Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как снять с кадастрового учета объекты, прекратившие существование?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Со дня подачи необходимого пакета документов для снятия с регистрационного учета земельного участка должно пройти не мене 18 рабочих дней, прежде чем Росреестр примет решение относительно судьбы надела.
Чтобы снять любой из объектов недвижимости с кадастрового учета, необходимы серьезные основания. Если речь идет об участке землепользования, они таковы:
- Раздел имеющегося надела земли на несколько отдельных участков.
- Совмещение нескольких участков (это допустимо при условии наличия общих границ).
- Права на указанный участок не были зарегистрированы. При этом объект должен был быть поставлен на кадастровый учет до 01/03/2008 г.
- Кандидат на владение данным объектом, который поставил его на временный учет, подал соответствующее заявление. Обязательным правилом для этого пункта является отсутствие регистрации прав на земельный надел на момент подачи заявления.
Основания и порядок снятия земельного участка с кадастрового учета
Все земельные участки учтены в Росреестре. Информация о них содержится в ЕГРН. В состав сведений государственной системы о земле входят: кадастровый номер, площадь, адрес, местоположение, категория, назначение, вид права, данные о правообладателе и др. Собственность может быть федеральной, муниципальной, либо частной.
Федеральную или муниципальную землю можно перевести в частную, частную передать в муниципальную и т. д. Но землю нельзя уничтожить, как строение, а значит невозможно убрать о ней сведения в связи с прекращением ее существования. Также нельзя удалить данные о ней, «чтобы не платить налог». Снятие с кадастрового учета земельного участка происходит в строго определенных законодательством случаях, основания для которых мы рассмотрим в данной статье.
Понятие ранее учтенного земельного участка
На основании п. 1 ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимости.
Понятие “ранее учтенного земельного участка” следует из положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон о регистрации недвижимости).
Ранее учтенным считается земельный участок, учет которого был произведен до введения в действие законодательства о государственном кадастре недвижимости, вследствие чего кадастровый учет осуществлен не был.
Согласно ч. 4 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности”, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон о регистрации прав), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Новое в составе сведений ЕГРН и кадастра
ЕДИНЫЙ ГОСРЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ |
КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ |
В ЕГРН вошли:
Теперь включают сведения о невозможности госрегистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок с/х назначения или его обременения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с ненадлежащим использованием. |
Уточнено, что в отношении предприятия как имущественного комплекса указывают кадастровые номера объектов недвижимости, которые предприятие использует на праве, отличном от права собственности (например, по договору аренды)
Сведения о решении об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд теперь вносят в кадастр недвижимости, а не в ЕГРН. |
Реестровые дела теперь ведут только в электронной форме.
С 2021 года в законе прописаны случаи, когда кадастровый учет и госрегистрацию прав проводят на основании техплана и акта обследования.
Новое в госрегистрации сделок с долями в праве общей собственности
СИТУАЦИЯ |
РЕШЕНИЕ С 2021 ГОДА |
Когда не нужен нотариус | При отчуждении доли в праве общей собственности на с/х земли обращаться к нотариусу не нужно: такие сделки не требуют обязательного нотариального удостоверения (до 30.04.2021 этот вопрос был спорным).
Также теперь не нужно заверять у нотариуса изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд. |
Регистрация изменения долей | Чтобы зарегистрировать изменение долей, заявление подают:
|
Регистрация продажи доли третьему лицу | Если продавец собрал отказы остальных дольщиков от реализации преимущественного права покупки доли, можно сразу регистрировать сделку. Не нужно подтверждать, что другие дольщики извещены о планируемой продаже доли.
Если сделку удостоверил нотариус, в Росреестр не нужно представлять доказательства отказа других дольщиков от покупки. |
Процедура снятия земли с учета в госкадастре
Нюансы постановки и снятия с кадастрового учета регламентирует ст. 70 Федерального закона от 13.07.15 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.18) «О государственной регистрации недвижимости». Прежде чем подавать документы в официальный орган, необходимо выяснить, как снять с кадастрового учета земельный участок, чтобы не получить отказ.
В случаях, которые определены законом, процедура снятия с учета аграрного надела происходит следующим образом:
- Заинтересованное лицо обращается в регистрирующую инстанцию с заявлением и комплектом документов.
