С 1 сентября наемные водители смогут проходить рейсовые медосмотры дистанционно

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 1 сентября наемные водители смогут проходить рейсовые медосмотры дистанционно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Никто из водителей с официальным трудоустройством не может обойти требование по осмотрам. Не важно, каким они управляют видом транспорта. Проверка проводится непосредственно перед началом рейса. Период осмотров относится к рабочему времени.

Организация предрейсового медицинского осмотра

Согласно Приказу №835н, существуют следующие требования, касающиеся организации проверки здорового и бодрого состояния сотрудников:

  • Предрейсовый медосмотр проводится до начала смены, чтобы выявить факторы, способные привести к аварии по причине проблем со здоровьем водителя;
  • Организация и фиксирование проведения предрейсовых осмотров — ответственность работодателя;
  • Медицинский специалист, проверяющий состояние сотрудника, обязан иметь соответствующую квалификацию и сертификат, разрешающий осуществление данной деятельности.

Согласно ТК РФ, время, потраченное на прохождение предрейсового осмотра, входит в число рабочих часов сотрудника. Если по трудовому договору смена водителя длится с 9:00 до 18:00, а контроль состояния занимает 15 минут, начало движения осуществляется в 9:15.

Допуск к работе и последствия запретов

Если есть отклонения, препятствующие дальнейшей работе – выдают направление, предъявляемое в поликлинике по адресу проживания.

Справка должна содержать следующую информацию:

  • подпись самого медицинского сотрудника, выдавшего документ;
  • описание объёмов оказания помощи заявителю;
  • диагностирование болезней по предварительным заключениям;
  • цель, с которой пациента направляют к сотрудникам поликлиники;
  • дата, точное указание времени проведения контроля;
  • порядковый номер самого мероприятия.

Работа с медицинской организацией

Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия под руководством врача-профпатолога, состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.

Врачебная комиссия состоит из врача-профпатолога и врачей-специалистов (прошедших повышение квалификации по специальности «профпатология» либо имеющих действующий сертификат по этой же специальности).

Документы для подачи в медицинскую организацию:

  1. Направление.
  2. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее СНИЛС, или документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронного документа или на бумажном носителе.
  3. Паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность).
  4. Решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
  5. Полис обязательного (добровольного) медицинского страхования.

Кто должен проводить предрейсовый медосмотр водителей по закону

Осуществлять медицинский контроль состояния работников имеют право лица (Приказ МЗ №835н; п.8):

  • с высшим или средним медобразованием (врач, медсестра, фельдшер);
  • сдавшие экзамен, пройдя 72-часовое обучение, утвержденное Приказом Минтранса №308;
  • имеющие действующий сертификат, подтверждающий профквалификацию в сфере предрейсового медосмотра работников (переаттестация проводится каждые 5 лет).

При этом:

  • либо зачисленные в штат автопредприятия, имеющего медицинскую лицензию (Закон №323-ФЗ, ст.24, п.4);
  • либо привлеченные для проведения мед. осмотров по договору, если являются лицензированным ИП;
  • либо работающие в организации (медучреждении), обладающего лицензией, с которой работодатель заключает соглашение о получении услуг на своей или их территории.

Вывод: Проводить ПМО можно только в том случае, если местом работы сертифицированного медсотрудника является организация с медлицензией.

Как проводить предрейсовый осмотр водителей: порядок действий

Процедура предрейсового медосмотра водителей включает в себя:

  • проверку шофёра на наркотическое и алкогольное опьянение;
  • измерение его температуры и давления;
  • визуальную проверку фактического состояния здоровья и его возможности сесть за руль;
  • расспросы водителя о самочувствии и возможных жалобах.

Кому не требуется медосмотр

Медосмотр водителя перед рейсом не требуется сотрудникам экстренных служб. Их работа предполагает срочность, поэтому тратить время на регулярные проверки нет возможности. Сотрудники таких организаций проверяются лишь один раз, перед началом смены.

Когда и кому нужно проходить осмотр

Согласно ФЗ № 196, медицинское освидетельствование обязаны проходить все граждане при получении и замене водительского удостоверения.

Прочие виды медико-тестовых обследований обязательны лишь для следующих категорий водителей:

  • дорейсовые — для лиц, чья работа связана с транспортировкой пассажиров и грузов. Исключение составляют лишь те, кто выезжает по вызову служб экстренного реагирования;
  • послерейсовые — для граждан, служебная деятельность которых заключается в перевозке людей и опасных грузов. Очевидно, что для этой категории сотрудников досмотр необходимо проводить до и после работы.

