Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за тахограф для юридических лиц: где проверять, как обжаловать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Карта водителя – это документ, содержащий информацию о режимах работы и отдыха (о соблюдении этих режимов). При ее отсутствии у водителя – сотрудник ДПС объявляет о нарушении той же статьи 11.23. Карта, это составляющая часть аппарата, а значит ее отсутствие может расцениваться как факт неработоспособности тахографа, что есть нарушением.
Что дает контроль тахографа?
Проверка цифровых контрольных устройств осуществляется с целью удостоверения проверяющего лица в его исправности и правильной эксплуатации. В процессе проверки тахографа инспектором ГИБДД устанавливается:
- Наличие самописца на транспорте, который по закону должен быть оборудован контрольным прибором.
- Соответствие типа устройства установленным нормативам (авто, выполняющие международные рейсы, должны быть оборудованы тахографами с ЕСТР, а машины для внутренних перевозок – аппаратами с СКЗИ).
- Наличие пломб на корпусе прибора, правильность установки.
- Наличие карты водителя у лица, управляющего машиной.
- Соблюдение/несоблюдение водителем норм РТО.
Отсутствие карты водителя при проверке эксплуатации тахографа
Сотрудник ГИБДД имеет полное право взять распечатку с карты водителя не только при простой проверке, но и для разбирательства в дорожной аварии или для рассмотрения страхового случая и при прочих спорных обстоятельствах.
Если водитель желает узнать по закону ли он поступил, он может ознакомиться с нормами в приказе 20августа 2004 года №15. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ».
Поверка тахографа — еще одна «дыра» в законе
2903
Свидетельство и иные документы, подтверждающие поверку тахографа, водителям автомобилей необходимо иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД при остановке на дороге. Даже несмотря на то, что по закону этого делать необязательно. Эксперт портала Навипорт Андрей Туров разобрался в юридической коллизии.
Фото: Руслан Кривобок, РИА Новости
Знакомая ситуация: инспектор ГИБДД остановил автомобиль и попросил предъявить документы, подтверждающие поверку тахографа. Согласно пункту 2.1.1 ПДД, в перечень документов, которые водитель обязан по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки, свидетельство о поверке тахографа не входит. Поэтому зачастую у водителей таких бумаг с собой нет. Однако сотрудники автоинспекции оформляют административное правонарушение и выписывают штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 11.23 КоАП, в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. на водителя и от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — на должностное лицо.
«В наш холдинг входит несколько транспортных предприятий. Часть машин работает по России, часть занимается международными перевозками, — сказал Андрей Туров. — Некоторые машины ездят строго по графику. Чтобы не нарушать график движения, мы соблюдаем законодательство при перевозках. Из-за вынужденных остановок сотрудниками ГИБДД и разборов на дорогах графики нарушаются». При этом к концу месяца может набегать приличная сумма штрафов.
Эксперт Навипорта обратился за разъяснениями в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД. В управлении согласились, что по закону водителям необязательно возить с собой документы, подтверждающие метрологическую поверку тахографа. Однако сотрудники Госавтоинспекции при осуществлении контроля соблюдения режима труда и отдыха имеют полномочия проверить исправность тахографа. «В случае отсутствия поверки он считается неисправным, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 КоАП», — отмечается в ответе МВД. При этом в управлении не уточнили, необходимо предъявлять оригиналы или копии документов.
В статье 11.23 отмечается, что транспортным средством нельзя управлять, а также выпускать его на линию для перевозки грузов или пассажиров без технического средства контроля — тахографа. Также нельзя управлять или выпускать на линию автомобиль с неработающим или не соответствующим установленным требованиям тахографом. Исключение — поломка устройства уже во время рейса.
Другими словами, если водитель не может предъявить на месте свидетельство о поверке тахографа, инспектор формально может счесть его неисправным, даже несмотря на то, что контролирующее устройство вполне исправно работает. И уже в рамках производства по делу могут быть истребованы необходимые документы, позволяющие установить исправность тахографа.
Такая ситуация — еще один пробел в законодательстве, когда одну сферу транспортной деятельности регламентирует несколько законов и подзаконных актов, зачастую противоречащих друг другу, сказала президент Единого Союза Тахографистов Оксана Беспалова. Задача портала Навипорт — разъяснять правила рынка и требования закона, выявлять вот такие юридические коллизии.
Ознакомиться с ответом МВД
Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны устанавливать тахографы на следующие категории автомобилей:
Пассажирские
- в которых более 8 сидячих мест, массой менее 5 тонн — Категория М2;
- в которых более 8 сидячих мест, массой более 5 тонн — Категория М3;
Грузовые
- массой 3,5 — 12 тонн — Категория N2;
- массой более 12 тонн — Категория N3;
Под эти категории попадают автомобили:
- микроавтобусы пассажирские;
- городские и междугородние пассажирские автобусы;
- вся грузовая спецтехника;
- малотоннажные грузовики, такие, как газель;
- среднетоннажные грузовики;
- магистральные тягачи.
