Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по охране труда для водителя автобуса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Управление легковыми автомобилями всех типов, грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 10 т (автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной до 7 м. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим оборудованием специализированных автомобилей. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов. Объявление водителем автобуса остановочных пунктов и порядка оплаты проезда с использованием радиоустановки, установка компостеров, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах. Оформление путевых документов.
Какие сотрудники должный пройти повторное инструктирование?
- Все вновь принятые на работу лица. В том числе для выполнения краткосрочных, сезонных и иных временных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов, инструментов, механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет.
- Сотрудники, которые переведены в установленном порядке из другого подразделения, либо те, которым поручается выполнение новой для них работы.
- Командированные на работу персоналом других организаций.
- Персонал подрядчиков (субподрядчиков), который выполняет работы на территории и объектах организации.
- Учащиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, которые проходят производственную практику на предприятии.
- Другие лица, которые участвуют в производственной деятельности организации.
4.1. При несчастном случае:
— немедленно организовать первую помощь пострадавшему, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или доставить его в медицинскую организацию.
4.2. При обнаружении пожара или признаков горения (задымленность, запах гари и т. п.) необходимо:
-принять меры к тушению возгорания имеющимися на рабочем месте средствами пожаротушения;
— при невозможности самостоятельной ликвидации пожара немедленно сообщить о пожаре по телефону 101 или 112 (назвать адрес объекта, место возникновения пожара, свою фамилию), а также своему непосредственному руководителю.
4.3. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.
4.4. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:
— принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
— в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
— освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
— записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
4.5. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.
Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.
4.6. При необходимости отбуксировать неисправный автобус буксировку можно осуществить либо на жесткой, либо на гибкой сцепке; при этом водитель буксируемого автобуса должен находиться за рулем своего автотранспортного средства. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в салоне автобуса.
3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении с места задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автобуса (микроавтобуса).
3.4. При перевозке детей:
— должен быть дополнительно оборудован спереди и сзади предупреждающем знаком «Дети», а также 2-мя огнетушителями;
— детей должны сопровождать двое взрослых;
— во время движения запрещается стоять и ходить по салону;
— скорость движения не выше 60 км в час.
— перевозку осуществлять только в светлое время суток.
3.5. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с Правилами дорожного движения.
3.6. Оставлять автобус разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
3.7. При ремонте автобуса (микроавтобуса) на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автобус (микроавтобус) с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под машиной находиться с противоположной стороны проезжей части. Не допускать к ремонту автобуса (микроавтобуса) лиц, не имеющих на это право (сопровождающих, пассажиров и т.д.).
3.8. Водителю автобуса не разрешается:
— управлять автобусом в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
— выезжать в рейс (на линию) в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
— передавать управление автобусом другим лицам;
— выполнять буксировку автобуса с целью пуска двигателя, а также с пассажирами в салоне автобуса (микроавтобуса);
— подогревать двигатель открытым пламенем при определении и устранении неисправностей механизмов;
— протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.9. При передвижении и постановке автобуса на пост технического обслуживания необходимо следить за правильным положением колес относительно направляющих ребер осмотровой канавы, эстакады. Установленный на пост автобус надежно затормозить стояночным тормозом и поставить под колеса упоры, а на автобусе с механической коробкой передач, кроме того, включить нижнюю передачу.
3.10. При работе под автобусом выключить двигатель и на рулевое колесо вывесить табличку «Двигатель не включать! Работают люди!» При смене рессор разгрузить их путем поднятия кузова подъемным механизмом с последующей подставкой под кузов козелков. При выполнении работ внизу автобуса вне осмотровой канавы, эстакады применять лежаки.
3.11. При ремонте автобуса содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.
3.12. Подъем автобуса домкратом производить без перекоса (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску); под остальные колеса подложить упоры.
3.13. Для снятия и постановки тяжелых узлов и агрегатов пользоваться подъемно-транспортными средствами, не превышая их максимальную грузоподъемность.
3.14. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудноотвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.15. Проверять совпадение отверстий ушков рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.16. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.
3.17. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того, как автобус будет установлен на козелки.
3.18. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.
3.19. Подкачка шин без демонтажа допускается, если давление воздуха в ней снизилось не боле, чем на 40 процентов от нормы и при условии, что из-за уменьшения давления не нарушилась правильность монтажа шины.
3.20. При выполнении работ с аккумуляторными батареями нужно соблюдать следующие меры безопасности:
— при снятии, транспортировке и обслуживании аккумуляторных батарей следует остерегаться попадания электролита на кожу и одежду. Если это произошло, немедленно обмыть пораженное место содовым 10-процентным раствором или при отсутствии его теплой водой, нельзя обтирать сухой ветошью пораженное место;
— пользоваться специальными тележками с гнездами по размерам батарей при их транспортировании;
— для определения степени зарядки аккумуляторных батарей пользоваться нагрузочной вилкой.
Итак, базовые нормы, которые устанавливают общие требования охраны труда водителя грузового автомобиля и легковых видов автомобильного транспорта, содержатся в Трудовом кодексе. Согласно статье 212 этогонормативного акта работодатель должен обеспечить безопасность своих сотрудников в процессе их работы с учетом специфики их должностных обязанностей. Порядок выполнения этой задачи урегулирован рядом правовых актов, включая:
- приказ Минтруда от 6 февраля 2018 года N 59н, утверждающий правила ОТ при работе на автотранспорте;
- приказ Минздрава от 12 апреля 2011 года N 302н, которым введен список вредных и опасных факторов, создающих повышенные риски при выполнении разных видов операций;
- приказ Министерства здравоохранения от 15 декабря 2014 года N 835н, устанавливающий порядок организации предсменных и послесменных, а также предрейсовых и послерейсовых медосмотров для водителей;
- совместное письмо Минздрава и Минтранса об особенностях организации таких медицинских осмотров от 21 августа 2003 года N 2510/9468-03-32;
- федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, посвященный вопросам безопасности движения по дорогам;
- приказ Минтранса от 20 августа 2004 года N 15, который регламентирует порядок организации режимов работы и отдыха для водителей транспорта;
- другие нормативные документы.
Перечисленные правовые акты гармонизированы по основным требованиям как к работнику, так и к работодателю. Здесь указывается, что основной объем ответственности за безопасность персонала возлагается на работодателя. При этом перечисляемые требования обязательны для исполнения компаниями любых организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями – независимо от масштаба предприятия, области деятельности и иных факторов. Ведь известно, что труд водителей автотранспорта активно используется не только на профильных предприятиях, которые занимаются перевозками людей и грузов, но и компаниях, для которых такие перевозки становятся вспомогательной операцией, необходимой для нормальной организации технологического цикла предприятия.
Назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей; правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей; причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля; порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках; правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта; правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов; влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля; способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий; устройство радиоустановки и компостеров; правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров; порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях; правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля.
Какие изменения нужно внести в программу вводного инструктажа по охране труда
В Правилах установили требование — знакомить работника с положенными средствами индивидуальной защиты при заключении трудового договора. Поэтому на вводном инструктаже нужно будет рассказывать, какие именно СИЗ положены работнику.
В программу не нужно включать перечень СИЗ, укажите отраслевые нормы выдачи. Пропишите в ней отдельный пункт «Ознакомление работника с нормами бесплатной выдачи СИЗ». Если такая информация есть, не переделывайте программу. На инструктаже покажите новому работнику пункт в нормах выдачи и перечислите указанные СИЗ со сроками носки. По просьбе работника предоставьте выписку из норм выдачи или разместите информацию в доступном месте — например, на стенде по охране труда.
На вводном инструктаже расскажите работнику о том, что в организации оборудовали санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для предрейсового медосмотра, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Расскажите, где размещены посты с аптечками первой помощи, огнетушители и пожарные щиты. Разъясните запрет на курение на территории организации и в автомобиле.
В каком порядке нужно провести обучение по новым правилам
Проведите с водителями внеплановый инструктаж по охране труда, затем внеочередную проверку знаний не позднее 27 сентября 2018 года (пп. 2.1.6 и 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29; далее — Порядок обучения № 1/29).