Примечание: время, затрачиваемое на мед. освидетельствование (до или после рейса), является оплачиваемым (ст. 213 ТК). Если сотрудник-водитель проходит проверку в нерабочее время, то оно должно быть учтено бухгалтерией как сверхурочное. Организация и оплата осмотра возлагается на работодателя.

Цель обязательного медосмотра — выявление возможных противопоказаний к работе, вреда, причиненного воздействием вредных факторов в рабочее время, употребления работником алкоголя или психотропных средств при исполнении служебных обязанностей.

Что позволяет выявить освидетельствование:

  • плохое самочувствие;
  • алкогольное или наркотическое опьянение;
  • воздействие психотропных препаратов.

Алгоритм стандартного прохождения медицинского контроля

Процедура регламентируется Приказом Минзрдрава и состоит из следующих этапов:

  • опрос о физическом самочувствии;
  • визуальное обследование кожи и слизистых оболочек на предмет обнаружения травм, повреждений, сыпи, свидетельствующей об инфекционном заболевании и т. д.;
  • замер температуры, систолического и диастолического артериального давления, пульса. При отклонении показателей от нормы измерение может быть проведено ещё 2 раза с интервалом 20 минут;
  • выявление признаков любого типа опьянения или его остаточных явлений:
    • объём алкогольных паров в дыхании — посредством алкотестера,
    • анализ мочи, если при отсутствии алкоголя по тесту на приборе у гражданина присутствуют визуальные и поведенческие признаки опьянения (независимо от его вида).

КТО ИМЕЕТ ПРАВО ПРОВОДИТЬ ПРЕДРЕЙСОВЫЙ (ПОСЛЕРЕЙСОВЫЙ) ОСМОТР ВОДИТЕЛЕЙ

Заниматься проведением медицинского осмотра могут только сотрудники, обладающие подтвержденной квалификацией. Она узаконивается на основании сертификатов, выдаваемых по специальности сестринское или лечебное дело, а также через удостоверение, говорящее о прохождении курсов повышения квалификации. Стать медицинским работником, занимающимся организацией предсменных осмотров, может медсестра, числящаяся в штабе транспортной компании, или другой сотрудник, присланный профильной медицинской организацией.

В случае если сотрудник числится за сторонней компанией, его учреждение должно обладать лицензией на проведение соответствующего типа осмотров. Поэтому перед подписанием договора в обязательном порядке необходимо проверить наличие лицензии через официальный сайт Роспотребнадзора.

ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ПРЕДРЕЙСОВОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА ВОДИТЕЛЕЙ

При подготовке выбранного помещения необходимо учитывать, что лицензию и техническую документацию на оборудование в дальнейшем придется подтверждать. Поэтому все сведения о закупаемом оборудовании, материалах и прочем необходимо хранить, предоставляя во время проведения проверки объекта.

Сам стандарт оснащения кабинета предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров выглядит следующим образом:

  • Минимальные размеры помещения составляют 12 м2, его высота должна быть не менее 2,6 м, обязательно наличие лаборатории и санузла.
  • Присутствие комбинированного способа освещения: сочетание естественного солнечного света с искусственным, регламентированным правилами КЕО.
  • Наличие гладких стен и полов, которые будут легко отмываться.
  • Присутствие в комнате мебели в виде кушетки, столов, стульев, телефона, лампочек и т.д.

Нормативные требования СанПин добавляют к этому еще ряд положений, уточняющих правила оснащения кабинета предрейсового и послерейсового осмотра:

  • Необходимо использовать жалюзи, помогающие предотвратить проникновение яркого света в помещение.
  • Все поверхности в кабинете должны быть гладкими без выступов и шероховатостей. Это должно обеспечивать возможность быстрого проведения влажной уборки и дезинфекцию помещения.
  • Рекомендуется наличие отдельного входа с улицы, позволяющего быстро попасть в комнату ожидания.
  • Покрытие пола должно плотно состыковываться с основанием, стыки линолеума нужно сделать запаянными.
  • При установке раковин нужно использовать керамическую плитку, отличающуюся высокими влагостойкими свойствами.

ПРИЧИНЫ ОТСТРАНЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТС

Существуют причины, мешающие водителю полноценно управлять транспортным средством. В этом случае формируется протокол в формате служебной записки, а сам сотрудник получает направление в поликлинику. Оно может быть связано с необходимостью сдачей анализов, например, мочи или крови, или сразу с получением лечения у конкретного специалиста.

