Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «§ 7. Переучет и снятие организации с учета в налоговых органах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.
Составление промежуточного ликвидационного баланса
Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого ООО и перечне кредиторских требований составляется после окончания срока, указанного в публикации в «Вестнике» (не менее двух месяцев).
О составлении такого баланса нужно снова сообщить в налоговую инспекцию по форме № P15016. Если при первой подаче формы в разделе 2 указывалась причина подачи заявления «3», то для уведомления о составлении промежуточного баланса надо вписать цифру «4». Кроме уведомления в налоговую сдают решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, сам баланс и копию листа «Вестника» с публикацией или подтверждающие документы.
После утверждения промежуточного ликвидационного баланса комиссия начинает производить расчеты с кредиторами. Требования удовлетворяют в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ:
- требования граждан, перед которыми ликвидируемое ООО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсации морального вреда;
- расчеты по выплате зарплаты и выходных пособий работников, принятых по трудовому договору и по выплате авторских вознаграждений;
- расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- расчеты с другими кредиторами.
Если денежных средств ликвидируемого ООО не хватает для погашения всех задолженностей, то имущество общества должно быть продано с публичных торгов.
Постановка на налоговый учет при создании ОП
НК РФ различает три вида обособленных подразделений: филиал, представительство, иное обособленное подразделение. Для ясности предлагаем вам краткую таблицу терминов налогового права.
Таблица 2
Обособленное подразделение (ОП) |
Любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. |
Ст. 11 НК РФ |
Рабочее место |
Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. |
С. 209 ТК РФ |
Филиал (Ф) |
Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. |
С. 55 ГК РФ |
Представительство (П) |
Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. |
Ст. 55 ГК РФ |
Когда платить налоги по новому адресу: основное правило
По нормам НК РФ юридическое лицо ставится на учёт в налоговых органах по месту своего нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений. Поэтому при переезде компании она снимается с налогового учёта в своей ИФНС и закрепляется за инспекцией по новому адресу.
Как происходит переезд юридического лица:
- Компания подаёт в свою ИФНС документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом адресе.
- ИФНС, в котором компания была зарегистрирована по старому адресу, в течение 5 рабочих дней перешлёт документы в ИФНС по новому месту нахождения.
- Новая ИФНС ставит компанию на учёт в течение одного дня после получения выписки из реестра и выдаёт компании новое свидетельство о постановке на учёт.
Как снять с учета кассовый аппарат в налоговой: ключевые особенности
Ранее процедура была намного сложнее. Как минимум потому, что без привлечения технических специалистов из центра обслуживания, невозможно было корректно считать данные, чтобы предоставить их в ФНС. Соответственно, в игру вступали третьи лица, от которых и зависели сроки. Да и заморозка деятельности торгового зала на момент операции — это вполне обычное явление при работе с устаревшей техникой.
Кроме того, был необходим массивной пакет различной документации. Ее нужно было собрать и переправить или лично отнести в компетентные органы. Задача не столько сложная, сколько запутанная и протяженная. Новая процедура упрощена, но обладает рядом собственных особенностей. От причин закрытия и прекращения функций во многом и зависит алгоритм следующих действий.
Как понять, что процедура завершена
Разобрав, как снять с учета онлайн ККМ в налоговой, нужно еще и вовремя узнать, что процесс прошел успешно. Ведь в случае отказа, если мы что-то упустили, ошиблись, то время становится очень важным показателем. Ведь мы помним о коротких сроках, которые отведены нам службой. Многие руководители после отправки просто закрывают страницу и не появляются там до следующей необходимости. Даже не подозревая, что в данный момент они, возможно, уже нарушают закон. И на горизонте все более ощутимо маячат серьезные штрафы. И хорошо, если только они, а не обвинения в преступном умысле.
А сама процедура проверки проста до примитива. Достаточно перейти в то же меню и посмотреть судьбу заявки. Если все прошло успешно, увидим подтверждение с зеленой галочкой. Или отказ с красным крестиком. В принципе, можно ориентироваться и на карточку, которую вышлет служба в течение пяти дней. Опять же, если было одобрение.
Снятие организаций с учета по месту нахождения обособленного подразделения
Снятие с учета организаций по месту нахождения обособленного подразделения регламентируется п. п. 9, 10 и 12 Порядка. Так, организация снимается с учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае прекращения деятельности (закрытия) этого обособленного подразделения. В подобной ситуации организация должна подать заявление по форме N 1-4-Учет. Налоговый орган снимает с учета такую организацию в течение 10 рабочих дней со дня подачи данного заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки (в случае ее проведения). В такой же срок налоговый орган должен выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.
Датой снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемой ситуации является дата внесения в ЕГРН сведений о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения).
В п. 10 Порядка разъясняются правила, согласно которым снимается с учета организация, состоящая на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и принявшая решение зарегистрировать их в одном налоговом органе. Такая организация должна сняться с учета в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения, за исключением налогового органа, который выбран организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений. Налоговый орган обязан снять организацию с учета в течение пяти рабочих дней со дня получения копии сообщения из налогового органа, который организация выбрала для постановки на учет всех обособленных подразделений, находящихся на территории одного муниципального образования. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации либо направить заказным письмом уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.
Пример 2. ЗАО «Альбатрос» имеет два обособленных подразделения на территории муниципального образования, которую обслуживают налоговый орган N 1 и налоговый орган N 2. Организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения в каждом налоговом органе.
ЗАО «Альбатрос» решило поставить на учет все обособленные подразделения в одном месте — в налоговом органе N 1, которому она направила сообщение по форме КНД 1111051.
Получив сообщение, налоговый орган N 1 направил его копию в налоговый орган N 2 для снятия с учета организации в этом налоговом органе. В течение пяти рабочих дней со дня получения этого документа налоговый орган N 2 снял организацию с учета и выдал ей соответствующее уведомление.
Примечание. Налоговый орган, выбранный организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений, обязан передать копию сообщения в налоговые органы, где организация должна быть снята с учета, не позднее следующего рабочего дня после получения такого сообщения от организации.
Датой снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемом случае является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета.
Пункт 12 Порядка касается организаций, которые прекращают деятельность из-за реорганизации, ликвидации, и организаций, исключаемых из ЕГРН:
— по решению регистрирующего органа;
— в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества;
— в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
Снятие указанных организаций с учета в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений производится не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений (содержащихся в ЕГРН) о снятии их с учета из налогового органа по месту нахождения этих организаций. В этот же срок налоговые органы обязаны выдать (направить заказным письмом) организациям уведомления о снятии с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организаций по месту нахождения обособленного подразделения является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
Основания для снятия с учета в налоговом органе
Перечислим причины для снятия налогоплательщика с учета.
Реорганизация. Если несколько юридических лиц приняли решение о слиянии, присоединении, преобразовании или разделении, то ИНН тех компаний, которые прекратили свою деятельность в результате реорганизации, становятся недействительными после проведения процедуры. Орган государственной регистрации информирует инспекции, где данные налогоплательщики состояли на налоговом учете, о прекращении их деятельности для снятия с учета.
Образованные при реорганизации компании подлежат постановке на учет аналогично вновь созданным. Вместе с пакетом документов о государственной регистрации представителю компании выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Юридические особенности, связанные с закрытием филиала ООО
Филиалом называют структуру, которая ведет полноценную деятельность (в отличие от представительства, которое только выполняет некоторые функции), но расположена в другом месте – городе или стране – отдельно от основного предприятия. Обособленное подразделение предприятия не является самостоятельным юридическим лицом, поэтому к процедуре его ликвидации не применимы те же правила, которые действуют при упразднении компании в целом.
Ликвидация представительства в 2022 году проходит следующие этапы:
- совет директоров на официальном собрании принимает решение о ликвидации филиала – если в нем отпала необходимость или он приносит компании убытки, неоднократно допускает нарушения, закончилась лицензия, прекратилась деятельность подразделения или главного предприятия;
- в учредительные документы вносятся изменения, исключаются записи о закрывающемся подразделении;
- в течение 3 дней отправляются уведомления в регистрационные и налоговые структуры.
О постановке на учет (снятии с учета) физлица в налоговом органе в случае смены места жительства
О постановке на учет (снятии с учета) физлица в налоговом органе в случае смены места жительства.
В департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.
Согласно пункту 2 статьи 89 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах место жительства физического лица определяется адресом, по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 11 Кодекса).
Пунктом 4 статьи 84 Кодекса предусмотрено, что в случае изменения места жительства физического лица снятие его с учета осуществляется налоговым органом, в котором физическое лицо состояло на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.
Постановка на учет физического лица в налоговом органе по новому месту жительства физического лица осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по его прежнему месту жительства.
Снятие с учета в налоговом органе физического лица может также осуществляться этим налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) физического лица в течение пяти дней со дня получения заявления или сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 Кодекса, если иное не предусмотрено абзацем восьмым пункта 2 статьи 84 Кодекса, и в тот же срок выдать уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе (пункт 2 статьи 84 Кодекса).
Если, по Вашему мнению, действия должностных лиц налоговых органов нарушили Ваши права, Вы вправе обжаловать указанные действия в порядке, установленном главой 19 Кодекса.
Шаг #1: Отчитаться по налогам
Индивидуальный предприниматель должен обратиться в налоговый орган по адресу регистрации его как ИП и отчитаться по налогам – то есть, предоставить декларации за последний отчётный год.
Если ИП не сдавал отчётность вовремя, ему нужно будет предоставить налоговые декларации за все периоды его предпринимательской деятельности – даже если он её не осуществлял. В таком случае в налоговый орган подаётся «нулевая» декларация.
Отчитаться по налогам лучше до подачи заявления на снятие с налогового учёта. В крайнем случае – до того, как это заявление будет рассмотрено.
Если во время рассмотрения заявления налоговики обнаружат задолженность по налогам, индивидуальному предпринимателю начислят пени и штрафы. А процесс закрытия ИП затянется.
Постановка на налоговый учет при создании филиала
Новая редакция ст. 23 НК РФ не обязывает налогоплательщика подавать сообщение о создании Ф/П. Это означает, что в данном случае не применима ответственность по п. 1 ст. 116 НК РФ. Что касается п. 2 этой правовой нормы, то тут ситуация следующая. После изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27.07.10 № 229-ФЗ, обязанность по постановке на учет осталась у организаций, создающих ОП (кроме филиалов и представительств); у лиц, получающих доход, облагаемый ЕНВД. Поэтому только эти две группы лиц являются субъектами ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. В итоге получается, что организации, ведущие деятельность через Ф/П без постановки на учет, не попадают под п. 2 ст. 116 НК РФ. В общем, ситуация неоднозначная, а судебной практики пока нет. Мы предлагаем (во избежание ненужных споров с налоговой) сначала получить уведомление о постановке на учет, а потом начинать работу через Ф/П. Изменения в сведения о Ф/П делаются в том же порядке, что и создание.
Согласно ст. 5 Закона о государственной регистрации юридическое лицо обязано сообщить в налоговый орган об изменении сведений в ЕГРЮЛ в 3-дневный срок. В случае, если изменение указанных в пункте 1 статьи 5 сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ согласно главы VI закона. В этой главе срока для внесения изменений в учредительные документы нет. Следовательно, закон о регистрации не устанавливает срок на внесение изменений в учредительные документы, в том числе в связи с созданием филиала (представительства). Из ст. 23 НК РФ исключена обязанность налогоплательщика сообщать о создании филиала или представительства.
Купил квартиру больше 20 лет назад, а право собственности зарегистрировал только сейчас
Я приобрел квартиру по договору купли-продажи в июне 1998 года. Договор зарегистрировали в БТИ. В 2020 году решил эту квартиру продать. Для этого пришлось ставить ее на кадастровый учет через риелторов, после чего появилась запись в ЕГРП.
Теперь мне говорят, что раз квартиру поставили на учет как мою собственность в 2020 году, то, чтобы ее продать, мне надо ждать пять лет. Иначе придется платить налог с продажи.
Но ведь я владею квартирой уже 22 года. Разве это не право собственности? Что делать?
В вашем случае налог платить не нужно. Путаница возникает из-за того, что единый государственный реестр и вообще институт общей государственной регистрации прав на недвижимое имущество существовал далеко не всегда. Первый закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним был принят 21 июля 1997 года. А вступил в силу 31 января 1998 года. С этого момента начался переходный период в сфере регистрации прав на недвижимость, который завершился только 1 января 2000 года.
Объясню подробнее, как во всем разобраться и какие проблемы могут встретиться, если вы подписывали договор в переходный период.
Действия бывшего предпринимателя после утраты статуса ИП
В 2018 году снятие с налогового учета ИП может произойти даже в том случае, если индивидуальный предприниматель имеет задолженности во внебюджетные фонды. После регистрации факта закрытия налоговый орган своими силами передает информацию о снятии статуса индивидуального предпринимателя в органах статистики, ПФР и ФСС. Данные органы, при получении информации от налоговиков, самостоятельно снимают предпринимателя с учета. Благодаря этим действиям долги в ФСС и ПФР возможно оплатить и после закрытия ИП. Однако данная процедура подходит только тем бизнесменам, у которых не было наемных работников. Предпринимателям, которые являлись работодателями, расчет по долгам во внебюджетные фонды необходимо провести заранее.
Также важно знать, что не стоит оттягивать расчет по долгам – как ПФР, так и ФСС вправе подать в суд требование о взыскании задолженности даже на физическое лицо.