Если работодатель допустит необученных водителей к работе, ему грозит штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП). При этом суд может посчитать, что штраф нужно заплатить за каждого необученного работника (решение Московского городского суда от 06.06.2016 по делу №
Служба по охране труда готовит приказ о проведении внепланового инструктажа и проверки знаний требований охраны труда по новым правилам. Когда будете назначать дату и время экзамена, не забудьте оставить работникам время на подготовку.
Во время внепланового инструктажа работнику объясняют, что именно изменилось в новых правилах. Инструктаж проводит руководитель структурного подразделения по вновь разработанной программе первичного инструктажа на рабочем месте. В журнал регистрации нужно внести основания — укажите номер и дату приказа.
Внеочередную проверку знаний по охране труда проводят в комиссии организации. Чтобы ее провести, после изменения законодательства члены комиссии должны пройти внеочередную проверку знаний в учебном центре (п. 3.3 Порядка обучения № 1/29). Только после этого комиссия может провести проверку знаний новых правил у сотрудников организации. В протоколе, в удостоверении по охране труда, в поле «Причина проверки» укажите «внеочередная».
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
9. Проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работы. Надеть специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.
10. Произвести внешний осмотр автобуса, выполнение его технического обслуживания или ремонта (по данным внешнего осмотра и учетной документации). Осмотреть салон, подножки, площадки, очистить их от грязи, снега, льда.
11. Осмотр автобуса в темное время суток необходимо производить с использованием переносного электрического светильника с предохранительной сеткой напряжением не свыше 42 В или электрического фонаря с автономным питанием.
12. Проверить исправность систем, агрегатов, приборов, узлов и деталей автобуса, влияющих на безопасность движения, в том числе:
- двигателя, рулевого управления, тормозной системы;
- подвески, колес и шин;
- зеркал заднего вида, стекол, стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла, устройств обогрева и обдува стекол;
- приборов наружного освещения, световой и звуковой сигнализации;
- спидометра, тахографа, противоугонных устройств;
- пробок топливных баков;
- механизма регулировки положения сиденья водителя.
13. Проверку производить при заторможенных колесах.
14. К кабине автобуса предъявляются следующие требования:
- лобовое и боковые стекла не должны иметь трещин и затемнений, ухудшающих видимость, боковые стекла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъемными механизмами;
- на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы, сиденье и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя;
- отопительные устройства кабины и пассажирского салона в холодное время года должны быть исправными.
15. Не допускается эксплуатация автобуса с неисправными и не отрегулированными приборами.
16. Замки всех дверей, а также привод управления дверьми автобуса должны быть исправными, исключающими возможность самопроизвольного открывания дверей во время движения.
17. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание или обмерзание стекол кабины.
18. Органы управления автобусов должны быть с исправными уплотнителями, препятствующими проникновению отработавших газов в кабину или пассажирский салон автобуса.
19. Системы питания, смазки, отопления и охлаждения не должны иметь течи.
20. Сигнализация, извещающая водителя о положении дверей салона (открыты, закрыты), должна быть исправной.
21. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца должны быть исправны и правильно установлены. Не допускается наличие трещин и погнутости дисков колес.
22. Не допускается установка на колеса одного моста (оси) автобуса шин с различными типами рисунков протектора.
23. Все провода электрооборудования автобуса должны иметь надежную неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть надежно укреплена. Не допускается течь электролита из аккумуляторной батареи.
24. Испытание и опробование тормозов на ходу проводить на площадке, размеры которой должны исключать возможность наезда автобуса на людей, строения и тому подобное в случае отказа тормозов.
25. Перед регулировкой тормозов после их проверки полностью остановить автобус, поставить противооткатные упоры и выключить двигатель, убедиться в том, что лица, производящие регулировку, находятся в безопасной зоне.
26. Проверить комплектность автобуса, автобус, должен быть укомплектован:
- набором исправных инструментов и приспособлений;
- домкратом необходимой грузоподъемности, подкладкой под пяту домкрата размером, равным двух-трехкратной площади пяты домкрата;
- не менее чем двумя противооткатными упорами (башмаками) для подкладывания под колеса;
- медицинской аптечкой;
- знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем;
- огнетушителем.
27. Автобусы должны укомплектовываться дополнительным огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй — в пассажирском салоне автобуса.
28. При направлении в дальний рейс (поездка продолжительностью более 12 часов) автобусы дополнительно должны снабжаться металлическими подставками, лопатой, буксирным приспособлением, в зимнее время — дополнительно цепями противоскольжения.
29. Перед началом работы водителю необходимо:
- получить у лица, ответственного за выпуск автобусов на линию, путевой лист с указанием маршрута следования и режима работы водителя;
- пройти предрейсовый медицинский осмотр;
- получить в путевом листе отметку о технической исправности автобуса.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
111. При возникновении в пути неисправностей автобуса, при которых не допускается участие в дорожном движении, немедленно прекратить движение, включить аварийную световую сигнализацию.
112. После включения аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, в темное время суток на неосвещенных участках дорог, в условиях недостаточной видимости немедленно выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) на расстоянии не менее 15 м позади автобуса в населенных пунктах и 40 м вне населенных пунктов и сообщить непосредственному руководителю.
113. Приступать к устранению неисправностей или продолжать дальнейшее движения автобуса водитель должен только по указанию непосредственного руководителя.
114. При невозможности дальнейшего движения водитель должен сообщить об этом непосредственному руководителю и в дальнейшем следовать его указаниям.
115. При устранении неисправностей соблюдать требования безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания в соответствующих инструкциях по охране труда, технологической документации на ремонт и техническое обслуживание автобуса, эксплуатационных документах завода — изготовителя автобуса.
116. Не допускается привлекать к ремонту автобуса на участке дороги лиц, не имеющих на это права (пассажиров и других).
117. При отсутствии необходимых приспособлений и инструмента производить ремонт не допускается.
118. Если движение автобуса с техническими неисправностями не запрещено Правилами дорожного движения, включить аварийную световую сигнализацию и следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности по обеспечению безопасности дорожного движения.
119. При появлении во время движения запаха топлива немедленно остановить автобус, выявить причину появления запаха и устранить ее.
120. При возникновении пожара в автобусе:
- немедленно остановить автобус;
- заглушить двигатель;
- выключить зажигание;
- отключить массу;
- перекрыть подачу топлива
- принять меры к тушению пожара своими силами с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения и
- приступить к эвакуации людей из салона автобуса;
121. В случае возникновения пожара в зоне стоянки автобусов или на территории организации эвакуировать автобус в соответствии с разработанным планом эвакуации.
122. При несчастном случае, который произошел или очевидцем которого он стал, водитель обязан:
- немедленно принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию ему первой помощи, вызову по телефону «103» на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения;
- сообщить о происшедшем (или попросить это сделать другого работающего) непосредственному руководителю или другому должностному лицу работодателя;
- обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих, остановки непрерывного производства) – фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом.
123. При дорожно-транспортном происшествии необходимо сообщить непосредственному руководителю и в Государственную автомобильную инспекцию.
124. Водитель, являющийся участником дорожно-транспортного происшествия, обязан:
- немедленно остановиться и остаться на месте дорожно-транспортного происшествия, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, соответствующий установленным требованиям, а если это невозможно — любым иным доступным способом предупредить остальных участников дорожного движения о дорожно-транспортном происшествии. В темное время суток дополнительно или вместо знака аварийной остановки может быть выставлен мигающий красный фонарь;
- принять меры по оказанию доврачебной медицинской помощи потерпевшему (потерпевшим), вызвать скорую медицинскую помощь, а если это невозможно — доставить потерпевшего (потерпевших) на попутном или своем транспортном средстве в ближайшее медицинское учреждение;
- водитель, доставивший потерпевшего (потерпевших) в медицинское учреждение, обязан сообщить там свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства, предъявив водительское удостоверение или другой документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о регистрации транспортного средства, и возвратиться к месту дорожно-транспортного происшествия;
- предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию, в случае необходимости освобождения проезжей части дороги и (или) доставки потерпевшего (потерпевших) на своем транспортном средстве в медицинское учреждение;
- записать фамилии и адреса очевидцев дорожно-транспортного происшествия, сообщить о случившемся в органы милиции и ожидать прибытия работников Государственной автомобильной инспекции;
- принять все возможные меры к сохранению следов дорожно-транспортного происшествия, их ограждению и организации объезда места дорожно-транспортного происшествия.
125. Водителю, являющемуся участником дорожно-транспортного происшествия, не разрешается:
- перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию;
- употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные или токсические вещества до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения, находится ли водитель в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ;
- вскрывать тахограф без разрешения работника Государственной автомобильной инспекции.
126. При возникновении конфликтных ситуаций участниками дорожного движения необходимо проявлять культуру обслуживания и не допускать осложнения ситуации. При непосредственной угрозе здоровью необходимо принять меры для вызова сотрудников милиции (по мобильной связи, по громкоговорящей связи, через пассажиров или других участников дорожного движения – тел. 102).
Приложение 1
к Инструкции по охране труда
для водителя автомобиля,
управляющего автобусом
Наименование средств индивидуальной защиты (СИЗ) |
Классификация (маркировка) СИЗ по защитным свойствам |
Сроки носки в есяцах |
При техническом обслуживании и текущем ремонте (далее – ТО и ТР) автобуса: |
||
костюм хлопчатобумажный (халат хлопчатобумажный) |
ЗМи |
24 |
ботинки кожаные на маслобензостойкой подошве |
МиНсНм |
24 |
перчатки трикотажные |
Ми |
До износа |
При участии в междугороднем дорожном движении дополнительно: |
||
жилет сигнальный с элементами из световозвращающего материала |
Со |
До износа |
Зимой при ТО и ТР автобуса: дополнительно: |
||
куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке |
Тн |
36 |
При работе под автобусом, установленным на осмотровой канаве и (или) вывешенным на подъемном механизме, дополнительно: |
||
каска защитная |
Дежурная |
|
При работе под автобусом с применением инструмента ударного действия дополнительно: |
||
очки защитные или |
ЗП |
До износа |
Что должна содержать инструкция по охране труда водителя
До того, как начинается инструктаж для водителей, каждому человеку дают изучать инструкцию по ОТ. В ней находится информация по охране труда, требования к безопасности в дороге. Там указано, чем должен руководствоваться сотрудник при возникновении нештатных аварийных ситуаций.
В инструкции сказано, что управлять автомобилем могут лица не младше 18 лет, которые имеют водительские права, прошли медицинский осмотр, прослушали вводный и первичный инструктажи, стажировались на рабочем месте, получили соответствующую квалификацию по тарифному квалификационному справочнику, подтвердили, что знают требования ОТ.
Также в документе содержится информация о том, что:
- человек, который своевременно не прошел вновь инструктаж ОТ и ежегодную проверку знаний по ОТ, не может выполнять свою работу;
- сотрудник, который не соблюдает внутренний трудовой распорядок, принятый руководством, не может быть допущен до работы;
- человек должен иметь график труда не более 40 часов в 7 дней. При этом продолжительность одного дня работы или смены должны быть определена правилами по внутреннему трудовому распорядку или штатному расписанию, которое утвердил работодатель, согласовывая его с профсоюзом;
- выполняя свою работу, водитель машины может быть подвержен воздействию опасных и вредоносных факторов в виде токсичных веществ, этилированного бензина, выхлопных газов и прочего;
- оборудование с инструментами и приспособлениями, если их неправильно использовать, может привести к получению серьезных травм;
- водитель, управляющий машиной, обязан соблюдать правила пожарной безопасности. Если он курящий, то курить должен только в специально отведенных для этого местах;
- водитель должен устранить собственными силами замеченную неисправность автомобиля во время совершения работы, например, поломку крепления, или позвонить руководителю предприятия, вызвав техническую бригаду на помощь;
- если два водителя направляются работать на одном автомобильном средстве, то руководством назначается старший водитель. Именно он несет ответственность, чтобы были соблюдены требования безопасности;
- водитель обязуется соблюдать правила личной гигиены.
С какой периодичностью проводить
Каждый вид инструктажа по охране труда имеет свой срок проведения:
Вид инструктажа | Описание |
Вводный и первичный | Сразу после трудоустройства без дальнейшего повтора. Исключение – когда сотрудник меняет работу на не свойственную той, которую выполнял ранее (перевод в другой цех, подразделение, повышение по службе). |
Повторный | Для всех категорий сотрудников не реже, чем каждые полгода. В отдельных случаях такой инструктаж необходимо проводить либо чаще (раз в 3 месяца), либо реже (раз в год). Это зависит от условий производства. |
Внеплановый и целевой | Исходя из ситуации, которая сложилась. Обычно эти виды инструктажей напрямую связанны с какими-то неприятными событиями, либо необходимостью выполнения дополнительных работ (нагрузок). |
Срок в полгода для повторного инструктажа определен не случайно. Практика показывает, что именно после истечения этого строка у труженика начинается «привыкание» к однотипной работе, вследствие чего снижается реакция на нестандартные опасные факторы, а также любые типы новшеств, что внедряются на производстве.
Добавьте к этому и сезонность – условия работы в летний и зимний период обычно кардинально отличаются, за счет изменения температурного режима. А держать в памяти объем знаний, которыми ты сможешь воспользоваться только через полгода, многие считаю излишеством. Поэтому, одна из ключевых целей повторного инструктажа, это обновление в памяти недостающих пробелов безопасного труда на предприятии.
Теперь касательно увеличенных, либо уменьшенных периодов проведения повторных инструктажей.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Сезонный инструктаж по безопасности дорожного движения
Сезонный инструктаж по БДД проводят со всеми водителями два раза в год: в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Например, в апреле–мае и октябре–ноябре.
Кто проводит
Непосредственный руководитель водителя (начальник автоколонны) в сроки, установленные работодателем.
О чем инструктировать
- Особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды.
- Обеспечение безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
Это указано в пункте 20 Правил от 15 января 2014 г. № 7.
Специальный инструктаж по безопасности дорожного движения
Специальный инструктаж проводят, чтобы сообщить водителям срочную информацию, когда:
- вступили в силу нормативные правовые акты, которые влияют на профессиональную деятельность водителей;
- изменился маршрут и условия движения, влияющие на безопасность дорожного движения;
- произошло ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;
- совершен или есть угроза совершения террористического акта.
Кто проводит
Непосредственный руководитель водителя (начальник автоколонны) в сроки, установленные работодателем.
О чем инструктировать
- Оценка ситуации, в связи с которой проводят инструктаж.
- Руководство к действию для водителя в определенной ситуации.
Это указано в пункте 21 Правил от 15 января 2014 г. № 7.
Ответственность за несвоевременное проведение
Законодательно предусмотрено, что, если было нарушено время повторного инструктажа по охране труда, то на организацию накладывается взыскание. Налагаются они только на работодателя. Предусматривается административная и уголовная ответственность.
Обратите внимание! Ответственность несут физические лица-предприниматели и должностные сотрудники, на которых возложены обязанности.
Административная ответственность наступает согласно действующим положениям соответствующего кодекса. За нарушения предусматривается выплата штрафа. Чем более существенный проступок, тем выше взыскание. Повторное обнаружение одной и той же проблемы влечёт увеличение сумм взыскания.
Кто проводит первичный инструктаж на рабочем месте?
Первичный инструктаж на рабочем месте проводит руководитель подразделения или непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда как инструктор по охране труда.
Первичный инструктаж на рабочем месте с персоналом подрядных (субподрядных) организаций, выполняющих работы на подконтрольных предприятию — организатору обучения территории и объектах, проводит непосредственный руководитель (производитель) работ — представитель подрядной (субподрядной) организации совместно с руководителем подразделения или с ответственным за проведение подрядных работ на рабочих местах (в рабочей зоне, территории) данного подразделения. Порядок безопасного выполнения этих работ, включающий порядок инструктирования работающих, может быть оформлен отдельным документом, являющимся неотъемлемой частью договора на выполнение подрядных (субподрядных) работ (оказания услуг).