Читайте также:  Ответственность за нарушение тишины в Москве

Главной задачей медицинского осмотра становится поддержание безопасности дорожного движения, жизни и здоровья его участников. В рамках этих целей отстранение от работы может быть обусловлено следующими причинами:

  • Наличием выраженного болевого синдрома.
  • Присутствием признаков гриппа или ОРВИ.
  • Высокое или, напротив, чрезмерно низкое давление, отклоняющееся от нормы.
  • Проблемы с сердечным ритмом.
  • Усталость и выраженное переутомление.
  • Употребление препаратов, затормаживающих скорость реакций.
  • Состояние алкогольного или наркотического опьянения.

Для проведения проверки на уровень трезвости водителя проводится составление протокола. Он включает в себя следующие пункты:

  • ФИО сотрудника.
  • Должность и место работы.
  • ФИО медицинского работника, направившего его на обследование, а также дата и точное время проведения тестирования.
  • Нестандартное поведение: замкнутость, сонливость, раздраженность, взбудораженность и т.д.
  • Наличие жалоб.
  • Состояние кожи: ее цвет, возможные повреждения (следы от шприцов, расчесывание, высыпания).
  • Состояние слизистых оболочек и зрачков.
  • Показатели пульса и АД.
  • Особенности передвижения и походки: нетвердость, шаткость положения, разбрасывание ног.
  • Дрожь в руках или на веках.
  • Точность выполняемых движений.
  • Наличие запаха, говорящего об употреблении алкоголя или наркотических средств.

В заключении прописываются сведения об общем положении обследуемого, его состоянии и дальнейших рекомендациях. Все это заверяется подписью сотрудника, проводившего тестирование.

Для некоторых показателей у работников характерно формирование собственной нормы, несвязанной с общепризнанными стандартами. Индивидуальный подход формируется после достаточных наблюдений и измерений со стороны наблюдающего медработника.

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:

  1. Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
  2. Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
  3. Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
  4. Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
  5. Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 г.

Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.

Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом

  • На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
  • Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
  • Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
  • Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
  • Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
  • Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
  • Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
  • Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.

Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:

  • поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
  • воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.
Читайте также:  Правила прописки в долевой собственности

Порядок проведения предрейсового медосмотра

Проводить освидетельствование водителя может только специалист с медицинским образованием. Предрейсовый медицинский осмотр проходит в соответствии с особой процедурой.

Для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред.

Помещение должно быть оснащено следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью (минимальное):

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления;
  • термометр;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики.
  • столик для медицинского оборудования.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред;
  • помещение должно быть оборудовано средствами связи.

По результатам предрейсового медосмотра водителю выдается заключение о допуске или не допуске к рейсу. Результаты медицинского обследования также фиксируются в журнале регистрации, где указываются данные о работнике и медицинском сотруднике, проводившем осмотр.

Отказ от проведения медосмотра или допуск к управлению транспортным средством водитель с отклонениями в норме закона грозит увольнением. Если халатность приведет к дорожно-транспортному происшествию, водителю, а также медработнику, допустившего его к смене, может грозить тюремный срок.

Медосмотр для водителей в 2020 году – какой положен

Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.

Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2019 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2014, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995. В соответствии с нормами данных документов, виды медосмотров водителей могут подразделяться на следующие категории:

  • Медосмотр при приеме на работу водителя. В отношении водителей всех без исключения транспортных средств, принимаемых на должность, связанную с непосредственным управлением движением транспорта, должен проводиться первичный или предварительный медосмотр.
  • Периодические медосмотры водителей. Помимо медосмотра при трудоустройстве, необходимо водителям также проходить регулярные периодические медосмотры не реже, чем раз в два года.
  • Внеочередные медосмотры. В отдельных ситуациях водители могут быть направлены на внеочередной медосмотр – причем это направление может быть как выдано работодателем, так и сам работник может направиться на него по собственной инициативе.
  • Предрейсовые медосмотры. Водители, работающие на ежедневной основе, обязаны в соответствии с положениями действующего законодательства, проходить предрейсовые медосмотры перед каждым выездом.
  • Послерейсовые медосмотры. В отношении некоторых категорий водителей могут применяться не только предрейсовые, но и приводящиеся после рейса медицинские осмотры.

Работодатель не имеет права допускать к работе водителя, не прошедшего медосмотр. При этом, если непрохождение медосмотра произошло не по вине работодателя, то за период до его прохождения заработная плата сотруднику не начисляется. В случае, если к работе будет допущен водитель, не прошедший требуемый медосмотр, это может повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности по статье 11.32 КоАП РФ, либо, в отдельных случаях – по статьям 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *