Пожизненное наследуемое владение земельными участками

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пожизненное наследуемое владение земельными участками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обязательного переоформления никто не требует, но если вы планируете участок продать или, например, подарить, стоит оформить его в собственность. Тем более что закон допускает возможность бесплатного оформления земли с правом ПНВ в собственность. Необходимо только уплатить стандартную пошлину, как в любых других случаях.

Как происходит наследование участков

Получение и оформление наследства ничем не отличается. Такой участок можно даже завещать. Правда, чтобы разделить этот участок, наследникам придется все же оформить на него собственность и уже после этого разделить, если его размер позволяет.

Чтобы оформить участок в наследство, необходимо обратиться в течение полугода к нотариусу с документами, подтверждающими право на наследство:

  • свидетельство о смерти предыдущего владельца;
  • паспорт наследника и другие документы, подтверждающие родство;
  • документы, подтверждающие, что у умершего было право на пожизненное наследуемое владение;
  • кадастровый паспорт участка;
  • выписка ЕГРП;
  • заявление наследника.

Аренда земельных участков

По договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

Согласно ст. 22 ЗК РФ в качестве арендодателей могут выступать собственники земельных участков, а также законные представители лиц, не достигших совершеннолетия, при получении последними земельных участков в порядке наследования (в аренду такой земельный участок может быть сдан на срок до достижения наследником совершеннолетия).

К существенным условиям договора аренды земельных участков, необходимых и достаточных для его заключения, в соответствии с законом относится, во-первых, предмет договора. В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить передаваемое (подлежащее передаче) имущество, т. е. должны быть указаны местоположение, площадь, целевое назначение, категория участка, кадастровый номер (до его присвоения может быть условный номер) земельного участка. По договору аренды может быть передан земельный участок, если он не изъят из оборота. Договор подлежит государственной регистрации.

Во-вторых, в ЗК РФ в качестве существенного условия называется размер арендной платы (ст. 65 ЗК РФ).

Если договором аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, не определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде земельного участка, аналогичного по качеству, назначению, местоположению и другим характеристикам.

Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы за частные земли определяется соглашением сторон. При определении размера арендной платы за государственные и муниципальные земли применяются ставки, устанавливаемые компетентными органами (базовые размеры арендной платы). Традиционно эти ставки устанавливаются за единицу площади арендованного земельного участка с учетом зоны градостроительной ценности (в поселениях), категории землепользователя, вида использования земли. Арендная плата выражается в денежной, натуральной или комбинированной форме. Она может взиматься отдельно за арендуемый земельный участок или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество (например, земельный участок и здание).

Что касается такого условия договора аренды, как срок, то действующее федеральное законодательство отдало этот вопрос на усмотрение сторон договора. Единственное ограничение предусмотрено в отношении земельных участков, передаваемых в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ. Срок в этих случаях — не более одного года. Поскольку срок не является существенным условием договора аренды земельных участков, то он может быть заключен как с указанием срока, так и без него. В последнем случае имеет место бессрочный договор или, точнее, договор, заключенный на неопределенный срок. Отличие между этими видами договоров проявляется прежде всего в порядке их расторжения. Договоры аренды, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее одного года, не подлежат государственной регистрации, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Арендатор вправе без согласия собственника земельного участка, но при условии его уведомления, если иное не предусмотрено договором, передать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу, в том числе отдать арендные права в залог, внести их в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества или общества или паевого взноса в производственный кооператив, а также передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды.

Комментарии к ст. 45 ЗК РФ

1. В данной статье объединены основания прекращения двух видов прав на землю, которые объединяет то, что они являются иными, кроме собственности, правами и, кроме того, правами вещными, а не обязательственными (как аренда и право безвозмездного срочного пользования), притом существующими только в отношении земельных участков, а не какого-либо иного имущества.

Землевладелец и землепользователь не пользуются правом распоряжения земельным участком путем его отчуждения, поэтому единственный путь, по которому они могут добровольно прекратить свои права на земельный участок, — это отказаться от него по правилам, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий).

2. Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения во многом совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье основаниями прекращения права собственности на землю.

Отличия состоят в следующем:

перечень этих оснований, установленных комментируемой статьей, не является закрытым, в отличие от оснований прекращения права собственности;

в данной статье по сравнению с предыдущей приведен более широкий перечень случаев ненадлежащего использования земельного участка, при которых он может быть изъят из постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;

конфискация земельного участка может быть осуществлена только у собственника этого участка.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также его реквизиция у землевладельцев и землепользователей осуществляются в тех же случаях, что у собственников, арендаторов и временных пользователей.