Со 2 марта 2020 г. автомобили этих четырех категорий должны быть оборудованы цифровыми тахографами с блоком криптографической защиты — СКЗИ (согласно Приказа Минтранса № 36 от 13.02.2013).
В Приложении N 2 к Приказу обозначены исключения — перечень ТС, на которые не нужно устанавливать тахограф. Например: троллейбусы, автобетоносмесители, пожарные автомобили и другая спецтехника.
Для ТС, осуществляющих международные грузопассажирские перевозки, предусмотрены специальные тахографы ЕСТР. Это устройства европейского образца, отвечающие требованиям Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств.
На личный автомобиль физ. лица установка тахографа не обязательна. Однако если физ. лицо сдаст автомобиль в аренду юридическому лицу или ИП, потребуется установка прибора.
Цифровой тахограф работает в 4 режимах:
- контрольная проверка;
- проверка предприятием;
- режим для ремонта и обслуживания;
- режим вождения.
Для каждого режима есть специальная карта. Это пластиковая карточка со встроенным микрочипом — ключом для идентификации того, кто взаимодействует с устройством.
Кто проверяет наличие тахографа в автомобиле
Проверить автомобиль на наличие тахографа и его соответствие установленным нормам могут сотрудники ГИБДД, а также Ространснадзора (п. 102 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ 10 сентября 2009 г. N 720).
Проверять устройство необходимо не реже, чем один раз в два года.
Порядок проверки регулируется приложениями 3 и 5 Приказа Минтранса №36 от 13.02.2013.
Водитель обязан знать, как использовать тахограф, иметь к нему инструкцию. Если водитель не знает, как сделать распечатку данных с тахографа или по какой-либо причине не может ее предоставить, инспектор имеет право задержать водителя за нарушение правил эксплуатации устройства и наложить штраф. Нарушение требований к эксплуатации тахографов приравнивается к управлению ТС без тахографа. Размеры штрафов определены в ч. 1 ст. 11.23. КоАП.
Как обжаловать штрафы за тахограф
Отменить штраф, наложенный на законных основаниях, нельзя. Но, если санкция применена неверно и вы можете это доказать, штраф можно и нужно обжаловать.
Пример 1: На организацию, водителя и механика, ответственного за выпуск авто на линию, инспектор выписал штрафы за отсутствие тахографа на 50 000 руб, 5000 руб и 10 000 руб соответственно. Инспектор не учел, что машина используется организацией для обслуживания нефтяных скважин и является исключением, освобожденным от обязательной установки тахографа. В этом случае штрафы наложены незаконно и их можно эффективно обжаловать.
Пример 2: При проверке инспектором в тахографе не было бумажной ленты. Это послужило основанием для наказания и водителя, который должен обеспечить эксплуатацию прибора в соответствии с Приказом Минтранса, и лица, ответственного за выпуск ТС на линию и организации, автомобиль которой используется с нарушением требований к эксплуатации тахографов. Инспектор выписал штрафы на 5 000 руб, 10 000 руб и 50 000 руб соответственно. Однако перед началом рейса в организации был составлен документ, в котором было отмечено наличие запасной ленты у водителя. Таким образом, ответственность за отсутствие запасной ленты должен нести только водитель, в силу каких-то обстоятельств утративший эту ленту. Штрафы 10 000 руб и 50 000 руб, наложенные на должностное и юридическое лица, можно успешно обжаловать.
Сделать это можно в течение 10 дней с момента получения постановления.
Для отмены штрафа нужно обратиться с жалобой в тот орган, который вынес постановление. Подавать жалобу нужно в письменном виде одним из двух способов:
- при личном посещении отделения, наложившего санкцию;
- почтовым отправлением в то же отделение.
Обжаловать штрафы через интернет теперь нельзя. Подробнее об этом по ссылке. Как составить жалобу подробно описано здесь.
На рассмотрение жалобы отводится 10 дней. Затем в течение 3 дней взыскатель обязан отправить заявителю ответ. Если жалобу не удовлетворили, можно обратиться в суд, приложив полученный ответ к исковому заявлению вместе с документами, подтверждающими, что санкции наложены безосновательно.
Штрафные санкции, предусмотренные в 2020 году
Что это такое калибровка тахографа (тарировка) в 2022 году
Отсутствие в салоне грузовой машины тахографа, в соответствии со , расценивается как административное правонарушение, которое влечет за собой штрафные санкции на всех лиц, причастных к перевозке. Для водителей предполагается штраф в размере от 1000 до 3000 руб., для сотрудников автотранспортного предприятия, которые выпустили машину в рейс, — от 5000 до 10 000 руб., а для юридических лиц — от 15 000 до 30 000 руб. Кроме того, санкции накладываются и за отсутствие тахографической документации, и за неправильную эксплуатацию устройства.
Во избежание штрафов компании-перевозчику следует в обязательном порядке установить в грузовом и пассажирском автотранспорте тахограф, где хранится карточка водителя.
Шайба тахографа является бумажным кругом со строками, в которых указывается показания скорости и маршрута. В середине круга находятся поля, обязательные для заполнения водителем. Там находиться строка с именем шофёра, непосредственно управляющий транспортом. Ещё указываются точки отправки и конечной точки маршрута, время начало и конца рейса. Строка с номерами авто, поле с данными одометра и разностью его показаний.
Перед тем как начинать заполнять шайбу тахографа, нужно ознакомиться с информацией о самих документах. Они имеют международное значение и признаются в европейских странах. Поэтому лучше ознакомиться с правилами их заполнения порядком указания данных. После этого можно приступать к процессу заполнения.
Если маршрут проходит на территории стран СНГ и России, то водитель должен заполнять шайбу на русском языке. Но если маршрут пролегает на страны Европы или другие зарубежные страны, то устройство обязательно заполняется латинскими буквами. Если рассматривать сам процесс работы, тахограф с шайбой заполнить, как правило, нужно по определённой схеме.
Манипуляции с цифровым тахографом
Одна из главных отличительных черт цифрового тахографа — это невозможность «обмануть» тахограф. Любое механическое вмешательство или неверный ввод данных будет зарегистрирован в памяти устройства и может быть обнаружен во время официальной проверки. Тем не менее, тахограф обмануть возможно. Это — магнит на импульсном датчике, электронная отключка и прочие более экзотичные методы. Мотивация обмана тахографа водителем при внутрироссийских и при международных перевозках различна. При внутрироссийских перевозках тахограф обманывают для того, чтобы повысить показания одометра (в целях воровства дизельного топлива). При международных — цель совершенно иная. Периоды работы и управления транспортным средством водителя фальсифицируются и вводятся в тахограф в виде «отдыха», тем самым рейс, в нарушение положений ЕСТР, возможно закончить быстрее.
Любые манипуляции с тахографом повлекут за собой штраф, который будет зависеть от того, насколько серьёзны были манипуляции и в зависимости от страны, в которой нарушение было выявлено. Тем не менее, следует учитывать, что выявление манипуляций зависит от качества программы-анализатора контролирующего органа. В настоящее время при внутрироссийских перевозках подобные программы-анализаторы отсутствуют.
В качестве примера можно привести Испанию, в которой штраф может достигать €400 за неправильный ввод данных в тахограф или использование просроченной карты тахографа. Некорректное использование регистрационных листков или отсутствие данных о времени вождения и отдыха в контролирующем устройстве может увеличить сумму штрафа до €2000, в то время как водителю, у которого нет регистрационных листков или отсутствует тахограф и другое необходимое оборудование, придётся заплатить штраф в размере до €6000.
Также следует учитывать законодательство Франции. В случае, если водитель использовал период еженедельного отдыха не в гостинице, а в транспортном средстве, штраф — до €500 000, либо тюремное заключение (в настоящее время данная проблема обсуждается в Еврокомиссии).
Прежде всего. хочется отметить, что сразу запомнить все обозначения распечатки тахографа практически не реально. Кроме того, если не тренировать навык регулярно – пиктограммы забываются. Просто сохраните эту страницу в закладках и используйте при необходимости. Это электронная шпаргалка, в которую можно в любой момент заглянуть и вспомнить значение символы распечатки тахографа.
Напоминаем, что гораздо удобнее искать и анализировать нарушения на картах тахографа при помощи специальных программ. Экспресс анализ можно сделать через наш онлайн сервис, а для предприятий предлагаем рассмотреть профессиональные информационные комплексы. К тому же, компьютер это сделает гораздо быстрее, чем человек по распечаткам, а главное ничего не пропустит.
Что представляет собой аналоговый самописец
Внешне такая система имеет общие признаки как радиомагнитолы, так и спидометра. У него есть круглый циферблат, на котором присутствуют часы и спидометр. Если вы не знаете, как правильно пользоваться тахографом, мы поможем вам в этом. В данном случае, если вы решили приобрести устройство аналогового типа, то необходимо знать, какие данные есть на оборудовании. Итак, на лицевой панели устройства находится следующая информация:
- текущая скорость машины;
- пройденное время и путь автомобиля;
- режимы работы устройства;
- индикаторы для определения факта превышения скорости, используемые для установки диаграммного диска;
- переключатели рабочих режимов для первого и второго водителя.
ПРОВЕРКА ТАХОГРАФА ПО ЕСТР (ЦИФРОВОЙ)
- По требованию инспектора водитель обязан предоставить доступ к тахографу для проверки законности установки, передать все необходимы распечатки и СТС.
- Проверка наличия и действительности карты водителя.
- Проверка наличия калибровочной таблички и пломб.
- Проверка размерности шин.
- Сверка данных тахографа, калибровочной табличкой, шин и СТС.
- Проверка действительности мастерской и срока калибровки.
- Проверка времени тахографа и отклонения +- 20 мин.
- Проверка наличия датчика скорости и соответствия его международным требованиям.
- Проверка соблюдения режима труда и отдыха водителя.
- В случае неисправности тахографа проверка ручных записей на термоленте.
Обратите внимание – все установленные тахографы после 01.10.2012г. должны иметь 2-й датчик движения, работающий по CAN линии от ABS, либо по GPS. Так же основный датчик скорости должен быть антимагнитным и соответствовать требованиям 1266/2009 ЕСТР.
Как убрать ошибку тахографа?
Если вы обнаружили какую-либо из перечисленных неисправностей, ее необходимо как можно быстрее устранить.
- При загрязнении – элементарно очистить поверхность карточки, после этого она должна начать работать, при условии отсутствия иных повреждений.
- При наличии механических дефектов – прекратить использование чипа и приобрести новый.
- При поломке кабелей или датчиков – произвести ремонт и заменить неисправные элементы.
Тахограф – это очень сложный прибор и при поломке требует качественного ремонта в профессиональной мастерской. При возникновении любой неисправности лучше не рисковать и обратиться в сервис обслуживания. Доверять починку цифрового прибора мелким и сомнительным мастерским нельзя ни в коем случае, даже если они предлагают привлекательно низкие цены на ремонт. Водитель, отдавший устройство в руки нелегальных мастеров, может поплатиться штрафом или покупкой нового дорогостоящего устройства. Денег придется потратить гораздо больше, чем на качественный ремонт. Выбирая мастерскую, нужно помнить, каким требованиям она должна соответствовать:
- компания есть в утвержденном списке Ространса (доступен на официальном сайте);
- фирма имеет лицензию от ФСБ Российской Федерации;
- мастерская аккредитована производителем данной модели цифрового тахографа.
Каждый водитель должен четко понимать, что если сотрудник ДПС останавливает его ТС, а в нем отсутствует тахограф или он неисправен – ему может грозить штраф и административное дело.
Сотрудник ДПС просит водителя сделать распечатку с тахографа? Водитель обязан ее сделать. Это официальный документ, где указана информация о периодах работы, о превышениях скорости и другие данные, необходимые для определения нормы.
Водитель обязан не только знать, как использовать тахограф правильно, но и иметь к нему инструкцию. Все правила этой инструкции должны беспрекословно выполняться.
Если водитель не знает, как сделать распечатку данных с тахографа или по какой-ибо причине не может ее предоставить, инспектор ДПС имеет право задержать водителя за нарушение правил эксплуатации устройства. За это грозит штраф от 1 до 3-х тысяч рублей, согласно статье 11.23 КоАП. Если распечатка не может быть предоставлена по технической причине – наказание распространится и на механика, который установил неисправный тахограф и на владельца ТС, который выпустил автомобиль на дорогу в подобном состоянии. Соответствующие инструкции и правила по этому вопросу можно найти в приказе 36 Минтранса.
Сотрудник ГИБДД имеет полное право взять распечатку с карты водителя не только при простой проверке, но и для разбирательства в дорожной аварии или для рассмотрения страхового случая и при прочих спорных обстоятельствах.
Если водитель желает узнать по закону ли он поступил, он может ознакомиться с нормами в приказе 20августа 2004 года №15. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ».
Штрафы за нарушение этого закона могут суммироваться и достигать сотен тысяч рублей. Нарушения на такую сумму в большинстве случаев выявляются при плановых проверках на дорогах или при посещении транспортного предприятия с автопарком.
Часто уполномоченными проверяющими лицами поднимается вопрос о наличии сопроводительной документации на тахограф. А именно сертификат, соответствующий законодательству. Эти документы владелец ТС должен предоставить по требованию 184 ФЗ «О техническом регулировании» и 102 ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Необходимо будет предоставить сертификаты на каждый установленный тахограф. Необходимые сертификаты:
- Сертификат Соответствия Тех. регламенту ТС (Таможенного Союза).
- Сертификат, подтверждающий соответствие требованиям по совместимости элементов автомобиля.
- А также сертификат о калибровке. Там указаны уникальные данные автомобиля и конкретной модели тахографа, и даже мастерской и мастера-установщика.