- Сотрудник регистрирует заявление.
- В течение определенного законом срока проводится проверка предоставленных сведений.
- Если информация достоверна, в течение 18 дней сотрудник Россреестра выдаст выписку, подтверждающую прекращение учета земли.
Снятие недвижимости с кадастрового учёта в 2019 году
Существует огромное число различных операций с недвижимостью, когда требуется снятие одного объекта с учёта, и постановка на законный кадастровый учёт обновлённого сооружения. Случаи в жизни бывают разные: разделение, слияние, реконструкция, полное или частичное разрушение. Пока старое строение числится в реестре, новое здание на его месте легальным способом оформить не выйдет.
Федеральный Закон номер 218 регулирует отношения в сфере недвижимости. Положение «О регистрации недвижимых объектов» считается ключевым нормативным актом по всем вопросам оформления участков земли, сооружений, необходимости ставить и снимать их с учёта. Потребуется скрупулёзно разобраться в ситуациях, при которых надо снимать недвижимость с учёта, в каком порядке всё осуществлять.
Порядок снятия земельного участка с кадастрового учета
- полное прекращение физического существования конкретного земельного участка в силу осуществленных в отношении него трансформационных процедур, например, раздела, перераспределения, объединения и т.д.;
- физическое прекращение существования земельного участка по причине его уничтожения ввиду техногенной или природной катастрофы, нанесшей непоправимый ущерб такому участку;
- прекращение существования сведений временного характера об участке, если таковые сведения содержались в Едином государственном реестре недвижимости;
- участок был ранее учтен в кадастровых базах, однако оформление права собственности на него так и не последовало;
- на участок, поставленный на учет в пределах одного года, не было оформлено установленное обременение права собственности;
- для снятия участка с кадастрового учета вынесено соответствующее решение суда по исковому заявлению собственника участка или уполномоченных органов муниципальной администрации или государственной власти.
Порядок снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков
4) документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на земельный участок либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой земельный участок в пользу заявителя (при учете части такого земельного участка, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в ГКН содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой земельный участок) (нотариально засвидетельствованная копия или копия со штампом «подлинник предъявлен», проставленный при приеме документов при предъявлении подлинника.
Если по истечении одного года со дня завершения учета этой части объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) вещного права, такие сведения аннулируются и исключаются из ГКН. При этом ОКУ не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из ГКН, направляет в установленном порядке (порядок не установлен) заявителю или его представителю документы вместе с заявлением о кадастровом учете данного объекта недвижимости, по указанному в этом заявлении почтовому адресу.
Особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости
Согласно части 1 статьи 6 Земельного Кодекса РФ части земельных участков являются объектами земельных отношений. Сведения о части объекта недвижимости — основные сведения об объекте недвижимости, которые вносятся в кадастр недвижимости (исключение – когда объектом недвижимости является объект незавершенного строительства).
Согласно пункту 4 части 3 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ (Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации. Исключением является случай, предусмотренный пунктом 11 части 5 статьи 14 Закона о регистрации: в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута. При этом согласно части 2 статьи 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является в том числе межевой план (в отношении земельных участков), технический план (в отношении объектов недвижимости).
Особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости регулируются статьей 44 Закона о регистрации. Положениями Закона о регистрации предусмотрены следующие правила кадастрового учета части объекта недвижимости в целях государственной регистрации договора аренды. Согласно пункту 3 статьи 44 Закона о регистрации государственная регистрация договора аренды части земельного участка осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. В соответствии с пунктом 5 указанной статьи, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в ЕГРН (блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются. Согласно пункту 2 указанной статьи в случае государственной регистрации прекращения обременения земельного участка или здания, сооружения, в связи с установлением которого была образована и поставлена на государственный кадастровый учет часть такого земельного участка или таких здания, сооружения, снятие с государственного кадастрового учета части земельного участка либо части здания, сооружения осуществляется без соответствующего заявления одновременно с государственной регистрацией прекращения обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения при отсутствии сведений о том, что в отношении такой части земельного участка или такой части здания, сооружения зарегистрировано другое обременение. Для государственного кадастрового учета части земельного участка либо части здания, сооружения и государственной регистрации обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения, если соответствующая часть ранее была снята с государственного кадастрового учета в связи с государственной регистрацией прекращения обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения, по заявлению заявителя орган регистрации прав использует межевой план или технический план, представлявшиеся ранее в отношении указанных части земельного участка или части здания, сооружения, если не изменилось местоположение границ указанных части земельного участка или части здания, сооружения.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 Земельного Кодекса РФ. Сведения о публичных сервитутах вносятся в ЕГРН. Часть земельного участка может быть объектом соглашения об установлении сервитута (ограниченного права пользования), при этом, согласно положениям статьи 39.25 Земельного Кодекса РФ, указанное ограничение устанавливается без регистрации сервитута как такового и без проведения кадастрового учета части земельного участка, в отношении которого он установлен. В соответствии с пунктом 4 статьи 44 Закона о регистрации государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в ЕГРН, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.
Согласно пункту 6 статьи 44 Закона о регистрации государственный кадастровый учет части находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которая образуется в целях установления сервитута, осуществляется по заявлению одной из сторон соглашения об установлении сервитута. Также согласно пункту 1 статьи 44 Закона о регистрации государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в ЕГРН сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в ЕГРН сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Земля может реорганизована благодаря разделению на несколько участков. Помимо прочего, допускается соединение нескольких территорий в одну. Если такие категории земель не будут своевременно сняты с регистрационного учета, то информация о новых частях не сможет быть внесена в соответствующий реестр, в результате чего им не будут выделены индивидуальные кадастровые номера.
В некоторых ситуациях земли могут попросту погибнуть в результате следующих факторов:
- проведение военных операций;
- возникновение стихийных бедствий;
- затопление или возгорание;
- порча плодородного слоя почвы в результате техногенной катастрофы;
- размыв русла рек;
- обрушение земельной породы и так далее.
Снятие с кадастрового учета осуществляет Росреестр.
Признание права собственности на земельный участок…снятый с кадастрового учета
Суть дела такова. Решением суда за гражданином признается право собственности на земельный участок в СНТ. В качестве индивидуализирующих признаков данного участка суд указывает местоположение участка: № аллеи в СНТ, № участка по указанной аллее; площадь, а также кадастровый номер. Решение суда вступает в законную силу. После этого истец, обратившийся в целях исполнения решения суда к кадастровому инженеру за составлением межевого плана, так как границы участка не были установлены, обнаруживает, что, оказывается, участок с данным кадастровым номером аннулирован (снят с кадастрового учета). Самое пикантное в том, что снятие с учета произошло буквально за месяц до обращения гражданина в суд и эти сведения (о снятии с учета) были в выписке ЕГРН, которая запрашивалась судом у Росреестра. Но ни гражданином, обратившимся за признанием права в суд, ни самим судом эта информация не была взята во внимание и в резолютивной части решения теперь фигурирует аннулированный кадастровый номер.
Как известно, по общему правилу зарегистрировать права на объекты недвижимости невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости. Однако в данной ситуации подготовка межевого плана в связи с образованием земельного участка упирается в то, что вновь образованному участку должен быт присвоен свой уникальный кадастровый номер, в то время как в судебном акте-основании кадастрового учета и регистрации права указан другой кадастровый номер этого объекта недвижимости.
Если мы говорим о том, что земельный участок является ранее учтенным, соответственно, его границы ранее уже определены. Данная информация подлежит занесению в единый реестр. Однако, в случае если границы данного земельного участка подлежат уточнению, процедуру можно провести в упрощенном порядке.
Итак, каковы условия для уточнения границ земельного участка в упрощенном порядке?
Данное правило распространяет свое действие только на ситуации, в которых не изменится площадь земельного участка после уточнения его границ. В этом случае уточнении границ земельного участка происходит без процедуры согласования данных границ с соседями прилегающих участков.
Для такого уточнения информации необходимо подать заявление в уполномоченный орган, в компетенцию которого входит регулирование вопросов, касающихся земельных правоотношений.
Однако, необходимо понимать, что в том случае, если границы участка существенно изменились, что привело к тому, что объект приняло новую форму или площадь, речь пойдет уже о повторном учете объекта.