Что же касается оснований изъятия земельного участка вследствие ненадлежащего использования, то три из них полностью совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье, установленными ГК РФ, основаниями изъятия земельных участков у собственников: это использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет. Отличным же является перечень земельных правонарушений (подп. 3 п. 2), совершение которых при указанных в законе обстоятельствах может повлечь принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Однако изучение этого перечня приводит к выводу о том, что указанные в данном пункте комментируемой статьи нарушения в определенной мере повторяют уже названные в других пунктах основания прекращения прав на землю.

Читайте также:  Как восстановить свидетельство о рождении: взрослого и ребёнка.

Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — это и есть использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, — использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель.

Следует обратить внимание на то, что прекращение права на землю предусмотрено ЗК РФ как санкция не за любое земельное правонарушение. За нарушения в использовании земель законодательством предусмотрены различные виды ответственности, в том числе взыскание штрафов в административном порядке (см. комментарий к гл. 13 настоящего Кодекса). Вопрос же об изъятии земельного участка может ставиться только при таких нарушениях земельного законодательства, которые названы в комментируемой статье. При этом речь идет только о правонарушениях, совершенных умышленно, и при условии, если нарушения не устранены совершившим их субъектом. В соответствии со ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Правовой режим использования земель, о котором идет речь в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, связан с ограничением или запрещением тех видов деятельности, которые несовместимы с основным назначением данного вида земель. Земельный кодекс устанавливает только некоторые основные черты такого режима, детально же он регулируется федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Например, особый режим использования установлен законодательством для земель особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная и рекреационная деятельность на них допускается в ограниченном масштабе и на специально выделенных участках; при этом на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство не связанных с функционированием таких территорий промышленных, хозяйственных и жилых объектов, дорог и иных коммуникаций, движение и стоянка механизированных транспортных средств, прогон животных, предоставление дачных и садоводческих участков (ст. 96 ЗК РФ).

Земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, в соответствии со ст. 14 ЗК РФ подлежат ограничению в использовании: на них, в частности, запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей, установленных ст. 13 ЗК РФ. Решения о необходимости проведения тех или иных агротехнических, мелиоративных и иных мероприятий они принимают самостоятельно, но некоторые действия в этом направлении обязательны. Ведь процессы, к примеру, эрозии почв, образования оврагов могут затронуть и соседние участки. Обязательные мероприятия по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий включаются в федеральные, региональные и местные программы по охране земель.

Меры по охране земель должны приниматься также при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43 Федерального закона об охране окружающей среды). Порядок проведения мелиоративных мероприятий на сельскохозяйственных землях и возникающие в связи с этим отношения урегулированы Федеральным законом о мелиорации.

Обязанность своевременно производить платежи за земельные участки относится к числу основных обязанностей землевладельцев и землепользователей (ст. 42 ЗК РФ). Порядок взимания земельного налога в настоящее время регулируется гл. 31 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

До последнего времени перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками (так же, как и оснований принудительного прекращения аренды — см. след. статью) был исчерпывающим. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ п. 2 комментируемой статьи дополнен подп. 7, согласно которому федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения данных прав на земельные участки.

Правовые особенности наследуемого владения

Пожизненное владение земельным участком имеет конкретные ограничения в вопросах распоряжения наделом, кроме того, право владения передается только по наследству. Продажа участка, передача его в залог или дарения не допускается, и в случае их осуществления признаются ничтожными. Исключения из данного правила нет, однако существует норма, позволяющая его обойти – дело в том, что переход прав на капитальное строение автоматически осуществляет переход прав на землю, где размещены эти строения. То есть, фактически отчуждение земельного участка возможно, достаточно продать дом, возведенный на нем, при условии, что строение оформлено в собственность с соблюдением правил регистрации. Отметим, что на продажу дома не требуется согласия муниципалитета, не нужно даже решение государственного органа о смене владельца земли, оно регистрируется одновременно с регистрацией прав на приобретенный дом.

С изменением советского Земельного законодательства, на ныне действующее, которое вступило в силу на основании земельной политики РФ, участки стало разрешено переоформлять в собственность. Более того, положение было облегчено программой «дачной амнистии», которая позволяла оформить ЗУ в короткие сроки, при предоставлении минимума документов. Те из граждан, чьи правоустанавливающие документы были утрачены, смогли беспрепятственно восстановить их и переоформить право собственности путём перерегистрации.

Для переоформления следует обратиться с заявлением в администрацию населённого пункта, предоставив требуемые документы. После рассмотрения, заявитель получит акт административного решения (копию), которую передаст в Росреестр вместе с пакетом документов и заявлением о регистрации права собственности.

Для физических лиц не предусмотрено федеральных нормативов по штрафным и иным санкциям за просрочку переоформления. Однако каждый регион вправе взимать таковые на основании локальных актов.

Кому и когда были предоставлены участки на праве постоянного (бессрочного) пользования?

Множество земельных участков (так же и лесные участки) были предоставлены гражданам и юридическим лицам очень давно, еще до вступления в действия Земельного Кодекса РФ, еще при советской власти, когда частной собственности на землю не было.

Несмотря на давность предоставления — право это действующее, законное, государство его не прекращает. Такое право сохраняется за землепользователями. Об этом говорится в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»: «Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется«.

Владение и пользование земельным участком, предоставленным на праве постоянного (бессрочного) пользования

Автономное учреждение, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (п. 1 ст. 269 ГК РФ). В п. 2 этой же статьи зафиксировано: лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. В то же время владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если только иное не предусмотрено законом (п. 3 ст. 264 ГК РФ). В свою очередь, Земельным кодексом (п. 4 ст. 20) установлено: юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Таким образом, АУ, за которым земельный участок закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться данным земельным участком. Что это означает? Как указал Пленум ВАС РФ в Постановлении от 24.03.2005 N 11 (п. 24), лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, причем даже при наличии согласия на это собственника земельного участка. Судьи ФАС ВСО в Постановлении от 20.07.2009 по делу N А78-14619/05 отметили: под распоряжением, прежде всего, понимается совершение с вещью различных сделок, изменяющих юридическое отношение к вещи собственника и дающих права на вещь иным лицам. В связи с этим арбитры по требованию заместителя прокурора признали недействительным договор, заключенный образовательным учреждением с обществом, о передаче последнему в пользование земельного участка, закрепленного за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, для строительства подземной автостоянки. В ходе разбирательства было выяснено, что земельный участок был предоставлен образовательному учреждению для целей народного образования. Однако строительство автостоянки, предусмотренное условиями спорного договора, а также заключение обществом с физическими лицами договоров об инвестировании строительства автостоянки (долевого участия в строительстве автостоянки), в соответствии с условиями которых гаражные боксы автостоянки по окончании строительства подлежали передаче в собственность инвесторов, вышеуказанной цели не преследовали. Судьи добавили: в данном случае не применяются правила п. 2 ст. 167 ГК РФ (возврат каждой из сторон недействительной сделки полученного по этой сделке). Права лица, считающего себя собственником спорного имущества, подлежат защите путем заявления виндикационного иска. Как отметил КС РФ (Постановление от 21.04.2003 N 6-П), когда по возмездному договору имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться в суд в порядке, установленном ст. 302 ГК РФ, с иском об истребовании имущества из незаконного владения лица, приобретшего это имущество. Окончательная точка в данном деле в части признания сделки недействительной еще не поставлена, поскольку Определением ВАС РФ от 06.11.2009 N ВАС-15268/09 было принято к производству заявление общества о пересмотре дела в порядке надзора.

Читайте также:  Тарифы и льготы

Думаем, решение будет таким же, как в Постановлении ФАС ПО от 14.04.2009 по делу N А55-8383/2008 , в передаче которого в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 06.08.2009 N ВАС-9994/09. Изъятие земельного участка у лица, которому он передан на праве аренды лицом (в рассматриваемой ситуации — национальным парком), которое его получило на праве постоянного (бессрочного) пользования, будет означать лишение парка земельного участка (фактическое изъятие этого участка у национального парка, являющегося землепользователем). Однако право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не прекращено. В связи с этим в иске об истребовании земельного участка было отказано.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС ПО от 06.04.2009 по делу N А55-8380/2008, в передаче которого в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 31.07.2009 N ВАС-9600/09.

Таким образом, если АУ передаст земельный участок (его часть), закрепленный за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования, в аренду, договор аренды, на основании которого будет произведена такая передача, признают недействительным. Еще одно подтверждение этого — Постановление ФАС ВСО от 20.08.2008 N А10-13438/05-Ф02-3935/08, в передаче которого в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 24.12.2008 N ВАС-16610/08. При этом в рассматриваемой ситуации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, может потребовать принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Как известно, использование земли в РФ является платным. Формами платы выступают земельный налог и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ). Плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, а также праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Земельный налог относится к местным налогам, поэтому обязателен к уплате на территории тех муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), где он введен в действие в соответствии с нормативным правовым актом представительных органов муниципальных образований (законом конкретного субъекта РФ). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) должны определить отдельные особенности. Во-первых, этим органам следует утвердить налоговые ставки, по которым уплачивается земельный налог на территории соответствующего муниципального образования (субъекта РФ). Во-вторых, они наделены полномочиями по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. В связи с этим при расчете земельного налога АУ обязательно должны изучить местный нормативный правовой акт (закон) по земельному налогу.

