порядке делопроизводства.
Из практики работы можно сказать, что проблема со сроками исполнения (особенно вопрос «от чего отсчитывать»?) возникает в том случае, когда документ, что называется, «пролежал» у руководителя. Особенно это касается тех документов, срок исполнения которых составляет до 10 дней включительно. Поэтому, направляя документы руководителю организации на рассмотрение, следует сразу же отбирать документы с ограниченным сроком исполнения. Во многих организациях для этого специально создают папки с пометкой «Срочно». Из своего опыта могу сказать, что руководители работают с этой папкой по-разному.
Например, рассматривают ее содержимое в первую очередь. Но если документов в ней окажется много, то времени на рассмотрение «несрочных» документов может не остаться, либо руководитель будет просто занят решением других вопросов. Тогда может получиться, что и «несрочные» документы станут уже «суперсрочными».
Положительным является опыт руководителей, которые придерживаются правила «все документы рассматриваются руководителями организации в тот день, когда они их получают, и не заканчивают свой рабочий день до тех пор, пока не рассмотрят все документы». Такой принцип действительно хорошо работает, что существенным образом сказывается на эффективности контроля исполнения документов. Но кто может заставить руководителя, кроме него самого? Хотя дисциплина первого лица обычно дисциплинирует руководителей всех рангов.
Иногда на срок исполнения могут повлиять и внешние причины. Например, в организацию несвоевременно доставили документ (плохая работы почты, курьера, различные форс-мажорные обстоятельства). И вместо того, чтобы зарегистрировать его, например, в 10:00 1 августа 2011 года, вы должны будете зарегистрировать его на следующий день. Понятно, что данный документ по не зависящим от вас причинам попадет на рассмотрение к руководителю на целые сутки позже. Если документ содержит конкретный срок исполнения, то срок исполнения вашей организацией сократится на один день, т.е. целый день выпадает. А если выпадает 5 дней из 10? Вопрос в том, сможете ли вы уложиться в такой срок? Если сможете, то хорошо. А если нет? Тогда надо подумать, что можно предпринять. Рекомендуем регистрировать срочные документы в день поступления с указанием времени. Кроме того, документы, поступившие и зарегистрированные в организации после 17.00 часов, при невозможности их рассмотрения в день поступления должны быть рассмотрены руководителем до 11.00 часов следующего дня. Важные документы обычно доставляют заказной корреспонденцией, и если такой конверт/пакет задержался в дороге, то вам нужно при получении почтового отправления в почтовом отделении связи в бланке уведомления о вручении (форма 119) проверить, правильно ли заполнена работником почтового отделения его оборотная сторона (там указывают, когда и кому передано отправление, лично или по доверенности оно получено; если по доверенности, то пишется фамилия доверенного лица), при этом получатель в строке «Получил» ставит свою подпись и Ф.И.О.
Вне зависимости от того, какой именно образец используется, сроки ответа на запрос определяются исходя из традиций деловой этики. Поскольку в законодательстве подобный вопрос никак не регулируется, компании сами вправе решать, какое время им понадобится для ответа. Обычно срок составляет 10-15 рабочих дней.
Если это время неизбежно увеличивается (например, для получения необходимых сведений понадобится сделать запросы, которые также отнимут время), целесообразно уведомить об этом отправителя. Составляют ответное послание, в котором указывают, что письмо принято в работу и обозначают примерные сроки ответа.
В некоторых случаях сроки ответа регулируются на уровне законодательства или внутренних регламентов компании. Например, государственные органы и банковские организации, как правило, должны предоставить ответы в течение 30 календарных дней.
Каким законодательством регулируется процедура ознакомления с материалами дела в суде?
Порядок и сроки предоставления материалов судебных дел или документов, имеющихся в таких материалах предусмотрен общими положениями соответствующей Инструкцией по судебному делопроизводству, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Порядок предоставления материалов дела, переданного на хранение в архив суда, или снятие копий с указанных материалов регулируется Инструкцией о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции, утвержденной Судебным департаментом.
Общий порядок предоставления материалов дел, предусмотренный перечисленными Инструкциями, в допустимой части может быть дополнительно урегулирован указом председателя соответствующего суда.
Кто может ознакомиться с материалами дела за участников судебного разбирательства?
Если вы являетесь участником судебного процесса и самостоятельно участвуете в судебных заседаниях, но не можете найти время для ознакомления с материалами дела, либо не имеете соответствующей возможности сделать это правильно, в таком случае, вы можете поручить ознакомление с делом своему доверенному лицу. Доверенным лицом может являться кто угодно из вашего окружения, но на кого вы оформили нотариальную доверенность на представление ваших интересов в суде при ознакомлении с материалами конкретного судебного дела. Такая же доверенность должна быть оформлена на юриста или адвоката, если вы решите поручить ознакомиться с материалами дела указанным специалистам.
Если вы уже имеете судебного представителя, то он может ознакомиться с материалами дела без оформления для этого дополнительной или какой-либо специальной доверенности, т.к. уже оформленная вами доверенность на представление ваших интересов в суде должна содержать и указанную процедуру.
Сроки доведения документов до исполнителей
П режде чем говорить о сроках исполнения документов, поговорим о сроках их доведения до исполнителей. Ведь данная процедура тоже «съедает» время.
Как правило, все документы, поставленные на контроль, должны доводиться до исполнителей в течение 1 дня с даты вынесения резолюции руководителем или подписания им документа, а срочные и оперативные – в течение нескольких часов. Приведенные данные являются примерными и должны конкретно устанавливаться в каждой организации в соответствии с требованиями ее руководства.
Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (ред. от 21.02.2011) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»
47. Доведение поручений до исполнителей и контроль их исполнения обеспечиваются Аппаратом Правительства, как правило, в 2-дневный срок, а срочных и оперативных поручений – незамедлительно, но не позднее чем в течение 12 часов с момента их подписания.
В соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003 отметку о контроле за исполнением документа на бумажном носителе обозначают буквой «К», словом или штампом «Контроль». Такую отметку ставят справа на верхнем поле первой страницы документа (см. Пример 1).
Перенос срока исполнения документов
Срок исполнения документов должен быть реальным и учитывать время, необходимое для выполнения технических операций исполнителя с документами, степень загруженности сотрудников.
Возможно ли изменение срока исполнения документа? Да:
Нередко случается так, что после детальной проработки поручения ответственным исполнителем выясняется, что срок, отведенный руководителем, недостаточен. В этом случае ответственный исполнитель информирует руководителя, осуществляющего контроль исполнения документа по существу, и обозначает возникшие проблемы, обосновывает реальный срок исполнения. Далее возможно изменение срока исполнения, но только после информирования руководителя, который его установил. Обычно информирование руководителя о необходимости изменения срока исполнения документа осуществляет тот, кто контролирует исполнение документа по существу.
Документом, регламентирующим процедуру контроля исполнения документов на предприятии, должен быть предусмотрен порядок изменения срока исполнения или снятия документа с контроля в случае, если отпала необходимость его выполнения.
Продление срока исполнения должно быть оформлено сразу при получении документа исполнителем или до истечения срока исполнения документа. В случае нарушения этих условий документ будет считаться невыполненным.
В ходе исполнения руководитель может не только изменить сроки исполнения документа, но и уточнить задание, изменить состав исполнителей и соисполнителей. Все эти сведения в случае их изменения немедленно сообщаются ответственным исполнителем в группу контроля.
Но возможны и такие ситуации, когда срок выполнения поручения, что называется, «сорван», т.е. поручение своевременно не выполнено. Для таких случаев в соответствующем регламентирующем документе необходимо предусмотреть ответственность для «нарушителей».
Эта ситуация нашла отражение в Регламенте Правительства РФ:
«В случае если поручение не исполнено в установленный срок, исполнитель (головной исполнитель) поручения в течение 3 дней после истечения срока, данного на исполнение поручения, представляет в Правительство объяснение о состоянии исполнения поручения, причинах его неисполнения в установленный срок с указанием должностных лиц, на которых возложено исполнение поручения, и о мерах ответственности, принятых в отношении работников, виновных в неисполнении поручения».
Проанализировав исчисление сроков исполнения поручений и документов, мы видим, что проблема эта не так проста, как кажется. Поэтому вопрос исчисления срока исполнения должен быть детально регламентирован в ваших организационно-распорядительных документах. Кроме того, сам документооборот организации должен быть выстроен так, чтобы исключить задержки документов.
В какие сроки готовить ответ
Все зависит от конкретной корреспонденции. Для частных организаций четких сроков не предусмотрено. Государственные учреждения обычно отмечают либо дату либо период, в течение которого требуется предоставить информацию. При переписке с контрагентами стоит ориентироваться на договор. В нем обычно прописано, сколько дней отводится для ответа. Если срока не указано, смотрите на суть вопроса. Если корреспонденция важная, обычно рекомендуется предоставлять информацию не позже чем в течение 3-7 дней.
Что касается обращений граждан, то установлены конкретные сроки. В течение 3 дней его письменное обращение обязаны зарегистрировать. Если в компетенцию получателя эти вопросы не входят, то на переправку в другой орган дается не более 7 дней (ст. 8 ФЗ № 59). Столько же предусмотрено и для отправки уведомления о том, что требуемые сведения указаны на официальных сайтах. На рассмотрение обращения дается 30 дней (ст. 12 того же закона).
Образец ответа на запрос о предоставлении информации
Информация подразумевает под собой различные сведения о лицах как физических, так и юридических, действиях лиц, о различных событиях. Информация, как объект гражданского права, а особенно некоторые ее виды, защищена законодательно.
- Когда какому-то субъекту поступает запрос на предоставление какой-либо информации, то он должен отчетливо знать, имеет ли право запрашиваемое лицо на получение доступа к интересующим его сведениям.
- И только в случае подтверждения этого права, начать формировать образец ответа на запрос о предоставлении информации.
- Информация
- Лицо, имеющее доступ к определенным сведениям, должно понимать свою ответственность за незаконные манипуляции с ними, например, передача третьим лицам без законных на это оснований, скрытие всей или какой-либо ее части, или других действий.
Любой запрос на предоставление той или иной информации должен быть оформлен в письменной форме. В каждой структуре есть свои требования к виду запроса. Где-то это определенный бланк, а где-то достаточно произвольного письменного заявления от запрашивающего лица.
Но в любом случае основные данные запроса будут схожи:
-
Наименование субъекта, к которому направлен запрос.
-
Наименование, от кого направлен запрос.
-
Перечисление сведений, которые необходимо получить.
-
Подпись запрашивающего субъекта.
-
Дата запроса.
В свою очередь, после проверки законности полученного запроса лицо, предоставляющее информацию, также готовит образец ответа на запрос о предоставлении информации в письменной форме.
Ответ
Ответ на запрос оформляется в определенный срок, прописанный во внутренних документах организации, ответственным за это сотрудником. Как правило, ответ готовится на фирменном бланке организации с нанесенными на нем фиксированными данными: Наименование и реквизиты.
Прочая информация в ответе имеет следующий вид:
-
Наименование адресата, кому направляется ответ.
-
Дата ответа.
-
Зарегистрированный порядковый номер.
-
Текст ответа.
-
В случае приложения к бланку ответа необходимых документов, то их перечень.
-
Подпись ответственного лица, а в случае необходимости, то и подпись руководителя.
- Вся корреспонденция, которая поступает в организацию, регистрируется в специальных журналах входящей корреспонденции.
- Вся исходящая корреспонденция также должна быть зарегистрирована.
- Таким образом, при возникновении каких-либо спорных ситуаций, все запросы и ответы можно проконтролировать с помощью этих книг регистраций.
Регламент контроля исполнения документов может существовать в виде отдельной внутренней инструкции или быть процессом, внедренным по умолчанию. Первый путь надежнее, он позволяет снимать вопросы, привлекать к ответственности за невыполнение не только поручений, но и внутренних положений, с которыми сотрудник был ознакомлен.
Организация, создавая собственный процесс контроля исполнения документов, должна определить цели, которых хотелось бы достичь.
Контроль ради контроля нецелесообразен, он должен:
- Систематизировать документы, облегчить процесс их поиска. На своем жизненном пути бумажный документ может находиться в подразделении ДОУ (управление документооборотом), у руководителя организации, в секретариате, у одного из исполнителей или в процессе передачи между ними, в деле, будучи подшитым в папку после завершения его исполнения. Если фактическое место нахождения электронного документа всегда можно определить в программе ЭДО, то путь бумажного должен отслеживаться «вручную»: компания в любой момент должна знать, где находится важное письмо или поручение.
- Предотвращать утрату документа. Отказ от отслеживания приводит к тому, что ошибка секретаря или невнимательность исполнителя становятся причиной утраты оригинала договора или письма, отправленного в корзину вместо ненужной копии. Такие случаи часты, существуют судебные решения, в которых отказ от предоставления подлинника, оригинала договора стал причиной проигрыша дела.
- Выявлять случаи неисполнения поручений. Исполнительская дисциплина гарантирует успешность бизнеса, и контроль исполнения документов призван определить наиболее и наименее ответственные подразделения и сотрудников, дав возможность принять кадровые решения или оптимизировать бизнес-процессы.
- Создать базу статистики по документам и исполнителям, анализ которой позволит решить различные вопросы бизнеса и менеджмента, например, определить время, затраченное на обработку документов наибольшей и наименьшей важности.
Время, затраченное на контроль, должно окупаться за счет в повышения результатов деятельности компании, ее успешности и конкурентоспособности.
Суть исполнения документа
Каждый документ имеет свою внутреннюю структуру, определяющую суть его исполнения, которая должна быть очевидна исполнителю исходя из его должностных обязанностей.
Типовые случаи исполнения:
- письмо. Требует ответа и, при необходимости, представления документов;
- претензия. Требует изучения, согласования необходимости ответа, отсутствия ответа, удовлетворения или отказа;
- предписание контролирующих органов. Требует изучения и предоставления руководству плана реагирования;
- бизнес-предложение. Требует рассмотрения и подготовки мотивированного отчета о целесообразности его принятия или назначения тендера.
Для нестандартных документов особенности исполнения определяются в поручении руководителя организации или подразделения, передаваемом сотруднику вместе с копией документа.
Ограничения и отказы [ ]
Закон предусматривает следующие основания для отсутствия ответа по существу запроса:
- если запрашиваемая информация была опубликована в средствах массовой информации либо размещена в сети «Интернет», ответ может ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация (ч. 3 ст. 19);
- если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, государственный орган или орган местного самоуправления обязан предоставить запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа (ч. 4 ст. 19);
- если запрашиваемая информация ранее предоставлялась обратившемуся (п. 5. ч. 1 ст. 20);
- если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным или муниципальным органом, о проведении анализа деятельности государственного или муниципального органа, его подразделений или подведомственных организаций или о проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав обратившегося [1] (п. 6. ч. 1 ст. 20).
Рассмотрение запросов о предоставлении информации
Федеральный закон от 09.02.2009 № 8−ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливает право на обращение к государственным органам и органам местного самоуправления с запросами о предоставлении информации. Этот закон регулирует не только рассмотрение запросов граждан, но и целый ряд других вопросов (опубликование информации о деятельности органов власти, размещение этой информации в сети Интернет и т. д.). Собственно работе с запросами в законе посвящена лишь небольшая часть текста.
Особый порядок рассмотрения установлен для запросов средств массовой информации (см. ниже). Особенности касаются как сроков рассмотрения запросов, так и круга возможных адресатов обращений.
Общие правила написания ответа
В первую очередь следует помнить о том, что ответ должен писать именно тот сотрудник предприятия, на имя которого писалось первоначальное письмо. Исключения возможны только для тех случаев, если этот сотрудник по каким-либо причинам отсутствует (больничный, командировка. увольнение) – тогда ответ может написать тот, кто замещает отсутствующего на данный момент времени.
Язык и подача послания должны зеркально отражать письмо-запрос. Иными словами, в тексте желательно использовать ту же форму обращения, которую применил отправитель запроса, ту же лексику, терминологию, языковые обороты и последовательность изложения, конечно, при условии, что автор инициативного послания проявил себя как грамотный и корректный человек.
Нужно обязательно указывать ссылку на номер и дату входящего послания, но при этом нельзя повторять ошибки, допущенные автором запроса и нежелательно указывать на них в ответом письме (только если это не относится к конкретной деятельности фирмы).
Ответ на запрос может быть как положительным, так и отрицательным.
- Положительный ответ должен быть максимально подробным,
- а отрицательный – обоснованным и предельно корректным.