Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто может быть представителем в суде?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Представитель правомочен совершать от имени представляемого лица все необходимые действия, предусмотренные процессом судопроизводства. В случае же, когда в процессе обязательно участие представителя, последний совершает такие действия вместо представляемого субъекта (кроме действий, связанных с получением объяснений и пояснений у последнего и привлечением его к осуществлению иных процессуальных прав — по решению суда), см. п. 1 ст. 56 КАС РФ.
1. Состав суда по административному делу. В соответствии со ст. 28 КАС состав суда для рассмотрения административного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы. Административное дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда.
По общему правилу административные дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Коллегиальным может быть состав из трех судей в суде первой и апелляционной инстанций. Состав суда в кассационной и надзорной инстанциях определяется по правилам для данных стадий по пересмотру судебных актов. При этом в случае коллегиального рассмотрения административного дела один из судей председательствует в судебном заседании.
Участие в делах административного судопроизводства лиц, защищающих интересы неопределенного круга лиц, других лиц, публичные и коллективные интересы
1. Понятие и формы участия лиц, защищающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, других лиц, публичные и коллективные интересы. В административном судопроизводстве в соответствии со ст. 40 и 42 КАС возможно обращение ряда субъектов с административным исковым заявлением с целью защиты «чужих» либо коллективных интересов. При этом в судебном административном процессе, как и в арбитражном процессе (в отличие от ст. 47 ГПК), не предусмотрена такая форма участия субъектов, защищающих «чужие» интересы, как дача заключения по делу.
В отличие от участия прокурора обращение всех лиц, перечисленных в ст. 40 КАС, в защиту «чужих» интересов возможно только в случаях, предусмотренных федеральными конституционными и (или) федеральными законами. Субъекты, названные в упомянутой статье, не наделены полномочием по обращению в суд только исходя из выявленной ими необходимости защиты «чужих» интересов. Обязательным условием является наделение их законом правом на обращение в суд в порядке административного судопроизводства. В этом смысле основания, указанные в ст. 40 КАС, носят бланкетный характер, поскольку необходимо правовое основание иска в виде наделения истца правом на обращение в суд в защиту «чужих» интересов.
Защита неопределенного круга лиц предполагает отсутствие конкретного выгодоприобретателя по иску и будущему судебному решению, поскольку защищается потенциально большой круг лиц, оказавшихся в одинаковой юридико-фактической ситуации, например лиц, права которых нарушены изданием не соответствующего закону акта органа местного самоуправления. Таким образом, иском о защите неопределенного круга лиц защищается только их общий интерес, интересы отдельных лиц должны защищаться с помощью отдельных исков каждого гражданина, входящего в неопределенный круг лиц.
Защита публичных интересов предполагает, что в данном случае государственные органы, должностные лица, уполномоченные по правам человека, разного уровня реализуют свою компетенцию и полномочия. При этом обратившиеся в суд лица не являются непосредственными выгодоприобретателями по решению суда, поскольку предъявленный ими административный иск направлен на защиту публичных интересов. Однако защита публичных интересов вполне может совпасть с защитой интересов конкретного истца как участника спорного материального правоотношения (который и будет в данном случае выгодоприобретателем в случае удовлетворения иска).
Понятие публичного интереса является оценочным и не тождественным понятию публичного права. Речь идет о защите публичного интереса, выражающегося в необходимости защиты интересов всего общества, определенных групп граждан и организаций исходя из различных признаков — территории, места проживания, рода занятий и т.д.
Например, согласно ч. 1 ст. 286 КАС органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В данном случае защищаются публичные интересы всего общества, связанные с необходимостью исполнения налогового законодательства и принуждением к исполнению обязанностей по уплате платежей и санкций.
Представитель в административном судопроизводстве: полномочия
При этом в перечень полномочий представителя в рамках процесса по КАС РФ включены следующие права:
- на проставление подписи в исковом заявлении и подписание возражений на него, направление их в судебный орган;
- ходатайство о назначении и реализации мер предзащиты по иску;
- представление встречных требований;
- подписание мирового соглашения или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам спора;
- отказ от иска (полностью или в части требований) или его признание;
- изменение предмета или основания иска;
- передоверие своих полномочий другому субъекту;
- подписание прошения о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
- оспаривание принятого судом акта;
- представление исполнительной документации к взысканию;
- получение присужденного имущества (в т. ч. в денежной форме).
Как работает представитель
Представительство в суде осуществляется профессиональным юристом и включает в себя оказание следующих услуг:
- первичная консультация;
- изучение материалов дела, имеющихся доказательств и оценка перспектив дальнейшего разбирательства;
- сбор дополнительных доказательств, поиск свидетелей и ведение с ними переговоров о привлечении их к участию в процессе;
- поиск сведений о любых нарушениях, допущенных должностными лицами;
- подготовка процессуальных документов и передача их на рассмотрение в суд;
- участие в судебном процессе на всех его стадиях;
- обжалование вынесенного судебного акта в вышестоящих судебных инстанциях.
Оформление полномочий
Личное участие в деле гражданина (законного представителя) не лишает его права иметь по этому делу представителя (ч. 1 ст. 48 ГПК РФ). Как правило, уполномоченными представителями граждан в суде являются юристы или адвокаты, отношения с которыми строятся на основании гражданско-правового договора.
Доверенность, выдаваемая гражданином, может быть удостоверена в нотариальном порядке либо (ч. 2 ст. 53 ГПК РФ) или ином порядке, предусмотренном законом.
- Обратите внимание! В связи с коронавирусной инфекцией работа нотариусов осуществляется с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации. Порядок работы рекомендуем предварительно уточнить (п. 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316).
Также доверитель вправе указать своего представителя и определить его полномочия непосредственно в суде. Данное заявление можно сделать устно (оно заносится в протокол судебного заседания) или оформить письменно в произвольной форме (ч. 6 ст. 53 ГПК РФ).
В доверенности обязательно должна быть указана дата ее совершения, поскольку без указания этой даты она является недействительной. Доверенность может быть выдана на любой срок, но если конкретный срок в ней не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (п. 1 ст. 186 ГК РФ).
- Важно! Лицо, выдавшее доверенность на ведение дела в суде и впоследствии отменившее ее, обязано незамедлительно известить об отмене суд, рассматривающий дело (ч. 2 ст. 54 ГПК РФ).
Полномочия представителей
Представители должны свои полномочия подтвердить. В зависимости от их статуса это может быть доверенность, приказ на руководителя, удостоверение опекуна и иные документы. В доверенности все, что имеет право совершать представитель, должно быть четко прописано, в частности возможность подписания, подачи заявления, отказа от требований, их изменение, обжалования принятых актов. Полный перечень этих прав установлен ст. 56 КАС РФ.
Согласно новому кодексу представляющий интересы может совершать за представляемого все необходимые действия. У представителей по закону это следует из их статуса, у иных – из подтверждающих полномочия документов. Если участие при рассмотрении дела является обязательным, он имеет такое же право, за исключением получения объяснений от своего доверителя, привлечения его к участию в реализации других имеющихся по закону прав.
Стоимость представительских услуг варьируется от сложности дела, его временных рамок и т.д. В любом случае для успешного ведения процесса лучше всего подыскать квалифицированного специалиста, который сможет максимально качественно защитить ваши интересы.
Представитель в административном судопроизводстве: полномочия
Представитель правомочен совершать от имени представляемого лица все необходимые действия, предусмотренные процессом судопроизводства. В случае же, когда в процессе обязательно участие представителя, последний совершает такие действия вместо представляемого субъекта (кроме действий, связанных с получением объяснений и пояснений у последнего и привлечением его к осуществлению иных процессуальных прав — по решению суда), см. п. 1 ст. 56 КАС РФ.
При этом в перечень полномочий представителя в рамках процесса по КАС РФ включены следующие права:
- на проставление подписи в исковом заявлении и подписание возражений на него, направление их в судебный орган;
- ходатайство о назначении и реализации мер предзащиты по иску;
- представление встречных требований;
- подписание мирового соглашения или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам спора;
- отказ от иска (полностью или в части требований) или его признание;
- изменение предмета или основания иска;
- передоверие своих полномочий другому субъекту;
- подписание прошения о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
- оспаривание принятого судом акта;
- представление исполнительной документации к взысканию;
- получение присужденного имущества (в т. ч. в денежной форме).
Обратите внимание! Законодатель указывает, что вышеперечисленные полномочия должны быть в обязательном порядке отражены в доверенности на представителя или ином документе, подтверждающем правомочия последнего (п. 2 ст. 56 КАС РФ).
Важно! Фиксация в доверенности правомочия представителя на подписание искового заявления и передачу его в судебный орган означает и наличие у него правомочия на подписание и подачу заявления о вынесении судебного приказа (п. 21 ППВС № 36).
Требования к представителю в административном процессе
Обратите внимание! Представитель в административном процессе по определению из Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) — это субъект, участвующий в судебном процессе от имени и в интересах иного лица и при этом соответствующий нижеприведенным требованиям:
- является полностью дееспособным (п. 1 ст. 55 КАС РФ);
- не состоит под опекой или попечительством;
- имеет высшее юридическое образование;
- не является судьей, следователем, прокурором или иным субъектом, участие которого в судебном процессе законом не регламентировано (кроме тех ситуаций, когда данные лица представляют интересы соответствующих органов или выступают в роли законных представителей).
Кроме того, его полномочия должны быть надлежащим образом подтверждены (см. ниже).
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Важно! КАС РФ разделяет понятия «представитель» и «законный представитель». Так, если законом определено, что в процессе непременно требуется участие представителя, то законный представитель выбирает представителя и поручает ему участие в процессе (пп. 2–3 ст. 54 КАС РФ).
Представительство в суде по административным делам
Долго ли, коротко ли шли они по пути, указанному государственной программой «Юстиция». В ней заложен принципиальный момент — переход на квалифицированное судебное представительство. И вот первый документ (АПК РФ в первой редакции не считать) о том, что в суд должен приходить представитель с высшим юридическим образованием. Для начала хочу высказать свое отношение к переходу к «адвокатской монополии». Первое — нет никакой профессиональной разницы между адвокатом и юристом-неадвокатом, если они оба действительно профессионалы.
Второе — есть плохие юристы и плохие адвокаты. Иногда последние платятся за это прекращением статуса. И в этом смысле саморегулирование — это хорошо. Третье — иногда представители-неюристы знают предмет защиты намного лучше. И им должна быть возможность их допуска в суд, например, наряду с адвокатом/юристом. Четвертое — не понимаю категоричности и резкости высказываний против единого рынка и единого саморегулирования. Саморегулирование куда лучше государственного регулирования. Да что в нем плохого? Закоренелое управление? Становитесь членом профессионального сообщества и участвуйте в его управлении сами. Это вполне реально. Являюсь членом совета региональной палаты уже 4 срок, при том что никогда не был приближенным к президентам палаты или их окружению. Надо быть неравнодушным и активным.
Пятое — конечно адвокатура тоже должна быть подвержена реформе. Но, например, не вижу тех препятствий в работе о которых говорят некоторые юристы — о недостаточности форм деятельности. Все вопросы организации и менеджмента временных и постоянных партнерств адвокатов по совместному ведению дел могут быть разрешены на основании горизонтальных и вертикальных соглашений. Активно это практикую. Вместе с тем должна быть возможность совместного осуществления адвокатской деятельности адвокатов из разных регионов в одном адвокатском образовании без учреждения филиалов. Например, бюро могло бы объединять адвокатов на межрегиональной основе. Есть еще что обсудить в реформе адвокатуры, но сейчас переходим к КАС.
Итак, что нужно чтобы твои полномочия признали и допустили в суд в качестве представителя (ч. 2 ст. 58)? Нужно три условия (ч. 1 ст 55) — быть полностью дееспособным, не находиться под опекой и попечительство, иметь высшее юридическое образование. Следует отметить, что КАС допускает представительство разными лицами и понятие представитель является специальным. Есть еще законные представители, «единоличный орган управления организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами или учредительными документами», уполномоченный представитель ликвидируемой организации, уполномоченный участник незарегистрированной общественной или религиозной организации. А теперь вопросы!
Обязаны ли законные представители, не имеющие юридического образования (далее «юробраз») нанимать представителя с юробразом? Общее правило, что поручить ведение дела избранному ими представителю это право. Но, в тех случаях, когда КАСом предусмотрено обязательное участие представителя — право превращается в обязанность (чч. 2-3 ст. 54). Может ли суд назначить представителя? По отдельным категориям дел суд назначает в качестве представителя адвоката (специальное представительство) в случае если его нет. Видимо, здесь имеется ввиду и тот случай, если законные представители не наняли представителя, хотя должны были.
Что это за дела? В случаях указанных в ч. 4 ст. 54 суд назначает адвоката — «В случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката». Должен ли руководитель организации иметь юридическое образование? Нет, он является специально указанным лицом — единоличный орган управления (ч.5 ст. 54). Далее в этой норме поименованы — уполномоченные организацией лица. Здесь важно отметить, что это не любые лица, например работники, а лишь кому права представительства предоставлены федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами. Относительно учредительных документов в общем то понятно — это когда, например, уставом предоставлено право помимо руководителя организации еще кому то действовать от имени организации без доверенности. Что имеется ввиду в отношении полномочий предусмотренных федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, пример, увы, не придумал. Причем это не относится к госорганам и органам местного самоуправления. По ним отдельный пункт в этой статье. По сути те же ограничения — либо руководители и можно без образования, либо представитель с юробразом.
Представитель правомочен совершать от имени представляемого лица все необходимые действия, предусмотренные процессом судопроизводства. В случае же, когда в процессе обязательно участие представителя, последний совершает такие действия вместо представляемого субъекта (кроме действий, связанных с получением объяснений и пояснений у последнего и привлечением его к осуществлению иных процессуальных прав — по решению суда), см. п. 1 ст. 56 КАС РФ.
При этом в перечень полномочий представителя в рамках процесса по КАС РФ включены следующие права:
- на проставление подписи в исковом заявлении и подписание возражений на него, направление их в судебный орган;
- ходатайство о назначении и реализации мер предзащиты по иску;
- представление встречных требований;
- подписание мирового соглашения или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам спора;
- отказ от иска (полностью или в части требований) или его признание;
- изменение предмета или основания иска;
- передоверие своих полномочий другому субъекту;
- подписание прошения о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
- оспаривание принятого судом акта;
- представление исполнительной документации к взысканию;
- получение присужденного имущества (в т. ч. в денежной форме).
Обратите внимание! Законодатель указывает, что вышеперечисленные полномочия должны быть в обязательном порядке отражены в доверенности на представителя или ином документе, подтверждающем правомочия последнего (п. 2 ст. 56 КАС РФ).
Важно! Фиксация в доверенности правомочия представителя на подписание искового заявления и передачу его в судебный орган означает и наличие у него правомочия на подписание и подачу заявления о вынесении судебного приказа (п. 21 ППВС № 36).
Законными представителями физического лица могут быть его родители, усыновители, опекуны или попечители.
Представительство в административном процессе работодателем
Ходатайство о привлечении защитника или представителя заявляет соответствующий участник дела. На любой стадии – применения мер обеспечения (административное задержание, личный досмотр). Составления протокола об административном правонарушении. Рассмотрения или обжалования вынесенного постановления.
Орган, рассматривающий дело (судья, должностное лицо), допускают защитника или представителя. И проверяют его полномочия.
Статья 25.5. КоАП РФ говорит о том, что защитник и представитель имеют право:
- знакомиться со всеми материалами дела,
- представлять доказательства,
- заявлять ходатайства и отводы,
- участвовать в рассмотрении дела,
- обжаловать применение мер обеспечения производства по делу,
- подать жалобу на постановление по делу,
- пользоваться иными процессуальными правами.
На практике: уделите внимание формулировке права на обжалование. Так, “наделен полномочиями по ведению дел об административных правонарушениях во всех судах и у должностных лиц, а также правом обжалования, со всеми процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ” суды признают является достаточным подтверждением права на обжалование решения суда по постановлению об административном правонарушении. Но, к примеру, формулировка “вправе пользоваться всеми правами, предоставленными действующим законодательством РФ сторонам и участникам судебного процесса” – по мнению многих судей не дает защитнику полномочия подавать жалобу на решение суда по жалобе и дальнейшие акты.
Если КАС не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.
Представительство в гражданском праве: виды, понятие
Документ содержит реквизиты, согласно которым характеризуется юридическое действие по передаче полномочий, поэтому обязательно требуется указать все сведения, из которых проистекает суть документа: в определённое время и в определённом месте участник административного процесса передал полномочия на участие в рассмотрении дела своему представителю. Сведения о поверенном и доверителе состоят из нижеследующего:
- фамилии, имя и отчество;
- дата и год рождения;
- данные паспорта: серия и номер;
- учреждение, выдавшее документ;
- дата выдачи;
- место прописки.
Если в роли поверенного выступает адвокат или юрист – сведения о месте его работы: адвокатской конторы или юридической фирмы. Обязательно указывается место рассмотрения административного дела, а так же учреждения и бюро, в которых поверенный будет предъявлять составленный документ.
Перечнем даются все действия, которые потребуется совершить представителю, исполняя полномочия доверенного лица при административном процессе. В завершение указывается срок действия доверенности и право на передоверие полученных полномочий. После этого ставится подпись и делается удостоверительная запись.
Во всех случаях документ составляется по соответствующей форме, без грамматических и технических ошибок, особенно – при написании персональных данных.
ВНИМАНИЕ: Обнаружение ошибки автоматически аннулирует документ, с вытекающими юридическими последствиями.
- Такой документ пишется синими или фиолетовыми чернилами, текст должен быть написан разборчиво, без помарок.
- Его требуется написать в присутствии лица, который будет удостоверять доверенность, обязательно – собственноручно.
- Несмотря на то, что к формату не предъявляется специальных требований, лучше всего использовать лист формата А-4. В крайнем случае, написать доверенность можно на простом тетрадном листе.
- После текста, написанного доверителем, ставится его собственноручная подпись.
- Делается удостоверительная запись.
Если в учреждении используются типовые бланки, то они по преимуществу заполняются от руки, с исполнением указанных выше условий. Для этого нужно внести свои данные в указанные строки.
Печатный текст можно подготовить самостоятельно, но ставить подпись заранее не нужно – этим можно испортить подготовленный текст. Печатные варианты используются там, где нет типовых бланков, при их самостоятельной подготовке в виде готового текста документа. Однако впечатать свои сведения в выданный учреждением типовой бланк так же допустимо.
При самостоятельной подготовке печатного текста всегда используется формат А-4. Документ принимается к исполнению только на бумажном носителе, с надлежащим удостоверением.