Автономным учреждениям в первую очередь нужно обратить внимание, не распространяется ли на них какая-либо из льгот, установленных Налоговым кодексом (ст. 395) или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законом города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга). Кстати, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера. Руководствуясь данной нормой, антимонопольный орган одного из субъектов РФ требовал признания недействительной льготы по земельному налогу, согласно которой освобождались от уплаты этого налога бюджетные учреждения, деятельность которых финансируется из краевого, районного бюджетов и бюджетов поселений на основе сметы доходов и расходов, в отношении земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования. В свою очередь судьи ФАС ДВО признали, что предоставление льготы по земельному налогу только бюджетным учреждениям не приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между частными и бюджетными (автономными) учреждениями (Постановление от 25.03.2009 N Ф03-909/2009). К аналогичному выводу пришли судьи ФАС УО (см. Постановление от 20.05.2009 N Ф09-3179/09-С1). Объяснение такое: частные учреждения вообще не являются плательщиками земельного налога. Автономные учреждения данный момент могут взять себе на вооружение, если на территории их муниципального образования будет предусмотрена льгота только для бюджетных учреждений, а не для государственных и муниципальных учреждений. Установление такой льготы вполне может быть оспорено.

Также следует обратиться к п. 2 ст. 389 НК РФ, в котором перечислены земельные участки, которые не признаются объектом обложения земельным налогом. К примеру, к таковым относятся земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (пп. 3 указанного пункта). По мнению судей, под данное освобождение подпадают земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования школе милиции и государственному учреждению здравоохранения, входящим в систему МВД России. С аргументами, приведенными арбитрами, можно ознакомиться в Постановлениях ФАС ЗСО от 03.10.2007 N Ф04-6852/2007(38844-А45-26), ФАС СЗО от 26.02.2008 по делу N А66-7083/2007.

Читайте также:  Входит ли договор подряда в общий трудовой стаж

Правовые особенности наследуемого владения

Пожизненное владение земельным участком имеет конкретные ограничения в вопросах распоряжения наделом, кроме того, право владения передается только по наследству. Продажа участка, передача его в залог или дарения не допускается, и в случае их осуществления признаются ничтожными. Исключения из данного правила нет, однако существует норма, позволяющая его обойти – дело в том, что переход прав на капитальное строение автоматически осуществляет переход прав на землю, где размещены эти строения. То есть, фактически отчуждение земельного участка возможно, достаточно продать дом, возведенный на нем, при условии, что строение оформлено в собственность с соблюдением правил регистрации. Отметим, что на продажу дома не требуется согласия муниципалитета, не нужно даже решение государственного органа о смене владельца земли, оно регистрируется одновременно с регистрацией прав на приобретенный дом.

Права и возможности после решения суда

Судебное решение выносится на основании пункта 2 статьи 54 ЗК РФ. Для его осуществления, от административного органа требуется соблюдение этапов прекращения права пользования:

  • административное взыскание и наказание в виде штрафа, постановление о вменении обязательства по восстановлению плодородия почв с указанием сроков;
  • в случае неисполнения, уведомление о возбуждении дела в суде.

Соответственно, гражданин, который заинтересован в сохранении права пользования, за данный ему промежуток времени, сумеет устранить им же допущенные нарушения. Если он этого не сделает, то лишение его права пользования окажется не только правомочным, но и целесообразным.

Более того – после признания судом прекращения права пользования, он будет обязан возместить нанесённый землям ущерб, по постановлению суда. Выписка из постановления суда будет отправлена в Росреестр для снятия изъятого участка с регистрационного учёта и постановки на учёт в качестве объекта муниципальной собственности.

Если же порядок досудебной процедуры был нарушен со стороны административной комиссии, или дело о прекращении было возбуждено на основании ничтожного прецедента, гражданин может отстаивать своё право также, в судебном порядке.

Его право пользования обеспечивают положения Земельного кодекса, в частности:

  • статья 60 восстанавливает нарушенное право пользования после признания решением суда, незаконного отнятия земельного участка;
  • статья 61 отменяет неправомерные взыскания, налагаемые административными решениями.

Опираясь на данные по закону, права защиты граждан, землепользователь может быть застрахован от перегибов со стороны административных комиссий. Документы для искового производства удобнее всего подать в десятидневный срок после принятия решения, судом.

○ Правовое регулирование.

Так как законы, по которым предоставлялась земля пожизненно, утратили силу, осталось совсем немного норм, регулирующих вопрос оформления таких участков. Основные из них:

  1. Статьи 264-269, 1181 ГК РФ – устанавливают права землепользователей.
  2. Ст. 3 Закона № 137-ФЗ – определяет статус участков, переданных в пожизненное владение, в связи с введением нового ЗК РФ.
  3. Статьи 45, 54 ЗК РФ – предусматривают основания прекращения пользования участком, переданным в пожизненное владение.
  4. Ст. 49 Закона № 218-ФЗ – устанавливает особенности регистрации участков, которые находятся в пожизненном владении.

Рассмотрим, что же предусмотрено в указанных нормах.

На сегодняшний день участки больше не предоставляются в собственность частным лицам. Оформить можно только ту землю, которая была выделена гражданам на правах пожизненного пользования до 2001 года.

Это наделы, которые выделялись людям для следующих целей:

  • Садоводство.
  • Жилищное или дачное строительство.
  • Подсобное хозяйство.
  • Огородничество.

На сегодняшний день земли выделяются только государственным учреждениям (ст. 39.9 ЗК РФ).

○ Как зарегистрировать права?

Как стать собственником владения? Для этого необходимо совершить определенные действия – собрать нужный пакет документов и заявить о своих намерениях в государственные органы.

В соответствии со ст. 49 Закона № 218-ФЗ для регистрации участка наследнику достаточно получить у нотариуса свидетельство о наследстве на постройки, возведенные наследодателем на земле. Если на зданий на участке нет, подойдет один из следующих документов:

  • Решение администрации о передаче наследодателю участка.
  • Акт на землю наследодателя, выданный органом, уполномоченным администрацией на предоставление наделов гражданам.
  • Выписка о правах наследодателя на землю из похозяйственной книжки.
  • Иной акт, подтверждающий право наследодателя на владение землей.

Права пожизненного владения земельным участком по наследству

Понятие пожизненного наследуемого владения берет начало в Земельном кодексе РСФСР. В российском законодательстве понятие получило развитие. Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ), введенный в 2001 году не допускает появления новых владельцев участков с правом пожизненного владения. Лица, получившие участки до вступления в силу указанного кодекса, сохранили свои права.

Согласно статье 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), гражданин может передать по наследству право пожизненного владения земельным участком. Наследование является единственным способом передачи прав на владение земельным участком. Законом не допускается его дарение, продажа или осуществление в отношении него иных действий с передачей прав кому-либо.

Все доступные варианты приобретения постоянных или временных прав на недвижимые объекты, в том числе и земельные наделы, регламентированы нормами ГК РФ и ЗК РФ. С принятием в 2001 году Земельного кодекса РФ такой способ получения земли, как пожизненное наследуемое владение, утратил юридическую силу. Тем не менее, наделы, предоставленные по ранее действующему законодательству, по-прежнему могут находиться в пользовании граждан.

Пожизненное наследуемое владение наделами земли характеризуется следующими нюансами:

  • на предоставленные участки не возникает право собственности, что лишает возможности распоряжаться ими путем совершения гражданских сделок (такую землю невозможно продать или сдать в аренду третьим лицам);
  • земля предоставляется на бессрочном праве пользования, при этом после смерти владельца аналогичное право переходит к потенциальным наследникам;
  • обладание участком на указанном праве позволяет без ограничений возводить объекты жилой недвижимости и хозяйственные постройки, причем они могут быть оформлены в частную собственность граждан;
  • выделение земель на указанном праве осуществлялось только физлицам, предприятия не могли приобретать участки таким способом.

Выделение участков на указанном праве осуществлялось из земель государственного или муниципального фонда. Подтверждающим документом являлся распорядительный акт местных властных органов.

Выделение земель по таким основаниям предусматривало различное целевое назначение – для возведения индивидуальных жилых домов, для ведения личного хозяйства и т.д. Этот правовой режим землепользования указывался в распорядительном акте властного органа, граждане не вправе произвольно менять его.

Наследование права пожизненного владения земельным участком по наследству

На основании ст. 267 ГК РФ, гражданин, имеющий право пожизненного владения земельным участком, не может им распоряжаться, за исключением передачи прав по наследству. Продажа или дарение участка не допускается.

Особенности наследования данных земельных участков определены ст. 1181 ГК РФ, из которой следует:

  • право пожизненного владения земельным участком может быть передано по наследству. При этом оно входит в состав наследственной массы и наследуется общем порядке, без необходимости в специальных разрешениях;
  • вместе с земельным участком, передаваемым по наследству, наследники получают почвенный слой, находящийся в пределах участка, водные объекты и растения. Часть объектов может быть исключена из состава наследства, если это оговорено законом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *